Реакции нервных рецепторов с кожи на внутренние органы при воздействии тепла

Обновлено: 28.04.2024

Наряду с эндогенными процессами для поддержания нормальной температуры тела важнейшим механизмом является изменение характера поведения, или поведенческая терморегуляция.

Для холоднокровных животных этот механизм является определяющим. Поддерживающими постоянную температуру факторами являются изменение позы, поиск укрытия, по возможности выбор более теплой или холодной среды и т. п. Человек для поддержания оптимальной температуры тела нередко прибегает к усиленным мышечным движениям, особенно для согревания на холоде. При ходьбе теплопродукция увеличивается в 2 раза, а при беге или интенсивной работе — в 4—5 раз. Повышение температуры тела при этом даже на несколько десятых градуса способствует ускорению окислительных процессов, в частности — окислению продуктов белкового катаболизма. Кроме того, для человека не менее важными факторами поддержания оптимальной температуры тела является ношение одежды, соответствующей температуре окружающей среды, и оборудование жилища (утепление жилища зимой и использование кондиционеров в жаркое время года).

Регуляция температуры тела. Восприятие организмом температурных воздействий (терморецепция).

Поведенческая терморегуляция. Регуляция температуры тела.

Изменение температуры внутренней среды («ядра») и поверхностных отделов («оболочки») тела человека воспринимается организмом с помощью терморецепторов. Температурная рецепция осуществляется окончаниями тонких чувствительных нервных волокон типа С и А (8), которые представлены в коже, слизистых оболочках, мышцах, сосудах, во внутренних органах (периферические терморецепторы). Холодо- и теплочувствительные нейроны располагаются в медиальной преоптической области переднего гипоталамуса (центральные терморецепторы).

Восприятие температурных раздражений из внешней среды и формирование температурных ощущений у человека осуществляется с помощью терморецепторов кожи и слизистых оболочек, среди которых имеются холодовые рецепторы (повышают частоту передачи нервных импульсов по афферентным нервным волокнам к терморегуляторному центру при их охлаждении и снижают эту частоту при их нагревании) и тепловые рецепторы (реагируют на изменение температуры тела противоположным образом). В коже и на слизистых оболочках человека больше холодовых рецепторов (около 250 000), чем тепловых (около 30 000). Кроме того, холодовые рецепторы кожи расположены более поверхностно, на глубине 0,17 мм, а тепловые — более глубоко, на глубине 0,3 мм. Эта особенность расположения терморецепторов обусловливает более раннее восприятие организмом человека холода, чем тепла. Другая особенность терморецепторов — их неравномерное распределение в коже по площади, что определяет различный уровень чувствительности к холоду и теплу разных участков тела. Наибольшей чувствительностью обладает кожа лица, наименьшей — кожа нижних конечностей.

Афферентный поток нервных импульсов от периферических терморецепторов поступает через задние корешки спинного мозга к вставочным нейронам задних рогов. Затем по спиноталамическому тракту этот поток импульсов достигает передних ядер таламуса и далее проводится в сомато-сенсорную кору больших полушарий головного мозга. Поступление нервных импульсов от периферических терморецепторов в соматосенсорную кору обеспечивает возникновение и топическую локализацию субъективных температурных ощущений, таких как «тепло», «холодно», «прохладно», «жарко», «температурный комфорт» или «дискомфорт». На их основе формируются поведенческие терморегуляторные реакции. Значительная часть афферентных импульсов от периферических рецепторов кожи и внутренних органов поступает из спинного мозга по волокнам спиноталамическо-го тракта к нейронам гипоталамического центра терморегуляции.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия № 2.5

«Методы простейшей физиотерапии»

Тип занятия: теоретическое

МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело

Количество часов: 2

г. Евпатория, 2018 г.

Подготовила: Токарева Ю.Ю . – преподаватель МДК. 04.03. «Технология оказания медицинских услуг».

Рассмотрено и одобрено

и сестринского дела

Председатель __________ В.Л. Маилян

РАЗДЕЛ I . МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

ПЛАН ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2.5

Тема занятия: Методы простейшей физиотерапии.

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Цели занятия:

Образовательная: Сформировать у студентов знания методов простейшей физиотерапии.


Развивающая: Развитие профессионального клинического мышления и профессиональных умений самостоятельной работы, навыков самообразования, творческих способностей студентов.

Воспитательная: Воспитание профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента, Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор, общую культуру и культуру общения. Добиваться осознанности в правильном выборе профессии.

Методическая: Формирование профессиональных умений на интерактивной основе в сочетании различных форм, методов и элементов технологий обучения в процессе занятия.

Мотивация: овладение ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 12, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.5, ПК 2.6.

Междисциплинарные связи: гигиена и экология человека, анатомия и физиология человека, здоровый человек и его окружение.

Внутридисциплинарные связи: теория и практика сестринского дела (потребности человека, морально-этические нормы и права профессионального сестринского поведения), безопасная среда для пациента и персонала (ВБИ, санитарно-эпидемиологический режим ЛПУ, дезинфекция, стерилизация).

Место проведения: лекционная аудитория.

Тип занятия: теоретическое.

Количество часов: 2

Обеспечение занятия: Информационные (учебник, методическая разработка, мультимедийная презентация).

Основная литература:

1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии-изд.5-е- Ростов-на-Дону: Феникс, 2014-733с.:ил.

2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник/ С.А. Мухина, И.И., Тарновская – 2-е изд, испр.и доп.-М.: ГЭ ОТАР-Медиа, 2010г.

Дополнительная литература:

1. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела», Москва, Издательская группа «ГЭОТАР -Медиа», 2015.

Интернет-ресурсы:

Студент должен знать:

1. Определения терминов, употребляемых при проведении процедур.

2. Области тела, разрешаемые для выполне­ния процедур.

3. Осложнения, возникающие при неправиль­ной технике проведения процедур.

Студент должен уметь :

1. Уточнить у пациента понимание порядка проведения процедуры.

2. Поставить банки.

3. Поставить горчичники.

4. Поставить компресс (холодный, горячий, согревающий).

5. Применять грелку.

6. Применять пузырь со льдом.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.

Структура занятия:

1. Организационный момент 2 мин.

2. Цели занятия (мотивация) 2 мин.

3. Введение нового материала 80 мин.

4. Закрепление материала 3 мин.

5. Задание на дом 1 мин.

6. Подведение итогов 2 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент . Приветствие преподавателя, проверка присутствующих, внешнего вида студентов и подготовка аудитории к проведению лекции.

2. Цели (мотивация) занятия: При лечении больных широко используют различные средства, процедуры, которые оказывают то или иное воздействие на кровообращение в организме – общее и местное. Физиотерапевтические процедуры относятся к мерам воздействия на кровообращение. Медицинская сестра непосредственно занята при их выполнения, поэтому необходимо формирование у студентов глубоких знаний о методах простейшей физиотерапии.

3. Введение нового материала:

а) введение : Актуальность темы «Методы простейшей физиотерапии» обусловлена тем, что данные методы обширно используются в медицинской практике при лечении и реабилитации при этом являясь самым безопасным и распространённым направлением. Знания, полученные студентами на данном занятия, помогут в освоении профессионального модуля, в овладении ими видами профессиональной деятельности - решение проблем пациента посредством сестринского ухода и участия в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, которые являются основой их будущей профессиональной деятельности как медицинских работников. Физиотерапевтические процедуры оказывают разнообразное рефлекторное влияние через кожу на внутренние органы и системы организма человека без разрушения тканей. Медицинской сестре следует быть внимательной, помнить о целях и механизмах действия назначенных врачом процедур, показаниях и противопоказанием. Важно учитывать индивидуальные потребности, возможности и способности обучаемых людей.

б) основная часть : Историческая справка. Понятие простейшей физиотерапии. Влияние тепла и холода на организм. Уязвимые категории пациентов при термических воздействиях на кожу. Применение грелки. Применение пузыря со льдом. Применение банок. Применение горчичников. Компрессы и примочки.

в) заключение : Резюме.

4. Закрепление материала.

Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:

1. Что такое физиотерапия?

2. Назовите показания для постановки горчичников.

3. Назовите показания для постановки банок.

4. Назовите противопоказания для постановки горчичников.

5. Назовите противопоказания для постановки банок.

6. Какие вы знаете виды компрессов?

7. Назовите показания и противопоказания для применения грелки.

8. Назовите показания и противопоказания для применения пузыря со льдом.

5. Домашнее задание : при подготовке к практическому занятию необходимо ознакомиться с теоретическим материалом в учебном пособии Мухиной С. А., Тарновской И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «ГЭОТАР -Медиа», 2015., стр. 247-260.

6. Подведение итогов занятия: Ответы на вопросы студентов.

Рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы.

Преподаватель _______________________Ю.Ю. Токарева

РАЗДЕЛ II . ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Содержание теоретического материала по теме: «Методы простейшей физиотерапии».

Историческая справка:

Природные факторы применялись с лечебными целями в странах Древнего Востока, Греции и Риме. В связи с открытием электричества и прогрессом физики с 18 в. началось становление физиотерапии. В России методы физиотерапии, главным образом водолечение, электролечение, светолечение применялись с начала 19 в.

Физиотерапия (греч. Physis – природа, природные свойства) – целенаправленное профилактическое, лечебное и реабилитационное воздействие на организм человека различными природными и искусственно создаваемыми физическими факторами.

Природные факторы: воздушная среда, вода, солнечная энергия, атмосферное давление, лечебные грязи, пиявки.

Физические природные факторы, используемые человеком : тепло, холод, электричество, кислород, электромагнитное, инфракрасное, ультрафиолетовое излучения, ультразвуковые волны.

Многообразие физических факторов послужило развитию специализированных направлений в медицине:

· Бальнеотерапия – использование минеральных вод или лечебных грязей;

· Гирудотерапия – применение медицинских пиявок;

· Магнитотерапия – воздействие магнитными полями;

· Оксигенотерапия – применение кислорода;

· Аэротерапия – воздействие открытого воздуха без прямого солнечного облучения;

· Гелиотерапия – солнечное облучение.

Лечебный эффект многих простейших физиотерапевтических процедур объясняется прежде всего наличием тесной нервно-рефлекторной связи между отдельными участками кожи и внутренними органами, имеющими общую иннервацию. Оказывая сильное раздражающее действие на периферические кожные рецепторы этих зон, физические факторы рефлекторно могут изменять интенсивность кровообращения, обменных процессы, проницаемость клеточных мембран во внутренних органах. Кроме того, образующиеся в коже биологически активные вещества (гистамин, ацетилхолин и др.), могут гуморальным путем (через кровь) оказывать влияние на функциональное состояние более глубоко расположенных органов и систем.

Простейшие физиотерапевтические процедуры относятся к мерам воздействия на кровообращение. Известно, что кожа снабжена большим количеством нервных окончаний, поэтому можно воздействовать на кровообращение по принципу рефлекторных реакций с кожи на внутренние органы. Методы простейшей физиотерапии рефлекторно влияют на весь организм, в том числе – на внутренние органы. На этом основано применение горчицы, холода, тепла, свето- и водолечения.

При раздражении нервных рецепторов теплом – кровеносные сосуды расширяются, а при кратковременном воздействии холодом – кровеносные сосуды сужаются. Усиление кровообращения в тканях и органах под воздействием тепла ускоряет рассасывание воспалительных процессов, уменьшает спазмы, успокаивает болевые ощущения. Влияние тепла на мышцы при длительном воздействии проявляется расслаблением их тонуса и повышением усталости. Реакция на воздействие тепла не распространяется на весь организм, а воздействует только на подлежащие ткани.

Однако тепловые процедуры могут вызвать и неблагоприятный эффект:

- местно – ожоги, отеки.

- системно – предобморочное состояние, обморок (отток крови от головы, внутренних органов к периферии).

Реакция организма на холод отличается от воздействия тепла и состоит из трех фаз:

- в первую фазу (продолжительностью около 1 минуты) происходит сужение сосудов. При этом кожа бледнеет, становится холодной на ощупь, кровь перемещается к внутренним органам, уменьшается боль;

- во вторую фазу, которая наступает приблизительно через 1 минуту, происходит расширение подлежащих сосудов; кожа приобретает розово-красную окраску и становится теплой на ощупь;

- третья фаза наступает, если действие холода продолжается; кожа становится багрово-красной, синюшной, холодной, и понижается возбудимость нервных окончаний, появляется «гусиная» кожа.

Холод на месте приложения вызывает сужение мелких сосудов, что способствует остановке кровотечения. В зоне действия холода уменьшается кровообращение, снижается чувствительность нервных рецепторов. Благодаря этому холод также имеет противовоспалительное действие и уменьшает болевые ощущения. Реакция на холодовые процедуры распространяется на всю поверхность тела:

- понижает температуру тела;

- замедляет бактериальную активность при угрозе инфицирования;

- способствует ослаблению застойных явлений;

- в связи с уменьшением интенсивности кровообращения вызывает замедление метаболизма.

Центральное звено системы терморегуляции. Центр терморегуляции. Установочная точка терморегуляции.

В терморегуляторном центре гипоталамуса обнаружены различные по функциям группы нервных клеток:
1) термочувствительные нейроны преоптической области;
2) клетки, «задающие" уровень поддерживаемой в организме температуры тела («установочная точка» терморегуляции) в переднем гипоталамусе;
3) вставочные нейроны (интернейроны) гипоталамуса;
4) эффекторные нейроны, управляющие процессами теплопродукции и теплоотдачи, в заднем гипоталамусе (рис. 13.5).

Центральное звено системы терморегуляции. Центр терморегуляции.

Рис. 13.5. Схема взаимодействия различных типов нейронов терморегуляторного центра гипоталамуса между собой и с кожными терморецепторами. Стимуляция тепловых рецепторов кожи (Рт) и гипоталамуса активирует процессы теплоотдачи в организме человека, а холодовых рецепторов (Рх) кожи и гипоталамуса — теплопродукции. Ин — интернейроны гипоталамуса.

Термочувствительные нервные клетки преоптической области гипоталамуса непосредственно «измеряют» температуру артериальной крови, протекающей через мозг, и обладают высокой чувствительностью к температурным изменениям (способны различать разницу температуры крови в 0,011 °С). Отношение холодо- и теплочувствительных нейронов в гипоталамусе составляет 1:6, поэтому центральные терморецепторы преимущественно активируются при повышении температуры «ядра» тела человека. На основе анализа и интеграции информации о значении температуры крови и периферических тканей, в преоптической области гипоталамуса непрерывно определяется среднее (интегральное) значение температуры тела. Эти данные передаются через вставочные нейроны в группу нейронов переднего отдела гипоталамуса, задающих в организме определенный уровень температуры тела — «установочную точку» терморегуляции. На основе анализа и сравнений значений средней температуры тела и заданной величины температуры, подлежащей регулированию, механизмы «установочной точки» через эффекторные нейроны заднего гипоталамуса воздействуют на процессы теплоотдачи или теплопродукции, чтобы привести в соответствие фактическую и заданную температуру. Таким образом, за счет функции центра терморегуляции устанавливается равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей, позволяющее поддерживать температуру тела в оптимальных для жизнедеятельности организма пределах (рис. 13.6).

Центр терморегуляции. Установочная точка терморегуляции.

Рис. 13.6. Схема механизмов регуляции теплообмена в организме человека. Поддержание относительного постоянства температуры тела достигается с помощью баланса между количеством продуцируемого в единицу времени тепла в организме человека и количеством тепла, которое организм отдает за то же время в окружающую среду. Тепловой баланс регулируется нейрогуморальными механизмами, которые активируются в результате изменения импульсной активности эффекторных нейронов терморегуляторного центра гипоталамуса. В гипоталамический терморегуляторный центр поступает афферентная информация об изменениях внешней температуры от периферических терморецепторов и об изменения температуры «ядра» — от центральных терморецепторов (пояснения в тексте).

В механизме формирования «установочной точки» имеет значение уровень спонтанной активности вставочных нейронов гипоталамуса. Например, если уровень спонтанной активности интернейрона является высоким, то для усиления термогенеза требуется более высокая активность кожных Холодовых рецепторов, а значение пороговой температуры для регулируемой теплопродукции является более низким. И наоборот, если вставочный нейрон проявляет низкую спонтанную активность, то даже незначительная афферентация от кожных Холодовых рецепторов может оказаться достаточной для запуска дополнительного теплообразования в организме. Уровень спонтанной активности вставочных нейронов зависит от соотношения концентрации ионов натрия и кальция в гипоталамусе и некоторых других нетемпературных факторов.

Температурная чувствительность. Тепловые рецепторы. Холодовые рецепторы. Температурное восприятие.

Ощущения тепла или холода, вызванные прикосновением к телу человека нагретых или холодных предметов, теплого или охлажденного воздуха, возникают вследствие раздражения одной из двух разновидностей температурных рецепторов, представленных в коже свободными нервными окончаниями. Среди них различают тепловые и холодовые рецепторы, которым соответствуют две субмодальности температурного восприятия внешних воздействий. Температурные рецепторы распределены в коже неравномерно и образуют специфические тепловые и холодовые точки площадью около 1 мм 2 и менее, с наибольшей плотностью на лице и ладонях, причем холодовых точек примерно в десять раз больше, чем тепловых.

Температурная чувствительность. Тепловые рецепторы. Холодовые рецепторы.

Импульсная активность терморецепторов возрастает в зависимости от направления и скорости изменений температуры поверхности кожи, составляющей в условиях температурного комфорта около 33 °С. При ее снижении растет активность Холодовых рецепторов с максимумом в диапазоне от 26 до 17 °С, что субъективно расценивается как действие на кожу холода. При повышении температуры кожи от 34 до 45 С увеличивается импульсная активность тепловых рецепторов, что субъективно ощущается как возрастающее по интенсивности действие на кожу тепла. При уменьшении температуры кожи ниже 17 °С и увеличении выше 45 °С к температурным ощущениям прибавляются болевые.

Тоническая активность температурных рецепторов при неизменной температуре сохраняется в течение некоторого времени, а затем постепенно уменьшается. В таком случае, как и при медленных изменениях действующей на рецепторы температуры, происходит их адаптация, в связи с которой постепенно ослабевают ощущения тепла или холода. Но в ответ на резкие ступенчатые изменения действующей температуры (температурный контраст) возникает залповая физическая активность терморецепторов, которая отражает произошедшие изменения температуры. Наличие адаптации терморецепторов наряду с их способностью реагировать залповой активностью на контрастные изменения действующей температуры проявляются в уменьшении порога тепловой чувствительности при пониженной температуре кожи и в уменьшении порога холодовой чувствительности при повышении ее температуры.

Температурная чувствительность. Тепловые рецепторы. Холодовые рецепторы.

Кожные терморецепторы позволяют человеку распознавать нагретые или холодные предметы и окружающий воздух, прикасающиеся к коже. Однако субъективное восприятие, определяемое как «мне холодно» или «мне жарко», возникает в результате суммарной оценки информации, поступившей не только от кожных рецепторов, но также и от терморецепторов спинного мозга, внутренних органов и центральных рецепторов переднего гипоталамуса, где расположен центр терморегуляции. Нервные импульсы от кожных терморецепторов поступают в спинной мозг, в задних рогах которого расположены сенсорные нейроны второго порядка. Их аксоны переходят на противоположную сторону спинного мозга, входя в состав спиноретикулярного и спиноталамического путей.

Спиноталамический путь ведет к задним вентролатеральным ядрам таламуса, на нейронах которых конвергируют проводящие пути температурной и тактильной чувствительности. Благодаря такой конвергенции у человека проявляется способность устанавливать, на какую часть поверхности тела подействовал температурный стимул. Спиноретикулярный тракт служит для проведения возбуждения от терморецепторов к ретикулярной формации и принадлежит к неспецифической части сенсорной системы. Ретикулярная формация вместе с неспецифическими ядрами таламуса активирует одновременно многие регионы коры, определяя общую активность мозга и уровень бодрствования. Поэтому повышение притока афферентной информации к ней от терморецепторов, например во время приема холодного душа, оказывает на человека тонизирующее влияние.


Длительное нахождение человека в условиях пониженных температур (0 ÷ -70 0 С) [24] без соответствующей защитной одежды представляет опасность переохлаждения, которое способно вызвать отрицательные последствия для его здоровья [25, 26], отражается на его трудоспособности.

В целом организм человека - это саморегулирующая система, но ее возможности в сохранении температурного гомеостаза весьма ограничены биологическими особенностями строения тела и физиологического функционирования внутренних систем жизнеобеспечения человека. К условиям низких температур человек приспособился в основном за счет социальных факторов: жилья и одежды [27].

В среде с низкой, некомфортной температурой незначительное снижение теплопотерь тела человека происходит за счет уменьшения градиента температуры между поверхностью тела и среды в результате охлаждения рецепторов кожи, спазмирования под влиянием этого кровеносных сосудов и увеличения термического сопротивления тканей организма. С течением времени постепенно происходит адаптация организма человека к пониженным температурам [28].

Исследования [25, 29 - 31] показали, что у лиц, систематически находящихся на холоде, вырабатывается способность к акклиматизации, выражающаяся в большей подвижность стенок сосудов, позволяющая быстро восстанавливать нормальное кровоснабжение тканей. Однако при выполнении интенсивной физической нагрузки способность к акклиматизации не играет большой роли, т.к. в этом случае температура тела становится выше, дефицит тепла больше, а температура кожи, по отношению к состоянию покоя ниже [28, 32, 33]. Величина теплопродукции при этом может увеличиваться в шесть раз [25, 34].

В физиологических исследованиях [28, 34 - 36] установлено, что термостабильное состояние человека сохраняется при равновесии между теплообразованием и теплоотдачей. Теплопродукция организма человека зависит от физиологических факторов организма, физиологической активности и степени акклиматизации к холоду. Среднее значение теплопродукции человека в состоянии покоя равна 40-50 ккал/(м 2 ∙час) [37].

На интенсивность тепловых потерь влияют процессы физиологической регуляции организма человека и факторы климата окружающей среды. Человек отдает в окружающую среду тепло, которое продуцирует сам и теряет в виде радиации пятью основными способами [28, 38]: кондукцией, конвекцией, радиационным излучением, дыханием, испарением пота. Вклад потерь тепла кондукцией при использовании теплозащитной одежды обычно незначителен и им пренебрегают. Конвективные потери зависят от температуры окружающей среды, скорости движения воздуха, конструкции теплозащитной одежды. Почти половина потерь тепла (43,9-59,1 %) [38, 28] происходит радиационным излучением. Потери тепла на нагревание воздуха обычно составляют 2-3 %, а при температуре -40 0 С достигают 10% [39]. Потоотделение усиливается под воздействием теплового раздражения, эмоциональных стимулов, напряжения, волнения [40]. В результате, как отмечают исследователи [25, 28], основной вклад в интенсивность тепловых потерь вносят именно конвекция и радиационное излучение.

Низкие температуры окружающей среды оказывают влияние и на функционирование внутренних органов. При значительном охлаждении растет число тромбоцитов и эритроцитов в крови, увеличивается содержание холестерина, вязкость крови, что нарушает работу кровеносной системы и повышает возможность тромбообразования. Холод способствует возникновению различных сердечно-сосудистых патологий, приводит к вегетососудистой дистонии, обострению язвенной болезни, радикулита и ревматизма, обуславливает возникновение заболеваний органов дыхания: бронхита, пневмонии, тонзиллита [28, 41].

Если на начальных этапах адаптации к пониженным температурам преобладают острые воспалительные заболевания и обостряются уже имеющиеся патологические процессы, то через 3 - 5 лет в структуре заболеваемости начинают преобладать ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, а также различные нарушения со стороны эндокринной системы. Все эти заболевания являются следствием хронического стресса и связаны с глубокими перестройками метаболизма систем эндокринной регуляции, состоянием иммунологической реактивности [26, 42].

Внешнее проявление локального и общего охлаждения человека наблюдается как изменение его двигательной активности и реакции, нарушение общей координации и способности выполнять точные операции. Более глубокое воздействие холода на организм инициирует тормозные процессы в коре головного мозга, что может стать причиной возникновения различных форм травматизма. В результате, кроме потери здоровья человека, возрастают потери рабочего времени, связанные с временной утратой работоспособности.

При охлаждении человека для сохранения его работоспособности необходимо знать пределы переносимости холода организмом. На основании исследований теплообмена человека с окружающей средой [41] разработаны показатели допустимого теплового состояния человека (таблица 1.4).

Из таблицы видно, что увеличение физической активности способствует лучшей переносимости охлаждающего воздействия, несмотря на снижение средневзвешенной температуры кожи.

Таким образом, тепловое состояние человека определяется климатическими факторами, индивидуальными особенностями человека и теплозащитной одеждой. Диапазон возможной физиологической терморегуляции человека крайне ограничен, и защита его возможна лишь средствами специальной одежды. Обеспечение необходимого микроклимата в пододёжном слое и безопасного теплового состояния человека реализуется благодаря проектированию и созданию качественной и безопасной теплозащитной одежды.

Таблица 1.4 - Критерии допустимого теплового состояния человека (нижняя граница)

Читайте также: