После ожога ребенок не говорит

Обновлено: 28.04.2024

Ожоги бывают разных видов, и их лечение зависит от того, насколько серьезно и чем повреждена кожа. Как лечить ожог того или иного вида, и в каких случаях целесообразнее обратиться к врачу, читайте в нашей статье.

Открытый огонь в мегаполисе встречается редко, но, несмотря на это, одна из самых частых детских травм в домашних условиях — это бытовой ожог. Причиной ожога чаще всего оказывается кипяток, горячая посуда, пар, утюг или другая нагревающаяся бытовая техника, а его следствием — растерянность родителей или подключение «бабушкиных» методов лечения.

Чтобы избежать нежелательных последствий от ожога, каждому родителю нужно усвоить правильные алгоритмы первой помощи в зависимости от вида и степени ожога, которому подвергся ребенок.

Первая помощь при термических ожогах первой и второй степени

  1. Определите степень ожога. Самыми распространенными ожогами в быту являются ожоги первой и второй степеней. При ожоге первой степени наблюдается покраснение кожи, для ожогов второй степени характерно появление покраснения и пузырей. Ожоги первой степени заживают без рубцов.
  2. Обработайте ожог прохладной проточной водой. Не льдом, не ледяной водой и даже не теплой. Температура воды должны быть примерно 15-18 градусов. Когда мы обрабатываем ожог прохладной водой, то замедляем процесс повреждения тканей рядом с обожженным участком. Обрабатывайте водой кожу не менее 15 -20 минут. Помните, что проточная вода эффективнее, чем погружение в воду.
  3. Приложите стерильную салфетку к месту ожога. Аккуратно промокните стерильной салфеткой остатки влаги после, стараясь дополнительно не травмировать кожу. Если ребенок обжег пальцы, оберните каждый палец смоченной в прохладной воде и выжатой стерильной салфеткой, чтобы поврежденная кожа между пальцами не слиплась.
  4. Обработайте кожу противоожоговым средством. В аптечке у заботливого родителя всегда должно быть средство от ожогов. Ожоги первой и второй степени обрабатывать нужно очень аккуратно, специальным кремом, который способен уменшить болевые ощущения, ускорить заживление поврежденных кожных покровов и обеспечить антибактериальную защиту. Этим характеристикам полностью соответствует крем «Бепантен Плюс». Его следует наносить на кожу несколько раз в день до заживления ожога.
  5. Наблюдайте сутки за самочувствием ребенка. Если у ребенка даже незначительное повышение температуры держится более 12 часов, его тошнит, боль в месте ожога не утихает или становится сильнее (обычно легче становится уже на следующий день), нет чувствительности в месте ожога, а площадь покраснения не уменьшается — это означает, что без доктора здесь не обойтись.

Первая помощь при химических ожогах

Один из самых зловредных «бабушкиных» советов при химическом ожоге, который прочно сидит у многих родителях в головах, это нейтрализовать щелочь кислотой или наоборот. Не вздумайте ему следовать. Правильный алгоритм действий при химическом ожоге отличается от алгоритма при ожоге термическом:

  1. Стряхните, смахните вещество с кожи. Не сдувайте его, а именно стряхните или смахните тканью.
  2. Аккуратно снимите одежду. Если вещество попало на одежду, и возможности ее снять, не просыпав, нет, разрежьте ткань и аккуратно удалите одежду с ребенка.
  3. Промойте теплой водой. Если термический ожог обрабатывается прохладной водой, то химический ожог необходимо обработать теплой проточной водой. В данном случае вода выступает не столько смывателем, сколько растворителем.
  4. Сохраните упаковку. Вещество нужно сохранить в оригинальной упаковке и показать доктору.

Горячие ошибки

Существует целый список того, чего нельзя делать при ожогах. Ни при каких обстоятельствах не прокалывайте пузырь с жидкостью, не заклеивайте ожог пластырем и не пытайтесь отделить от кожи прилипший участок ткани, а лучше просто обрежьте ткань.

Кроме того, нельзя обрабатывать ожог льдом, а также пользоваться при обработке ватой.

Нельзя смазывать ожог:

  • Молочными и кисломолочными продуктами: кефиром, сметаной, простоквашей
  • Маслом
  • Мочой
  • Спиртом или водкой
  • Йодом, перекисью или зеленкой.

Но самая большая ошибка в оказании первой помощи при ожогах — паника родителя, которая передается и без того напуганному ребенку. Эта статья поможет родителям действовать хладнокровно, чтобы без суеты помочь ребенку пережить случившееся.

Подготовлено на основании:

1. Термические ожоги. Гродненский Государственный медицинский университет. Лекционный материал для ЛФ. 20с.
2. Максимович С.В. Первая помощь. Справочник для родителей. – Москва : Издательство АСТ, 2017. – 192 с.
3. Фрагмент книги о термических ожогах Е.О. Комаровского «Справочник здравомыслящих родителей. Часть 2. Неотложная помощь»

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 21 год.

Над статьей доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Гаврилова (Уханова) Татьяна Алексеевна, детский невролог - Самара

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование; (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4].

Микрогнатия

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, например менингит , менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11].

Диагноз "задержка речевого развития" не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать "замедление темпов речевого развития". В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз "задержка речевого развития", необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии— ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции(дизартрии)— у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

  • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — "понимает" его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая "формирует" активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

Гидроцефалия

  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

Ретроцеребеллярная киста

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно "разобраться" в разных структурах языков.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

Заячья губа

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это "безречевые дети", которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

УЗДГ

  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

МРТ, гидроцефалия

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза "задержка речевого развития" достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: " Что это? " .
  • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: " Зачем? " и " Почему? " .
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме "Р".

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

Признаки аутизма

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. "ПроБолезни"). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Прогноз. Профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Ожоги у детей — явление очень распространенное. Как их лечить и в каких случаях стоит незамедлительно обратиться к врачу? Узнайте в этой статье!

Один из самых частых видов ожогов, который может получить ребенок — ожог термический — повреждение кожи от раскаленного утюга, горячей посуды или кипятка.

Если произошел такой несчастный случай, родителю первым делом нужно не паниковать, а попытаться определить, ожог какой степени получил ребенок. В зависимости от степени оказывается та или иная первая помощь.

Для ожогов первой степени характерно покраснение кожи, без волдырей.

Вторая степень ожога сопровождается покраснением и волдырями на коже.

Кожа после ожога третьей степени — сухая, красная, волдыри наполняются кровью и лопаются. При таком ожоге повреждается не только верхний слой кожи, но и глубинные слои эпидермиса.

Когда стоит обращаться к врачу?

  1. Если ребенку, который обжегся, меньше года, к врачу обращаться нужно, даже если ожог небольшой по площади. Кожа малыша еще совсем тонкая, и повреждения тканей распространяются быстрее и глубже, чем у детей постарше и взрослых.
  1. Если площадь обожженного участка больше, чем 15 процентов. Чтобы ее вычислить, воспользуйтесь «правилом ладони»: одна ладошка — это примерно один процент от всей площади тела.
  1. Если у ребенка ожог третьей степени. При таком ожоге есть риск появления ожогового шока, ожоги третьей степени заживают долго, и они достаточно болезненны. Все, что может сделать родитель в таком случае, это приложить смоченный прохладной водой, хорошо отжатый стерильный бинт к месту ожога и дожидаться врача.

А в каких случаях можно обойтись без доктора?

Если ожог у малыша небольшой, кожа покраснела, но на ней нет волдырей, то родитель сам может оказать неотложную помощь ребенку. Первым делом, если ожог первой или второй степени, нужно обработать место ожога проточной, прохладной водой. Время обработки должно быть не менее 15 минут, а если малыш совсем маленький — не менее двадцати минут. Температура воды должна быть 15-18 градусов. Если ожог второй степени, и на коже есть волдыри, воду непосредственно на них лить не нужно: необходимо воздействовать на окружающие здоровые участки кожи.

Помните, что ожог третьей степени водой не обрабатывается. В этом случае к месту ожога нужно приложить влажный и хорошо отжатый стерильный бинт и ждать доктора.

После охлаждения водой рекомендуется обработать место ожога специальным средством, чтобы кожный покров быстрее восстановился. Оптимальным выбором будет крем «Бепантен Плюс»: он облегчает боль за счет охлаждающего действия, провитамин В5 в его составе будет способствовать заживлению, а хлоргексин обеспечивает антибактериальное действие.

Ожог дыхательных путей

Иногда ингаляции в домашних условиях могут стать причиной ожога дыхательных путей: крайне неприятного инцидента. Понять, что у ребенка обожжены дыхательные пути, можно по нескольких признакам: осипший голос, болезненное глотание и затрудненное дыхание. Воспримите эти факторы серьезно, поскольку такой ожог может вызвать отек легких и привести к смерти. При ожоге дыхательных путей выведите ребенка на свежий воздух, пока дожидаетесь врача.

Ожог полости рта

При ожоге рта действуйте так же, как и в случае с термическим ожогом первой или второй степени: принцип прохладной воды работает и здесь. Процедура должна длиться не менее 15 минут: ребенок набирает в рот холодную воду, полощет рот, выплевывает, опять набирает — и так повторить несколько раз. После процедуры можете наградить его за мужество мороженым, которое он должен не кусать, а лизать. Можно обработать рот и специальными гелями для прорезывания зубов для того же эффекта охлаждения.

Ожог глаза

В случае ожога глаза к врачу нужно обращаться всегда. До врача нужно также промыть глаз проточной прохладной водой не менее 15 минут. Доктор Комаровский советует направлять струю воды от наружного угла глаза к внутреннему.

Для удобства можно набрать воду в чистую бутылку. Во время обработки просите ребенка моргать, либо обмотайте два пальца влажной стерильной салфеткой и откройте глаз ему сами. Затем наложите мягкую повязку на оба глаза и отправляйтесь к доктору.

Подготовлено на основании:

1. Термические ожоги. Гродненский Государственный медицинский университет. Лекционный материал для ЛФ. 20с.
2. Максимович С.В. Первая помощь. Справочник для родителей. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 192 с.

Статья от специалиста

img

Ожоги у детей — явление очень распространенное. Как их лечить и в каких случаях стоит незамедлительно обратиться к врачу? Узнайте в этой статье!

Один из самых частых видов ожогов, который может получить ребенок — ожог термический — повреждение кожи от раскаленного утюга, горячей посуды или кипятка.

Если произошел такой несчастный случай, родителю первым делом нужно не паниковать, а попытаться определить, ожог какой степени получил ребенок. В зависимости от степени оказывается та или иная первая помощь.

Для ожогов первой степени характерно покраснение кожи, без волдырей. Вторая степень ожога сопровождается покраснением и волдырями на коже. Кожа после ожога третьей степени — сухая, красная, волдыри наполняются кровью и лопаются. При таком ожоге повреждается не только верхний слой кожи, но и глубинные слои эпидермиса.

Когда стоит обращаться к врачу?
  • Если ребенку, который обжегся, меньше года, к врачу обращаться нужно, даже если ожог небольшой по площади. Кожа малыша еще совсем тонкая, и повреждения тканей распространяются быстрее и глубже, чем у детей постарше и взрослых.
  • Если площадь обожженного участка больше, чем 15 процентов. Чтобы ее вычислить, воспользуйтесь «правилом ладони»: одна ладошка — это примерно один процент от всей площади тела.
  • Если у ребенка ожог третьей степени. При таком ожоге есть риск появления ожогового шока, ожоги третьей степени заживают долго, и они достаточно болезненны. Все, что может сделать родитель в таком случае, это приложить смоченный прохладной водой, хорошо отжатый стерильный бинт к месту ожога и дожидаться врача.
А в каких случаях можно обойтись без доктора?

Если ожог у малыша небольшой, кожа покраснела, но на ней нет волдырей, то родитель сам может оказать неотложную помощь ребенку. Первым делом, если ожог первой или второй степени, нужно обработать место ожога проточной, прохладной водой. Время обработки должно быть не менее 15 минут, а если малыш совсем маленький — не менее двадцати минут. Температура воды должна быть 15-18 градусов. Если ожог второй степени, и на коже есть волдыри, воду непосредственно на них лить не нужно: необходимо воздействовать на окружающие здоровые участки кожи.

Помните, что ожог третьей степени водой не обрабатывается. В этом случае к месту ожога нужно приложить влажный и хорошо отжатый стерильный бинт и ждать доктора.

После охлаждения водой рекомендуется обработать место ожога специальным средством, чтобы кожный покров быстрее восстановился. Оптимальным выбором будет крем «Бепантен Плюс»: он облегчает боль за счет охлаждающего действия, провитамин В5 в его составе будет способствовать заживлению, а хлоргексин обеспечивает антибактериальное действие.

Ожог дыхательных путей

Иногда ингаляции в домашних условиях могут стать причиной ожога дыхательных путей: крайне неприятного инцидента. Понять, что у ребенка обожжены дыхательные пути, можно по нескольких признакам: осипший голос, болезненное глотание и затрудненное дыхание. Воспримите эти факторы серьезно, поскольку такой ожог может вызвать отек легких и привести к смерти. При ожоге дыхательных путей выведите ребенка на свежий воздух, пока дожидаетесь врача.

Ожог полости рта

При ожоге рта действуйте так же, как и в случае с термическим ожогом первой или второй степени: принцип прохладной воды работает и здесь. Процедура должна длиться не менее 15 минут: ребенок набирает в рот холодную воду, полощет рот, выплевывает, опять набирает — и так повторить несколько раз. После процедуры можете наградить его за мужество мороженым, которое он должен не кусать, а лизать. Можно обработать рот и специальными гелями для прорезывания зубов для того же эффекта охлаждения.

Ожог глаза

В случае ожога глаза к врачу нужно обращаться всегда. До врача нужно также промыть глаз проточной прохладной водой не менее 15 минут. Доктор Комаровский советует направлять струю воды от наружного угла глаза к внутреннему.

Для удобства можно набрать воду в чистую бутылку. Во время обработки просите ребенка моргать, либо обмотайте два пальца влажной стерильной салфеткой и откройте глаз ему сами. Затем наложите мягкую повязку на оба глаза и отправляйтесь к доктору.

Подготовлено на основании:

1 Термические ожоги. Гродненский Государственный медицинский университет. Лекционный материал для ЛФ. 20с
2 Максимович С.В. Первая помощь. Справочник для родителей. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 192 с.

ОЖОГИ У ДЕТЕЙ

Лето – опасная пора для детей: именно в период летних каникул дети часто получают серьезные травмы, в том числе ожоговые. Вопреки распространенному мнению, ожог может быть достаточно тяжелой травмой, которую не стоит лечить в домашних условиях, об этом рассказывает доктор медицинских наук, профессор, врач-детский хирург, заведующая ожоговым отделением №2 и Ожоговым центром ДГКБ №9 им. Г.Н. Сперанского Людмила Иасоновна Будкевич.

Какие бывают ожоги?

По данным ВОЗ, среди всех видов травм ожоги занимают третье место, причем на долю детей приходится три четверти всех случаев ожоговой травмы. 85% детей, получающих ожоги, младше 5 лет. По статистике, в Москве каждый третий из больных, получающих ожоги – это ребенок. В основном дети получают термические ожоги, чаще всего – горячей жидкостью (необязательно, чтобы на кожу ребенка попал кипяток: ожог происходит и при более низких температурах). Что касается химических ожогов (кислотами или щелочами), то они происходят несколько реже и чаще всего связаны с неосторожным обращением с бытовой химией (средства от накипи, для чистки кафеля и т.п.). примерно 4% ожогов, которые получают дети – электротравмы. Удар током дети получают дома, или заходя в открытые трансформационные будки, или бегают по крышам вагонов электричек (так называемые зацеперы).

Почему любой ожог лучше лечить под присмотром врача?

Ожог – весьма специфическая травма, которая не сводится к нарушению кожного покрова. При неумелом лечении она может иметь серьезные последствия.

Контрактуры и рубцы. Даже если ожоги лечат специалисты, на месте глубоких поражений кожи могут оставаться деформации, контрактуры (ограничения подвижности конечностей, суставов), формируются рубцы, которые нарушают контуры тела. При неумелом лечении ожогов эти последствия будут более обширны и в дальнейшем будут снижать качество жизни ребенка.

В детском ожоговом центре при ДГКБ №9 используются современные технологии, профилактирующие образование грубых рубцов на месте ожога.

Риск инфекции. Ожоговая рана является благоприятной средой для развития различных инфекций; при этом каждая инфекция усложняет и продлевает срок заживления, а в некоторых случаях создает угрозу для жизни.

Глубокие последствия ожогов. Наша кожа выполняет массу функций, в первую очередь – защитную. Она предохраняет организм ребенка от воздействия внешней среды, от инфекций, поддерживает температурный режим тела, водный баланс, влияет на обменные процессы в организме. При ожоговой травме неизбежно повреждение кожи, из-за чего нарушается работа многих органов и систем организма. Только квалифицированный врач может просчитать все возможные последствия ожоговой травмы.

Реабилитация . После ожога ребенку необходимо вернуться к нормальной жизни: вновь начать активно двигаться, общаться, если были обожжены руки – снова начать ими пользоваться, если пострадало лицо – преодолеть психологический барьер, чтобы изменения на коже его меньше стесняли.

Где в Москве лечат детей с ожогами?

Единственный в Москве детский ожоговый центр действует на базе детской городской клинической больнице №9 им. Сперанского. Он имеет длинную историю: больница специализируется на лечении ожогов с 1968 года. В 1990 году на базе больницы был открыт Всесоюзный детский Ожоговый центр. Это уникальное место, где применяются новейшие технологии заживления тканей, проводятся сложные хирургические операции по восстановлению кожного покрова, а также пластические операции, позволяющие уменьшить рубцы и контрактуры.

Ожоговый центр работает круглосуточно : вы можете приехать туда самостоятельно или вызвать скорую помощь. Врач в приемном покое оценит состояние пациента, определит глубину ожога и примет решение о том, показано ли ребенку лечь в стационар для лечения, или ему можно лечиться на дому.

Адрес Центра: Москва, Шмитовский проезд, д.29

В каких ситуациях нужно срочно везти ребенка в больницу?

· Ожог локализован в шокогенных зонах (лицо, шея, пах, промежность, кисти, стопы);

· Ребенок получил электротравму (удар током в бытовых условиях).

· Площадь повреждения тканей составляет более 10% поверхности тела. Вспомним «правило ладони»: площадь ладони человека составляет 1% поверхности его тела. Если ожог по площади сопоставим с площадью десяти ладоней ребенка (то есть, составляет 10% поверхности), необходимо срочно обратиться к врачу. Если речь идет о детях до 1 года, то опасным считается ожог с площадью повреждения 3% и более.

· Ожог не очень велик по площади, но выглядит достаточно глубоким. Лечить глубокие ожоги в домашних условиях опасно еще и потому, что неумелое обращение с раной может привести к неправильному заживлению; на месте ожога могут появиться рубцы, которые будут причинять больному дискомфорт.

· Ребенку менее 1 года (у таких малышей выше риск болевого шока, поэтому нужно показаться специалисту, даже если ожог кажется неопасным).

· У ребенка есть признаки термоингаляционного поражения, то есть он обжег внутренние слизистые во время дыхания. Косвенные признаки такого поражения – ожог на лице, вокруг губ, следы воспламенения бровей, ресниц, обожженная слизистая носа. С такими повреждениями нужно в срочном порядке обратиться к врачу, даже если ребенок прекрасно себя чувствует: через сутки после получения ожога слизистой есть риск развития отека и, как следствие, асфиксии.

Почему лучше всего вызвать скорую помощь?

1. Только квалифицированный врач может оценить глубину ожоговой раны . Те признаки, которые обывателю покажутся несерьезными, для врача будут сигналом для решительных действий.

2. Грамотное обезболивание. Для ребенка с ожогом главная опасность – болевой шок. Независимо от того, как и чем он обжегся – открытым пламенем, горячей жидкостью, кислотой или щелочью – ребенок испытывает сильную боль. Необходимо как можно скорее провести обезболивание, причем средства из дежурной аптечки могут оказаться малоэффективны и даже опасны. Современные нормы позволяют применять как наркотические, так и ненаркотические обезболивающие препараты при лечении детей с ожогами.

3. Эвакуация. Пациента нужно как можно быстрее привезти в больницу, при этом организовать перевозку так, чтобы максимально обезопасить рану от инфекции (ведь при ожоге ребенок теряет кожу, свою естественную защиту) и не причинить ребенку лишнюю боль. С этим тоже лучше всего справятся специалисты.

Как лечить последствия ожога?

Восстановление кожного покрова – основная задача при лечении ожогов, однако уже на самом первом этапе возможно проводить мероприятия, профилактирующие образование грубых рубцов и контрактур. Когда жизни и здоровью ребенка уже ничего не угрожает, приходит пора задуматься о ликвидации последствий ожога – в том числе хирургическом лечении возникших рубцов.

Читайте также: