Портится ли омовение если выдавить прыщик

Обновлено: 25.04.2024

Передается от Айши радыяллаху анха, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Если кого-то во время намаза вырвало или пошла кровь из носа, отрыгнул или у него вышло мази, то пусть идет совершать омовение и продолжает свой намаз, при условии, что он не разговаривал". (Ибн Маджа; Булуг аль Марам, 7)

  1. Рвота кровью даже в малом количестве.
  2. Рвота , которая заполняет всю ротовую полость.

Передается от Ма'дана ибн Аби Тальхи, что Абу Дарда радыяллаху анху сказал: "Посланника Аллаха салляллаху алейхи ва саллям вырвало, поэтому он совершил омовение". (Тирмизи)

  1. Опьянение , потеря сознания, временное умопомешательство и т.п.
  2. Сон в лежачем, полулежачем положении, а также, если человек заснул, прислонившись к чему-либо.

Передается от Ибн 'Аббаса радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Совершить омовение необходимо для того, кто лег набок. Поистине тот, кто ложится набок, тот расслабляется". (Тирмизи; Абу Дауд)

  1. Смех в намазе. Улыбка не портит намаз, а беззвучный смех портит намаз.Вследствии громкого смеханарушается и намаз, и вуду.

Передается от Абу Мусы радыяллаху анху, который сказал: "Мы совершали намаз вместе с Посланником Аллаха салляллаху алейхи ва саллям. Один человек зашел в мечеть и из-за того, что он плохо видел, упал в яму находящуюся в мечети. Многие рассмеялись, находясь в намазе. Людям, которые смеялись, Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям приказал совершить омовение и перечитать намаз". (привел Табарани в “Кабире”).

Примечание:

Прикосновение к женщине не портит вуду, если было без желания, но некоторые ученые сказали, что вуду взять – мандуб (действие, совершение которого является богоугодным делом, а оставление его не приводит к греху). (Если мужчина поцеловал свою жену и из полового органа не было выделений (мази), то это не портит вуду.) Также является мандубом после прикосновения ладонью к половым органам совершить тахарат.

Рассказывает Айша радыаллаху анха: "Обычно я спала напротив Посланника Аллахасалляллаху алейхи ва саллям, протягивая ноги в ту сторону, куда он поворачивался во время намаза. Когда он совершал саджда, то касался меня, и тогда я подбирала ноги. Когда же он вставал, я снова вытягивала их, и в то время в наших домах не было ламп". (Бухари; Муслим)

Прикосновение к половым органам не портит вуду.

Передают, что Тальк ибн Али радыяллаху анху рассказывал, что некий мужчина спросил Пророка салляллаху алейхи ва саллям: "Я прикоснулся к своему половому органу". Или же он сказал: "Должен ли человек совершить омовение, если он во время намаза прикоснулся к своему половому органу?" Пророк салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Нет, потому что это всего лишь часть твоего тела". (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным).

Ма'зур – больной человек, у которого хронические болезни, например, постоянный метеоризм, недержание мочи, кровотечения и т.д. Ма'зур совершает омовение перед началом времени каждого из пятикратных намазов и действие этого тахарата продолжается до наступления времени следующего намаза. Во время этого тахарата, он может читать нафили (добровольные намазы), Коран. Вуду портится по истечении времени данного намаза, для которого он ее совершил. Так же если он по своему желанию справил нужду или совершил всякое другое действие, не относящееся к его гузру, болезни. Но ма'зур должен попытаться препятствовать причинам, которые портят вуду. Если ма'зур знает, что испачкал одежду, то одежду следует поменять или постирать.

1. Выход кала, мочи и газов нарушает малое омовение. Однако выход воздуха из половых органов, как иногда бывает в случае болезни, малое омовение не нарушает. Если из переднего или заднего прохода выйдет червь или камень, малое омовение тоже нарушится.

2. Если червь выйдет из раны или из уха, а также если отпадет кусочек плоти, но крови не выйдет, малое омовение во всех этих случаях не нарушится.

3. Если у человека вытекла кровь, или пошла кровь из носа или из раны, или кровь вышла из нарыва (прыща и так далее), или кровь пошла из другой части тела, или вышло какое-то вещество или гной, малое омовение нарушится. Однако, если кровь или гной остались в ране и не вытекли из нее, малое омовение не нарушается. Следовательно, если некто укололся булавкой и кровь вышла, но не протекла, малое омовение не нарушится.

4. Если человек чихнул и из носа вышла засохшая кровь, малое омовение не нарушится. Малое омовение нарушается, только если кровь жидкая и течет. Если человек засунул в ноздрю палец и, вытащив его, увидел на нем пятнышко крови, которая не течет, малое омовение не нарушится.

5. Если прыщ или нарыв лопаются или человек их выдавливает и жидкость из них течет внутри глаза, малое омовение не нарушится. Но если она вытечет из глаза, то омовение нарушится. Аналогичным образом, если прыщ или нарыв лопнет в ухе, то, пока гной находится в ушном канале и не протекает по месту, которое надо омывать в полном омовении (гусль), малое омовение не нарушится. Если же гной протечет на то место, которое надо мыть при полном омовении, малое омовение нарушится.

6. Если человек почесал нарыв или прыщ и видит кровь или гной, которые остаются на месте, не вытекая, малое омовение не нарушится. Но если они вытекут, то омовение нарушится.

7. Если рана очень глубокая, то, пока кровь или гной находятся в ней и не вытекают на тело, малое омовение не нарушится.

8. Если кровь из накожной язвы не вытекает сама по себе, но ее выдавили, то малое омовение все равно нарушится, если кровь протекла.

9. Если кровь сочится из раны и ее посыпали пудрой или вытерли тряпочкой, потом она снова капает, и человек ее снова вытирает, и это повторяется несколько раз, то ему надо подумать и решить, протекла бы она или нет, если бы он ее не вытирал. Если бы протекла, то малое омовение нарушится. А если не протекла бы, то малое омовение не нарушится, даже если он ее вытирал.

10. Человек заметил кровь в своей слюне. Если крови мало и цвет слюны – беловатый или желтоватый, то малое омовение не нарушится. Но если крови столько же, сколько слюны, или больше и слюна красноватая, то малое омовение нарушится.

11. Если человек прикусил что-то зубами и увидел на этом пятно крови или если при чистке зубов увидел на щетке что-то красное, но – несмотря на это – в слюне нет ни крови, ни красноты, то малое омовение не нарушится.

12. Если человека кусает пиявка и высасывает столько крови, что, если пиявку рассечь, кровь потечет, то малое омовение нарушится. Но, если пиявка высосала мало крови, малое омовение не нарушится. Если кровь выпили комар, муха, пчела или жучок, малое омовение не нарушится.

alhanafi’s Profile Photo

УаАлейкум АсСалам. БисмиЛлахи Шейх аль-Ислам Бурхан ад-Дин аль-Маргинани пишет: «Если будет сорвана кожа волдыря и из нее просочится жидкость, гной или что-либо другое, то омовение нарушится в случае, если выделение перейдет границы раны. В противном случае омовение не нарушится». Упомянутое нами (жидкость, гной и другое. См. «аль-Бинайа».) является нечистотой, ибо кровь после поспевания становится густым гноем, затем – жидким гноем, а потом – жидкостью. Это (нарушение омовения) происходит в случае, если (человек) сорвет поверхность раны, и (выделение) вытечет самопроизвольно. Если же он выдавит его, и оно вытечет из-за давления, то оно не нарушит омовения, поскольку является выдавленной (жидкостью), а не (самопроизвольным) выделением. А лучше всего об этом известно Аллаху. (Аль-Хидая фи шарх «Бидая аль-Мубтади») Шейх 'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз аль-Ханафи пишет: "Омовение становится недействительным только в случае кровотечения или выделения гноя, когда кровь или гной выходят за пределы того места, где им следует находиться. Омовение становится недействительным в том случае, когда после удаления кожицы с поверхности прыща оттуда выливается жидкость, если же этого не происходит, омовение остаётся действительным". Подробнее:

staytruestayreal’s Profile Photo
abdulkarimovs’s Profile Photo
adilgazhina_a’s Profile Photo
MineDart1’s Profile Photo
Shalqar’s Profile Photo
Murat_09_80’s Profile Photo

Последние ответы пользователя Хадис аль-Ханафи

Фикх поста (с пояснениями) ✅

Автор: Имам Абу Ихляс аш-Шурунбулали
Пояснения: Шейх Фараз Хан аль-Ханафи
Из книги: «Маракиюс-саадат фи ильмаит-таухид уаль-‘ибадат» Пост (согласно правовому определению) – это воздержание от еды, питья и полового акта в дневное время суток[1] с намерением поста, совершаемое тем, кто способен и должен это сделать. Читать и скачать:

Фикх поста с пояснениями

Приглашение ✔️ БисмиЛляхи. АльхамдулиЛлахи раббиль -‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин!

Кто такой Закир Найк и можно ли за ним следовать?

БисмиЛлахи Он проповедник, изучающий сравнительное религиоведение, дискутирует с христианами итд, поэтому его слова в шариатских вопросах (акыды, фикха, хадисов итд), не имеют никакого значения. Поэтому, если вам не интересно сравнительное религиоведение, то лучше его вообще не слушать, тем более, что у нас в этом направлении есть великолепный шейх Ахмад Дидат, да смилуется над ним Аллах. Всевышний знает лучше

Ассалам аллейкум. Как быть если проблемы с кишечником и нет возможности постоянно обновлять омовение

УаАлейкум АсСаламу уа рахматуЛлахи уа баракатух. БисмиЛлахи Постоянное нарушение вуду вследствие болезненных физических состояний называют «узр». Множественная форма «азар». Человека, у которого постоянно нарушается вуду, называют «мазур», если это женщина – то «мазура». Рекомендую следующую статью:

Ассалам Алейкум, что делать если очень часто кажется что испустил газы во время омовения и из-за этого начинаешь все с начала очень волнует этот вопрос. Везде говорится о газах во время молитвы но ничего во время омовении. Пожалуйста помогите

УаАлейкум АсСаламу уа рахматуЛлахи уа баракатух. БисмиЛлахи Знайте, что сомнения не могут перевесить уверенность, поэтому, если человек может дать касам (клятву), что были газы, только тогда он должен повторить омовение, иначе нужно просто игнорировать эти мысли. Это подчеркивается правоведами на основе следующего принципа: اليقين لا يزول بالشك "Сомнение не может перевесить уверенность". (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 121) Поэтому, когда человек уверен, что совершил омовение без газов, он не должен дать сомнениям беспокоить его, поскольку без его абсолютной уверенности в том, что он не исполнил требования омовения, его омовение будет действительно. Есть ещё один важный момент. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пусть не бросает /или: не прекращает/ (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах". (аль-Бухари № 137, Муслим 361). Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если кто-либо станет чувствовать в своем животе что-то, и станет в этом сомневаться: вышли они (газы) или нет, то пусть не покидает мечети, пока не услышит звук или не почувствует запах". (Муслим № 362) С омовением тоже самое, пока человек не услышит звук или не почувствует запах, пусть считает что ничего не было и продолжает омовение. А Аллах знает лучше

Ас саляму алейкум, почему шафииты читают упрощённый икамат, а ханафиты нет?

УаАлейкум АсСаламу уа рахматуЛлахи уа баракатух. БисмиЛлахи У каждого мазхаба свой усуль и доказательства, поэтому следуйте фетвам своего мазхаба. По ханафи мазхабу слова икамата одинаковы со словами азана, то есть пятнадцать фраз. Только после фразы «хайя ‘аляль-фалах» добавляется: «къад къаматис-салях» (намаз начинается, намаз начинается). В следующем хадисе указывается, что при чтении икамата слова повторяют по два раза, так же как и при чтении азана. Абдуллах ибн Зайд аль-Ансари, придя к Мухаммаду (салляллаху ‘алейхи уа саллям), рассказал свой сон: «Мне приснился сон. Некто, одетый в два зеленых плаща, взобрался на стену и, повторяя каждую фразу по два раза, прочитал азан и затем икамат». (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/266-267). По мнению шафиитов и ханбалитов, каждая фраза читается только по одному разу, поэтому икамат состоит из одиннадцати фраз. Два раза повторяется только фраза «Къад къаматис-салях». В этом вопросе они обращаются к хадису от Абдуллаха бин Умара. («Найль аль-аутар», 2/43). А Аллах знает лучше Подробнее: Показать еще

Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух брат скажи пожалуйста иблис кем является по правильному мнению ангелом или джином

УаАлейкум АсСаламу уа рахматуЛлахи уа баракатух. БисмиЛлахи Иблис/шайтан (проклятие Аллаха над ним), является джинном а не ангелом, так как в 50 аяте суры Кахф явно говорится, что «он был одним из джиннов». إِلَّا إِبْلِيسَ كَانَ مِنَ الْجِنِّ فَفَسَقَ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِ «Кроме Иблиса, он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа». Имам Шанкити сказал: «В этом аяте очевиден тот факт, что Шайтан не был из ангелов, и этот аят является самым ярким доказательством (этому)». (Аш-Шанкити, Азвадуль-баян, 4\121). В аяте, где упоминается об изгнании Шайтана из общества ангелов, исключение его из этого общества, не является явным свидетельством того, что он тоже был ангелом. Был изгнан из круга ангелов, и был ангелом - это абсолютно разные вещи. И как высказался Ибни Хаджар аль-Хайтами по этому поводу: «Истина, с которой обязан считаться каждый, заключается в том, что كَانَ مِنَ الْجِنِّ «он был одним из джиннов». Как в Священном Коране, так и в хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Шайтан описывается как возгордившийся и ослушавшийся своего Господа. А как нам известно, данное состояние свойственно джиннам, но ни коим образом не присущее ангелам. Ангелы же: لَّا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ «Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». (сура Ат-Тахрим, аят 6) Ибни Касир сказал по этому поводу следующее: «Всевышний Аллах обратился к ангелам, чтобы те поклонились Адаму (мир ему), и это обращение касалось так же и Шайтана. И не потому что Шайтан был одним из ангелов, а совершив одинаковый с ангелами поступок, по велению Всевышнего, должен был стать похожим на них. Однако воспротивившись, был низвергнут. (Ас-Сабуни, Мухтасару Тафсири Ибни Касир, 1\53) Аз-Замахшари же считает: «Шайтану пришло такое же повеление, как и ангелам, потому что он был дружен с ними и выполнял совместное поклонение». (Аз-Замахшари, Тафсируль-Кашшаф. 2\555) А Аллах знает лучше

Ассаляму алейкум в поезде смог совершить намазы только сидя, как быть?

УаАлейкум АсСАлам. БисмиЛлахи В книге Дурар 1/130, говорится: "Если до следующей стоянки (остановки) выйдет время намаза, то намаз можно прочитать сидя на своем месте (речь идет про автобус). Это будет подобно намазу на животном. Также можно поступать на поезде и в самолете. Но на корабле намаз следует совершать только стоя, повернувшись к кыбле." По-возможности следует поворачиваться в сторону "киблы" синхронно с движением поезда. Исполнять намаз-фард обязательно со всеми его "рукнами" как-то стояние, руку, суджуд и т.д. Дозволено исполнять сидя только "нафиля-намаз". Но при вступлении в намаз нужно постараться повернуться лицом к Кибле и по ходу намаза, если транспорт отходит от Киблы, можно поворачиваться в ее сторону. Если невозможно повернуться, то совершают как могут. Это тоже является одним из облегчений, предписанных шариатом. Поэтому, если совершили как описано выше, то ваш намаз действителен, иначе сделайте намерение на возмещение последней пропущенной молитвы (какой намаз вы там делали, фаджр, зухр, аср итд) и возместите. А Аллах знает лучше.

Ассаляму алейкум, скажите пожалуйста какой хукм курения?

УаАлейкум АсСалам. Курение макрух тахриман, это тоже самое что харам. Муфтий Сухайл Тармахомед (хафизахуЛлах), пишет: «Курение кальяна, табака и сигарет с никотином строго порицается (макрух тахриман) из-за вреда, наносимого здоровью. Аллах велит употреблять чистые блага (то есть то, что не вредно для здоровья). Аллах говорит в Коране: يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُوا لِلَّهِ إِنْ كُنْتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ «Уверовавшие! Ешьте чистые блага, которые Мы дали вам, и будьте благодарны Аллаху, если Ему вы поклоняетесь» (Коран, 2:172)». Подробнее:


Исключение делается для выхода воздуха из переднего отверстия – он не нарушает вуду. Воздух, который выходит из заднего прохода, нарушает вуду, но по Шариату является чистым сам по себе и не может загрязнить одежду.

Согласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, женщине, которая родила ребенка без выделения крови, нужно совершить только вуду. Однако фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имама Абу Ханифы, согласно которому гусль для такой женщины обязателен из предосторожности (аналогичную фетву по данному вопрос дал шейх Садр Шахид).

В данном случае под выходом наджасы следует понимать выход наджасы (например, крови или гноя) за пределы своего источника (например, раны). Омовение нарушается тогда, когда наджаса (например, кровь) достигает участка, мыть который обязательно или желательно во время вуду или гусля. Например, доводить воду глубоко в нос[4] является суннатом в вуду, поэтому, если кровь дойдет до твердой части носа, но не достигнет мягкой его части, вуду уже становится фардом. Однако если кровь появится в глазах и не выйдет за пределы глаза, вуду не нарушается, так как мыть глаза не обязательно и не желательно.

  1. Рвота едой или водой[5], сгустком крови или желчью при условии, что рвоты настолько много, что человеку трудно было бы удержать ее во рту[6] или говорить, удерживая во рту рвоту.

Если человека рвет несколько раз небольшими порциями, то вуду нарушается в том случае, если его рвет по одной и той же причине несколько раз подряд и в сумме количество рвоты заполнило бы рот. Это мнение имама Мухаммада, на котором строится фетва в ханафитском мазхабе. По мнению имама Абу Юсуфа, омовение нарушается лишь в том случае, если человека вырвало несколько раз в одном и том же месте и в сумме его рвота заполнила бы рот.

Жидкость, которая выходит изо рта спящего человека, является чистой. Но имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если жидкость имеет неприятный запах и цвет, она является наджасой.

  1. Кровотечение во рту при условии, что крови столько же или больше, чем слюны.

Если цвет слюны оранжевый или желтый, то вуду не нарушается, так как слюны больше, чем крови. Если цвет слюны с красным оттенком, вуду нарушается, так как крови столько же, сколько слюны. Если цвет темно-красный, вуду нарушается, так как преобладает кровь.

  1. Сон, так как во сне человек не контролирует себя. За исключением ситуации, когда человек спит сидя, плотно прижав ягодицы к полу. Если человек слегка задремал[7], его вуду не нарушается.
  1. Если человек спал сидя, но до того, как проснулся, оторвался от пола (даже если он не упал), его вуду нарушается.
  1. Громкий смех во время молитвы при условии, что человек смеется настолько громко, что его слышат находящиеся рядом. Если человек засмеялся тихо, так что слышал самого себя, его намаз нарушается, но вуду действительно. Если человек улыбнулся во время намаза (даже если были видны зубы), ни намаз, ни вуду не нарушаются. Громкий смех нарушает вуду и намаз только в том случае, если молящийся является совершеннолетним по Шариату (بالغ), находится в состоянии бодрствования и совершает молитву, в которой есть руку и суджуд[8].

Вуду нарушается независимо от того, что совершил человек, который захохотал в намазе, – гусль, вуду или таяммум. Вуду нарушается также в том случае, если человек намеренно расхохотался после последнего ташаххуда до совершения саляма, хотя молитва при этом является действительной.

  1. Соприкосновение половых органов мужчины и женщины без преграды, сопровождающееся половым возбуждением[9].

فَصْلٌ فِيمَا لا يَنْقُضُ الوُضُوء

Раздел о том, что не нарушает малое омовение

Что не нарушает вуду:

  1. Кровь, которая не вышла за пределы своего источника (например, границы раны).

По мнению имама Абу Юсуфа, такая кровь при соприкосновении с ней не загрязняет твердые предметы, например, одежду и тело[10]. Если такая кровь смешается с малым количеством жидкого вещества, оно становится нечистым[11], например, если вату, смоченную такой кровью, бросить в малое количество воды, эта вода станет нечистой.

  1. Отделение от тела человека кусочка кожи или плоти без крови (например, мазоль).
  1. Выход червя из раны, уха или носа, если на этом черве нет наджасы, такой, как кровь или гной.
  1. Прикосновение к половым органам. При этом не имеет значения, как и кто прикоснулся[12].
  1. Прикосновение к коже женщины, которая не является махрамом для человека, без преграды. Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха целовал своих жен и затем совершал молитву, не обновляя вуду.
  1. Отхаркивание слизи, даже если этой слизи много.
  1. Если человек спит, плотно прижав ягодицы к полу, но при этом покачивается.
  1. Сон, в то время как ягодицы плотно прижаты к полу, даже если человек опирается на предмет (например, подушку, столб или стену), без которого он упал бы.
  1. Сон молящегося в положении руку или суджуда при условии, что человек совершает руку и суджуд в соответствии с сунной[13].

[1] Переднего и заднего.

[2] Вуду нарушается сразу, как только вещество (например, моча) появляется на отверстии, из которого оно выходит, при этом не ставится условием, чтобы оно вышло за границы этого отверстия.

[3] Помимо заднего прохода и половых органов.

[4] До твердой его части.

[5] Даже если пища или выпитая жидкость не успели изменить свои качества.

[6] Согласно самому сильному мнению.

[7] Так, что слышал голоса людей вокруг.

[8] Если человек совершает погребальный намаз или саджда тилява, его вуду не нарушается, но погребальный намаз или саджда становятся недействительными.

[9] Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф, однако имам Мухаммад высказал мнение, что такое соприкосновение не нарушает вуду.

[10] На этом мнении строится фетва в ханафитском мазхабе.

[11] Это мнение имама Мухаммада, и на нем строится фетва в ханафитском мазхабе.

[12] Этого мнения придерживались такие великие сподвижники, как Умар, Али, Ибн Масуд, Ибн Аббас, Зейд ибн Сабит, табиины Хасан аль-Басри, Саид ибн Мусаййеб и Суфьян ас-Саури.

Что портит омовение

Что нарушает омовение (тахарат или абдез или вудуу), об этом можно судить только на основании текстов из Корана или Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, в которых есть тому подтверждение. Таким же подтверждением может быть наличие единогласного мнения ученых по этому вопросу. Существует целый ряд вещей или поступков, когда люди считают, что нарушается омовение, но в действительности это не так.

Прикосновение к женщине

  1. Есть несколько мнений относительно того, нарушает ли омовение прикосновение к женщине. Часть ученых считает, что прикосновение к женщине при любых обстоятельствах и в любых ситуациях, омовение нарушает . Такого мнения придерживались сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ ибн Мас ‘ уд и ибн Умар, такое же мнение разделял имам аш-Шафии, и Ибн Хазм. В качестве подтверждения своему мнению они приводили аят из суры «Аль-Маида» Священного Корана, в котором сказано, что если человек находится в половом осквернении, то ему следует очиститься. «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или соприкоснулся с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (сура Аль-Маида (Трапеза), 6-й аят). Шафииты считают, что если происходит соприкосновение между женщиной и мужчиной, которые близкими родственниками не являются, то у обоих нарушается состояние ритуальной чистоты. Не нарушает омовения прикосновение к тем женщинам, на которым мужчина мусульманин не может канонически жениться, то есть матери, сестры, дочери, племянницы и тети, а также к жене.
  2. Существует также мнение, что нарушает омовение прикосновение к женщине только в том случае, если мужчина касался со страстью или вожделением. Так считал имам Малик, такого же мнения придерживался и имам Ахмад. И подтверждение этого дано в книгах «аль-Мудаууана» и «аль-Мугъни». Некоторые ханафиты также считают, что если такое прикосновение произошло непреднамеренно, то оно не нарушает ритуальную чистоту если ни мужчина, ни женщина не почувствовали каких-то эротических ощущений или возбуждения.
  3. Третье мнение, заключается в том, что прикосновением женщины омовение не нарушается вообще, прикоснулся ли мусульманин к женщине случайно или намеренно, сделал ли он это со страстью или без вожделения, была ли эта женщина для мусульманина близкой и знакомой или посторонней. Такого мнения придерживались имам Абу Ханифа, ибн Аббас, Хасан аль-Басри, а также аш-Шайбани, Таус и шейхуль-Ислам ибн Таймия. В пользу того, что именно последнее мнение наиболее верное, говорит тот факт, что Аиша упоминает о таком обстоятельстве: «Обычно я спала перед Посланником Аллаха, … протягивая ноги в направлении его Киблы. И когда он совершал земной поклон, он касался меня, и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, снова вытягивала их». Посланник Аллаха ﷺ продолжал совершать молитву после такого прикосновения, из чего можно сделать вывод, что он не считал, что такое прикосновение к женщине нарушает омовение. Со слов Аиши также известно, что Пророк Мухаммад ﷺ «целовал своих жен, и совершал молитву, не возобновляя омовения». Такой же случай приводится и по отношению к Умару, который поцеловал жену, а потом помолился, но омовения не совершал. Имам аш-Шафии не считал, что прикосновение к женщине нарушает малое омовение, приводя хадис, в котором сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ перед молитвой целовал своих жен. Шейхуль-Ислам ибн Таймия также указывал, что ничего не передается от Пророка Аллаха ﷺ на тему того, что после прикосновения к женам Пророк Мухаммед ﷺ совершал бы тахарат.

О подобных случаях, которые могут нарушить ритуальную чистоту, сказано в аяте четвертой суры Священного Корана, где написаны слова «…и если вы дотронулись до женщин» (сура Ан-Ниса (Женщины), 43-й аят). По мнению ибн Аббаса, подразумевается под этими словами именно половая близость, а не просто соприкосновение, поскольку в арабском языке слова «ва ин ляямэстум» употребляются именно в этом значении.

Испускание газов

По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, если мусульманин чувствует в своем животе какое-то беспокойство и не может точно сказать, сомневаясь, произошло ли выделение газа, которое портит воздух, то он не должен покидать мечеть, если не почувствовал явно запах выделения газов или не услышал характерный звук. Тем самым Пророк Мухаммад ﷺ обозначил одно из важных правил в Исламе: «Сомнение не нарушают убежденность», поэтому если мусульманин действительно уверен в нарушении малого омовения или в том совершил ли он малое омовение или нет - то он не имеет малого омовения, если же он сомневается в том, что он нарушил и склоняется к мнению, что малое омовение у него есть - то малое омовение он не нарушил.

По словам имама аль-Багауи, человек не должен прерывать молитву, если у него есть какие-то сомнения и он не вполне уверен, что омовение его нарушено.

Болезненные выделения

Человек, страдающий хроническими выделениями по причине болезней, таких, как простатит или недержание мочи, или это могут быть выделения крови в результате каких-то хронических кровотечений, не должен переживать относительно того, что такие выделения могут нарушить его ритуальную чистоту. В хадисе от Фатимы бинт Аби Хубайш рассказывается, как она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и задала ему вопрос о том, что у нее истихада (хронические кровотечения), от которых очиститься она не может, и следует ли ей оставить молитву, нарушают ли такие кровотечения ее ритуальную чистоту. Посланник Аллаха ﷺ ответил, что эти кровотечения не являются менструацией, а являются кровотечениями из сосудов.

Женщина должна воздерживаться от молитвы во время менструации, а по ее окончании она должна совершить полное омовение и совершать малое омовение перед каждой молитвой, если у нее имеются хронические выделения, тоже касаемо недержания мочи.

Выделения, которые у молящегося человека происходят во время намаза, вреда ему не принесут, - об этом говорил Шейхуль-Ислам ибн Таймия, отмечая, что такому человеку, у которого возможны болезненные выделения, достаточно совершать перед каждой молитвой малое омовение. Такие люди после омовения совершают одну обязательную молитву и те добровольные молитвы, которые связаны с ней, но к следующему намазу омовение уже становится недействительным, поэтому его следует возобновить.

Прикосновения к чужим половым органам или анальному отверстию

Мнение о том, что прикосновение к чужим половым органам или анальному отверстию нарушает малое омовение, основывается на том, что никаких указаний по этому вопросу нет. Если жена прикасается к анальному отверстию или половым органам мужа, то судить о том, нарушает ли это ритуальную чистоту, можно лишь по хадису, с которым обычно проводят аналогию. В хадисе сказано, что человек, который прикоснулся к своему половому органу , должен совершить омовение, но в хадисе есть прямое указание на то, что речь идет о своем половом органе, поэтому нельзя судить, относится ли это и к половым органам вообще. Считать половым органом дубур или анальное отверстие нельзя, поскольку половым органом анальное отверстие не называют.

Приводятся по этому вопросу слова Всевышнего Аллаха в суре "Муминун" о том, что верующие, которые свои половые органы (фурудж) оберегают от всех посторонних, кроме супругов и невольниц, преуспели. Толкования о том, что анальное отверстие можно причислить к половым органам, нет ни в одном источнике. В половом акте с женщиной анальное отверстие не применяется, в нем участвуют только половые органы. В пользу того, что считать анальное отверстие половым органом нельзя, говорит Имам ибн Хазм, который сказал, что не является правильным называть анальное отверстие половым органом. Об этом написано и в словарях по арабскому языку.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что прикосновение к анальному отверстию или половому органу супруга не будет считаться как нарушение омовения, также как и прикосновение к своему половому органу или прикосновение к половым органам своих детей при их подмывании. Указаний в Коране и сунне на эту тему никаких нет, поэтому нет и иджма, то есть единого на это мнения.

Нарушает ли омовение сопровождение носилок или купание умершего?

Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ отмечал, что те, кто купал тело умершего, должны и сами искупаться после, как и те, кто нес носилки с телом умершего. Но это не обязательное повеление Пророка Мухаммада ﷺ, а желательное, как это следует из других хадисов, где сказано, что нет на верующих такой обязанности, как совершение омовения поле того, как искупаешь тело мертвого, поскольку нечистыми мертвые не являются, поэтому мусульманину достаточно помыть руки после купания тела умершего или несения носилок.

Верующие могут выбирать для себя приемлемое действие на свое усмотрение: как свидетельствовал ибн Умар, в его время мусульмане после того, как купали мертвых, совершали полное омовение, если кто считал нужным, а кто не желал этого, тот не совершал. По словам имама аль-Хаттаби, он не может назвать ни одного факиха, который был обязывал мусульман совершать полное омовение или гусль, если они несли умершего. Из этого он делал вывод, что в хадисе такое веление относится к разряду желательных.

Прикосновение к нечистотам

Не существует никаких указаний на то, что прикосновение человека к нечистотам нарушает омовение, и в данном случае ученые едины в своем мнении. Но также ученые придерживаются единого мнения в том, что следует удалить наджасу с одежды и тела.

Выход воздуха из половых органов у женщины

Относительно того, является ли нарушением ритуальной чистоты выход воздуха из половых органов человека, мнение также не разнится: такой выход воздуха случается преимущественно у женщин, и это не является нарушением ритуальной чистоты. Того же мнения придерживается Шейх ибн Усаймин, который сказал, что здесь речь не идет о газах, которые выходят из анального отверстия и портят воздух, а значит его не следует считать нарушившим омовение.

Кровопускание или выход крови из-за пореза

Упоминая кровотечения или кровопускания, которые происходят не из половых органов, то необходимо знать, что омовения такие кровотечения также не нарушают. Приводится случай, рассказанный Джабиром ибн Абдуллахом, когда во врем молитвы одного ансара ранили сразу три раза, но молиться он не прекратил, хоть и истекал кровью. Имам аш-Шаукани не сомневается в том, что об этом происшествии был проинформирован Посланник Аллаха ﷺ, и поскольку он ﷺ никак не прокомментировал необходимости совершения малого омовения с кровотечением, то нет ничего сомнительного в этом вопросе: кровотечение не из половых органов ритуальную чистоту не нарушает. Шейх Альбани придерживался такого же мнения. Кровь при таких кровотечениях нечистотой (наджасом) не является.

О кровопусканиях было сказано ибн Умаром, что человек, который совершает кровопускание, омовение совершать не обязан, и ему достаточно только просто омыть то место, где произошло кровопускание.

Разногласия ученых в вопросе выхода крови

Ханафиты считают, что из-за «выхода текущей крови» следует совершить малое омовение: если вдруг из носа во время молитвы потекла кровь, то молящему следует удалиться, совершить тахарат и только потом присоединиться к намазу снова. Но их мнение относится только к текущей крови, поскольку они отмечают, что если речь идет об одной или двух каплях, то омовение совершать не требуется. Нет достоверных хадисов, которые бы обосновывали это мнение, но есть другие хадисы, поэтому в религиозной практике это может применяться.

Шафииты считают, что в случае кровотечения не нарушается ритуальная чистота, и в качестве обоснования своего мнения они указывают хадис, в котором рассказано, как Посланник Аллаха ﷺ делал кровопускание, а затем приступил к молитве, не совершив малого омовения, но места, которые были испачканы кровью, Посланник Аллаха ﷺ промыл.

Мнение ученых единогласно в том, что если кровотечение внутреннее, то оно не нарушает ритуальной чистоты. Также не нарушается омовение, если кровь течет у кого-то другого или у животного, а мусульманин просто испачкался в этой крови, испортил одежду – ему следует смыть со своего тела и одежды следы этой крови, чтобы восстановить каноническую чистоту.

Нарушает ли смех, сплетни и сквернословие омовение и молитву?

Довольно распространено мнение, что смех в молитве нарушает молитву, и оно основано на том, что в хадисе от Абу аль-Алии сказано, что, когда мимо Посланника Аллаха ﷺ проходил слепой человек, а Пророк Мухаммад ﷺ и его сподвижники в это время совершали молитву и проходивший мимо человек упал, то кое-кто из сподвижников Пророка ﷺ засмеялся, но Посланник Аллаха ﷺ повелел тем, кто из сподвижников засмеялся, возобновить молитву и прекратить смех. Эта история приводится в слабом хадисе.

Вопрос о смехе в молитве задавали Джабиру, и он отвечал тогда, что из-за смеха омовение брать повторно не нужно, но молитву следует повторить.

Также приводится хадис, в котором сказано, что намима и гиба, то есть сплетни и сквернословие могут нарушить ритуальную чистоту, но хадис, в котором говорится об этом, недостоверный. Это не отменяет того, что и сквернословие, и сплетни являются греховными деяниями, и поэтому мусульманин не должен их совершать.

Рвота и отрыжка

Существует также мнение, что отрыжка или рвота нарушают ритуальную чистоту, но такая точка зрения должна основываться на доказательствах и обоснованиях, но имам Абу Бакр ас-Сан‘ани и аш-Шаукани говорили о том, что таких доказательств нет.

Существует хадис, в котором рассказано о том, что следует прервать молитву после отрыжки, рвоты, а также после мази, то есть выделения прозрачной жидкости, и что следует после этого совершить омовение: «После рвоты, носового кровотечения, отрыжки или выделения прозрачной жидкости (мази), следует прервать молитву и совершить омовение», то этот хадис не является достоверным.

Достоверным является лишь хадис, переданный от Ма ‘ дана, в котором Абу ад-Дарда сообщает, что Посланник Аллаха ﷺ после того, как у него случилась рвота, совершил омовение. Ма‘дан рассказал об этом Саубану, на что Саубан подтвердил это, поскольку сам поливал Посланнику Аллаха ﷺ воду, когда Пророк ﷺ совершал тахарат. В хадисе ничего не сказано о том, что совершать омовение является обязательным после рвоты, Посланник Аллаха ﷺ этого не повелел, а лишь совершил это сам, то есть такое действие желательно, но не обязательно.

Снятие носков, стрижка ногтей и волос, взгляд на аурат человека

На тему того, является ли нарушением омовения снятие носков или стрижка ногтей и волос, авторитетно то мнение, что те, кто совершили все эти действия, омовение совершать не должны. Это мнение является единогласным, и было подтверждено также словами имама ибн аль-Мунзира. Это касается и того, когда мусульманин берет масх на носки, а затем снимает носки, но при этом оставаясь в состоянии ритуальной чистоты. Такое снятие носков не портит тахарат.

Есть также мнение относительно того, нарушает ли омовение взгляд на аурат человека или нет, и также единогласно считают ученые, что это если мусульманин взглянул на аурат человека, то это его ритуальной чистоты не нарушило. Но мусульманин не должен забывать о том, что взгляд на аурат незнакомца является грехом.

Что нарушает малое омовение
Что нарушает омовение?

Единого мнения придерживаются ученые-факихи в том, что любые выделения из мочеиспускательного канала и прямой кишки нарушают омовение. К таким выделениям могут относиться испускание газов, а также выделение из гениталий мужчины или женщины в момент сексуального возбуждения. К таким выделениям относится также дефекация.

Что еще может нарушить омовение?

  • Потеря сознания;
  • Сон, если человек спит и во время сна опирается на что-то или лежит. Если человек дремлет сидя, то такой сон не нарушает ритуальной чистоты.
  • Многие ученые едины во мнении, что сумасшествие или опьянение нарушают омовение.

Если мусульманин испытывает сомнения относительно того, нарушилось ли омовение или нет, эту дилемму всегда можно разрешить с помощью совершения малого омовения, если мусульманин сам считает, что на то есть веские основания.

Читайте также: