Пантогам при мраморности кожи

Обновлено: 28.04.2024

Проанализирована эффективность ноотропного препарата пантогам при лечении гиперкинетических расстройств у детей 6-12 лет. Результаты рандомизированного плацебо-контролируемого исследования свидетельствуют об уменьшении основных проявлений гиперкинетического расстройства (невнимательности, гиперактивности, импульсивности), коморбидных с ним психических и поведенческих нарушений, повышении когнитивной продуктивности в группе детей, получавших в течение 6 нед пантогам, и отсутствии достоверных изменений в группе плацебо. Сделан вывод об эффективности пантогама при лечении гиперкинетических расстройств у детей.

Ключевые слова: гиперкинетические расстройства, синдром дефицита внимания и гиперактивности, пантогам.

Efficacy of pantogam in the treatment of hyperkinetic disorders in children

N.K. Sukhotina, V.V. Konovalova, I.L. Kryzhanovskaya, T.A. Kupriyanova

We have analyzed the efficacy of nootropic drug pantogam in the treatment of hyperkinetic disorders in children aged 6-12 years. The results of the randomized placebo-controlled trial demonstrated the decrease of major symptoms of hyperkinetic disorders (inattention, hyperactivity, impulsivity), comorbid mental and behavior disorders, the improvement of cognitive functions in the group of children treated with pantogam during 6 weeks and the absence of significant changes in the placebo group. It has been concluded that pantogam is effective in the treatment of hyperkinetic disorders in children.

Key words: of hyperkinetic disorders, attention deficit hyperactivity disorder, pantogam.

Гиперкинетические расстройства (по МКБ-10) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ по DSM-IV-TR) представляют весьма актуальную проблему в связи с высокой распространенностью среди детского населения. По данным отечественных исследований [1, 2, 5], гиперкинетические расстройства среди детского населения страны достигают 7-13%. Статистические данные зарубежных исследователей не совсем сопоставимы с отечественными, поскольку только одна рубрика гиперкинетического расстройства - нарушение активности и внимания - может рассматриваться в качестве наиболее близкой по своим клиническим проявлениям и критериям диагностики к СДВГ.

Основными медикаментозными средствами для лечения СДВГ за рубежом являются стимуляторы ЦНС [6-8, 10]. Проведено большое число рандомизированных плацебо-контролируемых исследований, показавших, что положительный эффект психостимуляторов достигается приблизительно у 70% пациентов с СДВГ [6, 7, 10].

Другим лекарственным препаратом, используемым для лечения данного расстройства, является высокоселективный ингибитор пресинаптических переносчиков норадреналина - атомоксетин (страттера). Препарат эффективен при различных вариантах СДВГ, в том числе с деструктивным поведением, тревожным расстройством, тиками, энурезом [3, 4, 8, 9, 11, 12].

В России использование амфетаминов в медицинских целях запрещено. Атомоксетин (страттера) является для нашей страны новым и весьма дорогостоящим препаратом. В лечении гиперкинетических расстройств в России в отличие от зарубежных стран широко использовались и продолжают использоваться седативные препараты, преимущественно малые нейролептики (сонапакс, неулептил), и нейрометаболические стимуляторы (ноотропы).

Скептическое отношение к нейрометаболическим стимуляторам как к средству лечения гиперкинетических расстройств среди определенной части психиатров, преимущественно зарубежных, несмотря на эмпирически доказанную эффективность, побуждает проводить дополнительные исследования.

Пантогам - высокоэффективный ноотропный препарат, являющийся R(D)-4-[(2,4-дигидрокси-3,3-диметилбутирил)амино]бутиратом кальция (2:1), высшим гомологом R(D)(+)-пантотеновой кислоты, в которой бета-аланин замещен на гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК). Особая значимость пантогама при использовании в психоневрологии детского возраста обусловлена его мягким седативным действием в определенном (часто индивидуальном) диапазоне доз и относительной редкостью гиперстимулирующего эффекта [4].

Целью настоящего исследования явилась оценка эффективности влияния пантогама в сравнении с плацебо на различные клинико-психопатологические проявления гиперкинетических расстройств.

Материал и методы
В исследование включались амбулаторные пациенты обоего пола в возрасте от 6 до 12 лет, соответствующие критериям диагностики гиперкинетических расстройств по МКБ-10. Дополнительными критериями включения были: интеллектуальное развитие, соответствующее возрастной норме; отсутствие хронических соматических и неврологических расстройств, способных повлиять на результаты исследования; наличие информированного согласия ребенка и его родителей.

Всего были обследованы 60 детей, рандомизированных в соотношении 3:1 на 6-недельный двойной слепой прием лекарственной формы пантогама (45 детей - 41 мальчик и 4 девочки), либо плацебо (15 детей - 13 мальчиков и 2 девочки). После рандомизации группы приема пантогама и плацебо не обнаружили достоверных различий по демографическим показателям и тяжести расстройства до лечения. Высокий процент мальчиков по сравнению с девочками отражает обращаемость за психиатрической помощью детей с данной патологией. Следует отметить, что все исследователи однозначно отмечают преобладание мальчиков с СДВГ (гиперкинетическими расстройствами) по сравнению с девочками в популяции, в среднем в соотношении 3:1 по данным Американской педиатрической академии [6].

Проведено рандомизированное плацебо-контролируемое исследование с применением различных дозировок.

Пантогам либо плацебо назначались внутрь через 15-30 мин после еды в утренние и дневные часы; 3-разовый режим дозирования допускался при переходе с нижней терапевтической дозы на более высокую.

Детям в возрасте от 6 до 8 лет включительно пантогам либо плацебо назначались по 1 таблетке (250 мг) утром и днем. При недостаточной эффективности через 7 дней доза препарата увеличивалась до 750 мг в сутки. При отсутствии эффективности и гиперстимулирующего эффекта после повышения дозы пациент через следующие 7 дней переводился на более высокие терапевтические дозы, составляющие 1000 мг в сутки.

Детям от 9 до 12 лет включительно пантогам назначался в начальной суточной дозе 750 мг в сутки. При недостаточной эффективности через 7 дней доза увеличивалась до 1000 мг в сутки и доводилась при отсутствии эффекта до 1250 мг в сутки.

При возникновении в процессе лечения гиперстимулирующего эффекта проводился перевод на более низкие дозы препарата.

Эффективность лечения оценивалась по изменению (путем сравнения) промежуточных и конечных значений с исходными. Через 1 мес после окончания лечения проводилось контрольное обследование пациентов по всем анализируемым параметрам.

Выраженность проявлений гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания определялась в баллах по специально разработанной валидизированной оценочной шкале «СДВГ - критерии МКБ-10 (версия для родителей)» [5], заполняемой родителями через 7, 14, 30 и 45 дней после начала приема препарата либо плацебо и через 30 дней после окончания приема лекарств.

Общая оценка тяжести гиперкинетических расстройств проводилась в баллах по шкале общего клинического впечатления (ОКВ) троекратно: до начала приема пантогама либо плацебо, на 45-й день лечения и через 30 дней после его окончания. Выраженность сопутствующей (коморбидной) симптоматики также определялась в баллах по шкале ОКВ, заполняемой исследователем через 7, 14, 30 и 45 дней после начала приема препарата либо плацебо и через 30 дней после окончания лечения.

Когнитивная продуктивность оценивалась по результатам исследования объема, концентрации и истощаемости внимания при помощи теста Тулуза-Пьерона, исследования кратковременной и отсроченной слуховой памяти методом повторения 10 слов, памяти на цифры (прямой и обратный порядок), зрительной памяти на образы. Обследование проводилось троекратно: до начала приема пантогама либо плацебо, на 45-й день лечения и через 30 дней после его окончания.

Исследование психоэмоционального состояния ребенка при помощи детского депрессивного опросника М. Kovac (CDI) проводилось до приема пантогама либо плацебо, на 45-й день лечения и через 30 дней после его окончания. Исследование уровня тревожности проводилось при помощи методики Спилбергера-Ханина также троекратно: до начала лечения, на 45-й день приема препаратов и на 30-й день после его окончания.

Результаты и обсуждение
Изменения в динамике показателей исходной суммарной оценки, а также оценки невнимательности, гиперактивности и импульсивности по шкале «СДВГ-критерии МКБ-10» в группах детей, получавших пантогам и плацебо, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Сравнительная динамика показателей оценочной шкалы «СДВГ - критерии МКБ-10» в группах, принимавших пантогам и плацебо: а - суммарный балл; б - показатель «невнимательность»; в - показатель «гиперактивность, импульсивность».
По оси ординат - показатели по шкале в баллах; по оси абсцисс - визиты.

Как видно из представленных данных, динамика показателей в течение 1-й недели среди детей обеих групп была идентичной и указывала на уменьшение оценок по всем показателям оценочной шкалы, что, по-видимому, определялось плацебо-эффектом. В течение последующих 7 дней существенных изменений ни в одной из групп не отмечалось. Начиная с 14-го дня лечения изменение показателей (уменьшение балльных оценок по всем подшкалам) отмечалось только в группе детей, получавших пантогам. Сравнение исходных показателей оценочной шкалы с ее конечными значениями показывает статистически значимое уменьшение проявлений невнимательности с 14-го дня лечения (р<0,005), гиперактивности и импульсивности - с 30-го дня (р<0,001), суммарного балла - с 14-го дня (р<0,005). В группе детей, получавших плацебо, изменения конечных показателей в сравнении с исходными были незначительны и статистически недостоверны. Контрольное обследование через 1 мес после окончания лечения свидетельствовало о сохраняющемся терапевтическом эффекте пантогама.

Таблица 1.

Динамика выраженности гиперкинетических расстройств по шкале ОКВ (в баллах)

Группа пациентовДо приема препаратаЧерез 45 дней приема препарата (окончание лечения)Через 30 дней после отмены препарата
Пантогам (n=45)3,2±0,171,02±0,14*1,12±0,15*
Плацебо (n=15)3,33±0,113,13±0,743,13±0,74

Гиперкинетические расстройства часто сочетаются с психическими и неврологическими нарушениями, являющимися коморбидными по отношению к основному заболеванию. В статье анализируются коморбидные состояния, наиболее часто встречающиеся в данной возрастной группе (6-12 лет). К ним относятся: нарушения психологического развития, представленные специфическими нарушениями развития речи и школьных навыков; нарушения невротического круга; резидуально-органические расстройства, характеризующиеся явлениями церебрастении, головными болями, головокружением и др.; сомато-вегетативные расстройства; нарушения настроения, представленные эмоциональной лабильностью, гипотимическими и дисфорическими состояниями.

Динамика показателей выраженности коморбидных расстройств по шкале ОКВ представлена на рис. 2.

Рис. 2. Сравнительная динамика показателей выраженности коморбидных расстройств по шкале ОКВ в группах, получавших пантогам и плацебо: а - резидуально-органические расстройства; б - расстройства невротического круга; в - суммарный балл нарушений настроения.
По оси ординат - показатели по шкале в баллах; по оси абсцисс - визиты.

Представленные данные демонстрируют эффективность пантогама при лечении коморбидных резидуально-органических расстройств. Различия между исходными и конечными показателями в группе детей, принимавших пантогам, носят достоверный (p<0,001) характер на 30-й день лечения и сохраняют достоверность через месяц после его окончания (p<0,003).

По показателю невротических расстройств в группе пантогама достоверные различия между исходными и конечными значениями выявлены на 30-й (p<0,05) и 45-й (p<0,01) дни лечения. Через 30 дней после отмены пантогама различия с исходными показателями оставались достоверными (p<0,05).

В группе детей, получавших плацебо, небольшое снижение балльной оценки по показателям резидуально-огранических расстройств, невротических расстройств и нарушений настроения не достигало уровня статистической значимости (см. рис. 2).

Нарушения поведения, оцениваемые суммарно, также существенно уменьшались у детей, получавших пантогам, и различия балльных оценок в сравнении с исходными значениями достигали статистической значимости к 45-му дню лечения (p=0,03).

Не было получено статистически значимых различий при анализе исходных и конечных показателей результатов обследования при соматовегетативных нарушениях, нарушениях психологического развития (специфические нарушения развития речи и школьных навыков) при недостоверной динамике снижения балльных оценок у детей, принимавших пантогам.

Эффективность пантогама при лечении резидуально-органических и некоторых невротических нарушений становится понятна с учетом основных механизмов действия препарата. Поскольку пантогам не является антидепрессантом, его положительное влияние на расстройства настроения, так же как и на некоторые формы невротических расстройств с тревожной, тревожно-фобической, обсессивной симптоматикой, по-видимому, носит вторичный характер. В процессе лечения нормализуются взаимоотношения со сверстниками, учителями, повышается результативность обучения. Ребенок становится более управляемым, менее капризным, уверенным в себе. Уменьшение стресса, связанного с посещением школы и нарушенными семейными взаимоотношениями, положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.

Клинические данные подтверждаются результатами исследования психоэмоционального состояния детей при помощи детского депрессивного опросника М. Kovac (CDI). Суммарный показатель снизился к 45-му дню лечения с 54,97 до 51,0 балла (р=0,047). Наиболее выраженными были изменения в показателе «межличностные проблемы»: 65,03 и 49,35 балла до лечения и на 45-й день приема препарата соответственно (р<0,001).

Результаты исследования уровня тревожности при помощи методики Спилбергера-Ханина представлены в табл. 2. В связи с тем, что не все дети смогли выполнить методику, анализируются результаты тестирования 29 детей, получавших пантогам, и 12 детей, принимавших плацебо. Достоверные различия между исходными и конечными значениями получены только в группе детей, получавших пантогам, по показателю личностной тревожности.

Таблица 2.

Показатели теста Спилбергера-Ханина (средний балл) в исследуемых группах

Визит Тревожность личностная (n=29) Тревожность ситуационная (n=12)
пантогамплацебопантогамплацебо
До лечения42,8345,0829,8336,17
45-й день лечения35,93*42,8324,9334,75
30 дней после окончания лечения35,86*43,4525,1734,92

Сравнительные показатели запоминания последовательности цифр (в прямом и обратном порядке) при наличии определенной тенденции к увеличению показателя «память на цифры»: 7,5, 8,4 и 8,3 в группе детей, принимавших пантогам, не достигли статистической значимости различий.

Оценка когнитивной продуктивности по результатам теста Тулуза-Пьерона (скорость выполнения, точность выполнения, устойчивость внимания) представлена в табл. 3. Как видно из представленных данных, по показателю скорости выполнения теста существенных различий между исходными и конечными значениями не было получено ни в одной из групп, из чего можно сделать вывод, что данный параметр у гиперактивных детей не является достоверным показателем когнитивной продуктивности. Более точными показателями, характеризующими функцию внимания, являются точность выполнения теста и устойчивость внимания (см. табл. 3). Выявлено достоверное улучшение показателей точности выполнения и устойчивости внимания по тесту Тулуза-Пьерона у детей, принимавших пантогам. В группе детей, принимавших плацебо, ни по одному показателю не было получено статистически значимых изменений.

Таблица 3.

Сравнительная динамика показателей по тесту Тулуза-Пьерона (средний балл) в исследуемых группах

ВизитПантогам (n=41)Плацебо (n=15)
Скорость выполнения теста
До лечения34,8332,61
45-й день лечения37,3934,28
Через 30 дней после окончания лечения37,4734,33
Точность выполнения теста
До лечения0,910,92
45-й день лечения0,95*0,91
30-й день после окончания лечения0,95*0,92
Устойчивость внимания
До лечения2,151,52
45-й день лечения1,391,69
30-й день после окончания лечения1,32**1,73

Примечание. Из группы приема пантогама 4 детей не смогли выполнить тест, в связи с чем общее число детей в данном исследовании составляет 56, а не 60. * - p=0,003; ** - p

Среди всех детей, участвовавших в исследовании, отмечался только один побочный эффект - эффект гиперстимуляции, отмеченный у 6,6% детей, принимавших пантогам.

Таким образом, полученные в результате плацебо-контролируемого исследования данные свидетельствуют об уменьшении основных проявлений гиперкинетических расстройств (невнимательность, гиперактивность, импульсивность), коморбидных с ними психических и поведенческих нарушений, о повышении когнитивной продуктивности по данным психологического тестирования в группе детей, рандомизированных на 6-недельный прием пантогама, и об отсутствии достоверных изменений в группе детей, рандомизированных на прием плацебо. На основании этих данных можно сделать вывод об эффективности пантогама при лечении гиперкинетических расстройств у детей. Отсутствие побочных эффектов, требующих отмены препарата, свидетельствует о безопасности его применения.

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте. Загрузите выписку из роддома. Какой диагноз ставит ребенку Ваш невролог?Если имеется ППЦНС, симптомы при осмотре, назначение данного препарата оправдано.

фотография пользователя

Здравствуйте! Прием оправдан. Только пить надо с постепенным наращиванием дозы в течение недели потом от 2 до7 Нед в достигнутой дозе. и снижение дозировки до отмены в течение недели. Детям первого года жизни от 5до10млвсутки

фотография пользователя

Ребёнок рождается с незрелой нервной системой и в этом ее потенциал. И темпы развития у всех разные. Если по Апгар 7 баллов и выше,значит всемклетки мозга функциональны,и со временем всему научатся сами. А если была тяжелая гипоксия в родах,то часть клеток мозга погибла и никакие лекарства вернуть их к жизни на могут. А можно заставить соседние клетки взять на себя их функцию. Но не таблетками,а массажами,лфк,кинезитерапией,логопеды,дефектологи и т.д.

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте.
Учитывая возраст ребенка, любые препараты вызывают опасение у мамы. Но прием оправдан. Нервная система перенесла гипоксию. И нужно помочь ей выйти из этого состояния. Пантогам- это не "волшебная таблетка", конечно, но хороший помощник. Плюсом к нему должен идти массаж (повторить по назначению доктора), позже, при необходимости, работа с логопедом, психологом и т.д. У Вашего малыша далеко не самые страшные показатели по шкале Апгар при рождении и выписке, и сейчас, понемножку, ЦНС дозревает. Помогите ей в этом.

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

фотография пользователя

Пантогам давайте утром и после обеда, на ночь фенибут 1/4 таблетки 2 месяца, купайте в седативных ванночках 20 дней

фотография пользователя

Здравствуйте, пантогем давайте до 1 месяца, второй приём можно после обеда.
Купание в травах.
Прогулки на свежем воздухе 2 р. Д. От получаса.
Можно дормикинд пробовать, только давать исправно 1 месяц - эффект от 2х недель приема

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте. Очень странно что Вам от нервной возбудимости рекомендовали Пантогам, так как он сам имеет свойство возбуждать. Я считаю не целесообразно Вам принимать Пантогам, к тому же еще и в вечернее время, его назначают дважды в день утром и днем, чтобы возбуждающе не действовал перед ночным сном.
Вот магне Б6 в ампулах можно по 1 ампуле растворять в водичеке и давать 2 раза в день - 1 месяц. Мелаксен считаю тоже не стоит. Лучше Глицин по пол таблетки 3 раза в день измельчить и за щечку 2 недели, затем пол таблетки 1 раз сутки – 10 дней. + Дормикинд по 1 таб 3 раза в сутки через 30 минут после еды растворить в чайной ложечке воды, 1 месяц. Он для малышей у который есть проблемы со сном, легкий.

Яна,не разыграется ли наш диатез ещё больше от Магне Б6? Когда я показывала назначения невролога насчёт магния нашему педиатру она сказала что с нашими аллергиями не стоит.

фотография пользователя

Вы знаете, магне Б6 угрожает обострением диатеза не более чем другие препараты. А что именно, какой компонент смутил в магне б6? витамин и микроэлементы, на Б6 не так уж часто вижу у детей аллергию. Вы можете для проверки если есть сомнения развести в пол стакана воды и начать давать пол чайной ложечке 1 раз в день чтобы смотреть на реакцию. Если все хорошо за 3 дня, то можно давать.

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте рекомендую вам принимать магне В6 в ампулах 1/2 ампулы 1 раз в сутки. При необходимости увеличить дозу до 1 ампулы в сутки. Здоровья вашему малышу.

фотография пользователя

Здравствуйте!
Беспокойство ребенка связано с перинатальными поражениями центральной нервной системы (гипцнс), поэтому из-за незрелости и такая возбудимость!
Пантогам желательно отменить, соглашусь с коллегой Выше насчет магния б6 и диатеза, в вашем случае более подойти должен это фенибут по 1/4 по вечерам в течение 14 дней пока!
Магний б6 лучше конечно для данного возраста, можете попробовать для начала его и если возникнет аллергическая реакция отмените и перейдете на фенибут.

фотография пользователя

Здравствуйте! Повышенная возбудимость является следствием незрелости нервной системы. У малыша идет активный рост, развитие новых навыков и движений - поэтому у некоторых детей бывает такое, что головной мозг не может переключиться на отдых и идет перевозбуждение.
Пантогам способствует созреванию нервной системы малыша и снижает моторную возбудимость. Он назначен верно, возможно для ребенка большая дозировка, уменьшите её до 1 мл 2 раза в день утром и в обед курсом на 1.5мес, затем отменяйте в течение недели по 0.5 мл 2 р/день. Дополнительно дайте глицин 0.1 по 1/2 табл утром и на ночь (разотрите в порошок, соберите мокрой пустышкой или ложечкой и дайте рассосать, водичкой не запиваем и с молоком или едой не смешиваем, т.к. всасывается во рту).
Такое бывает достаточно часто, не переживайте. С возрастом само собой пройдет.

В последние годы в лечении различных заболеваний центральной нервной системы у детей все большее значение приобретают препараты, воздействующие на обмен центральных медиаторов, особенно лекарственные средства, влияющие на метаболизм тормозного нейромедиатора – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК).

Одним из таких препаратов является Пантогам, разработанный в 70-е годы XX века НПО «Витамины», и с 1998 года выпускаемый российской компанией «ПИК-ФАРМА».

Пантогам по химической структуре представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил гамма-аминомасляной кислоты и относится к ноотропным препаратам смешанного типа с широким клиническим применением.

Пантогамобладает целым рядом свойств, которые определяют его особое место среди других лекарственных средств.

  • Пантогам является естественным метаболитом ГАМК в нервной ткани, в отличие от других ГАМК-призводных ноотропных препаратов.
  • Благодаря присутствию в молекуле Пантогама пантоильного радикала препарат проникает через гематоэнцефалический барьер и оказывает выраженное воздействие на функциональную активность ЦНС.
  • Пантогам при введении в организм практически не метаболизируется и в течение 48 часов выводится в количестве 95–98% введенной дозы.
  • Фармакологические эффекты Пантогама обусловлены прямым влиянием на ГАМК-рецепторноканальный комплекс. Препарат оказывает также активирующее влияние на образование ацетилхолина.
  • Пантогам способствует нормализации метаболизма ГАМК при различных видах патологии, улучшает утилизацию глюкозы и кровоснабжение мозга, повышает устойчивость мозга к гипоксии, воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах.
  • Пантогам применяется при лечении неврологических и психических заболеваний как изолированно, так и в комбинации с другими препаратами, при этом хорошо переносится детьми.
  • Сочетание мягкого психостимулирующего и умеренно седативного эффектов Пантогама (в отличие от других ноотропных средств) позволяет активировать когнитивные (познавательные) функции у детей, снижает волнение и тревожность, нормализует сон, способствуя полноценному отдыху ребенка.
  • В действии Пантогама сочетаются противосудорожный, дезинтоксикационный и нейровегетотропный эффекты. Препарат может применяться у детей, страдающих эпилепсией и другими судорожными состояниями.
  • Пантогам наряду с нейрометаболическим обладает нейропротекторным и нейротрофическим действием; улучшает когнитивные функции, повышает психическую активность и объем познавательной деятельности.
  • В редких случаях нежелательных реакций при применении Пантогама для их устранения достаточно снижения дозы. Несовместимых комбинаций Пантогама с другими препаратами не установлено.
  • Наличие двух лекарственных форм Пантогама – таблеток и 10%-ного сиропа – особенно удобно для применения у дошкольников и детей младшего школьного возраста.
  • астеноневротический синдром проявляется слабостью, вялостью, сонливостью, неадекватной реакцией на внешние раздражители.

КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА

В последние годы отмечается рост количества детей, имеющих сложности в обучении. Изменения в когнитивной сфере у детей вызывают обеспокоенность и со стороны учителей, родителей, педиатров. Действительно, так называемые высшие когнитивные функции: восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитикосинтетические процессы – являются основой психосоциального развития ребенка, его становления как полноценного члена общества и адекватной адаптации к окру-жающим условиям. Вместе с тем психофизиологические особенности детей дошкольного и школьного возраста на фоне астении в зимний и весенний периоды обучения и высоких психических нагрузок часто приводят к неусидчивости, вегетативным расстройствам (головная боль, головокружение, потливость и т.п.), нарушению восприятия предъявляемого материала, что затрудняет усвоение школьных знаний. Когнитивные нарушения без органического поражения ЦНС выявляются у 30–56% здоровых школьников. Связано это с высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками при ограниченных адаптационно-компенсаторных возможностях организма ребенка.

Высокие нагрузки во время процесса обучения детей могут провоцировать возникновение трех основных синдромов:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется снижением внимания, неусидчивостью и нарушением сна у детей;
  • психовегетативный синдром характеризуется избыточным реагированием в стрессовой ситуации, которое проявляется соматовегетативными нарушениями (головная боль, головокружение, лабильность артериального давления, тахикардия, потливость, учащенное мочеиспускание) и эмоциональными расстройствами (тревожность, эмоциональная лабильность, обидчивость, раздражительность, запинки в речи, нарушения сна);
  • астеноневротический синдром проявляется слабостью, вялостью, сонливостью, неадекватной реакцией на внешние раздражители.

КОРРЕКЦИЯ

Исследование, проведенное сотрудниками НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, убедительно показало эффективность Пантогама в коррекции когнитивных расстройств у детей младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие 59 детей в возрасте 7–8 лет. Объем произвольного внимания до приема Пантогама был сужен на 30%, показатели процессов запоминания снижены на 20–40% [1].

Пантогам в форме 10%-ного сиропа продемонстрировал хорошую переносимость у 53 детей и удовлетворительную у 3 (периодические боли в области живота в одном случае и кожные аллергические проявления у троих детей). Все нежелательные реакции исчезали при снижении дозы препарата.

В результате применения Пантогама (10%-ый сироп) у детей с синдромом дефицита внимания отмечалось статистически достоверное повышение основных показателей когнитивных функций.

Исследование, проведенное специалистами Московского НИИ психиатрии МЗиСР РФ, показало выраженный эффект Пантогама в отношении основных проявлений психовегетативного синдрома у детей [5]. После курса применения Пантогама достоверно снизились соматовегетативные проявления: головная боль, головокружение, лабильность артериального дав-ления, нарушение функции ЖКТ, потливость. Выраженность психоэмоциональных нарушений: эмоциональной лабильности, тревожности, обидчивости, раздражительности и нарушения сна – также достоверно снижалась (р Среди ноотропных препаратов Пантогам обладает рядом преимуществ при использовании у детей. Многочисленные исследования показали эффективность препарата Пантогам для коррекции пограничных психических расстройств у астенизированных детей. Учитывая распространенность этой проблемы среди детей подготовительных групп детских садов и школьников, особенно во второй половине учебного года, целесообразно проведение профилактической коррекции психосоматического здоровья и качества жизни ребенка. Прием Пантогама в профилактических целях расширяет адаптационные возможности ребенка путем нормализации соматовегетативных, когнитивных и эмоциональных компонентов психической деятельности детей [1,3].

Пантогам– препарат выбора при экстрапирамидных гиперкинезах. Неврологическая симптоматика, возникающая под влиянием нейролептиков, проявляется разнообразными экстрапирамидными нарушениями. Наибольший интерес представляет так называемый хронический нейролептический синдром, характеризующийся развитием гиперкинезов на фоне повышенного или пониженного мышечного тонуса. Терапевтический эффект Пантогама отмечается на второй неделе применения препарата и состоит в уменьшении выраженности гиперкинезов и их распространенности, одновременно больные становятся более активными, уравновешенными, контактными, улучшается их общее самочувствие, память, работоспособность.

Пантогам эффективен в качестве средства терапии «прикрытия» при назначении нейролептических препаратов, а также больным с потенциальным риском развития нейролептических гиперкинезов. Эффективен препарат и при комплексной терапии тиков и заикания, нейрогенных расстройств мочеиспускания [2, 5].

Влияние Пантогамана механизмы эпилептогенеза делает его особенно ценным в комплексной терапии эпилепсии. Пантогам пролонгирует действие барбитуратов, усиливает эффект антиконвульсантов, предотвращает их побочные действия. Одновременное назначение Пантогама и противосудорожных препаратов дает возможность снизить дозировки последних при сохранении стойкого терапевтического эффекта. Наиболее эффективен препарат при назначении больным эпилепсией с церебрастенической симптоматикой. На фоне лечения повышается активность больных, снижается агрессивность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

При первом назначении Пантогама рекомендуется титрование дозы в начале курса лечения и по его окончании, по трапеции: постепенное наращивание дозы в течение10–20 дней, прием препарата в максимальной дозе на протяжении от 20 дней до 1 месяца и затем снижение дозы в течение 10–20 дней до полной отмены (табл.1).

Таблица 1
Схема применения Пантогама у ребенка 3 лет с диагнозом
«задержка речевого развития»

Для стимуляции психического развития необходимо назначение Пантогама курсом на 2–3 месяца, на курс необходимо 200 таблеток препарата в дозировке 0,25. Возможно повторение курса 2–3 раза в год.

В схеме лечения «большими» ноотропами, к которым относится и Пантогам, не рекомендуется одновременное назначение других ноотропов. Однако показано назначение сосудистых средств, поливитаминов, антиоксидантов.

Таким образом, Пантогам следует оценивать как ведущий ноотропный препарат, рекомендованный к применению в детском возрасте. Целесообразно его использование врачами различных специальностей, в т.ч. и педиатрами. Доза и длительность назначения должны определяться синдромами и диагнозом ребенка.

Сведения об авторах:
Людмила Михайловна Кузенкова, заведующая отделением психоневрологии НИИ педиатрии ГУ Научный центр здоровья детей РАМН. канд. мед. наук
Ольга Ивановна Маслова, консультант Консультативно-диагностического центра ГУ Научный центр здоровья детей РАМН профессор, д-р мед. наук

Пантогам инструкция по применению

Приведенная научная информация является обобщающей и не может быть использована для принятия решения о возможности применения конкретного лекарственного препарата.

Владелец регистрационного удостоверения:

Произведено:

Контакты для обращений:

Лекарственная форма

Форма выпуска, упаковка и состав препарата Пантогам ®

Сироп в виде бесцветной или слегка желтоватой жидкости с характерным запахом.

100 мл
кальция гопантенат10 г

Вспомогательные вещества: глицерол - 25.8 г, сорбит - 15 г, лимонной кислоты моногидрат - 0.1 г, натрия бензоат - 0.1 г, аспартам - 0.05 г, ароматизатор пищевой "Вишня 667" - 0.01 г, вода очищенная - до 100 мл.

100 мл - флаконы темного стекла (1) в комплекте с мерной ложкой номинальным объемом 5 мл с рисками, соответствующими 1 мл, 2 мл, 2.5 мл, 3 мл, 4 мл - пачки картонные.

Фармакологическое действие

Спектр действия связан с наличием в структуре гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Механизм действия обусловлен прямым влиянием на ГАМКБ-рецептор-канальный комплекс.

Обладает ноотропным и противосудорожным действием.

Повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует анаболические процессы в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность. Улучшает метаболизм ГАМК при хронической алкогольной интоксикации и после отмены этанола. Способен ингибировать реакции ацетилирования, участвующие в механизмах инактивации прокаина (новокаина) и сульфаниламидов, благодаря чему достигается пролонгирование действия последних.

Вызывает торможение патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора.

Фармакокинетика

Быстро всасывается из ЖКТ.

Наибольшие концентрации создаются в печени, почках, стенке желудка, коже. Проникает через ГЭБ.

Не метаболизируется и выводится в неизмененном виде в течение 48 ч. 67.5% принятой дозы выводится почками, 28.5% - с калом.

Показания активных веществ препарата Пантогам ®

  • перинатальная энцефалопатия у детей c первых дней жизни;
  • различные формы детского церебрального паралича;
  • умственная отсталость различной степени выраженности, в т.ч. с поведенческими нарушениями;
  • нарушения психологического статуса у детей в виде общей задержки психического развития, специфических расстройств речи, двигательных функций и их сочетания, формирования школьных навыков (чтения, письма, счета и других);
  • гиперкинетические расстройства, в т.ч. синдром гиперактивности с дефицитом внимания;
  • неврозоподобные состояния (при заикании, преимущественно клонической форме, тиках, неорганическом энкопрезе и энурезе);
  • снижение мнестико-интеллектуальной продуктивности вследствие атеросклеротических изменений сосудов головного мозга, при начальных формах сенильной деменции, органических поражениях головного мозга травматического, токсического, нейроинфекционного генеза;
  • шизофрения с церебральной органической недостаточностью (в комплексе с психотропными препаратами);
  • экстрапирамидные нарушения при органических заболеваниях мозга (миоклонус-эпилепсия, хорея Гентингтона, гепатолентикулярная дегенерация, болезнь Паркинсона и другие), а также для лечения и профилактики экстрапирамидного синдрома, вызванного приемом нейролептиков;
  • эпилепсия с замедлением психических процессов и снижением когнитивной продуктивности в комплексной терапии с противосудорожными средствами;
  • психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности, для улучшения концентрации внимания и запоминания;
  • нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи).
Открыть список кодов МКБ-10
Код МКБ-10 Показание
F07 Расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга
F20 Шизофрения
F21 Шизотипическое расстройство
F22 Хронические бредовые расстройства
F23 Острые и преходящие психические расстройства
F25 Шизоаффективные расстройства
F29 Неорганический психоз неуточненный
F48.8 Другие уточненные невротические расстройства
F79 Умственная отсталость неуточненная
F80 Специфические расстройства развития речи и языка
F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
F82 Специфические расстройства развития моторной функции
F83 Смешанные специфические расстройства психологического развития
F90.0 Нарушения активности и внимания
F95 Тики
F98.0 Энурез неорганической природы
F98.1 Энкопрез неорганической природы
F98.5 Заикание [запинание]
G09 Последствия воспалительных болезней центральной нервной системы
G10 Хорея Гентингтона
G20 Болезнь Паркинсона
G21 Вторичный паркинсонизм
G25.3 Миоклонус
G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения
G40 Эпилепсия
G80 Церебральный паралич
G93.4 Энцефалопатия неуточненная
I67.2 Церебральный атеросклероз
I69 Последствия цереброваскулярных болезней
N31 Нервно-мышечная дисфункция мочевого пузыря, не классифицированная в других рубриках
P91 Другие нарушения церебрального статуса новорожденного
T90 Последствия травм головы
Y49.3 Антипсихотические и нейролептические препараты фенотиазинового ряда
Y49.4 Нейролептики-производные бутирофенона и тиоксантена
Y49.5 Другие антипсихотические и нейролептические препараты
Z73.0 Переутомление
Z73.3 Стрессовые состояния, не классифицированные в других рубриках (физическое и умственное напряжение)

Режим дозирования

Способ применения и режим дозирования конкретного препарата зависят от его формы выпуска и других факторов. Оптимальный режим дозирования определяет врач. Следует строго соблюдать соответствие используемой лекарственной формы конкретного препарата показаниям к применению и режиму дозирования.

Принимают внутрь через 15-30 мин после еды.

С учетом ноотропного действия следует принимать предпочтительно в утренние и дневные часы (до 17 ч).

Для взрослых разовая доза составляет 0.25-1.5 г, суточная - 0.5-3 г.

Для детей разовая доза составляет 0.1-1.5 г, суточная - 0.1-3 г.

Курс лечения составляет 1-4 месяца, в отдельных случаях - до 6 месяцев. Через 3-6 месяцев можно провести повторный курс лечения.

Детям с различной патологией нервной системы в зависимости от возраста рекомендуется назначать 30-50 мг/кг массы тела/сут. Кратность применения препарата - 1-2 раза/сут.

Тактика лечения предусматривает наращивание дозы в течение 7 дней, прием в рекомендуемой дозе на протяжении основного курса лечения с постепенным снижением дозы до отмены препарата в течение 7 дней. Курс лечения составляет 1-3 месяца (при отдельных заболеваниях - до 6 месяцев и более).

При шизофрении в комбинации с психотропными препаратами: 0.5-3 г/сут. Курс лечения - 1-3 месяца.

При эпилепсии в комбинации с противосудорожными средствами: 0.75-1 г/сут. Курс лечения - до 1 года и более.

При нейролептическом синдроме, сопровождающемся экстрапирамидными нарушениями: суточная доза - до 3 г (30 мл), лечение в течение нескольких месяцев.

При экстрапирамидных гиперкинезах у пациентов с органическими заболеваниями нервной системы: 0.5-3 г/сут. Курс лечения - до 4 месяцев и более.

При последствиях нейроинфекций и черепно-мозговых травм: 0.5-3 г/сут.

Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках и астенических состояниях: 0.25-0.5 г 3 раза/сут.

При расстройствах мочеиспускания детям - в дозе 0.25-0.5 г 1-2 раза/сут (суточная доза составляет 25-50 мг/кг), курс лечения - 2-3 месяца; взрослым 0.5-1 г 2-3 раза/сут.

Побочное действие

Нежелательные реакции, представленные ниже, перечислены в соответствии с поражением органов и систем и частотой встречаемости. Частота встречаемости определяется следующим образом: очень часто (≥1/10), часто (≥1/100 и

Со стороны нервной системы: очень редко - вялость, гипервозбуждение, головная боль, головокружение, заторможенность, расстройства сна, сонливость.

Со стороны органа зрения: очень редко - аллергический конъюнктивит.

Со стороны дыхательной системы: очень редко - аллергический ринит.

Со стороны кожи и подкожных тканей: очень редко - кожные аллергические реакции (кожная сыпь, кожные высыпания, крапивница и другие).

В случае возникновения аллергических реакций препарат отменяют. В остальных случаях уменьшают дозу препарата.

Противопоказания к применению

  • острые тяжелые заболевания почек;
  • I триместр беременности;
  • фенилкетонурия (наличие аспартама в составе);
  • повышенная чувствительность к препарату.

Применение при беременности и кормлении грудью

Не рекомендуется при беременности и в период грудного вскармливания в связи с отсутствием опыта клинического применения у этой категории пациентов.

Применение при нарушениях функции почек

Противопоказано применение при острых тяжелых заболеваниях почек.

Применение у детей

Детям назначают по показаниям в рекомендуемых дозах.

Особые указания

При длительном лечении не рекомендуется одновременное назначение других ноотропных препаратов и средств, стимулирующих ЦНС.

Влияние на способность к управлению транспортными средствами и механизмами

В первые дни приема следует соблюдать осторожность при управлении транспортными средствами и механизмами, учитывая возможное возникновение сонливости.

Лекарственное взаимодействие

Пролонгирует действие барбитуратов, усиливает эффекты противосудорожных средств; предотвращает побочные явления фенобарбитала, карбамазепина, нейролептиков.

Эффект усиливается при одновременном применении с глицином, этидроновой кислотой.

Потенцирует действие местных анестетиков (прокаина).

Контакты для обращений

ПИК-ФАРМА ООО (Россия)

Читайте также: