Верно ли что кожа птиц тонкая и сухая имеется лишь копчиковая железа

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Итоговый тест

А1. Наука о птицах называется

  1. птицеводство
  2. орнитология
  3. кинология
  4. ихтиология
  1. тонкая, сухая, вся покрыта роговыми образованиями
  2. тонкая, сухая, лишена желез (только копчиковая), вся покрыта перьями
  3. тонкая, сухая, имеется одна копчиковая железа, на теле есть участки, лишенные перьев
  4. пронизана многочисленными железами, выделяющими слизь

А3. Ночные хищные птицы имеют

  1. хорошее зрение и развитые маховые перья
  2. мягкое и рыхлое оперение и хороший слух
  3. слабо оперенную переднюю часть головы и шеи
  4. маленькие размеры и прекрасный слух

А4. Если на перья водоплавающих птиц попадает нефть или мазут, то

  1. свойства оперения практически не изменится
  2. перья прилипнут к телу, и оно приобретет более обтекаемую форму
  3. численность птиц возрастает, так как таких птиц не будут поедать хищники
  4. перья слипнуться, вода будет легко проникать к коже, и птицы погибнут от охлаждения

А5. У какой птицы максимально развит мускульный отдел желудка:

  1. у тетерева
  2. у орла
  3. у дятла
  4. у синицы

А6. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Найдите аналогичную связь между третьим и одним из 4 данных понятий.

Локтевая кость: предплечье=цевка: __________

А7. Плечевой пояс конечностей птиц состоит из:

1. парных лопаток, вороньих костей и сросшихся ключиц;

2. парных лопаток, вороньих костей и грудины;

3. парных лопаток, сросшихся вороньих костей и ключицы.

А8. Один из признаков усложнения птиц, по сравнению с пресмыкающимися, - это

1. деление тела на отделы

2. постоянная температура тела

3. внутренний скелет

4. системы органов

А9. Выберите особенности строения скелета птиц связаны с полетом:

1. Кости скелета тонкие, прочные и легкие;

2. трубчатые кости скелета полые внутри и запол­нены воздухом;

3. развитие грудины с килем;

4. образование сложного крестца;

А10. Птицы потребляют большое количество пищи, которая дает им энергию для:

1. движения, в том числе полета;

2. поддержания постоянной и высокой температу­ры тела;

В1. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных. Ответ занесите в таблицу.

Особенности кровеносной системы

1. В сердце венозная кровь

2. В сердце четыре камеры

3. Венозная кровь из сердца поступает к легким

4. Два круга кровообращения

5. В сердце две камеры

6. Один круг кровообращения

Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:

  1. Легкость и прочность скелета
  2. Интенсивность обмена веществ
  3. Смешанная кровь в сердце
  4. Костный череп
  5. Клюв без зубов
  6. Головной мозг из пяти отделов

В3. Установите последовательность соподчинения соответствующих терминов систематическим категориям. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. вид ________________
  2. род _________________
  3. семейство ___________________
  4. отряд ________________
  5. класс _________________
  6. тип ___________________
  1. Удод обыкновенный
  2. Хордовые
  3. Удодообразные
  4. Удодовые
  5. Удод
  6. Птицы


В4.Выпишите номера верных утверждений.

1. Птицы – теплокровные животные.

2. Кожа птиц имеет большое количество желез.

3. Копчиковая железа выделяет жир, необходимый для смазывания перьевого покрова.

4. Птицы имеют острое зрение.

5. Птицы имеют трехкамерное сердце.

6. У птиц имеются острые зубы.

7. По способу передвижения птицы делятся на три групп: бегающие, плавающие и летающие.

8. К бескилевым птицам относятся все куриные.

9. Возможно первые птицы появились на Земле около 1млн лет назад.

10. Челюсть птиц представлена клювом.

В5. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки

A. Гнездятся на льдинах и береговых скалах

Б. Крепкие сильные ноги

B. Перьевой покров обильно смазан жиром

Г. Отсутствие киля

Ж. Селятся в заболоченных местах или где много озер

3. Мощные лапы, снабженные острыми когтями

И. Кости не имеют воздушных полостей

К. Крылья превратились в ласты

Л. Крючкообразный клюв

М. На пальцах имеются плавательные перепонки

С1. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.

Почему размножение птиц считается более совершенным, чем размножение рептилий?

Итоговый тест

А1. Строение археоптерикса позволила изучить наука

  1. систематика
  2. палеонтология
  3. физиология
  4. арахнология

А2. Часть пера, погруженная в кожу, называется

А3. Особенностью строения страуса является

  1. сохранение строение скелета как у летающих птиц
  2. бородки перьев сцеплены друг с другом, делая перо почти непроницаемым для воздуха
  3. хорошо развиты грудные мышцы и мышцы ног
  4. грудина плоская без киля

А4. Если в воду попадает много стирального порошка, то у водоплавающих птиц

  1. перья станут более чистыми и легкими
  2. свойства оперения практически не изменятся
  3. жир на перьях раствориться, вода начнет быстро их смачивать
  4. перья при попадании порошка образуют плотный водонепроницаемый слой

А5. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:

  1. характеру пищи
  2. вскармливанию детенышей
  3. полету
  4. необходимости все время запасать пищу

А6. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Найдите аналогичную связь между третьим и одним из 4 данных понятий.

Нижние конечности: цевка=воздушные мешки: __________

  1. газообмен
  2. дыхательная система
  3. высокий уровень обмена веществ
  4. выделительная система

А7. К концу периода насиживания уменьшается толщина скорлупы яйца:

1. частично она используется на формирование скелета зародыша;

2. так облегчается выход птенца из гнезда;

3. происходит механическое истончение скорлупы яйца

А8. По сравнению с пресмыкающимися в головном мозге птиц лучше развиты:

1. передний мозг и мозжечок;

2. полушария переднего мозга, средний мозг и моз­жечок;

3. передний и средний мозг.

А9. У птиц при полете воздух воздушных мешков:

1. повышает температуру тела птицы

2. защищает внутренние органы от перегревания

3. предохраняет внутренние органы от охлаждения

4. не влияет на температуру их тела

А10. Выберите животное, которое относится к одной из наиболее процветающих в наше время групп

В1. Установите соответствие между признаком археоптерикса и классом позвоночных, на родство с которым этот признак указывает

1. Хвост удлиненный, состоящий из 20 позвонков

2. Тело покрыто перьями

3. Кости не наполнены воздухом

4. Передние конечности видоизменены в крылья

5. На ногах четыре пальца: три направлены вперед, один назад

6. Челюсти с мелкими зубами

  1. наличием продолговатого мозга
  2. увеличением полушарий переднего мозга
  3. уменьшением переднего мозга
  4. большим развитием среднего мозга
  5. наличием промежуточного мозга
  6. лучшим развитием мозжечка

В3. Установите последовательность этапов эволюции кровеносной системы хордовых животных. Ответ запишите в виде последовательности букв.

  1. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из непарных предсердия и желудочков, развиты из только жаберные сосуды
  2. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочка, разделенных неполной перегородкой
  3. Замкнутая кровеносная система, лишенная сердца
  4. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочков, разделенных полной перегородкой
  5. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление сосудов легких
  6. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление легочных артерий

В4. Выпишите номера верных утверждений.

1. Прочность скелета птиц достигается за счет срастания многих костей на ранних стадиях индивидуального развития.

2. У птиц грудные позвонки несут ребра, которые подвижно соединены с грудиной.

3. У многих птиц грудина не имеет киля.

4. У птиц пояс задних конечностей образован тремя парными костями: вороньими, лопатками и ключицами.

5. Увеличение объема головного мозга связано с развитием полушарий переднего мозга и расширением двигательной активности, усложнением поведения.

6. Артериальная кровь, идущая от легких по легочной вене, изливается в левое предсердие, а оттуда в правый желудочек и аорту.

7. Легкие имеют губчатое строение, входящие в них бронхи разветвляются и заканчиваются тончайшими слепыми бронхиолами.

8. У некоторых птиц длинный пищевод образует расширение, т. к. зоб, где накапливается пища и начинает перевариваться.

9. Мочеточники открываются в мочевой пузырь, как и у рептилий.

10. Эмбриональное развитие птенцов начинается с выходом из яйцевых оболочек.

В5. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки.

A. Крепкие сильные ноги

Б. На пальцах имеются плавательные перепонки

B. Перьевой покров обильно смазан жиром

Г. Отсутствие киля

Ж. Селятся в заболоченных местах или где много озер

3. Мощные лапы, снабженные острыми когтями

И. Кости не имеют воздушных полостей

К. Крылья превратились в ласты

Л. Крючкообразный клюв

М. Гнездятся на льдинах и береговых скалах

С1. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.

Воробей съедает за день количество пищи, равное примерно 80% от собственного веса. Почему он так много ест?

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

К какому типу относится изображенное на рисунке размножение гидры — к половому или бесполому?

Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом?

У сирени можно наблюдать цветки, в которых вместо четырёх пять лепестков, что является проявлением

1) наследственной изменчивости

2) ненаследственной изменчивости

3) реакции на загрязнение среды

4) реакции на вирусную инфекцию

Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, — это

2) завязь пестика

4) пыльники тычинок

Мускульный отдел желудка образовался у птиц в связи с

1) питанием сочными ягодами

2) уменьшением длины толстой кишки

3) отсутствием зубов

4) наличием клоаки

Что из перечисленного отличает шимпанзе от человека?

1) строение кисти

2) постоянная температура тела

3) общий план строения

4) забота о потомстве

Какой тканью выстланы головка и суставная ямка суставов?

3) гладкой мышечной

4) поперечнополосатой мышечной

Какие суставы человека изображены на рентгеновском снимке?

Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

1) участвуют в её свёртывании

2) переносят питательные вещества

3) переносят конечные продукты обмена веществ

4) участвуют в фагоцитозе

Газообмен между кровью и атмосферным воздухом у человека происходит в

1) альвеолах лёгких

4) плевральной полости

Максимально усиливает звуковые колебания

1) наружный слуховой проход

2) жидкость улитки

3) слуховой нерв

4) система слуховых косточек

Великий русский учёный XIX в. И. М. Сеченов сказал, что: «Человек без … остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?

Таёжный клещ опасен тем, что он является

1) переносчиком возбудителя энцефалита

2) жалящим паукообразным

3) ядовитым паукообразным

4) возбудителем чесотки

Какой фактор окружающей среды является главным сигналом для осеннего перелёта птиц?

1) понижение температуры воздуха

2) отсутствие корма

3) усиление облачности

4) повышение влажности воздуха

Какое из следующих утверждений справедливо для паразитов?

1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

2) Они извлекают энергию из поедаемых ими останков растений и животных.

3) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

4) Они получают энергию из веществ организма-хозяина.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

ЯвлениеПример
бесполое размножениестеблевой черенок
половое размножение

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Верны ли следующие суждения о птицах?

А. Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа).

Б. У птиц плохо развиты органы чувств.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (дни), а по оси у − число образовавшихся особей на 1 см 3 ).

Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном интервале времени?

1) В момент времени 0 скорость размножения организмов также равна 0.

2) С 15 по 30 день скорость размножения организмов линейно возрастает.

3) Скорость размножения организмов достигает максимума на 30-й день наблюдений.

4) Скорость размножения организмов сначала плавно возрастает до максимума, а затем плавно снижается.

5) После 60-го дня наблюдения скорость размножения организмов снова начинает возрастать.

Что из перечисленного может стать причиной заражения ВИЧ (заболевания СПИДом)?

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) пользование общественным туалетом

2) поцелуй в щёку зараженного ВИЧ

3) беседа с больным СПИДом

4) вступление в интимную связь с заболевшим СПИДом

5) многократное использование одноразового шприца

6) нанесение татуировки нестерильными инструментами

Известно, что Иван Сеченов – выдающийся русский физиолог, эволюционист, предложивший систему исследования сложных форм поведения человека. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

1) Работал в химической лаборатории Д. И. Менделеева и читал лекции в клубе художников.

2) Вместе с женой впервые перевёл на русский язык сочинение Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».

3) Родился учёный в 1829 году.

4) В лаборатории К. Бернара экспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга на двигательную активность.

5) Автор статьи «О поглощении СО2 растворами солей и сильными кислотами».

6) Углублённо изучал различные направления философии и психологии, полемизировал с представителями разных философско-психологических направлений — П. Лавровым, К. Г. Струве.

Установите соответствие между названием железы и типом, к которому эту железу относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1) железы внешней секреции

2) железы внутренней секреции

3) железы смешанной секреции

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2) опустите лист хлорофитума в раствор йода

3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Рассмотрите рисунок с изображением повреждений кровеносных сосудов. Какой сосуд повреждён на нижнем рисунке? Назовите один из признаков, по которому Вы это определили.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Учёные изучали эффективность лёгочного дыхания лягушек и жаб. В ходе эксперимента было произведено измерение объёма лёгочной системы и выяснено, что у жаб она более развитая. У лягушек же, как выяснилось, компенсация недостатка поступления кислорода происходит путём газообмена через кожу, который практически не выражен у жаб.

Какой вывод о разнице мест обитания лягушек и жаб можно сделать по результатам этого эксперимента? В чём заключается отличие кожного покрова жаб от лягушек?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Кто является реципиентом при аутогемотрансфузионном переливании крови?

2) В каком случае прибегают к прямому переливанию крови?

3) Какие особенности крови человека учитываются при её переливании?

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

Наиболее распространённый метод — непрямое переливание цельной крови и её компонентов. Кровь и её компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

Аутогемотрансфузия — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

Переливание цельной крови представляет определённую опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови — эритроцитов — реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.

1.Какие железы имеются в коже у птиц?
2.Количество и форма конечностей у птиц.
3.Значение в природе и жизни человека.

Ответ на вопрос №1. Кожа птиц тонкая и сухая, имеется лишь одна железа – копчиковая, ее выделениями птица смазывает перьевой покров. 1. Кожа у птиц тонкая, сухая, не имеет кожных желез, распределенных по всей поверхности тела, а имеет (а у некоторых птиц и не имеет) лишь копчиковую железу, расположенную над хвостовыми позвонками, вырабатывающую жироподобный секрет.
Секрет копчиковой железы птицы используют для обработки перьев. При этом птицам приходится клювом выдавливать секрет из железы и распределять по перьям. Вероятно, это способствует сохранению свойств пера. Однако секрет копчиковой жезезы содержит провитамин Д, который превращается в собственно витамин Д под действием ультрафиолетового излучения. Птица при оправлении перьев снимает ранее нанесенный ею секрет и заглатывает его.
Кроме секрета копчиковой железы для ухода за перьями у птиц существует так называемая пудра, представляющая собой мелкие роговые пластинки, появляющиеся у различных птиц либо растущими перьями, либо специальным видом пуха. Пудру птицы так же распределяют по перьям. У птиц, у которых копчиковая железа отсутствует, обычно хорошо развиты пудротеки.
Помимо своих собственных приспособлений многие птицы прибегают к купанию, при чем как в воде так и в мокрой траве, тумане, песке и пыли.
Ну и, конечно, птицы просто чистят и оправляют перья клювом, для сохранения их структуры.
Перья постепенно изнашиваются и подвергаются смене. Линька у разных птиц проходит по-разному
Ответ на вопрос №2. Верхние конечности приобрели форму крыльев, и птицы, как правило способны летать, хотя есть и исключения — страусы, пингвины. (я думаю 2 конечности) .
Ответ на вопрос №3. Значение птиц в природе очень велико:
1) Опылители растений
2) Санитары природы
3) Уничтожают вредителей сельского хозяйства
4) Промысел
5) Продукты питания
6) Птичий помет – ценнейшее органическое удобрение – содержит азот
7) Сырье для промышленности – перо, пух;
Вывод: значение птиц огромно, их вред несравнимо мал по сравнению с пользой, которую они приносят, абсолютно вредных птиц в природе не существует.

1. Кожа у птиц тонкая, сухая, не имеет кожных желез, распределенных по всей поверхности тела, а имеет (а у некоторых птиц и не имеет) лишь копчиковую железу, расположенную над хвостовыми позвонками, вырабатывающую жироподобный секрет.
Секрет копчиковой железы птицы используют для обработки перьев. При этом птицам приходится клювом выдавливать секрет из железы и распределять по перьям. Вероятно, это способствует сохранению свойств пера. Однако секрет копчиковой жезезы содержит провитамин Д, который превращается в собственно витамин Д под действием ультрафиолетового излучения. Птица при оправлении перьев снимает ранее нанесенный ею секрет и заглатывает его.
Кроме секрета копчиковой железы для ухода за перьями у птиц существует так называемая пудра, представляющая собой мелкие роговые пластинки, появляющиеся у различных птиц либо растущими перьями, либо специальным видом пуха. Пудру птицы так же распределяют по перьям. У птиц, у которых копчиковая железа отсутствует, обычно хорошо развиты пудротеки.
Помимо своих собственных приспособлений многие птицы прибегают к купанию, при чем как в воде так и в мокрой траве, тумане, песке и пыли.
Ну и, конечно, птицы просто чистят и оправляют перья клювом, для сохранения их структуры.
Перья постепенно изнашиваются и подвергаются смене. Линька у разных птиц проходит по-разному


Тип 27 № 63

Используя содержание текста «Древние птицы Новой Зеландии» и знания школьного курса биологии, выполните задания и ответьте на вопрос.

1) Составьте наиболее вероятную пищевую цепь, которая сложилась на территории Новой Зеландии до появления на острове современного человека.

2) Вычислите примерное значение наибольшей массы добычи, которую могла переносить самка орла Хааста. Запишите арифметическое выражение и численный ответ (в килограммах).

3) Какой критерий использовали учёные при установлении родства орла Хааста с другими пернатыми хищниками?

ДРЕВНИЕ ПТИЦЫ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Новая Зеландия отделилась от Гондваны раньше Австралии, ещё в меловом периоде, и её уникальная фауна самая древняя в мире. На этом горном архипелаге, покрытом лесами, с вулканами и гейзерами, до появления человека совсем не было млекопитающих, не считая двух видов летучих мышей. Поэтому экологическую нишу травоядных копытных занимали мирные нелетающие птицы моа, родственники киви, напоминающие страусов с мощными ногами. Существовало не менее 20 видов моа, и только некоторые из них дожили до XIX века.

Мелкие моа были размером с индюка, а рост некоторых крупных достигал 3,5 м при массе 300–400 кг! Моа быстро не бегали: до появления человека бегать им было не от кого. Наземных хищников не имелось вовсе, только пернатые, а вершину пищевой пирамиды занимал орёл Хааста.

По ископаемым останкам скелетов учёные вычислили размеры и примерный вес этих птиц. Оказалось, что это самый крупный и тяжёлый из современных орлов, больше беркута и белохвоста, масса которых не превышает 7 кг. Размах крыльев орла Хааста достигал 2,1–2,4 м; масса самцов — 10 кг, а самок — 14,5 кг! Изучив пропорции его тела, учёные решили, что орёл Хааста совершенно непохож на парящих орлов — обитателей открытых просторов. У орла Хааста широкие и относительно недлинные крылья, как у лесных хищников, например у гарпий. Добыча же ему нужна была достаточно крупная, и среди кандидатов на роль жертвы учёные называют нелетающих пастушков, а также не очень больших моа, которых тяжёлый орёл, возможно, сбивал с ног, почти падая на них из крон деревьев, а потом убивал своими огромными когтями. Поскольку пернатые хищники способны поднять в воздух добычу, лишь на четверть превышающую их вес, вряд ли орёл питался 200-килограммовыми моа, однако вполне мог подкормиться их трупами и птенцами.

Совсем недавно учёные сравнили ДНК митохондрий 16 современных видов орлов с ДНК орла Хааста из ископаемых костей, возраст которых — 2 тыс. лет. По результатам этого теста ближайшим родственником нашего гиганта оказался орёл-карлик и другие мелкие лесные ястребиные орлы из того же рода, а отделение этого вида от общего предка произошло не так давно — 0,7–1,8 млн лет назад.

Правильный должен содержать следующие элементы:

1) Пищевая цепь: травянистые растения → мелкие моа → орел Хааста

травянистые растения → нелетающие пастушки → орел Хааста

2) Составлено выражение, и получен ответ:

14,5 х 0,25 + 14,5 ≈18,1 кг.

3) В исследовании использовался генетический критерий.

Примечание к ответу 2:

По тексту: «масса самок орла — 14,5 кг», далее «поскольку пернатые хищники способны поднять в воздух добычу, лишь на четверть превышающую их вес», значит, 14,5 умножаем на 0,25 (на 1/4)

№1.Особенности внешнего строения пресмыкающихся и птиц.
Форма тела
Покровы тела
Отделы тела
Конечности.
№2. Выпишите номера правильных утверждений.
1.Все птицы способны к полету.
2.Птицы- самый крупный по числу видов класс наземных позвоночных.
3.У птиц на ногах, как правило, по четыре пальца.
4.Летательная поверхность крыла образована контурными перьями.
5.В перьевом покрове голубя нет пуха.
6.Пуховые перья и пух - это одно и то же.
7.Контурное перо состоит из стержня и опахала.
8.Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа) .
№3.Выпишите номера правильных утверждений.
1.Киль (вырост грудины) у птиц способствует рассеканию воздуха в полете.
2.Цевка у птиц образовалась в результате срастания нескольких костей стопы.
3.Скелет крыла птицы сходен со скелетом крыла древнего летающего ящера.
4. Клюв птицы - это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.
5.Крылья птицы поднимаются и опускаются благодаря действию грудных мышц.
6.Пояс передних конечностей у птиц состоит из двух лопаток и двух ключиц.
7.В кисти крыла птиц хорошо сохранился один палец.
8.Положение крыльев обеспечивает птицам устойчивость в полете.
9.Наличие роговых чешуй является общим признаком пресмыкающихся и птиц.
10. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков.

Форма тела птиц - обтекаемая.
Покровы. Кожа птиц тонкая, сухая. Кожные железы отсутствуют. Лишь над основанием хвоста у большинства птиц расположена особая копчиковая железа, секрет которой используется для смазки перьев, что препятствует намоканию. Для птиц характерен перьевой покров. Отделы тела: голова, шея, туловище и конечности.
Для полета служат измененные передние конечности — крылья. Ноги птиц принимают всю тяжесть тела, при передвижении по земле, лазании по деревьям, взлете и посадке. Ноги имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и пальцы. Обычно ноги птицы четырехпалые, но иногда число их сокращается до трех и даже двух (африканский страус) . Из четырех пальцев в большинстве случаев три направлены вперед, а одни — назад.
№2: - 2, 3, 4, 7, 8.
№3: - 2, 3, 4, 5, 9.

Читайте также: