При осмотре кожи новорожденного оценивается

Обновлено: 01.05.2024

Что означает оценка 8 по шкале Апгар, которую дали малышу в роддоме? Готовимся к родам

Далеко не все молодые мамы знают, что состояние его ребенка в роддоме два раза оценивается по шкале Апгар. Первая оценка малышу ставится в конце первой минуты появления его на свет, а вторая - через 5 минут. В принципе знать об этих оценках роженицам не обязательно, но все же любопытно, какую оценку может получить долгожданный малыш сразу после рождения.

Американский врач-анестезиолог, первая женщина- профессор Колумбийского университета Вирджиния Апгар в 1952 году на основании изучения и анализа жизни новорожденных младенцев предложила оценить их состояние путем суммирования баллов следующих клинических показателей:

1. Частота сердечных сокращений. Если частота сердцебиения больше 100 сокращений в минуту, малыш получает 2 балла, меньше - 1 балл. При отсутствии сердцебиения ставиться 0 баллов.

2. Характер дыхания. Если малыш дышит самостоятельно и ровно, то его дыхание оценивается в 2 балла. Нерегулярное прерывистое дыхание - 1 балл. Не дышит - 0 баллов.

роды по шкале апгар

3. Тонус мышц. Этот показатель определяется на глаз. Если малыш после рождения лежит, сжавшись в комочек, согнув колени и локти, то это хороший показатель его состояния, ему врачи ставят 2 балла. Если же ручки и ножки новорожденного согнуты только наполовину, то его оценка будет 1 балл. Раскиданные в разные стороны прямые ножки и ручки - показатель слабости тонуса мышц, распластанному в таком виде младенцу ставится 0 баллов.

4. Рефлекторная возбудимость. Если новорожденный громко кричит, когда отсасывают из его рта слизь, то он получает 2 балла. Отсутствие крика, но появление недовольной гримасы при отсасывании слизи дает право получить 1 балл, если же малыш никак не реагирует на эту процедуру, то ему ставят 0 баллов. Но отсасывают слизь обычно не всем малышам, поэтому часто рефлекторную возбудимость определяют по реакции малыша на прикосновения и притирания его тела.

5. Окраска кожных покровов. Окраска кожного покрова - очень важный показатель оценки состояния новорожденного. Если у малыша имеются какие-то патологии в работе сердечно-сосудистой системы или организм в утробе матери испытывал кислородное голодание, то цвет его кожи при рождении синий или слишком бледный. Такого малыша оценивают в 0 баллов, новорожденному с розовым цветом кожи ставят 2 балла. 1 балл получает ребенок с розовым телом, но с синими ручками и ножками.

Максимальный балл, который может набрать ребенок, равно 10. Он получается после суммирования баллов всех 5-ти показателей. Все 5 показателей состояния малыша фиксируются один раз в первую минуту с момента рождения и второй раз через 5 минут. Если малыш получил в первую минуту оценку от 4 до 6 баллов, то это не говорит, что у него есть проблемы со здоровьем. Низкая оценка состояния малыша по шкале Апгара в первую минуту жизни указывает только на то, что малышу необходимо срочно оказать помощь и очистить дыхательные пути. Но такая оценка состояния новорожденного после истечения 5 минут с момента появления его на свет может быть признаком небольших проблем со здоровьем.

роды по шкале апгар

Раньше считалось, что оценка ниже 4 баллов через 5 минут после рождения говорит о серьезных отклонениях в развитии нервной системы. Однако как показывает опыт, большинство детей с низким показателем по шкале Апгара вырастают здоровыми и умными детьми. С помощью шкалы Апгар выявляют нарушения дыхания и кровообращения, а повреждения нервной системы она не отражает.

Почти что все малыши рождаются с синими ножками и ручками, поэтому оценку 10 баллов на первой минуте получают единицы. Нормальная оценка для новорожденного - 8 баллов, оценка 7 баллов указывает на то, что малыш начинает адаптироваться к самостоятельному дыханию. Если малыш родился в асфикции, то ему выше 7 баллов не должны ставить. Ему необходимо немедленно оказать помощь, затем фиксировать все 5 показателей через 5 минут. Если они будут выше первых, то это хороший показатель его здоровья.

Обычно низкие баллы по шкале Апгар получают недоношенные дети, что вызывает неоправданное беспокойство родителей за здоровье ребенка. Но на первой и пятой минуте жизни оценить состояние здоровья ребенка в целом и тем более его умственные способности невозможно. Для этого требуются дополнительные исследования и сдача анализов.

Основное предназначение шкалы Апгар - это выяснить, требуется ли новорожденному малышу экстренная медицинская помощь. Родителям не нужно впадать в панику, если ребенок нормально сосет грудь, спит и опорожняется. Ведь нормальное развитие малыша во многом зависит от психологического климата в семьи, от любви и заботы мамы и папы. Если у малыша все это есть, то самые высокие свои оценки он обязательно получит в школе.

Как только ребенок появляется на свет, врачи сразу же оценивают его состояние и физическое развитие. Но измеряют крохе не только вес и рост, есть и другие характеристики, по которым можно судить о том, насколько ребенок здоров. Для этого используют специальную шкалу, предложенную врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар и названную ее именем.

зачем это нужно

Шкала Апгар нужна для того, чтобы определить, каким детям требуется больше внимания. Согласно данной шкале, состояние здоровья каждого новорожденного оценивают по пяти показателям: это частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи младенца.

Оценка по шкале Апгар – независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), – это еще не диагноз. Это – сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку. В зависимости от результатов оценки могут назначить дополнительное обследование: анализы крови, мочи, исследование на внутриутробные инфекции, УЗИ, нейросонографию. И уже после этого решается, что дальше делать – наблюдать или лечить ребенка.

как тестируют

Во время осмотра за каждый признак (частоту сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи) дают 0, 1 или 2 балла. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл – выражен слабо, 0 баллов – признак отсутствует. Оценивают ребенка по шкале Апгар на 1-й и на 5-й минутах жизни, поэтому оценки всегда две, например 8/9 баллов или 9/10 баллов. Максимальные 10 баллов в первую минуту жизни дети набирают редко и обычно первая оценка всегда ниже, чем вторая. А вот вторая оценка как раз и может равняться 10 баллам.

критерии оценки

Менее 100 уд./мин

Более 100 уд./мин

Мышечный тонус

Сгибает ручки и ножки

Нормальный, но синюшные ручки и ножки

Нормальный по всему телу

считаем баллы

Состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов, считается хорошим и им обычно требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленное оказание помощи для спасения жизни необходимо тем, чей результат ниже 4.

Легкие отклонения в состоянии здоровья

Средние отклонения в состоянии здоровья

Сильные отклонения в состоянии здоровья

будем объективны

Вообще, оценка по шкале Апгар, хотя и выставляется по объективным признакам, все-таки абсолютно точного прогноза о здоровье ребенка в будущем не дает. Нельзя однозначно сказать, что новорожденный, которому поставили 9 или 10 баллов по шкале Апгар, здоровее того, кто получил всего 7 баллов. Это означает только то, что в первом случае младенец нормально дышит, у него розовые кожные покровы и слизистые, он достаточно громко кричит, у него хорошо выражены рефлексы. А во втором случае один или два признака выражены менее ярко: например, в первую минуту кожа конечностей синюшная, а не розовая, поскольку системе кровообращения требуется около 5 минут, чтобы наладить работу, или здоровый новорожденный теряет баллы, потому что тихо кричит в первые минуты жизни.

практ.малыш_шкала Апгар_а+р.jpg

Как уже говорилось, первая оценка по шкале Апгар всегда ниже второй. У большинства новорожденных состояние через 1 минуту после рождения оценивается в 7–8 баллов по шкале Апгар, а через 5 минут – в 8–10 баллов. И это говорит о том, что ребенок родился в удовлетворительном (нормальном) состоянии. Если же оценка по шкале Апгар на 1-й минуте низкая, то будет важна положительная динамика к 5-й минуте. Если баллы к 5-й минуте увеличатся на 2 и более, то, скорее всего, прогноз для здоровья будет благоприятным. Если же через 5 минут после рождения оценка по шкале Апгар не превышает 6 баллов, надо будет проводить интенсивную терапию или продолжать реанимационные мероприятия. Так что главная задача шкалы Апгар – быстрая оценка того, нужна ли ребенку медицинская помощь и в каком объеме.

Какой бы ни была оценка по шкале Апгар, все-таки развитие ребенка во многом зависит от любви, заботы и воспитания в семье. Так что родительское внимание всегда поможет малышу добиться самых высоких оценок в жизни!

Максимальные 10 баллов в первую минуту жизни дети набирают редко, и обычно первая оценка всегда ниже, чем вторая. А вот вторая оценка как раз и может равняться 10 баллам

При низкой оценке по шкале Апгар на 1-й минуте жизни малыша крайне важна положительная динамика – прибавка 2 и более баллов к 5-й минуте жизни

У большинства новорожденных состояние через 1 минуту после рождения оценивается в 7–8 баллов по шкале Апгар, а через 5 минут – в 8–10 баллов

Цены на услуги

Внимание! Цены на услуги в разных клиниках могут отличаться. Для уточнения актуальной стоимости выберите клинику


Как только малыш родился, акушерка берет его на руки и сразу же начинает за ним ухаживать. И мелочей здесь нет. Представьте: ребенок рождается влажным, он только что находился в мамином организме, где температура была 36,6 °С, теперь он попадает в родблок, где температура воздуха примерно 24 °С. Это для нас с вами теплая и комфортная среда, а для малыша разница в эти 12 °С достаточно велика. Терморегуляция у маленьких детей еще несовершенна, они плохо удерживают тепло и быстро охлаждаются, а тут еще вдобавок влажная кожа и резкий перепад температуры. Поэтому первое, что делает акушерка, — это вытирает малыша теплой пеленкой и выкладывает его на живот маме. Здесь срабатывает несколько факторов: , телесный контакт с мамой поддержит температуру тела у ребенка, согреет его. , это укрепит психологическую связь между мамой и малышом. Ну и, , стерильный организм ребенка заселится новыми материнскими микроорганизмами, которые будут защищать его от условно патогенной или болезнетворной микрофлоры окружающей среды.

Следующий важный момент — новорожденному перерезают пуповину, малыша осматривает и ставит оценку по шкале Апгар. Эта шкала нужна для того, чтобы определить, каким детям требуется больше внимания. Согласно данной шкале, состояние здоровья каждого новорожденного оценивают по пяти показателям: это частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи младенца. Во время осмотра за каждый признак (частоту сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи) дают 0, 1 или 2 балла. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл — выражен слабо, 0 баллов — признак отсутствует. Оценивают ребенка по шкале Апгар на и на минутах жизни, поэтому оценки всегда две, например 8/9 баллов или 9/10 баллов. Максимальные 10 баллов в первую минуту жизни дети набирают редко, и обычно первая оценка всегда ниже, чем вторая. А вот вторая оценка как раз и может равняться 10 баллам. Состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов, считается хорошим, и им, как правило, требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленное оказание помощи для спасения жизни необходимо тем, чей результат ниже 4. Оценка по шкале Апгар — независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), — это еще не диагноз. Это — сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку.

Далее продолжает осматривать новорожденного. Доктор смотрит, как сформирован малыш, нет ли у него аномалий развития или еще проблем. После этого новорожденного моют, измеряют, взвешивают, прикрепляют на ручки бирочку с фамилией мамы и временем рождения. Затем ребенка заворачивают в пеленку и прикладывают к маминой груди. Практически всегда в это время (в течение 10–20 минут после родов) малыш успокаивается и засыпает. Что будет дальше, зависит от устройства роддома. В одних роддомах следующие два часа мама с новорожденным находятся в родильном отделении, в других ребенка уносят в детское отделение. В любом случае, если есть возможность побыть вместе, надо попросить оставить малыша рядом с собой, если ребенок чувствует себя хорошо, это вполне возможно.

С мамой или в детском отделении

Сейчас практически везде можно находиться с ребенком как вместе, так и раздельно. Но опять же, все это зависит от устройства роддома. Если женщина лежит отдельно от малыша, то она будет забирать его на кормление. Ухаживать за ребенком, мыть, менять памперсы, переодевать его будут сестры детского отделения. Но надо понимать, что делают это по графику, одинаковому для всех детей в отделении, а не по индивидуальным потребностям ребенка.

Если ребенок лежит вместе с мамой, то его режим определяет уже она. Мама может кормить малыша по требованию, а не по часам, как при раздельном пребывании. А еще она меняет памперс или переодевает его тогда, когда это действительно нужно (ребенок пописал и памперс полный), а не по графику, одинаковому для всех. Получается, что между мамой и ребенком быстрее устанавливается связь, женщине легче понять, что нужно малышу, почему он плачет и что с ним делать. Если мама уже в роддоме научится мыть и переодевать ребенка, менять ему памперс, вернувшись домой, она гораздо легче адаптируется к новой жизни и новому распорядку дня. Второй важный плюс совместного пребывания — быстрее налаживается грудное вскармливание, а при кормлении по требованию быстрее придет молоко.

Некоторые женщины считают, что после родов им надо отдохнуть, побыть отдельно от ребенка, мол, за ним в детском отделении ухаживают, а я пока приду в себя и привыкну к своему новому состоянию. Да, если роды были сложными и мама перенесла их тяжело, то отдохнуть надо. Но так как роды — это физиологический процесс, то восстанавливается женщина очень быстро и даже после сложных родов уже на вторые сутки вполне может взять ребенка к себе в палату. Ведь судите сами — ничего особенного ей делать не придется: обед она не готовит (еду предоставляет роддом), посуду потом не моет, ничего не убирает и не стирает (даже чистую одежду роддом выдает ежедневно). Практически все новорожденные в первые дни после родов не плачут, а все время спят, и получается, что единственная забота мамы — несколько раз в день дать ребенку грудь и переодеть памперс. Так что времени отдохнуть у женщины будет достаточно, и почему же не использовать его для дела? И еще: те, кто отдавали ребенка в детское отделение, любят попенять потом, что там его докармливали смесью, хотя женщина и просила этого не делать. Но представьте себе ситуацию: ребенок заплакал, сестра его осмотрела — он помыт, переодет, то есть с ним все в порядке, а он, тем не менее, плачет. Что сделает мама — возьмет малыша на руки, покачает, успокоит. Но у сестры детского отделения рядом еще много детей, за ними тоже надо ухаживать. Какой здесь выход — или дать бутылочку со смесью или ждать когда от бесконечного плача ребенка «заведутся» и другие дети.

Первые осмотры, анализы, прививки

Пока новорожденный находится в роддоме, его каждый день будет осматривать . Доктор или будет приходить в палату к маме и малышу, или ребенка отнесут в детское отделение. Все манипуляции, назначения врач должен согласовывать с мамой, а про все результаты обследования обязательно рассказать. Но сам он не сможет угадать, что именно интересует женщину, поэтому врачи обычно говорят основное, например: «С ребенком все в порядке, он обследован, патологии не выявлено, вес набирает». Если вам нужен более развернутый ответ, сформулируйте свои вопросы заранее, еще раз скажем: врач не знает, что вас интересует — как ухаживать за пупком или почему у ребенка красное пятно на лице.

Если будет нужно, ребенка посмотрят и другие специалисты: окулист или невролог. Новорожденному обязательно определят группу крови и , а также возьмут анализ крови на тяжелые врожденные заболевания (так называемый скрининг). О том, что эти анализы проведены, обязательно укажут в детской части обменной карты (ее выдадут при выписке). Еще ребенку могут назначить дополнительные исследования: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи. Также при необходимости новорожденному сделают ультразвуковое исследование органов брюшной полости, головного мозга (нейросонографию), сердца ().

Что касается прививок — согласно национальному календарю вакцинации, первые прививки делают еще в роддоме. В первые сутки жизни — от гепатита В, на полные вторые сутки — от туберкулеза. Если родители не хотят делать прививки, то надо заранее сообщить об этом врачу и написать отказ от вакцинации.

При выписке из роддома маме выдадут две части обменной карты. В одной из них будет информация о родах, и ее надо будет отнести в женскую консультацию. Во второй части обменной карты будут данные о ребенке, скрининге, прививках и обследовании — ее отдают в детскую поликлинику. На следующий день после того, как мама и малыш вернуться из роддома домой, их навестит патронажная сестра поликлиники, а на следующий день — педиатр. И теперь наблюдать за новорожденным будут уже специалисты детской поликлиники.

  • Оценка по шкале Апгар — независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), — это еще не диагноз. Это — сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку
  • Если женщина лежит отдельно от малыша, то она будет забирать его на кормление. Ухаживать за ребенком, мыть, менять памперсы, переодевать его будут сестры детского отделения. Но надо понимать, что делают это по графику, одинаковому для всех детей в отделении, а не по индивидуальным потребностям ребенка
  • Выкладывание ребенка на живот после родов поддержит температуру его тела, укрепит психологическую связь между мамой и малышом. А еще стерильный организм ребенка заселится новыми материнскими микроорганизмами, которые будут защищать его от условно патогенной или болезнетворной микрофлоры окружающей среды

Памятка для мам

  1. Если это возможно — берите ребенка к себе в палату. Так вы быстрее привыкнете к нему, наладите грудное вскармливание и научитесь ухаживать за малышом.
  2. Если вы не знаете, как мыть, переодевать или пеленать ребенка, попросите сестру детского отделения показать, как это делать. Хотя бы несколько раз сделайте все самостоятельно.
  3. Попросите акушерку послеродового отделения показать вам, как правильно прикладывать ребенка к груди.
  4. Спросите , какие обследования сделаны ребенку и что ему желательно сделать в будущем.
  5. Будьте активны — задавайте врачу и сестрам любые вопросы о малыше.

Цены на услуги

Внимание! Цены на услуги в разных клиниках могут отличаться. Для уточнения актуальной стоимости выберите клинику

Рутинное обследование новорожденного. Скрининг

Сразу после рождения родители, естественно, желают узнать, в порядке ли их ребёнок и нормально ли он выглядит. Для ответа на эти вопросы акушерка (или педиатр, или врач-акушер, если присутствуют) быстро, но тщательно проверяет, что ребёнок розовый, дышит нормально и не имеет больших отклонений, таких как расщепление губы и нёба («заячья губа» и «волчья пасть»).

Если у матери был полиамнион, необходимо ввести питательную трубку в живот для исключения атрезии пищевода. Если выявлены значительные проблемы, опытный педиатр должен объяснить ситуацию родителям. Если ребёнок сильно недоношенный, маленький или больной, его необходимо поместить в отделение неонатологии.

Если есть какие-то сомнения относительно пола ребёнка, важно не гадать, а объяснить родителям, что требуются дальнейшие исследования. В большинстве клиник дети получают витамин К при рождении для предотвращения геморрагической болезни новорождённых.

В течение первых 24 ч после рождения каждый младенец должен проходить полное и тщательное обследование — рутинное обследование новорождённого.

Его цели следующие:
• Выявить врождённые аномалии, не обнаруженные при рождении, например, врождённый порок сердца, ВДВ.
• Проверить наличие потенциальных проблем, возникающих вследствие перенесённых материнских заболеваний или семейных наследственных болезней.
• Дать родителям возможность задать любые вопросы по поводу ребёнка.

До того как подойти к матери и ребёнку, необходимо проверить акушерские и неонатологические записи для выявления важной информации. Обследование должно проводиться в присутствии матери или (в идеале) обоих родителей. Многие клинические находки у новорождённого разрешаются спонтанно. Серьёзная врождённая аномалия встречается при рождении у 10-15 на 1000 живых новорождённых. Кроме того, многие врождённые аномалии, особенно сердца, клинически проявляются в более позднем возрасте.

обследование новорожденного

Рутинное обследование новорождённого

1. Вес при рождении, гестационный возраст и центиль веса при рождении отмечаются.
2. Общая оценка внешнего вида ребёнка, позы и движений представляет ценную информацию о множестве аномалий. Ребёнок должен быть полностью раздет во время исследования.
3. Окружность головы измеряется бумажной измерительной лентой и определяется её центиль. Это служит относительным методом измерения головного мозга.
4. Роднички и швы пальпируют. Размер родничков сильно вариабелен. Сагиттальный шов часто разделён, коронарные швы являются основными. Напряжённый родничок, когда ребёнок не плачет, может быть связан с увеличением внутричерепного давления. В этом случае необходимо провести ультразвуковое исследование мозга с целью выявления гидроцефалии. Напряжённый родничок является также поздним признаком менингита.
5. Лицо внимательно осматривают. Если имеются аномалии, они могут свидетельствовать о врождённом заболевании, особенно при наличии других аномалий. Синдром Дауна является наиболее распространённым, однако существуют сотни других синдромов. Когда диагноз не ясен, можно свериться с литературой или компьютерной базой данных и обратиться за советом к старшему педиатру или генетику.

6. Если наблюдается плетора или бледность, необходимо проверить гематокрит для установления полицитемии или анемии. Центральный цианоз, который всегда требует срочной оценки, наиболее хорошо виден на языке.
7. Желтуха в пределах 24 ч после рождения требует дальнейшей оценки.
8. Глаза проверяются на предмет наличия «красного рефлекса» при помощи офтальмоскопа (катаракты, ретинобластома и помутнение роговицы).
9. Нёбо требует обследования, в том числе заднее, для исключения задней расщелины нёба и пальпации для выявления выемки заднего нёба от подслизистой расщелины.
10. Дыхание и движения грудной клетки оцениваются в отношении признаков респираторного дистресс-синдрома.

11. Аускультация сердца, в норме сердечный ритм 110-160 в минуту у младенцев, родившихся в срок, однако он может снижаться до 85 в минуту во сне.
12. При пальпации живота печень обычно распространяется на 1-2 см ниже края рёберной дуги, край селезёнки может пальпироваться, а также почка слева. Любые внутрибрюшные массы, которые обычно имеют почечное происхождение, требуют дальнейшего обследования.
13. Гениталии и анус обследуются после удаления подгузника. У мальчиков подтверждается наличие яичек в мошонке.

14. Пальпируется пульсация на бедрах. Пульсовое давление на них:
• Снижается при коарктации аорты. Это можно подтвердить измерением артериального давления на руках и ногах.
• Увеличивается, если есть открытый артериальный проток.

15. Мышечный тонус оценивается при осмотре движений конечности и при попытке посадить ребёнка, поддерживая его голову. Большинство младенцев могут кратковременно удерживать голову, если туловище держится вертикально.
16. Вся спина и позвоночник осматриваются на наличие любых дефектов кожи по средней линии.
17. Бедра оцениваются на наличии дисплазии бедер (DDH). Это оставляется напоследок, потому что процедура является некомфортной.

обследование новорожденного

Нарушения у новорождённых, которые разрешаются самостоятельно:
• Периферический цианоз рук и ног обычно наблюдается в первый день.
• Травматический цианоз, вызванный обвитием пуповиной шеи ребёнка или лицевым или лобным предлежанием, приводит к синюшному цвету кожи, петехиям на лице и шее или поражённой области, но только не языка.
• Отёчность век и нарушение формы головы в результате прохождения через родовые пути.
• Субконъюнктивальные кровоизлияния происходят в процессе родов.
• Мелкие белые зёрна вдоль средней линии нёба (жемчужины Эпстайна).

• Кисты дёсен (эпулис) или дна ротовой полости (киста подъязычной железы).
• Увеличение молочных желёз может наблюдаться у новорождённых обоих полов. Иногда даже выделяется небольшое количество молока.
• Белые вагинальные выделения или небольшие кровянистые выделения у девочек. Может быть выпадение кольца слизистой влагалища.
• Капиллярная гемангиома, или «укусы аиста», — розовые пятна на верхних веках, средней части лба, затылке обычно возникают в результате растяжения капилляров дермы. Те, что расположены на веках, исчезают в течение первого года; те, что на шее покрываются волосами.
• Крапивница новорождённых (токсическая эритема) — часто встречающаяся сыпь, возникающая на 2-3-й день, состоящая из белых папул размером с булавочную головку в центре эритематозного основания. Жидкость содержит эозинофилы. Сыпь концентрируется на туловище, высыпания появляются и проходят на различных его участках.

• Милиа — белые папулы на носу и щеках в результате удерживания кератина и секрета сальных желёз в волосяных фолликулах.
• Монголоидные голубые пятна — иссиня-чёрные пятна на коже у основания позвоночника и на ягодицах; редко отмечаются на ногах и других частях тела. Обычно, но не обязательно, встречаются у младенцев из афро-карибских и азиатских этнических групп. Они медленно исчезают в течение первых нескольких лет и не имеют значения, если не диагностируются ошибочно как кровоподтёки.
• Пупочная грыжа часто встречается, особенно у афро-карибских младенцев. Не показано никакое лечение, поскольку спонтанно исчезает в течение первых 2-3 лет.
• Позиционная косолапость — состояние, при котором ступни остаются в своей внутриутробной позиции. В отличие от истинной косолапости, характеризующейся эквиноварусной деформацией, можно осуществить полное тыльное сгибание стопы до прикосновения с передней поверхностью передней поверхности голени.
• Отёк и кровоизлияния на голове.

Некоторые выраженные аномалии, выявляемые при рутинном исследовании:
• Капиллярная гемангиома (пламенеющий невус) имеется при рождении и обычно увеличивается с ростом ребёнка. Она связана с мальформацией капилляров дермы. Редко, если она попадает в зону иннервации тройничного нерва, может быть связана с внутричерепными сосудистыми патологиями (синдромом Стерджа-Вебера) или тяжёлыми поражениями конечностей с гипертрофией костей (синдромом Клиппеля-Тренаунай). Проявления поражений могут в настоящее время улучшаться под действием лазерной терапии.
• Кавернозная гемангиома (клубничный невус) обычно не выявляется при рождении, однако формируется в первый месяц жизни. Более характерна для младенцев, рождённых раньше срока. Она увеличивается в размере до 3-9-го месяца, затем постепенно регрессирует. Не показано никакого лечения до тех пор, пока образование не мешает зрению или дыхательным путям. Могут появиться изъязвление или кровоизлияние. Тромбоцитопения может развиваться при больших образованиях, когда требуется терапия системными глюкокортикоидами или интерфероном-а.
• Натальные зубы, представленные нижними передними резцами, могут иметься при рождении. По возможности их необходимо удалить для исключения риска аспирации.
• Дополнительные пальцы иногда связаны тонким кусочком кожи или же могут содержать в себе полноценную кость и должны удаляться пластическим хирургом. Кожные бахромки перед ухом и дополнительные ушные раковины должны удаляться пластическим хирургом.

• Сердечные шумы составляют сложную проблему, поскольку большинство слышимых в первые несколько дней жизни шумов вскоре исчезают. Однако некоторые вызваны врождённым пороком сердца. Если имеются признаки значительного шума, показана ЭхоКГ. В противном случае организуют последующее исследование, а родителей предупреждают о необходимости медицинской помощи, если у их ребёнка выявляется плохое питание, развиваются затруднённое дыхание или цианоз.
• Патология по средней линии вдоль позвоночника или на черепе, такая как пучок волос, отёк или невус, требует дальнейшей оценки, так как может указывать на наличие подлежащего заболевания позвоночника, спинного или головного мозга.
• Пальпируемый и увеличенный мочевой пузырь, если имеется обструкция оттока мочи, особенно у мальчиков с задними уретральными клапанами, требует немедленной диагностики на УЗИ.
• Эквиноварусная деформация стопы, которая не может быть скорригирована как позиционная косолапость.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

1. Принципы обследования кожи новорожденных детей

кожа

а) Осмотр кожи

б) Инструментальные методы исследования кожи

2. Особенности кожи новорожденного ребенка

3. Последствия врачебных манипуляций у новорожденного

4. Временные поражения кожи у новорожденных детей

5. Врожденные изменения кожи новорожденных детей

6. Пеленочный дерматит и его дифференциация

7. Инфекционные и паразитарные поражения кожи у ребенка

8. Буллезные болезни кожи у ребенка

9. Родимые пятна у новорожденного

а) Сосудистые мальформации

б) Невусы

- Дополнительно рекомендуем раздел статей по невусам - родинкам

В разделе собраны ссылки на статьи по невусам всех видов. Невусы в народе также называются родинками.

- Дополнительно рекомендуем посетить раздел статей по пигментным пятнам кожи - меланозам

В разделе собраны ссылки на статьи по невусам всех видов. Невусы в народе также называются родинками.

в) Опухоли

- Дополнительно рекомендуем раздел сайта по дерматоонкологии (опухолям кожи)

В разделе собраны статьи по эпидемиологии, этиологии, диагностике, лечению рака кожи.

Перейти в раздел опухоли кожи

Перейти в раздел лимфомы кожи

10. Эритемы у новорожденного

11. Болезни кожи ребенка и уход за ней - детская дерматология

В разделе собраны ссылки на статьи по болезням кожи ребенка, их диагностике, лечению. Отдельно собраны статьи по уходу за детской кожей.

12. Книги, презентации, лекции по дерматологии и венерологии

В разделе представлены книги, диссертации, презентации по дерматологии.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Читайте также: