Почему от некоторых звуков мурашки по коже

Обновлено: 26.04.2024

Во время прослушивания хорошей музыки у некоторых людей возникают мурашки, также известные как «гусиная кожа». Обычно эти небольшие пупырышки появляются на поверхности рук, когда человек оказывается на холоде. Но иногда это необычное явление возникает и при испытывании ярких эмоций. Кажется, что все просто — от хорошей музыки люди часто получают яркие ощущения, от этого руки и покрываются мурашками . Но что в это время происходит внутри человеческого организма, ведь у него явно активируются определенные отделы мозга и части кожи? У ученых есть ответы на эти вопросы и они даже знают, от каких музыкальных треков могут ощутить мурашки люди в любой момент времени. Эти композиции я уже добавил в свой плейлист, чтобы проверить их на себе.

Почему появляются мурашки?

Мурашки — это рефлекс, который передался нам от наших предков. Когда-то давно эффект гусиной кожи нас очень большую пользу, потому что он возникал во время холодов и поднимал волоски на нашем теле вверх. А они, в свою очередь, отлично удерживают теплый слой воздуха на поверхности тела и не дают замерзнуть. Сейчас нам это рефлекс не нужен из-за доступности одежды, но он все равно сохранился и считается рудиментарным. Но для животных «гусиная кожа» до сих пор полезна, потому что когда их шерсть становится дыбом, они могут как согреться, так и отпугнуть от себя хищников. Кошки с растопыренной шерстью визуально кажутся больше, а дикобразы используют мурашки для поднятия своих колючек.

Если говорить по-научному, мурашки появляются благодаря пиломоторному рефлексу . В ответ на холод или на эмоциональный всплеск, именуемые волосяными фолликулами органы сокращают свою мускулатуру и поднимают волосы вверх. Каждая волосяная фолликула состоит из 20 клеток различного типа. Помимо образования мурашек, они также занимаются регулированием роста волос.

В общем, мурашки — это рефлекс, который возникает при определенных условиях. Это то же самое, как и отдергивание руки от горячего чайника. Но почему же «гусиная кожа» возникает при прослушивании музыки?

Мурашки от музыки

По результатам некоторых исследований, во время прослушивания хорошей музыки у некоторых людей активируется система вознаграждения. Человек получает удовольствие и в так называемом хвостатом ядре головного мозга вырабатывается дофамин , также известный как «гормон счастья». Когда его концентрация достигает пика, он выделяется в прилежащем ядре головного мозга. Оттуда на волосяные фолликулы идет сигнал, который и приводит к образованию «гусиной кожи».

Система вознаграждения у людей активируется потому, что иногда они умудряются предугадать развитие музыкальной композиции. Например, когда они чувствуют, что в композиции появится чей-то голос и он действительно начинает звучать, они ощущают сильную удовлетворенность. Если у вас когда-нибудь возникали мурашки от музыки, можете гордиться собой — ученые считают, что они появляются только у интеллектуально развитых людей.

В ходе выяснения причин возникновения мурашек, ученые проводили различные эксперименты. В ходе них добровольцам было необходимо слушать различные композиции и оценивать степень возникновения мурашек на их коже. Список музыкальных треков, которые должны вызывать у людей мурашки, выглядит следующим образом:

  • «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха;
  • «Концерт для фортепиано с оркестром №1» Фридерика Шопена;
  • «Making Love Out of Nothing At All» группы Air Supply;
  • симфония «Mythodea» греческого композитора Вангелиса.

Действительно ли эти композиции приносят настолько много удовольствия, что вызывают мурашки, можете проверить сами. Но не лишним будет напомнить о том, что некоторые ученые уверены в негативном влиянии громкой музыки в наушниках для остроты слуха. В этом материале я рассказывал о том, какая музыка может навредить здоровью ушей и каким образом можно снизить риск возникновения глухоты.

Ну и напоследок хочется поинтересоваться — какая музыка вызывает у вас мурашки?


Трепет, дрожь, гусиная кожа, мурашки, озноб, кожный оргазм, по-английски frission, cold chill — всё это названия одного и того же явления, для которого в языке нет устоявшегося термина. По-научному, это трансцендентные психофизиологические переживания, а проще говоря — волна удовольствия, которая иногда проходит по коже при прослушивании некоторых музыкальных произведений. В качестве триггера срабатывает не только музыка, но и физический контакт с человеком, эмоциональная сцена в художественном фильме и др. На Reddit даже есть сообщество /r/frission, члены которого делятся друг с другом триггерами «кожного оргазма».

Почему возникает такая психофизиологическая реакция на эмоциональные раздражители? Почему она наблюдается не у всех, а только у некоторых людей? Учёным пока не удалось до конца изучить этот феномен, но полвека исследований позволяют сделать некоторые предположения.

Профессор социальной психологии университета Восточного Вашингтона Амани Эль-Алайли (Amani El-Alayli) объясняет, что причиной эмоционального озноба может стать музыкальный фрагмент, который включает в себя неожиданные созвучия, внезапные изменения громкости, или просто выход артиста на сцену.

Один из триггеров эмоционального озноба с сообщества Reddit

Предыдущие научные исследования выявили несколько фрагментов музыкальных произведений, которые чаще всего вызывают эффект. Вот некоторые из них:

  • Первые две минуты и 11 секунд произведения Баха «Страсти по Иоанну: Часть 1 (Herr, unser Herrscher), момент вступления хора
  • Первые две минуты и 18 секунд произведения концерта для фортепиано с оркестром № 1: II (Шопен)
  • Первые 53 секунды песни Air Supply “Making Love Out of Nothing At All”
  • Первые три минуты и 21 секунда произведения Вангелиса для миссии НАСА “Mythodea: Movement 6”
  • Первые две минуты произведения Ханса Циммера “Oogway Ascends” (использовалось в качестве саундтрека к мультфильму «Кунг-фу Панда»)

Некоторые физиологи и зоологи предполагают, что эмоциональный озноб — эволюционный рудимент, оставшийся от наших далёких (и более волосатых) предков. Они согревали организм, создавая эндотермический слой тёплого воздуха вокруг кожи непосредственно под шерстью (под волосками кожи). То есть здесь работает тот же принцип терморегуляции, из-за которого у жителей жарких стран чаще встречаются кучерявые волосы. Кудри защищают только голову, а подъём шерсти при резкой смене окружающей температуры защищает сразу всё тело.

С изобретением одежды необходимость такой терморегуляции отпала, но сам триггер остался в мозге и каким-то способом перенастроился на новый набор входных данных, а именно — эмоциональные ощущения. Теперь эффект возникает при резкой смене эмоций, а не температуры окружающей среды. Соответственно, триггером становится любой объект, который вызывает резкий эмоциональный отклик.

По разным оценкам, эффект испытывают от 55% до 86% населения.

В университете Восточного Вашингтона провели масштабное исследование, участники которого прослушивали вышеупомянутые фрагменты и сообщали о своей реакции нажатием кнопки.


Предыдущие исследования обнаружили, что люди, у которых чаще проявляется этот эффект, также показывают более высокий показатель по тесту черты характера «открытость опыту». Как выяснилось, такие люди обладают необычно активным воображением, ценят красоту и природу, ищут новых ощущений, часто глубоко погружаются в свои чувства (рефлексируют) и любят разнообразие в жизни.

Новое исследование дало другой результат: здесь частота эмоционального озноба напрямую связана со степенью погружения в музыку. Другими словами, речь идёт не столько об эмоциональных, сколько о когнитивных компонентах психологического качества «открытость опыту».

Результаты исследования о связи эмоционального озноба от музыки и когнитивных способностей мозга опубликованы 27 апреля 2016 года в журнале «Психология музыки» (doi: 10.1177/0305735615572358).


В прошлом месяце Митчелл Колвер (Mitchell Colver), аспирант Университета Юты, написал для журнала The Conversation любопытный материал о том, откуда же появляются знаменитые «мурашки» во время прослушивания музыки. Мы изучили его и решили разобраться в том, что же это за явление и почему оно возникает.

То, что мы называем мурашками, можно именовать по-разному: кто-то чувствует «холодок по спине», у кого то появляется «гусиная кожа» и волоски на руках встают дыбом. Обычно мы связываем эти ощущения со страхом или сильным неприятным волнением, но в случае с музыкой эти ощущения сравнивают, скорее, с «эмоциональным ознобом». Ему даже дали специальное название – фриссон (frisson), что в переводе с французского означает «дрожь», «содрогание».

Фриссон – чувство приятное, и музыка – одна из главных причин его возникновения. Однако не единственная – помимо музыки мурашки могут быть вызваны произведением искусства, трогательной сценой в фильме и даже явлением природы (нет, речь не идет о ситуации, когда вам просто холодно на пронизывающем ветру).

Исследования показали, что около двух третей населения время от времени испытывают приятную дрожь – если точнее, такому эффекту подвержены от 55 до 86 процентов населения.

А пользователи Reddit даже создали на сайте страницу, на которой делятся триггерами, вызывающими «мурашки». Среди наиболее душещипательных роликов там отмечены, в частности, исполнение национального гимна США певицей Lady Gaga на открытии Супер Кубка-2016 и фанатский трейлер оригинальной трилогии Звездных войн.

Так что же такое мурашки?

То есть дело даже не столько в красоте музыки, сколько в ее контрастности – как будто наша кожа и мозг одинаково реагируют на разные по своей природе перемены, будь то «холодно-горячо», «спокойствие-опасность» (от них ощущения, правда, неприятные) и на контраст в музыке.

Однако науке до сих пор подлинно неизвестно, почему в результате этого «озноба», наша кожа покрывается «мурашками». Некоторые ученые предполагают, что «гусиная кожа» — эволюционный рудимент, оставшийся от наших далёких (и более волосатых) предков.


Таким образом они согревали организм, создавая эндотермический слой тёплого воздуха вокруг кожи непосредственно под волосяным покровом. При резкой смене температуры (например, при дуновении прохладного ветра в жаркий день) сокращение мышц в волосяных фолликулах временно приподнимает, а затем опускает волоски на коже, обеспечивая этот защитный теплый слой. С изобретением одежды и уменьшением волосяного покрова необходимость такой терморегуляции отпала, но рефлекс остался.

У кого и когда от музыки «бегут мурашки»?

Ответ на этот вопрос решил найти профессор социальной психологии университета Восточного Вашингтона Амани Эль-Алайли (Amani El-Alayli). Он и группа исследователей, включая автора статьи Митчелла Колвера, предположили, что человек, глубоко погруженный мыслями в музыкальное произведение, с большей вероятностью испытает фриссон, так как триггер оказывает на него более сильное влияние. Кроме того, ученые высказали предположение, что чаще всего такой эффект проявляется у людей с определенным типом личности.

В рамках эксперимента участников подключили их к специальному прибору, регистрирующему кожно-гальванический рефлекс, а именно изменение электрического сопротивления кожи человека при физиологическом возбуждении, и предложили прослушивали фрагменты различных музыкальных произведений.

Для исследования были выбраны следующие композиции:

  • Первые две минуты и 11 секунд произведения Баха «Страсти по Иоанну: Часть 1 (Herr, unser Herrscher)», момент вступления хора
  • Первые две минуты и 18 секунд «Концерта для фортепиано с оркестром №1:II» Шопена
  • Первые 53 секунлы песни английского дуэта Air Supply «Making Love Out of Nothing At All»
  • Первые три минуты и 21 секунды произведения Вангелиса «Mythodea: Movement 6»
  • Первые две минуты произведения Ханса Циммера «Oogway Ascends»

Во время прослушивания указанных произведений участники нажимали на небольшую кнопку каждый раз, когда ощущали на коже «мурашки». Анализируя результаты, исследователи пришли к двум выводам:

1. Фриссон действительно может быть вызван музыкой. Кульминационные моменты композиций соответствуют состояниям, когда участник сообщал о появлении «мурашек» нажатием кнопки.

2. Наибольшую вероятность почувствовать фриссон имеют люди, открытые новому опыту. Это помогли зафиксировать специальные тесты, которые испытуемые проходили до эксперимента. Каждый из участников проходил несколько тестов, фиксирующих различные черты характера, однако исследование выявило наибольшую связь мурашек именно с открытостью новому.


Эта характеристика исследуется учеными уже достаточно давно. Например, исследования подтверждают, что люди с подобной способностью обладают необычайно богатым воображением, ценят красоту и природу, ищут новые впечатления, часто погружаются в свои чувства и любят разнообразие в жизни. Результаты более ранних исследований также подтверждают зависимость появления фриссона от «открытости к опыту».

Тем не менее, просто «открытости» для появления мурашек мало. Исследование, в котором принимал участие автор материала Митчелл Колвер (его результаты опубликованы в журнале «Психология музыки» 27 апреля 2016 года), показало, что важно не просто воспринимать новое и бездумно слушать – люди, которые интеллектуально погружаются в музыку, ощущают «мурашки» чаще и сильнее.

При этом под «интеллектуальным погружением» понимаются когнитивные компоненты «открытости к опыту» – такие, как предсказывание того, как мелодия будет развиваться, или представление образов.


От себя коротко добавим: по нашему собственному (ненаучному, но достаточно обширному) опыту, мурашки очень сильно зависят и от того, как и на чем музыка прослушивается. Вспомните свои эмоции на симфоническом концерте или на выступлении любимой рок-группы – ощущения, испытанные там, вряд ли сравнятся с ситуацией, когда вы слышите любимую мелодию по телевизору или на радио – даже если стараетесь слушать вдумчиво и внимательно.

К сожалению, мы не знаем, на чем и в каком качестве прослушивали музыку участники эксперимента. Однако уверены – чем лучше было качество звука, тем больше была и вероятность испытать удовольствие от прослушивания – вне зависимости от эмоционального настроя или когнитивных способностей испытуемых.

Именно поэтому тем, кто хочет ощутить мурашки, стоит, в первую очередь, задуматься о поиске любимых композиций в хорошем качестве (о том, почему это важно, мы говорили в нескольких выпусках подкаста «Звук» – 1, 2).

А также не забывать и про оборудование – чтобы ощутить новые грани звучания, необязательно покупать флагманскую стереосистему: достаточно выбрать подходящий плеер, качественные наушники и, при необходимости, усилитель и/или ЦАП (о том, как это сделать и какие можно подобрать комбинации, мы рассказывали здесь – 1, 2).

Если же вы живете в Москве или Санкт-Петербурге, просто приходите со своими записями в наши шоурумы, и мы постараемся доказать, что мурашки можно испытать и от нового и непривычного, и от прослушивания знакомых композиций, которые вы, казалось бы, знаете наизусть.

Ваш любимый оперный фрагмент достиг своей кульминации, и вы чувствуете, что у вас «мурашки». А может даже волосы встали дыбом. Но почему?

Почему от музыки бывают мурашки по коже

Для этого явления существует особое название: “дрожь, вызванная музыкой”, – и некоторые исследования последних лет на эту тему выводят нас на новый уровень, позволяя думать и говорить о принципиально новом видении физиологического и психологического воздействия звука на организм человека.

Может быть, именно на вас оперная музыка такового эффекта не производит, но я привел ее в пример в качестве стартового рассуждения, потому что последние исследования, проведенные музыковедом Дэвидом Гуроном (David Huron), особо отмечают, что опера – серьезная причина вызвать мурашки, т.к. “основную массу звуков производят в диапазоне 3-4 кГц. Человеческий организм очень чувствителен к этому диапазону, возможно потому, что это диапазон человеческого крика”.

В полной версии исследования Гурон детально устанавливает биологические причины подобной реакции. Согласно обычной логике, тот факт, что у человека развилась особая чувствительность к крику, стал биологическим императивом, - действительно, наше ухо способно услышать человеческий крик гораздо с более дальнего расстояния, чем любой другой звук. Крик младенца представляет почти тот же диапазон, и (что вовсе неудивительно) также исключительно легок для восприятия, с таким же дисгармоничным эффектом воздействия на человека. Мы просто заряжены выдавать мощную реакцию на эти тона. Это имеет свой смысл, - но почему же тогда «мурашки» - такое приятное и желанное ощущение, если они обычно являются реакцией на страшное или тревожное событие? Что ж:

Мозг, утверждает Гурон, имеет две соревнующиеся между собой функции. Одна, подсознательная, “быстрая реакция”, призвана “реагировать как можно быстрее, особенно на опасность”. Другая, “медленная, осознанная реакция”, призвана “реагировать как можно тщательнее”. Когда слушатель испытывает мурашки, считает Гурон, первая его реакция на тревожный стимул, - это страх; затем приходит наслаждение, благодаря осознанной оценке стимула, как совершенно безвредного.

Итак, “музыкальная дрожь” – приятное явление по тем же причинам, по которым некоторые люди наслаждаются «ужастиками» - на нервном уровне; когда запускается реакция страха, это “возбуждает” мозг и тело. И от самого ощущения преодоления опасности, – которая никогда не была реальной, - человек может испытывать наслаждение. Звуки, вызывающие «мурашки», обладают определенной схожестью с событиями, изображенными в фильмах ужасов, - и то, и другое имеет эффект неожиданности. Внезапные резкие изменения громкости, ритма, напряжения отмечаются Гуроном как наиболее значимые музыкальные фрагменты, способные вызвать «музыкальную дрожь».

Согласно статистике, большинство людей никогда не испытывали подобных ощущений. Вот данные из статьи, которую мы здесь обсуждаем:

  • 47% участников исследования сообщили, что никогда не испытывали «музыкальную дрожь».

Участники – женщины оказались более склонны испытывать это ощущение, нежели мужчины (это подтверждается большим количеством исследований).

  • Участники гораздо чаще испытывали «мурашки», когда им предоставлялась возможность самим выбирать музыку для эксперимента. Таким образом, наблюдается прямая связь между знакомой музыкой и ее способностью вызывать дрожь.

Конечно, «музыкальная дрожь» и «реакция на определенные частоты», вызванная синхронизацией мозговых волн, - два совершенно разных явления, но их объединяют некоторые интересные принципы неврологии.

Самый очевидный из таких принципов – факт, что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и это касается всего, включая когнитивную реакцию на воздействие различных звуков. То, что для одного человека является абсолютно сногсшибательным и душераздирающим музыкальным фрагментом, другого может оставить совершенно равнодушным. И синхронизирующие тона, которые приводят одного человека в чрезвычайно сконцентрированное состояние сознания, на кого-то другого могут не произвести сколько-нибудь заметного эффекта.

В обоих случаях – просто потому, что вы никогда этого не испытывали, вовсе не означает, что вы на это и не способны. Интересно, сколько человек, заявляющих, что они никогда не испытывали подобных ощущений, просто не услышали еще такой музыки, которая привела бы их в это состояние.

У вас мурашки по коже от музыки? Поздравляем, ваш мозг - особенный

У вас мурашки по коже от музыки? Поздравляем, ваш мозг – особенный

Бывало ли у вас ощущение, что при прослушивании определенной мелодии кожа буквально покрывается мурашками, по спине пробегает холодок?

Если да, то вы обладаете уникальной особенностью.

Это ощущение получило название «фриссон» от французского слова frisson (дрожать) и означает буквально «эстетический холодок».

Музыка, доводящая до «оргазма»

«Это ощущение воспринимается, как волны удовольствия, пробегающие по поверхности вашей кожи. Некоторые исследователи даже называют это переживание «кожным оргазмом»,

— пишет в статье для издания The Conversation доктор философии Митчелл Кольвер из университета штата Юта в США.

Чаще всего фриссон инициирует прослушивание эмоционально захватывающей и вовлекающей музыки. А некоторые люди способны испытать ощущение блаженства, когда рассматривают красивые произведения искусства, во время ярких эмоциональных сцен в фильме, либо же при физическом контакте с другим человеком.

Почему не все способны это испытать

Исследования доказывают, что фриссон хотя бы раз в жизни испытывали примерно две трети всех людей. А пользователи сайта Reddit даже создали отдельную ветвь форума для обсуждения произведений искусства, заставляющих их испытывать фриссон.

«Мы предположили, что чем сильнее человек интеллектуально вовлекает себя в прослушивание музыкального произведения, тем с большей вероятностью он испытает фриссон, благодаря более глубокому контакту со стимулом»,

Исследователи также предположили, что вероятность более полного вовлечения слушателя в процесс прослушивания, прежде всего, зависит от его типа личности.

«Чтобы проверить данное предположение, участники исследования были подключены к аппарату, измеряющему определенные показатели кожи. После этого участники прослушали несколько музыкальных произведений, включая песни Air Supply, музыку Ханса Циммера, а также классические произведения Шопена»,

— рассказывает Сэм Мерфи из Music Feeds.

Предполагалось, что в каждом из этих музыкальных произведений содержится по одному захватывающему или кульминационному моменту, способному вызвать фриссон.

Участников эксперимента также попросили пройти личностный тест, после чего Кольвер сделал вывод, что для людей, испытавших фриссон, характерна такая личностная особенность, как «открытость к новому опыту».

«Исследования показывают, что люди, обладающие данной чертой личности, характеризуются необычно активным воображением, ценят красоту, любят природу, ищут новые ощущения, часто задумываются о своих чувствах и ценят разнообразие в жизни»,

Откройтесь новому опыту

Исследователи и ранее приходили к подобным выводам, однако Кольвер доказал, что вероятность подобной реакции на музыку зависит не от эмоциональной, а от интеллектуальной стороны личности. Например, когда человек пытается представить, как будет развиваться музыкальная композиция дальше, или старается визуализировать музыку в своем сознании.

«Визуализацию можно, пожалуй, описать, как соединение прослушивания музыки с фантазиями на ее тему»,

Таким образом, люди, которые буквально погружаются в музыку, используя мыслительные процессы, с куда большей вероятностью испытывают «кожный оргазм», чем те, кто слушает музыку просто в качестве приятного фона.

Читайте также: