План сестринского ухода при флегмоне

Обновлено: 27.04.2024

Показание к экстренному оперативному лечению при наличии у больного клиники флегмоны правой голени. Основные этапы сестринского процесса, его цели. Объём независимого сестринского вмешательства. Планирование операции, структура лечебного процесса.

Рубрика Медицина
Вид история болезни
Язык русский
Дата добавления 07.04.2018
Размер файла 18,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Паспортные данные

Пол: М

Дата рождения: 23.05.1970

Возраст: 47 лет

Постоянное место жительства…

Социальное положение: Женат

Кем направлен больной: Бригадой скорой помощи

Диагноз направившего учреждения: Абсцесс правой голени

Диагноз при поступлении: Флегмона правой голени

I этап сестринского процесса

Жалобы: Дергающие боли в правой голени, отек, гиперемия, температура 38°С, недомогание.

Анамнез в результате ДТП получил ушиб правой голени. В течение этого дня температура была в норме, но появилось недомогание. Локально: конечность гиперемирована, имеются ссадины в области правой голени. На следующий день в области правой голени появилась небольшая полость с гноем. Температура тела 38°С, слабость недомогание. За медицинской помощью в эти дни не обращался, лечился самостоятельно, в область раны прикладывал мазь Вишневского. все выше перечисленные симптомы усилились. Была вызвана бригада скорой медицинской помощи, доставлен в …

Трудовой анамнез - Слесарь КИПа

Питание - регулярное, умеренно калорийное

Вредные привычки - вредных привычек не имеет

Перенесенные заболевания - гастрит желудка

Наследственность - наличие у родственников онкологических заболеваний отрицает

Аллергологический анамнез непереносимость пищевых продуктов и лекарственных препаратов отрицает

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Оценка сознания. (Характеристика ясного сознания: пациент ориентирован в себе, окружающей обстановке, его поведение адекватно окружающей обстановке).

Сознание ясное, контактен, немного заторможен, поведение уравновешенное. Ориентирован в пространстве, времени, окружающей обстановке

Положение, поза пациента:

положение - вынужденное, поза - лежит, может сидеть

Температура тела - 38°С

Особенности анатомического телосложения: нормостеническое

Осмотр кожных покровов и видимых слизистых: окраска, наличие высыпаний, характеристика элементов высыпания (локализация, наклонность к слиянию, на бледном или гиперемированном фоне, обратное развитие элементов).

Кожные покровы бледно-розовой окраски, умеренно влажные тургор кожи нормальный, патологических высыпаний нет ? Пальпация периферических лимфатических узлов.

Не пальпируются

Характеристика функций дыхания: частота, затруднение вдоха или выдоха, глубокое или поверхностное, сохранение или нарушение ритма дыхания.

Дыхание - смешанный тип дыхания, ЧД 18 в минуту, дыхание через нос свободное, ритмичное, средней глубины

Признаки дыхательной недостаточности: выраженная одышка, цианоз, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, динамика данных показателей при минимальной физической нагрузке.

Выраженной одышки нет, вспомогательная мускулатура в акте дыхания не учувствует, цианоз не присутствует, при физической нагрузке появляется физиологическая одышка

Исследование ССС. Характеристика пульса: частота, наполнение, напряжение, ритм. Показатели АД. Исследование периферических сосудов.

пульс одинаковый на обеих лучевых артериях, ритмичный, 77 уд/мин, умеренного напряжения и наполнения, АД 120/80 мм рт ст

Признаки недостаточности кровообращения: выраженная тахи - или брадикардия, резкое повышение или понижение АД, наличие отёков, динамика данных показателей при минимальной физической нагрузке.

Тахи - брадикардия не присутствует, не замечено резкое повышение или понижение АД присутствует наличие отеков динамика данных показателей не измена при физ нагрузке

Система пищеварения. Сохранение или потеря аппетита. Проявление диспепсического синдрома: дисфагия, отрыжка, изжога, метеоризм, диарея, запоры. Проявление болевого синдрома: связь с приёмом пищи или дефекацией, локализация, иррадиация. Проявление геморрагического синдрома: кровавая рвота, рвота с примесью крови, мелена, выделение крови при дефекации.

Аппетит сохранен, отрыжка, изжога, метеоризм, диарея, запоры не замечены, болевых синдромов связанных с приемом пищи - нет, Проявление геморрагического синдрома - нет

Мочевыделительная система. Нарушение ритма мочеиспускания, болезненность при мочеиспускании. Характеристика диуреза, визуальное исследование мочи.

мочеотделение не нарушено и безболезненно. Моча: соломенно - желтого цвета, прозрачная, примесей крови нет

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

*Оценка личности, характера, "темперамента" пациента.

Флегматик

*Отношение к проблеме (заболеванию): (адекватное; неадекватное; с недооценкой.

Отношение к проблеме адекватное

*Внутренняя картина болезни: (болезнь подавляет личность пациента; пациент находится в постоянном противоречии с болезнью; мирное сосуществование с болезнью) пациент в мирном сосуществовании с болезнью

СХЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

*Финансовое положение.

Стабильное

*Характер, темперамент.

по характеру пациент - флегматик

*Образование, профессия.

образование - профессионально-техническое, профессия - Слесарь

*Бытовые условия по месту жительства, работы, месту лечения.

бытовые условия удовлетворительные

*Изменение трудоспособности и профориентация в результате заболевания.

не может выполнять работу по профессии и домашнюю работу

ДУХОВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПАЦИЕНТА.

Духовность - стремление к высшему идеалу.

Духовное обследование направлено на выявление уровня духовных ценностей пациента, и, прежде всего, духовных ценностей здоровья, болезни и смерти.

Мировоззренческо-философские

Духовные проблемы могут отражать проблемы пациента при выполнении религиозных обрядов и таинств.

духовные проблемы отсутствуют

Дополнительные методы обследования пациента

Лабораторно - инструментальные методы исследования

Выписать из истории болезни: данные ОАК, ОАМ, Б/х крови и т.д.

Биохимический анализ крови 24.11.2011:

Амилаза 2,3 мг/с*л

Билирубин общий 14,8 мкмоль/л

Мочевина 3,9 ммоль/л

Сахар крови 4,3 ммоль/л

Группа крови

0 (I) бв, резус-фактор - положительный

Коагулограмма 25.11.2011

Фибриноген - 2,4 г/л

II этап сестринского процесса - проблемы пациента

Дергающие боли в правой голени, гиперемия, температура тела 38°С

Психологические проблемы пациента:

Страх, тревога, связанные с беспомощностью, опасениями за свое будущее

Социальные проблемы пациента:

Не возможность выполнять работу и комфортно чувствовать себя в социуме недостаток самоухода

Приоритетная проблема пациента: Дергающие боли в правой голени, температура тела 38°С сестринский диагноз - флегмона правой голени

флегмона сестринский процесс операция

III Этап сестринского процесса - планирование

установление целей, при достижении которых пациент будет адаптирован к изменяющимся условиям окружающей среды

определение времени достижения поставленных целей

По времени достижения цели могут быть:

краткосрочными - уменьшение боли в правой голени к концу 7ого дня пребывания в отделении,

долгосрочными - пациент не будет ощущать боль в правой голени в покое и во время нагрузок

промежуточными - страх и тревога будут проходить, дефицита самоухода станет меньше, рана уменьшиться в размерах

IV Этап сестринского процесса - реализация

реализация независимой, взаимозависимой и зависимой функции м/с

ОБЪЁМ НЕЗАВИСИМОГО СЕСТРИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

Объём независимого сестринского вмешательства - независимая функция м/с-функция, выполнение которой м/с ни с кем не согласовывает.

1. Оказание неотложной медицинской помощи (зависит от ситуации и уровня профессиональной подготовки).

Алгоритм оказания НПМ: установление диагноза-планирование объёма НМП-реализация объёма НМП - оценка результата (выбор критерия оценки результата).

1. Общее лечение

1.1. Стол 15.

1.2. Режим палатный

1.3. Антибиотикотерапия с учетом назначений врача

1.4. Обезболивающие препараты, противовоспалительная терапия.

2. Местное лечение

2.1. Ежедневные повязки с антисептиками (пливасепт, хлоргекидин и др.) либо протеолитическими ферментами (химотрипсин, химопсин и др.) до очищения ее от гнойно-некротических масс, и развития грануляционной ткани, далее в фазу регенерации - применение мазей на водной индифферентной основе типа "Левомеколь".

2. Мероприятия в эпид. очаге. Независимая деятельность м/с направлена на изоляцию источника инфекции.

нет инфекции

3. Гигиеническое образование (санитарное обучение).

формирование знаний, умений и навыков по самоконтролю и за состоянием пациента;

Научить пациента измерять температуру тела, оценивать количество физиологических отправлений, контролировать сове общее состояние

формирование знаний, умений и навыков по самоуходу.

при строгом пастельном режиме - принятие ванны заменяется на обтирание тела тампоном, смоченным в теплой воде с мылом. По завершении процедуры, необходимо обтереть тело больного тампоном, смоченным в теплой воде без мыла и насухо вытереть.

полупостельный - палатный - пациента следует опускать в ванну на простыне, либо сажать на поставленный в ванну, специальный табурет и обмывать при помощи ручного душа

4. Независимое наблюдение за реакцией пациента на болезнь, на выполнение диагностических манипуляций, на проведение лечебных мероприятий.

функциональная оценка и динамическое наблюдение за состоянием пациента контроль терморегуляции контроль за состоянием АД, ЧДД, пульса, кожных покровов

СТРУКТУРА ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Лечебный режим: строгий постельный, постельный, палатный, внепалатный, домашний, домашний посещение поликлиники, надзор.

Палатный, пастельный режим

Лечебное питание: "лечебные столы", диеты.

Диетический стол №15

Инфекционный контроль-выполнение санэпид режима, инфекционная безопасность пациента и персонала.

генеральная уборка в палатах, проветривание, кварцевание, утилизация отходов, дезинфекция и стерилизация предметов ухода, маска перчатки

Лечебные мероприятия-медикаменты, трансфузии, ФТЛ, ЛФК, массаж, физиотерапия, психотерапия и т.д.

Наличие у больного клиники флегмоны правой голени является показанием к экстренному оперативному лечению. Планируется операция: вскрытие, дренирование флегмоны правой голени под общим внутривенным обезболиванием. Согласие больного на операцию получено. Противопоказаний нет

Гигиеническое образование - санитарное обучение - необходимое для реализации структуры лечебного процесса.

во время постельного режима - обтирание пациента слабым спиртовым раствором, смена нательного пастельного белья уборка в палате

Динамическое наблюдение за больным

V. Оценка: цель сестринского вмешательства достигнута к концу 7ого дня пребывания в отделении после операции боль стихает, рана уменьшилась в размерах, температура тела нормализовалась, дале в период пребывания в стационаре пациент может осуществлять самоуход,, страх и тревога прошли, к моменту выписки боль не отмечалась, социальных и психологических расстройств не обнаружено

Прогноз для жизни и работоспособности благоприятный.

Подобные документы

Жалобы больной на наличие аппарата Илизарова на обеих ногах, боль в правой голени, нарушение функции опоры и вывод о двустороннем характере травмы. Открытый перелом обеих костей правой голени со смещением. Необходимость оперативного вмешательства.

история болезни [12,8 K], добавлен 23.03.2009

Субъективное обследование больного, поступившего с жалобами на резкую боль в области ахиллова сухожилия правой голени. Обоснование диагноза подкожного разрыва ахиллова сухожилия и назначение лечения. Операция сухожилия и обеспечение покоя конечности.

история болезни [27,7 K], добавлен 01.08.2013

Закрытый косо-винтообразный перелом нижней трети диафиза обеих костей правой голени со смещением отломков. Сильная боль в месте перелома, отек левой голени, невозможность самостоятельного передвижения; общая слабость, чувство страха, тахикардия.

история болезни [20,9 K], добавлен 03.12.2010

Анамнез жизни и заболевания. Обследование внутренних и наружных органов пациента. Проведение лабораторных анализов с целью постановки диагноза. Назначение и обоснование медикаментозного лечения эритематозно-буллезной рожи нижней части голени правой ноги.

история болезни [20,1 K], добавлен 20.01.2015

Основные сведения о больном и жалобы на момент осмотра. Результаты лабораторных и инструментальных исследований. Установление диагноза на основании данных анамнеза. Этиология и патогенез заболевания. Особенности лечения язв голени и онихомикоза стоп.

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Сестринское дело в хирургии» со студентами третьего курса по теме: «Сестринская помощь при хирургической инфекции. Сестринская помощи при местной хирургической инфекции» в рамках ГОС по специальности 060501 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) с учетом знаний, сформированных на базе общепрофессиональных и клинических дисциплин.

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

-«Сестринская помощь при столбняке»;

-«Сестринская помощь при бешенстве»;

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

ВложениеРазмер
metodichka..doc 723.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ.

по теме: «Сестринская помощь

при хирургической инфекции.

Сестринская помощь при местной хирургической инфекции».

Учебная дисциплина - «Сестринское дело в хирургии»

Специальность - 060501 «Сестринское дело» 51

(среднее профессиональное образование базовой подготовки).

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

«Специальные клинические дисциплины базового уровня подготовки»

Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4

Председатель ЦК _____________/М.Е.Конышева /

«______» _____________ 2010г.

«_____» ________________ 2010 г.

Методист ГОУ СПО МК №4

«_____» _______________ 2010 г.

Преподаватель клинической дисциплины «Сестринское дело в хирургии».

Заместитель Главного врача Детской городской

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Преподаватель клинических дисциплин ГОУ СПО

преподаватель высшей квалификационной категории.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Сестринская помощь при местной хирургической инфекции».

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Сестринская помощь при местной хирургической инфекции».

Методическая разработка составлена в соответствии с новым содержанием предмета «Сестринское дело в хирургии» предусмотренным Государственным образовательным стандартом по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки).

Разработка предназначена для проведения теоретического занятия у студентов третьего курса в лекционном кабинете по теме: «Сестринская помощь при хирургической инфекции».

Таким образом, студент и преподаватель могут выбрать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей студентов.

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя, созданная преподавателем ГОУ СПО МК № 4 М.М.Платоновым, может быть рекомендована к использованию в учебном процессе для обучения студентов по дисциплине «Сестринское дело в хирургии».

Преподаватель дисциплин: «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» ГОУ СПО МК № 4, преподаватель высшей квалификационной категории Зуева З. И.

на методическую разработку теоретического занятия по теме:

«Сестринская помощь при хирургической инфекции.

Сестринская помощь при местной хирургической инфекции.»

Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом и предназначена для проведения теоретического занятия со студентами III курса по дисциплине "Сестринское дело в хирургии", в лекционном кабинете.

При использовании данного пособия преподаватель может выбирать оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей студентов.

Оснащение занятия включает учебно-методическое, техническое обеспечение.

Материалы методической разработки теоретического занятия структурированы и составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля.

Правильно определена актуальность темы и сформулированы общая и конкретные цели занятия.

Хронокарта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.

Лекционный материал освещен в разделе «Информационный блок», где подробно раскрыты теоретические аспекты данной темы. Для лучшей визуализации информации используется мультимедийное обеспечение.

С целью более полного освещения отдельных тем, вопросов лекции в МОС используются гиперссылки, скрытые файлы, которые содержат дополнительную информацию.

Для контроля исходного уровня знания (претест) используется фронтальный опрос по типу "Мозгового штурма".

Для закрепления знаний используются ситуационные задачи.

Для итогового контроля используется контрольное тестирование.

Методическая разработка предназначена для аудиторной работы преподавателя и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.

Преподаватель клинических дисциплин: «Основы сестринского дела», «Хирургия» ГОУ СПО МК № 4, преподаватель высшей квалификационной категории Н.Е.Шадина

Цель создания методической разработки

по дисциплине: «Сестринское дело в хирургии» для специальности: 060501 «Сестринское дело» - 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки), заключается в оказании методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний у студентов третьего курса

по теме: «Сестринская помощь при хирургической инфекции. Сестринская помощь при местной хирургической инфекции». А также данная методическая разработка может быть использована как дополнительный материал к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний по хирургической инфекции.

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

2. Методический блок:

- рекомендации по работе с методической разработкой

- место проведения занятия, оснащение

- домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

- хронологическая карта занятия

3. Информационный блок

4. Материалы лекции (раздаточный материал для студентов)

- опорный конспект лекции

- принципы сестринской помощи при хирургической инфекции

- охрана труда медицинской сестры

5. Блок контроля

Контроль исходного уровня знаний

- задание №1- претест « Мозговой штурм»

- задание №2. Ситуационные задачи

- задание №3. Тестовые задания

- мультимедийная обучающая система на тему: «Сестринская помощь при хирургической инфекции».

К концу первых суток жизни ребенок уже заселен 12 видами бактерий. На третий – седьмой день они проникают в его кишечник. По мере дальнейшего взросления ребенка его микробное население быстро растет. В организме взрослого человека оно представлено уже сотнями видов, численность которых достигает астрономических цифр.

К настоящему времени описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона.

Специалисты подсчитали, что общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет около двух килограммов.

В человеке живёт микроорганизмов около 200 видов, причем 80 из них – во рту. В кишечнике человека в норме обитает от 300 до 1000 видов бактерий общей массой до 1 кг, а численность их клеток на порядок превосходит численность клеток человеческого организма. Они играют важную роль в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии… Можно образно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», который отвечает за защиту организма от инфекций и пищеварение.

А ведь есть еще вирусы, болезнетворные грибки, простейшие . Они так же постоянно изменяются, становятся более патогенными. Сколько их попадает к нам вместе с пищей, дыханием, через грязные руки, во время сестринских и врачебных манипуляций .

Но к счастью, природа вооружила нас "внутренними войсками" - иммунной системой.

Но если иммунитет ослаблен - тогда болезни следуют одна за другой, не помогают даже лекарства…

по работе с методической разработкой .

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Сестринское дело в хирургии» со студентами третьего курса по теме: «Сестринская помощь при хирургической инфекции. Сестринская помощи при местной хирургической инфекции» в рамках ГОС по специальности 060501 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) с учетом знаний, сформированных на базе общепрофессиональных и клинических дисциплин.

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия.

4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используются ситуационные задачи.

5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

- «Сестринская помощь при столбняке»;

- «Сестринская помощь при бешенстве»;

Представлены инструкции руководствуясь по данным видам деятельности.

Название дисциплины: «Сестринское дело в хирургии».

Тема: «Сестринская помощь при хирургической инфекции. Сестринская помощь при местной хирургической инфекции».

Вид занятия: теоретическое ( с элементами беседы), первое занятие.

Количество часов: 2 часа.

Сформировать у студентов представление о различных видах хирургической инфекции.

Для достижения поставленной цели студенты должны знать:

  1. определение хирургической инфекции;
  1. пути проникновения инфекции;
  1. виды хирургической инфекции;
  1. местные и общие признаки хирургической инфекции;
  1. отдельные виды хирургической инфекции;
  1. принципы лечения;
  1. особенности сестринской помощи при наблюдении и уходе за пациентами;
  1. принципы профилактики хирургической инфекции.

Преподаватель в ходе занятия формирует у студентов знания и умения: мыслить, вести дискуссию, аргументировать, делать выводы самостоятельно, творчески подходить к решению профессиональных проблем, вырабатывать коллективное мышление.

Преподаватель в ходе занятия освещает вопросы сестринской помощи при хирургической инфекции, способствует формированию внимательного,

доброжелательного отношения к пациентам с данной патологией,

способствует воспитанию чувства ответственности и долга, соблюдению этики и деонтологии при профессиональном общении.

Хирургическую инфекцию определяют как процесс внедрения и развития

микробов в несвойственные для них места обитания (раны, внутренние полости, органы, подкожная клетчатка) с последующим развертыванием комплекса взаимодействий между макро- и микроорганизмами. Ее называют «камнем преткновения» на пути развития хирургии.

Успехи антибиотикотерапии на первых этапах позволили считать проблему хирургической инфекции разрешенной. Однако, гнойные заболевания остаются одной из самых трудных и актуальных проблем хирургии. Распространенность составляет более 1/3 всех хирургических больных. Увеличению антибиотикорезистентных штаммов во многом способствует нерациональное использование антибиотиков, применение препаратов в малых дозах, краткосрочные курсы антибиотикотерапии.

Среди всех инфекционных осложнений, развивающихся у хирургических пациентов, на долю инфекций в области хирургического вмешательства (ИОХВ) приходится около 40%, две трети из них связаны с областью операционного разреза и одна треть – затрагивает орган или полость. Развитие ИОХВ приводит к увеличению сроков госпитализации в среднем на 1 неделю и повышает стоимость лечения на 10-20% . Поэтому, профилактика ИОХВ в послеоперационном периоде является одной из актуальных проблем современной хирургии.

Актуальными остаются проблемы профилактики хирургической инфекции в связи с низким санитарно-гигиеническим образованием большинства населения; низким уровнем соблюдения правил профилактики хирургической инфекции в медицинских учреждениях (внутрибольничная инфекция, осложнения после сестринских и врачебных манипуляций) и т.д.

В связи с этим значительно изменилась клиническая картина заболеваний, участились случаи перехода острых форм в хронические, чаще стали наблюдаться рецидивы гнойной хирургической инфекции.

Неблагоприятные условия жизни человека ( экология, нерациональное питание, стресс и т.д.), увеличение числа людей с хроническими заболеваниями, ведут к ослаблению защитных сил организма с одной стороны. С другой стороны микрофлора легко приспосабливается к неблагоприятным условиям внешней среды, к новым лекарственным препаратам. Вследствие чего значительная часть хирургических болезней является результатом взаимодействия организма человека и микроорганизмов. Знание: - путей проникновения инфекции; - основных заболеваний острой и хронической хирургической инфекции (этиологии, патогенеза, клинической картины, принципов оказания медицинской помощи на всех этапах); - принципов организации работы медицинского персонала по профилактике хирургической инфекции; - принципов сестринской помощи больным с хирургической инфекцией; является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника. Что позволит своевременно диагностировать хирургическую инфекцию, адекватно оказать на всех этапах медицинскую помощь больным с данной патологией, чётко организовать свою работу по предотвращению развития инфекции, что в целом позволяет уменьшить число тяжёлых больных, летальных исходов.

Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень.

ВложениеРазмер
Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 46.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

«БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

ЦМК специальностей 34.02.01 Сестринское дело

дисциплина МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и

состояниях в терапии и гериатрии

тема занятия Сестринская помощь при абсцессе легких

специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка составлена

в соответствии с требованиями

рабочей программы по ПМ 02

преподавателем Гонтовой Н.Г.

Селенгинск, 2017 г.

План занятия № 15

Название: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в терапии и гериатрии

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Курс II Группа 633

Тема занятия: Сестринская помощь при абсцессе легких

Тип занятия: комбинированное

Форма проведения: теоретическое

Преподаватель: Гонтова Н.Г.

  • абсцесс легких, определение, этиология, клинические симптомы и синдромы, периоды развития абсцесса, осложнения абсцессов. Возможные проблемы пациентов;
  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств и профилактике заболевания;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Воспитывать устойчивый интерес к профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Воспитывать ответственность за организацию собственной деятельности

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Воспитывать способность принимать правильные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Воспитывать потребность поиска необходимой информации для выполнения возложенных профессиональных задач и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Воспитывать необходимость использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

  • развивать способность анализировать, стимулировать познавательную и мыслительную активность студентов.

Интеграция темы : междисциплинарные связи: ОП 01 Анатомия и физиология человека, ОП 03 Основы патологии, Основы латинского языка, ОП 07 Основы фармакологии, ПМ 07 Деятельность по уходу.

Место проведения: лекционная аудитория

Продолжительность: 90 минут

Программное обеспечение: УМК, КТП, презентация.

Раздаточный материал: тестовые задания.

Технические средства обучения: компьютер, проектор.

1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. – М.: АНМИ.-2002.

2. Федюкович Н.И. Внутренние болезни. - Ростов - на – Дону: Феникс – 2001.

Э.В. Смолева. Сестринское дело в терапии: учебное пособие/Э.В. Смолева.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.

Структурно – логическая схема урока

Приветствие, определение готовности группы к занятиям

Сообщает план занятия

Отвечают на тест

Сообщает тему, цели, мотивирует на изучение темы

Изложение нового материала

Излагает новый учебный материал лекция с демонстрацией презентации

Слушают, записывают, участвуют в беседе

Применяет разные виды контроля знаний, обобщает

Отвечают, задают вопросы

Комментирует и выставляет оценки, (оценивает уровень подготовки, оценивает достижение целей урока)

Разъясняет вопросы для подготовки, источники информации

1. Контроль предыдущей темы;

2. Изложение нового материала по теме «Сестринская помощь при абсцессе легких »;

3. Закрепление темы (тестовый контроль);

6. Домашнее задание.

Тест: Сестринская помощь при бронхоэктатической болезни.

Выберите правильный ответ

1. К гнойным заболеваниям легких не относится :

а) бронхоэктатическая болезнь

б) абсцесс легких

в) эмфизема легких

г) гангрена легких

2. Для диагностики бронхоэктатической болезни (БЭБ) применяется:

3. Для БЭБ характерно :

а) деформация кистей рук в виде «плавников моржа»

б) пальцы в виде «руки акушера»

в) ногти ложкообразной формы

г) пальцы в форме «барабанных палочек» и ногти в форме «часовых стекол»

4. Пальцы в виде "барабанных палочек" и ногти в виде "часовых стекол" встречаются при

а) хронических заболеваниях дыхательной системы

б) острых заболеваниях дыхательной системы

в) острых заболеваниях пищеварительной системы

г) хронических заболеваниях пищеварительной системы

5. Дренажное положение придается пациенту для

а) снижения лихорадки

б) уменьшения одышки

в) расширения бронхов

г) облегчения оттока мокроты

6. Потенциальная проблема пациента с бронхоэктатической болезнью

б) снижение аппетита

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

7. Положение Квинке - это

а) горизонтальное на правом боку

б) горизонтальное на левом боку

в) головной конец кровати приподнят

г) ножной конец кровати приподнят

8 . Расширение и деформация бронхов называется :

9. Изменения на бронхографии при бронхоэктатической болезни :

а) дефект наполнения

б) «дерево с листьями»

в) культя бронха

г) очаговое затемнение

10. Установите соответствие :

1) полусинтетические пенициллины а) кефзол

2) цефалоспорины в) оксациллин

Тест: Сестринская помощь при бронхоэктатической болезни.

Выберите правильный ответ

1. Пальцы в виде "барабанных палочек" и ногти в виде "часовых стекол" встречаются при

а) хронических заболеваниях дыхательной системы

б) острых заболеваниях дыхательной системы

в) острых заболеваниях пищеварительной системы

г) хронических заболеваниях пищеварительной системы

2. Потенциальная проблема пациента с бронхоэктатической болезнью

б) снижение аппетита

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

3. Установите соответствие :

1) полусинтетические пенициллины а) кефзол

2) цефалоспорины в) оксациллин

4. Расширение и деформация бронхов называется :

5. Для диагностики бронхоэктатической болезни применяется:

6. Изменения на бронхографии при бронхоэктатической болезни :

а) дефект наполнения

б) «дерево с листьями»

в) культя бронха

г) очаговое затемнение

7. Положение Квинке - это

а) горизонтальное на правом боку

б) горизонтальное на левом боку

в) головной конец кровати приподнят

г) ножной конец кровати приподнят

8. К гнойным заболеваниям легких не относится :

а) бронхоэктатическая болезнь

б) абсцесс легких

в) эмфизема легких

г) гангрена легких

9. Дренажное положение придается пациенту для

а) снижения лихорадки

б) уменьшения одышки

в) расширения бронхов

г) облегчения оттока мокроты

10. Для БЭБ характерно :

а) деформация кистей рук в виде «плавников моржа»

б) пальцы в виде «руки акушера»

в) ногти ложкообразной формы

г) пальцы в форме «барабанных палочек» и ногти в форме «часовых стекол»

10 - 1 – б,в; 2 – а,г

более 3 ошибок - 2

  1. Виды нагноительных заболеваний легких.
  2. Абсцесс, определение, этиология.
  3. Симптоматика абсцесса легких:

а) два периода, проблемы пациента;

б) потенциальные проблемы.

  1. Диагностика абсцесса легких.
  2. Лечение – принципы, виды, особенности диеты.
  3. Сестринский уход, особенности.
  4. Профилактика

Мотивация: Абсцесс легкого относится к тяжелым, изнуряющим заболеваниям, требующим своевременной диагностики, мощного лечения и тщательного ухода за больным. От сестринской помощи, ухода, осуществления сестринского процесса зависит успешный исход и выздоровление пациента.

Лекция «Сестринская помощь при абсцессе легких»

Тема: Сестринский процесс при нагноительных заболеваниях легких

К нагноительным заболеваниям легких относятся:

1. Абсцесс легких;

2. Бронхоэктатическая болезнь;

3. Гангрена легких.

Абсцесс легких – это гнойное расплавление легочной ткани с образованием одной или нескольких ограниченных полостей, заполненных гноем и окруженных воспалительным валиком (инфильтрат).

1.Воспалительные процессы в легких (пневмония, бронхоэктатическая болезнь);

2. Инородные тела (рвотные массы, кариозные зубы);

3. Ослабление кашлевого рефлекса (состояние после наркоза, поражение цнс, прием алкоголя);

1.Ослабление реактивности организма;

2. Старческий возраст;

3. Наличие в организме гнойного очага (остеомиелит, послеродовый сепсис, инфекционный эндокардит, гнойный аппендицит).

Выделяют два периода:

  1. До прорыва абсцесса в бронх;
  2. После прорыва абсцесса в бронх.

До прорыва абсцесса в бронх

Процесс характеризуется скоплением гноя на ограниченом участке легкого. Проявляется синдромом интоксикации: лихорадка до высоких цифр, выраженная слабость, потливость, снижение аппетита. Продолжительность периода 10-12 дней.

Осмотр : бледность кожных покровов.

Перкуссия : притупление перкуторного звука.

Аускультация : жесткое дыхание

После прорыва абсцесса в бронх

Характеризуется прорывом абсцесса в бронх, что проявляется одномоментным отделением большого количества гнойной мокроты со зловонным запахом полным ртом. За сутки может отделяться от 200 мл. до 1 литра в зависимости от размера полости. В этот период состояние пациента улучшается: температура снижается, появляется аппетит, уменьшается слабость, потливость. Выделение мокроты продолжается несколько дней.

Перкуторно над полостью - тимпанический звук.

Аускультативно - амфорическое дыхание, влажные разнокалиберные хрипы.

  1. Хронического абсцесса;
  2. Легочного кровотечения;
  3. Анемии
  4. Прорыв абсцесса в плевральную полость с развитием эмпиемы плевры;
  5. Возникновение новых абсцессов;
  6. Метастазы абсцесса в мозг, печень, селезенку.

Медицинская сестра должна уметь подготовить пациента к дополнительным методам обследования и оценить полученные результаты.

1. Общий клинический анализ крови (признаки воспаления: лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, ускоренная СЮЭ);

а) до прорыва абсцесса в бронх – определяется крупноочаговое затемнение с нечеткими контурами;

б) после прорыва абсцесса в бронх – определяется полость с уровнем жидкости, меняющегося при изменении положения пациента.

3. Общий анализ мокроты. Отстоявшаяся мокрота делится на три слоя:

верхний - мутный, пенистый;

I. Обязательная госпитализация;

II. Режим постельный;

1.Антибиотики с учетом результата исследования мокроты на чувствительность. Их вводят:

б) внутрибронхиально через бронхоскоп, предварительно отсосав содержимое абсцесса;

в) внутритрахеально с помощью гортанного шприца или в виде аэрозолей,

г) непосредственно в полость абсцесса путем пункции грудной клетки, если абсцесс располагается поверхностно.

2. Сульфаниламидные препараты.

IV. Хирургическое лечение ( вскрытие абсцесса или удаление части легкого) если нет эффекта через 1-2 месяца.

  1. Госпитализировать в отдельную палату, т.к. мокрота имеет неприятный запах.
  2. Обеспечить большой плевательницей с крышкой.
  3. При выраженной слабости, кормить пациента.
  4. Пища богатая белком, т.к. с мокротой теряется белок.
  5. Частая смена нательного и постельного белья, т.к. пациент потеет.
  6. Для лучшего отхождения мокроты периодически проводить постуральный дренаж (головной конец ниже ножного). При ухудшении состояния пациента придать ему обычное положение и сообщить врачу.

1. Первичная. Ее цель: предупредить развитие болезни:

1) Своевременная диагностика и лечение гнойно-воспалительных заболеваний.

2) Особое внимание к лицам с затрудненным глотанием.

3) Правильный уход за больными с рвотой

2. Вторичная. Цель: предупреждение обострений заболевания и осложнений, улучшение качества жизни пациента. Она заключается в диспансеризации хронических бронхолегочных больных, предупреждении преохлаждений, вирусных инфекций. сбалансированном питании, дыхательной гимнастике, массаж. Санаторно-курортное лечение.

Тест: Сестринская помощь при абсцессе легких

Выберите правильный ответ

1. В этиологии абсцесса легких ведущую роль играет :

а) аллергические реакции

б) гнойно-воспалительные процессы и инородные тела

в) иммунологические реакции

г) деформация и расширение бронхов

2. Установите соответствие при абсцессе легких :

1) симптомы I периода а) гектическая лихорадка

б) кашель с отхождением большого количества

2) симптомы II периода в) снижение аппетита

3. Антибиотики при абсцессе легких не вводятся:

4. Для больных с абсцессом легких назначается диета, богатая :

в) калием и магнием

5. Заболевание, которое может осложниться абсцессом легкого

а) острый бронхит

б) очаговая пневмония

в) бронхиальная астма

г) сухой плеврит

6. Внезапное появление обильной гнойной мокроты на фоне гектической лихорадки наблюдается при

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) крупозной пневмонии

г) сухом плеврите

7. Для абсцесса легкого характерна лихорадка

8. Приоритетная проблема пациента после прорыва абсцесса легкого в бронх

в) снижение аппетита

г) кашель с гнойной мокротой

9. Потенциальная проблема пациента с абсцессом легкого

а) недомогание в) кашель с гнойной мокротой

б) головная боль г) легочное кровотечение

10. Мокрота при абсцессе легкого

а) гнойная в) стекловидная

б) слизистая г) "ржавая"

Тест: Сестринская помощь при абсцессе легких

Выберите правильный ответ

1. Заболевание, которое может осложниться абсцессом легкого

а) острый бронхит

б) очаговая пневмония

в) бронхиальная астма

г) сухой плеврит

2. Для абсцесса легкого характерна лихорадка

3. Потенциальная проблема пациента с абсцессом легкого

б) головная боль

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

4. В этиологии абсцесса легких ведущую роль играет :

а) аллергические реакции

б) гнойно-воспалительные процессы и инородные тела

в) иммунологические реакции

г) деформация и расширение бронхов

5. Антибиотики при абсцессе легких не вводятся:

6. Внезапное появление обильной гнойной мокроты на фоне гектической лихорадки наблюдается при

Флегмона кисти – это диффузное гнойное поражение, которое распространяется по клетчаточным пространствам ладони и тканям тыла кисти. Основным этиологическим фактором называют стафилококковую инфекцию, реже болезнь вызывают стрептококки, грамотрицательные бактерии. Заболевание проявляется сильными болями в пораженной зоне, отеком и гиперемией кожи, общим интоксикационным синдромом. Для диагностики патологии проводится физикальный осмотр, УЗИ и рентгенография, комплекс лабораторных анализов. Лечение включает медикаментозную терапию, хирургическое вскрытие и дренирование гнойных полостей.

МКБ-10

Флегмона кисти
Флегмона правой кисти
Вскрытие флегмоны кисти

Общие сведения

Флегмона кисти

Причины

Флегмона возникает под действием патогенной бактериальной флоры. Около 50-65% случаев вызывают золотистые и гемолитические стафилококки, 10-12% ‒ стрептококки, 7-20% случаев спровоцировано грамотрицательными микроорганизмами и бактериальными ассоциациями. Прогностически неблагоприятными признаны флегмоны кисти, вызванные сочетанием аэробной и анаэробной флоры.

Основные входные ворота инфекции – ссадины и заусенцы на ногтевых фалангах пальцев, через которые возбудители проникают в мягкие ткани. У женщин гнойные воспаления кисти могут развиваться после маникюра в нестерильных условиях, если мастер не соблюдает правила дезинфекции инструментов. Реже флегмоны формируются после укусов животных, прямых колото-резаных ран.

Факторы риска

Микротравмы кожи рук периодически встречаются у каждого человека, однако флегмона кисти развивается намного реже. Для формирования воспаления необходимы предрасполагающие факторы: нарушение микроциркуляции, вибрационная болезнь, частые переохлаждения (хождение без перчаток, работа в холодных цехах). Вероятность нагноения мягких тканей повышается у людей с авитаминозами, иммунодефицитами, сахарным диабетом. Независимым фактором риска выступает прием глюкокортикоидов, иммуносупрессивных препаратов.

Патогенез

Патогенетические особенности заболевания обусловлены типом возбудителя. При стафилококковой инфекции наблюдается быстрое гнойное расплавление тканей и самоограничение очага благодаря действию фермента коагулазы. Характерен некроз клетчаточных пространств, обусловленный некротоксином, лейкоцидином, гиалуронидазой и другими факторами агрессии.

При стрептококковом заражении развивается сильный отек, воспаление быстро распространяется по тканям. При заражении мягких тканей анаэробными микроорганизмами формируется особый тип поражения. Размножение бактерий вызывает крепитацию ладонной или тыльной поверхности, на коже появляются ограниченные зоны некроза. Гнойный очаг сопровождается резким зловонным запахом, который слышен на удалении от больного.

Флегмона правой кисти

Классификация

В практической хирургии различают две стадии развития флегмоны: серозно-инфильтративную, при которой отсутствует гнойный экссудат, и гнойно-некротическую, характеризующуюся обширным расплавлением и омертвением тканей. Для выбора тактики лечения и объема хирургического вмешательства большую роль играет классификация болезни по распространению на анатомические структуры:

  • Подкожная клетчатка – межпальцевые и надапоневротические (подкожные) флегмоны).
  • Фасциально-клетчаточные зоны – флегмоны области тенара, гипотенара, срединного ладонного пространства и зоны Пирогова-Парона.
  • Сухожильные сумки – первичная и вторичная V-образная флегмона кисти.
  • Тыльная поверхность – подкожные и подапоневротические флегмоны тыла кисти.

Симптомы флегмоны кисти

При серозно-инфильтративном типе воспаления пациенты испытывают умеренные боли в пальцах и кисти. Неприятные ощущения не имеют четкой локализации, усиливаются при опускании руки вниз. Над воспалительным очагом кожа красная, горячая и отечная. Внешние симптомы максимально выражены по тыльной поверхности кисти. Из-за боли мелкая моторика ограничена, возникают проблемы с набором текста, вождением автомобиля, выполнением работы по дому.

При переходе заболевания в гнойно-некротическую стадию боли усиливаются и становятся пульсирующими. Болевой синдром мешает сну, поэтому для флегмон характерен симптом «первой бессонной ночи». Чтобы уменьшить дискомфорт, пациенты избегают резких движений и механических воздействий, приподнимают кисть вверх и фиксируют ее здоровой рукой. Гиперемия и отечность тканей усиливается, изредка кожа приобретает багрово-синюшный цвет.

Клиническая картина зависит от расположения гнойного очага. Для флегмоны тенара характерны сильные боли, гиперемия и отечность в зоне возвышения большого пальца, при поражении гипотенара аналогичные симптомы возникают со стороны мизинца. Воспаление срединного пространства проявляется выбуханием центральной части ладони, сильным отеком по тыльной поверхности руки.

Флегмона кисти сопровождается синдромом эндогенной интоксикации, который вызван действием самих бактерий и продуктов их жизнедеятельности. На фоне заболевания повышается температура тела, причем ее значения коррелируют с тяжестью и распространенностью гнойного процесса. Пациенты жалуются на снижение работоспособности, сильную слабость, ознобы и полное отсутствие аппетита.

Осложнения

Наиболее тяжело протекает U-образная флегмона, которая поражает все фасциально-клетчаточные пространства. По каналам червеобразных мышц гнойный экссудат распространяется на тыл кисти, формируя тотальный воспалительный очаг. В дальнейшем гнойно-некротические процессы могут захватывать запястье и переходить на вышележащие отделы конечности. Нелеченые флегмоны чреваты остеомиелитом, контрактурами, сепсисом и септикопиемией.

Диагностика

Решающую роль в постановке диагноза имеет консультация врача-хирурга, осмотр и пальпация пораженной области. Для уточнения локализации болевых ощущений используется пуговчатый зонд, дополнительно оценивается сохранность и объем движений в суставах пальцев и кисти. В дополнение к физикальному осмотру назначают следующие методы обследования:

  • УЗИ мягких тканей. При сонографии определяют нарушение структуры мягких тканей и клетчаточных пространств. Гнойное воспаление на УЗИ визуализируется как участок затемнения без четких границ.
  • Рентгенография кисти. Рентгенологические признаки деструкции появляются при костных разрушениях, развивающихся на 2-3 неделях заболевания. Оперативное лечение флегмон по возможности проводят в ранние сроки, в этом случае значимые изменения на рентгенограмме отсутствуют.
  • Анализы крови. По результатам гемограммы определяется лейкоцитоз со сдвигом формулы влево, резкое возрастание СОЭ, увеличение индексов лейкотоксичности. Также нарастает число острофазовых белков, изменяются биохимические показатели крови.

При классической клинической картине заболевания диагноз устанавливается безошибочно. Изредка у врачей возникают сложности с определением типа флегмоны, от чего будет зависеть место и способ хирургического вскрытия гнойника. Уточнить диагноз помогают методы инструментальной визуализации. При сомнительной симптоматике проводится дифференциальная диагностика с начальным периодом фурункулов и карбункулов кисти.

Вскрытие флегмоны кисти

Лечение флегмоны кисти

Консервативная терапия

На начальной стадии заболевания показано комплексное медикаментозное лечение в сочетании с иммобилизацией пораженной конечности. Для обездвиживания используют гипсовые лонгеты, которые накладываются до средины предплечья. При этом пальцы помещают в функционально выгодное положение, что важно для последующего восстановления моторных функций. Основные составляющие терапевтической программы:

  • Антибиотикотерапия. С учетом тяжести процесса используют препараты для перорального и парентерального введения. По отдельным показаниям используют местные пути введения: эндолимфатический, регионарный внутривенный под жгутом.
  • Противовоспалительная терапия. Из медикаментозных средств широко используются НПВС. Также показана местная гипотермия, возвышенное положение конечности, влажно-высыхающие повязки.
  • Симптоматическая терапия. Для уменьшения болевых ощущений пациентам назначают разные группы анальгетиков системного действия. При тяжелых формах патологии проводится комплексная детоксикационная терапия.

Хирургическое лечение

При гнойно-некротическом характере флегмон кисти требуется оперативное вмешательство. Лечение выполняют в кратчайшие сроки для предупреждения осложнений. В амбулаторных условиях проводится вскрытие очага, удаление некротизированных тканей, антисептическая обработка и адекватное дренирование. Объем хирургического лечения флегмоны зависит от ее локализации и распространенности. Для обезболивания применяют общую или внутрикостную анестезию.

Прогноз и профилактика

Флегмоны кисти подлежат успешному лечению при условии раннего обращения к врачу и проведения комплексной терапии. Менее благоприятный прогноз для пациентов с U-подобными гнойными процессами, поражением костно-суставных структур кисти. Для профилактики гнойного воспаления рекомендуют избегать травм пальцев и ладони, избавляться от привычки грызть ногти и кожу вокруг них, соблюдать технику безопасности на производстве.

1. Комплексный подход к повышению эффективности лечения флегмон кисти/ И.А. Соловьев, А.Н. Липин, С.Д. Шеянов// Уральский медицинский журнал. – 2017. – №7.

Читайте также: