Кожа растишка что это такое

Обновлено: 01.05.2024

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительные справочные материалы

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте в разделе "Кожевенное дело".

Кожу растительного дубления можно назвать наиболее экологичным видом кож, из кож, используемых в нашем быту. Дело в том, что при дублении сырья (то есть шкур, подготовленных после снятия) в ней применяются дубильные вещества, которые содержаться в растениях - дуб, лиственница и т.д. Именно этим отличается, так называемая "растишка" от кож прочих дублений - жирового, хромового, циркониевого, смешанного и т.д.

Само сырьё здесь не имеет значения - всё, как у остальных, в основном кожи КРС (крупного рогатого скота). Вся основная практическая разница в свойствах готовой кожи.

Во-первых, обычно "растишка" идет естественного цвета, без окраса. Но, есть предложения и с окрашенной кожей, но все равно обычно это неяркие и радикальные цвета, а пастельные оттенки основных цветов. Это свойство даёт возможность мастеру придавать коже любой необходимый оттенок;

Во-вторых, "растишка" довольно грубая на ощупь, но при смачивании становится очень мягкой и податливой. То есть, с ней легко работать, в том числе и обрабатывать, например, по толщине;

В-третьих, за счет своей податливости при смачивании, эта кожа очень хорошо поддаётся формованию, потому что после сушки становится снова жесткой и упругой;

И в-пятых, на изделиях, седланных и "растишки" очень удобно обрабатывать урез. За счет своей жесткости он хорошо поддается грубой шлифовке, а за счет податливости при смачивании - отлично впитывает пропитки и финишные смеси и дает хороший блеск.

Но, на самом деле, хендмейдеры не всегда и не обязательно используют кожу растительного дубления. Сейчас, например, в моде кожа Crazy Horse. Она интересна совсем другими показателями, если сравнивать с традиционной "растишкой".

В первую очередь, Crazy Horse имеет совсем другое дубления - жировое. Исходя из этого, все свойства её тоже отличны. Но, ценят эту кожу, в первую очередь, за её внешний вид. Дело в том, что лицевая поверхность этой кожи имеет непостоянный окрас с красивыми разводами и фантастическими наплывами. При этом, на сгибах кожа приобретает светлый оттенок, что придает ей привлекательности и винтажности.

Всё это дополняется тем, что на ней очень хорошо видны любые микро повреждения - царапины, шероховатости и т.д. И эта особенность тоже стала визитной карточкой известного сорта кожи.

Урез изделий из Crazy Horse стараются оставлять естественным - без лишних шлифовок, затираний и т.п. Это объясняется тем, что кожа на срезе мягкая, в отличие от "растишки", а поэтому дополнительная обработка (кроме выравнивания края) только ухудшает внешний вид изделия и превращает усилия мастера в тщету и бесполезность.

Типичным представителем изготовителя кожаных изделий с использованием кож НЕ растительного дубления является бренд "iBackPacker". В его изделиях используется кожа Crazy Horse и подобные с минимальным уровнем обработки края.

Мир материалов для работы с кожей, огромен и разнообразен. Начнем с главного – собственно кожи.

Натуральная кожа производится из шкур животных, рептилий и даже рыб и жаб.

Классифицируется по нескольким основным признакам:

  • по назначению
  • по виду исходного сырья
  • по виду дубления
  • по виду окраски
  • по использованному «слою» кожи
  • по виду покрытия
  • по виду отделки
  • по виду фактуры поверхности
  • по толщине
  • по цвету
  • по сорту
  • по артикулам

Каждый из этих признаков классифицируют еще по некоторым признакам. Не будем вдаваться в подробности.

Заинтересованные с легкостью найдут информацию в сети. Ну если будет интерес к этому вопросу, то я напишу отдельную статью.

Нас на первом этапе интересует следующая кожа:

- по назначению – галантерейная

- по виду исходного сырья – шкуры крупного рогатого скота (КРС) или шкуры коз и овец (МРС).

- по виду дубления – хромовое (самое распространенное дубление галантерейной кожи), растительное (аутентичное дубление растительными дубителями - дуб, ивовые, черника, чайное дерево, ревень, шалфей, виноград. Очень легко подается обработке, тиснению, формованию).

- по виду окраски – барабанного крашения (обычно подкладочная кожа и краст) и покрывного крашения (прошедшая покраску после барабанного крашения).

- по использованному «слою» кожи – разделяют на кожу из лицевого слоя и спилок (нижняя часть кожи срезанная по плоскости от основной шкуры). Нас сейчас интересует лицевая часть кожи.

- по виду покрытия – тут уже на вкус. Может быть полимерное (эмульсионное, латексное), нитроцеллюлозное, полиуритановое, белковое (казеиновое).

- по виду отделки – тоже на вкус. Отделка прозрачная (анилиновая), легкая (полуанилиновая), кроющая (пигментная), нубук (ворсовая или шлифованная) и восковая.

- по виду фактуры поверхности – гладкие кожи, тисненые кожи и кожи с рельефным рисунком. Я бы рекомендовал начинать с гладких кож.

- по толщине – на западе кожу измеряют на вес - унциями (OZ), у нас миллиметрами (мм) как сориентироваться в выборе толщины Вам поможет картинка.

- по цвету – черные, белые и цветные кожи.

- по сорту – смотрите таблицу.

- по артикулам – на основе вышеперечисленных признаков можно выделит большое количество артикулов. Наппа, Юфть, Флоттер, Крэйзи хорс, Пулл Ап и т.д. все это артикулы кожи и если честно у разных производителей артикул с одни и тем же названием может сильно различаться. Поэтому важно выбрать своего поставщика кожи.

Что посоветовать на первом этапе? Оптимальным выбором для ознакомления работы с кожей будет, конечно кожа растительного дубления. Но предупрежу сразу качественная кожа растительного дубления будет выше чем кожа хромового дубления.

То есть покупаем кожу растительного дубления, гладкую, крашенную (чтоб на первых порах не заморачиваться с крашением) в толщине в соответствие с таблицей.

Или просто растишка, может даже краст или некрашеная.

Если дороговато растишка, возьмите для начала хромку. Тот же Крэйзи Хорс может быть и растительного дубления и хромового.

Смотрите, чтобы кожа была, достаточно плотной (не разбитой), с ровной, не длинной бахтормой. Без пороков, равномерного прокраса. И один лайфхак:

Если берете кожу офлайн, проверяйте, чтобы она не красилась. Достаточно просто намочить светлый кусочек ткани (например носовой платок) провести по обратной стороне шкуры (по бахторме). Если следов не остается можете смело брать. И не слушайте продавца, который будет Вас уверять, что просто покроете финишным средством и краситься не будет. Это не так. Зачем вам тратить деньги на дополнительную химию, которая скорее всего не принесет желаемого результата.

Особенно это касается кожи Крэйзи Хорс. На ней чаще всего замечают, подобный изъян.

Где купить. Сейчас в крупных городах можно найти магазины торгующие кожей. Не можете найти? Обратитесь к местным сапожникам, они подскажут где покупают сами.

Ну и интернет в помощь. Очень много групп в ВК торгующие кожей. Мало того многие сейчас отрезают куски формата А4 и кратные, что вполне хватит начинающему опробовать свои силы. Толко читайте отзывы о продавцах.

Ну что, кожу выбрали. В следующей статье я расскажу какие материалы нам понадобятся еще. Это будут нитки, клеи и химия для обработки кожи.

Ставим лайки, и не забываем подписаться, чтоб не пропустить самое интересное!

Вам неоднократно приходилось встречать у нас выражение «кожа растительного дубления», когда мы рассказываем о качественном натуральном материале. Именно из такой кожи изготавливают эксклюзивные вещи, украшенные тиснением и резьбой. Процесс дубления в кожевенном деле чрезвычайно важен, ведь от него зависит, какие свойства приобретёт выделанная кожа, и для чего она впоследствии будет использоваться.

Виды дубления кожи, фото № 1

Что такое дубление

Натуральная кожа, уж простите за излишне живописные подробности, это снятая с животного шкура, обработанная специальными дубильными составами. После дубления кожа становится более прочной и износостойкой, но при этом сохраняет эластичность, необходимую для её использования в различных целях.

Виды дубления кожи, фото № 2

Без специальной обработки кожа через какое-то время, как и любой другой продукт животного происхождения, начинает гнить. Чтобы замедлить процесс разложения и довезти сырьё до кожевенного завода, свежеснятые шкуры обильно посыпают солью. На предприятии шкуры промывают, очищают от шерсти и погружают в дубильный раствор, чтобы заполнить поры дубильными веществами, предотвращающими размножение гнилостных бактерий.

Виды дубления кожи, фото № 3

Обработка происходит в специальном барабане, который вращают, чтобы кожа пропитывалась дубителем равномерно по всему объёму. Немаловажным условием является соблюдение температурного режима, ведь от него зависит, насколько активно протекает диффузия дубителя в структуру кожи без повреждения органических молекул сырья. Правильное дубление с соблюдением всех тонкостей технологии – залог высокого качества готовой кожи.

Виды дубления кожи, фото № 4

Разновидности дубления кожи

В древности для обработки кожи использовались исключительно природные средства. Наиболее распространённым способом было вымачивание в настое коры дуба, от которого, собственно говоря, процесс дубления и получил своё название. Для некоторых видов кожи (шагрени, сафьяна) в качестве основного дубильного раствора выступал настой ивовой коры. С развитием промышленной химии для дубления стали использовать минеральные и органические вещества, а также комбинированные методы, сочетающие применение минералов и органики. Сегодня в кожевенном производстве используются следующие виды дубления:

  • хромовое, с использованием соединений хрома, придающих бахтарме зеленоватый оттенок, в результате чего кожа становится прочной, но легко пропитывается водой;
  • алюминиевое, с применением алюминиевых квасцов для обработки козьих и овечьих шкур, чтобы получить лайку;
  • циркониевое, в результате которого получается очень прочная кожа белого цвета;
  • титановое, применяемое обычно в качестве одного из этапов комбинированных методов дубления;
  • жировое, когда кожа обрабатывается китовым или рыбьим жиром для выделки замши;
  • танидное, для которого используются натуральные и синтетические таниды;
  • синтанное, используемое как часть технологии в комбинации с хромовым или циркониевым дублением для ускорения процесса;
  • альдегидное, с применением глутарового альдегида, чтобы получить прочную кожу, которая не портится от контакта с водой, потом и другими веществами;
  • растительное, с использованием экстрактов из коры дуба, ивы, мимозы, ореха либо лиственницы, в результате чего получается очень красивая, эластичная и износостойкая кожа.

Несмотря на разнообразие современных дубильных веществ, растительное дубление остаётся востребованным и актуальным для изготовления эксклюзивных изделий из тиснёной и гравированной кожи. Материал, обработанный экстрактом коры, приобретает благородный рыжевато-коричневый цвет. Изменяя концентрацию дубильного раствора и используя разные сорта коры, кожевенники получают кожу разных оттенков.

Виды дубления кожи, фото № 5

Процесс занимает гораздо больше времени, чем, к примеру, хромовое дубление. Полный цикл выделки кож по старинной технологии длится примерно год, поэтому стоимость материала весьма высока. Впрочем, возможность изготовления уникальных по своей эстетике и экологичности изделий полностью оправдывает трудоёмкость и длительность растительного дубления.

Когда я начала работать с кожей, то совсем ничего в ней не понимала. В интернете информации пруд пруди, но вся она неоднозначная. И продавцы кожи и некоторые мастера сами часто путаются в сортах/названиях/разновидностях. В этой краткой статье изложено то, что я собрала и поняла про кожу растительного дубления.

Полученное при первичной обработке шкур голье непригодно для изготовления кожгалантереи. При намокании оно сильно набухает, а высыхая становится жестким, рогообразным и ломким. Кроме того, голье не устойчиво к действию бактерий и ферментов. Чтобы избавиться от этих явлений голье дубят.

Кожа растительного дубления, фото № 1

(картина, изображающая процесс выделки шкур)

Растительное дубление — это одно из самых древних видов дубления. Оно основано на применении в качестве дубителей компонентов растительного происхождения (танидов или танинов), содержащихся в коре, древесине и листьях дуба, ивы, лиственницы, ореха, мимозы и других растений. В процессе дубления подготовленная шкура (голье) поочередно помещается в танинный отвар различной крепости. Растительное дубление может занимать до нескольких месяцев, но с появлением концентрированных дубильных экстрактов и вытяжек, процесс значительно ускорился.

Кожа растительного дубления, фото № 2

(Кора разных виды ив — один из распространенных дубителей)

*минутка химии * Танины (таниды) — фенольные соединения, содержащие большое количество гидроксильных групп. Эти группы обладают способностью образовывать прочные связи с амино- и пептидными группами коллагена с образованием мостичных связей различных типов. В результате видоизменяется коллоидное состояние белков кожи, они затвердевают, хуже набухают, меньше деформируются, повышается их прочность при растяжении. Выдубленная кожа в результате получает большую термическую, химическую и микробиологическую стойкость, меньшую влагоемкость и вообще приобретает большую прочность.
Главной особенностью «растишки» является ее способность впитывать и удерживать влагу. При этом она становится пластичной, способна растягиваться и формоваться, воспринимать и удерживать оттиски как раз за счет особой структуры ее волокон, поэтому ее используют для карвинга и тиснения. Очень часто кожу растительного дубления делают неокрашенной, она имеет бежевый цвет различных оттенков (в зависимости от используемых танинов), а на солнце может загорать, приобретая рыже-коричневый цвет. Следует помнить, что несмотря на то, что при тиснении и формовании кожу увлажняют, при длительном контакте с водой кожа растительного дубления может прийти в негодность.

Кожа растительного дубления, фото № 3

(неокрашенная кожа растительного дубления имеет бежевый цвет различных оттенков)

*о производителях от автора * В одной статье мне попалась информация, что в России растительное дубление в чистом виде не применяется, а под его видом выдают комбинированное химическо-танидное дубление, когда голье сперва обрабатывают химическими соединениями, а потом додубливают танинами. Тем не менее, довольно широкое распространение получила рыбинская растишка (Рыбинский кожевенный завод), которую сам завод называет кожей безхромового дубления (конечно, технологических карт я не видела, но само это название предполагает возможное лукавство, т.к. помимо хрома можно дубить титановыми, циркониевыми и алюминиевыми соединениями). Ее вполне можно тиснить по мокрому, но, по возможности, при покупке лучше иметь возможность оценить визуально/на ощупь: те кожкуски, что мне попадались, органолептически нравились мне меньше, нежели, например, итальянские или бразильские.

Если вы хотите сделать полноценное художественное тиснение или карвинг, то оно получится только на КРД и именно на такой, не окрашенной. Набивку штампами (типа «Корзинка», например) или простые изображения можно делать и на некоторых кожах смешанного дубления и/или на крастах (кожи без лицевой отделки). Для этого надо попробовать увлажнить кусочек кожи и сделать на нем оттиск.

Читайте также: