Какой приказ регламентирует обработку пациента при педикулезе

Обновлено: 25.04.2024

1. Конституция РФ статья 41 «Право на охрану здоровья и медицинской помощи».

2. ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

3. Закон о медицинском страховании граждан РФ № 1499-1 от 22.06.2006г.

4. ФЗ №61 от 12.04.2010г. «Об обращении лекарственных средств».

5. ФЗ №77 от 18.06.2001г. (редакция от 18.07.2011г.) «О предупреждении распространения туберкулеза».

6. ФЗ №52 от 30.03.1999г. (в ред.от 25.11.2013г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

7. ФЗ РФ №157 от 17.09.1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

8. ФЗ №3 от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществ».

9. ФЗ РФ №38 от 30.03.1995г. «О предупреждении и распространении в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

10. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения".

11. Приказ Минздрава РСФСР от 02.08.1991 N 132 (с изм. от 05.04.1996) "О совершенствовании службы лучевой диагностики". Приложение N 9. Положение о враче-рентгенологе рентгеновского отделения (кабинета) отдела (отделения) лучевой диагностики.

13. Письмо Роспотребнадзора от 21.04.2010 N 01/6161-10-32 "О порядке допуска новых медицинских технологий к медицинскому применению" (вместе с Письмом Росздравнадзора от 23.03.2010 N 03-6315/10 "О порядке применения методов лучевой диагностики и терапии").

14. Приказ Минздрава РФ N 239, Госатомнадзора РФ N 66, Госкомэкологии РФ N 288 от 21.06.1999 "Об утверждении методических указаний" (вместе с "Порядком ведения радиационно - гигиенических паспортов организаций и территорий (методические указания)").

16. Приказ МЗ РФ №125 от 21.03.2014г. «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

17. Приказ МЗ РФ № 382н от 18.06.2013г. «О формах медицинской документации и статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических мед.осмотров».

19. Приказ МЗ и СР РФ №302н от 12.04.2011г. «Об утверждении перечней вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых производятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда».

20. Приказ МЗ и СР РФ №706н от 23.08.2010г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

21. Приказ МЗ и СР РФ №932н от 15.11.2012г. «Порядок оказания медицинской помощи больным туберкулезом».

22. Приказ МЗ РФ № 1006 от 03.12.2012г. «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

23. Приказ МЗ РФ №1011 от 06.12.2012г. «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра».

24. Приказ МЗ РФ № 1346 от 21.12.2012г. «Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров».

25. Приказ МЗ РФ № 342 от 26.01.98г. «Об усилении и совершенствовании мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулёза».

26. Приказ № 170 от 18.08.94г. «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в РФ».

27. Приказ МЗ РФ № 36 от 03.02.97г. «О совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии».

28. Приказ № 83 от 16.08.2004г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, и медицинских регламентах допуска к работе по профессии».

29. Приказ МЗ РФ №408 от 12.07.1989г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом».

30. Приказ МЗ РФ №475 от 16.08.1989г. «О мерах профилактики острых кишечных инфекций».

31. Приказ № 02-08/10-1977П от 21.08.2000г. «Ориентировочные сроки ВН при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (в соответствии с МКБ-10)».

32. Приказ МЗ РФ от 23.04.2013г. № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

33. Методические указания. Организация дифференцированного флюорографического обследования населения с целью выявления заболеваний органов грудной полости, утв. Минздравмедпромом РФ, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 22 февраля 1996 года N 95/42.

34. СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

35. СанПин 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

36. ОСТ 42-21-85 Отраслевой стандарт, обязательный для выполнения во всех ЛПУ «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения, методы, средства, режимы».

37. СанПин 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» утв. 11.01.2011г.

39. СанПин 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

40. СанПин 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза».

41. СанПин 3.1.2.3109-13 «Профилактика дифтерии».

43. СанПин 3.1.2.3117-13«Профилактика гриппа и др.острых респираторных вирусных инфекций».

44. СанПин 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза».

45. СанПин 3.1.2.2951-11 «Профилактика полиомиелита».

46. СанПин 3.1.2952-11 «Профилактика кори, краснухи эпидемического паротита».

47. СанПин 3.1.7.2836-11 «Профилактика сальмонеллеза». Изменения и дополнения № 1 к СанПин 3.1.7.2616-10.

48. СанПин 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза».

49. СанПин 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

50. СанПин 3.1.7.2615-10 «Профилактика иерсиниоза».

51. СанПин 3.3.2.1248 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов».

52. СанПин 3.1.3112 от 2013г. «Профилактика вирусного гепатита С».

53. СанПин 3.1.2825 от 2010г. «Профилактика гепатита А».

54. СанПин 3.1.1.2341 от 2008г. «Профилактика вирусного гепатита В».

Начинается холодный период года. Как правило, на 2 и 3 четверть учебного года приходится рост заболеваемости головным педикулезом среди школьников. Способствует этому обмен учащимися шапочками или их хранение (не в пакете, а на вешалке в гардеробе), пользование одной расческой, селфи-фотографии. Заражение возможно не только в классах, но и в общих раздевалках спортзалов, бассейнов, танцевальных студий, если вещи находятся не в индивидуальных шкафчиках, а на общей вешалке.

К негативной особенности последних лет относится приобретение устойчивости вшей к препаратам, которые были эффективны еще недавно. Это значит, надо менять тактику лечения!

Эпидемиологическое обследование групповой заболеваемости в одной из школ, где недавно было выявлено 6 больных педикулезом, показало, что причинами вспышки явились нерегулярные осмотры на педикулез школьным медиком, а также не проведение в школе месячника по борьбе с педикулезом и чесоткой в этой школе в сентябре. В результате в начале сентября произошел занос педикулеза из домашних очагов и распространение заболеваемости.

Между тем купировать групповую заболеваемость педикулезом очень сложно, ведь теперь надо это делать и в семьях и в школе 30-40 дней (если не будет свежих случаев). А начинать мероприятия надо с общешкольного родительского собрания, где рассказать о мерах профилактики.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай разработана специально лекция для родителей с презентацией слайдов, где доходчиво объясняются алгоритмы действия при регистрации единичных и массовых случаев педикулеза в организованных коллективах, рекомендуются меры оздоровления домашних и школьных очагов.

Медицинским работникам школ

Делать осмотр на педикулез надо правильно: с лупой и мелким гребнем! Школьный медик этими предметами должен быть вооружен согласно Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", где в пункте 11.5. написано: «С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70° раствором спирта».


Правильный осмотр на педикулез – с лупой и гребнем

Родителям

Если в школе выявлен педикулез, работать на профилактику заболевания придется во всех семьях! В течение 30-40 дней нужно осматривать не только своего школьника, но и всех членов семьи, даже если медицинским работником у Вашего чада педикулез не выявлен: в начале заболевания, когда вшей мало, их можно не увидеть.

Кстати, простой способ обнаружить вшей у себя и домочадцев: прочесать волосы мелким гребнем над ванной. Или над столом, где расстелено белое полотенце (простынь). На белом фоне вычесанные паразиты видны хорошо.

Помните, что вошь откладывает свои яйца на самых теплых участках головы – у основания шеи, за ушками, в пучке под резинкой «конского хвостика», на той стороне головы, на которой любит спать ваш ребенок.

Если у ребенка обнаружены вши, то необходимо лечить ВСЮ семью. Отправляемся за препаратами в ближайшую аптеку, где можно купить «Бензилбензоат» и «ФулМаркс» (сейчас эффективны именно эти препараты). Средство наносят в достаточном количестве (поверхность должна выглядеть «густо покрытой кремом») на волосы и кожу (можно втирать в корни волос), оставляют на 10–40 мин, в зависимости от лекарственной формы и инструкции. Голову нужно покрыть косынкой, полиэтиленом. Затем тщательно смывают теплой проточной водой с обычным шампунем.

После этой процедуры нужно прополоскать волосы 5% р-ром уксуса и выдержать 30 минут. Снова вымыть голову шампунем, хорошо прополоскать волосы в проточной воде, а затем гребнем вычесать гниды и мертвых вшей . Всем совет – обзаводитесь специальным частым гребнем (в упаковке «ФулМаркс» гребень есть ). Только вычесывание и личное рукопашное истребление даст результат. При необходимости эту процедуру повторяют через 7 дней. Проявите особое усердие в борьбе с гнидами: одна упущенная – и всё пошло по новой! Кто гнид будет давить, помните: при раздавливании живой гниды ногтями она щёлкает.

Однако никакое лечение не поможет, никакое ручное вычесывание, если мы не проведем полной санации всего, с чем мог соприкасаться пораженный педикулезом ребенок! Поэтому, стираем в горячей воде всю одежду, постельное бельё (то, что нельзя постирать – немедленно в пластиковый мешок и в морозильник, а в зимнее время – на балкон или веранду на 3-4 часа). Моются-стерилизуются все расчески, заколки, щетки, сменяются все головные уборы (или вымораживаются и проглаживаются изнутри), ворсистая мебель проглаживается горячим утюгом, ковры тщательно пылесосятся. Причем, проводите это одномоментно с лечением волос, иначе ни то, и другое не даст результата. И еще – домашние животные не переносят педикулез. У них свои собственные блохи.

Директорам школ и учителям

Вы находитесь в группе профессионального риска заражения педикулезом и больше всех заинтересованы в благополучии школы. Детей со вшами в школе быть не должно! Ответственность за организацию и проведение противопедикулезных мероприятий в организованных коллективах несет медицинский персонал и администрация учреждения. В пункте 4.5. СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" написано: «Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций».

При выявлении медицинскими работниками, педагогами педикулеза у ребенка проводится информирование родителей с рекомендациями по обработке ребенка от педикулеза. Допуск детей в детское дошкольное учреждение или школу осуществляется только после санации от вшей и, главное, от гнид.

Осмотры на педикулез проводит медицинский персонал и ответственные лица (педагоги, воспитатели) ежеквартально в школе и ежемесячно в детском дошкольном коллективе. Однако если в школе (детском саду) выявлены случаи педикулеза, кратность осмотров возрастает (до 1 раза в 7-10 дней).

Прием в коллектив после обработки происходит только при наличии справки о санации ребенка от вшей. Дерматологи дают ее лишь в том случае, если гнид нет вообще, что некоторых родителей возмущает. «Это – перхоть! И лечить ребенка не буду! И за справкой не пойду! Завтра он придет в школу – и попробуйте его не принять!» - возмущалась недавно одна из родительниц. При таком отношении к проблеме педикулез не истребить, ведь если ваш ребенок не пролечится радикально – он может заразить и других детей в классе или группе.


(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173


Эл. почта:

от 22 августа 2014 года N 50

(с изменениями на 29 декабря 2015 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 сентября 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Срок действия соответствующего пункта в указанном Перечне - до 1 сентября 2021 года.

Дополнительно см. ярлык "Примечания".

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007 N 1 (ч.1), ст.21, ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40 ст.4969; 2011, N 1, ст.6; N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст.3069; N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст.6165; 2014, N 26 (ч.1), ст.3366, ст.3377 и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" (приложение).

в Министерстве юстиции

12 ноября 2014 года,

регистрационный N 34659

Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 3.2.3215-14

(с изменениями на 29 декабря 2015 года)

В настоящих Санитарно-эпидемиологических правилх и нормативах учтены:

I. Область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний.

1.3. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Общие положения

2.1. В целях предупреждения возникновения и распространения паразитарных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению производственного контроля, по проведению медицинских осмотров, гигиеническому воспитанию и обучению населения.

2.2. Санитарная охрана территории Российской Федерации по предупреждению завоза паразитарных болезней из других стран осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

3.1. Мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - эпидемиологический надзор) за паразитарными болезнями включают непрерывное наблюдение должностными лицами уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за эпидемическим процессом с целью оценки ситуации в популяции людей и в объектах окружающей среды, разработку и корректировку санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих предупреждение возникновения, распространения паразитарных болезней среди населения и формирование эпидемических очагов с групповой заболеваемостью.

3.2. Мероприятия эпидемиологического надзора за паразитарными болезнями включают:

- постоянную оценку масштабов, характера распространенности и социально-экономической значимости паразитарных болезней;

- выявление тенденций эпидемического процесса;

- выявление регионов, областей, населенных пунктов с высоким уровнем заболеваемости и риском заражения;

- выявление причин и условий, определяющих уровень и структуру заболеваемости паразитарными болезнями на территории; контроль и обоснованную оценку масштабов их распространенности;

- оценку качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- планирование последовательности мероприятий и сроков их реализации;

- разработку прогнозов эпидемиологической ситуации.

3.3. Основным инструментом эпидемиологического надзора является эпидемиологическая диагностика.

Эпидемиологическая диагностика осуществляется помощью ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости.

3.4. Многолетний ретроспективный эпидемиологический анализ проводится не менее чем за последние 5 лет и предусматривает:

- анализ многолетней динамики заболеваемости (пораженности);

- анализ заболеваемости по территориям;

- анализ заболеваемости по возрастным группам, полу, контингентам населения;

- анализ эпидемических очагов паразитарных болезней по конкретным нозологическим формам;

- анализ по факторам риска с учетом источников и факторов передачи паразитоза;

- анализ лабораторной диагностики паразитозов;

- выводы и предложения по разработке профилактических мероприятий.

Ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости паразитозами должен проводиться ежегодно.

3.5. Оперативный эпидемиологический анализ проводится в условии эпидемического подъема заболеваемости или регистрации эпидемических очагов групповой заболеваемости. Эпидемиологический анализ включает постоянное наблюдение за динамикой заболеваемости с учетом определенного этиологического агента, оценку санитарно-эпидемиологической ситуации, формулирование предварительного и окончательного эпидемиологического диагноза с установлением причин и условий подъема заболеваемости или формирования эпидемического очага.

3.6. По эпидемическим показаниям (внепланово) должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, принимается решение о кратности и объеме лабораторных исследований почвы, сточных вод и их осадков, вод поверхностных водоёмов, которые используются для целей рекреации и в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, вод плавательных бассейнов, питьевой воды на различных этапах водоподготовки.

IV. Выявление, регистрация и учет паразитарных болезней

4.1. Выявление больных и лиц с подозрением на паразитозы осуществляется медицинскими организациями при всех видах оказания медицинской помощи.

Обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат: дети, посещающие детские дошкольные образовательные организации; персонал детских дошкольных образовательных организаций; школьники младших классов, дети, подростки, декретированные и приравненные к ним группы населения при диспансеризации и профилактических осмотрах; дети, подростки по эпидемическим показаниям; дети и подростки, оформляющиеся в детские дошкольные и другие образовательные организации, приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в оздоровительные организации, в детские отделения больниц; дети всех возрастов детских организаций закрытого типа и круглогодичного пребывания, больные детских и взрослых поликлиник и больниц, лица, общавшиеся с больными.

4.2. Отбор биологических проб для исследования на паразитозы проводится медицинскими работниками медицинских организаций, образовательных и иных организаций.

4.3. Доставка биологического материала в лабораторию производится в герметичных контейнерах, обеспечивающих его сохранность и безопасность транспортировки.

4.4. Лабораторные исследования на выявление возбудителей паразитозов осуществляют организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на выполнение работ с микроорганизмами III-IV групп патогенности.

4.5. Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций.

4.6. В целях ежегодного планового обследования детей на паразитозы руководителями образовательных организаций совместно с медицинскими организациями (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) разрабатывается график отбора и доставки проб биологического материала на исследование.

4.7. О каждом случае паразитозов медицинские работники медицинских организаций (государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения) в течение 12 часов направляют экстренное извещение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.8. При выявлении лиц, пораженных паразитозами, должностными лицами уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится эпидемиологическое расследование с заполнением карты эпидемиологического расследования случая паразитарного заболевания.

4.9. В случае изменения или уточнения диагноза медицинские работники медицинских организаций сообщают по телефону, а затем в течение 12 часов направляют экстренное извещение в письменной форме об изменении или уточнении диагноза в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4.10. Каждый случай паразитарных заболеваний подлежит регистрации и учету в журнале учета инфекционных заболеваний по месту их выявления.

4.11. Инвазированные подлежат лечению в амбулаторных или стационарных условиях на основании их информированного добровольного согласия и с учетом права на отказ от медицинского вмешательства.

4.12. В целях активного выявления и предупреждения распространения паразитарных болезней проводятся плановые профилактические обследования должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - декретированные группы населения).

4.13. При угрозе возникновения и распространения паразитарных заболеваний должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдают гражданам и юридическим лицам предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе в рамках лабораторного обследования и медицинского наблюдения и выполнения работ по дезинфекции, дезинвазии, дезинсекции и дератизации.

4.14. Организация и проведение плановых и по эпидемическим показаниям обследований декретированных групп населения на наличие паразитарных болезней обеспечивается руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями по месту их работу.

4.15. Все выявленные инвазированные лица обеспечиваются диспансерным наблюдением в соответствующих медицинских организациях.

4.16. На каждого инвазированного заполняется форма диспансерного наблюдения.

4.17. Снятие с диспансерного учёта осуществляется после проведения лечения и получения отрицательных результатов лабораторного исследования биологического материала.

4.18. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность регистрации и учета случаев паразитозов, а также оперативное и полное информирование о них несет руководитель медицинской организации по месту выявления больного.

V. Требования к мероприятиям по профилактике отдельных групп паразитарных болезней

5. Мероприятия по профилактике малярии.

5.1. Сбор и анализ данных о местных или завозных случаях малярии осуществляется медицинскими организациями и органами, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор.

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по педикулезу и эффективность проводимых организационных и профилактических мероприятий, установила, что педикулез остается одним из самых распространенных из паразитарных заболеваний.

На протяжении последних десяти лет на территории Российской Федерации отмечаются высокие уровни пораженности населения педикулезом, которые не имеют тенденции к снижению.

Ежегодно в Российской Федерации регистрируются до 300 тысяч случаев педикулеза, из которых более 75% выявляется в санитарных пропускниках, 15% - при госпитализации больных в медицинские организации, 7% - в общеобразовательных организациях, 1% - в дошкольных организациях, 2% - в детских домах, домах инвалидов.

В Российской Федерации пораженность головным педикулезом среди учащихся общеобразовательных организаций в среднем по стране составила 0,1%, среди воспитанников дошкольных организаций - 0,03%, среди отдыхающих в оздоровительных учреждениях - 0,1%, среди проживающих в детских домах- 0,08%, в домах инвалидов - 0,01%.

Амурской (49,7%), Архангельской (11,6%), Волгоградской (34,5%), Курской (22,7%), Магаданской (27,3%), Московской (13,2%), Вологодской (6,6%), Курганской (4,4%), Нижегородской (15,5%), Новгородской (34,1%), Ростовской (2,6%) областях, Карачаево-Черкесской Республике (499,7%), республиках Адыгея (13,8%), Татарстан (8,1%), Бурятия (36,4%), Хакасия (5,0%), Саха (Якутия) (92,8%), Ингушетия (5,8%), Камчатском крае (55,9%), Чукотском автономном округе (15,4%), городах Москве (11,6%) и Санкт-Петербурге (3,9%). На долю городских жителей пришлось 94% (241294 случая) заболеваний.

В 2014 году отмечен рост заболеваемости педикулезом и среди детского населения на 2,7%. Всего заболело 56115 детей до 17 лет (показатель 203,6 на 100 тысяч населения).

Наиболее высокие уровни заболеваемости педикулезом имеют место в городах Москва (1616,1 на 100 тысяч населения) и Санкт- Петербург (248,2 на 100 тысяч населения), что связано прежде всего с наличием большого числа мигрантов, лиц без определенного места жительства среди которых отмечается высокий уровень пораженности педикулезом, в том числе платяным.

Ежегодно в Российской Федерации подвергаются осмотру свыше 500 тысяч лиц без определенного места жительства, при этом выявляется более 7 тысяч человек зараженных головными вшами и более 170 тысяч платяными.

Вместе с тем, в 2014 году не проводились осмотры на педикулез лиц без определенного места жительства в 28 субъектах Российской Федерации: в Забайкальском, Камчатском краях, Ханты-Мансийском, Ненецком, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, республиках Алтай, Дагестан, Калмыкия, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской, Удмуртской, Еврейской автономной области, Брянской, Белгородской, Воронежской, Костромской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ульяновской областях.

В связи с высоким уровнем пораженности платяным педикулезом лиц без определенного места жительства в Российской Федерации сохраняются реальные предпосылки для ухудшения эпидемиологической обстановки по заболеваемости эпидемическим сыпным тифом, случаи которого не регистрировались с 1998 года.

Несмотря на отсутствие регистрации случаев заболевания эпидемическим сыпным тифом, регистрировались случаи болезни Брилля (рецидивной формы эпидемического сыпного тифа) в Тульской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Нижегородской, Воронежской областях, Хабаровском крае и городе Москве.

По данным Росстата в регионах функционирует 5841 санитарный пропускник, в том числе 85% (4993) - в лечебно-профилактических организациях и 13% (697) - в других организациях.

Несмотря на повсеместную проблему педикулеза среди лиц без определенного места жительства, вопрос о финансировании обработки вышеуказанного контингента за счет средств бюджетов бюджетной системы решен только в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе городах Москве и Санкт-Петербурге.

В субъектах Российской Федерации медленно решаются вопросы обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций, оснащенность которыми составляет 82%. Только в 4 субъектах Российской Федерации: Еврейской автономной области, Республике Алтай, Липецкой и Сахалинской областях все медицинские организации оснащены дезкамерными блоками.

В 31 субъекте Российской Федерации показатель обеспечения дезкамерными блоками медицинских организаций ниже среднероссийского: Забайкальском (62%), Камчатском (72%), Приморском (77%), Ставропольском (70%), Хабаровском краях (69%), Ненецком (30%), Ямало-Ненецком (55%), Ханты-Мансийском (76%), Чукотском автономных округах (67%), Карачаево-Черкесской (48%), Чеченской республиках (40%), республиках Адыгея (77%), Дагестан (72%), Ингушетия (50%), Калмыкия (70%), Коми (77%), Тыва (52%), Саха (Якутия) (77%), Владимирской (77%), Волгоградской (72%), Воронежской (77%), Иркутской (74%), Костромской (79%), Курской (73%), Мурманской (70%), Пензенской (76%), Псковской (77%), Ростовской (72%), Свердловской областях (77%), городах Москве (69%) и Санкт-Петербурге (76%).

В 4 субъектах Российской Федерации: республиках Дагестан, Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Чукотском автономном округе более 30% дезкамерных блоков медицинских организаций непригодны к работе.

В медицинских организациях выявлены нарушения: при обращении в медицинские организации не все пациенты осматриваются на педикулез, осуществляется допуск детей после перенесенного педикулеза в детские организации без контрольного осмотра, несвоевременно передаются экстренные извещения, не организован полный учет длительно лихорадящих больных и их обследование на сыпной тиф, отмечаются нарушения режима работы дезинфекционных камер при проведении обработок в очагах педикулеза.

Таким образом, на территории Российской Федерации сохраняются реальные предпосылки ухудшения эпидемической обстановки по сыпному тифу, что обусловлено высоким уровнем пораженности населения педикулезом, в том числе платяным, и недостаточной эффективностью проводимых профилактических мероприятий.

1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:

1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии вопрос об усилении мер по профилактике сыпного тифа и эффективности проводимых мероприятий по предупреждению педикулеза.

1.2. Предусмотреть выделение финансовых средств на реализацию комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике сыпного тифа и педикулеза, в том числе на оборудование дезинфекционными камерами санитарных пропускников, предназначенных для санитарной обработки лиц без определенного места жительства.

1.3. Рассмотреть вопрос об организации санитарной обработки лиц, занимающихся бродяжничеством, с проведением камерной дезинфекции вещей.

2. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать:

2.1. Обеспечить медицинские организации иммунобиологическими препаратами для диагностики сыпного тифа в целях проведения обязательного лабораторного обследования на сыпной тиф больных, с повышенной температурой пять и более дней, лиц, обратившихся за медицинской помощью, пораженных платяным и смешанным педикулезом.

2.2. Организовать своевременное и эффективное проведение плановых осмотров на педикулез населения в учреждениях социального обеспечения, детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, в оздоровительных организациях, а также перед заездом детей в оздоровительные организации и при формировании организованных групп детей для оздоровления за пределами субъекта.

2.3. Обеспечить качественное проведение осмотра на педикулез в медицинских организациях, акцентируя внимание на проведение осмотров в амбулаторно-поликлинической сети.

2.4. Обеспечить санитарные пропускники средствами для дезинсекции помещений и противопедикулезными средствами, проведение санитарной обработки лиц, пораженных педикулезом с камерной обработкой нательного белья.

2.5. Обеспечить своевременную передачу заявок специализированным организациям на проведение мероприятий по заключительной дезинфекции в очагах платяного педикулеза, группового (5 и более случаев) головного педикулеза в организованных коллективах, сыпного тифа, болезни Брилля. В домашних очагах (благоустроенных квартирах, домах) головного педикулеза возможно проведение дезинсекционных мероприятий силами самих граждан с использованием разрешенных в быту педикулицидных средств, с обязательным инструктажем и последующим контролем со стороны медицинской организации.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту:

3.1. Обеспечить контроль:

3.1.1. За реализацией мероприятий по предупреждению педикулеза в соответствии с требованиями санитарных правил 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации".

3.1.2. За организацией и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий по сыпному тифу и педикулезу в лечебно-профилактических, детских общеобразовательных организациях, а также перед отправкой детей в детские оздоровительные организации.

3.1.3. За своевременностью и эффективностью плановых осмотров на педикулез в организованных коллективах.

3.1.4. За оснащенностью дезинфекционным оборудованием, обеспеченностью средствами для дезинсекции и педикулицидами лечебно-профилактических организаций, приемников-распределителей, учреждений социального обеспечения.

3.1.5. За дезинфекционными мероприятиями в очагах педикулеза.

3.2. Обеспечить своевременное проведение эпидемиологического расследования каждого случая выявления платяного или группового головного педикулеза (5 и более случаев) в организованных коллективах.

3.3. Представлять в Роспотребнадзор карты эпидемиологического расследования на каждый случай сыпного тифа и болезни Брилля.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

4.1. Провести анализ эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в субъектах Российской Федерации по предупреждению эпидемического сыпного тифа и педикулеза.

4.3. Организовать подготовку медицинских работников лечебно-профилактических организаций по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения, профилактики сыпного тифа, болезни Брилля.

4.4. Принять меры по активизации разъяснительной работы с населением о профилактике педикулеза с использованием средств массовой информации.

5. Директору ФБУН "Научно-исследовательский институт дезинфектологии" Роспотребнадзора (Н.В. Шестопалову) осуществлять консультативную, методическую помощь по вопросам борьбы с педикулезом.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека И.В. Брагину.

Регистрационный N 39589

Проанализирована эпидемиологическая ситуация по педикулезу.

Он остается одним из самых распространенных паразитарных заболеваний. Ежегодно в России регистрируются до 300 тыс. случаев педикулеза. Из них более 75% выявляется в санитарных пропускниках, 15% - при госпитализации больных в медучреждения, 7% - в школах, 1% - в детсадах, 2% - в детских домах, домах инвалидов.

Сохраняются реальные предпосылки ухудшения эпидемической обстановки по сыпному тифу. Это обусловлено высоким уровнем пораженности населения педикулезом, в том числе платяным, и недостаточной эффективностью проводимых профилактических мероприятий.

Даны соответствующие рекомендации и поручения.

В частности, руководители управлений Роспотребнадзора должны обеспечить контроль за своевременностью и эффективностью плановых осмотров на педикулез в организованных коллективах. В Службу необходимо направлять карты эпидемиологического расследования на каждый случай сыпного тифа и болезни Брилля.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2015 г. N 60 "Об усилении мероприятий, направленных на профилактику эпидемического сыпного тифа и педикулеза в Российской Федерации"

Регистрационный N 39589

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Современный человек, у которого есть все условия для комфортного проживания и который располагает массой средств для соблюдения личной гигиены, казалось бы, не должен сталкиваться с таким явлением как педикулез. Но, как ни странно, и в наше время педикулез нередко выявляется, чаще у детей и подростков, вне зависимости от их социального положения в обществе.

Педикулез – распространенное паразитарное заболевание человека, которое вызывают кровососущие насекомые – вши. На человеке могут паразитировать головная, платяная и лобковая вошь, в связи с чем, различают педикулёз головной, платяной и лобковый. Может также возникать смешанный педикулёз – при одновременной инфестации головной и платяной вши. Наиболее распространенным является головной педикулез.

Заразиться вшами можно только при тесном контакте с человеком, больным педикулёзом. Чаще всего это происходит в местах массового скопления людей, а также при использовании общих предметов - расчёсок, головных уборов, одежды, постельных принадлежностей и т.д.

В Курской области статистика регистрируемого педикулеза неуклонно снижается, тем не менее специалисты диагностируют до 700 случаев заражения ежегодно.

Мероприятия, проводимые в детских учреждениях, должны быть направлены на создание санитарно-гигиенических условий, предупреждающих занос и распространение педикулеза. Ответственность за организацию и проведение противопедикулезных мероприятий в организованных коллективах несет администрация учреждения. Осмотры на педикулез проводит медицинский персонал.

В организованный детский коллектив запрещается принимать детей, пораженных педикулезом (вши, гниды). При выявлении медицинскими работниками, педагогами или воспитателями пораженного педикулезом ребенка проводится информирование родителей с рекомендациями по обработке ребенка от педикулеза. Допуск детей в детское дошкольное учреждение или школу осуществляется только после санации от вшей и, главное, от гнид. Родители обязаны своими силами провести обработку ребенка одним из противопедикулезных средств, которое можно приобрести в аптеке. Прочитав внимательно инструкцию, родители должны санировать ребенка, затем показать ребенка врачу, который выдаст справку о возможности посещения детского учреждения.

1. Мероприятия по профилактике педикулеза включает:

- плановые осмотры населения на педикулез;

- обеспечение организованных коллективов (дошкольные образовательные организации, детские дома, дома ребенка, стационарные организации отдыха и оздоровления детей) сменным постельным бельем, средствами личной гигиены, дезинфекционными и моющими средствами;

- оснащение дезинфекционным оборудованием и обеспечение дезинфекционными средствами медицинских организаций, приемников-распределителей, организаций систем социального обеспечения, следственных изоляторов, домов ночного пребывания, мест временного пребывания мигрантов, санитарных пропускников, бань, прачечных.

2. Осмотру на педикулез и чесотку подлежат:

- дети, посещающие дошкольные образовательные организации - ежемесячно;

- учащиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций - 4 раза в год;

- учащиеся школ-интернатов, дети, проживающие в детских домах, домах ребенка - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- дети, выезжающие на отдых в оздоровительные организации - до отъезда;

- дети, находящиеся в детской оздоровительной организации - еженедельно;

- больные, поступающие на стационарное лечение - при поступлении и далее 1 раз в 7 дней;

- лица, находящиеся в организациях системы социального обеспечения - 2 раза в месяц;

- амбулаторные больные - при обращении;

- работники организаций - при проведении диспансеризации и профилактических осмотров.

При выявлении педикулеза у лиц, поступивших в стационар, санитарная обработка проводится в приемном отделении. Вещи больных и специальная одежда персонала, проводившего обработку, помещается в клеенчатый мешок и направляется в дезинфекционную камеру для обеззараживания.

При поступлении детей в дошкольную образовательную организацию проводится осмотр на педикулез и чесотку.

При выявлении детей, пораженных педикулезом, они направляются для санации с отстранением от посещения дошкольной образовательной организации. Прием детей в дошкольные организации после санации допускаются при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза.

При обнаружении педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения организации. Они могут быть допущены в общеобразовательные организации только после завершения комплекса лечебно-профилактических мероприятий с подтверждающей справкой от врача.

За лицами, контактировавшими с больными педикулезом, устанавливается медицинское наблюдение сроком на 1 месяц с проведением осмотров 1 раз в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение", при выявлении головного педикулеза обработку следует проводить в соответствии с инструкцией по применению соответствующего педикулезного средства . В очаге головного педикулеза обработка мебели, стен, пола, а также одежды не требуется. Обработке подлежат маты в спортивных залах школ. При выявлении платяных вшей противопедикулезные мероприятия проводятся в очаге, а также в местах осмотра людей и их одежды, помещениях (пол, стулья, кушетки, дверные ручки и другие предметы), транспорте педикулицидными средствами на основе фентиона и малатиона. Для импрегнации тканей используют средства на основе фентиона или малатиона. Показателями эффективности противопедукулезных мероприятий является отсутствие вшей и гнид в сроки наступления необходимого эффекта в соответствии с инструкцией по применению средства.

Чаще всего к распространению педикулеза в организованных детских коллективах приводит нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил. Как правило, это несоблюдение сроков и некачественное проведение плановых профилактических осмотров на педикулез, нарушения санитарно-гигиенического режима в образовательных учреждениях, нарушение порядка информации (сокрытие данных) о выявленных случаях педикулеза медицинскими работниками и администрацией образовательных учреждений.

В преддверии нового учебного года Управление Роспотребнадзора по Курской области обращает внимание руководителей и медицинских работников образовательных организаций на необходимость своевременного выявления и санации очагов педикулеза.

Читайте также: