Какая кожа должна быть у ребенка которому один месяц

Обновлено: 26.04.2024


Все родители хотят, чтобы их ребенок был здоров и весел. Для этого надо всего лишь создать ему комфортные условия для жизни. А что это такое – комфортные условия? Прежде всего это любовь и внимание близких, потом – здоровое питание, и на третьем месте – правильная окружающая среда. О последней мы сегодня и поговорим, а точнее – расскажем про климат-контроль для новорожденного в его доме.

Терморегуляция младенцев

Почему вообще возникает вопрос про правильную окружающую среду? Дело в том, что терморегуляция у новорожденного еще несовершенна. А это значит, что малыш может легко перегреться или, наоборот, переохладиться. Как это выглядит в реальной жизни:

  • Если температура окружающей среды повышается, то организм ребенка не может полностью отдавать свое тепло и новорожденный перегревается.
  • Если же температура окружающей среды снижается, то малыш быстро начинает отдавать тепло, что может привести к переохлаждению.

Получается, что в доме, где находится ребенок, температура воздуха должна быть такой, чтобы он не мог как перегреться, так и замерзнуть. Это инстинктивно понимают и родители. Правда, чаще все-таки они боятся одного: что их крохе будет холодно. Ведь переохлаждение, сквозняки и холодный воздух для многих людей – синоним болезни. Поэтому-то и включаются обогреватели, закрываются окна, а на ребенка надевается несколько слоев одежды, а еще обязательно шапочка и теплые носочки. В результате малыш не только свежего воздуха не получает, но еще и перегревается. Из-за этого новрожденный чаще плачет, хуже спит, а еще у него начинается потница, появляются опрелости, пеленочный дерматит. Реже, но бывает и обратная ситуация. Прочитав про пользу холода, свежего воздуха и про то, что детей полезно держать без одежды, родители открывают форточки и максимально раздевают ребенка. Конечно, если за окном 25–30 градусов тепла и нет ветра, это оправданно: тут нужно не только форточку, но и окно открыть, плюс еще и одежду снять. Но в холодную погоду, пока новорожденный еще только адаптируется к окружающему миру и перепаду температур, такое «закаливание» ему совсем не нужно, он может не удерживать тепло и попросту замерзать.

Получается, что «ребенок дышит прохладным воздухом» и «ребенку прохладно» – это совершенно разные вещи.

Погода в доме

Так сколько же градусов тепла должно быть в доме, где живет малыш? Считается, что в первый месяц жизни температура воздуха может быть 22–24 °С, но потом она не должна быть выше 20–22 °С, ночью же кроха даже может спать при температуре 18–20 °С (для сна комфортнее прохлада). И конечно в комнате постоянно должен быть свежий воздух. Для этого надо часто ее проветривать, а если на улице тепло, то вообще держать окна открытыми (чтобы не бояться сквозняка, можно занавесить окно плотными шторами, воздух сквозь них пройдет, а вот сильного дуновения не будет). А что же с одеждой? Если температура в помещении 18 °С, то одетого в хлопчатобумажный костюмчик ребенка стоит даже накрыть одеялом или пледом. Когда температура воздуха выше 20 °С, то может быть достаточно просто боди или костюмчика. Если же в доме очень тепло или даже жарко, то ребенка лучше полностью раздеть.

Важен и еще один показатель микроклимата – влажность воздуха. Ее оптимальное значение 40–60%.

Уровень влажности в доме зависит от времени года, погоды, работы батарей и даже от состояния жилья. Например, зимой в ясную и морозную погоду, когда батареи работают на полную мощь, влажность в городской квартире может быть всего 20–25%. Тогда воздух становится очень сухим, он пересушивает кожу и слизистые носоглотки. У малыша закладывает нос, дыхание затрудняется, кроха становится более уязвимым для инфекции или аллергии. Может быть еще и такой вариант: если стены квартиры плохо гидроизолированы, квартира угловая, то после дождливой погоды в ней будет чувствоваться не то что повышенная влажность, а самая настоящая сырость. Скорее всего, в холодное время года в таком жилище при температуре воздуха ниже 20–22 °С будет очень некомфортно.

А как же установить в доме нужную температуру и влажность воздуха? Если в помещении работают батареи и есть регулятор переключения температуры, то снизить ее легко. К тому же чем меньше «жарит» батарея, тем выше влажность воздуха. Но если регулятора у батареи нет, да еще за окном стоит сухая погода, то влажность надо искусственно повышать. Народные средства – расставленные по квартире тазы с водой, разбрызгивание воды из пульверизатора, мокрые полотенца на батарее – малоэффективны. Лучше приобрести хороший увлажнитель воздуха и периодически им пользоваться. Другая ситуация: если квартира сырая или холодная и мощности батареи для ее отопления не хватает, придется подключить дополнительный обогреватель.

Важно: температура и влажность в комнате могут быть неравномерными. У батареи воздух гораздо жарче, но одновременно из окна может дуть холодом. Поэтому кроватку ребенка не надо ставить вблизи окна и батареи. И естественно, когда в доме работает увлажнитель или кондиционер, то струя воздуха (пара) не должна попадать на кроху.

На что еще надо обратить внимание? Разные дети реагируют на микроклимат дома по-своему. Есть малыши, которые быстро перегреваются и сильно потеют, даже если в комнате всего лишь 20–22 градуса тепла, спать они любят еще при более прохладной температуре. Но есть и такие дети, для которых 20–22 °С – вполне комфортная температура, и если она снизится, то ребенок может и замерзнуть. Часто, пока мама и папа только привыкают к новой жизни с малышом, им трудно разобраться, что нравится их сыну или дочке, а что – нет. Да и условия микроклимата не всегда так просто изменить (особенно при централизованном отоплении). На что же тогда ориентироваться? Смотрите не только на температуру и влажность воздуха, но еще и на состояние ребенка. Если ему жарко, то малыша надо раздеть, прохладно – стоить добавить еще один слой одежды. В общем, никаких экстремальных условий, придерживайтесь здравого смысла, и тогда ребенку в квартире будет комфортно.

Водные процедуры

Купая малыша, также надо следить за температурой воздуха и воды.

В первый раз температура воды должна быть 36,6–37 °С (как у тела человека).

Температура воздуха в ванной комнате должна быть немного повыше, чем обычная температура в доме, примерно 26–27 градусов тепла. Это нужно для того, чтобы малыш не слишком замерз на воздухе, когда его достанут из более теплой воды. Но и «парилку» в ванной создавать не стоит, для этого во время купания можно не закрывать в нее дверь.

Когда ребенок подрастет, он обязательно научится контролировать теплоотдачу своего тела. А до этого времени помогать в этом ему должны мама и папа. И как считают педиатры – родителям не надо бояться переохладить ребенка, гораздо хуже будет, если он перегреется. На это и стоит ориентироваться, создавая малышу климат в доме.

Замерз или перегрелся?

1. Если малыш замерз, его кожа бледнеет, появляется синева в области носогубного треугольника, кроха начинает активно двигаться (если он не спеленут) и плакать.

2. Прохладные ножки или ручки не признак замерзания – они всегда ниже температуры тела из-за особенностей кровообращения и нервной регуляции.

3. Если ребенок перегрелся, его кожа краснеет, становится влажной (потеет), горячей. Малыш может слишком сильно беспокоиться или наоборот стать вялым.

4. Чтобы определить правильно ли одет малыш надо потрогать тыльную поверхность шее. Если она сухая и теплая – все в порядке. Если влажная и горячая – ребенок перегревается. Ну а если она сухая и холодная – вероятно крохе прохладно.


Как только малыш родился, акушерка берет его на руки и сразу же начинает за ним ухаживать. И мелочей здесь нет. Представьте: ребенок рождается влажным, он только что находился в мамином организме, где температура была 36,6 °С, теперь он попадает в родблок, где температура воздуха примерно 24 °С. Это для нас с вами теплая и комфортная среда, а для малыша разница в эти 12 °С достаточно велика. Терморегуляция у маленьких детей еще несовершенна, они плохо удерживают тепло и быстро охлаждаются, а тут еще вдобавок влажная кожа и резкий перепад температуры. Поэтому первое, что делает акушерка, — это вытирает малыша теплой пеленкой и выкладывает его на живот маме. Здесь срабатывает несколько факторов: , телесный контакт с мамой поддержит температуру тела у ребенка, согреет его. , это укрепит психологическую связь между мамой и малышом. Ну и, , стерильный организм ребенка заселится новыми материнскими микроорганизмами, которые будут защищать его от условно патогенной или болезнетворной микрофлоры окружающей среды.

Следующий важный момент — новорожденному перерезают пуповину, малыша осматривает и ставит оценку по шкале Апгар. Эта шкала нужна для того, чтобы определить, каким детям требуется больше внимания. Согласно данной шкале, состояние здоровья каждого новорожденного оценивают по пяти показателям: это частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи младенца. Во время осмотра за каждый признак (частоту сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и цвет кожи) дают 0, 1 или 2 балла. Оценка в 2 балла в родильном зале считается высшей и означает, что признак выражен ярко, 1 балл — выражен слабо, 0 баллов — признак отсутствует. Оценивают ребенка по шкале Апгар на и на минутах жизни, поэтому оценки всегда две, например 8/9 баллов или 9/10 баллов. Максимальные 10 баллов в первую минуту жизни дети набирают редко, и обычно первая оценка всегда ниже, чем вторая. А вот вторая оценка как раз и может равняться 10 баллам. Состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов, считается хорошим, и им, как правило, требуется лишь обычный уход. Те, кто набрал от 4 до 6 баллов, находятся в удовлетворительном состоянии, и им могут оказаться нужны лишь некоторые реанимационные процедуры. Немедленное оказание помощи для спасения жизни необходимо тем, чей результат ниже 4. Оценка по шкале Апгар — независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), — это еще не диагноз. Это — сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку.

Далее продолжает осматривать новорожденного. Доктор смотрит, как сформирован малыш, нет ли у него аномалий развития или еще проблем. После этого новорожденного моют, измеряют, взвешивают, прикрепляют на ручки бирочку с фамилией мамы и временем рождения. Затем ребенка заворачивают в пеленку и прикладывают к маминой груди. Практически всегда в это время (в течение 10–20 минут после родов) малыш успокаивается и засыпает. Что будет дальше, зависит от устройства роддома. В одних роддомах следующие два часа мама с новорожденным находятся в родильном отделении, в других ребенка уносят в детское отделение. В любом случае, если есть возможность побыть вместе, надо попросить оставить малыша рядом с собой, если ребенок чувствует себя хорошо, это вполне возможно.

С мамой или в детском отделении

Сейчас практически везде можно находиться с ребенком как вместе, так и раздельно. Но опять же, все это зависит от устройства роддома. Если женщина лежит отдельно от малыша, то она будет забирать его на кормление. Ухаживать за ребенком, мыть, менять памперсы, переодевать его будут сестры детского отделения. Но надо понимать, что делают это по графику, одинаковому для всех детей в отделении, а не по индивидуальным потребностям ребенка.

Если ребенок лежит вместе с мамой, то его режим определяет уже она. Мама может кормить малыша по требованию, а не по часам, как при раздельном пребывании. А еще она меняет памперс или переодевает его тогда, когда это действительно нужно (ребенок пописал и памперс полный), а не по графику, одинаковому для всех. Получается, что между мамой и ребенком быстрее устанавливается связь, женщине легче понять, что нужно малышу, почему он плачет и что с ним делать. Если мама уже в роддоме научится мыть и переодевать ребенка, менять ему памперс, вернувшись домой, она гораздо легче адаптируется к новой жизни и новому распорядку дня. Второй важный плюс совместного пребывания — быстрее налаживается грудное вскармливание, а при кормлении по требованию быстрее придет молоко.

Некоторые женщины считают, что после родов им надо отдохнуть, побыть отдельно от ребенка, мол, за ним в детском отделении ухаживают, а я пока приду в себя и привыкну к своему новому состоянию. Да, если роды были сложными и мама перенесла их тяжело, то отдохнуть надо. Но так как роды — это физиологический процесс, то восстанавливается женщина очень быстро и даже после сложных родов уже на вторые сутки вполне может взять ребенка к себе в палату. Ведь судите сами — ничего особенного ей делать не придется: обед она не готовит (еду предоставляет роддом), посуду потом не моет, ничего не убирает и не стирает (даже чистую одежду роддом выдает ежедневно). Практически все новорожденные в первые дни после родов не плачут, а все время спят, и получается, что единственная забота мамы — несколько раз в день дать ребенку грудь и переодеть памперс. Так что времени отдохнуть у женщины будет достаточно, и почему же не использовать его для дела? И еще: те, кто отдавали ребенка в детское отделение, любят попенять потом, что там его докармливали смесью, хотя женщина и просила этого не делать. Но представьте себе ситуацию: ребенок заплакал, сестра его осмотрела — он помыт, переодет, то есть с ним все в порядке, а он, тем не менее, плачет. Что сделает мама — возьмет малыша на руки, покачает, успокоит. Но у сестры детского отделения рядом еще много детей, за ними тоже надо ухаживать. Какой здесь выход — или дать бутылочку со смесью или ждать когда от бесконечного плача ребенка «заведутся» и другие дети.

Первые осмотры, анализы, прививки

Пока новорожденный находится в роддоме, его каждый день будет осматривать . Доктор или будет приходить в палату к маме и малышу, или ребенка отнесут в детское отделение. Все манипуляции, назначения врач должен согласовывать с мамой, а про все результаты обследования обязательно рассказать. Но сам он не сможет угадать, что именно интересует женщину, поэтому врачи обычно говорят основное, например: «С ребенком все в порядке, он обследован, патологии не выявлено, вес набирает». Если вам нужен более развернутый ответ, сформулируйте свои вопросы заранее, еще раз скажем: врач не знает, что вас интересует — как ухаживать за пупком или почему у ребенка красное пятно на лице.

Если будет нужно, ребенка посмотрят и другие специалисты: окулист или невролог. Новорожденному обязательно определят группу крови и , а также возьмут анализ крови на тяжелые врожденные заболевания (так называемый скрининг). О том, что эти анализы проведены, обязательно укажут в детской части обменной карты (ее выдадут при выписке). Еще ребенку могут назначить дополнительные исследования: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи. Также при необходимости новорожденному сделают ультразвуковое исследование органов брюшной полости, головного мозга (нейросонографию), сердца ().

Что касается прививок — согласно национальному календарю вакцинации, первые прививки делают еще в роддоме. В первые сутки жизни — от гепатита В, на полные вторые сутки — от туберкулеза. Если родители не хотят делать прививки, то надо заранее сообщить об этом врачу и написать отказ от вакцинации.

При выписке из роддома маме выдадут две части обменной карты. В одной из них будет информация о родах, и ее надо будет отнести в женскую консультацию. Во второй части обменной карты будут данные о ребенке, скрининге, прививках и обследовании — ее отдают в детскую поликлинику. На следующий день после того, как мама и малыш вернуться из роддома домой, их навестит патронажная сестра поликлиники, а на следующий день — педиатр. И теперь наблюдать за новорожденным будут уже специалисты детской поликлиники.

  • Оценка по шкале Апгар — независимо от того, какой она будет (низкой или высокой), — это еще не диагноз. Это — сигнал для врача о том, какие мероприятия сейчас нужны или, наоборот, не нужны ребенку
  • Если женщина лежит отдельно от малыша, то она будет забирать его на кормление. Ухаживать за ребенком, мыть, менять памперсы, переодевать его будут сестры детского отделения. Но надо понимать, что делают это по графику, одинаковому для всех детей в отделении, а не по индивидуальным потребностям ребенка
  • Выкладывание ребенка на живот после родов поддержит температуру его тела, укрепит психологическую связь между мамой и малышом. А еще стерильный организм ребенка заселится новыми материнскими микроорганизмами, которые будут защищать его от условно патогенной или болезнетворной микрофлоры окружающей среды

Памятка для мам

  1. Если это возможно — берите ребенка к себе в палату. Так вы быстрее привыкнете к нему, наладите грудное вскармливание и научитесь ухаживать за малышом.
  2. Если вы не знаете, как мыть, переодевать или пеленать ребенка, попросите сестру детского отделения показать, как это делать. Хотя бы несколько раз сделайте все самостоятельно.
  3. Попросите акушерку послеродового отделения показать вам, как правильно прикладывать ребенка к груди.
  4. Спросите , какие обследования сделаны ребенку и что ему желательно сделать в будущем.
  5. Будьте активны — задавайте врачу и сестрам любые вопросы о малыше.

Цены на услуги

Внимание! Цены на услуги в разных клиниках могут отличаться. Для уточнения актуальной стоимости выберите клинику

Первые несколько недель с новорожденным ребенком могут быть волшебными, но достаточно тяжелыми. Вы учитесь кормить малыша, укладывать его на сон и понимать его постоянные потребности. Жизнь вашего ребенка в 1 месяц довольно проста. Все, что для него действительно важно, - это кушать, когда есть желание, часто спать, иметь чистый подгузник и получать много любви. А родителям важно знать, что должен уметь грудной ребенок в месяц, на какие особенности развития обращать внимание, как укреплять здоровье.

Ребенку месяц: рост, вес, развитие

Все, что для него действительно важно, - это кушать, когда есть желание, часто спать, иметь чистый подгузник и получать много любви. А родителям важно знать, что должен уметь грудной ребенок в месяц, на какие особенности развития обращать внимание, как укреплять здоровье.

Как выглядит грудной ребенок в месяц

Независимо от того, во что вы видите в фильмах, новорожденные не появляются из утробы матери как с картинки. Требуется несколько недель или месяцев, чтобы ваш ребенок превратился в пухлощекого ангелочка. В течение первого месяца у него округляется головка, кожа меняет цвет с ярко-красной на бледно-розовую, исчезает шелушение и мелкие высыпания на лице и теле.

Рефлексы ребенка от 0 до 1 месяца

С самого первого дня у вашего ребенка есть набор рефлексов, призванных защищать его. Поисковый рефлекс помогает малышу найти мамину грудь, сосательный рефлекс, ладонный рефлекс, который заставляет его сжимать ваш палец, когда вы кладете его в ладонь, и рефлекс Моро (вздрагивание, которое он испытывает при испуге).

Органы чувств в первый месяц ребенка

Все органы чувств вашего ребенка работают с момента его рождения, в том числе:

Зрение. Первые несколько дней веки могут быть опухшими после родов, это постепенно проходит. Зрение ребенка еще слабое, но он может видеть ваше лицо и другие объекты крупным планом. Вы также можете заметить, что глаза иногда косят. Это потому, что мышцы, контролирующие движение глаз, еще не полностью развиты, в период от 1 до 6 месяцев эта проблема постепенно исчезает.

Слух. Хотя слух еще не полностью развит, ваш ребенок уже знаком с вашим голосом и другими звуками, которые он часто слышал в утробе матери.

Вкус. У ребенка сильно развито чувство вкуса, и он может различать сладкое и горькое, отдавая предпочтение сладкому.

Запах. Ребенок легко узнает ваш запах.

Тактильное чувство наиболее развито при рождении. Через прикосновения ваш ребенок узнает о мире, ощущает ваши объятия, и что его любят те, кто о нем заботится.

Особенности тела детей 1 месяца

После пребывания на протяжении 9 месяцев в тесной матке ребенок еще некоторое время рефлекторно принимает утробную позу. Его пальчики сжаты в кулачки, руки и ноги прижаты к телу. Для детей типичен гипертонус мышц. Это не опасно, его мышцы расслабятся в течение следующих нескольких недель.

Беспокоитесь по поводу опухшей мошонки у вашего мальчика или этих опухших половых губ у вашей маленькой девочки? Это норма, временное явление из-за ваших гормонов, которые все еще циркулируют в теле вашего новорожденного. В первые недели гениталии придут в норму. Эти же гормоны также ответственны за любые молочные выделения из сосков (как для мальчиков, так и для девочек) и выделения из влагалища (которые иногда могут иметь оттенок крови). Как и отек, выделения должны пройти в течение недели или двух.

Физическое развитие: рост и вес

Хотя ваш ребенок при рождении мог весить от 2,5 до 4 кг, не удивляйтесь, если он немного похудеет (примерно на 5-10 процентов). Причина уменьшения: - нормальная послеродовая потеря жидкости. Вес новорожденного должен перестать снижаться к 5-дневному возрасту. Примерно на 10–14 дней (а иногда и раньше) он восстановит свой вес при рождении, а затем начнет прибавлять в весе. В среднем, за первый месяц малыш прибавляет около 700 г (от 500 до 1500г).

Сколько весит ребенок в месяц, зависит от его веса при рождении и пола. Девочки обычно набирают чуть меньше, чем мальчики.

Сон малыша

В среднем малыш в 1-2 месяца спит около 16,5 часов между дневным и ночным сном, хотя есть широкий диапазон нормальных значений. Младенцам, находящимся на грудном вскармливании, обычно необходимо есть каждые два-три часа. Однако кормите ребенка по требованию, а не по часам. Через какое-то время вы сможете немного отодвинуть кормления, постепенно выстраивая режим кормлений и снов.

Сколько грудного молока нужно ребенку

В первые несколько недель младенцы едят много - по крайней мере, от восьми до 12 раз (или больше) за 24 часа. Это связано с крошечным размером желудка и невероятным темпом развития ребенка от 0 до месяца, как физическим, так и умственным.

Поскольку ваша грудь и ребенок не имеют встроенного измерителя, бывает трудно определить, достаточно ли поел ваш ребенок. Но есть несколько подсказок: если ваш ребенок доволен и счастлив, его вес соответствует возрасту и он мочит много подгузников (от восьми до 12 в любой день), это признаки достаточного питания.

Особенности стула

Говоря о грязных подгузниках, стоит поговорить о дефекации вашего новорожденного в первые несколько недель. Первые фекалии обычно черные и липкие - это меконий, наполняющий кишечник вашего ребенка в утробе матери. Через день или два стул перейдет в зеленовато-желтый цвет, а через несколько дней - в «обычный» детский стул. Обильный кал - не менее пяти подгузников в день для детей, находящихся на грудном вскармливании, а иногда и больше - нормальное явление в течение первого месяца. Стул у вашего ребенка может быть горчично-желтым, зеленым или коричневым, а также бледным или пятнистым.

Примерно к периоду от 1 и до 3-4 месяцев количество грязных подгузников может выровняться, и ваш ребенок может даже пропустить день или два между опорожнениями. К периоду, когда появятся зубы и будет вводиться прикорм, стул снова начнет меняться.

Малыш плачет

Конечно, новорожденные плачут - так они общаются! Независимо от того, спокойный ли у вас ребенок или суетливый, в первый месяц вы начнете привыкать ко всем вариациям его плача. По факту, плач может быть признаком того, что ребенок здоров. Но что, если кажется, что она все время плачет? Некоторые дети просто плачут больше, чем другие.

Иногда приступы плача предсказуемы - например, вечером или после напряженного дня вне дома. Иногда они просто появляются, как неожиданная летняя буря.

Убедитесь, что ребенок не голоден, не нуждается в смене подгузников или ином уходе, ему не давит одежда. Если все это под контролем, помогите малышу успокоиться: качайте, гуляйте, пойте или обнимайте кроху.

Чтобы помочь малышу успокоиться, может потребоваться несколько попыток. Но если вы чувствуете, что теряете терпение или просто устали, можно положить ребенка в безопасное место, например, в кроватку, на несколько минут. Он может даже удивить вас и сам заснуть.

Что умеет ребенок в месяц

Все родители, читая календарь развития, с интересом ищут, что должен уметь в месяц их ребенок. Подчеркнем, что это усредненные нормы и возможны отклонения на 2-3 недели, поэтому не нужно волноваться. Вот некоторые этапы развития ребенка, которых вы можете ожидать от своего ребенка в течение первого месяца.

Если ребенку месяц в своем развитии что должен уметь:

  • Кратковременно поднимать голову во время бодрствования на животике
  • Сосредоточиться на вашем лице
  • Поднести руки к лицу
  • Сосать грудь или пальчик.

Примерно половина малышей сможет:

  • Каким-то образом реагировать на громкий шум
  • Поднимать голову на 45 градусов, когда они находятся на животе
  • Реагировать на раздражители не только плачем
  • Улыбаться в ответ на улыбку.

Прежде всего, сохраняйте хладнокровие! Если вы напряжены, ваш ребенок тоже будет в напряжении. Помните, что младенцы иногда просто плачут - и это пройдет.

Ребенок все время просится на руки? Как только мама отошла хнычет и не любит ездить в коляске?
С большой долей вероятности окружающие будут называть его "ручным ребенком", недовольно цокая на маму, что так разбаловала новорожденного.

Однако, давайте разбираться, действительно ли телесный контакт так плох для мамы и малыша, как это нам привыкли преподносить.

контакт мамы и малыша.jpg

О важности прикосновений

Кожа – самый большой и тяжелый орган нашего тела. Она имеет тесную связь со многими системами организма, особенно нервной. У них одно происхождение (из наружного зародышевого листка) и тесное рецепторное взаимодействие. Именно от кожи центральная нервная система получает самое большое число импульсов. Эти импульсы тренируют и развивают межнейронные взаимодействия. Связи между клетками формируют опыт и навыки. Без них развитие замедляется.

Прикосновения также стимулируют кровообращение, участвуют в регулировании работы эндокринной и иммунной систем. В Институте тактильных исследований при Майамском университете изучают воздействие контактов на ребёнка и выделяют их в отдельный раздел «тактильной терапии». По их данным она помогает при коликах, расстройствах сна, повышенной возбудимости и даже способствует увеличению весовых прибавок.

Ребенок сразу после рождения. Первый контакт мамы и малыша.

С первой вашей встречи начинает формироваться сенсорный опыт малыша и новый опыт материнства. Контакт важен для обоих, и для мамы и для ребенка:

  • Малышу он передает вашу любовь и заботу о нем, вселяет уверенность в новом мире.
  • Мама же укрепляет связь с ребёнком, которая способствует становлению лактации и комфортному протеканию послеродового периода.

ребенок после родов.jpg

Ручной ребенок. Почему тактильный контакт действительно важен?

Для новорожденного очень важен тактильный опыт, причем это не только ношение на руках и контакт «кожа к коже». Это любые прикосновения, любой физический контакт: прикосновения, поглаживания, похлопывания, поцелуи, укачивание и прочее.

Контактов не бывает слишком много!

Трогайте щёчки, пальчики, ручки, стопочки, ушки. Гладьте по головке, плечикам, животику, спинке, ягодицам. Всё тело малыша в ваших руках. Гормоны радости выработаются у обоих участников этого процесса.

Во время общения с малышом он ощущает не только прикосновения, но воспринимает звуки и запахи. Это неотъемлемые компоненты любого физического контакта, а значит, стимулы для развития головного мозга и формирования новых нейронных связей.

Впечатление о мире

Окружение малыша, наличие или отсутствие постоянного контакта с матерью (или взрослым её замещающим) формируют у новорождённого представление о мире его окружающем.

Если с малышом взрослые всегда в контакте, берут на руки, при общении смотрят в глаза и разговаривают, озвучивают свои действия, удовлетворяют базовые потребности, формируется позитивное впечатление о мире. В противном случае – негативное.

Кожа ребёнка

Кожа ребенка, как и взрослого человека, состоит из эпидермы, дермы (собственно кожи) и гиподермы (подкожной клетчатки). Однако по своим морфологическим и функциональным особенностям она отличается значительным своеобразием, особенно у детей раннего возраста.

Хороший детский дерматолог Москва — поликлиника «Маркушка».

Эпидермис имеет очень тонкий роговой слой, состоящий из 2-3 рядов слабо связанных между собой и слущивающихся клеток, и активно разрастающийся основной слой. Основная перепонка, разделяющая эпидермис и дерму, у детей раннего возраста недоразвита, рыхла, вследствие чего при патологии эпидермис может отделяться от дермы пластами (десквамативная эритродермия). Для детской кожи особенно характерно хорошее кровенаполнение, связанное с густой сетью широких капилляров, что придает кожным покровам вначале ярко-розовый, затем нежно-розовый цвет.

Дерма состоит из сосочкового и ретикулярного слоев, в которых слабо развиты эластические, соединительнотканные и мышечные элементы.

Сальные, потовые железы у ребенка, волосы на голове новорожденных детей

Сальные железы у ребенка хорошо функционируют уже внутриутробно, образуя творожистую смазку, покрывающую его тело при рождении. У новорожденных и детей 1-го года жизни на коже лица заметны желтовато-белые точки — избыточное скопление секрета в кожных сальных железах. У детей, предрасположенных к экссудативному диатезу, на щеках образуется тонкая, так называемая молочная корка, а на волосистой части головы — гнейс (жирная себорея).

Потовые железы у новорожденных сформированы, но в течение первых 3-4 мес. жизни обнаруживается их некоторая функциональная недостаточность, что связано с несовершенством центра терморегуляции.

Волосы на голове новорожденных детей вполне развиты, но не имеют сердцевины, сменяются несколько раз на 1-м году жизни. Кожа на спине и плечах покрыта пушком, более выраженным у недоношенных. Брови и ресницы выражены слабо, рост их усиливается на 1-м году, а к 3-5 годам жизни они становятся, как у взрослых людей. Ногти обычно хорошо развиты и доходят до кончиков пальцев у доношенных новорожденных.

Подкожная жировая клетчатка у ребенка, детей

Состав подкожной жировой клетчатки у детей разных возрастов различен: у детей раннего возраста в ней содержится большее количество твердых жирных кислот (пальмитиновой и стеариновой) и меньше — жидкой олеиновой кислоты, что и обусловливает более плотный тургор тканей у детей 1 -го года жизни, более высокую точку плавления жира и наклонность к образованию локальных уплотнений и отека кожи и подкожной клетчатки с образованием склеремы и склередемы. Важно отметить, что состав подкожного жирового слоя у грудных детей близок по составу к жирам женского молока, поэтому они всасываются, минуя переваривание, в желудочно-кишечном тракте ребенка. Подкожный жир в различных частях тела ребенка имеет разный состав, чем и обусловлены своеобразие распределения и порядок накопления или исчезновения жирового слоя при похудении. Так, при накоплении жира отложение его происходит прежде всего на лице, потом на конечностях, туловище и затем на животе (здесь преобладают жидкие жирные кислоты). Исчезает подкожная клетчатка в обратном порядке.

Особенностью детей раннего возраста является наличие у них скоплений бурой жировой ткани в задней шейной области, супраилеоцекальной зоне, вокруг почек, в межлопаточном пространстве, вокруг магистральных сосудов. У доношенного новорожденного ее количество составляет около 1—3 % всей массы тела. Она обеспечивает более высокий уровень теплопродукции за счет так называемого несократительного термогенеза (не связанного с мышечным сокращением).

Малым количеством жировой клетчатки объясняется большая смещаемость внутренних органов у детей до 5-летнего возраста, так как только к этому возрасту увеличивается количество жира в грудной, брюшной полостях, в забрюшинном пространстве. Жировые клетки у детей раннего возраста мельче и содержат ядра, с возрастом они увеличиваются в размере, а ядра, наоборот, уменьшаются. Округлость форм тела у девочек обусловлена тем, что более 70 % жировой ткани приходится на подкожный жир, в то время как у мальчиков — лишь около 50 %.

Функции кожи у ребенка, детей: защитная, дыхательная, резорбционная

Функции кожи многообразны, но главная из них — защитная. У детей эта функция выражена слабо, о чем свидетельствуют легкая ранимость кожи, частая инфицируемость из-за недостаточной кератинизации рогового слоя и его тонкости, незрелости местного иммунитета (детский иммунолог — поликлиника «Маркушка») и обильного кровоснабжения. Эти особенности делают детскую кожу легкоранимой и склонной к воспалениям, в частности при плохом уходе (мокрые, грязные пеленки).

Дыхательная функция кожи у детей раннего возраста имеет большее значение, чем у взрослых. Кожа активно участвует в образовании ферментов, витаминов, биологически активных веществ. Тесно связаны между собой выделительная и терморегулирующая функции, которые становятся возможными лишь к 3—4 мес. при созревании нервных центров. До этого возраста плохая регуляция температуры тела связана с большой относительной поверхностью тела, хорошо развитой сетью сосудов, из-за чего новорожденный ребенок, особенно недоношенный, может легко перегреваться или переохлаждаться при недостаточном уходе.

Резорбционная функция кожи у детей раннего возраста повышена (тонкость рогового слоя, богатое кровоснабжение), в связи с чем следует осторожно применять лекарственные средства в мазях, кремах, пастах, так как накопление их может вызвать неблагоприятный эффект. Кожа является органом с многочисленными и разнообразными рецепторами, обеспечивающими осязательную, температурную, поверхностную болевую чувствительность.

Отеки кожи ребенка, детей

При осмотре кожи ребенка, детей обращается внимание на наличие отеков и их распространенность (на лице, веках, конечностях, общий отек или местный, истинный или слизистый).

Причины генерализованных отеков многообразны. К факторам, влияющим на развитие отеков, относятся: повышение гидростатического давления в сосудистом русле, что способствует усиленному пропотеванию жидкости через сосудистую стенку в межклеточное пространство (сердечная недостаточность — консультации детского кардиолога, портальная гипертензия, слипчивый перикардит, тромбофлебит и др.); снижение онкотического давления, обусловленное уменьшением содержания белка в сыворотке крови (нефротический синдром; общие отеки часто возникают при острых и хронических почечных заболеваниях, при сердечной недостаточности).

Развитию общего отека в случае сердечной недостаточности у детей предшествуют отечность нижних конечностей и увеличение печени. По мере развития декомпенсации отеки становятся более распространенными, сочетаются с накоплением жидкости в серозных полостях (плевральной, перикардиальной, брюшной). В отличие от отеков сердечного происхождения отеки при заболеваниях почек сначала возникают на лице, а затем захватывают все новые и новые участки кожи. Особенно массивные отеки наблюдаются при нефротической форме гломерулонефрита. Общие отеки алиментарного происхождения появляются при недостаточности в рационе белковой пищи (преимущественное питание мучной, углеводистой пищей), при общей дистрофии.

Алиментарные отеки могут появляться при тяжелых хронических заболеваниях (циррозе печени), при расстройствах процессов расщепления и всасывания в кишечнике (целиакии, дисахаридазной недостаточности и др.). Безбелковые отеки зависят от гидростатического давления, то есть более выражены в соответствующих частях тела, например, односторонний легочный отек у лежачих больных при вынужденном или предпочтительном положении.

Своеобразный отек кожи и подкожной жировой клетчатки наблюдается при гипотиреозе. Кожа при этом становится сухой и утолщенной, в надключичных ямках в виде «подушечек» располагаются муцинозные (слизистые) отеки. Стероидные отеки возникают при лечении кортикостероидами и АКТГ в высоких дозах, при синдроме Кушинга.

Распространенные отеки наблюдаются при отечной форме гемолитической болезни новорожденных.

Местные отеки, иногда массивные, наблюдаются после укусов насекомых, змей, особенно в тех случаях, когда ребенок имеет аллергическую настроенность (консультация детский аллерголог поликлиника «Маркушка»). Они возникают также вследствие ангионевротических расстройств, типичным проявлением которых является отек Квинке, локализующийся в любом месте: на губах, веках, ушных раковинах, языке, наружных половых органах и т.д. Реже отек Квинке локализуется в области голосовых связок, что приводит к синдрому острого стеноза гортани.

Изолированные отеки в области лица у детей бывают после приступов кашля при коклюше, после интенсивного растирания глаз. Известно, что локальная инфекция в области придаточных пазух носа, зубов, миндалин может вызвать затруднение оттока и застой лимфы в лимфатических узлах угла нижней челюсти и симулировать односторонний или двусторонний отек лица, который исчезает по мере стихания воспалительного процесса.

К редким причинам отека лица относятся начинающийся дерматомиозит, склеродермия и тромбоз кавернозного синуса. Наиболее часто в детской практике встречаются сердечные и почечные отеки.

Читайте также: