Как выделывали кожу в старину

Обновлено: 10.05.2024

С глубокой древности кожевенный материал, как один из видов природного сырья, занимал в жизни человека особое место. По доступности, повсеместному распространению и восполняемости ресурсов он, пожалуй, превосходил даже дерево.

Кожа с древних времен считается не просто утилитарным и функциональным материалом для изготовления самых различных изделий, от одежды до технических деталей. Натуральная кожа всегда ценилась как уникальный материал, обладающий неким сакральным смыслом, издревле кожа наделялась мистическими свойствами.

Каждый из нас знает, что первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура недолго, поскольку на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие кожаные изделия, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлевать жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н. э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее, либо комбинируя эти два примитивных способа дубления. Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.

Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку, как и нам с вами, тоже хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. Если будете в Египте в Долине царей, обязательно взгляните на самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н. э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона — это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем, в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку. С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу — пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше — они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего их изготавливали из недорогой кожи.

С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х веке переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием — от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т.п. К сожалению, лишь немногие экземпляры кожаных изделий того времени дошли до нас.

В эпоху готического стиля (XIII— XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира. Ассортимент таких изделий достаточно широк — это кожаные обои, различные футляры, шкатулки, сундучки и, конечно же, переплеты. Особенно ценились работы немецких, швейцарских, австрийских и чешских мастеров, Техника гравировки была очень дорогой, поэтому чаще всего она применялась в сочетании с рельефным тиснением, золочением и штамповкой, которые могли выполнять мастера рангом пониже. А в середине XV века во Франции начали украшать кожаные обложки при помощи печатных пластин с выгравированным на них рисунком, что значительно упрощало работу, да и удешевляло ее.

В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей, сцены охоты или военных действий. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.

Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. Декорировали такие обои штамповкой, пышным орнаментом, тиснением, золотом и серебром, вышивками, снова в отделке появилась гравировка.

В XVIII столетии величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики — это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.

В конце XVIII столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чисто ту линии модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом и отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом. Приятно знать, что наши древние предки — скифы тоже были мастерами обработки кож: в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V — I вв. до н. э. В качестве декора применялась, в основном, аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле).

По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славян был известен в VI —VII вв., правда, кожаных вещей дошло до насочень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур. При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в ХІ-ХІІ вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную роль и были просты в оформлении. Со временем их стали украшать штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом, рельефным тиснением.

Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытные изделия русских мастеров, богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки, были широко известны.

Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества и уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.

В нашем стремительном и чересчур практичном XX веке кожевенное ремесло не кануло и Лету ни в европейских странах, ни у нас. Признанные художественные центры по обработке кожи существуют в Италии, Германии, Румынии, Болгарии, Успешно и плодотворно работали другие национальные школы кожевников: прежде всего следует назвать эстонских и латвийских художников, чьи работы не раз удостаивались наград на международных выставках; вековые традиции обработки шкур передавались из поколения в поколение у народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; развивались промыслы в Киргизии, Казахстане и Татарии.

На сегодняшний день мировое производство сырья традиционно сосредоточено в районах животноводства, где кожевенное сырье является как бы побочным продуктом при производстве мяса и мясных продуктов. Наибольшие темпы развития кожевенной промышленности демонстрируют Китай, Бразилия, Индия, Аргентина. Развитие национальной кожевенной промышленности делает эти страны монополистами в решении проблем сырьевого обеспечения. Протекционистская политика ряда стран, направленная на создание условий для развития собственных кожевенных предприятий, привел к снижению поставок кожевенного сырья на внешние рынки. На сегодняшний день 37% рынка шкур крупного рогатого скота контролируется Китаем, Бразилией и Индией, 31% рынка овчины и 77% рынка козоводства перерабатываются в кожаных областях Китая, Индии, Турции и Бангладеш.

Обувь вырезали из дерева и шили из тканей, валяли из шерсти и плели из тростника в ход шли кора, солома и даже металлические нити. Но во все времена и у всех народов основным материалом для обуви все же служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.

Самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до ХХ века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились и их приходилось выделывать. Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились «дубовыми», поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками и разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами. Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало «составляющей» рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита герояАякса в «Илиаде», говорит, что сыромятную кожу, «напоенную туком», растягивали за концы до техпор, пока жир не стечет. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии – бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе – нефть, на Севере – печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели – замшу. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).

Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Например, с использованием гнилой мочи и навоза выделывали на Востоке сафьян, а индейцы Южной Америки шакшеванием получали настолько тонкую кожу, что Христофор Колумб вывез ее в качестве трофея в Испанию, славившуюся собственным сафьяном – кордуаном. Экскременты применялись издревле и для обезволашивания шкур, хотя чаще для этих целей использовались зола или известь. Золкой получали сыромять – жесткую кожу, из которой делали примитивную обувь – поршни, постолы. При обработке сыромяти известью или мелом в Древней Греции получали пергамент. Мелование было широко распространено в Средней Азии. А в России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Отмочка производилась в чанах с «гнилым» соленым раствором или в «мертвых колодцах»: к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.Некоторые народы вместо соли использовали квасцы – так получили лайку – тончайшую перчаточную кожу. Впервые ее начали выделывать жители аравийского полуострова, используя для этого муку, квасцы и яичный желток. Квасцы применяли и в античных государствах: древнегреческая квасцованная кожа называлась дефа, древнеримская – алута. Оттуда квасцевание попало в Западную Европу в первые века нашей эры, а в России распространилось с реформами Петра 1(исконно русским было дубление корой дуба или ивы). Кроме квасцов для дубления использовались растворы цветных земель, одновременно окрашивающие кожи, и отвары коры талнидосодержащих растений. Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э.сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень – ослиную и конскую кожу.Но этотспособ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкойполучалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный – толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый – ивы, желтый – листьями березы и мимозы.

Хорошо продубленной и окрашенной кожа была у всех без исключения народов древности. Особенно преуспели в этом кожевенники Азии. Геродот свидетельствовал, что на торговле дубильными экстрактами специализировалась Финикия. Дубление было длительной операцией, когда его пытались ускорить (горячими) способами, кожа становилась жесткой. Именно «долгими кислыми дубами» получали знаменитую юфть – кожу потрясающей мягкости.Причем им предшествовали «мертвый колодец» и шакшевание с усиленным топтанием. Юфть была настолько мягкой и эластичной, что ее целиком пускали на вытяжку, т.е. вытягивали головку и голенище сапог практически без швов. Бахтарму юфти обязательно мазали дегтем и именно по его наличию определяли, русская это кожа или нет. Параллельно с дублением у всех народов с давних пор было распространено окрашивание кож в различные цвета. Наиболее привилегированными считались пурпурные оттенки, оттого что пурпур добывали из моллюсков, обитавших на большой глубине, а следовательно, труднодоступных и из-за этого очень дорогих. Только особы королевской крови носили обувь из пурпурной кожи. Но с развитием алхимии кожу начинают окрашивать протравкой слоями олова или железа. Например, железный купорос давал вожделенные оттенки от пурпурного до фиолетового. Так, постепенно добывая и пробуя для крашения и дубления соли различных металлов, дошли и до хрома, дубление которым стало новой вехой в развитии кожевенного производства. К началу XX века хромовое дубление становится преобладающим, оно придает коже голубые оттенки, значительно повышает прочность выделываемой кожи, а также ускоряет и удешевляет выделку. Однако самые лучшие кожи продолжают выделывать растительными и комбинированными с хромовым методами дубления. С развитием химии и активным ее внедрением в промышленность делаются попытки заменитьгигроскопичную натуральную кожу на менее промокаемые материалы. Вначале для низа обуви пытаются использовать натуральный каучук – он более устойчив к влаге, но быстро истирается. Его вскоре заменили резиной – вулканизированным каучуком, а позже в обувном производстве наступает эра синтетических и искусственных материалов. Несмотря на то, что начиная с 60-х годов они становится преобладающими материалами для низа для верха обуви специального и сезонного назначения, для натуральнойкожи со всеми ее достоинствами им еще очень далеко. Хотя и делаются попытки создать «настоящую» синтетическую кожу, но широкого распространения они не имеют, очевидно в следствии того, что образцы получаются немного дороже своего «эталона». Что же нас ждет в будущем? Возможно, в XXI веке совершенный аналог натуральной кожи будет все-таки создан, а сама она, содержащая ценный белок, превратится с помощью удивительных технологий в продукт питания. Но пока кожа остается ценнейшим, удобнейшим и по прежнему основным материалом для обуви.


Евразия (Россия). Восточная Сибирь. Беренгия. Северная Америка. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Животные Мамонтового комплекса. Сибирские бизоны. Обработка и выделка шкур. Сыромять. 50 000 до н.э.


Обработка и выделка любых шкур животных – это сложный, длительный и трудоёмкий процесс. Снятие шкуры – это только начало дела. Затем шкуру нужно правильно сложить, перенести в стойбище или на стоянку-поселение и там тщательно обработать.

Если кто-то думает, что первобытные люди данного и последующего времени (50 000-40 000 до н.э.) были «дикими», «нецивилизованными», «примитивными», то пусть этот современный человек попробует добыть на охоте бизона, снять («отодрать») с него шкуру и обработать её орудиями Каменного века так, чтобы она была мягкой, пушистой, чистой, удобной для использования и хранения…

Обработка и выделка шкур животных требует соблюдения:
специального температурного режима;
определённых сложносоставных растворов;
длительного, тщательного и трудоёмкого процесса обработки;
орудий и приспособлений;
опыта и знаний;
ума и терпения.

Любое отступление от выработанных тысячелетиями традиционных способов и приёмов выделки шкур ведёт к их порче.

Возможно, именно традиционные первобытные способы, приёмы, техника и технология обработки шкур животных является показателем уровня цивилизованности человечества данного времени (50 000 до н.э.).

В любом случае несомненно, что классические неандертальцы и кроманьонцы данного и последующего времени (50 000-40 000 до н.э.) повсеместно добывали, выделывали и использовали шкуры и меха животных. Как они это делали (или могли делать)?

Обработка и выделка шкур – это многоуровневое и многооперационное (комплексное) механическое и химическое воздействие, которое изменяет свойства шкуры, делает её пригодной для использования и длительного хранения.

Для обработки шкур и меха необходимы, прежде всего, вода (много воды), различные вещества и растворы (органические и минеральные) и специальные орудия (инструменты и приспособления).

Недавно снятая необработанная шкура животного (например, бизона) без обработки, как правило, быстро теряет свою эластичность, скукоживается, твердеет или начинает портиться. Поэтому первобытные люди данного времени (50 000 до н.э.) неизбежно, естественно и закономерно стараются сохранить эластичность шкуры, не давая ей засохнуть и испортиться.

Для этого они, в первую очередь, очищают внешнюю (наружную) сторону свежей («парной») шкуры от грязи, а внутреннюю сторону (мездру) – от остатков крови, мяса, сала и жира. Дело в том, что в этих остатках туши животного быстро начинаются процессы разложения, гниения, развиваются микроорганизмы, плесень, грибок, паразиты и мелкие насекомые.

Для мездрения (очистки мездры) используются специальные орудия-инструменты (скребки), а также способы и приспособления, облегчающие труд и выравнивающие поверхность обрабатываемой шкуры (колоды, распялки). Вот почему на первобытных стоянках и стойбищах находят многочисленные каменные скребки, которыми, вероятнее всего, очищали и размягчали мездру.

Дело в том, что первоначальным, древнейшим и самым распространённым способом обработки шкур была сыромять (сыромятина) – очищение и разминание сырой («парной», свежей) шкуры, «сырицы». При этом способе не применяется дубление (обработка шкуры химическими растворами и веществами).

Сыромять (сырица, сыромятина), как правило, превосходит дублёные шкуры своей мягкостью, пластичностью, прочностью. Сыромять может сохранять шерсть или быть обезволошеной и иметь вид красивой бархатистой замши («оленья кожа»).

Об изначальной древности сыромяти свидетельствуют её многочисленные названия, которые будут бытовать у различных народов Евразии, а также множественные способы её обработки и производства: «скреблёная сыромять», «хлебная (русская) сыромять», «квасцовая (венгерская, немецкая) сыромять», «пикельная сыромять», «зольно-хлебная сыромять», «намазная сыромять», «молочная сыромять», «дымлёная сыромять», «мороженая сыромять», «зольно-глюкозная сыромять» и «спиртовая сыромять».

Однако первичной сыромятью или сырой кожей (шкурой), вероятно, была «жёваная сыромять», потому что самым вероятным и самым первым способом обработки шкуры (кожи) была её обработка жеванием зубами, обсасывание ртом, смачивание слюной.

Сыромятная кожа (шкура) отличается от всех остальных видов выделенной кожи (шкуры) тем, что она остаётся фактически съедобной, то есть сырой естественной кожей (шкурой). Поэтому её можно есть в голодные годы и времена…

Выделка сыромяти осуществляется в следующем порядке: мездрение шкуры (очистка мездры), обезволошивание шкуры (удаление волосяного покрова, если это необходимо), пропитка шкуры (кожи) различными веществами и сушка с разминанием шкуры (кожи). Если позволяют условия, то пропитку и сушку заменяют вымораживанием шкуры. Затем для лучшей сохранности сыромяти её жируют и (или) коптят.

Естественно и закономерно первобытные люди данного времени (50 000 до н.э.) при разделке туш животных (например, бизона) заметили, что если в снятую шкуру завернуть печень, лёгкие и мозги животного, то сыромять от этого становится мягче, эластичнее, пластичнее.

Поэтому при выделке (пропитке) сыромяти неизбежно использовались эти важные органы животного, а также другие активные естественные (природные) вещества: экскременты животных и птиц, кисломолочные продукты, рыбий жир и икра, человеческая моча, а также различные закваски, например, квасы из муки и отрубей («русская хлебная сыромять»).

То, что первобытные люди данного времени (50 000 до н.э.), вероятно, уже знакомы с намеренно раздавленными или раздробленными зёрнами, стеблями, листьями, плодами и корнями растений не подлежит сомнению, так как это естественно вытекает из наличия хорошо развитой индустрии производства каменных орудий труда. (Смотри: ХР 2.5.2. Эпоха человека современного вида. Зернотёрка. 280 000 до н.э.).

Вероятно самым важным этапом в технике (технологии) обработки сыромятных шкур (кожи) является разминание.

Мять, разминать, жевать зубами, скручивать, встряхивать, катать, сворачивать под разными углами, протягивать под натягом по гладкой ветке-палке, топтать шкуру ножками (ступнями) детей и взрослых – все и всякие приёмы размягчения шкур применяются первобытными людьми данного времени (50 000 до н.э.), чтобы сделать сыромять действительно мягкой, гибкой и пластичной.

Дело в том, что некачественно выработанная сыромять после намокания или со временем может затвердеть, как сырая, «парная» или только что снятая шкура (кожа). Чтобы этого не случилось, сыромять обрабатывают (пропитывают) жирами и (или) коптят. При пропитке и копчении сыромять насыщается смягчающими веществами и дымовым дёгтем.

После жирования (пропитки) и копчения белая (светлая) сыромятная шкура (кожа) приобретает красивый кремовый или коричневый цвет различной интенсивности. Теперь сыромятная шкура или кожа готовы для дальнейшей покраски и/или раскраски…

Разные по качеству выделки сыромятные шкуры используются для изготовления:

покрытий жилищ;
занавесей;
постельных покрытий;
одежды;
обуви;
головных уборов и масок;
поясных ремней;
плетёных верёвок и шнурков;
торб, мешков, котомок, сумок;
арканов;
сбруи;
крепёжных ремней-бинтов;
тетивы луков;
пращи;
кнутов;
футляров и кисетов;
ножен для оружия;
щитов;
украшений и игрушек,
а также множества других предметов первобытного быта и хозяйства.

Особо тщательно выделанная сыромятная кожа используется для изготовления шаманских бубнов и барабанов…


Для потребностей данной второй книги «Хронологии…» на этом можно было бы остановиться, но автор для самых любознательных читателей поведает ещё немного подробностей реконструкции древнейших методов обработки и выделки сыромяти, шкур и кожи животных.

Занимаясь обработкой и выделкой шкур и кожи, первобытные люди данного и последующего времени (50 000-40 000 до н.э.), несомненно и неизбежно, ведали или должны были ведать (знать) строение и структуру шкур, волосяного и кожного покрова, свойства и пороки шкур (кожи), их отличие по видам и породам, правила применения, хранения и ухода за шкурами (сыромятью).

Так, например, они ведали, что шкура большинства животных имеет следующее строение: волосяной покров (мех), кожа, состоящая из нескольких слоёв и подкожный слой (мездра). Ныне это строение шкур имеет названия: волосяной покров; эпидерма (эпидермис); дерма; жировой слой; мускульный слой; подкожная клетчатка.

Естественно первобытные люди данного времени отличали и хорошо ощущали различие в волосяном покрове шкур животных (в частности, шкуры бизона). Волосы шкур животных подразделяются на направляющие, остевые, промежуточные, пуховые и чувствующие (вибриссы, усы).

Самые короткие и тонкие пуховые волосы образуют самый густой нижележащий слой волосяного покрова. Их поддерживают и не дают им сваляться направляющие, остевые и промежуточные волосы шкуры. Направляющие волосы придают шкуре и меху красивый внешний вид, а остевые и промежуточные волосы придают волосяному покрову шкуры объём и пышность.

Все волосы вместе образуют волосяной покров, хорошо защищающий кожу и организм животного от переохлаждения и перегрева, от механических воздействий и от излишней влажности окружающей среды. Именно эти свойства шкур и меха животных остро необходимы людям данного и настоящего времени для активной жизнедеятельности в самых суровых природных условиях.

У большинства животных Мамонтового комплекса волосяной покров находится в состоянии покоя (зима или лето) или в состоянии роста или линьки (весна, осень). Во время линьки старые волосы выпадают и заменяются новыми.

Корни остевых и пуховых волос залегают в коже животных на разной глубине, поэтому при мездрении подрезаются, например, корни остевых волос и они легко выпадают из шкуры («текут»).

Кожный покров шкуры животного тоже имеет слоистую структуру.

Поверхностный слой кожи (эпидермис) очень тонкий (1/20 часть толщины кожного покрова), но и он состоит из двух слоёв: рогового (верхнего) и слизистого (внутреннего). Верхний защитный роговой слой, отмирая в процессе жизни животного, превращается в перхоть.

Кожа (дерма) состоит в основном из коллагеновых волокон, которые и определяют основные потребительские свойства кожи и шкуры. Верхний слой кожи (дермы) – это место расположения корней волос. От состояния этого слоя зависит прочность волосяного покрова. Здесь располагаются сальные и потовые железы, происходит «жизнь» кожи.

В нижнем слое кожи (дермы) располагаются волокна соединительной сетчатой ткани, которые определяют прочность шкуры (кожи) на разрыв. Именно этот слой твердеет и роговеет при неправильной обработке, выделке и хранении шкуры, определяет гибкость, мягкость, эластичность и прочность шкуры (кожи).

Внутренняя часть шкуры (кожи) или мездра состоит из жирового слоя, мускульного слоя и подкожной клетчатки.

В жировом слое находятся жировые клетки, разделённые тонкими плёнками соединительной ткани. Мускульный слой – это тонкая плёнка из мышечной ткани, а подкожная клетчатка – это рыхлая соединительная ткань с жировыми клетками, которая непосредственно соединяет шкуру с тушей животного.

Жировой и мускульный слои, а также подкожная клетчатка – это и есть мездра, бахтарма или внутренняя сторона шкуры, которая удаляется скребками при мездрении.

Кстати, шкура животных по строению внешне очень похожа на кору деревьев. Может быть, поэтому по закону подобия (всё подобно всему) шкуры и шкурки в старину называли «скора» или «скорьё», а мастеров выделывающих скору – скорняками, кожевниками и кожемяками.

Основные прочностные свойства шкур и кожи обеспечивает коллагеновая или соединительная ткань, составляющая свыше 90% общего количества белковых веществ шкуры (кожи).

Коллагеновая ткань (коллаген - «клей дающий») имеет свойство набухать в воде, а при нагревании до температуры 50-60°С сваривается и становится резиноподобной. Активные химические вещества (кислоты и щёлочи), а также высокоэнергетические излучения окружающей среды ещё сильнее влияют на коллагеновую ткань.

При этом коллаген обладает свойством соединяться с дубильными веществами, которые резко изменяют его свойства: коллагеновая ткань становится стойкой к влажности (меньше набухает), к высокой температуре («сваривается» при более высоких температурах), а также становится устойчивой к воздействию микроорганизмов, гнили и плесени.

Конечно, сомнительно, что первобытные люди данного времени (50 000 до н.э.) знали о шкурах и коже всё то, что знаем мы, современные люди, особенно в приведённых выражениях и словах. Однако они могли и знали перечисленные свойства шкур и кож практически.

Например, несомненно, они могли различать шкуры и кожи разновозрастных животных и животных разных видов.

Изначально и во все времена наибольшей практической и эстетической ценностью обладали и обладают шкуры животных с высоким и густым мехом, от которых зависит теплопроводность, носкость, пышность и красота шкур (меха, кожи).

Наиболее ценные шкуры с мехом должны быть мягкими, упругими, пышными, прочными, с красивым цветом и блеском волос. Особенно ценятся прочные на разрыв и износ шкуры.

Такие шкуры бывают у животных (в частности у бизонов) осенней и позднеосенней охотничьей добычи. При весенней линьке волосы легко выпадают, шкура неравномерно покрывается клоками свалявшихся отмирающих волос.

Вот почему охотники всех времён и народов, стран и весей предпочитают охотиться на пушных животных и зверей сезонно – осенью (с августа) или ранней зимой (до конца декабря). В это время животные Мамонтового комплекса сытые, мясистые, жирные и шкура с них снимается плотная и здоровая. Главное, в этот период все летние болячки, повреждения и пороки шкуры заживляются, а новые (зимние) ещё не появляются…

Шкуры сибирских бизонов и других крупных рогатых животных Мамонтового комплекса обладают очень хорошими потребительскими свойствами, потому что их шкура из-за особого строения кожи, как правило, тугая, прочная, внутренне натянутая, «поджарая», с небольшим содержанием жира. Поэтому среди всех видов доступных первобытному человеку шкур и кож шкура бизона наиболее прочная, а значит, ценная.

Вероятно, первобытные люди данного времени, классические неандертальцы и кроманьонцы уже знают разницу и ценность шкур и кож в зависимости от пола и возраста животных.

Несомненно, наибольшую ценность имеет шкура и кожа молодого телёнка-бизона, ещё питающегося молоком самки-матери-бизона. Волокна такой шкуры (кожи) – «опоек» – тонкие, эластичные и густо переплетённые. Волосяной покров густой, тонкий, пышный и красивый. Кожа «опоек» мягкая, тонкая, с красивой поверхностью (мереей). Из кожи «опоек» в будущем будут делать пергамент для первых рукописных книг и летописей.

Шкура-кожа телёнка-бизона, перешедшего на растительную пищу – «выросток» - ровная, толстая с красивой поверхностью (мереей), но менее наполненная, чем шкура-кожа «опоек». Из шкуры-кожи «выростка» изготавливают верх кожаной обуви и кожгалантерейные изделия.

Шкура-кожа самки-бизона – «яловка» - тоньше, эластичнее и более упругая, чем шкура-кожа самцов-бизонов. По внешнему виду она более ровная и красивая. Шкура-кожа «яловка» на шее и брюхе самки-бизона тоньше, чем на хребте. Из шкуры-кожи «яловки» изготавливают верх кожаной обуви, подошвы, задники, ранты, подкладочные подошвы и лёгкие ремешки.

Шкура-кожа молодого самца-бизона – «бычина» - как правило, равномерно толстая и стойкая ко всяческим воздействиям. С возрастом «бычина» на шее и брюхе бизона-самца утолщается, становится рыхлой. Из «бычины» делается то же, что из шкуры-кожи «яловка».

Шкура-кожа хорошо развитого взрослого самца-бизона – «бугай» - самая тяжёлая, толстая и прочная среди всех подобных шкур-кож. Шкура-кожа бугая, как правило, толстая, грубая и рыхлая. Шкура-кожа на шее бизона-бугая толще, чем на хребте. Однако, чем старше животное, тем менее стойка его шкура-кожа к воздействиям окружающей среды. Шкура-кожа бугая используется для изготовления практически всех кожаных технических изделий.


О том, что и как первобытные люди данного и последующего времени делали или могли делать из шкур и кожи бизонов и других животных и зверей, в частности из сыромяти, в последующих главах «Хронологии…».


Сдирание кожи — казнь, заключающаяся в полном или частичном снятии кожи с осужденного. Особенно часто применялась в Халдее, Вавилоне и Персии.

Эту гнусную операцию осуществляли ножами и некоторыми другими режущими инструментами.

В Древней Индии кожу удаляли огнем. При помощи факелов ее выжигали до мяса по всему телу. С ожогами третьей степени осужденный несколько дней мучился до наступления смерти.


Сдирание кожи со святого Варфоломея. Мозаика собора Святого Марка в Венеции. D.R.

К такому способу казни охотно прибегали даже греческие боги. Марсий, легендарный музыкант и первый флейтист, вызвал на поединок Аполлона с лирой. Побежденный отдавал себя на милость победителя. Аполлон выиграл, привязал Марсия к сосне и заживо содрал с него кожу.

Как это происходило? Овидий пишет: «Под душераздирающие крики с его тела снимается кожа. Он превращается в сплошную кровоточащую рану. Оголяются мышцы, видно, как подрагивают вены. Когда на трепещущие внутренности и волокна мышц падает свет, их можно пересчитать».

Разнообразием способов казней бунтовщиков и пленных особо прославились ассирийские правители. Один из них, Ашшурнасирпал, похвалялся, что содрал столько кожи со знати, что обтянул ею колонны.

Гастон Масперо в «Древней истории народов классического Востока» пишет, что в Персии с судей, уличенных в злоупотреблении должностным положением, заживо сдирали кожу, которой потом обивали судейские кресла их преемников. Геродот говорит, что царь Камбиз назначил судью, которому пришлось сидеть на кресле, обитом кожей отца, судьи Симария, с которого содрали кожу за вынесение несправедливого приговора. Кожу также сдирали с неверных жен. Когда речь заходит о сдирании кожи, всегда вспоминают смерть императора Валериана, плененного персидским царем Сапором. Его жестоко пытали, а потом с живого содрали кожу. Сапор повелел выкрасить ее в красный цвет и вывесил в храме как трофей.

Частичное сдирание практиковали римляне, и христианский мартиролог изобилует подобными примерами. Чаще всего кожу снимали с головы и лица. Так при императоре Максимине поступили со святым Юлианом.

Индейцы Северной Америки и Канады скальпировали своих врагов, срезая у них кожу с верхней части черепа, чтобы Великий Маниту не смог схватить их за волосы и притащить в рай «краснокожих».

Нарезание десятисантиметровыми полосками

Манес, он же Мани, или Манихей, основоположник манихейства, был казнен в конце III века в Персии: по приказу Варана I с него содрали кожу. Персы были искусными мастерами «вырезания». Они срезали с человека кожу узкими ремешками, кружочками, лоскутами, пластинами. Верх мастерства заключался в срезании тонких ленточек.

Кожу, начиная с шеи, срезали кольцевыми полосками от пяти до десяти сантиметров шириной, самые большие лоскуты, снятые с груди и бедер, падали на землю к ногам казнимого. Именно так казнили святого Варфоломея.


Сдирание кожи с неверной жены в Персии в XVIII в. Гравюра. Частн. кол.

В средневековой Европе к казни через сдирание кожи приговаривали довольно редко, установлено лишь несколько подобных случаев. Самый известный из них — казнь лучника Пьера Базиля, или Гурдона. В 1199 году этот человек находился в окруженном англичанами форте Шалю (провинция Лимузен). Выстрелом из арбалета он ранил Ричарда Львиное Сердце, от чего тот вскоре скончался. Когда форт был взят, англичане повесили весь гарнизон, а Базиля увезли в Англию, где его, как гласит хроника, «разделали как зверя… Лезвие проникало под кожу, отделяя широкие лоскуты и обнажая багровую кровоточащую плоть».

Разрезание на ремни

Французские историки приводят обычно два примера сдирания кожи, восходящие к XIV веку. Один касается братьев Филиппа и Готье д’Олне, участвовавших в оргиях с Маргаритой и Бланш Бургундскими. С них содрали кожу в 1314 году, сунули тела в мешки и бросили в Сену. Другой случай имел место три года спустя: в 1317 году епископа Кагора Уго Жеральди обвинили в покушении на убийство Папы Иоанна XXII. Казнь Жеральди состоялась в Авиньоне: с него содрали кожу, тело разорвали на части лошадьми и сожгли на костре.

Что же до знаменитых «живодеров» — разбойничьих банд, которые при Карле VI и Карле VII бесчинствовали во Франции, совершая тяжелейшие преступления, — то они чаще резали людям глотки, нежели сдирали с них кожу.

В XVI веке к этой казни приобщились турки, но довольно быстро от нее отказались. Сдирание кожи пришлось по вкусу турецкому генералу Мустафе, который в 1571 году покарал таким способом кипрский город Фамагусту, больше десяти месяцев не желавший сдаваться. Он приказал содрать кожу с военачальников, среди которых был знаменитый венецианец Брагадино, предводитель сопротивления.

Кодекс «Терезиана», принятый в Австрии в 1768 году императрицей Марией-Терезой, предусматривал частичное сдирание кожи: «Вырезать ремень сбоку на груди и слева на спине, а затем справа на спине».

Карать сдиранием кожи за уголовное преступление перестали несколько веков назад, но человеческая кожа по-прежнему высоко ценится собирателями мрачных коллекций. Знаменитая коллекция человеческой анатомии «Спитцнер», составленная в конце XIX века, включала в себя выделанную кожу обезглавленного человека. Нацисты собрали ужасающие коллекции татуировок, срезанных с тел их жертв, а некоторые надзиратели делали из человеческой кожи книжные переплеты, абажуры, бювары и статуэтки.


Сдирание кожи с христианина в древности. «Сцена религиозных преследований» Яна Луйкена. XVII в. Частн. кол.


Сдирание кожи со святого Варфоломея. Гравюра с картины Риберы. XVI в. Частн. кол.

Красного дерева ларчик и чемодан из белой кожи

Красного дерева ларчик и чемодан из белой кожи Итак, что же брал в дорогу наш русский дворянин, степенный, средних лет и среднего достатка? Первым делом он загружал весьма объемный чемодан из коричневой либо белой кожи. Добротные поскрипывающие ремни с надежными медными

VII. Изделия из кожи

VII. Изделия из кожи Ремесло кожевников расцвело еще в Древнем царстве. Один из мастеров той эпохи, некий Ута, делал сандалии и сумки для папирусов и изготовлял листы пергамента для чиновников, которые со свитком в руке руководили религиозными или светскими церемониями.

5.1. Строение кожи человека

5.1. Строение кожи человека Воздействие воздуха на человека осуществляется через кожный покров, площадь которого составляет 1,5–2 м2 (при площади теплообмена тела с воздухом в среднем 1 м2). Кожа состоит из трёх слоёв: эпидермиса (наружного эпидермального слоя толщиной от 0,03

Суда из кожи и коры

Суда из кожи и коры Гей-бао"Адмирал Э. Пари определил гей-бао как аннамитское судно, имевшее такую же, не подвластную времени форму, как дау, проа и джонки. Такие типы судов встречаются и сейчас, построенные методами, приведенными еще Пари, какими они встречались и

Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней. Со временем люди научились продлять жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н.э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее либо комбинируя эти два примитивных способа дубления.

История развития кожевничества, фото № 1

Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.

Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи. В Египте в Долине царей до сих пор сохранились самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н.э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона, - это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку.

История развития кожевничества, фото № 2

С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу, - пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше – они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего из изготавливали из недорогой кожи.

С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х в. переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием – от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т. п.

В эпоху готического стиля (XIII – XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира.

История развития кожевничества, фото № 3

В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей. Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.

Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а в XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. В XVIII в. величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики – это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.

В конце восемнадцатого столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес. XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чистоту линий модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом в отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом.

Приятно знать, что наши древние предки – скифы тоже были мастерами обработки кож; в курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V – I вв. до н. э. В качестве декора применялась в основном аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка (оказывается, ее делают не только на живом теле). По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славяне был известен в VI – VII вв., правда, кожаных вещей дошло до нас очень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур.

При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в XI – XII вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную функцию и были просты в оформлении, со временем их стали украшать слепой печатью штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом рельефным тиснением.

История развития кожевничества, фото № 4

Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, самобытный изделия русских мастеров – богато украшенная обувь, в том числе знакомые нам только по сказкам сафьяновые сапоги, пояса, кошельки – были широко известны. Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом порой опережая просвещенную Европу. Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества из уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.

В нашем стремительном и чересчур практичном XXI веке кожевенное ремесло не кануло в Лету ни в европейских странах, ни в России. Признанные художественные центры по обработке кожи существую в Италии, Германии, Румынии, Болгарии. Успешно и плодотворно работали другие национальные школы кожевников: прежде всего следует назвать эстонских и латвийских художников, чьи работы не раз удостаивались наград на международных выставках; вековые традиции обработки шкур передавались из поколения в поколение у народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; развивались промыслы в Киргизии, Казахстане и Татарии.

История развития кожевничества, фото № 5

Издавна кожа считалась предметом сакральным и широко использовалась, да и сейчас используется, в различных ритуалах и изготовлении магической атрибутики и талисманов. Ведь кожа - это не просто материал, она была частью живого существа и в ней сохраняется частица его жизненной силы.

И, в общем, как ни странно это звучит, это её свойство ощущается и современными людьми. Ни одна технология до сих пор не позволила создать настолько живой, «теплый» и подходящий для человека материал. И пусть меняются стиль и дизайн, сегодня – в век синтетических и полимерных изделий – кожаные изделия остаются на пике моды. Как и многие тысячи лет назад – во времена скифов, шумеров и ацтеков.

Читайте также: