Как сделать кракелюры на коже

Обновлено: 26.04.2024

Терминология «кракелюр» пришла к нам из живописи. Еще в прошлом веке художники заметили уникальные трещины на картинах, которые так и обозначили: кракелюры – нарушения целостности красочного слоя, придающие эффект старины. Трещины, которые имеют различные рисунки, размеры углублений и выраженность, напрямую зависящих от вызванных их причин.

Эксклюзивность растрескивающейся поверхности на полотнах, заинтересовала многих умельцев и заставила задуматься над искусственным состариванием предметов, созданием совершенного несовершенства в дизайне. На сегодня техника кракле не является загадкой и искусственно состарить предмет может каждый человек.

Давайте вместе рассмотрим технологию, чтобы вы смогли самостоятельно создать настоящее произведение искусств, подобие антиквариата.

Кракле в технике декупаж

Сотни лет умельцы из разных стран мира создают шедевры и произведения искусств. Для создания таких хэнд-мейдов применяются разные материалы декорирования, среди которых лидирующее место по востребованности занимает техника кракле.

Такая технология предоставляет возможность быстро придать готовому изделию эффект старины, применив для декупажа кракелюрный лак.

Как сделать кракелюрный лак своими руками

Химическая промышленность сделала огромный шаг вперед, к вниманию представлены разные виды лаков кракелюр, которые позволяют состарить любой предмет или вертикальную поверхность, придавая особого шарма помещению.

Каждый мастер имеет свои секреты в работе, знает тонкости как приготовить кракелюр своими руками, поэтому их произведения не повторяются по стилю, не имеют аналогов, считаются эксклюзивным изделием. Чтобы получить необычный рисунок, создать на предмете разную глубину трещин применяются разные составы лака кракелюр, с которыми мы и поделимся в нашей статье.

Изготовление состава для кракелюра из желатина

Для приготовления лака берем:

  • Желатин – 1 ст. л;
  • Холодная вода – 1 ст

Для набухания желатина засыпаем его в воду, подогреваем и размешиваем до полного растворения. Как только желеобразная масса остынет ее наносят на поверхность и хорошо сушат.

Такой состав является востребованным только потому, что при необходимости он быстро снимается простой водой и для получения желаемого результата наносится свежий слой.

Изготовление смеси из пшеничного декстрина

Декстрин – натуральное клеящее вещество, которое производится из пшеничного крахмала с помощью термической обработки. С этого вещества можно приготовить кракелюр лак. Берем 40 гр. готовой смеси, засыпаем в кипящую воду и оставляем до полной готовности.

В результате мы получает консистенцию в виде жидкого йогурта. На поверхность, обработанную методом декупажа наносится слой блестящего лака, который нужно хорошо высушить. Берем широкую кисть и на лак наносим толстый слой декстрина, просушивание выполняется в непроизвольной форме до 30 минут, без применения фена.

Изготовление состава из жидкого геля

Для декорирования предметов мебели может применяться состав, подготовленный на основе геля для стирки. На первом этапе на поверхность предмета нужно нанести базовый слой и хорошо его просушить. Затем берем кисть и накладываем толстый слой гелеобразной массы, обработка может выполняться морской губкой. Декупаж с помощью жидкого геля применяется только на тканях.

Яичный белок в технике

Для применения кракелюра на стенах помещения всегда используется яичный белок. На первом этапе участок стены обрабатывается латексной краской, разработанной на основе акрила, такая обработка может проводиться два раза. После полного высыхания поверхности, на стену крупными мазками накладываем белок.

Белковый слой рекомендуется сушить без фена, в естественной форме. На хорошо высушенный слой белка можно наносить остальные слои, согласно вашей идеи декора.

Уксус в приготовлении смеси

В обработке предметов мебели, кракелюрной методикой достаточно часто используется уксус. На изделия наносится краска, затем берем губку, пропитанную уксусом и легкими ударами наносим его на поверхность. В процессе нанесения появляются трещинки, в которые втирается краска контрастного цвета, согласно вашей идеи.

Краска кракелюр: 2 вида

Краска кракелюр для декорирования мебели представлена в двух видах. Производители рекомендуют учитывать, что кракелюр характеризуется своими тонкостями и от правильности ее нанесения зависит сам результат.

Одношаговых кракелюр

Для состаривания однотонных, простых поверхностей рекомендуется наносить одношаговый кракелюр. На изделие наносится основной фон, на котором и будут трещины. Сразу после высыхания краски в одном направлении наносится кракелюрный лак. Выдерживаем некоторое время, чтобы она полностью высохла и наносим основной цвет, который от воздействия лака начинает непроизвольно трескаться, так и появляется краска фона. Для закрепления эффекта и повышения прочности изделию поверхность можно покрыть прозрачным лаком.

Важно: одношаговый лак растрескивает исключительно верхний слой краски, декупаж, узоры, роспись и прочее наносится поверх него.

Двухшаговый кракелюр

Краска с эффектом трещин , двухшаговый кракелюр обладает способностью создавать в лаковом покрытии очень тонкую сетку из трещин. Относится к финишному декору и всегда наносится поверх росписи, декора. Применяется как на пористых, так и на гладких поверхностях: холст, стекло, неглазурованная керамика, фарфор, металл, дерево и т. д.

Например готовые наборы из двух аэрозольных баллончиков: базовый и финишный слой. Финишный слой содержит краску с содержанием кракелюрного лака. Преимущество таких наборов, что краска и лак обязательно создадут эффект.

Трещинки образовываются в прозрачном лаке, поэтому визуально остаются малозаметными. Чтобы проявить их более ярко нанесите дополнительный слой 2-го финишного баллончика.

Кракелюр декоративная штукатурка для стен

Для придания оригинального вида и реализации дизайнерского проекта для отделки стен в помещении могут применяться разные техники. Одним из таких способов и является отделка стен декоративной штукатуркой кракелюр.

Рассмотрим штукатурку кракелюр подробнее, чтобы сделать декорирование стен собственными силами и исключить дополнительные траты на услуги специалистов.

Особенности материала

Придать помещению эффект старины заинтересованы многие, ведь необычные рисунки с трещинами позволяют реализовывать самые смелые идеи дизайнеров, придавая помещениям индивидуальности и шарма.

Такой декор не является простым, мы рекомендуем запастись терпением и подготовить материалы для работы:

  • Грунтовку для подготовки поверхности;
  • Акриловую краску;
  • Однокомпонентный или же двухкомпонентный кракелюрный лак;
  • Затирку с желаемым пигментом для контраста трещин;
  • Лак и штукатурку

Такой декор стен является востребованным в интерьерах, выполненных в стиле кантри или в классике, но может применяться по замыслу автора.

Инструменты для работы

Технология нанесения декора разнообразна, и от этого зависит подбор инструментов. Мы рекомендуем подготовить:

  • Валик, шпатель;
  • Кисточки для малярных работ;
  • Поролон, чистую ткань;
  • Наждачную бумагу, краскопульт и вентилятор

Поролон используется для получения мелких трещинок, для более глубоких специалисты применяют кисточки, выполненные из мягкого ворса.

Подготовка поверхности

Перед проведением малярных работ всегда проводится очистка поверхности от старого основания, пыли и загрязнений. Все трещины и неровности устраняются с помощью шпаклевки. Заключительный этап – покрытие стен грунтовкой, так мы получаем идеально подготовленную поверхность.

Техника нанесения кракелюра

Для получения желаемого результата, рекомендуем ознакомиться с обязательными условиями и соблюдать их при декорировании стен:

Для правильного выполнения техники нанесения, нужно соблюдать не только условия, но и выполнять определенные этапы, в строгой их последовательности.

Основа

Основой выступает шпаклевка, в ее состав можно добавлять колер, цвет которого проявится в трещинах. Сразу после высыхания рабочей зоны прошпаклеванный слой хорошо затирается наждачной бумагой.

Техника кракелюр предусматривает еще 1 вариант нанесения основы – на стену наносим слой акриловой краски, цвет которой должен подбираться исходя из желаемого оттенка углублений. Краска наносится валиком и просушивается 6 часов, без применения фена.

Слой однокомпонентного лака

Вторым этапом выступает лакирование поверхности, с помощью кракелюрного лака, который условно разделяется на два вида:

  • Однокомпонентный – производится на водной основе, востребован для создания техники одношагового кракелюра. По завершению работ растрескивается слой краски, просвечивающейся через образованные трещинки
  • Двухкомпонентный – состоит из двух компонентов: гуммиарабика и шеллака. Востребован для двухшагового кракелюра, такая техника предусматривает нанесение двух слоев

Если вы заинтересованы создать крупные трещинки рекомендуем использовать однокомпонентный лак. Для создания сетки из мелких трещин, применяйте двухкомпонентный лак.

Важно: при любой техники не допускайте образования сгустков, лак на стены должен наноситься равномерно. Обязательно хорошо просушите поверхность, время высыхания составляет от 4 до 12 часов.

Финишное покрытие

Для образования трещин кракелюрный лак сверху покрывается декоративной штукатуркой. Сам процесс растрескивания начинается через 10 минут, а завершается спустя 6 часов, образовывая оригинальные узоры, комбинации из трещин.

Финишным покрытием могут выступать марокканские, венецианские или же рельефные составы. Сам узор зависит от разных факторов нанесения:

  • Направление углублений зависит от того, как и в какую сторону вы направляете инструмент.
  • От толщины слоя штукатурки зависит размер растекания – тоньше слой, мельче углубление

Важно: слой штукатурки может варьироваться от 2 до 3 мм, хорошо выравнивается и просушивается не менее двух суток.

Защитный лак

Для привлекательного внешнего вида и долговечности на поверхность кракелюр нужно наносить защитный слой воска или же лака. Обработка поверхности проводится с помощью кисточки или губки, но предварительно не забудьте пройтись абразивом, а только потом наносить защитный слой. Пыль снимается сухой тканью, затем протирается влажной ветошью.

Трафареты для имитации кракелюра

Помимо создание эффекта кракелюра красками и лаками, которые несовместимы, есть способ имитации трещин через трафареты. Таким образом слой с трещинами создается нанесением слоя похожим на трещины, в отличие от "химического" кракелюра.

Термостойкий кракелюр

Новый вид: термостойкий кракелюр создали производители красок, соединив «термостойкость» и «эффект трещин». Термостойкий кракелюр начали наносить изготовители металлических печей. Обещают стойкость покрытия до 700 градусов.

Говорим о простых и не очень техниках создания кракелюра, к которым рано или поздно приходят все декораторы. А еще про то, как на этом сэкономить деньги, время и силы. Читаем до конца!

Поясним для тех, кто с эффектом кракле не знаком. Кракелюр - это декоративный эффект , при котором на поверхности появляются разнонаправленные трещины. Внешний вид трещин может быть абсолютно разным: крупные и мелкие как сеть, глубокие и не очень, бывают похожими на выжженную землю, а бывают на тончайшую сетку трещин по всей поверхности керамики.

Немного истории. Изначально этот эффект являлся браком . Художники как могли пытались защитить свои работы от данного эффекта, изобретали различные составы лаков предотвращающих появление кракелюра, но их изобретения только лишь оттягивали момент образования паутинки. Но современные декораторы разглядели в этом эффекте некоторую красоту, в результате чего придумали способы получения кракле, не ожидая десятки лет. Фактически декораторы научились состаривать поверхность лакокрасочного слоя с помощью различных техник, создавая по-настоящему антикварный вид.

7 ВИДОВ КРАКЕЛЮРА И ПЛАНЫ РАБОТ

1. Одношаговый (однофазный) кракелюр

Считается простым в реализации. Представляет собой растрескавшуюся краску, при этом каждая трещина оголяет основу. Как делается:

а) Окрашиваем поверхность меловой краской того цвета, который хотим видеть в трещинах. В качестве тонировки можно использовать морилку. Перекрашивание можно вовсе не делать, если цвет подложки вас устраивает.

б) После просушки первого тонирующего слоя, на него толстым слоем наносится специальный кракелюрный лак. Лак не должен полностью просохнуть, но при этом он уже не должен липнуть к пальцам. Такая "неполная" просушка занимает около 20-30 минут. Процесс допустимо ускорить с помощью фена. Важный нюанс: кракелюрный лак наносится по всей поверхности в одном направлении .

в) По еще не просушенному нанесенному лаку наносится следующий слой меловой краски другого цвета. От консистенции краски зависит количество растрескиваний - чем гуще, тем меньше трещин и наоборот. Краску проще всего наносить губкой тампонирующими движениями.

г) При подсыхании кракелюрного лака, второй слой меловой краски начинает растрескиваться, проявляя в каждой трещине первый слой краски. На данном этапе также допустимо использовать фен. Полная просушка поверхности занимает не меньше 6 часов. В качестве финишного покрытия можно использовать лаки, воски и прочие финишные покрытия.

2. Двухшаговый (двухфазный) кракелюр

Выглядит как сетка тонких трещин на лакированной поверхности с ранее нанесенным под него изображением. Возможность делать на изображении и есть его главное отличие от одношагового кракелюра. Как делается:

а) На подготовленную поверхность наносится первый слой гуммиарабика (чаще всего производители его называют "Шаг №1"). Как и в одношаговом кракелюре, наносится кистью в одном направлении. Существуют разных оттенков, что напрямую влияет на будущий оттенок изделия. Наносится в 2-3 слоя, каждый слой основательно просушивается в течение 15-30 минут, но все зависит от среды полимеризации, проще говоря от влажности воздуха.

б) После полной просушки наносится кракелюрный лак. Именно после этого этапа мы получим декоративное покрытие. Проконтролировать интенсивность появления кракле не может быть проконтролировано. На данном этапе допустимо использовать фен. Если на большое покрытие частично будут падать солнечные лучи, то это место будет иметь больше трещин, что приведет к неоднородному покрытию. Неоднородное покрытие тоже является декоративным приемом и обладает собственным шармом и естественной красотой.

в) Как и в любом другом случае, работу можно запатинировать и закрепить темным финишным покрытием, например лаком. Использование темной патины проявит все трещины и накинет изделию еще около 100 лет. Кстати, некоторые декораторы в качестве патинирующего средства используют обычные косметические тени. Патина наносится небольшой синтетической тканью или губкой.

3. Кракле из яичной скорлупы

Еще один необычный способ получить эффект кракле. Достаточно трудоемкий, но очень эффектный. Как делается:

а) Это странно, но вам понадобится чистая яичная скорлупа от куриных яиц. Она должна быть промыта любым моющим средством, а внутренняя пленка должна быть полностью снята. Следите за тем, чтобы даты на скорлупе были смыты.

б) Далее просушенная скорлупа наклеивается выпуклой стороной вверх на небольшом расстоянии от каждого кусочка на клей ПВА или лак. Крупный куски можно предварительно поломать.

в) После нанесения кусочков скорлупы, поверхность нужно просушить. Хорошая просушка займет приблизительно 6 часов.

г) На этом шаге поверхность открашивается меловой краской любого цвета, который вам приглянулся.

д) На данном этапе поверхность закрепляется финишным лаком или декоративным воском. Воск можно использовать темный или прозрачный. В случае если воска нет, но есть идея сделать патину, то лак можно немного подколлеровать.

4. Кракелюр фацетным лаком

Отлично подходит для всех типов поверхностей. Как делается:

а) Снова нам понадобится лак - в этот раз фацетный. Консистенция его густая, поэтому он наносится равномерно толстым слоем (2-2,5 миллиметра), шпателями, мастихинами и прочими моделирующими инструментами. Как и в других случаях, наносится только на подготовленную поверхность. После нанесения лака начинается процесс сушки, в следствие которого декораторы получают эффект кракле. Сушка занимает примерно 1 сутки.

б) После полного высыхания фацетного лака и образования сетки мелких трещин, необходимо их проявить. Разные мастера используют разные способы получения патины: битумные воски, патинирующие жидкие составы, масляные краски, различные античные пасты, а в качестве бюджетного варианта используются тени для век.

5. Двухкомпонентный микрокракелюр

Позволяет сделать изящную паутину трещин в котором размер каждого отдельного кусочка будет примерно 1-2 миллиметра. Подойдет для предметов с любым рисунком. Покрытие является водостойким, но как и любую работу его необходимо защищать финишным покрытием. Как делается:

а) Если вам посчастливилось приобрести двухкомпонентный микрокракелюрный набор, то ваши действия почти ничем не отличаются от работы с обычным двухшаговым (двухфазным) кракелюрным набором описанным выше в пункте №2.

6. Готовая кракелюрная краска

Простой способ создания эффекта кракле. Краска уже содержит необходимую добавку для создания эффекта, поэтому декоратору достаточно ею просто открасить поверхность и просушить ее. Как делается:

а) Требуется обычное окрашивание поверхности, как это обычно делается при перекрашивании. Краска самостоятельно растрескается при высыхании, при этом мастер не сможет контролировать размер и частоту трещин. В данном случае при приобретении такой краски мастеру необходимо поинтересоваться какой эффект дает приобретаемая краска. Но как и при любом виде кракелюра, на его образование влияет влажность воздуха в помещение в котором ведутся работы.

7. Кракелюр своими руками из подручных материалов

Является самым бюджетным вариантом, доступным каждому. Данный способ ничем не уступает одношаговому (однофазному) кракелюру. Как делается:

а) На очищенную и подготовленную поверхность наносится грунтовочный слой меловой краски . Слой можно сделать тонким. Данный слой необходимо просушить - это займет примерно 1 час. В данном случае феном пользоваться не желательно.

б) Далее наносится клей ПВА. Клей необходимо наносить кистью обычным слоем, примерно 1 миллиметр. Важно: клей необходимо наносить в одном выбранном направлении, иначе эффект кракле проявится самым некрасивым образом, в лучшем случае поверхность просто пойдет буграми.

в) Далее используется фен. Феном подсушивается верхний слой клея ПВА, до образования своеобразной корочки, на которую уже ничего не липнет, но которая лип покрывает все еще не высохший клей.

г) На данном этапе нам понадобится меловая краска другого цвета. Тампонирующими движениями она наносится на корочку клея ПВА. Наносить необходимо аккуратными движениями, чтобы не повредить корочку ПВА.

д) Завершающим этапом нам снова понадобится фен. Теплым воздухом начинаем просушку окрашенной поверхности. В результате просушки лакокрасочный слой начнет трескаться и проявлять эффект кракле.

е) Финализация работы идет с помощью все тех же лака или декоративного воска.

Кракле – техника искусственного состаривания, основанная на создании трещин в красочном слое. Ее широко применяют как самостоятельно, так и в сочетании с декупажем или другими техниками.

Виды и способы создания кракелюра

Одношаговых (однофазный) кракелюр

Одношаговый кракелюр считается более простым в исполнении. Двухшаговый кракелюр более привередлив, но и более красив, к тому же не перекрывает первичное изображение или фон, что позволяет использовать его как на золоте, так и на нанесенном изображении.

Кракелюрный лак производства компании «ТАИР» основан на качественном импортом гуммиарабике (обладает очень высоким поверхностным натяжением). Вы можете использовать его как одношаговый, так и как двухшаговый в паре с шеллачным спиртовым лаком.

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Например, стекло, или металл.

Ход работы:

1. На поверхность наносим слой краски, который будет виден через будущие трещины. Это может быть любой цвет, например, очень красиво смотрятся металлические оттенки, золото, серебро, бронза и другие металлики. Если вашей задумкой является показать цвет основы, то ее можно оставить без покрытия. Как, например, при работе со стеклом.

2. После того, как первый слой краски высох, на него довольно густым слоем наносится кракелюрный лак. Оставить минут на сорок, до почти полного высыхания. Можно немного ускорить его высыхание феном. Лак должен выглядеть сухим, но на отлип рукой быть чуть влажным.

3. Для второго слоя подходят акриловые краски, такие серии как «Акрил-Арт» , «Акрил-Хобби» , «Акрил-Хобби Де Люкс» или краску для росписи . Перед нанесением краску следует разводить водой. Чем жиже краска, тем больше будут трещины. Если трещины нужны небольшие, то краску рекомендуется разводить разбавителем акриловых красок или акриловым лаком. Густую краску будет очень сложно нанести за один раз. Готовую краску лучше всего наносить широкой синтетической кистью. Направление трещин будет совпадать с направлением движения кисти.

Самое важное: по одном месту можно проводить кистью только один раз. Иначе лак может начать «скатываться».

4. Высыхание второго слоя можно немного ускорить феном. Верхний слой краски довольно быстро начинает растрескиваться. После высыхания, через сутки, красочный слой необходимо закрепить. Закрепить можно шеллачным, акриловым, или акрил-фисташковым лаком.

Двухшаговый (двухфазный) кракелюр

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин, растрескавшийся лак, на поверхности любого изображения (например поверх декупажа или росписи) или однотонного покрытия любого оттенка.

Ход работы:

1. Для создания двухшагового кракелюра первый слой наносится шеллачным лаком (классический принцип создания двухшагового кракелюра: шеллак + состав на основе гуммиарабика, кракелюрный лак). Можно использовать как осветленный, так и не осветленный. Не осветленный лак придаст изделию легкий оттенок патинирования.

Шеллачный лак наносится в 2-3 слоя с полной просушкой каждого слоя. Спиртовой лак быстро сохнет, от 15 до 30 минут. Зависит от влажности воздуха.

2. После полного высыхания на шеллачного лака на него наносится слой кракелюрного лака. Основным критерием, который влияет на скорость создания трещин, будет влажность воздуха, а не температура. В теплом сухом помещении процесс будет проходить интенсивнее. При двухшаговом кракелюре процесс лучше не ускорять с помощью фена, а положить изделие рядом с радиатором, на солнце, или в теплом и сухом месте.

3. После того, как на поверхности появились заметные трещины, они затираются. Для этого используется художественная масляная краска, тертая пастель, тени для век или битумный лак. Этот процесс лучше всего производить губкой или натуральной тканью.

4. После высыхания следует закрепить шеллачным лаком. Таким образом, получается, что расход кракелюрного лака по отношению к шеллачному будет 1:3.

Такой техникой легко придать налет благородной старины практически любой и стилистически разнообразить свои работы.

Видео-урок, описывающий создание одношагового и двухшагового кракелюра:

Кракле из яичной скорлупы

Еще одним видом декоративного приема состаривания поверхностей при помощи природных материалов - яичная скорлупа. Ее можно использовать для декорирования предметов с эффектом кракелюра.

Для этого нужно собрать и подготовить яичную скорлупу для работы. Скорлупу от куриного яйца промыть щеткой с моющим средством в теплой воде. Затем очистить скорлупу от внутренней пленки и высушить.

После того, как яичная скорлупа высохла, наклеивать ее следует на предварительно загрунтованную поверхность изделия. Для этого обильно промазываю место нанесения клеем ПВА или акриловым лаком. А после части скорлупы выкладываются на небольшом расстоянии друг от друга.

Крупный кусок скорлупы, можно придавить пальцем и он раскололся на несколько мелких кусочков, которые затем удобно раздвинуть зубочисткой или бамбуковой шпажкой.

После того, как вся поверхность заполнена кусочками скорлупы, оставляем на просушку. Далее следует покраска задекорированной поверхности изделия акриловой краской. При желании можно затереть промежутки между наклеенными кусочками яичной скорлупы масляной краской или пастелью, как в технике двухфазного кракелюра.

Кракелюр с помощью фацетного лака

Декоративное средство для создания трещинок, придающих изделию «старинный» вид. Фацетный лак хорошо держится на всех впитывающих поверхностях, таких как дерево, керамика, картон. Стеклянные и пластиковые поверхности должны быть предварительно обработаны грунтом или глянцевым лаком.

Фацетный лак достаточно густой (как паста) наносится на поверхности с помощью шпателя, моделирующего ножа, мастихина, жесткой кисти или спонжа. Слой лака должен быть, как минимум 2 мм. Распределяем по поверхности равномерно. От толщины нанесенного слоя зависит размер трещин. Время высыхания зависти от поверхности и толщины слоя, период составляет около 24 часов.

Микрокракелюр двухкомпонентный

Двухкомпонентная система кракелюрных лаков для создания на поверхности микротрещин. В результате получается эффект тонкой паутинки.

Шаг 1: Нанести на подготовленную или задекорированную поверхность специальный прозрачный грунт, дождаться его полного высыхания.

Шаг 2: Нанести кракелюрный состав. Глубина, толщина и направление трещин зависят от направления движений кистью и толщины наносимого слоя лака. После высыхания трещины можно подчеркнуть античной пастой, пигментом, жидкой патиной, масляными красками. Образованные трещины в размере от 1 мм. Лаки для микрокракелюра не имеют цвета. Оттенок декорируемой поверхности не меняется, а лишь приобретает эффект состарившейся и потрескавшейся поверхности.

Также подходит для заранее задекорированных предметов и поверхностей с любым рисунком и нанесением, для стекла. После высыхания становится водостойким. Работу рекомендуем покрыть финишным отделочным лаком.

Краска-кракелюр

Простая в применении одношаговая краска создает эффект кракелюра при высыхании. Заколерована. Наносится кистью на поверхность изделия и через некоторое время краска растрескивается, образуя красивую сетку из трещин.

В этой статье мы рассмотрели самые популярные способы создания трещинок в технике кракелюр.

Посмотреть статью на сайте, задать вопрос или оставить комментарий можно по ссылке:

Как вы знаете, существует множество составов для одношагового кракелюра - производители прсто дразнят своими возможностями. Но купить много и сразу, как правило, - денег жалко. Выйльется это далеко не в копеечку, а уж точно в несколько сотен рублей. Я провела творческие экспериментами с тремя составами. Два из них - специальные, но очень демократичные по цене. Третий - строительный ПВА, о его доступности вообще говорить не приходится! Итак, приступим!

1. Лак для одношагового кракелюра Nerchau (Германия), это подразделение известной фирмы Caporol, которая производит различные строительные краски и составы. Лак на водной основе, наносится в одном направлении, процесс высыхания можно ускорить феном. Контрастная акриловая краска наносится на кракелюрный лак либо кистью (короткими мазками) также в одном направлении, либо поролоновой губкой. Размер трещин, как всегда, зависит от толщины нанесенного кракелюрного лака.

Одношаговый кракелюр - творческие эксперименты, фото № 1

2. Кракелюрный лак Decola (фирма «Невская палитра», Россия). На водной основе, перед употреблением надо хорошо перемешать. Наносится на поверхность с высохшей акриловой краской плоской кистью (в одном направлении) или спонжем одним слоем. Время высыхания – 2 часа. Здесь важно четко соблюдать инструкцию. Далее – контрастный слой краски. Судя по рекомендациям, лучше покрывать работу с кракелюром Decola покрывать алкидным лаком. От лаков на водной основе вроде получаются комочки и желтизна. Но этого я не пробовала пока.

Одношаговый кракелюр - творческие эксперименты, фото № 2

На этом примере контрастная краска нанесена кистью. Помним, что по одному и тому же месту дважы кистью проходить нельзя - велик риск содрать кракелюрный лак или закрасить появляющиеся трещинки. Трещинки у меня появлялись практически сразу. Можно досушить краску феном.

3. Кракелюр с использованием клея ПВА. Размер трещин зависит от толщины нанесенного слоя клея ПВА. Можно подсушить клей феном до того момента, пока его верхний слой не станет матовым (внутри он остается сырым).

Одношаговый кракелюр - творческие эксперименты, фото № 3

На этом примере верхняя краска нанесена полоновой губкой. Ускорить процесс появления трещин можно с помощью фена.

Одношаговый кракелюр - творческие эксперименты, фото № 4

Надо отметить, что разный клей ПВА может дать разный рисунок трещин. В данном случае использован строительный клей ПВА White house. В общем, надо пробовать! Еще совет – если ПВА нанесен толстым слоем, то после покрытия верхним слоем краски и первоначальной просышки феном оставьте работу сушиться подольше, например, на ночь.

Здравствуйте! Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в одноклассниках, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме. Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской. https://stranamasterov.ru/node/177802 - 1 часть https://stranamasterov.ru/node/179221 - 2 часть https://stranamasterov.ru/node/192748 - 3 часть. Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент. (фото 1)

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.))

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.)) (фото 2)

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя. (фото 3)

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке https://stranamasterov.ru/node/248402 кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Очень подробно рассказала об этом Настина бабушка https://stranamasterov.ru/node/96148 Посмотрите разницу - она наносила верхнюю краску губкой, я - кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь! (фото 4)

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя ( не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр. Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя ( не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже. (фото 5)

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло. (фото 6)

Тут пигмент серебряный.

Тут пигмент серебряный. (фото 7)

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится. (фото 8)

Кракелюр красивый получается.

Кракелюр красивый получается. (фото 9)

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом. (фото 10)

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению. (фото 11)

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго. (фото 12)

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками. (фото 13)

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного. (фото 14)

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Чем толще второй слой, тем реже трещины. (фото 15)

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький. (фото 16)

Вот так получается на досочке.

Вот так получается на досочке. (фото 17)

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины. (фото 18)

Вот он в работе.

Вот он в работе. (фото 19)

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими. (фото 20)

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев. (фото 21)

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает. (фото 22)

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

Успехов вам, мастера и ученики декупажа.

Спасибо большое Верочка. Тоже думаю заняться кракелюром,утащила в копилку,буду читать и тренироваться.Благо не надо искать по всему интернету,все на месте.

Спасибо, Валентина за добрые слова! Я надеюсь, смогу помочь. И обязательно почитайте Елену Островскую, я на основе этих записей училась, всё понятно и доходчиво написано и показано.

спасибочки! пригодится!очень нужная информация!

И Вам спасибо, Светлана!

Верочка, большое спасибо за подробный разбор полетов. Очень нужная публикация!

Да, Ирина, люди много спрашивают, поэтому и решила сделать такую памятку.

Читайте также: