Как сделать кольчугу из кожи

Обновлено: 02.05.2024

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 49 человек(а).

Кольчуга создается посредством переплетения колец в определенной последовательности. Поскольку такая конструкция распределяет силу от удара острым оружием (мечом или топором, например) на более широкий участок тела, кольчуга исторически использовалась в качестве брони. Сегодня она может применяться в костюмированных представлениях, в создании украшений, поясов либо в иных декоративных элементах. В этой статье мы расскажем, как сделать кольчугу с соединенными встык кольцами.


  • Этот способ плетения можно изменять (например, можно применять расширенное плетение и европейское плетении 6 в 1, где используется не 4, а 6 колец). [1] X Источник информации

Изображение с названием Make Chainmail Step 2

  • Попробуйте сделать необычное и элегантное украшение из кольчуги, которое подошло бы к любому мероприятию. Выбирая проволоку для украшений, отдавайте предпочтение более тонкой - такие украшения понравятся многим. Обычно используется проволока номер 18 (это число обозначает толщину), 20 и 22. Проволока номер 24 более тонкая. Она начнет завиваться, и для работы с ней вам может потребоваться увеличительное стекло. Украшения из проволоки номер 16 более массивны, нравятся они далеко не всем.

Изображение с названием Make Chainmail Step 3

  • Большие кольца покроют определенную площадь меньшим количеством колец с меньшим весом, но кольчуга выйдет более массивной и грубой, независимо от величины КС.
  • Кольца с большей величиной КС не будут столь же прочны, как кольца с меньшим КС из того же самого материала, независимо от вида материала. Проволока большего диаметра более надежна, но она тяжелее, да и работать с ней будет труднее.
  • Кольца делают не только из простого железа или стали. Можно купить кольца из оцинкованной или нержавеющей стали, из алюминия, титана, инконеля, ниобия, серебра, золота и резины. Можно купить разноцветные кольца и сделать несколько слоев.
  • Самым простым источником подходящей проволоки служат обычные металлические вешалки. Они легко гнутся. Единственный минус заключается в том, что делать кольца нужно будет самостоятельно, а полученная кольчуга будет не очень прочной.
  • Еще один простой (но не самый простой) способ - это пойти в хозяйственный магазин и купить катушку проволоки для электрического ограждения. Такая проволока обычно стоит недорого.

Изображение с названием Make Chainmail Step 4

  • Зубцы (то есть выступы) обычных плоскогубцев могут повредить поверхность металла, особенно если у вас тонкая проволока из мягкого металла. Если у вас относительно мягкий металл, поищите плоскогубцы без зубцов или даже щипцы для бровей (они потребуются для работы с очень тонкой проволокой). Можно также накрыть зубцы чем-нибудь. Проще всего надеть на плоскогубцы разрезанную пластиковую трубку нужного диаметра. Плоскогубцы смогут сгибать даже прочный металл, при этом они будут достаточно удобным инструментом, поэтому у вас будет возможность получить кольцо нужного размера.
  • Обвивать проволоку можно вокруг отвертки "Филипс" или стального прута (его можно купить в хозяйственном магазине). Можно также поискать что-то подходящее дома.



  • Возможно, вам потребуется удерживать один или оба конца проволоки плоскогубцами. Стремитесь делать ровные и одинаковые петли и постарайтесь избежать изломов проволоки. Если проволока была смотана в катушку или на шпульку, наматывайте ее по тем же изгибам, которые у нее уже есть Также попытайтесь накладывать петли максимально близко друг к другу. Чем дальше они располагаются друг от друга, тем длиннее кольца.
  • Чтобы сделать большое количество колец, проделайте маленькое отверстие в пруте, закрепите проволоку, а затем начните вращать прут с помощью дрели. Рекомендуется работать в прочных перчатках.


  • Если вы хотите получить более ровные и плоские срезы колец, можно поместить намотанную проволоку в тиски (желательно оставить прут внутри) и разрезать ее ножовкой. Благодаря этому на концах колец не будет острых зазубрин, которые могут цепляться за одежду и кожу.


  • Сомкните все остальные кольца, чтобы получилась аккуратная конструкция и чтобы в кольца не попали волосы. Смыкая и размыкая кольца, отводите концы друг от друга так, чтобы их кончики оставались друг над другом, и соединяйте их таким же образом. Не тяните концы в противоположные стороны, поскольку так кольцо уже не будет ровным. Вам может потребоваться согнуть кольцо чуть больше, чем нужно, а затем вернуть его в нужное положение, если этого потребует материал, с которым вы работаете.


Разложите пять колец, как на картинке: два сверху и два снизу. Сейчас это выглядит несколько странно, потому что тут еще нет элементов, которые завершат рисунок.



Проденьте красное кольцо через оба нижних кольца, как показано на картинке, снизу вверх. Разложите два самых нижних кольца так, чтобы они образовывали правильный рисунок.




Начните плести следующий ряд. Проденьте синее кольцо через верхние два золотых кольца первого ряда. В итоге оно должно лежать так же, как красное кольцо, смежное с ним.

Изображение с названием Make Chainmail Step 14

Изображение с названием Chainmail13

Изображение с названием Chainmail14

Изображение с названием Make Chainmail Step 17

Чтобы добавить новый ряд, делайте все, описанное в этом разделе, пока фрагмент не достигнет необходимого вам размера.

Изображение с названием Make Chainmail Step 18

Теперь начините делать вторую половину, повторяя шаги из этого раздела. Так вы сделаете спинку кольчуги.

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Кольчугу в Minecraft нельзя скрафтить так же, как другую броню. Чтобы получить различные части доспехов, нужно победить моба в броне или купить их у кузнеца. Кольчуга доступна как в режиме выживания, так и в творческом режиме, то есть моды не нужны.

Изображение с названием Make Chain Armor in Minecraft Step 1

  • Жители деревни покупают предметы за изумруды. Выясните, что нужно жителям, например, житель в коричневой робе предложит изумруд на определенное количество пшеницы.
  • Изумруды можно найти при добыче изумрудной руды — как правило, их много в биомах Extreme Hill (горных биомах). Но отыскать изумрудную руду довольно сложно, поэтому лучше торговать с жителями.
  • Цены на части кольчужных доспехов разные. Например, кольчужный шлем стоит 5–6 изумрудов, кольчужная кираса — 11–14 изумрудов, кольчужные поножи — 9–10 изумрудов, кольчужные ботинки — 5–6 изумрудов.

Изображение с названием Make Chain Armor in Minecraft Step 2

Найдите кузнеца в деревне. Он живет в кузнице, перед которой расположена емкость с лавой, а сам кузнец носит черный фартук. Только у кузнеца, который торгует броней, есть кольчужные доспехи. [1] X Источник информации

Изображение с названием Make Chain Armor in Minecraft Step 3

  • Кузнец может продавать оружие или инструменты — у такого кузнеца кольчуги нет.
  • Если в деревне нет кузнеца, который торгует броней, найдите другую деревню.

Изображение с названием Make Chain Armor in Minecraft Step 4

  • Если у кузнеца нет ничего из кольчужных доспехов, купите у него последний предмет. Нажмите на направленную вправо стрелку, чтобы перейти в конец списка предметов. Теперь закройте окно торговли. Возможно, вокруг кузнеца появится сияние — это означает, что его уровень повысился и, возможно, у него появилась кольчуга. Повторяйте этот процесс, пока у кузнеца не появятся части кольчужных доспехов.

Изображение с названием Make Chain Armor in Minecraft Step 5

Уясните концепцию ловли мобов. Ловля идет вразрез с игровой логикой, но позволяет игроку быстро получать нужные предметы. Если охотиться на враждебных мобов, на них нужно нападать там, где они водятся, загонять их в тупик и брать вещи, которые из них выпадают.

Доброго времени суток дорогие дамы и господа. Сегодняшний пост посвящается моим пяти сотням подписчиков! Отпразднуем мы сие событие разгромом самого популярного типа брони среди киноделов, писак фэнтези, а так же в D&D.

План действий:
1) Разбор перлов от псевдоисторических каналов и фентезийных киноделов.
2) Глумление над кожаной бронёй в D&D.
3)Исторический разбор кожаной брони в деталях или сказ о том, как её никто на самом деле не использовал.
4) Бонус фото в честь подписчиков, как пруф того, что я занимаюсь с Мэтом Истоном.

Всех тех, кому неимётся рассказать мне о китайской кожаной броне, прошу удалиться. Этот пост о броне средневековой европы, а не азии.

1) Начнём, пожалуй, с перлов исторических каналов.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Ах, мой самый любимый тип кожаной брони, ничего не напоминает?

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Только подумайте какой длины должны были быть полоски кожи, чтобы их можно было так красивенько сплести. Сколько усердного труда и сколько времени было потрачено нашим суровым викингом на этот моднявый костюмчик, чтобы выглядеть лучше всех на поле боя. Помогла бы ему эта броня? Да нет конечно, дело в том, что даже самый толстый слой кожи не спас бы от самого распространённого оружия того времени - копья. Взгляните на это с другой стороны, все его враги померли бы от зависти.
Ещё примерчик.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

А теперь сравните клоунов сверху с изображением настоящих викингов.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Как пример мастерства портных.

Что-то я отклонился от темы, продолжим же. Вот ещё один пример "кожаной кирасы" от Игры Престолов.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Начнём с формы. Первый вопрос, зачем делать лифаноброню? Данная форма не имеет никакого смысла т.к. она направляет все удары либо в солнечное сплетение, либо в живот, а учитывая то, что это просто кожа, такие удары скорее всего будут смертельны. Второй вопрос, какой смысл носить кожаную лифаноброню если даже гамбезон может защитить лучше? Кто-то скажет, что это вовсе не просто кожа, а бригандина, где эта самая кожа играет роль основы для стальных подкладок. Чушь, отвечу я, ибо бригандина требует немалого количества заклёпок с наружной стороны для удержания стальных пластин внутри на месте. В случае если за кожей прячется нагрудник, в чём смысл покрывать стальной нагрудник обычной грязной кожей?

2) Ну и самое сладкое напоследок, Dungeons & Dragons. Именно эта настольная игра популяризировала идею кожаной брони. Взглянем же на пару примерчиков и посмеёмся от души.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Запущенный случай кожаного варварского лифанобронита. Не знаю, что больше меня расстраивает, толщина этой "брони" или то, как мало тела она покрывает. В чём смысл абсолютно бесполезного веса, если эффективность такой кожи против оружия наравне с обычной одеждой, т.е. 0.
(Скажу сразу, не имею ничего против людей, которые занимаются LARP и просто любят фентезийные костюмы. Все мы хотим окунуться в различные миры фэнтези и просто повеселиться. Единственное, что меня заботит, так это присваиваемый кожаной одежде(?) титул брони.)

3) А теперь история.
На протяжении всего средневековья никто не носил кожаную броню. Скажу больше, примеров кожаной брони практически нет. Всё, что нам оставила история это старинные изображения, на которых невозможно различить материал из которого сделана броня. Есть только догадки. Примеры.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Можно предположить, что кузнецы того времени скорее всего не смогли бы создать такой орнамент из металла (опять же, есть возможность, что они использовали мягкие металлы или просто расписали сталь), поэтому узоры, скорее всего, были вырезаны на коже.
Я умудрился найти лишь один пример настоящей кожаной брони.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Это "rerebrace" - наруч для верхней части руки между локтём и плечом. Он датируется 14 веком и находится в Британском музее. На данный момент большинство историков относится с огромным скептицизмом к самой идее кожаной брони. Некоторые историки, например Брайан Принс (Brian Price, in his book Techniques of Medieval Armour Reproduction: The 14th Century), спекулируют о возможной распространённости кожи, повторюсь, спекулирует.

Подытожим. В средние века и даже ранее никто не пользовался кожаной бронёй т.к. это было дорого и не предоставляло той защиты, которую мог дать обычный дешёвый гамбезон. Кольчуга и гамбезоны(такими, какими мы знаем их сегодня) были в пользовании ещё в 4 веке до нашей эры и давали более чем достойную защиту по крайней мере против рубящих ударов. Я не отрицаю возможность редкого использования вываренной кожи в качестве защиты на отдельные части тела, однако история (по крайней мере на данный момент) не предоставила нам доказательств сего. В основном она служила основой для бригандин и перчаток на ранних этапах средневековья. Настоящее широкое использование кожи было в таки мелочах, как ремни, кожаные кошели, ножны и т.п.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

P.s. спасибо всем подписчикам за поддержку! Оставляйте свои предложения в комментариях.

4)Собсно само бонус фото. Узнаёте помещение? Щит делал дед. Дед мой, поэтому ставлю тег моё.

Разрушение мифов о средневековой броне - Кожаная броня Разрушители мифов, Средневековье, Кожаная броня, Ересь, Длиннопост

Это оттого, что скорее всего ты с кожей не работал. Меж тем простейшие пропитки делают её жёсткой как фанера. Взять её в несколько слоёв - вот нагрудник и готов. Можно пробить копьём? Да можно, наверное, если со всей силы. А вот кинжал уже не пробьёт. И от чего потяжелее защитит. Хуже чем железяка? Да. И тяжелее. Но шанс выжить увеличивается? Да конечно.

Если не ошибаюсь доспехи из кожи использовал восток. В частности монголы:

"Основными материалами для их изготовления были железо и толстая кожа, отформованная и высушенная после снятия с туши, когда она приобретает жесткость дерева. Плано Карпини так описывает процесс ее приготовления: «Они берут ремни от быка или другого животного шириною в руку, заливают их смолою по три или по четыре. »(46). Эти «доспехи. из многослойной кожи. почти непробиваемые», «прочнее, чем из железа»(47). "

Кожаные кирасы что на фото - конечно бред, но ламелляры и чешуя думаю вполне имели место быть. Учитывая в каком состоянии находят копанину на 12-13 века (в основном богатые захоронения, они могли позволить себе что-то подороже кожи) - не удивительно что они не сохранились.

"В период династии Чжоу, сменившей в 1050 г. Шан, были установлены строгие ограничения для государственных служащих. В книге «Чжоу ли» впервые указана особая разновидность придворных оружейников хань-жэнь – «мастера, изготовлявшие защиту для тела воинов». Встречались также и другие инструкции, которым они должны были следовать при изготовлении защитных доспехов из кожи. В частности, отмечаются два вида доспехов: короткое одеяние, напоминавшее пальто (kia), и пластинчатые наборные доспехи из чешуек (kiai).

Обычно киа, которое изготавливали из кожи двурогого носорога, называлось си и состояло из семи слоев. Из кожи однорогого носорога делали одеяние, называвшееся се, оно состояло из шести слоев. Встречалась и третья разновидность, состоявшая из сочетания кожи двух типов, в ней было пять слоев."

Кожа соответствующей выделки и обработки отлично показывает себя в качестве легкой и прочной брони, опробовано. Исторические аналоги также имеют место быть. В сериалах показывают красивые финтифлюшки, да, но это определяется зрительским интересом (зрелищность должна быть на высоте, иначе никто не будет смотреть). Про бронелифчики "Игры престолов" вообще глупо рассуждать, вы бы ещё возмутились тем, что белые ходоки не имели исторических аналогов.

Оп-оп, некромант в треде!

Пришел с поста про рыцаря - и прям удивился пафосу с "разоблачением мифов". Взять ту же кожу - автор сначала говорит о том, что мол, нельзя все мерить одной меркой, рыцари были разные, броня была разная, а потом забывает сказать, что раннесредневековый рыцарь в кольчуге будет этой кольчугой защищён ненамного лучше, чем если бы он напялил кирасу из кожи. Потому что ланс или даже простое копьё пробивает и то и другое на раз два (точнее, кольчугу не пробивает конечно, но вминает в тебя так, что уже неважно чем тебя разорвало - остройй палкой или твоим же доспехом, в который воткнулась острая палка), а от режущих ударов во время боя эти штуки защищают примерно одинаково - потому что толстую кожу не так-то просто разрезать в общем-то. Даже саблей. Конечно остаются топоры и булавы, но опять же - топоры и булавы и рыцаря в кольчуге кончат.

Главная проблема с кожей не то, что она как-то "очень плохо защищает", а в том, что её практически невозможно ремонтировать, нужно менять. Но опять же, если взять чешуйчатый кожаный доспех, где в случае чего нужно менять только отдельные чешуйки.
И вот тут во весь рост встает экономика. Рыцарская армия среднего пошиба - это мало народу. Ну очень мало народу - даже не тысячами и иногда даже не сотнями исчисляемая. Один рыцарь - это очень и очень дорогой юнит. Даже кольчужная броня по своему времени - это чугунный мост по стоимости. Ну то есть в пересчете я видел сравнительные цифры типа "продать кольчугу - купить три деревни". Рыцарь же, таким образом, очень ценный профессиональный воин, который живет со своего оружия и доспеха. Но армия средневековья - отнюдь не только рыцари, там есть ещё и сиволапая пехота. А вот сиволапой пехоте никто кольчуг выдавать не будет - дорого слишком. С другой стороны замотать их в плотные шкуры или кожаные кирасы - почему нет? Это же дешевле гамбезона, тащемта (потому что гамбезон - сложная инженерная штука, которая требует много ступеней пройти, а шкуру срезал, выварил - и норм), а во вторйо бой этим крестьянам один фиг не идти.

Ну и да, насчет "не сохранилось" - а с чего бы ей сохраниться? Это плохой доспех, он плохо хранится в земле, его не будут снимать победители с трупа и тащить в своё логово, его не факт что сохранит в первозданном виде оригинальный владелец (потому что война один раз, а ремни, например, в хозяйстве точно пригодятся). Ничего удивительно, что их не находят - удивительтнее было бы если бы находили.

Я может не прав, но все же выскажу свои мысли.

1. Есть по соседству мясокомбинат и я знаком с несколькими работниками. Шкуры коров (не выделанные) - хрен разрежешь обычным ножом. Т.е. даже в природном состоянии это весьма неплохая дополнительная защита

2. В случае массовой мясозаготовки это побочный продукт, т.е. дешевый

3. Металлическая броня требует кузнеца с руками из плеч и достаточно дорогая.

Поэтому (опять же мое мнение) во время войн того времени кожаную броню использовали те, кто не мог себе позволить металлическую. Нищебрододы средних веков, скажем так. Соответственно и упоминаний в исторических летописях и бережно передаваемых из поколения в поколения доспехов и не должно было остаться

Пальцы Lindybeige я везде узнаю.

Иллюстрация к комментарию

Автору надо немного больше времени уделять чтению исторической литературы.
С 13-го века прекрасно известны кирасы из вываренной кожи, так называемые кюри.
В библии Мациевского такая кираса прекрасно изображена. Также встречается на надгробиях 13-го века (как минимум на одном точно).
К концу тринадцатого века также появились кожаные элементы защиты конечностей.
Однако все эти кожаные доспехи объеденяет то, что их носили только поверх кольчуги, для усиления защиты. Правда есть письменные свидетельства когда при внезапном нападении люди сражались только в кожаных кирасах, поскольку их быстрее всего можно одеть.
Есть версия что кожаные доспехи пришли в Европу с ближнего востока от Сельджуков, которые очень любили доспехи из кожи.
Они использовали как цельные кирасы из многослойных верблюжих шкур склееных вместе, так и ламмелярные доспехи из особого композита на основе кожи. Из него делали даже шлема!
Есть даже рецепт изготовления этих доспехов.

Cahen C. Un traite d’armurerie compose pour Saladin//Bulletin d’etudes orientales. T. XII. 1947-1948. P.138.

Отрывок V. Панцирь.
…. То, что касается панцирей (джавшан), они изготовляются персами, или из маленьких пластин железа, или из (пластин) из рога, или из (пластин) из кожи. […]
Казганд [….]
Описание способа (изготовления) панцирей и шлемов, которые не пробиваются стрелами и против которых наконечник копья и острие меча ничего не могут сделать.
Возьми обрезки кожи кимухт, размачивай их в воде, пока они не станут мягкими, растолки их тонко и измельчи их в дробилке; брось поверх примерно наполовину древесных стружек и холодного сапожного клея и наполовину также селезенки или крови, хорошо растертых; возьми тогда формочки из глины или дерева в пропорциях, которые ты хочешь придать пластинам панциря; положи их на стол и покрой каждую куском ткани или кожи, возьми немного опилок твердого (?) металла, обрезков кимухта, кишок и порошка из рога; положи все это в горшок, наполни его примерно наполовину рыбьим клеем и черным клеем и вари до размягчения. Тогда брось поверх примерно треть первой смеси, растолки ее тонко в каменной ступке и размельчай в дробилке, пока она не станет бурной (?) и вполне замешанной; тогда обмажь [пропитай] формочки, которые ты облицевал кожей и тканью, приведи их в достаточное состояние, поставь высохнуть, обмажь селезенкой, посыпь опилками из шабуркана, затем отшлифуй все это, отполируй, выровняй, [P. 139] отлакируй. Если ты желаешь его инкрустировать слоновой костью (?), пробить там отверстия, пока он еще мягкий, размести там деревянные стержни поперек (?) и, когда высохнет, просверли его и расставь их. Это орудие, которому ни оружие, ни стрелы ничем не смогут навредить.
Также ты изготовишь шлем, приспособив кожу к формочке и завершив изготовление его указанным выше способом, после чего ты его украсишь, отлакируешь, разукрасишь богато, позолотишь, отлакируешь лаком из фарака (?), в три «руки», по обычаю.
Другой способ изготовления панцирей, противостоящих мечам и стрелам.
Возьми шкуру верблюда, вымачивай ее в молоке и соде, пока не сойдет шерсть и пока кожа не побелеет; тогда вынимай, выкрой панцирь и отставь в сторону. Возьми стекла … (?), измельчи его в порошок, затем возьми опилок из исфадарийи (?), красной меди и наждака, каждого по одной части, обработай клеем и обмажь кожу, выкроенную одним слоем, двумя, тремя, четырьмя, высушивая каждый раз. Сделав это, украшай ее лакировкой, лакировкой раствором угодного тебе оттенка, золоти, лакируй по обычаю. Меч бесполезен против этого панциря.

Изготовление кольчуги дома Мой первый длиннопост о том как я делал кольчугу

Забыл написать что себестоимость такой кольчуги 400 грн. , затратил на нее месяц работы по 3-5 часов в день.

Позволю себе небольшое дополнение.

1) Если вам не сильно важна историчность (а если важна, то при чем тут сведенка?) и есть возможность вложить раза в 1,5-2 поболее денежков, то КРАЙНЕ рекомендуется делать это из титановой проволоки (особенно, если есть возможность сделать термоупрочнение).Плюсы очевидны (масса уменьшается в 3-4 раза, не ржавеет, лучше держит удар и т.п).

2) Первый шаг, мало того что крайне трудоёмкий, так еще и не сильно быстрый. Выход придуман давно -- берется дрель с режимом шуруповерта. В дрель зажимается трубка и конец проволки. Далее дрель запускается на малых оборотах (не забыв при этом погрузить другой конец палки, на которую будем мотать, в маленький стаканчик/колпачок чуть больше диаметра трубки зажатый в тисках). Итог: пружина длинной 0,5 метра за 15 секунд или пружины на всю кольчугу за три-пять часов.

3) Ну и напоследок одна из известнейших ролевых баек (вспомнилось почему-то).

Не важно в каком городе это было, да и было ли вообще, но жил в лихие девяностые один парень. Не толст, не худ, не умен, не глуп, не низок, не высок, а так. середнячок.
И занимался этот парень тем, что фехтовать учился. И вот, возвращался он как-то летом с тренировки, с друзьями своими, и решили они испить пива хладного. Тут отметить надобно, что выглядели они вполне по цивильному ибо всю мелочь сложили они в рюкзаки-котомки; мечи --- сверху, вертикально, меж ручек рюкзака к спине засунули, что одна ручка торчит (а мало-ли от чего она); а кольчуги у них под куртками-ветровками были.
И испили друзья пива хладного, да не по одной бутыли, а тут и ночь подкралась. домой пора. Распрощались они, да пошли каждый в свою сторону. Тут уточнить надобно, что герой наш проживал в не самом спокойном районе, а по честному, так в самом что ни на есть бандитском.
Зашел он в подъезд хором своих и хотел было до квартиры подняться, да не тут-то было. два наркомана уколотых путь ему преградили да с ним беседу вести начали. Долго ли та беседа продолжалась, и о чем она велась --- не ведаем, однако под итог один из наркоманов достал нож разбойничий, дистанцию сорвал, и пырнул героя нашего в живот, что было мочи. Но герою нашему нипочем удар сей был, ибо кольчуга его защитила. Одним ударом отправил он злодея окаянного в крепкий, но не здоровый сон, а затем вытащил меч свой, и вопросительно посмотрел на второго ирода.
Второй к тому времени тоже нож достал уже, да бросаться вперед передумал. Вместо этого он выбросил нож, и рухнул на колени перед героем нашим, с криком: "ИЗВИНИ, ГОРЕЦ, НЕ ПРИЗНАЛИ!"
Сгибаясь от хохота герой на сумел добраться всё-же до жилья своего, а тут и сказочке конец.

Как Сделать Кольчугу?

Кто и когда изобрел кольчугу - каждый понимает в меру своей испорченности. Западные реконструкторы в качестве первооткрывателей часто называют кельтов, хотя сарматам, например, она была известна примерно в то же время. Скорее всего, выдумали ее где-то в Малой Азии, во втором тысячелетия до нашей эры. Как понятно из названия, этот вид доспеха делается из колец (для тех, кто думает, что это банально - английское название кольчуги "mail" (или "maile") происходит от латинского "macula" - сеть).

В большинстве подлинных кольчуг кольца заклепывались или заваривались (обычно заваренные кольца соединялись заклепанными, но есть несколько восточных байдан, где все кольца сварные). Только ранние европейские образцы делались из сведенных колец, да как всегда учудили японцы, пользовавшиеся сведенными кольцами или кольцами в два оборота, как на брелоках для ключей. Изготовление кольчуги - это тихий и спокойный процесс, вполне пригодный для коротания долгих зимних вечеров. Разумеется, это относится только к кольчугам из сведенных колец, поскольку мало кто из соседей или родственников способен спокойно слушать, как вы заклепываете кольцо за кольцом. и так тысяч 20 колец (а то и больше). В любом случае, первую кольчугу лучше делать из самодельных сведенных колец, хотя бы потому, что в этом случае гораздо проще исправлять неизбежные ошибки.

Основными параметрами кольца являются внутренний диаметр (ВД) и диаметр проволоки (или диагональ сечения гровера). Ежу понятно, что внутренний диаметр должен быть как минимум в два-три раза больше диаметра проволоки, если от кольчуги требуется хоть какая-то гибкость. В то же время, кольца с гигантским ВД получаются хлипкими практически во всех случаях. Обычно ВД должен быть больше диаметра проволки в пять раз, что в принципе верно и для подлинных кольчуг (средний диаметр кольца на средневековой кольчуге редко превышал сантиметр).

↑ Инструмент

Для работы потребуются: тиски средние или маленькие-1 шт., бокорезы -1шт., плоскогубцы или утконосы с загнутыми губками- 2 шт. и ножницы по металлу -1 шт., пара перчаток.

Главное - это плоскогубцы. Во избежание мозолей покрытие ручек у них должно быть мягким и удобным, но сидеть на ручках должно плотно, не прокручиваясь. Если нет возможности купить такие, можно обмотать ручки изолентой. Рабочая поверхность губок должна быть рифленой, чтобы не соскальзывать с колец.

Ножницы по металлу нужны для резки колец. Резать (кусать) кольца можно и бокорезами, но тогда срез получается очень корявый. Ножницы дают ровный срез, и отрезать можно по нескольку колец зараз, но использовать их для резки проволоки больше 1,5 миллиметров в диаметре я бы не рекомендовал. Разумеется, для резки их надо зажать в тисках.

На рисунке слева- колечко, откушенное бокорезами, справа - ножницами по металлу. В последнем случае срез идет немного по диагонали , и как минимум на 2/3 своей длины оказывается ровным. Если акуратно сводить такие кольца, то никаких заусениц и острых краев не будет.

Бокорезы используются для снятия навитых колец со стержня (см. ниже), и особых требований к ним нет. Тиски используются при накрутке колец и при резке. Удобнее всего средние тисочки на струбцине.

Наматывать проволоку и резать кольца обязательно в перчатках. Иначе легко заработать мозоли, которые заставят отложить работу на несколько дней.

↑ Материалы

Прежде всего проволока (стальной проволоки на кольчугу идет как минимум килограмм 7-8), стержень нужного диаметра и несколько деревянных брусков. Проволока не должна быть алюминиевой. На это есть три причины: она слишком мягкая, выглядит как алюминий, и пачкается. Стальная проволока так же доступна, выглядит лучше и гораздо прочнее. Проще всего достать - купить - проволоку в магазинах, торгующих сварочным оборудованием. Они продают, например, стальную проволоку с медным покрытием диаметром 1,2 миллиметра, которая очень хорошо подходит для колец с внутренним диаметром 6 мм. Но для первого раза лучше, наверное, взять проволоку потолще, чтобы можно было делать кольца побольше (как уже говорилось, внутренний диаметр кольца должен быть примерно равен диаметру проволоки, умноженному на 5).

Но не стоит расстраиваться, если диаметр колец в уже сделанной части перестал вас удовлетворять: некоторые кольчуги (в частности, кольчуга XIII в. из Изяславля) делались с использованием колец 3-4 разных размеров. Кроме того, кольчужные феньки можно использовать в качестве подарка. Стержень: диаметр его должен быть равен внутреннему диаметру кольца. Лучше всего подойдет медный или латунный пруток (разумеется, прямой). Длина -как минимум сантиметров 30. На расстоянии 1 см от любого конца сверлится сквозная дыра диаметром чуть большим, чем диаметр проволоки. В принципе, этого достаточно: стержень зажимается в тисках так, что дыра торчит над самыми губками, в дыру вставляется кончик проволоки - и "равномерными круговыми движениями" наматывается пружинка. Тем же, кому это надоело (а надоедает оно быстро) самое время вспомнить о брусочках и сделать mandrel, то есть машинку-вороток:

Вороток значительно ускорит намотку "пружинок" - заготовок для будущих колец. Хотя крутить его лучше вручную, а не электродрелью. Во-первых, дрель должна быть хорошей, с изменяемой скоростью вращения - следовательно дорогой , а во-вторых ее легко можно испортить.

Откусив бокорезами хвостики, снимаем пружинку с машинки и растягиваем так, чтобы расстояние между витками примерно равнялось 1,5 -2 диаметрам проволоки

Растянутую пружинку нарезаем на колечки. Колечки резать лучше одно за другим, группками по 4-5 штук. В этом случае отрезанные колечки не деформируются. Отрезав 5 штук - снимем отрезанные с лезвия ножниц, кладем в лоточек и повторим операцию. Если кому-то это покажется нудным - можно использовать гроверные шайбы. Но соединять из все равно придется способом, который я опишу ниже.

↑ Соединение колец

Итак, определенное количество колец у нас уже есть. Для начала из этих колец надо наделать "пятерочек" (свести 4 кольца, продеть их в пятое и свести пятое). В расправленном виде "пятерочка" выглядит так:

Чтоб понять основные принципы, должно хватить девяти пятерочек. В результате получится кольчужный лоскуток 3 на 3, и если опыт будет удачен он станет основой кольчуги, а если нет - его можно будет со спокойной совестью выкинуть или подарить.

Следующий шаг - соединение пятерочек в цепочки. Тут тоже все очень просто: через четыре сомкнутых кольца продевается пятое и сводится. В нынешнем примере должны получиться 3 цепочки

Две готовые цепочки кладутся на ровную, светлую поверхность (кому нравится - на темную, но не советую) и разглаживаются так, как показано на картинке. Главное, за чем надо следить- это за тем, чтобы колечки среднего (второго снизу) ряда проходили ПОД колечками нижнего ряда и НАД колечками верхнего. На словах выходит путано, но на картинке все понятно. Плести будет гораздо удобнее.

Аккуратно поддеваем разомкнутым колечком два кольца на нижней цепочке (новое кольцо проходит ПОД ними) и продеваем его через кольца верхней - так, чтобы оно прошло НАД ними. После этого зажимаем кольцо. Если при этом цепочки съедут - не беда, главное, чтобы кольца, через которые проходит новое кольцо, не выскользнули из него.

Если все было проделано правильно, то через некоторое время на свет появится вот такой - только, разумеется, гораздо более аккуратный - кольчужный квадрат размером 3 на 3. На этом этапе можно немного погордится собой и приступать к изготовление квадрата 10 на 10, которых понадобится не один и не два.

↑ Кройка и шитье


Сделав несколько прямоугольников можно приступать к соединению их в носимую вещь. Сразу замахиваться на "хауберк" с капюшоном не стоит. Начинать надо с "бронелифчика" (взято в кавычки, поскольку настоящий бронелифчик - это уже высший пилотаж). Описываемое ниже изделие - просто заготовка, закрывающая грудь и плечи. Ее можно (и нужно) наращивать во всех направлениях.

ВНИМАНИЕ ! Прежде чем соединять прямоугольники между собой, их хотя бы вымыть. Зачем - вопрос праздный: кольчугу в процессе изготовления придется примерять не раз и не два, а на проволоке (или гровере) почти наверняка осталась смазка и прочая грязь, которую гораздо проще "состирать" с кольчужного прямоугольника 10х10, чем с футболки или с полугодовой кольчуги (честное слово). Мыть прямоугольник лучше всего неразбавленным средством для мытья посуды (Fairy очень хорошо подходит): несколько капель на кольца, потереть до полного удовлетворения (или образования пены), смыть пену теплой водой и сразу же высушить прямоугольник, протерев его насухо. Результат этой операции можно положить рядом с немытым прямоугольником и почувствовать разницу.

Теперь из несколько прямоугольников надо соединить в длинную ленту. Длина ленты должна быть достаточной для того, чтобы свободно обхватить "на вдохе" грудь будущего носителя (или носительницы кольчуги) плюс как минимум 10-15 сантиметров запаса -" на вырост" и чтобы более или менее легко надевать ее на подкольчужник . Для того, чтобы звенья надетой кольчуги смыкались под собственным весом, при соединении прямоугольники надо укладывать так, как показано на рисунке.

Плечи начинаются с двух полосок 20х10 (каждая из двух квадратов). Ход колец на плечах - такой же, как и на туловище. Красными треугольниками обозначены места состыковки квадратов. Здесь надо аккуратно просчитать количество кольчужных "колонок", чтобы дырки под правую и левую руку были одинаковы. Да, и еще: голова должна проходить в предназначенное для нее отверстие свободно, не цепляясь ушами. Кстати, если среди знакомых или родственников есть кто-то, связавший хотя бы один свитер, можно спросить совета у них.

То же самое, но вид сверху. Спереди расстояние между плечевыми полосками должно быть чуть меньше, чем сзади. Вообще надо быть готовым к тому, что плечи придется переплетать после первой примерки. Допустим, все хорошо - голова и руки свободно пролазят в отведенные для них отверстия. Накрутившись перед зеркалом и вдоволь постучав себя в бронированную грудь, нужно попробовать подвигать руками - свести их перед собой, поднять, опустить, завести за спину и т.п. Не исключено, что после таких телодвижений некоторые кольца разойдутся (если, естественно, используется не гровер). Это не смертельно, просто в этих местах нужны будут вставки.

После первой примерки можно начинать рукава. Направление колец остается тем же, что и на туловище (то есть когда руки опущены, кольца на рукавах висят "неправильно"). Снизу (подмышками) вплетаются вставки в форме двух прямоугольных треугольников. Таких вставок потребуется четыре штуки. Размер их зависит от многих параметров, а предназначены они в первую очередь для того, чтобы носитель кольчуги мог опустить руки. Впрочем, дойдя до этой стадии, можно уже найти свой способ решения этой проблемы. (или опять же спросить у тех, кто вяжет)

↑ Воротнички и манжеты

Итак, подол изловленной кольчуги уже вполне закрывает пуп, а рукава достигают локтя. Казалось бы, все хорошо. но в памяти почему-то постоянно оживает трагический образ кузнеца из фильма "Александр Невский" слова которого вынесены в эпиграф. Что же нужно сделать, чтобы не оказаться в подобной ситуации.

Во-первых, можно оставить дыру для головы такой, какая она есть, понадеявшись на то, что ее закроет бармица шлема или "bishop's mantle". Однако есть способ, различные модификации которого достаточно широко применялись в средние века. Это "стоячий" ворот.

Чаще всего такой воротник ассоциируется с восточными кольчугами (и с кольчужно-пластинчатыми доспехами), но применялся он и в Европе: несколько кольчуг 16-го века, находящихся в коллекции Уоллеса (Wallace collection), снабжены "воротом из сплющенных колец большого диаметра", за что их некоторое время считали азиатскими. Ошибку обнаружили (лет через 20) благодаря вплетенным в аналогичную кольчугу кольцам с немецкими клеймами. Стоячие вороты были и у русских кольчуг, причем еще в до монгольский период: две практически целые кольчуги этого времени были найдены в Изяславле и Кременце, причем в изяславской кольчуге сохранились даже кожаные ленты, которыми был простеган воротник.

У кременецкой кольчуги прорезь расположена слева, а не по центру, но сути это не меняет: кольчуга с таким воротником одинаково уместна и на ландскнехте, и на русском воине 13 века, и на половецком всаднике. Как же делается воротник? Для начала уже существующую квадратную дырку для головы надо уменьшить. Если этого не сделать, а начать приплетать воротник сразу же, результат получится жутковатым, ведь диаметр воротника окажется больше максимального диаметра головы! Для этого надо добавить несколько рядов колец со всех сторон и сделать прорезь- на груди или сбоку. Уменьшая размер отверстия, надо помнить о двух вещах: во-первых, воротник не должен жать, а во-вторых стоячий и простеганный воротник не позволит вороту растягиваться. Кроме того, слишком узкий ворот приведет к необходимости удлинить прорезь, что по понятным причинам нежелательно.

Удовлетворившись наконец размерами ворота, можно делать собственно воротник: это полоса высотой в 3-4 и длиной около 50 " пятерочек", которая затем приплетается по периметру ворота.

Но ворот, простеганный кожаными ремешками, все-таки смотрится гораздо красивее. Для этого дстаточно продернуть несколько ремней (шириной примерно равных внутреннему диаметру кольца) в кольца, причем, если диаметр кольца маленький, продевать ремни можно через ряд.

Теперь осталась последняя, и самая трудная задача: как застегнуть ворот и закрыть щель на груди? Решений может быть много. В поздних кольчугах и кольчужно-пластинчатых доспехах использовались крючки различной формы (зацеплявшиеся за специальные петли или просто за кольца кольчуги), ремни с пряжками и даже шарнирные петли. К сожалению, из-за редкости находок кольчуг более раннего времени нельзя с уверенностью сказать, как именно застегивались на них вороты. Пожалуй, самым простым и верным решением будет обычная шнуровка.

↑ Рукава

С рукавами дело обстоит гораздо сложнее. Несмотря на обилие изображений рыцарей кольчугах с длинными рукавами, таких кольчуг сохранилось очень мало, и часть из них оказались составными, то есть собранными из кусков нескольких доспехов, причем чаще всего в XIX веке, когда в Европе возродился интерес к средневековью.


У упоминавшейся выше кольчуги ландскнехта из коллекции Уоллеса длинные прямые рукава. Рукава другой кольчуги из той же коллекции "согнуты в локтях", то есть скорее всего в рукав на уровне локтя вплетены клинья.

Похоже, что восточные и русские кольчуги чаще делали с короткими рукавами, предпочитая использовать наручи. Один из редких образцов хранится в Музее Армии в Стамбуле - это кольчуга Махмуда Паши, умершего в 1474 году. Она обшита снаружи алым, а изнутри (поверх подкладки) розовым шелком, и судя по всему ее покрой копирует покрой рубахи. Но это скорее исключение. Гораздо чаще встречаются восточные кольчуги с рукавами до локтя.

Хорошо сделанная кольчуга уже сама по себе красива. Однако очень часто (толи из пижонства, то ли потому, что так требовал рынок) мастера и на Западе, и на Востоке старались дополнительно украсить готовое изделие. При этом использовались как накладные элементы (бляхи и "мишени"), так и вариации плетения и изменение цвета колец.

В Европе часто ограничивались рядом медных колец на вороте и рукавах. Для суеверных ландскнехтов мастера вплетали кольца с заговорами или просто последовательностью закорючек, похожих на буквы

Мастер, изготовивший байдану для Бориса Годунова, выбил на каждом кольце "С нами Бог, кто же на мы", исламские оружейники были способны покрыть каждое кольцо золочеными изречениями из Корана. Превзошли всех индусы и персы, парадные доспехи которых делались из очень маленьких сведенных колец. Пользуясь разноцветной проволокой (медной, латунной, стальной) они создавали геометрические узоры, до боли напоминающие модные в 70х годах свитера с геометрическим орнаментом - памятник бессмысленной старательности. Поэтому при украшении кольчуги фантазию проявлять надо, но в меру, и красота не должна мешать функциональности. На меня, к примеру, самое большое впечатление произвела венгерская кольчуга начала 16 века, единственным украшением которой были позолочены крючки и рад позолоченных же колец, вплетенных в ворот.



Кольчуга П. И. Шуйского

↑ ВИДЕО УРОКИ

Читайте также: