Как пользоваться финишем для кожи

Обновлено: 26.04.2024

Как говорил мой учитель по труду, «Все должно быть надежно, практично и эстетично».

Нанесение на кожу отделочных материалов, которые образуют отделочное покрытие – называется отделкой.

Поэтому отделка кожи это прежде всего придание эстетических свойств – равномерного прокраса (если задумка автора не требует другого), привлекательного внешнего вида, блеска или матовости покрытия или подчеркивание натурального рисунка кожи.

Также покрытие должно обеспечивать надежность при эксплуатации изделия. То есть нести защиту от механических воздействий – царапин, ударов, многократных изгибов, растяжений и сжатий.

Но и при соблюдении всех этих требований кожа должна иметь красивый внешний вид. Также одно из основных требований — это лёгкость и простота ухода за кожей в изделии.

Удовлетворение всех этих требований возможно лишь при правильном подборе и сочетании отделочных материалов и надлежащей подготовке самой кожи к покрывному крашению.

В домашних условиях довольно трудно добиться качественной отделки. Но возможно…

Часто используют кожу с заводской отделкой, если качество удовлетворяет требованиям.

Или самостоятельно производят отделку, нанося различные материалы. Иногда удается получить довольно не плохой результат.

Ели вы самостоятельно применяете отделочные материалы, ОБЯЗАТЕЛЬНО знакомьтесь с инструкцией, желательно на сайте производителя, и по возможности на языке производителя. Переводы, к сожалению частенько грешат неточностями, причем по важным моментам.

Отделка лица кожи и отделка уреза (торца) не особо отличаются по принципу. Различие лишь в применяемых материалах.

Пропитка (impregnation) – проникает в толщу кожи, не остается на поверхности. Многие из пропиток выравнивают впитывающую способность кожи.

- уплотняющая структуру кожи, снижает сминаемость. Относится к производственным материалам, в продаже в розницу не встречается т.к. сложна в применении.

- смазывающая, благодаря ей у кожи повышается мягкость и эластичность. Костное или копытное масло

- водоотталкивающая, повышает устойчивость кожи к намоканию и промоканию. Vlotho – Impragnierung, Kenda Farben – Elixir, Defender Wateroil и т.д.

Грунт (pre base coat) – скрывает дефекты, выравнивает поверхность краста, выравнивает впитывающую способность кожи и обеспечивает адгезию с основным покрытием. Существует несколько разновидностей грунта:

— адгезионный грунт (adhesion ground) — обеспечивает надёжное сцепление основного покрытия с крастом. Применяется в производстве. практически не встречаются в розничной продаже из-за сложной технологии применения.

— грунт, требующий последующей полировки (polising ground) — выравнивает поверхность краста. Vlotho - Lux cream, Mild cream, Kenda Farben - Fondo Cream, Natura Cream и т.д.

— грунт с последующей шлифовкой (buffing ground) — уплотняет поверхность для дальнейшего выравнивания шлифованием. В домашних условиях применяется для торцов: PROSTO Грунт, Vlotho - Softfil, Kenda Farben - Ledafil Super, Sintofil и т.д.

Основное покрытие (base/main coat) - придаёт цвет и улучшает физические свойства. Kenda Farben - Appretto Mild, Seta и т.д.

Защитное покрытие (top coat) - защищает предыдущие покрытия и придаёт коже законченный вид. Также придаёт блеск и ощупь. Придает хорошие физические свойства коже. Два основных типа защитных покрытий — это Лаки и Твёрдые Воски. Лаки: Vlotho - Lederschutz, Polylux, Fiebings - Resolene, Lef Lef . Воски: карнаубский (подходит и для лицевой поверхности и для торцов), Columbus (для торцов) и т.д.

Не всегда при отделке используются все виды покрытий. Так например нубук и велюр покрывают исключительно пропиткой. Так как полимеры и воски склеивают ворс.

На кожах с восковой отделкой, зачастую нет защитного покрытия, поэтому они часто пачкаются (красятся/отдают краску) и промокают.

Для предания нужных свойств коже, пробуйте сначала на кусочках. Надо понять, что не все материалы подходят друг дружке. Некоторые совсем не хотят «дружить». Если поверх воска нанести лак, то он не будет держаться. Сцепления между ними практически нет.

Думайте, что делаете, и что на что наносите. 100% алгоритма не существует. Главное – не отключайте голову.

Отдельно материалов образующих покрытия стоят такие группы материалов как: красители, кондиционеры, очистители, восстановители цвета, смягчители, затвердители и т.п.

Меня сегодня спросили - чем покрывать кожу после покраски и что советовать покупателю для дальнейшей обработки изделия при эксплуатации? Если покрывается бальзамом, то нужен ли лак сверху? Если лаком - должен ли покупатель покрывать лаком время от времени чтобы поддерживать изделие в том же виде?

Сразу оговорюсь - речь идет о коже растительного дубления. Я не знаю ничего о средствах для хромовой кожи.

Я лично чаще всего пользуюсь супер шином (Super Shene). Лак - крайне и крайне редко.После супер шина и лака больше никакие бальзамы не нужны (они просто не проникнут в кожу). Но со временем, если изделие постоянно в носке, любой лак сходит на нет, он изнашивается. Кожа остается незащищенная. Советовать покупателю покрывать изделие заново лаком не нужно, в этом нет смысла, да и не всякий захочет это делать. Все что нужно сделать - обработать кожу хорошим восковым бальзамом для кожи (лучше всего те, которые для обуви а не которые для одежды, потому что одежда чаще всего из хромовой кожи а для нее и средства другие). Если изделие дорогое - посоветуйте покупателю потратиться на дорогой бальзам для этого изделия. Обычно баночки бальзама хватает на годы, так что растраты по сути небольшие, но зато кожа будет в порядке и проживет много много лет. Кондиционеры лучше брать восковые, чтобы защищали и от воды и от пыли. Лучше "heavy duty" . Мой любимый в этом случае - Obenauf's. Это специально для пожарников и тех кто работает в экстремальных ситуациях (тушение лесных пожаров так же как в экстремальных холодных климатах). Этот бальзам защитит и сохранит кожу как никакой другой и от жары и от суровых морозов.

Можно и попроще, просто бальзам или кондиционер для кожаной мебели - тоже хорошие..
Или, если покупатель не хочет тратиться на это все -тогда смело советуйте очищенное оливковое масло и все. Оно и питает, и защищает от влаги, но пользоваться нужно будет чаще чем специализированными бальзамами. В зависимости от погоды.
Если вы не покрывали изделие лаком или супер шином, а просто покрасили и хотите покрыть только кондиционером, тогда лучше брать не просто смягчающий и питающий а с воском, чтобы закрепить краску. Ведь все равно защита нужна. А покупателю опять же, советуйте средство по уходу за обувью или мебелью (кожаной). Если человек согласен потратиться на дорогие средства -это хорошо, кожа проживет дольше. Если нет - как я уже сказала, даже очищенное оливковое масло подойдет. Или масло семени льна - даже лучше.
При изготовлении кожаного изделия все что вам нужно держать в уме, это что коже нужен защитный слой. Что это будет - или воск, или супер шин, или лак - решайте сами. В любом случае, после того как этот слой износится, покупателю нет необходимости наносить лак снова, он может заменить его восковым бальзамом и получит тот же эффект.
Если используете масло - наносите до или после покраски, но перед окончательным финишем. Тогда оно лучше впитается и смягчит кожу.

Лаковый финиш не нуждается в повторном обновлении лаком после длительного использования.
Когда вы покрыли изделие лаком - вы закрепили краску, сделали поверхность блестящей и все, на этом функция лака закончена. Очень скоро после использования лак потеряет свой первоначальный глянцевый блеск и станет просто матовым блеском. Покупателю чтобы восстановить матовый блеск совершенно не нужно покупать лак и покрывать сумку (или что-то другое), достаточно кондиционера с воском -он тоже дает блеск.Краска уже слезать не будет, так что снова покрывать лаком нет нужды. Но лак сам по себе - химия, которая сушит кожу. Так что даже в целях восстановления кожи после такого "издевательства" как покрытие лаком я бы советовала покупателям масла и кондиционер, но не лак опять.

МОЖНО советовать покупателю покрывать изделие лаком если первый слой износился. Это конечно же не запрещено. Но это уже ложится на плечи самого покупателя, особенно если он находится в другом городе. И это в том случае если ему/ей ну очень хочется покрыть кожу лаком чтобы блестело - тогда это его личное дело конечно.

Сегодня я бы хотел обсудить такую важную тему, как обработка торца изделия.

Обработка края — важный этап в создании радующего глаз и руки изделия. Как гармонично подобранный цвет краски и аккуратная обработка могут значительно улучшить внешний вид вашей работы, так и небрежно обработанный край может свести на нет все ваши предыдущие старания и испортить общее впечатление от, в общем-то, качественно сделанной вещи.

Невозможно недооценить роль красивого торца, так как именно он, наряду с прошивкой, превращает несколько собранных вместе заготовок в законченное изделие.

В начале пути всегда возникает множество вопросов. Обрабатывать или нет, воск или химия, красить или прозрачный, грунтовать перед покраской или нет, покупать или обойтись подручными средствами?

Попробуем разобраться в этих и других вопросах, связанных с обработкой краёв изделия.

Существует несколько способов обработки края:

• обработка химией. Ledafil, Tokonole и др.;

• обработка подручными средствами. Клей КМЦ, ПВА и др.;

• край без обработки, только наждачка;

• затирание водой. Подходит только для кожи растительного дубления.

Покраска

Перед покраской край необходимо выровнять «в плоскость», чтобы при взгляде на край с торца урез был похож на ровную букву «П» и не было перекосов в одну или другую сторону.

Способы обработки уреза, фото № 1

Добиться этого можно несколькими способами, руками с помощью наждачной бумаги разной зернистости, гравером с насадкой из наждачки, на наждаке, ну или, если вы счастливый обладатель ленточного гриндера, то для вас всё существенно проще)

Я использую гравёр с насадкой, при необходимости подравниваю руками. После выравнивая на торце образуется некрасивый наплыв кожи.

Способы обработки уреза, фото № 2

Его необходимо срезать кромкорезом. Работа кромкорезом происходит двумя руками, поэтому фотографировать и снимать фаску одновременно не получилось, но я думаю, как работать кромкорезом понятно, а если не понятно есть YouTube, примеров много.

Способы обработки уреза, фото № 3

Способы обработки уреза, фото № 4

Урез предварительно нужно загрунтовать. Можно этого не делать, но если вы хотите добиться идеально гладкого торца, то без грунта не обойтись. Для примера я буду красить два торца, один с грунтом, другой без. Грунт будем использовать Orlyss от Kenda Farben, нейтрального цвета (после высыхания становится прозрачным) наносить с помощью ролика для покраски края. Можно использовать специальную ванночку для покраски или подручные средства вроде ватной палочки, но с ванночкой возрастает расход, а ватные палочки быстро приходят в негодность и могут оставлять ворсинки.

Способы обработки уреза, фото № 5

Способы обработки уреза, фото № 6

Способы обработки уреза, фото № 7

Когда грунт высох, шлифуем мелкой наждачкой (P400, можно мельче или крупнее)до идеально гладкого состояния. Если остались ямки и неровности, то можно нанести еще слой и зашлифовать. Продолжать так можно пока не добьётесь необходимого результата. Чаще всего хватает 1-2 слоя. После шлифовки наш торец уже выглядит достаточно аккуратно, Orlyss можно использовать как самостоятельное средство. Помимо нейтрального, есть грунты черного, коричневого и темно-коричневого цветов.

Способы обработки уреза, фото № 8

Но мы будем красить.

Способы обработки уреза, фото № 9

Краска матовая, светло-коричневая. Наносим тем же роликом. Сохнет около 15 минут, но фен неплохо сокращает время ожидания :)

Сначала один слой

Способы обработки уреза, фото № 10

Способы обработки уреза, фото № 11

Способы обработки уреза, фото № 12

Затем, после высыхания первого слоя, наносим второй

Способы обработки уреза, фото № 13

Способы обработки уреза, фото № 14

Способы обработки уреза, фото № 15

Для наглядности, вторую сторону заготовки покрасим также в два слоя, но без грунтовки.

Способы обработки уреза, фото № 16

Способы обработки уреза, фото № 17

На мой взгляд, ответ на вопрос «Грунтовать ли урез?» очевиден.

На этом с покраской всё.

Обработка химией

Обрабатывать край можно с помощью различных средств, таких как Tokonole, Ledafil SUPER или грунт Orlyss из предыдущего примера с покраской.

Tokonole у меня, к сожалению, нет, как выглядит торец обработанный грунтом мы уже видели, будем использовать Ledafil SUPER от Кенды. Это эмульсия из синтетических смол, выравнивает и делает твердыми края изделий

Все как в примере с краской. Выравниваем торец, проходим кромкорезом, зашкуриваем при необходимости.

Все готово к нанесению. Сама эмульсия белого цвета, после высыхания (10-15 мин) становится прозрачной.

Способы обработки уреза, фото № 19

Способы обработки уреза, фото № 20

Можно сушить феном. Наносить будем всё тем же роликом. При необходимости, после высыхания, можно нанести второй слой. Чем мне нравится это средство, что не нужно его шлифовать или тереть сликером. Нанёс, высохло и готово.

Урез получается твердым, относительно ровным

Способы обработки уреза, фото № 21

Способы обработки уреза, фото № 22

Обработка воском

Для обработки края воском понадобятся фен, сликер и, собственно, воск.

Способы обработки уреза, фото № 23

Сначала, кусок воска необходимо немного нагреть феном, затем обильно натереть этим куском край. Дальше берём сликер и начинаем втирать, от трения воск плавится и впитывается в кожу.

Способы обработки уреза, фото № 24

Не забываем про углы, чтобы край не терял форму.

Способы обработки уреза, фото № 25

Остатки воска можно разогреть и удалить чистой мягкой тканью.

Способы обработки уреза, фото № 26

Этой же тканью торец необходимо немного отполировать.

В результате получается матовый, шелковистый на вид, с легким блеском край.

Способы обработки уреза, фото № 27

На мой взгляд, обработка уреза воском больше подходит для кожи растительного дубления, т.к. «растишка» впитывает воск довольно легко. С кожей же хромового дубления придётся повозиться подольше, но результат того стоит

Воск использую обычный пчелиный. Купить можно в любом магазине или на рынке где торгуют мёдом. Куска за 100 рублей хватит на долго.

При работе вкусно пахнет мёдом :)

Обработка подручными средствами. Клей КМЦ(СМС)

Клей КМЦ или клей СМС, как его еще называют, является ничем иным как карбоксиметилцеллюлозой :)

Попросту, обойный клей :)

Представляет собой мелкие белые хлопья.

Способы обработки уреза, фото № 28

Способы обработки уреза, фото № 29

Разводится в пропорции примерно 2-3 чайных ложки на 100 мл теплой воды. Раствор необходимо тщательно перемешать и оставить набухать. Через 1,5-2 часа раствор приобретёт консистенцию густого киселя, может чуть гуще, зависит от пропорций, но это несущественно.

Клей наносим на торец просто пальцем, размазываем по всей площади и начинаем затирать сликером.

Способы обработки уреза, фото № 30

Способы обработки уреза, фото № 31

Сликером затиралось не очень, опытным путем выяснил, что удобнее всего втирать клей небольшим кусочком кожи.

Так урез выглядел после окончания полировки.

Способы обработки уреза, фото № 32

Способы обработки уреза, фото № 33

А так после полного высыхания клея.

Способы обработки уреза, фото № 34

Часто вижу видео, где люди используют клей КМЦ для заглаживания бахтармы (внутренней части кожи). На мой взгляд, затея крайне сомнительная. Совершенно непонятно, как поведет себя бахтарма, обработанная таким способом, при контакте с водой. Так как состав получается на водной основе, смею предположить, что при контакте с водой, внутренняя сторона станет снова липкой, будто только что намазанной клеем. Не исключено, что и урез поведёт себя похожим образом. И если вы сделали сумку таким образом и клиент попал под дождь, положил что-то мокрое в сумку, или случайно открылась бутылка с водой, что ж, поздравляю :)

Я, конечно, тестов не проводил, т.к. способом этим не пользуюсь, но если будет время, обязательно займусь (нет).

Некоторые мастера после высыхания клея, обрабатывают бахтарму финишем, типа Appretto Mild, для дополнительной гладкости и возможно, защиты от влаги. Говорят, что кожа становится похожа на дабл фейс, я считаю, что кожа становится похожа на линолеум и кожу напоминает только отдаленно. Но, всё это лишь моё мнение, способ, конечно, имеет право на существование, на этом мы с ним и закончим.

Край без обработки. Только наждачка

Ничего сложного. Выравниваем край, обрабатываем кромкорезом, и начинаем зашкуривать.

Шкурки использую P100, P240, P480, P800. От меньшего к большему.

Способы обработки уреза, фото № 35

Способы обработки уреза, фото № 37

Из всех вариантов, край обработанный наждачной бумагой, самый приятный на ощупь, по ворсу гладкий и мягкий, против ворса слегка шершавый и все равно мягкий :) По куску сделанному для примера пару минут сидел водил пальцем, такой классный :)

Затирание водой

Способ подходит только для кожи растительного дубления, т.к. кожа хромового дубления воду практически не впитывает

Тут также все просто. На подготовленный урез наносим немного водички и затираем сликером. При необходимости добавляем по чуть-чуть воды.

Результат мне не очень понравился, возможно, если полировать дольше, то внешний вид будет получше, но мы этого не узнаем :)

Способы обработки уреза, фото № 38

Способы обработки уреза, фото № 39

Итоги

Подводя итог, хотелось бы сказать, что все способы обладают своими достоинствами и недостатками. Я считаю, что выбирать способ обработки уреза необходимо исходя из того, какое изделие вы хотите сшить. Где-то уместнее будет смотреться краска, где-то воск, а где-то будет иметь смысл оставить урез открытым, поскольку бахтарма бывает достаточно красивого цвета и после обработки приятна на ощупь.

Мое мнение, что лучше всего смотрятся воск, краска и открытый край.

Для понимания того, какой способ подходит именно вам, проще всего будет самостоятельно поэкспериментировать, благо, все материалы доступны, а химия продается небольшими объемами за копейки.

В следующей статье посвящённой обработке торца, я буду рассматривать как обметать край декоративными швами и парочку нестандартных средств для обработки уреза.

Отделка кожи (Leather Finishing) — это совокупность всех операций, которые выполняются после выделки (дубления, додубливания, окрашивания, жирования) и сушки кожи, чтобы улучшить сортность, и придать ей и её поверхности необходимые свойства и внешний вид.

Все отделочные операции можно разделить на 2 группы:

— операции, связанные непосредственно с нанесением покрытий различными способами

— механические операции с кожей и нанесёнными на неё покрытиями: шлифование, полировка, мягчение, разбивка в барабане, растяжка, прессование и тиснение на проходных или гидравлических прессах, глазирование и т.д.

Для чего производится отделка кожи? Какие задачи перед ней стоят?

Основные задачи, которые стоят перед отделкой кожи:

  • Повышение сортности: маскировка дефектов, выравнивание поверхности и придание ей однородности.Таким образом повышается полезная для использования площадь, как следствие, повышается сортность кожи, и в конечном итоге возрастает её стоимость.
  • Защита поверхности: хорошая адгезия (чтоб покрытие не отпало), устойчивость к мокрому и сухому трению (чтоб покрытие не истиралось), устойчивость к изгибу (чтоб покрытие не повреждалась при многократном изгибе) в том числе на морозе, устойчивость к действию ультрафиолета (к выгоранию), устойчивость к действию воды (намокание, промокание), а также многочисленные специфичные требования, предъявляемые к автомобильным кожам (устойчивость к появлению пятен от тлеющего окурка и т.д.)
  • Придание модного внешнего вида: цвет и различные цветовые эффекты, фактура поверхности (гладкая или рельефная),блеск или матовость, ощупь (тормозящая, восковая, шелковистая, скользкая, сухая, тёплая, жирная и т.д.)

Общий принцип отделки кожи и порядок покрытий:

общий принцип отделки кожи и порядок отделочных покрытий

общий принцип отделки кожи и порядок отделочных покрытий

— грунт (pre base coat)

— основное покрытие (base coat, main coat)

— защитное покрытие (top coat)

(подробнее о назначении каждого типа покрытия будет рассказано в одной из следующих статей)

Для выбора отделки необходимо чётко понимать:

— каково назначение кожи?

— какие специальные требования предъявляются к коже?

— подходит ли данный краст для этих целей?

— кожа будет лицевая или подшлифованная?

— какое оборудование доступно для нанесения покрытий?

— кто конечный потребитель кожи?

Только ответив на эти вопросы, можно определиться с видом отделки, и переходить к выбору материалов для необходимых отделочных покрытий.

Различают 5 основных типов отделки:

  • прозрачная (анилиновая, aniline)
  • полу-прозрачная (полу-анилиновая, semi-aniline)
  • кроющая (пигментная, pigmented)
  • восковая (waxed)
  • отделка шлифованием (нубук, велюр)

Анилиновая отделка. Применяется только на лицевой коже (full grain). Поверхность такой кожи окрашена прозрачными красителями, или покрытие может вовсе не содержать красители. Полностью видна натуральная структура поверхности, неоднородная и неповторимая для каждого вида кожи. Это является её отличительным знаком. Производится на красте любого типа дубления. Для производства таких кож отбирают самое лучшее сырьё с минимальным повреждением поверхности. Поэтому и стоимость готовой анилиновой кожи как правило выше. Имеет минимальную защиту поверхности, на ней видны все пороки и дефекты исходного сырья, также довольно легко остаются повреждения при эксплуатации: царапины, потёртости и т.д. Обладают хорошей воздухо-, паро- и водопроницаемостью. Благодаря этому, а также из-за отсутствия защиты такие кожи со временем патинируются (загорают на солнце, темнеют от впитывания потожировых выделений человека, а также грязи), склонна к окрашиванию и выцветанию.

Есть нюанс: анилиновой кожей также называют кожу, прошедшую окрашивание во время красильно-жировальных процессов, но ещё не прошедшую отделку, то есть любой краст с накрасом. В дальнейшем такая кожа может быть подвергнута любому типу отделки и соответственно приобретет название того типа отделки.

В случае с восковой отделкой и ворсовыми кожами — в красильно-жировальных и отделочных процессах также применяются только анилиновые красители. Но из-за принципиальных отличий и просто для удобства восприятия и понимания — мы посчитали, что подобные типы отделки логичнее выделить в отдельные типы.

Полуанилиновая отделка кожи применяется только на лицевой коже (full grain). На поверхность кожи наносятся покрытия с использованием прозрачных красителей в смеси с небольшим количеством пигментов, для небольшого выравнивания цвета по площади и тонировки. Также обладают слабой защитой поверхности, но немного более устойчивы к различным факторам, чем анилиновые.

Если анилиновая кожа — это природная красота, то полуанилиновая — это лёгкий макияж.

Пигментная отделка — наиболее широко применяемая. Применяется на лицевой коже (full grain leather), на подшлифованной коже (коже с корректированной лицевой поверхностью, corrected grain leather) и на спилке (split). Отделка заключается в нанесение на поверхность кожи покрытий, содержащих в своём составе пигменты и плёнкообразователи (полимеры), которые позволяют замаскировать дефекты и пороки краста, придать поверхности нужный цвет и другие свойства. Цвет пигментных кож как правило равномерный и однородный. Отличаются хорошей защитой поверхности. Применяются для обувной, галантерейной, мебельной, автомобильной и т.д. кожи

Нубук — анилиновая кожа с подшлифованной лицевой поверхностью (corrected grain leather), бархатистой на ощупь. Сверху на ней отсутствуют покрытия, образующие покрывные плёнки, поверхность остаётся ворсистой. Относится к ворсовым кожам, но не нужно путать с замшей (принципиально отличаются по способу дубления). Важными параметрами качества нубука являются степень фиксации окраски (пачкается) и гидрофобности (устойчивости к промоканию). Для нубука характерен «пишущий эффект», небольшое изменение цвета при заглаживании ворса в разные стороны. Нубук чаще всего применяется для производства обуви.

Восковая отделка заключается в нанесении на поверхность кожи смеси восков, масел и парафинов в различных пропорциях, различным методом (горячим или холодным) и, при необходимости, последующим нанесением защитных покрытий. Характерной чертой многих восковых отделок является изменение цвета, вот некоторые варианты:

  • затемнённая масляно-восковой смесью поверхность кожи светлеет при изгибе и вытягивании, проявляет изначальный цвет основы краста — такой эффект называется «pull-up эффект».
  • затемнённая масляно-восковой смесью поверхность кожи при изгибе и вытягивании, проявляет цвет покрытия, нанесённого перед воском — такой эффект называется «flor-up эффект» или «aladdin». Чаще всего на чёрном красте из-под чёрного цвета покрытия проявляется какой-то другой цвет (красный, синий и т.д.)
  • воск, придающий белёсость поверхности кож типа White Wax, при полировке (нагревании) становится прозрачным, проявляя изначальный яркий цвет кожи. Часто такой эффект называют «снежная полировка».

Восковые отделки могут применяться на лицевой коже (full grain), подшлифованной коже (коже с корректированной лицевой поверхностью, corrected grain leather) и на спилке (split). Чаще всего восковые кожи применяются для производства обуви и кожгалантереи.

В восковых отделках для изменения цвета краста также могут применяться анилиновые красители.

- В подгибку. Это когда край кожи подгибается, срез спрятан внутри подгиба и торец представляет из себя сгиб кожи лицом наружу.

Не многие любят такой вариант обработки уреза из-за сложности исполнения, необходимости шерфовать (истончать) край кожи.

Да и есть такие потребители, которые сомневаются в натуральности кожи из-за спрятанного уреза.

- В обрезку. Торец изделия представляет собой срез кожи. Есть мастера, которые оставляют ровно срезанный торец открытым. Да это подчеркивает натуральность кожи, выглядит прям хэнд мэйд – хэнд мэйд. Но… надо понимать что открытый (не защищенный) торец будет собирать на себя грязь, пыль, влагу из окружающей среды и потожировые выделения владельца. Да и разлохмачиваются необработанные торцы. Если хотите, что бы Ваше изделия были качественными – обрабатывайте торцы, хотя бы минимально.

2 способа обработки обрезанного торца.

1.Крашение торца. Наносится грунт (PROSTO Грунт, Vlotho Softfil, Ledafil Super, и т.д.), подшлифовывают и после этого наносят краску (Vlotho Edge, Stahl, Uniters, Kenda Orly и т.д.). Иногда краску покрывают лаком или воском типа Columbus для дополнительной защиты.

2.Заглаживание и полировка торца. Если кожа рыхлая, то в начале наносят грунт (PROSTO Грунт, Vlotho Softfil, Ledafil Super и т.д.), подшлифовывают, наносят заглаживающий материал (PROSTO Слик Tokonole, Tragacant Gum, BRCraft Gum и т.д.), располировывают сликером или грубой тканью.

Сверху для защиты наносят воск (карнаубский на волосяной щетке или Columbus вручную). Если кожа плотная, то грунт и шлифовку пропускают, переходят сразу к нанесению заглаживающего состава. В данном способе используется именно воск, лак использовать нельзя, т.к. заглаживающие материалы содержат в себе различные воски, и хорошее сцепление между воском и лаком получить сложно.

Обработка урезов заглаживанием, пожалуй самый популярный способ обработки урезов. Он менее трудоемок и прост.

Всегда выбирайте обработку уреза в соответствии с дизайном вашего изделия.

Обработка бахтармы.

Если бахтарма на коже имеет мелкий равномерный приятный ворс, и если нет необходимости защитить её от загрязнений, или задумка не предполагает использование подкладки, то обрабатывать бахтарму не обязательно.

Если же кожа двоёная, и бахтарма шершавая не приятная на ощупь, или бахтарма имеет мелкий ворс, но есть необходимость защитить её от загрязнений — то используют материалы, заглаживающие бахтарму, выравнивающие и разглаживающие ее. Материал равномерно наносится на бахтарму с помощью широкого шпателя (можно заменить не нужной кредиткой) и с силой разглаживается, втираясь в бахтарму. После высыхания по необходимости полируется твёрдым ровным стеклом или специальными гладилками. Но, нужно использовать материал, который после полного высыхания сохраняет эластичность. Чаще всего для этих целей применяют Tokonole. Сейчас на Российском рынке появилось средство BRCraft Gum и BRCraft Cut, которое очень не плохо справляется с поставленной задачей, как в обработке бахтармы, так и в обработке урезов. Примечательно, что стоимость гораздо ниже чем Tokonole. Есть еще очень не дорогое, хорошее средство Экофиллер.

Не могу обойти стороной, способ обработки заглаживанием СМС(КМЦ - КарбоксиМетилЦеллюлоза). Это пищевая добавка – Е466, загуститель. Используется в производстве обойного клея. Порошок СМС(КМЦ) разводят с водой и после набухания наносят на бахтарму.

Существует много адептов этого метода. В интернете вы найдете и не такие еще советы))).

Я лично предпочитаю использовать профессиональную химию, в частности для заглаживания бахтармы использую экофилер. Самое не дорогое и качественное средство.

Если у кожи длинный ворс, то лучше закрыть бахтарму подкладкой. Если есть возможность осуществить двоение кожи — можно произвести его, после чего либо оставить без обработки, либо загладить с использованием заглаживающего материала. Нередко встречается совет отшлифовать лохматую бахтарму, но чаще всего шлифовка не помогает привести бахтарму в достойное состояние, зато позволяет произвести огромное количество кожаной пыли. Заглаживание длинной бахтармы приводит к не самому эстетичному внешнему виду. Попытки заглаживать бахтарму, применяя средства с недостаточной эластичностью после высыхания, часто приводят к плачевным последствиям, в частности, к растрескиванию покрытия.

Я бы рекомендовал избегать кож с длинной лохматой бахтармой, если изначально не планируется использование подкладки. Просите продавца и вам обязательно покажут бахтарму. Даже при покупке онлайн, хороший продавец никогда не откажет сделать фотографии и даже видео кожи, которую готовит к отправке вам. Не стесняйтесь задавать вопросы.

В следующей статье расскажу про дублирующие и подкладочные материалы. И на этом наверное закончу теоретическую часть и перейдем к практике. Будем делать обложку для паспорта. Если все сложится, надеюсь это будет видео.

Ставим лайки, и не забываем подписаться, чтоб не пропустить самое интересное!

Читайте также: