Как обработать кожу при постановке пиявок

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

Профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Методическая разработка практического занятия

«Оксигенотерапия, гирудотерапия»

https://otvet.imgsmail.ru/download/207621736_629f3980f8c5bab2d64cbb76a50cfde4_800.jpg

ПМ. 04(05, 07) Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за пациентами

МДК 04.03 (05.03; 07. 03) «Технология оказания медицинских услуг».

31.02.01 «Лечебное дело» / углублённая подготовка /

31.02.02 «Акушерское дело» /базовая подготовка /

34.02.01 «Сестринское дело» / базовая подготовка /

Благовещенск – 2018

на заседании ЦМК

«Основы сестринского дела»

«___» ________________ 2018 г

Председатель ЦМК ___________

при информационно методическом центре АМК

«___» _______________ 2018 г

Методическая разработка практического занятия по теме: «Оксигенотерапия, гирудотерапия» для специальностей: 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело составлена в соответствии с рабочей программой и требованиями ФГОС СПО преподавателем ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» Имановой Г.В.

1. Пояснительная записка

2. Межпредметные связи

3. Внутрипредметные связи

4. Оценка результатов освоения профессионального модуля

5. Цели практического занятия

6. Литература для преподавателя и студента

7. Карта оснащения занятия

8. Хронологическая карта занятия

9. Этапы планирования занятия

10. Информационно-теоретический блок

11. Блок дидактического материала

11.Блок контроля исходного уровня знаний обучающихся

12.Итоговый контроль уровня знаний обучающихся.

13. Карта экспертной оценки для преподавателя

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка по теме: « Оксигенотерапия, гирудотерапия », п редназначена для реализации требований Государственного стандарта ПМ. 04 (05, 07) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за пациентами». МДК 04.03 (05. 03; 07.03) «Технология оказания медицинских услуг».

Актуальность данной темы определена тем, что потребность в нормальном дыхании является приоритетной среди фундаментальных потребностей человека. Дыхание и жизнь, неразделимые понятия. Человек давно усвоил: dum spiro spera (лат.) – пока дышу, надеюсь. В настоящее время резко возрастает число заболеваний, связанных с неудовлетворенной потребностью человека в нормальном дыхании.

Лечение кислородом проводят по назначению врача при заболеваниях органов кровообращения и дыхания. Применяя любой из методов оксигенотерапии, нужно стремиться к тому, чтобы он был удобен для пациента и не создавал дискомфорта. Гирудотерапия применяется в настоящее время при лечении огромного количества различных болезней. В современных условиях эта отрасль медицины переживает новый подъем в связи с открытием в секрете слюнных желез пиявок большого количества биологически активных веществ, благотворно влияющих на организм человека. Очень важно отметить, что современная гирудотерапия не имеет негативных последствий. Эти манипуляции специфические, при которых у пациента может возникнуть чувство физического и психологического дискомфорта. Качество выполнения и эффект от них во многом зависит от знаний и ответственного отношения медицинской сестры, которая должна в совершенстве владеть техникой применения различных видов оксигенотерапии, использования медицинских пиявок, знать показания и противопоказания, возможные осложнения и их предотвращение при выполнении манипуляций, придерживаться определенных этико-деонтологических принципов. В соответствии нормативных документов медицинская сестра должна уметь провести обработку инструментов и предметов ухода, после манипуляции.

Изучение данной темы направлено на овладение обучающимися видами профессиональной деятельности для решения проблем пациента посредством сестринского ухода и выполнение сестринских манипуляций.

При проведении занятия используются различные приемы, методы, формы и средства обучения. При изучении нового материала необходима связь с ранее изученными темами. Большое внимание при изучении нового материала уделяется сестринскому процессу, мастерству общения медицинской сестры с пациентом и его родственниками, владению методами убеждения пациента в необходимости проведения тех или иных манипуляций.

При разборе темы используются видеофильмы, слайды. При проведении контроля знаний используются: фронтальный опрос, задание да - нет, блиц- игра. Необходимым начальным этапом обучения студентов на занятии является самостоятельная работа с учебным пособием, с алгоритмами манипуляций, с ситуационными задачами.

Самостоятельная работа студентов осуществляется индивидуально и методом малых групп под контролем преподавателя. Во время самостоятельной работы, при отработке манипуляций, преподаватель корректирует, дополняет, исправляет и направляет на правильность выполнения манипуляций. Для закрепления и проверки знаний студентам предлагается решить ситуационные задачи, тестовые задания, кроссворд и проблемно ситуационную задачу.

Ситуационные задачи, побуждают применять полученные знания в разных условиях и позволяют развивать клиническое мышление. Студенты могут прийти к различным решениям ситуации. Обсуждая всевозможные варианты выхода из ситуации, они находят правильное решение. При обсуждении создается атмосфера совместной творческой деятельности студентов и преподавателя.

На протяжении всего занятия используется наблюдение, систематическое изучение студента в процессе обучения. Наблюдение за работой студентов позволяет преподавателю выявить уровень обучаемости, установить недостатки в овладении материалом, наметить пути дальнейшей работы.

Итоговая оценка студента по данной теме выставляется после суммирования всех результатов, учитывая внешний вид на занятии и ведение дневника практических занятий. Оцениваются общие и профессиональные компетенции.

Данная методическая разработка может оказать помощь преподавателям медицинских училищ и колледжей для проведения практического занятия по данной теме.

Гирудотерапию следует проводить в спокойной обстановке.

Обработка кожи до и после приставки имеет целью предупредить инфицирование ранки, оставляемой пиявкой, и обеспечить успешность проведения процедуры, особенность которой определяется длительным характером контакта пиявки с кожей пациента в процессе насасывания крови (от 15 до 60 минут и более), особенностями биологии животных и характера действия секрета их слюнных желез.

В области предполагаемой приставки кожа должна быть до процедуры чисто вымыта и не иметь каких-либо посторонних запахов.

? Не рекомендуется использовать косметику, ароматическое мыло, мази и т. д., поскольку пиявки чрезвычайно чувствительны к резким запахам и химическим веществам. Применение пациентом парфюмерии или геля для рук и/или тела может стать причиной того, что пиявку будет очень сложно приставить.

? Специальная обработка кожи 70 %-м спиртом до постановки пиявок не рекомендуется. Это связано с тем, что, помимо дезинфицирующего, спирт обладает дубящим действием, препятствуя на короткое время попаданию на кожу микроорганизмов из сальных и потовых желез. Эти эффекты очень хороши в случаях инъекций, но при гирудотерапии к концу процедуры, когда пиявка через 40–60 минут отваливается и ранка зияет еще несколько часов, обработка кожи спиртом только увеличивает вероятность инфекционных осложнений.

Методы приставки пиявок. Пиявки могут ставиться без кровоизвлечения (животное снимается через 1–2 минуты после присасывания) – метод Абуладзе, с неполным кровоизвлечением (животное снимается до появления признаков свободного сосания) и с полным кровоизвлечением (пиявка отваливается самостоятельно). Если метод Абуладзе реализует в основном рефлекторное действие гирудотерапии, то при полном кровоизвлечении обеспечивается весь комплекс воздействий пиявки на организм человека. Метод применения определяется врачом. В большинстве случаев пиявки ставятся до самостоятельного отхождения.

Для преждевременного снятия присосавшейся пиявки необходимо коснуться ее передней присоски ваткой, смоченной в 10 %-м растворе йода. Пиявка тут же отпускает свою жертву и отваливается. Если приставку пиявок можно проводить голой рукой, то снятие – только в медицинских перчатках. Это требование имеет целью защитить врача или сестру от возможного инфицирования.

После снятия пиявки на ранку накладываются стерильная салфетка, затем ватно-марлевый тампон, после чего бинт или лейкопластырная повязка. Повязка снимается через 12–24 часа. При этом производится визуальная оценка величины кровопотери, а кожа и ранка обрабатываются 3 %-м раствором перекиси водорода и просушиваются. Накладывается новая повязка или ранка заклеивается бактерицидным лейкопластырем.

Материалы и инструменты

Пинцет, банка или пробирка, лоток, контейнер для дезинфекции и утилизации, 70 %-ный спирт, 3 %-ный раствор перекиси водорода, 5 %-ный спиртовый раствор йода, 40 %-ный стерильный раствор глюкозы, нашатырный спирт, 6–8 медицинских пиявок, бинт, вата, лейкопластырь, клеенка или одноразовая пеленка, гемостатическая губка, перчатки нестерильные, ножницы, часы, ватные шарики, стерильные салфетки, ватно-марлевые тампоны, пузырь со льдом, емкость для воды.

Алгоритм выполнения

Подготовительный этап

Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры.

Письменного подтверждения согласия на эту процедуру не требуется.

Должно быть добровольное информированное согласие на процедуру, которую предстоит провести.

Места постановки пиявок: область сосцевидных отростков, область правого подреберья, левая половина грудной клетки, в шахматном порядке вдоль пораженной вены, копчик, височная область.

Сначала следует помочь пациенту удобно лечь.

Гигиеническим способом обработать руки, осушить их.

Подготовить все необходимое.

Необходимо тщательно осмотреть место постановки пиявок.

Под предполагаемую область следует подстелить клеенку.

Ход выполнения

Обработать кожу несколько больше по площади, чем нужно для постановки пиявок, 70 %-ным спиртом, стерильной салфеткой или ватным шариком, который смочен в горячей кипяченой воде.

Протереть кожу до покраснения, 2–3 раза меняя шарики.

Затем осушить ее стерильной салфеткой.

Далее смочить место постановки пиявок стерильным 40 %-ным раствором глюкозы.

Следует положить пиявку на ватно-марлевый тампон, поместив ее в пробирку или банку хвостом вниз.

Далее необходимо поднести пробирку к коже или при необходимости слизистой, отверстие пробирки плотно приставить к месту присасывания.

Если пиявка присосется, в ее передней части возникнет волнообразное движение.

Под заднюю присоску следует положить салфетку.

Повторить эту процедуру несколько раз, до тех пор, пока не будут поставлены все пиявки.

Следует внимательно наблюдать за их активностью.

Если они не двигаются, легким движением влажного пальца или ватным шариком, смоченным водой, следует провести по поверхности пиявки.

Через 20–30 мин поставленные пиявки необходимо снять ватно-марлевым тампоном, смоченном в 70 %-ном спирте.

Поместить пиявки в емкость с дезинфицирующим раствором, затем утилизировать их.

Завершающий этап

На завершающем этапе следует поместить пинцет в емкость для дезинфекции.

Кожу вокруг ранки необходимо обработать антисептиком или 5 %-ным спиртовым раствором йода.

Наложить асептическую ватно-марлевую давящую повязку со слоем ваты.

Если повязка промокла, необходимо снять ее верхние слои и наложить новый асептической слой. Через 24 ч повязку необходимо снять или сменить.

Следует зафиксировать повязку лейкопластырем или бинтом.

Затем необходимо убрать клеенку в емкость для дезинфекции.

Следует обработать все использованные пиявки.

Убедиться, что вы обработали все пиявки, которые использовали в процедуре.

Пиявки используются только один раз.

Снять перчатки и поместить их в емкость для дезинфекции.

Гигиеническим способом обработать руки, осушить.

Сделать запись процедуре в медицинской документации.

Если через 2–3 дня ранки продолжают кровоточить, следует приложить к ним стерильный шарик, смоченный крепким раствором калия перманганата или прижечь кристалликами калия перманганата.

Если кровотечение прекратилось, необходимо обработать ранки 3 %-ным раствором перекиси водорода и наложить сухую асептическую повязку.

Похожие книги из библиотеки

Стресс и патология

Стресс и патология

Книга посвящена экспериментально-клиническому изучению роли стресса в развитии стрессобусловленной кардио– и иммунопатологии. Разработана, испытана и предложена для внедрения новая научно обоснованная концепция и соответствующие методы нетрадиционного использования витаминов в клинике. Научная и практическая значимость работы заключается в реализации предсказательной силы теории некоферментного действия витаминов через оптимизацию существующих клинических методов патогенетической коррекции стрессорных кардиопатий (гипертония и ишемическая болезнь сердца,стенокардия и инфаркт миокарда) и стрессорных иммунодефицитов (сепсис). Книга рассчитана на медиков и широкий круг специалистов, интересующихся проблемой коррекции кардио– и иммунопатологии стресса.

Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура

Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура

Пособие предназначено студентам факультетов физической культуры, осваивающих данную дисциплину в рамках учебной программы (аудиторные и внеаудиторные занятия, учебная практика), работникам оздоровительно-реабилитационных центров, центров адаптивной физической культуры, педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений различного профиля, методистам ЛФК и специалистам многих профессиональных направлений для проведения физкультминуток, физкультпауз и других двигательных форм с целью общего физического воспитания и снятия утомления на уроке. Пособие адресовано и родителям, взрослым разного возраста, подросткам, сознательно относящихся к своему здоровью.

Синдром Золушки. Как избавиться от комплекса хорошей девочки

Синдром Золушки. Как избавиться от комплекса хорошей девочки

Ты – суперхозяйка, у тебя внешность Анджелины Джоли и три высших образования? Ты стараешься соответствовать самым высоким требованиям, но счастья нет как нет. И тебя преследует вопрос – что же со мной не так?! Перестань пытаться соответствовать бесконечным ожиданиям окружающих. Почувствуй себя уникальной, прекрасной и уверенной! Измени представление о себе и стань счастливой!

Генетика человека с основами общей генетики. Учебное пособие

Генетика человека с основами общей генетики. Учебное пособие

В пособии освещаются все разделы современной генетики, необходимые для понимания генетики человека и психогенетики. Показана методологическая роль генетики в современной биологии. Первые главы посвящены фундаментальным положениям общей генетики. В специальных разделах рассматриваются вопросы медицинской генетики, генной инженерии, генетики поведения, эволюции, психогенетики. Второе издание книги значительно переработано автором с учетом новой информации, опубликованной за последние три года. Пособие предназначено для студентов биологических, педагогических, психологических и социологических факультетов. Представляет интерес для научных работников всех специальностей, занимающихся вопросами, связанными с изучением биологической природы человека. 2-е издание, переработанное и дополненное.

Свой-чужой. Как остаться в живых в новой инфекционной войне

Свой-чужой. Как остаться в живых в новой инфекционной войне

Новая книга доктора Мясникова — может быть, самая важная на сегодня. Почему стали повторяться случаи, когда в больницу привозят человека с гриппом, а через несколько дней он умирает от пневмонии? Врачи разводят руками, так как даже самое современное лекарство не помогло. Наивные бактерии, падавшие замертво при одном виде пенициллина, на наших глазах мутируют, перерождаются в разноликих монстров и с разных сторон атакуют наш организм. Пользуясь нашим страхом и справедливым желанием защитить себя и близких, фармкомпании с ТВ-экранов настойчиво предлагают препараты для «поддержания иммунитета». Вы не будете тратить деньги зря, когда прочитаете книгу. Некоторые широко известные болезни не заподозришь в том, что они имеют инфекционную природу, например ожирение, астма, гастрит, некоторые виды рака или цирроз печени. Как действовать, чтобы поставить надежную защиту против каждой из напастей, — вы найдете всё, начиная от обычного поноса и заканчивая половыми инфекциями и туберкулезом. Давайте не будем поддаваться панике, пить понапрасну антибиотики, а станем осознанно заботиться о своем здоровье. Пусть все у нас будет хорошо!

Гид по воспитанию детей от 1 до 3 лет. Практическое руководство от французского психолога

Гид по воспитанию детей от 1 до 3 лет. Практическое руководство от французского психолога

Анн Бакюс – известный детский психолог, доктор наук, один из основоположников французской системы воспитания – подтверждает: ни один период жизни ребенка так сильно не влияет на его будущее, как первые три года. И очень важно, чтобы родители уделяли малышу в это время особое внимание. Благодаря этой книге, основанной на 20-летнем опыте работы автора, французские родители блестяще справляются с воспитанием своих детей. Любить ребенка, делать его счастливым, помогать ему гармонично развиваться – для этого не нужно обладать каким-то особым даром или получать специальное педагогическое образование. Нежность, терпение, энтузиазм и здравый смысл дают потрясающие результаты. При этом очень важно хорошо понимать своего малыша. Какие этапы он проходит? С какими проблемами или страхами сталкивается? Что творится у него в голове и с телом в том или ином возрасте? Как справляться с трудностями – от приучения к горшку до «кризиса трех лет»? Книга даст вам ответы на эти и многие другие вопросы.

Новейший справочник медицинской сестры

Новейший справочник медицинской сестры является наиболее полным изданием, подготовленным в соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 52623.3-2015, вступившем в силу 1 марта 2016 г. В книге понятно и доступно излагается стандарт технологии выполнения простых медицинских процедур терапевтического, хирургического и травматологического профилей. Издание предназначено для среднего медицинского персонала отраслевых учреждений и организаций, также будет полезно и широкому кругу читателей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Каждый последующий слой компресса должен быть больше предыдущего на 2см. Перед наложением лекарственного компресса кожу необходимо смазать дет­ским кремом или вазелином. На кожу, смазанную йодом, согревающий компресс накладывать нельзя, это может вызвать ожоги.

Горячий компресс –используется горячая вода (60-70 ◦ С) на 10 минут (салфетка, бумага компрессная или кленка, вата). Через 10 минут заменить.

Холодный компресс – применяется холодная вода на 2-3 минуты. Когда салфетка согревается, ее сменяют. Механизм действия такой же, как и у пузыря со льдом.

· Алгоритм постановка пиявок

Оснащение - пинцет анатомический, банка медицинская или пробирка, лоток, спирт этиловый, раствор перекиси водорода, спиртовый йодный раствор, раствор глюкозы, 6-8 подвижных медицинских пиявок, вата, бинт, лейкопластырь, клеёнка или одноразовая пеленка, гемостатическая губка, перчатки нестерильные, ножницы, часы, ватные шарики, стерильные салфетки, ватно-марлевые тампоны, емкость для воды, пузырь со льдом

Подготовка к процедуре:

1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход предстоящей процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.

2. Помочь пациенту удобно лечь для предстоящей процедуры.

3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

4. Подготовить необходимое оснащение и оборудование.

5. Выбрать место постановки пиявок. Подстелить клеёнку при необходимости или пеленку одноразовую под предполагаемую область.

6. Надеть перчатки.

Выполнение процедуры:

1. Обработать кожу (место, постановки пиявок) вначале этиловым спиртом (большим по площади, чем нужно для процедуры), стерильной салфеткой или ватным шариком, смоченным в горячей кипяченой воде, протереть кожу до покраснения, меняя шарики 2-3 раза. Кожу осушить стерильной салфеткой.

2. Смочить место постановки пиявок стерильным раствором глюкозы.

3. Снять пиявку ватно-марлевым тампоном и поместить ее в пробирку или банку хвостовым концом вниз.

4. Поднести пробирку или банку к коже или слизистой (в стоматологии), отверстие пробирки или банки плотно приставить к месту присасывания (как только пиявка присосётся, в ее передней части появится волнообразное движение).

5. Положить салфетку под заднюю присоску.

6. Повторить пп. 7-11 до тех пор, пока не будут поставлены все пиявки.

7. Наблюдать за активностью пиявок: если не движутся, слегка провести по её поверхности пальцем.

8. Снять ватно-марлевым тампоном через 20-30 минут (по назначению врача) все пиявки.

9. Поместить снятые пиявки в емкость с дезинфицирующим раствором с последующей утилизацией.

. Окончание процедуры.

1. Поместить пинцет в емкость для дезинфекции.

2. Обработать кожу вокруг ранки спиртом.

3. Наложить асептическую ватно-марлевую давящую повязку с слоем ваты, нельзя менять повязку в течение суток.

4. Фиксировать повязку бинтом или лейкопластырем.

5. Убрать клеёнку в емкость для дезинфекции.

6. Обработать использованные пиявки, убедиться, что число пиявок, поставленных пациенту, и число пиявок, находящихся в емкости для дезинфекции совпадает.

7. Снять перчатки и поместить в ёмкость для дезинфекции.

8. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

9. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Вид Hirudo medicinalis относится к типу Annelides — кольчатые черви, подвид пиявка аптекарская (Hirudo medicinalis officinalis), пиявка лечебная (Hirudo medicinalis medicinalis) и пиявка восточная (Hirudo medicinalis orientalis). Тело пиявки, вытянутое в длину и уплощенное в спинно-брюшном направлении, заканчивается с обоих концов присосками. Задняя присоска всегда видна и служит для прикрепления и передвижения. У медицинской пиявки (Hirudo medicinalis), в отличие от прочих видов, обитающих в водоемах России и не обладающих лечебными свойствами, имеются оранжевые узорчатые полоски на спинке, расположенные ближе к бокам. Они хорошо видны даже у темноокрашенных экземпляров.

Отличительные признаки

Hirudo medicinalis officinalis

Вдоль спины расположены две продольные оранжевые полосы с правильно повторяющимися расширениями. Брюшная сторона имеет оливково-зеленую окраску с черными продольными полосами по бокам.

Hirudo medicinalis medicinalis

Вдоль спины тянутся четыре узкие, попарно расположенные оранжевые полосы в виде цепочки с равномерно повторяющимися расширениями, заполненными черными пятнами каплевидной формы. Брюшко оливково-зеленое, испещренное черными пятнами различной формы.

Hirudo medicinalis orientalis

Вдоль спины расположены узкие продольные оранжевые полосы, покрытые через равные промежутки черными четырехугольными пятнами. Брюшная сторона черная с зелеными пятнами, попарно расположенными через одинаковые промежутки.

Пиявка не должна иметь физических повреждений на теле и присосках.

Фармакологические свойства

Действие препарата определяется свойствами биологических соединений секрета слюнных желез пиявки (липидной, углеводной природы и пептидной природы), которые попадают в организм человека в период от момента прокусывания пиявкой кожи до окончания кровоизвлечения.

Антикоагулянтное и дезагрегантное действие препарата обеспечивают: ингибитор калликреина плазмы, гирудин (формирует прочный комплекс с тромбином, ингибируя его), FXa (ингибитор Ха фактора), калин (ингибитор адгезии и агрегации тромбоцитов, ингибитор фактора фон Виллебранда), апираза (ингибитор активации тромбоцитов инициированной АДФ).

Тромболитический эффект обусловлен действием дестабилазы, которая гидролизует изопептидные связи в стабилизированном фибрине.

Противовоспалительное действие обеспечивается действием: гирустазина (блокирует тканевой калликреин, трипсин, химотрипсин и катепсин G‑нейтрофилов), эглинов (ингибиторы химотрипсина и химазы тучных клеток), бделлинов (блокируют активность трипсина, плазмина и акрозина), LDTI (ингибитор триптазы), ингибитором карбоксипептидазы и механическим удалением медиаторов воспаления с истекающей кровью.

Гиалуронидаза секрета слюнных желез пиявки разрушает гиалуроновую кислоту межклеточного матрикса и базальных мембран капилляров, что способствует проникновению остальных компонентов слюны и изменяет проницаемость тканей.

Длительное дозированное кровотечение после приставки пиявки обеспечивает деконгестию и позволяет восстановить венозный отток, что обеспечивает успешное применение пиявок в реконструктивной микрохирургии.

Применение пиявок оказывает общее неспецифическое воздействие на организм человека (повышение фагоцитарной активности нейтрофилов) за счет ответа организма на повреждение (нанесение пиявкой раны и действия компонентов слюны).

Показания

Применяется только специалистом, прошедшим обучение по гирудотерапии!

В составе комплексной терапии для лечения заболеваний в кардиологии, флебологии, отоларингологии и офтальмологии (лечение глаукомы).

Противопоказания

Индивидуальная непереносимость, анемия, гемофилия, геморрагические диатезы, выраженная артериальная гипотензия, кахексия, беременность, период грудного вскармливания, возраст до 18 лет, применение у пациентов, получающих препараты группы антикоагулянтов.

С осторожностью

Одновременное применение с препаратами ацетилсалициловой кислоты, клопидогрелом.

Применение при беременности и кормлении грудью

Применение препарата в период беременности и грудного вскармливания противопоказано.

Способ применения и дозы

Количество пиявок, необходимых для проведения одного сеанса, места постановки на теле и количество лечебных сеансов, продолжительность интервала между постановкой пиявок должен определять специалист, прошедший обучение по гирудотерапии.

В кардиологии

Места постановки пиявок — сосцевидные отростки и височная область, по бокам шейных позвонков, копчик, область сердца в пределах болевых зон.

Методика гирудотерапии — по 4–8 пиявки (в среднем 5 штук на сеанс). Курс терапии составляет 2–4 сеанса через 2–3 дня.

В флебологии

Пиявки ставят на 1 час в количестве от 3 до 14 штук (определяется степенью поражения вен) по ходу болезненной вены в шахматном порядке на расстоянии не менее 1 см от вены и на 5–6 см одна от другой с каждой стороны. Курс до 5 процедур. Через 2 месяца рекомендуется проведение повторного курса.

В офтальмологии (лечение глаукомы)

Пиявки ставят на кожу виска и сосцевидного отростка со стороны больного глаза, обычно в количестве двух штук. Длительность курса лечения определяется характером заболевания и динамикой процесса.

В отоларингологии

1. При воспалении околоносовых пазух

Пиявки прикладывают к местам выхода n. supraorbitalis и/или n. intraorbitalis в зависимости от локализации болей. Курс лечения включает 2–4 сеанса продолжительностью 3–5 минут. Гирудотерапия проводится вместе с общей и местной антибактериальной терапией.

2. При остром неперфоративном отите и адгезивном среднем отите

Постановка пиявок производится на козелок, а также на заушную область. Количество пиявок — 2–5 штук. Продолжительность сеанса составляет 3–5 минут (в нужный момент к передней части тела пиявки подносят вату, смоченную йодом или спиртом, и пиявка отпадает). Количество сеансов при неперфоративном среднем отите — 2–4 сеанса, при адгезивном среднем отите — до 7 сеансов.

3. При остром наружном отите

Место постановки пиявок зависит от локализации воспалительного процесса. Если воспаление локализовано на входе в слуховой проход, то пиявки ставят на козелок и непосредственно на область воспаления. При диффузном поражении всего слухового прохода пиявок располагают в заушной области, отступая 1 см от места прикрепления ушной раковины и параллельно ей. Количество пиявок на 1 сеанс — 1–3 штуки. Продолжительность сеанса 5–7 минут. Курс — 2–4 сеанса.

4. При остром неврите слуховых нервов

Гирудотерапию следует начинать с третьих и четвертых суток лечения после проведения дезинтоксикационной терапии с постановкой пиявок в проекции обоих сосцевидных отростков, отступая 1 см от ушных раковин, по 2–3 пиявки на каждую сторону. Длительность сеанса не ограничена. Курс лечения составляет 5–9 сеансов через день.

Особенности действии при первом приеме

При первой постановке рекомендуемая доза не более двух пиявок для оценки сосудистой и аллергической реакции. После каждого сеанса ранка обрабатывается перекисью водорода, на место укуса пиявки накладывается стерильная салфетка. При необходимости проводят смену повязки, с предварительной обработкой раны.

Передозировка

Наложить стерильную тугую повязку и, при необходимости, вызвать врача.

Побочные действия

Покраснение и отечность кожи, а также кожный зуд в области укуса, которые проходят самостоятельно.

Иногда отмечается снижение артериального давления, увеличение регионарных лимфоузлов и гиперпигментация кожи в местах укуса.

Возможны аллергические реакции.

В этом случае гирудотерапию следует прекратить.

Особые указания

Применяется только специалистом, прошедшим обучение по гирудотерапии!

Возникающий зуд в месте укуса снимается обработкой ранки раствором перекиси водорода. В результате плохого ухода за ранками, расчесывания мест укусов пиявок и участков вокруг них возможно инфицирование (развитие пиодермии, фурункулов, карбункулов).

При постановке пиявок на поверхностную вену, лежащую под истонченной кожей, может возникнуть обильное кровотечение. В таких случаях на ранку накладывают давящую стерильную повязку.

Влияние ни способность управлять транспортными средствами, механизмами

Препарат не обладает свойствами, влияющими на выполнение потенциально опасных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций (управление автотранспортом, работа с движущимися механизмами).

Взаимодействие

Не применять одновременно с препаратами группы антикоагулянтов и препаратами тромболитического действия из-за риска возникновения избыточного кровотечения в месте постановки пиявки.

Не применять одновременно с сильно пахнущими мазями, так как пиявка медицинская чувствительна к посторонним запахам и может не присосаться.

Применять с осторожностью одновременно с препаратами ацетилсалициловой кислоты и клопидогрелом, так как существует возможность удлинения времени пост‑пиявочного кровотечения.

Форма выпуска

Пиявки медицинские размещают в упаковочном материале:

1. В чистую тару из стекла или пищевого полиэтилена, не содержащую посторонних запахов, заполненную на 2/3 объема дехлорированной (отстоянной в течение суток) водой, из расчета не более 100 штук пиявок на 1 л объема емкости, герметично закрывают крышкой. В таком состоянии пиявки медицинские готовы к транспортировке внутри города не более шести часов.

2. Допускается упаковка пиявок медицинских в полиэтиленовые пакеты, заполненные на 2/3 объема дехлорированной (отстоянной в течение суток) водой, размером 200 × 300 мм в количестве не более 30 штук. В таком состоянии пиявки медицинские готовы к транспортировке внутри города не более шести часов.

3. Чистый плотный бязевый мешок заполняют упаковочным грунтом (земли, глины или их смеси с добавлением торфа), помещают в него пиявки, свободный край завязывают шпагатом, обертывают бумагой оберточной и упаковывают в ящики из гофрированного картона. В один мешок рекомендуется упаковывать не более 500 пиявок. Размер мешка составляет 300 × 350 мм.

Читайте также: