Как называются большие барабаны обтянутые кожей

Обновлено: 28.04.2024

Тамбурином называется небольшой ударный инструмент с древней историей. Первые упоминания о нем в разных странах мира относятся к XI веку. Официальной родиной тамбурина принято считать Францию, поэтому его нередко называют провансальским барабаном.

Популярный инструмент изображен на многих картинах XVI‒XIX вв. Испанские, французские, итальянские живописцы рисовали танцовщиц, аккомпанирующих себе на тамбурине. Он задавал ритм при исполнении тарантеллы и других народных танцев.

В традиционном исполнении инструмент представляет собой круглый деревянный обод диаметром до 30 см, шириной около 5 см. На него с одной стороны (реже с обеих) туго натянута кожаная мембрана или перепонка. Это рабочая поверхность. Под ударами ладони либо маленькой палочки с закругленным концом кожа колеблется и начинает звучать.

По периметру круга расположено от 4 до 16 пар небольших металлических дисков. Их еще называют тарелочками или джинглами. Когда тамбурин встряхивают, звучит мелодичный перезвон. Чтобы получить более громкий, отчетливый звук, ударяют не в центральную часть, а близко от обода. При изготовлении современных вариантов тамбурина зачастую используется пластик.

Появившись во Франции в XVIII веке, компактный и легкий ударный инструмент приобрел широкую популярность. Поначалу уличные музыканты задействовали его для ритмического сопровождения игры на флейте. Звук извлекали при помощи палочки. Позднее он стал использоваться и в оркестровой музыке.

Tamburino в переводе с итальянского означает «барабанчик». Среди маститых музыкантов прошлых столетий порой случались дискуссии на тему, в чем отличие тамбурина от барабана. Французские маэстро Суайе и Видор пришли к выводу, что очевидная разница заключается в форме инструментов и издаваемом ими звуке. У тамбурина он менее резкий, скорее, глуховатый.

Иногда тамбурин путают с бубном . Между ними, действительно, немало сходства. Однако есть отличия в конструкции и звучании: у тамбурина оно более мягкое. Бубен не менее древний перкуссионный инструмент. Ряд исследователей считает, что он появился в бронзовом веке. Местом его происхождения стали страны Ближнего Востока и Азии.

Бубны принято подразделять на оркестровые и народные, этнические. Некоторые музыковеды придерживаются мнения, что тамбурин стал образцом для создания этнических бубнов. Народной разновидностью инструмента повсеместно пользовались шаманы для проведения магических ритуалов. Удары по бубну в определенном ритме вводили человека в состояние транса.

Большие бубны имели диаметр около полуметра. Деревянный обод был шириной 10 см. Иногда в нем делали прорези для металлических бубенцов, пластинок или колокольчиков. В другом варианте их подвешивали к натянутой внутри обода проволоке либо бечевке.


Одну из сторон обтягивали коровьей или бараньей кожей, закрепляли шнурками, получалась мембрана. Нередко для извлечения звука применяли специальную колотушку. Любое прикосновение к бубну – удар по мембране или ободу, потряхивание инструмента – сопровождалось звоном. Подобные ритуалы можно наблюдать до сих пор в местах проживания коренных народностей.

Позднее в конструкции бубна произошли некоторые метаморфозы: исчезла кожаная мембрана, и он приобрел современный вид. Этот уникальный инструмент с XIX века используется при исполнении симфонической музыки. Сегодня оркестровый бубен прочно занял свою нишу в перкуссионной группе.

Тамбурин и бубен не утратили былую популярность и по сей день. Их используют современные исполнители народных песен и танцев, рок и поп музыканты, симфонические оркестры. Сравнительно небольшой размер наряду с малым весом позволяет легко перемещать эти незаменимые ударные инструменты.

Бараба́н (вероятно, слово тюркского происхождения [1] [2] ) — семейство ударных музыкальных инструментов. Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей.

Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла (стали, латуни), акрилового пластика [3] или даже глины [4] .

Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением [5] . Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.

Барабаны других конструкций — стальной барабан, щелевой барабан — не имеют мембран и относятся к идиофонам.

Содержание

История



При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется шестым тысячелетием до нашей эры, к этому же времени относят и наскальные рисунки в пещерах Южной Америки [6] . Возраст найденного в Моравии барабана датируется пятым тысячелетием до н. э., в Древнем Египте барабаны возникли за 4 тыс. лет до н. э. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере (около 3 тыс. лет до н. э) [7] . О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни [8] .

С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. У древних греков и римлян барабан тимпан (др.-греч. τύμπανον ), предшественник современных литавр, использовался в культах Кибелы и Вакха. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. В XVI веке барабаны использовались в Британской армии в пехоте, у драгунов и кавалерии. Во времена Генриха VIII в каждой роте от 100 человек было двое барабанщиков. В XVII веке основными используемыми сигналами барабанщиков были «Внимание», «Строиться», «Готовность», «Марш», «Атака», «Отступить» [8] .

В Японии была найдена датируемая VI—VII веками глиняная фигура барабанщика с тайко. Эти барабаны использовались на поле боя, чтобы испугать, ошеломить противника: один солдат нёс барабан на спине, а двое в него били. В решающей битве между Ци и Лу в 684 году до н. э. барабаны вдохновили солдат и переломили ход боя [9] .

В XX веке произошли два значительных усовершенствования барабанов. В 1920—1940-х годах компания Gretsch производила корпуса барабанов по технологии многослоевого расслоения дерева [10] , этот способ используется и сегодня. Около 1956 года Эвансом Марионом на замену кожаным мембранам были изобретены пластиковые, более устойчивые к влажности и лучше сохраняющие настройку [11] .

В настоящее время продолжается как развитие и усовершенствование самого инструмента, так и поиски новых техник исполнения [12] . В 1930—1932 годах был изобретён Rhythmicon [13] — прототип современных драм-машин, ставших популярными в 1980-х. Драм-машины позволяют воспроизводить запрограммированный заранее звук и значительно увеличили возможности аранжировки. Тем не менее, они не смогли превзойти барабанщиков в исполнении музыки [6] .

В России





Впервые о применении барабанов в армии упоминается при осаде Казани 1552 года. В российской армии применялись накры (бубны) — медные котлы, обтянутые кожей. Такие «бубны» имели при себе начальники малых отрядов. Накры привязывали перед всадником, у седла. Били в накр рукояткой плети. По свидетельствам иностранных писателей, в российской армии были и большие «бубны» — их перевозили четыре лошади, а били в них восемь человек [14] .

Малый барабан стал известен в российский войсках во времена Фёдора Иоанновича и Бориса Годунова, когда были приняты на службу иностранные наёмные дружины [15] .

Свой вклад в популяризацию барабанов внёс Пётр I. Он издал указ о придании каждому воинскому соединению от сотни специального барабанщика [6] . В обязанности барабанщика входило сопровождение войска на марше, передача сигналов в бою. По словам современников, Пётр сам неоднократно «выказывал отменную барабанную сноровку», был барабанщиком в своих потешных войсках [16] .

Значение барабанщиков упало во время Восточной войны 1853—1855 годов. Русско-японская война показала, что боевая роль барабанов окончена. В 1909 году был издан указ об изъятии барабанщиков из штатов военного времени и сохранении их для надобностей мирной службы и обучения. Однако в 1910 году военный устав вновь установил выдвижение войсковых частей во время боевого похода с барабаном [15] .

Во время активной деятельности пионерского движения, в частности, в СССР, барабан являлся не только инструментом, но и важным символом [17] . В 1923—1926 годах выходил пионерский журнал «Барабан», позднее объединённый с журналом Пионер [18] .

Типы барабанов



Ударник оркестра под руководством Рика Бенджамина: играет на малом барабане, рядом расположены литавры, большой барабан и прочие инструменты

В современный оркестр могут входить следующие барабаны [19] :

Малый барабан — с двумя мембранами, натянутыми на низкий цилиндр. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (от 10 до 34 в зависимости от применения), которые придают звуку сухой рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок. При отключении струн специальным рычажком этот характерный треск исчезает. Игра основана на рудиментах: дробь, быстрое тремоло. Играют на нём двумя деревянными палочками с утолщениями на концах. Применяются также удары по ободу (римшот), другие приёмы (напр., бласт-бит, gravity roll, характерные для экстремальных стилей музыки, или вращение палочек (англ.) русск. в маршевых оркестрах). Используют набор малых барабанов различных размеров, при игре — ставят на подставки, в маршевом оркестре — носят на ремне или специальной раме на уровне пояса. В оперный и симфонический оркестр малый барабан введён в XIX веке; часто используется в военных сценах. Сегодня — ведущий инструмент ритмической группы джаза.

Том-том (не путать с там-тамом (гонгом)) — цилиндрический барабан без струн. Он происходит от коренных американских или азиатских народов, использовался аборигенами для военных, религиозных целей. Изготавливался из полых стволов деревьев и шкуры животных. С начала XX века том-том входит в ударную установку (от 2 до 4 и более штук).

Литавры — система (от двух до семи и более) медных котлов, на которые натянута мембрана. Имеют определённую высоту звучания, регулируемую во время игры. Они стали известны в XV веке, в состав оркестра вошли позже. Кроме оркестра, предшественники литавр — накры использовались в кавалерии, для управления строем.

Барабаны различных стран





Барабаны известны во всех странах и во все времена. Народные барабаны просты в изготовлении и не требуют особых навыков для игры, поэтому существуют сотни их разновидностей. Фольклорная музыка в высшей степени мелодична и ритмична, барабаны — неотъемлемая её часть. [20]

В Латинскую Америку барабаны были привезены из Африки чернокожими рабами [23] , и появились атабаке, куика, конга и прочие. К барабанам, произошедшим от европейских, можно отнести пандейру. В Южной и Центральной Америке также известны барабаны из цельного куска дерева, как тепонацтль. На Кубе были изобретены тимбалес.

На острове Бали и Индонезии народная музыка представлена оркестром гамелан. В нём используется барабан генданг [24] , также используются пате в Самоа, лали в Фиджи.

Барабаны Японии носят общее название тайко, они делятся на 2 большие группы: бë-дайко (byou-daiko), у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и симе-дайко (shime-daiko), которые можно настроить при помощи шнуров или винтов [25] . Эти барабаны используются в традиционной музыке гагаку с VII века, а также буддистских и синтоистских церемониях [26] .

В Китае барабаны, вероятно, произошли от туркестанских и тибетских инструментов. Среди них — баньгу, пайгу и другие. [27]

К барабанам, используемым в музыке Индии, относятся табла и мриданга [21]

В Кавказском регионе ударные инструменты тоже широко распространены. Под несколькими названиями известен вид бубна из кожи осётра с колечками — даф (деф, гавал). В народной музыке Армении и Азербайджана используют барабаны дхол и различные разновидности нагары [28] [29] . В Турции появился и далее распространился под различными названиями (думбек, тарабука, дарбук) барабан в форме кубка дарбука [30] .

Большо́й бараба́н (итал. gran cassa , фр. grosse caisse , нем. grosse Trommel ), также называемый иногда турецким барабаном — ударный музыкальный инструмент низкого регистра, мембранофон с неопределённой высотой звука.

Содержание

Строение и техника игры

Большой барабан представляет собой широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами, (иногда только с одной стороны). Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом. При необходимости исполнения сложных ритмических фигур или тремоло используются также палочки от литавр, от малого барабана и других ударных инструментов.

Основной приём игры на большом барабане — простые ритмические фигуры и одиночные удары в огромном динамическом диапазоне — от едва слышного пианиссимо до подобного пушечным выстрелам фортиссимо.

Большой барабан — один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, в состав которого вошёл во второй половине XVIII века (одним из первых его применил в одной из своих опер Глюк), также используется в духовом оркестре, где к нему крепится одна из тарелок. Исполнитель одной рукой ударяет колотушкой по барабану, а другой держит свободную тарелку, которой ударяет по закреплённой. Обычно в духовом оркестре большому барабану отводится роль своеобразного «метронома», отбивающего сильные доли такта.

В партитуре симфонического оркестра партия большого барабана пишется на «нитке» (линии, на которой указывается только ритм) под партией тарелок, над партией там-тама.

Бас-барабан

В джазе и других современных музыкальных течениях применяется более низкая по звучанию разновидность большого барабана, которая называется бас-барабаном (или, на жаргоне музыкантов, — «бочкой»). Бас-барабан входит в состав ударной установки, ударяют по нему с помощью специальной педали, соединённой с колотушкой. В современных тяжёлых роковых течениях для ударов по бас-бочке может использоваться кардан (две педали, скрепленные с колотушкой карданом), что позволяет бить по бас-барабану намного чаще, нежели одной педалью. Так же, в роке практикуют игру на двух бас-бочках.



Педаль для бас-барабана


Бас-барабан с педалью

Библиография

  • Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. — М.: Музыка, 1975
  • Чулаки М. И. Инструменты симфонического оркестра. — СПб.: Композитор, 2005

Ссылки

  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Барабаны
  • Мембранофоны

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Большой барабан" в других словарях:

БАРАБАН — БОЛЬШОЙ БАРАБАН общее название многочисленных ударных музыкальных инструментов, состоящих из полого цилиндрического корпуса с натянутой на него кожей (мембраной). По барабанам бьют руками, палками или специальными колотушками. Известно о… … Энциклопедия Кольера

Барабан — У этого термина существуют и другие значения, см. Барабан (значения). Барабан … Википедия

БАРАБАН — Это очень древний и очень распространенный инструмент. Его предок простая каменная или деревянная колотушка, которой пользовались еще первобытные люди. Однако со временем они заметили, что звук становится более гулким, если бить не по сплошному… … Музыкальный словарь

барабан — (Котошихин 151), вероятно, заимств. из тюрк., ср. тат. daraban – то же (Радлов 3, 1627), откуда с диал. t: польск., укр. taraban, рум. darabană (Тиктин 2, 505); см. Младенов 17. С другой стороны, источником считали также тур., крым. тат. balaban … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

БОЛЬШОЙ — Названия инструментов или органных регистров, соединенные со словом большой (большой барабан, большая флейта и др.), смотри под простыми названиями … Музыкальный словарь Римана

Барабан (ударный инструмент) — Барабан (вероятно, тюрк.), ударный инструмент, распространённый у большинства народов; полый корпус или рама, на которые с одной или двух сторон натянута кожа. Звук извлекают ударом по мембране, иногда и трением; высота звука неопределенна. С… … Большая советская энциклопедия

Турецкий барабан — Барабан Барабан (вероятно, слово тюркского происхождения) ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса резонатора или рамы, на которые … Википедия

барабан — а; м. 1. Ударный музыкальный инструмент в виде полого цилиндра с обтянутыми кожей основаниями. Бить в б. Играть на барабане. Пионерский б. Маршировать под б. * Вот затрещали барабаны И отступили басурманы (Лермонтов). / Грубо. О большом, круглом … Энциклопедический словарь

Барабан (оружейный) — У этого термина существуют и другие значения, см. Барабан (значения). Барабан револьвера: 1 углубление (дол) для облегчения; 2 паз для фиксатора; 3 храповик; 4 камора … Википедия

барабан — а, м. 1) Ударный мембранный музыкальный инструмент, состоящий из полого круглого корпуса резонатора, с двух сторон обтянутого кожей. Играть на барабане. Бить в барабан. Сделав несколько петель, вся компания под тревожную дробь барабана из… … Популярный словарь русского языка


В данной статье пойдет речь про разновидности барабанов. Эти музыкальные инструменты являются одними из самых древних на нашей планете. Именно поэтому существует так много их видов. В этом материале будут перечислены основные из них. Каждой разновидности барабанов (названия и фото буду представлены ниже) посвящен особый раздел, включающий описание конструкции, а также историю происхождения музыкального инструмента.

Функции ударных

Прежде всего, стоит сказать о разделении музыкальных барабанов на виды, согласно их применению в повседневной жизни. Испокон веков игра на ударных была неотъемлемой частью религиозных ритуалов. С помощью ритмов разного характера шаманы вводили людей в транс. О существовании подобных практик говорят наскальные рисунки племени шумеров, которые датируются третьим тысячелетием до Рождества Христова. До наших дней тоже дошли подобные традиции. Их можно наблюдать в религиозных обрядах в буддизме, индуизме и других, прежде всего восточных, религиях.

Барабан как знак отличия

У африканского племени туарегов сегодня барабаны имеют такое же значение, как и много веков назад.

барабан тобол

Без них не обходится ни один культовый ритуал. Кроме того, особый вид африканского барабана, применяемого в этом племени, служит в качестве знака отличия старейшин отдельных родов. Свой ударный музыкальный инструмент есть и у вождя всего племени. Когда происходят вооруженные конфликты между родами туарегов или же все племя воюет с общим врагом, наибольшим оскорблением, которое можно нанести вождю, считается уничтожение его барабана. Нужно сказать, что у этого народа до недавнего времени были запрещены все виды современной музыки, а за игру на гитарах человека могли легко посадить в тюрьму. Музицирование на данном инструменте приравнивалось к революционной деятельности. Сейчас эти суровые правила заметно смягчились. Поэтому теперь в племени туарегов существует даже несколько рок-групп, сочетающих в своем творчестве современную западную музыку с элементами национальной культуры (звуками местной разновидности барабанов, которые называются тобол).

Главный музыкант в оркестре

Другой функцией барабанов с древнейших времен считалось музыкальное сопровождение военных парадов. Впервые в этом качестве они стали использоваться в древнем Египте. Европейские военные оркестры начали включать в свой состав ударные в XVI-XVII веках в Австрии и Германии. Именно там появилась особая разновидность барабана. Инструмент вошел в современную установку под названием большого. Внешне он напоминает бочку крупного размера. На сленге профессиональных музыкантов его так и называют. На большом барабане, в отличие от других разновидностей этого инструмента, играют не палочками и не кистями рук, а колотушкой, которая имеет уплотнение из мягкого материала на рабочем конце. Важно отметить, что на этом виде барабана (фото внизу) играют руками в военных оркестрах.

большой барабан

При этом музыкант крепко сжимает колотушку одной рукой, ударяя ею по бочке, а другой кистью он отбивает ритм на тарелках, которые прикреплены сверху. Когда большой барабан вошел в состав современной ударной установки, прием извлечения звуков из него несколько изменился. В начале ХХ века музыканты оркестров играли на этом инструменте, ударяя по нему ногой. Позже появилось устройство, позволяющее закреплять возле большого барабана колотушку, приводившуюся в движение с помощью педали. Когда появились музыкальные жанры джаз и рок и возникла необходимость исполнения более сложных ритмов, некоторые ударники стали добавлять в свою установку вторую бочку, а соответственно, и еще одну колотушка с педалью. В семидесятые годы двадцатого века игру на большом барабане усовершенствовали за счет еще одного нововведения. Колотушка стала крепиться на карданном валу. Теперь ударники получили возможность играть на одной бочке двумя ногами. Этот процесс напоминает езду на велосипеде.

Разновидности барабанов по происхождению

В данной статье уже была рассмотрена классификация ударных инструментов согласно роли, которую они играют в общественной жизни. Теперь настало время поговорить о классификации барабанов (названия и фото также будут присутствовать в этом материале) по другому критерию. Почти все музыковеды с уверенностью говорят о том, что каждый инструмент ударной установки имеет народные корни. Например, уже упоминавшийся в статье большой барабан был изобретен в древнем Китае. Имя умельца, который первым сделал этот самый низкий по тембру барабан, к сожалению, неизвестно. Так какие же инструменты еще входят в состав ударной установки? Поскольку данная статья посвящена разновидностям и названиям барабанов, то, отвечая на этот вопрос, следует остановиться только на них.

Главным инструментом в этом комплекте считается малый барабан. Он имеет и другое название - рабочий. Основной ритмический рисунок, как правило, исполняется на нем. Эта разновидность барабанов (фото смотрите ниже) представляет собой плоский ударный инструмент, своим внешним видом напоминающий большую таблетку, состоящий, как и подавляющее большинство его сородичей, из круглой основы, покрытой с двух сторон мембранами, выполненными из кожи или пластика.

рабочий барабан

В настоящее время чаще используется второй из названных материалов. Это объясняется его сравнительно невысокой стоимостью и удобством в применении. Натяжение пластика гораздо легче регулировать с помощью специальных механизмов, которыми часто снабжаются обручи, прижимающие мембрану к стенкам корпуса.

На нижней стороне рабочего барабана обычно крепятся пружины. Они добавляют к звучанию данного инструмента стальной оттенок. В некоторых моделях насыщенность призвука может регулироваться.

Эта разновидность барабанов тоже была позаимствована эстрадными музыкантами у ударников военных оркестров.

Еще одним непременным элементом комплекта являются том-томы.

барабаны том-томы

В базовом варианте установки их обычно три: высокий, средний и низкий. Конструкция их напоминает рабочий барабан, но более высокий, цилиндрической формы. Низкий или напольный том обычно стоит на металлических ножках. А его более мелкие сородичи закрепляются на стойке, которая либо опирается основанием на пол, либо прикручивается к большому барабану. Есть также разновидность этих инструментов, в которой нет обечайки вокруг мембран. Такие том-томы носят название рототомов. Их главной отличительной чертой является не только отсутствие обечайки, но и звук определенной высоты. То есть каждый из них, в отличие от большого и рабочего барабана, настроен на определенную ноту. Благодаря этой особенности они привлекли к себе внимание ряда современных композиторов, которые доверили им солирующие партии в своих произведениях.

Эти барабаны могут использоваться и ударниками военных или же гражданских духовых оркестров при проведении дефиле, то есть при игре во время движения. В этом случае применяются том-томы, предназначенные для крепления к поясу музыканта.

Перкуссия

Многим любителям музыки наверняка знакомо это слово. Оно имеет латинский корень, который обозначает «стук». Но так называют отнюдь не все ударные музыкальные инструменты. Как уже было сказано ранее, из-за того, что эти принадлежности известны человечеству уже не первую тысячу лет, их видов тоже насчитывается великое множество. Почти каждый народ создал свои оригинальные ударные инструменты. Даже если какой-то вид барабанов был заимствован одним племенем у другого, то в процессе использования он видоизменялся. Инструменты, не вошедшие в состав классической ударной установки, получили названия перкуссии. Поэтому можно говорить еще об одном принципе разделения ударных. Согласно ему, первую группу этих инструментов составляют те, что входят в традиционный комплект барабанщика, а ко второй могут быть причислены все остальные.

Латиноамериканские и африканские барабаны

Виды и названия некоторых из них приведены в этой главе. Но, прежде всего, хочется сказать несколько слов о том, каким образом эти экзотические музыкальные инструменты стали известны и заслужили любовь европейских меломанов. В начале двадцатого века на танцевальных площадках всего мира зазвучала знойная музыка, привезенная моряками из Аргентины. Модный танец назывался танго.

Именно тогда в репертуаре европейских и американских джазовых оркестров появились латиноамериканские композиции, а в их состав были включены ударные установки, в которые входили и некоторые экзотические барабаны.

Новый виток популярности эта солнечная музыка получила с появлением на эстраде американской группы Santana в конце шестидесятых годов. Ее бессменный руководитель Карлос Сантана удачно совмещал в своем творчестве блюзовую мелодику с горячими испанскими и карибскими ритмами. В составе этого ансамбля, кроме традиционной ударной установки, присутствовала также перкуссия.

Самые популярные перкуссии

Какие же экзотические инструменты чаще всего используются современными ударниками?

Прежде всего, нужно сказать про африканскую разновидность барабанов с названием конга. Эти инструменты обычно имеют довольно внушительные размеры. Их высота достигает 1,2 метра.

барабаны конга

Они отличаются вытянутой формой и сделаны, как правило, из пальмовой древесины. Мембраны для таких ударных изготовляются из натуральной кожи. Играют на них стоя, обычно установив рядом три, а иногда и четыре конга. Музыкант извлекает звуки при помощи шлепков ладонями или ребром кисти. Также нередко применяются более изысканные технические приемы в виде щелчков и ударов пальцами.

Бонги

Другим популярным инструментом перкуссии являются бонги. Они были завезены в Америку, а затем и в Европу из Кубы.

барабаны бонги

Эта разновидность ударных представляет собой сдвоенный барабан. Интересно, что большая часть инструмента называется женщиной, а меньшая - мужчиной. Техника игры на этом инструменте почти ничем не отличается от приемов для конга.

Классификация по форме

Также барабаны можно различать по внешним контурам инструмента. Существуют ударные с цилиндрическим, бочкообразным, конусообразным корпусом и даже выполненные в виде песочных часов.

Король азиатских ритмов

Восточные ударные инструменты, как правило, отличаются причудливыми формами. В одной из песен Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» есть следующие слова:

Да пощадит Господь разум всех, играющих на тарабуке!

Упоминаемый здесь инструмент является одним из самых распространенных ударных в восточных странах. Его корпус имеет форму кубка. Мембраной для него обычно служит козья кожа. В бюджетных вариантах может использоваться шкура теленка, обязательно женского пола.

Такие инструменты распространены во многих восточных странах, например, в Египте, Турции, Марокко. Поэтому название этих барабанов может варьироваться в зависимости от родины каждого конкретного образца.

Музыкант имеет возможность регулировать натяжение кожи, служащей мембраной. Настройка может производиться непосредственно во время исполнения произведения. С помощью такого приема перкуссионисты добиваются интересных звуковых эффектов.

Изображения данных инструментов найдены в наскальной живописи третьего тысячелетия до нашей эры.

Казачий инструмент

Принято считать, что славянские народы не отличаются особой любовью к ритмичным музыкальным композициям. Для их песен скорее характерны размеренность и мелодичность, чем ритмичность.

Однако свои ударные инструменты есть и у этих народов. Например, запорожские казаки еще несколько веков назад стали использовать большие полковые котлы для приготовления пищи в качестве огромных ударных. Процесс изготовления этого вида старинного барабана прост: стоит лишь обтянуть сосуд свежей кожей животных.

Количество барабанов

В минимальный комплект ударной установки входят такие барабаны: рабочий, большой, три том-тома. Такой набор используется, например, во многих направлениях классического джаза. Другие же ударники, в особенности это касается таких жанров, как арт-рок, джаз-рок и так далее, играют на установках с большим количеством том-томов и рабочих барабанов, а иногда и бочек.

большая ударная установка

К ним иногда добавляются и различные перкуссии. Часто на экзотических ударных играет отдельный музыкант.

Заключение

В данной статье были приведены несколько классификаций ударных. Информация об инструментах включает фото барабанов с названиями вида.

Барабанную установку можно подобрать под любой запрос – как для начинающего музыканта, так и для «прожженного» рок-н-ролльщика! В нашем обзоре мы поговорим о главных составляющих ударной установки – наборе барабанов и тарелок, хардвере, палочках и материалах, используемых для изготовления барабанов, включая многие сопутствующие моменты, на которых следует заострить особое внимание перед намеченной покупкой. В заключительной части обзора для вашего удобства приведен терминологический словарь.

Выбираем барабанную установку

История изобретения ударной установки начинается с конца XIX века, с момента возникновения стиля джаз. С тех пор она постоянно преображалась и усовершенствовалась и на сегодняшний момент достигла поистине богатого видового разнообразия, что порой ставит начинающего музыканта в тупик – какую же выбрать? Чтобы выбор оказался в полной мере удачным, давайте для начала рассмотрим, из чего же состоит интересующий нас набор инструментов музыканта-барабанщика. Это бас-«бочка», малый барабан, от одного до нескольких подвесных (высоких) томов, один напольный том, тарелки и хардвер. Теперь перейдем к оценке конфигурационных различий барабанных установок.

Стали ли вы участником музыкальной группы, либо рассматриваете игру на ударных в качестве экстравагантного личного увлечения – в обоих случаях 4-частная ударная установка вполне вам подойдет. Имеются в виду: бас-барабан («бочка»), малый барабан, высокий и напольный том. Такую конфигурацию прославила в начале 1960-х годов группа «The Beatles», что попутно с зарождением уникального явления в мировой музыке под названием «битломания» дало мощный толчок к увеличению выпуска барабанных установок, отличающихся своей компактностью, мобильностью и возможностью играть в разных стилях.

Но вы можете выбрать установку и с большим числом элементов – 5, 6 и т. д. Добавленные томы позволят расширить диапазон тонов. Ко всему прочему, насыщенное окружение барабанами выглядит на сцене гораздо эффектнее. Вы сможете достойно исполнять как блюз и джаз, так и поп/рок музыку – рамки стилевого разнообразия определенно раздвинутся.

Ударные установки встречаются стандартной (Standart), а также фьюжн-конфигурации (Fusion). Отличие заключается в диаметре барабанов. Standart подразумевает набор из высоких томов 12 и 13 дюймов, напольного тома 16 дюймов и «бочки» 22 дюймов. Вариант Fusion идет по соответствующему порядку со значениями: 10, 12, 14 и 22 дюйма. Если стандартная конфигурация даст барабанщику достаточно громкий и вместе с тем глубокий звук, достигаемый благодаря широким томам, то Fusion позволит достигнуть напористого и четкого звучания. Таким образом, обе вариации обладают определенными преимуществами.

Установка с 2-мя бас-барабанами увидела свет в середине XX века, благодаря творческим исканиям джазменов, и достигла пика своей популярности в эпоху расцвета мировой рок-музыки и развития хард-рока. Такая ударная установка дает возможность исполнять быстрые паттерны, не теряя при этом силы звука.

Завершенности ударной установке придает хардвер. В том случае, если он у вас уже имеется, не переплачивайте зря и приобретайте минимальный конфигурационный вариант (Shell Pack): то есть сами барабаны, со стойками для том-томов и ободами, но без прочих добавочных атрибутов.

Вы наверняка поразитесь, когда найдете время подробнее ознакомиться, насколько разнообразны вариации ударных установок. Причем отличаются они не только визуально, но и по назначению – буквально каждый музыкальный стиль предъявляет набору ударных инструментов свои особые требования и предпочтения. Изначально настраивайтесь на то, чтобы выбор установки осуществлялся согласно вашим самым значимым индивидуальным притязаниям. Если среди знаменитых барабанщиков у вас есть непререкаемый кумир, манере исполнения которого вы хотели бы по-хорошему подражать – то, в первую очередь, обратите внимание на комплект используемых им инструментов. В основном этот набор будет объясняться приверженностью кумира к определенному стилю музыки. Например, установки с барабанами большого диаметра свойственны рок-направлению, а комплекты с меньшим количеством барабанов уменьшенного диаметра чаще всего выбирают джазмены и блюзмены.

Материал и конструкция

Невозможно обойти стороной и такой важный вопрос, как выбор материала, из которого изготовлен барабан. В производстве барабанов задействовано богатое разнообразие видов древесины. Мы рассмотрим самые распространенные и кратко отметим их характерные особенности.

Клен. Самый востребованный сорт дерева, применяемый для изготовления барабанов. Придает звучанию баланса и теплоты.

Фальката. По своим свойствам сорт достаточно близок к клену, поэтому условно считается его заменителем. Звучание почти не уступит по своему качеству, зато цена при этом будет ниже.

Береза. Благодаря своей плотности способна насытить звук достаточной силой и яркостью. Такие барабаны великолепно подойдут для работы в студии, поскольку дают отчетливое звучание, с характерным подчеркиванием низких и высоких частот.

Красное дерево. Подчеркивает средние и низкие частоты. Эксперты утверждают, что звучание, характерное для данной породы, обладает даже большей теплотой, чем в случае с кленом.

Тополь. Звучание по ряду характеристик очень схоже с кленом и березой. Более бюджетный вариант по сравнению с упомянутыми сортами.

Американская липа. Достойный вариант древесины с отличной текстурой и привлекательным визуальным эффектом после лакировки. Ко всему прочему – дешевле березы и клена.

Лауан. Эту не всем знакомую породу дерева повелось считать альтернативной версией нашей березы, только более бюджетной.

Дуб. По своим характерным свойствам, влияющим на звучание, его было бы правомерно сравнить к кленом, но имеются и некоторые отличия – например, пористость дуба определенно добавляет звуку силы и яркости.

Корпус барабана изготовляется сразу из нескольких слоев древесины. На что влияет их количество? Если говорить по-простому, то чем многослойнее будет корпус, тем «толще» окажется звук. Меньшее же число слоев добавит звучанию резонансности. Значение будет иметь и угол среза кромки барабанного корпуса: чем острее угол, тем звук будет четче и ярче, а кромка с закруглением, напротив, добавит звучанию мягкости.

Также на наружный слой ударного инструмента обязательно наносят покрытие. К наиболее распространенным покрытиям, пожалуй, можно отнести накладки из винила. Они отлично справляются с задачей упрочнения корпуса и его защиты от возможных механических повреждений. Выбор рисунков и расцветок в этом случае поистине неисчерпаем. Те же барабанщики, кого больше привлекает естественный вид их инструментов, обычно выбирают прозрачное лаковое покрытие, позволяющее не только защитить внешний слой барабана, но и дарящее эстетическое наслаждение текстурой древесины, особенно если она редкая и дорогая.

Хардвер

Нередко можно столкнуться с мнением, что качество хардвера не менее важно, чем качество самих инструментов. Что ж, хардвер и вправду имеет большое значение: без него установка была бы попросту непригодна к использованию. Обычно в общем комплекте нам предоставляется весь хардвер. Если нет – значит, изначально была выбрана минимальная конфигурация. К основным составляющим хардвера принято относить педаль бас-«бочки», стойки под малый барабан, тарелки, хай-хэт. Наборы хардвера могут отличаться в соответствии с выбором конкретной модели барабанной установки.

Комплектация не всегда включает в себя стул барабанщика, но это вовсе не означает, что ему подойдет любая «бытовая» замена. Ударнику в обязательном порядке нужен специальный стул комфортной формы, с регулируемой высотой и качественной обивкой. В дополнение к этому, стулья ударников, как правило, имеют разборную конструкцию для удобства транспортировки.

Стоит отметить, что сейчас на рынке музыкальных инструментов помимо установок стандартной конфигурации можно выбрать установку и специальной рамной конструкции – так называемую «Drum Rack».

Тарелки

Довольно сложно представить ударную установку при отсутствии такого важного элемента, как тарелки. Однако очень часто установки поставляются как раз без них, поэтому в дальнейшем ударнику приходится самостоятельно доукомплектовывать установку согласно своим стилевым предпочтениям. Разновидностей тарелок очень много, и у каждой – своя характерная роль. Давайте освежим в памяти самые основные: Ride Cymbal, Crash Cymbal, Hi-Hat, Splash, China Cymbals. В наши дни ударник практически не ограничен в выборе типов тарелок, со всевозможными вариациями формы, цвета и звука.

Очень популярны кованые тарелки. Их производят при помощи ручной ковки, технологический процесс которой выглядит следующим образом: нагрев, скатывание, придание формы, ковка, обтачивание. На выходе производитель получает шикарное изделие с насыщенным глубоким звучанием, которое со временем становится только лучше! Считается, что любая кованая тарелка имеет свой неповторимый, только ей присущий звук. Другой, более дешевый вариант – листовые тарелки. В процессе изготовления их вырезают из куска листового металла установленной толщины. Они получаются однородными по составу и одинаковых внешних параметров, поэтому тарелки одной модели производят ничем не отличающийся между собой звук.

Как будут звучать тарелки – дело личного выбора музыканта. Не секрет, что джазмены чаще всего отдают предпочтение более темному и богатому звуку, а рок-исполнители почти всегда уделяют основное внимание яркости и громкости звучания. Каждый стремится подобрать для себя идеальный вариант, продиктованный приобретенным музыкальным вкусом. Даже несмотря на то, что общеизвестных производителей данной продукции можно буквально пересчитать по пальцам – многообразие типов тарелок продолжает неуклонно расти.

Читайте также: