Как называют кожу греки

Обновлено: 01.05.2024

Был ли у древних греков аналог современного понятия «гламур»? Да, у них имелось слово «калокагатия» (варианты перевода: «красивый и добрый», «прекрасный и хороший»), означавшее гармонию внешней красоты и внутренних достоинств. О такой гармонии рассуждали известные философы: Сократ, Платон и Аристотель. В чём же должна была проявляться внешняя красота древнегреческих женщин?

В первую очередь в гармонии телесных пропорций. В отличие от диких варваров и восточных народов, предпочитавших пышнотелых красоток, греки считали идеальным спортивное, и в то же время женственное телосложение. Одна из самых известных античных скульптур, статуя Афродиты Милосской работы Праксителя, отражает именно этот идеал. Это стройная женщина с грациозной осанкой, ростом в 164 см. Размеры её груди, талии и бёдер: 86, 69 и 93 см.

Великий математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принцип так называемого «золотого сечения», согласно которому целое относится к своей большей части, как большая к меньшей. Через век после него древнегреческий скульптор Поликлет рассчитал идеальный канон красоты. Идеальное тело должно иметь следующие размеры: голова составляет седьмую часть роста, кисть руки — десятую, ступня — шестую. Пупок делит тело на две части, соотношение между ними должно быть близким к «золотому сечению». Идеальные пропорции у мужчин при этом составляют 8 к 13, а у женщин — 5 к 8.

Большое внимание в античности уделялось и лицу. По канонам греческой красоты, прекрасное лицо сочетало прямую линию носа, переходящего в лоб (так называемый «греческий профиль») большие глаза, дугообразные веки. Расстояние между глазами — не менее длины глаза, а идеальный рот в полтора раза больше этого расстояния. Линия бровей должна быть округлой, лоб невысоким. Подбородок прямой и не слишком выраженный.

Женские причёски в античной Греции не отличались разнообразием, являясь вариациями на тему так называемой коримбос, она же «греческий узел». При этом самым красивым считался «золотистый» цвет волос. Или любой другой светлый («пепельный», к примеру), поэтому гречанки стремились отбеливать или красить свои волосы, если от природы они были тёмными. Волосы у женщин Греции должны были быть только на голове, всю прочую растительность на теле античные красотки тщательно удаляли.

Светлой должна была быть и кожа. Загар считался признаком деревенщины, поскольку крестьянки были вынуждены трудиться под палящим средиземноморским зноем. Поэтому кожу также отбеливали всеми возможными способами: купанием в ослином молоке, мазями, пилингом (для чего применялся мелкий речной песок, пропитанный соком лотоса). Знали в древней Греции и маски для лица. Например, маска из ячменного теста придавала коже интересную бледность, а от веснушек и морщин применялась маска из смеси лебединого жира, мёда и уксуса.

Слово «косметика» имеет греческое происхождение, его корень — слово «космос», то есть порядок и гармония, противостоящие «хаосу». В макияже античные дамы прекрасно разбирались и активно им пользовались. Изначально замужним особам украшать свой лик привозной (лучшие составы доставлялась из Индии, Аравии и Египта) и поэтому весьма дорогой косметикой считалось не слишком приличным, лишь гетеры могли себе такое позволить. Но со временем эти предрассудки ушли в прошлое, и косметику применяли все гречанки.

Большой популярностью пользовались свинцовые белила, в качестве румян применялся краситель кармин, который делался из кошенили, или более дешёвая киноварь. Пудра из мела и губная помада на основе красной глины также были известны в античной Греции. Брови чернили сажей, ресницам придавали блеск при помощи смеси светлой смолы и яичного белка. Щеки и губы подкрашивали сурьмой. Также существовал особый состав для подводки глаз из золы и сурьмы, разведенных в настое шафрана.

В древней Греции появилась специальная профессия парикмахера, их называли «каламистры». Этому ремеслу обучали рабов, поскольку богатые заказчицы вовсе не хотели, чтобы уникальными секретами красоты пользовались их соперницы. Для придания волосам блеска и объёма применялись специальные мази, лосьоны и пчелиный воск. В торжественных случаях волосы сверху посыпали золотым порошком. А с IV века до н.э. появляются и парики.

Так что древнегреческие женщины в стремлении к красоте ничуть не уступали женщинам любой другой страны и эпохи.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

На сегодняшний день мы располагаем массой информации об обуви древних греков, и можем обратиться к письменным и изобразительным источникам. Обувь изображена на древнегреческой керамике и множестве статуй, благодаря чему мы можем оценить технические знания и навыки древних ремесленников, необходимые для создания обуви. Предполагается, что основным материалом для изготовления обуви служила кожа, несмотря на то, что археологами не были найдены кожаные образцы греческой обуви, в отличие от римской.

Греческая обувь сильно менялась со временем, и её необходимо рассматривать в зависимости от периодов. В период архаики обувь была разнообразна как по форме, так и по конструкции. В 6-ом веке до нашей эры колонизаторы привезли из Малой Азии мягкие суконные туфли с загнутыми концами – плояриа. В этот же период появилась закрытая обувь из мягкой кожи, затянутая в щиколотке ремнём на персидский манер. Называлась она персикаи. Аналогом этой обуви является обувь древних этрусков.


Персикаи (а), обувь этрусков (б)

Наиболее распространённой обувью у древних греков были сандалии. Найдено много римских вариаций этого типа обуви, вероятно, у греков были похожие образцы в обиходе. Греческие сандалии не препятствовали естественным движениям стопы, имели эластичные подошвы, и кроились специально для правой и левой ноги. Удобство сандалий создавалось особым взаимным расположением ремней, один из которых обязательно проходил между большим и указательным пальцами и прижимался к ноге, выходя к внутренней части подошвы. Боковые ремни перекрещивались, укрепляя голеностопный сустав. Начиная с 5-го века до нашей эры на сандалиях стали делать петли, число которых доходило до девяти. Через петли проходил главный ремень, опоясывавший голень.

Некоторые разновидности сандалий из кожи были дороги, поэтому жители с небольшим достатком носили или более простые модели, или сандалии с деревянной подошвой. Подошва сандалий богачей изготавливалась из нескольких слоёв бычьей кожи, а верх ремешков был окрашен в разные цвета и скорее всего вырезался из козьей кожи. Из книг античных авторов известно, что богатые граждане Афин Алкивиад и Ификрат были законодателями моды на сандалии.


Разновидности древнегреческих сандалий

Обувь классического периода отличается высоким мастерством изготовления. Вместо петель в коже стали делать просечки разного диаметра и формы, через которые протягивали кожаные ремни. Появились сандалии на подошве, контур которой соответствовал контуру пальцев. Обувь с такой подошвой позже римлянами названа лингила. До 5-го века до н. э. греки часто пользовались достигавшей коленей обувью, носившей название эмбады.


Древнегреческие эмбады

В период эллинизма в основном при верховой езде и во время военных походов греки носили высокую кожаную обувь эндромис. В такой обуви сохранившиеся скульптуры изображают мифологических героев Диониса, Геракла, Персея.


Древнегреческие эндромис

Во второй половине 5-го века до нашей эры в Греции появилась доходящая до середины лодыжки шнурованная обувь с открытым носком, стянутая кожаными шнурками. Это так называемые котурны, которые греки носили только на сцене. Позднее появились котурны на высокой подошве. В конце 5-го века до нашей эры в Греции вошёл в моду мягкий полуботинок с поднятым кверху носком, родиной которого была Малая Азия. Самой распространённой обувью для простых греческих молодых людей были карбатины и ботинки.


Древнегреческие котурны (а), карбатины (б), легкие ботинки (в)

Сандалии в период эллинизма украшали различной металлической фурнитурой. Мужские сандалии с кожаным задником и открытыми пальцами назывались крепиды. Они несколько напоминали ассирийские. В крепиды под ремни богатые люди подкладывали кусок кожи - своеобразный язык. Обувь для торжественных случаев изготавливали из цветной кожи, украшали орнаментом, вышивкой, инкрустацией, жемчугом. Высоко ценилась обувь на толстой подошве.


Древнегреческие крепиды

Наиболее распространённым цветом обуви был чёрный, в меньшей мере красный, жёлтый и белый цвета. Чистили обувь при помощи губки. Известно, что обувь с подошвой из войлока и из коры пробкового дерева носили исключительно гетеры. Во время еды обувь снимали.

О цене обуви в древности можно приблизительно судить по фразе Аристофана: «Восемь драхм за пару сандалий это очень большие деньги!».

Во время раскопок на афинской Агоре было найдено жилище 5-го века до н. э., в котором обнаружили множество гвоздей с широкими шляпками и костяных втулок для ремешков-шнурков. Найденный на улице возле жилища килик с надписью «Σίμωνος» (Симона) позволяет предположить, что жилище было мастерской Симона, у которого, как повествует Ксенофонт, бывал Сократ. Когда Сократ беседовал с кем-нибудь, Симон записывал по памяти эти диалоги.

На амфоре 6-го века до нашей эры видно, как покупатель наступает на кусок кожи на столе в мастерской, чтобы ему очертили ногу и вырезали подошву по размеру. На килике той же эпохи изображен мастер, который держит в руках нож в форме полумесяца, а на стене мастерской висят ещё один нож и распорки для обуви.

Схожие темы

Литература

- Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи, Москва Легпромбытиздат 1987 г.

История эволюции шлемов Древней Греции восходит к Микенской цивилизации с середины 2-го тысячелетия до нашей эры. Уже этим временем датируются находки самых ранних шлемов, а также их изображения на фресках. Кроме того, имеются письменные источники - Гомером в «Илиаде» были описаны конструкции шлемов героев Троянской войны (около 1200 годов до нашей эры). С этих пор начинается создание различных типов шлемов. Самые ранние шлемы, найденные на территории Древней Греции после Троянской войны, датируются 9-ым веком до нашей эры. В основном шлемы тех времен схожи по форме с ассирийскими шлемами. С 7 века до н. э. ремесленники Эллады стали производить полностью закрытые шлемы, которые в 6 веке до н. э. приобрели наиболее известную на сегодняшний день форму, названную коринфской. Коринфские шлемы стали одним из символов Древней Греции и обязательной принадлежностью гоплитов на фресках и керамики. С середины 5-го века до нашей эры коринфские шлемы видоизменялись с развитием центров ремесла в Аттике, Македонии, южной Италии и других местах. Появились новые, более открытые виды шлемов (беотийские, халкидские). С началом завоеваний Александра Македонского (330-е годы до н. э.) на поле боя побеждали в первую очередь массовые армии, для вооружения которых понадобились более практичные и унифицированные шлемы. К началу экспансии Древнего Рима во 2-ом веке до нашей эры самыми распространёнными были шлемы фракийского типа, и с тех пор развитие доспехов было связано уже с эволюцией римского вооружения.

Типы греческих шлемов:


Греческие шлемы из музея в Олимпии. 7-6 век до н.э.

Предысторические шлемы (Archaic)

В древности греки называли шлемы словом, которое означало шапку из собачьей кожи — κυνέη (дословно "собачья"). У Гомера в «Илиаде» словом κυνέη обозначаются как шапка, так и всякий шлем, кожаный или металлический, но без налобника, плюмажа и нащёчников. Медные шлемы с нащёчниками и плюмажем из конских волос Гомер называет словом κόρυς. По происхождению κόρυς родственно слову κέρας, "рог", и возможно шлемы так называли из-за наличия украшений в виде рогов или плюмажа особой формы.

Геродот, описывая одеяния и вооружения персидской армии, говорит о лисьих шапках (шлемах?) на головах фракийцев. Также он упоминает о кожаных шлемах других племён. Значит, ещё в начале 5-го века до н. э. такие шлемы не были экзотикой. Шапки из войлока, шкур и кожи укрепляли пластинами железа, костями, клыками, деревом или любым другим прочным материалом, не требующим особых ремесленных навыков. Позже стали сгибать по форме головы бронзовые пластины, охватывающие подкладку из того же войлока и кожи. Шлемы героев Троянской войны, созданные не греками, сильно отличались от тех, которые греки рисовали спустя шесть веков на вазах, и состояли из четырёх пластин.

Ввиду примитивной конструкции составной шлем дошел до нашего времени из древности буквально в паре экземпляров. Первые цельнометаллические шлемы появились в Греции в 15 веке до нашей эры. В музее Ираклиона на Крите представлен частично сохранившийся бронзовый шлем с удлинёнными нащёчниками и заострённым кверху кумполом с навершием для крепления плюмажа из конского хвоста.

После Троянской войны (на рубеже 13—12 веков до нашей эры) случилось переселение народов. В Элладе настали «тёмные» века, и племена греков утеряли даже письменность, не говоря о ремесленных навыках. Первые найденные бронзовые шлемы в Элладе 1-го тысячелетия до нашей эры датируются 8 веком до н. э. и воспроизводят формы ассирийских шлемов с прямоугольным вырезом для лица, сформированным широкими треугольными нащёчниками, заострённым кумполом и высоким навершием с украшением в виде бронзовой дуги. Условно такие шлемы называют коническими. После исчезновения навершия и сглаживания кумпола к полусферической форме внешний вид шлема приближается к иллирийскому типу.


Шлем из захоронения на Пелопоннесе (Греция). Кожаная часть добавлена при реставрации. 11-ый век до н. э.


Конический шлем из Археологического музея Аргоса. 11-8 век до н.э.

Иллирийский тип (Illyrian)

Иллирийские шлемы — первые цельнометаллические шлемы, производившиеся в Древней Греции после «тёмных веков». Листы бронзы выгибали по форме головы, соединяли внахлёст и скрепляли заклёпками в местах соприкосновения, в результате чего на макушке образовывались продольные рёбра жёсткости. Позднее греки научились ковать шлемы из цельной заготовки, традиционно сохраняя продольные рёбра. Шлемы подобного типа в основном обнаружены на территории, которую в античное время занимала Иллирия, что и дало название данному типу.

Характерной особенностью шлема служат отсутствие наносника, продольные рёбра на макушке, крупные треугольные «уши»-нащёчники и прямоугольный вырез для лица. Если добавить массивный наносник, прикрыть шею удлинённой затылочной частью, придать фигурную форму «ушам»-нащёчникам и выгнуть их вокруг лица, то шлем эволюционирует в разряд коринфских.

В 7-ом веке до нашей эры иллирийские шлемы вышли из употребления в Элладе, их вытеснило развитие ремесленного производства коринфских шлемов. Иллирийский тип применялся вплоть до 5-го века до нашей эры в менее технологически развитой на тот момент Македонии. Периодом 725-650 годов до н. э. датируются 30 ранних конических шлемов, столько же иллирийских и 17 коринфских. В более позднее время, в 650-575 годах до нашей эры конические шлемы исчезают, количество иллирийских сокращается до 7, а число коринфских достигает 90.


Фронтальный вид бронзового шлема иллирийского типа с изображением львов. Музей в Арголиде. 6-5 век до н. э.


Иллирийский шлем. Музей Метрополитен. 5-ый век до н.э

Коринфский или дорийский тип (Corinthian)

Коринфские шлемы появились в 7-ом веке до нашей эры. Наибольшую популярность получили в 5-ом веке до нашей эры в греко-персидских войнах. К концу пятого века до нашей эры коринфский тип вытесняется более удобными халкидскими шлемами. Коринфский тип представлял собой полностью закрытый шлем, украшенный гребнем из конских волос. Давал полную защиту головы, однако наносник и закрытое лицо ограничивали обзор. Вне боя шлем сдвигался на затылок, открывая лицо. Коринфский шлем является непременным атрибутом гоплита на изображениях древнегреческой керамики 6-го века до нашей эры, даже если воин сражается обнажённым. Появление этого шлема связывают с развитием тактики боя в плотном строю фаланги, где воину не требовался хороший обзор по сторонам.

Обычно шлем разделён в области рта, но в греческих полисах южной Италии (Апулии) находят сплошные шлемы 6—5 века до нашей эры, которые напоминают котелок с отверстиями для глаз и дыхания характерной Т-образной формы, наносник разделяет «T» надвое. Этот тип шлема называется апуло-коринфский.


Коринфский шлем. Бронза, первая четверть VI века до н. э, Отдел греческих, этрусских и римских древностей, Сюлли-сюр-Луар.


Коринфский шлем из гробницы Денды. Из греческой мастерской в Южной Италии. Находится в Staatliche Antikensammlungen, Мюнхен. 500–490 года до н. э.


Коринфский шлем. Греческая Апулия, Италия. Бронза. Хранится в Портлендском художественном музее в Портленде, штат Орегон. 510 год до н.э.

Халкидский тип (Chalcidian)

Халкидские шлемы появились в 6-ом века до нашей эры и просуществовали три столетия, пока не были вытеснены из массового употребления более простыми пилосами и фракийскими шлемами в 3-ем веке до нашей эры. Наносник у этого шлема символический или вообще отсутствует, за счёт чего увеличивается обзор. В районе ушей, в отличие от коринфского шлема, появляется фигурный вырез. Такой шлем более комфортный, но хуже защищает владельца. Нащёчники достаточно широкие и плоские, прямоугольной или округлой формы, часто фронтальный край нащёчника волнообразный. Нащёчники могут крепиться на петлях. Визуально шлем состоит из двух частей: верхний полусферический купол и нижняя часть, соединяющиеся в районе рельефно выступающего ободка.


Халкидский бронзовый шлем с крыльями. Аукционный дом Christie's. 375-ый год до н.э.


Церемониальный шлем Сделано в Южной Италии. Бронза. Снято на вилле Гетти в Малибу, штат Калифорния. 350-300 года до н.э.


Халкидский шлем. Частная коллекция, с аукциона Hermann Historica. 5-4 век до н. э.

Аттический тип (Attic)

Аттические шлемы — вариация халкидского шлема, изготовленная ремесленной школой в Аттике. Известный автор Питер Конноли классифицирует аттический тип как разновидность халкидского, у которого отсутствует наносник. Из других отличий от халкидского можно отметить заострённые лунообразные формы нащёчников, которые обычно крепились на петлях. Халкидский шлем часто украшали плюмажем и перьями, а на аттическом красовался архаичный карийский конный гребень.


Железный шлем с серебряной отделкой Греция, Мелос. Эрмитаж, Ниндерланды. 360-300 года до н.э.


Шлем из Гавани. Этот стиль шлема был распространен на Балканских землях в V-III веках до н.э.


Терракотовая голова с аттическим шлемом. Бактрия. 4-3 век до н.э.

Беотийский тип (Boeotian)

Беотийский шлем — кавалерийский шлем открытого типа, прославленный в эпоху Александра Македонского. Появился вероятно в Беотии в 5-ом веке до нашей эры, затем его переняли в Фессалии. По форме напоминает древнегреческую крестьянскую шляпу с широкими полями для защиты от солнца. Древнегреческий автор Ксенофонт рекомендовал такой шлем для всадников наряду с изогнутым мечом типа кописа. Его взяли на вооружение македонские гетайры, и носили правители эллинистических государств Азии в третьем веке до нашей эры. Имеет широкие поля, которые предохраняют от удара мечом сверху и прикрывают шею. Комфортен для длительного ношения в жарком климате, не ограничивает обзора.


Македонский всадник в шлеме. Istanbul Archaeological Museum. 4-ый век до н.э.


Этот бронзовый беотийский шлем был найден в Тигре. Находится в музее Эшмола в Оксфорде. 4-2 век до н.э.


Шлем из музея города Русе. Коллекция братя Бобокови. 4-2 век до н.э.

Фригийский тип (Phrygian)

Фригийский шлем воспроизводит шапку скифов, фракийцев, других восточных народов. Удлинённая макушка загибается каплей вперёд. В этих шлемах сражались воины македонской фаланги. Позднее на макушке стали загибать металлический гребень, такие шлемы называются фракийскими. В Македонии бронзовые фригийские колпаки ко 2-ому веку до нашей эры трансформировались во фракийские шлемы, с вытянутым вверх кумполом и простым невысоким металлическим гребнем или плюмажем из перьев.


Греческий шлем. Найден в Herculanum, Taranto. 350-325 года до н.э.


В Охридском озере был найден шлем с надписью «Король Мунуни», написанной на греческом языке, по-видимому, принадлежащей одному из его солдат иллирийского царя Монуни. Около 300-280 годов до н.э.


Фригийский шлем. Частная коллекция. 350-325 года до н.э.

Фракийский тип (Thracian)

Фракийский шлем имеет вытянутый вверх купол. Наносник обычно отсутствует, плоские нащёчники имеют фигурные очертания или отсутствуют. Также для фракийского шлема характерен металлический гребень, наложенный поверх сферы.

Во 2-ом веке до нашей эры, ко времени римского завоевания Древней Греции, фракийский шлем стал самым распространённым в греческих армиях. Гребень становится совсем невысоким, зато появляется козырёк. Преимуществом стало удобство такого шлема, хороший обзор и манёвренность, которые защищали лучше сплошной брони, особенно от тяжёлых мечей и железных пик. Название шлему дал тот факт, что во времена Римской империи в нём сражались гладиаторы из фракийцев, у которых он закрывал ещё и лицо полностью.

Переход на железные доспехи заставил отказаться от универсальных фракийских шлемов.


Греческий шлем фракийского типа. Бронза, серебро. Середина 4-го века до н.э.


Шлем фракийского типа. Бронза, литье, ковка. Частная коллекция. 4-ый век до н.э.


Фракийский шлем. Галерея Меррин в TEFAF Маастрихт. 4-ый век до н.э.

Пилос (Pilos)

Пилос — шлем для легковооруженной пехоты. Основной шлем спартиатов в классический период, в том числе в период Пелопоннесской войны. Технологичен в производстве. Представляет собой коническую закругленную бронзовую шапку. Первые образцы в конце 2-го тысячелетия до нашей эры собирали из чешуек бронзы. Цельнометаллические пилосы появились к 5-ому веку до нашей эры. В 3 веке до нашей эры пилосы были вытеснены из Эллады аттическими шлемами.


Пилос. Выставочный каталог André Emmerich Gallery Inc (Цюрих и Нью-Йорк) и Münzen und Medaillen AG (Базель). 4-ый век до н.э.


Пилос. Аукцион Pierre Bergé & Associés. 4-3 век до н.э.


Пилос. Частная коллекция, с аукциона Hermann Historica. 4-3 век до н.э.

Схожие темы

Литература

- Цыбульский С. Военное дело у древних греков. Ч. I. Вооружение и состав греческого войска. Варшава, 1889.

  • Frisk H. Griechisches etymologisches Wörterbuch, Band I. — Heidelberg: Carl Winter’s Universitätsbuchhandlung. — 1960. — С. 925-926. «Илиада», XXII, 314
  • Музей Ираклиона, комната 6, 1450—1300 гг. до н. э.
  • Anthony Snodgrass, Archaic Greece: The Age of Experiment, University of California Press, 1981, p. 105, ISBN 0-520-04373-1






Шлем коринфского типа первой половины из музея в Олимпии. 6-ой век до н.э.

До недавнего времени в фильмы о Древней Греции и Древнем Риме на главные роли приглашали актеров с ярко выраженной европейской внешностью: Брэд Питт, Орландо Блум, Джерард Батлер и другие. Однако в вышедшем в этом году сериале «Падение Трои» на экранах предстали темнокожие Ахиллес, Патрокл и Эней, что вызвало бурю возмущения среди телезрителей. Давайте выясним, есть ли основания полагать, что сами греки и герои их эпоса не были стереотипно белокожими?


Современные специалисты по античному миру и классической литературе стараются не делать громких заявлений и чаще всего оставляют вопрос расовой принадлежности греков за рамками своих исследований. Их можно понять: информации на эту тему немного, да и предмет разговора крайне щекотливый.

Но еще сто лет назад облик эллинов не вызывал у европейских ученых ни малейших сомнений. В одиннадцатом издании «Британской энциклопедии», опубликованном в 1911 году, говорилось, что нордический тип внешности (белая кожа и светлые волосы) встречался в Греции еще в древние времена. Философ Бертран Рассел в 1946 году вообще назвал эллинов «светловолосыми захватчиками с Севера».

У авторов «Британники» были свои причины придерживаться такой точки зрения. В путевых дневниках, датированных 150 годом до н. э., мы находим следующее описание жительниц древних Фив: «Самые высокие и миловидные во всей Элладе. Свои соломенные волосы они завязывают в узел на макушке». Другие поэты воспевают златовласых и сероглазых женщин. Стереотип оказался живуч: в IV веке н. э. греческих мужчин по-прежнему представляли светлокожими и светловолосыми.

Но давайте вернемся к нашим античным героям и Гомеру. «Илиада» и «Одиссея» — самые ранние литературные тексты на греческом, дошедшие до наших дней. Важно понимать, что достоверными историческими источниками их считать нельзя: в поэмах переплетены реалии XIII–XII (взятие Трои) и современного автору VIII веков до н. э. Хватает здесь и фантастических вкраплений: лошади Ахиллеса умеют говорить.

Сам Ахилл не был историческим персонажем, поэтому главный вопрос не в том, как он выглядел, а в том, каким его изобразил Гомер. Подобных описаний в тексте немного, и в самом известном из них упоминаются светлые волосы. Греческое xanthos может означать и ‘желтый’, и ‘коричневый’, и ‘золотой’, и даже ‘кирпичный’ — зависит от конкретного предмета, который это прилагательное определяет. В русском переводе у героя «русые» кудри.


И здесь мы уже переходим от сугубо лингвистических вопросов, связанных с переводом, к не менее важной этнокультурной проблеме цветовосприятия у разных народов. Как уже отмечалось, в некоторых языках попросту отсутствовало подходящее слово для описания известных нам цветов, поэтому их носители выбирали ближайшие по значению. Так, знакомое нам по хлорофиллу khlōros древний грек употреблял, когда рассказывал кому-либо не только о зелени растений, но и, например, о песке, слезах и оттенке кожи испуганного человека. Некоторые слова, помимо цветового, имели и другие значения и могли характеризовать образ с разных сторон. Прилагательное xanthos этимологически связано со словом xouthos — ‘быстрое движение’, и остается только гадать, о чем же в действительности идет речь — о внешности Ахиллеса или о его быстроногости и крутом характере.

Еще один пример: в «Одиссее» мы видим, как Афина несколько раз преображает главного героя:

Снова смуглым лицо его стало, разгладились щеки,

Иссиня-черной густой бородой подбородок покрылся.

…С головы же густые

Кудри спустила, цветам гиацинта подобные видом.

Melagkhroiēs можно интерпретировать как ‘темнокожий’, kuaneai — ‘синий’ (отсюда же англ. cyan — ‘голубой’). Многие переводчики предпочли черную бороду растительности более экстравагантных оттенков, но если вспомнить о «гиацинтовых кудрях», то напрашивается предположение, что у Одиссея и в самом деле были синие волосы. После таких примеров становится ясно, что цветовая схема у Гомера крайне сложна и «подвижна».

А что насчет его смуглости? Была ли кожа Одиссея изначально темного оттенка или, как предполагают современные исследователи, он просто загорел во время странствий? Версия переводчика может довольно сильно поменять мнение читателя о персонажах. Но чтобы разобраться, нам нужно, обратившись к оригиналу, отмести современные ассоциации.

«Темная кожа» Одиссея, так же как и «золотые кудри» Ахиллеса, не имеет ничего общего с современным концептом расы, а служит исключительно средством поэтической выразительности.

Melas (‘черный’) и leukos (‘белый’) считались гендерно маркированными прилагательными. Обычным эпитетом для женщин было слово leukolenoi — ‘белорукая’. Вспомним традиционный наряд греческих барышень — пеплос, верхнюю одежду с открытыми плечами; этот цвет считался символом женственности, и назвать мужчину «белокожим» значило бы оскорбить его. Кроме того, дамам в Элладе полагалось сидеть дома, а не гулять под палящим солнцем, и бледность подчеркивала образ благодетельной затворницы. В греческом и египетском искусстве было принято изображать женское тело в более светлых тонах, чем мужское. Таким образом, эта деталь портрета — темная кожа Одиссея — может считаться как признаком его многочисленных странствий, так и символом настоящей мужественности.


Итак, делать вывод о расовой принадлежности Ахиллеса и Одиссея на основании гомеровских описаний — значит слишком узко их интерпретировать, игнорируя ряд не связанных собственно с внешностью значений, которыми могут переливаться эпитеты великого аэда. Греки не воспринимали мир четко разделенным на расы — это не такое уж давнее изобретение западного мира. Расцвет подобных теорий пришелся на золотой век работорговли, уже в Новое время. Разумеется, греки видели разные оттенки и тоны кожи и отделяли себя от жителей Африки и Индии, иногда в терминах, которые мы бы сейчас отнесли к расистским. Но не менее «другими» они считали и белокожие народы Севера. Гиппократ в своем сочинении «О воздухах, водах и местностях» пишет:

«В продолжение лета утром дуют холодные ветерки и падает роса; в остальное же время солнце, опускаясь, прямо варит людей. Поэтому, естественно, они бесцветны и слабы, причастны ко всем вышеупомянутым болезням».

Древнегреческий автор Ксенофонт так описывает встречу греков с народом, жившим на территории современной Турции:

«При проходе через страну дружественных моссинойков эллинам показали откормленных сыновей богатых родителей, упитанных вареными каштанами, изнеженных, чрезвычайно белых и почти одинаковых в вышину и ширину. Все, как женщины, так и мужчины, у них белы».

То есть светлая кожа была скорее отличительной особенностью, достойной отдельного упоминания и описания, а не обыденным явлением.

Давайте теперь обратим взоры на Юг. Не стоит забывать, что около VIII века до н. э. у греков как таковой централизованной территории не существовало. Они основывали колонии по всему Средиземноморью, включая Северную Африку, вели активную торговлю с Египтом и не чурались заимствовать элементы культуры. В верховьях Нила (современная территория Судана) находилась еще одна занимавшая важное место в их внешней политике цивилизация, в разное время известная под названиями Мероитское царство и Намибия. Греки именовали эту территорию Эфиопией, что значило «земля людей с опаленными лицами». Они были уверены, что солнце постоянно обжигает местных жителей, но никакого оскорбительного или уничижительного смысла в это определение не вкладывали. Гомер несколько раз упоминает эфиопов: так, в «Одиссее» Менелай утверждает, что встречался с ними. К сожалению, детальных описаний внешности не сохранилось, и, учитывая весьма вольное обращение классика греческой литературы с географией, они вообще могли не иметь к Африке никакого отношения.


Хотя сам Гомер эфиопов не описывал, это сделали его последователи в продолжении «Илиады» — «Эфиопиде». В ней после смерти своего лучшего бойца Гектора троянцы обращаются за военной помощью в дальние страны — и призывают под знамена царицу амазонок Пентесилею и правителя эфиопов Мемнона. Текст поэмы до нас не дошел, сохранилось только краткое содержание, и в нем ничего не говорится об этническом происхождении народа, жившего в верховьях Нила. Однако Квинт Смирнский, римский поэт IV века н. э., пересказал эту историю, и у него эфиопы из Трои темнокожие.

Тот же сюжет можно встретить и в изображениях на вазах, которые, однако, большой доказательной силой не обладают, потому что все фигуры на них черные из-за особенностей техники росписи. На одном из сосудов V века до н. э. Мемнон представлен во всеоружии, его лица́ не разглядеть, но окружен он людьми с африканской внешностью. На другой вазе царь эфиопов уже одного цвета с греками. Позже его изображали даже с персидскими чертами лица, но истинный облик Мемнона остается загадкой.

В воображении самого Гомера, возможно, бойцы из Африки не были темнокожими, а вот его последователи представляли их себе именно такими. Скорее всего, в «Эфиопиде» цвет кожи все-таки упоминался — иначе поздние авторы не были бы так уверены в том, что этот загадочный край находится на территории Африки.

Весьма затруднительно составить точный фоторобот древнего грека по подобным описаниям, однако они демонстрируют всю условность мировосприятия эллинов. Мы привыкли относить Грецию к Европе, но это понятие скорее не природно-географическое, а историческое, в те времена на Пелопоннесе и в окрестных областях его попросту не существовало. Территория страны находилась в пределах Средиземноморья, поэтому о землях севернее границ греки знали не больше, чем о народах Африки.

Когда мы видим англосаксонских актеров в роли персонажей «Илиады» и «Одиссеи», это такой же анахронизм, как и афроамериканские артисты.

Возможно, герои Гомера не выглядели как Дэвид Гяси (Ахиллес в «Падении Трои»), но и до Брэда Питта им было далеко.


В прошлом году научный журнал Nature опубликовал работу, в которой анализировалась ДНК жителей Греции и Крита XXIX века до н. э. Согласно результатам исследования, греки оказались потомками микенцев и минойцев, чья внешность установлена довольно точно: карие глаза и темные волосы. Позже к этим чертам примешиваются славянские, а в бронзовом веке их кожа становится значительно темнее из-за расширения греческого мира в сторону Африки.

В целом древние греки, вероятно, были более смуглыми, чем их потомки, и уступали им по антропометрическим показателям: средний рост найденных мужских скелетов составил 163 см, женских — 153 см.

Но внешность их варьировалась в достаточно широких пределах благодаря активным контактам с народами Средиземноморья и севера Африки. Не стоит забывать также об иммиграции и межрасовых браках, которые упоминаются в дошедших до нас литературных произведениях. Так, в одном из эпизодов поэмы Гелиодора «Эфиопика» в семье темнокожих правителя Эфиопии Гидаспа и его супруги Персинны рождается белая дочь. Сама царица объясняет случившееся очень просто: во время зачатия она смотрела на изображение Андромеды (разумеется, чистокровной «европейки»), и этот фактор оказался важнее генетических условностей.

Цветовые определения часто кажутся нам очевидными и естественными, потому что они моментально позволяют воссоздать в голове облик героев. Легко представить, что мы видим ту же палитру, что и древние люди, и принять это как данность. На уровне физиологии всё так и есть. Но хотя наш мозг обрабатывает внешние сигналы точно так же, как мозг праотцов, их интерпретация сильно зависит от категорий, принятых в том или ином окружении. Попытки взглянуть на знакомые вещи глазами других народов и цивилизаций — неплохой эксперимент для разрушения стереотипов. Возможно, древние греки крайне удивились бы, если бы узнали о современных дебатах по поводу цвета их кожи. В конце концов, тогда мыслящую часть человечества занимали вопросы поважнее.

«Мощь народа, сын Мощи народа, предложил афинянам. » — раз за разом распевал нетрезвый Любитель лошадей, разгромивший армию свободного полиса через восемь столетий после того, как армия Вызывающего восхищение победила войска, на стороне которых сражался Охранитель. Впрочем, победителям не сопутствовала удача, и Сердитый, прежде чем вернуться домой, десятилетиями скитался по миру. Именно так будут выглядеть история и мифология Эллады, если перевести на русский язык имена их персонажей. Отправляемся на прогулку по миру греческих имен вместе с археологом Андреем Новичихиным.

При появлении на свет ребенка родители обычно старались дать ему имя, способное, по их представлениям, наделить его удачей и обеспечить счастливую жизнь. Или же связать имя с божеством в расчете на его покровительство. Существовали и другие причины выбора имени: семейные традиции, дружеские отношения, политические или культурные предпочтения, мода, внешние обстоятельства.

Древнегреческая антропонимия — совокупность применявшихся эллинами имен — представляла собой сложную систему, в чем-то склонную к консерватизму и столетиями сохраняющую традиционный набор имен, в чем-то открытую для внешних заимствований. Она оказала большое влияние на последующую европейскую, в том числе русскую, культуру имянаречения, обогатив ее большим количеством имен, как мужских (Андрей, Александр, Георгий, Денис, Дмитрий, Ипполит, Николай, Никита, Степан, Тихон, Федор, Филипп), так и женских (Александра, Анастасия, Елена, Ксения, Лариса, София). Примечательно, что некоторые древнегреческие имена настолько прижились в русском именослове, что стали родными, а внедрение других выглядит чуждым и даже комичным: достаточно вспомнить претенциозные имена сыновей Манилова в гоголевских «Мертвых душах» — Алкид и Фемистокл.

От гомеровской Греции до классических Афин

Уже в именах героев произведений Гомера явственно прослеживается стремление давать броские имена: предводитель ахейцев Агамемнон — вызывающий восхищение, его младший брат Менелай — сила войска, их противник троянец Гектор — охранитель. Впрочем, и в ту эпоху на выбор имени для ребенка могли влиять внешние обстоятельства. Так, согласно Гомеру, имянаречение Одиссея, будущего героя «Илиады» и «Одиссеи», было возложено на деда по материнской линии. Поскольку на пути к семье дочери Автоликон был «рассержен несказанно многими из людей», то прямо с порога заявил:

Вашему сыну готово уж имя
Пусть назовется мой внук Одиссеем; то значит: сердитый.

Широкий спектр имен и причин, обуславливающих их выбор, представляют классические Афины VI–IV веков до н. э. Бытовавшие в Аттике (область, административным центром которой были Афины) имена хорошо известны благодаря литературным и драматическим произведениям, речам ораторов, надписям.

Традиция имянаречения, принятая в Аттике, прекрасно описана Демосфеном в составленной им судебной речи «Против Макартата о наследстве Гагния», в которой истец заявляет:

«У меня родились четыре сына и одна дочь, я дал им, граждане судьи, следующие имена: старшему сыну имя моего отца — Сосий, как и полагается давать старшему сыну. Второму, которого вы здесь видите, я дал имя Евбулид по имени деда ребенка с материнской стороны; следующего мальчика я назвал Менесфей (это имя близкого родственника моей жены); самому младшему я дал имя Каллистрат, по отцу моей матери…».

Каждый афинский род имел свой устоявшийся ономастикон — набор имен, традиционно передававшийся из поколения в поколение. В то же время родовой ономастикон был открыт для заимствований — имен, пришедших в семью по линии материнского родства, имен друзей, деловых партнеров-ксенов из числа иноземцев.

Важную роль в древнегреческом институте имянаречения играли религиозные и политические предпочтения родителей — так появлялись имена теофорные — образованные от имен божеств или намекающие на принадлежность к той или иной социальной группе.

Значительная часть греческих имен состояла из двух компонентов, и при выборе имени родители могли взять один от имени предка, а с помощью второго привнести в семейную антропонимию что-то новое.

Может быть интересно

Российский историк-антиковед Сергей Карпюк, изучая ономастику (совокупность собственных имен) классических Афин, пришел к выводу, что, несмотря на следование семейным традициям, на выбор имени для ребенка могли повлиять политические или идеологические предпочтения родителей. Так, в аристократических семействах ребенку, прежде всего мальчикам, старались дать имя, указывающее на его знатное происхождение. Выходцы из других слоев общества нередко давали сыновьям имена, свидетельствующие о принадлежности их к народу — афинскому демосу. Особенно наглядно это прослеживается в периоды обострения политической борьбы между аристократическими и демократическими группировками в Аттике.

Для обозначения принадлежности к аристократическим родам в имянаречении использовались компоненты с основами на aristo — знатность, благородство, arche — власть, kall — красота: Аристид, Архелай, Каллистрат.

Среди представителей знатных семейств в V–IV веках до н. э. распространенными были мужское имя Аристократ и его женский вариант Аристократия, напрямую указывающие на происхождение их носителей.


Возничий. Часть скульптурной группы. Бронза. Около 478–474 года до н. э. Археологический музей в Дельфах. Источник

Содержать гоночных лошадей и участвовать в состязаниях в качестве колесничих могли позволить себе только представители знатных родов. Отсюда и стремление дать отпрысками аристократических семейств «конно-ипподромные» имена, как саркастически назвал их афинский драматург Аристофан. В комедии «Облака» рассказ о наречении сына таким именем он вкладывает в уста одного из своих героев — незнатного, небогатого и весьма недалекого афинянина Стрепсиада, сокрушающегося о том, что некогда женился на аристократке:

Позднее сын вот этот родился у нас,
Ох, у меня и у любезной женушки.
Тут начались раздоры из-за имени.
Жене хотелось конно-ипподромное
Придумать имя: Каллиппид, Харипп, Ксантипп.
Я ж Фидонидом звать хотел, в честь дедушки.
Так спорили мы долго; согласясь потом,
Совместно Фидиппидом сына назвали.

Комичность ситуации заключалась в том, что данное сыну имя Фидиппид означало щадящий лошадей, что мало соответствовало поведению возницы, стремящегося к победе в конских бегах. Увлеченный конскими ристаниями сын Стрепсиада не добился высоких результатов и разорил отца. Рассказывая о детстве Фидиппида, Стрепсиад сообщает, что

Ласкала мать мальчишку и баюкала:
Вот вырастешь и на четверке, в пурпуре,
Поедешь в город, как Мегакл, твой дяденька.
Я ж говорил: вот вырастешь, и коз в горах
Пасти пойдешь, как твой отец, кожух надев.
Но слов моих сыночек не послушался,
В мой дом занес он лихорадку конскую.

Примечательно, что Аристофан, сам носитель аристократического имени, также не устоял перед модой и назвал одного из своих сыновей «конно-ипподромным» именем Филипп — любящий лошадей. И не из комедии ли Аристофана позаимствовал Антон Чехов замысел рассказа «Лошадиная фамилия»?

«Конно-ипподромное» имя Ксантиппа (рыжегривая лошадь) носила происходящая из аристократического семейства жена знаменитого афинского философа Сократа, прославившаяся сварливым характером.

В имянаречении детей знатных родов могли отразиться и политические амбиции их отцов. Это касалось и женских имен.

Так, Фемистокл, отец-основатель Афинского морского союза, назвал своих дочерей Италия, Сибарида и Асия. В этих именах явственно прослеживаются внешнеполитические устремления Фемистокла: владение Азией и Италией (Сибарис, город, давший имя второй из дочерей, — греческая колония на юге Италии) — востоком и западом греческой ойкумены.

Политические оппоненты аристократов, напротив, стремились в именах своих детей подчеркнуть близость к народу, демосу. На это указывало прежде всего включение в имя компонента dem — народ. В классических Афинах большой популярностью пользовалось имя Демосфен — мощь народа: самый известный его носитель Демосфен, сын Демосфена — афинский оратор и политический деятель середины — третьей четверти IV века до н. э. Другие популярные «народные» имена — Демокл, Демократ и его женский вариант Демократия, Демострат.

Римский историк Плутарх рассказывает, что, одержав победу над афинянами в битве при Херонее, македонский царь Филипп ΙΙ, празднуя военный успех и будучи пьяным, «вне себя от радости и гордыни» распевал начало афинского законопроекта: «Демосфен, сын Демосфена, предложил афинянам…».

Не исключено, что нетрезвого македонского владыку, только что сокрушившего мощь (sthenos) афинского народа (demos), завораживало многократное повторение содержащего эти понятия имени.

Нередки в классических Афинах были имена теофорные, образованные от имен божеств и их эпитетов: Аполлоний, Аполлодор, Афинодор, Деметрий, Дионисий, Тихон.

Часто афиняне давали детям «нейтральные» имена, призванные передать радость от рождения ребенка или обеспечить отпрыску успешную жизнь. Таковы распространенные в Аттике, а также в других областях Эллады имена Психарион — радость души и Неокл — новопрославленный. Имя могло обозначать время появления ребенка на свет — Нумений — родившийся в новолуние или внешние данные — Ксанф — светловолосый или рыжеволосый, Симон — курносый.

Известны случаи, когда за человеком закреплялось полученное им прозвище и заменяло имя, данное при рождении. Так, знатный афинянин Аристокл, увлекавшийся в молодости борьбой и добившийся выдающихся результатов (вплоть до победы на Олимпийских играх), получил от восторженных почитателей его спортивных заслуг прозвище Платон — широкий, широкоплечий. Под этим именем он и стал в дальнейшем известен как великий философ, основатель афинской Академии, родоначальник диалектического мышления.

Еще один, хоть и не очень достоверный пример ставшего именем прозвища приводит известный собиратель античных анекдотов Клавдий Элиан. Он сообщает, что одна из дочерей Агамемнона изначально звалась Лаодика, но поскольку после гибели отца так и не вышла замуж, получила прозвище Электра — безбрачная, ставшее ее новым именем. Впрочем, такое значение это имя имело только в дорийском варианте произношения — Алектра. На других древнегреческих диалектах Электра означала янтарная.

Интересен, хоть и не конца исследован вопрос о появлении в Афинах имени Скиф. Поначалу скифы попадали в Аттику в качестве рабов, владельцы которых не утруждались и назвали их не собственными именами, а прозвищами, указывающими на место их происхождения — Скифию. Вскоре кому-то из афинских архонтов пришла в голову мысль, что из брутальных степняков можно сформировать городскую полицию — граждане полиса не очень охотно соглашались выполнять правоохранительные функции. За счет полисной казны была куплена большая партия невольников-скифов, которые в качестве государственных рабов стали выполнять обязанности полицейских. Особенно востребованными они были на массовых мероприятиях, больше всего — на народных собраниях, когда политический пыл афинских граждан мог перерасти в беспорядки.

В отличие от обычных рабов скифы-полицейские получали жалованье, обладали определенной свободой в передвижении, но никогда не становились полноценными гражданами полиса.

Во время войны из них формировали отряды лучников.

Постоянное присутствие скифов привело к тому, что их племенной этноним поначалу использовался гражданами Аттики как прозвище, а со временем стал и полноценным именем. Первый засвидетельствованный афинянин, носивший имя Скиф, — мастер, расписывавший в конце VI века до н. э. краснофигурные вазы и ставивший на них свое имя. В V–IV веках до н. э. имя Скиф неоднократно встречается в Афинах и других областях Эллады: тиран Скиф управлял в V веке до н. э. островом Кос.

Доброй традицией было упоминание вместе с именем человека имени его отца. Это не только указывало на принадлежность человека к определенному семейству, но и подчеркивало его гражданский статус: именами «без отчеств» обозначали рабов либо неполноправных жителей греческих полисов. Даже при остракофории, «суде черепков», процедуре изгнания из полиса неугодных политиков и преступников, афиняне процарапывали на обломках керамики имя и отчество приговоренного ими согражданина, иногда прибавляя к ним крепкое словцо.


Остракон с именем Фемистокла, сына Неокла, афинского политического деятеля первой половины V века до н. э. Источник

Существовал и давний обычай называть человека по отчеству, в чем-то сходный с существующим в современном российском обществе — Михалыч, Дмитрич, Николаич. Так запросто, по-дружески обращаются друг к другу персонажи «Илиады» и «Одиссеи» — Пелид (Ахилл), Атрид (Агамемнон и Менелай), Лаэртид (Одиссей).

На краю ойкумены

Процесс Великой греческой колонизации, в ходе которой в VIII–V веках до н. э. эллины освоили и заселили побережье Средиземного и Черного морей, широко распространил греческие имена. Традиции имянаречения были перенесены эллинами в колонии, основанные на далеких берегах. Правда, здесь, на краю ойкумены, греки были открыты для заимствований элементов культуры местных народов, в том числе имен. Очень показательно в этом плане Боспорское царство — древнегреческое государство, существовавшее на территории Керченского и Таманского полуостровов с V века до н. э. по V–VI века н. э. Образовалось государство путем объединения нескольких греческих городов-колоний около 480 года до н. э.

Находившееся в варварском окружении Боспорское царство испытывало влияние местных племен скифов, тавров, меотов, впоследствии сарматов, одновременно распространяя на них достижения эллинской цивилизации. Варвары довольно рано появились в боспорских городах. Одна из древнейших надгробных надписей, обнаруженная в некрополе столичного Пантикапея и относящаяся к V веку до н. э., сообщала: «Под этим памятником лежит муж, для многих желанный, родом тавр. Имя же его Тихон». Примечательно, что поселившийся в Пантикапее выходец из горного Крыма носил популярное эллинское имя Тихон — удачливый, связанное с греческой богиней судьбы и случая Тихе. Дед афинского оратора Демосфена по материнской линии долгое время жил на Боспоре и, как утверждали злые языки, был женат на скифянке.

На восточной окраине Боспора в античной Горгиппии была найдена надгробная плита, также V века до н. э., с надписью «Филоксен, сын Келона, из Гелики, что на Пелопоннесе». Филоксен — любящий гостей, гостеприимный — имя, распространенное в купеческой среде. Надпись сообщает о печальной судьбе греческого коммерсанта, вояж которого к северным берегам Черного моря стал его последней торговой операцией. Редкий случай — надгробие было обнаружено там, где его установили в древности — над мужским захоронением. Предметы, которыми Филоксена сочли необходимым сопроводить в царство мертвых, действительно характеризуют его как любителя дружеских застолий: ойнохоя — кувшин для наливания вина и скифос — кубок, из которого вино пили.

Может быть интересно

Имя или шутливое прозвище Симон — курносая начертано на дне чернолаковой чаши конца VI — начала V века до н. э., найденной при раскопках в Фанагории: дарственная надпись сообщает, что чаша либо ее владелица «сама красота, добрая и умеренная».


Надпись с именем Симон на дне чернолаковой чаши конца VI — начала V века до н. э. из Фанагории. Источник: Пантикапей и Фанагория: две столицы Боспорского царства. Каталог выставки. М., 2017

Своеобразная традиция имянаречения существовала в правившей Боспором с 438 по 109 год до н. э. царской династии Спартокидов. Ее основатель, Спарток, судя по имени, происходил из Фракии — области на западном побережье Черного моря. Фракийские имена прочно закрепились в антропонимии этого семейства.

Особенно популярным стало у Спартокидов имя Перисад — его носили пять боспорских царей. Последний из них, Перисад V, сын Перисада IV и внук Перисада III, в одной из надписей был помпезно поименован «трижды Перисадом».

Некоторые представители династии носили греческие имена — Левкон, Евмел, Аполлоний, Метродор. В конце V века до н. э., когда боспорские цари вели активную торговлю зерном с Афинами, один из царевичей получил типично «конно-ипподромное» имя Горгипп — очевидно, в честь одного из ксенов — торговых партнеров Спартокидов на афинском рынке.


Рельеф с изображением Спартокидов, сыновей боспорского царя Левкона I — Спартока, Перисада и Аполлония. Мрамор. Афины, Национальный музей. Источник

Ценнейшими источниками для изучения древнегреческой антропонимики являются списки имен, обнаруженные при раскопках боспорских городов. К концу IV — первой половине III века до н. э. относится так называемый агонистический каталог — список победителей спортивных состязаний в честь бога Гермеса, найденный в Горгиппии (современная Анапа). На двух сторонах мраморной плиты, в четырех столбцах вырезаны 225 мужских имен с отчествами. Судя по всему, на плите ежегодно высекались имена горгиппийских граждан, одержавших победу в соревнованиях по «длинному бегу», «крепости тела» и еще двум видам состязаний, названия которых на плите не уцелели. Не будет преувеличением утверждение, что в агонистическом каталоге запечатлен цвет горгиппийского гражданского общества. Большинство содержащихся в надписи имен были широко распространены в эллинском мире: Аристокл, Геродор, Деметрий, Дионисий, Каллипид, Нумений и другие.

В то же время в надписи есть несколько имен, образованных от этнонимов — племенных названий народов, обитавших по соседству: Скиф, Синд, Синдок. Такие имена могли появиться в результате межэтнических браков или же являться перешедшими в разряд имен прозвищами.

Мечтаниям Фемистокла о владычестве эллинов над Востоком и Западом не суждено было сбыться. Над Италией, именем которой он назвал одну из дочерей, уже вздымался орел на знаменах римских легионов. Именно Риму суждено будет покорить Европу и Азию. И распространить по античному миру новые имена.

Читайте также: