Как натягивать кожу на джембе

Обновлено: 27.04.2024

Настройка (или натяжка) джембе - это первое, чему должен научиться начинающий джембефола. Играть будем потом.





Если все делаете правильно, вертикальные веревки перекрестятся друг с другом и останутся в таком положении. Если этого не произошло, значит или вы слишком слабо тянули, или что-то неправильно сделали (может быть, видео вам поможет?). Должно получиться вот что:



Продолжайте в том же духе, пока звук барабана не начнет радовать вас. Предположим, вы прошли весь круг до конца. Что же теперь делать?







Удобнее всего сидеть на полу, положив джембе на пол и упираясь в него ногами. Тянуть надо строго вниз, чтобы узлы были как можно ниже. Веревку можно наматывать на палку, так будет проще тянуть. Должно получаться вот такое макраме:



Будьте осторожны, не перетяните барабан, ведь кожа в процессе может лопнуть, и тогда ее придется менять. И вовсе не обязательно проходить круг до конца – остановитесь, когда сочтете нужным. Если вы все-таки дошли до конца – снова делайте «переход» и идите в другую сторону. Вот и все, теперь можно немного повеселить соседей:




1. Настраивать джембе будете вы сами.
Не продавец, не преподаватель и не джембе-мастер. Потому что настройка - это не разовый процесс, у нового барабана постепенно растягиваются веревки и кожа, так что подтягивать джембе, особенно если он новый, нужно периодически. Не будете же вы бегать к мастеру каждую неделю.

2. Нет ничего сложного в самостоятельной настройке джембе.
Мне совершенно непонятен страх перед настройкой джембе у начинающих барабанщиков. "У меня не получится", "Я боюсь порвать кожу", "У меня нет слуха и музыкального образования" - вот что они говорят. Да елки-палки, просто перечитайте эту инструкцию, посмотрите видео в конце страницы - и скорее всего, всякий страх пройдет, потому что очевидно, что в жизни нет вещи проще. Если нет - продайте джембе, купите баян. Нет, ну правда, может быть, вы просто боитесь африканского барабана? Гитару же вы не боитесь настраивать?

3. Не существует единственно правильной настройки, настройка джембе - это дело вкуса.
Именно поэтому, даже если звук вашего нового джембе вас вроде бы устраивает, попробуйте поэкспериментировать с настройкой. Кто-то играет на слегка приспущенных джембе, кто-то - на экстремально перетянутых. Это ваше дело, но услышать и понять, как натяжка меняет звук инструмента, очень полезно. И да: джембе не настраивается в какую-то определенную ноту, камертон вам не понадобится.

Если у вас не качественный африканский, а дешевый индонезийский барабан, купленный мимоходом в Турции по дороге на пляж, натяжка может не помочь, звук все равно будет плохим. Часто бывает, что барабан просто невозможно настроить: веревки рвутся, или кожа приклеена. Если у вас в городе есть барабанный мастер, я бы посоветовал проконсультироваться с ним и, при необходимости и возможности, договориться о ремонте. Например, иногда бывает достаточно просто закруглить кромку, чтобы барабан зазвучал так, как никогда прежде.



Эти тоненькие ниточки сразу порвутся, настраивать бесполезно. Нужно менять веревку, кожу, делать нижнее кольцо, выравнивать кромку. Может, проще купить нормальный джембе?

Если у вас пластиковый джембе, даже если у него веревочная настройка, лучше не настраивать его никогда. Во-первых, они и без всякой настройки обычно звучат пусть не хорошо, но сносно, во вторых, пластиковый корпус часто не выдерживает и деформируется, выгнуть его обратно невозможно.

В большинстве случаев, жизнь барабана начинается после первой замены кожи. Почему? Потому что (сказать вам правду?) качественные джембе люди покупают редко. Кожа на них стоит некачественная, звука не дает, настройку не держит, на любой чих реагирует, служит недолго. И вот, порвалась, наконец, отдала Богу душу. Ну так и радуйтесь! Ставьте нормальную кожу, хватит мучиться.





Не ставьте кожу на неровную кромку, обязательно выровняйте. Сперва нам нужно выровнять ее в горизонтальной плоскости, для этого используем вот такой нехитрый инструмент:



Берем ровную доску и приклеиваем или прибиваем к ней крупную наждачку. Можно даже просто взять лист крупной наждачки и положить его на пол. Теперь кладем джембе вниз головой и проворачиваем его вокруг своей оси, пока не сточим все неровности.





Бывает, африканцы промахиваются при выдалбливании и попадают прямо по кромке, из-за чего получается острый край. В таких местах край нужно нарастить. Я делаю это с помощью двусоставной эпоксидки и широкого скотча (чтобы эпоксидка не выливалась наружу). Можно использовать шпон и клей – экспериментируйте. Если где-то на корпусе есть трещины, тоже заклейте.

Итак, кромку выровняли, трещины заделали. Замачиваем кожу в обычной воде на несколько часов, например на ночь. Нельзя держать кожу в воде дольше суток: протухнет. Если вы уже замочили кожу, и вдруг что-то случилось - лучше выньте ее из воды, отожмите и положите в холодильник. Или вовсе засушите. А то будет у вас барабан-вонючка.



Находим центр тяжести. Положите барабан на ровный пол и отпустите. Укатился? Вот и славно. Ставим сверху метку.

Убираем кольца в сторону и кладем на барабан размоченную кожу. Лучше всего, если хребет будет ровно посередине, а задняя часть козы совпадет с меткой, которую мы поставили. Ну, я надеюсь, вы сможете догадаться, где у козы была задняя часть.



Вы ведь уже освободили внутреннее кольцо от остатков кожи? Славно. Теперь обмотайте его грубой тканью или марлей. Я чаще всего обматываю сначала тканной изолентой, а потом - бинтом. Это удерживает кожу от проскальзывания, и еще кожа не должна соприкасаться с железом. Кладем кольцо сверху, вот так:

Пластмассовый мир победил: все, что мы покупаем, мы безжалостно выкидываем через два-три года. И люди часто не понимают, что с джембе совсем другая история. Представьте: некоторые граждане действительно избавляются от порваных джембе, думая, что им пришел конец. Немыслимый абсурд! Кажется, пришла пора понять, чем джембе отличается от смартфона.



3. Ваш супер-пупер-новый дорогой навороченный телефон уже через пару лет морально устареет, а лет через десять им совершенно невозможно будет пользоваться, даже если он еще будет жив. Не верите? Тогда где ваш пейджер?

3. Ну, давайте поиграем в футурологию. Что же будет с вашим джембе лет через 50? Как минимум, сильно вырастет в цене: антиквариат же! Но я не об этом: вот верите ли вы, что люди когда-нибудь перестанут играть на живых музыкальных инструментах? Я вот не верю.

4. Вы не приумножаете свою собственность, покупая телефон, это иллюзия. Давайте начистоту: вы как бы берете его внаем. Вы платите за возможность временно пользоваться тем, что обречено через пять лет либо сломаться, либо устареть. Превратиться в никому не нужный набор микросхем. Это не собственность, это аренда.

5. Если телефон хоть раз ремонтировали, он точно будет работать хуже и скоро сломается вновь. Стоимость ремонта при этом такая, что ремонтники часто сами советуют выкинуть и купить новый.

5. Все наоборот! Чаще всего, жизнь джембе начинается как раз после первого ремонта. Отремонтированный джембе звучит лучше, чем джембе, который никогда не был у мастера.

Меня зовут Еже, и я занимаюсь ремонтом джембе уже почти десяток лет. За это время через мои руки прошла прорва самых разных барабанов из Африки, Индонезии, Китая, России с самыми разными проблемами. Чаще всего:

- Порвалась кожа
- Кожа на джембе слишком сильно реагирует на погоду
- Трещины, сколы, выбоины
- Перетерлась веревка
- Джембе почему-то не звучит, помогите!

Еще я ремонтирую любые мембранофоны: бонги, дарбуки, дун-дуны, сибирские бубны, афганские рубабы - все, что имеет корпус и мембрану.

Кожа на джембе – расходный материал, как струны на гитаре или пластик на ударной установке. Деревянный корпус практически вечен, а кожу нужно периодически менять, обычно раз в несколько лет.

Бывает, что кожа на барабане целая, но плохая или неподходящая. Вот два типичных случая.

Случай первый: купили дешевый барабан, хорошенько натянули, вышли с ним на улицу, стали играть – натяжение сразу ослабло, звук стал глуше. Поехали с ним на природу, где воздух чуть влажнее – мембрана провисла совсем. Принесли его домой – оказался он живой. Так жить нельзя, такую кожу нужно менять.

Случай второй: были в путешествии, купили барабан, натянули eго очень сильно, и все равно звук глухой, неинтересный, "деревянный", как на спущенном барабане. Иногда так бывает из-за проблем с корпусом, иногда – из-за плохой кожи, надо смотреть.


Кожа, которую я ставлю на джембе – это прочная, достаточно толстая кожа африканской козы. Она выдерживает очень сильную натяжку и серьезные перегрузки – как бы вы ни лупили по ней, как бы ни натягивали, ее трудно будет порвать. Такая кожа прослужит вам намного дольше той, что стояла на вашем джембе. Еще она очень влагоустойчива. Некоторые уличные джембисты, как правило играющие на дешевых барабанах, так намучиваются с переменчивой кожаной мембраной, что ставят на свои джембе пластики – этого не нужно делать, ставьте качественную кожу, и будет вам счастье.

Замена кожи на джембе стоит в пределах 1500-3000 рублей. Можно прислать мне фото вашего джембе и смерить диаметр, я скажу точнее.

Дима Равич

Такое себе необременительное по цене, пёстренькое и неприхотливое изделие, которое, ежели чё, не жалко и в лесу забыть. Фактически, это были одноразовые барабаны, созданные производителем пластиков Ремо, для расширения рынка и пиара основного продукта. Чтобы короче: в приличные места, в Европе или США, с таким инструментарием не пускают. У нас же, этот ттавар решили пропихнуть, как профессионакльный, и приуспели. Теперь продают вдвое-втрое дороже, чем в Штатах.
У людей бизьнес, чё.
В общем, это вызывает у меня омерзение.

Касательно Вашей проблемы.
Полагаю, Вам, сначала, стоит определиться с тем, для какой музыки, и на каком уровне, Вам необходим инструмент. И сделать выбор, согласно Ваших задач.
Приобретите себе что-то с конговым крепежём.
Или, на худой конец, что-то от ремо, если Ваши амбиции это позволят.

Во всех остальных случаях, я бы советовал нормальный натуральный барабан из Африки. Поверьте, оно того стоит. Просто надо постараться и освоить барабан, и все особенности, что с ним связаны. Кстате, про Тверь не знаю, кто там смог бы помочь, но до Москвы не так уж и далеко, и здесь есть люди, которые могли бы решить вопрос.
Смотрите последний пост на Стене группы. там есть ссылка.

Что же касается Вашего замысла, то вынужден Вас огорчить:
Чтобы корректно сделать подобный апгрейд барабана, необходимы существенные затраты. Как минимум, необходим металлический крепёх, который должен соостветствовать по размеру корпусу. Это довольно редкая удача, т.к., обычно, натуральные барабаны не соответствуют какому-то стандартному размеру ободов и пластиков. Также, как правило, необходима изрядная переделка корпуса, чтобы всё это установить. Так же, учтите, что кожа, всё равно, понадобится. Пластик на таком барабане устанавливается с бОльшим трудом, чем кожа. Пластик, стандартный, на ободке, не совпадает со всеми мне известными конговыми стандартами, и врядли, может быть установлен. Работа с листовым пластиком - та ещё заморочка, кожа куда как технологичнее, в этом случае. да и по деньгам, выходит вовсе не дёшево. Проще купить нормальный инструмент под Вашу задачу.

Инструменты же, прошедшие "апгрейд" на основе комплектующих со строительного рынка, обсуждению не подлежат, т.к., находятся за пределами понимания добра и зла.

Так же, не без юмора, не могу не отметить, что продать такой переделанный барабан, даже задёшево, довольно сложно. Сопсно, подобные "авторские" творения представляют собой четвёртую группу извращений, и ценны только для своих создателей.
Обычно, я такое в ремонт не принимаю ни под каким видом.
Слишком много сюрпризов, приготовленных автором.

ДЖЕМБЕ. Групповые занятия.

Бывает так, что вот вроде барабан как барабан, но звук как-то не очень. Кожа дряблая, басы ухают, слэп звучит как тазик. Не мучьте себя и слушателей, натяните кожу на вашем барабане :)

Для настройки джембе используют вот такую систему узлов.

ДЖЕМБЕ. Групповые занятия.

Теперь поэтапно: У джембе есть вертикальные и горизонтальные ряды. Вертикальные стягивают нижнее и верхнее кольца, а горизонтальные переплетают вертикальные друг с другом, усиливая натяжение. Если у вас барабан не новый, и у него горизонтальных рядов больше трех, распустите их и натяните вертикальные ряды. Делается это так:

ДЖЕМБЕ. Групповые занятия.

Хорошенько подтяните джембе, один ряд за другим.

Если у вас новый барабан, подтягивать вертикальные ряды необязательно. Производители барабанов часто заплетают остаток веревки, нужный для настройки, в ручку. В этом случае ручку нужно распустить, или взять другую веревку.

Приступаем к самой настройке. Корд нужно пропустить между вертикальными рядами вот так:

ДЖЕМБЕ. Групповые занятия.

И сильно потянуть.
Если все делаете правильно, вертикальные веревки перекрестятся друг с другом и останутся в таком положении. Если этого не произошло, значит или вы слишком слабо тянули, или что-то неправильно сделали, попробуйте еще раз. Должно получиться вот что:

ДЖЕМБЕ. Групповые занятия.

Продолжайте в том же духе, пока звук барабана не начнет радовать вас. Предположим, вы прошли весь круг до конца. Что же теперь делать? Делайте переход. Для этого проденьте веревку вот так (отвертка вам в помощь):

ДЖЕМБЕ. Групповые занятия.

И идите в обратную сторону.
Удобнее всего сидеть на полу, положив джембе на пол и упираясь в него ногами. Или как на этой фотке - на диване. Веревку можно наматывать на палку, стамеску или на то, что есть под рукой.

ДЖЕМБЕ. Групповые занятия.

Обычно на этом этапе веревки перекрещиваются с щелчком. Если слышите щелчок – значит, все правильно делаете. Должно получаться вот такое макраме.

Будьте осторожны, не перетяните барабан, ведь кожа в процессе может лопнуть, и тогда ее придется менять. И вовсе не обязательно проходить круг до конца – остановитесь, когда сочтете нужным. Если вы все-таки дошли до конца – снова делайте «переход» и идите в другую сторону. Вот и все, теперь можно немного повеселить соседей:

Читайте также: