Как лечить пиодермию у детей комаровский

Обновлено: 30.04.2024

Отитом называется воспалительный процесс одного из отделов уха.

Приведенное определение позволяет сделать вполне логичный вывод о том, что человеческое ухо и с анатомической, и с физиологической точки зрения состоит из нескольких отделов, каждому из которых присущи свои специфические функции и свои специфические болезни.

Наружное ухо — это тот единственный отдел уха, который можно увидеть. Именно ушная раковина ассоциируется в нашем восприятии с органом слуха, хотя значение ее для самой возможности слышать — наименьшее (из всех отделов уха). Задача ушной раковины — улавливать звуковые колебания и направлять их в слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой. За барабанной перепонкой начинается среднее ухо.

Среднее ухо выполняет функцию звукопроведения. Сразу же за барабанной перепонкой находится барабанная полость — некое весьма ограниченное пространство, определенным образом усиливающее и обрабатывающее звуковой сигнал. В барабанной полости расположены очень маленькие звуковые косточки. Косточки эти имеют весьма оригинальные названия — молоточек, наковальня и стремечко. Ручка молоточка очень прочно соединена с барабанной перепонкой. Последняя колеблется под действием звуковых волн, эти колебания передаются по цепочке косточек, а основание стремечка находится в особом отверстии височной кости, за которым начинается внутреннее ухо.

Внутреннее ухо — сложная система каналов; расположено оно в височной кости и формирует собственно слуховой орган, который называется улиткой. Необычное название объясняется специфической формой каналов, весьма напоминающих улитку. Каналы заполнены особой жидкостью и так называемыми волосковыми клетками. Определенная частота звука вызывает колебания совершенно определенных волосковых клеток, которые, в свою очередь, преобразуют механические колебания в нервный импульс. Импульсы воспринимаются слуховым нервом и переносятся в особые ядра головного мозга.

С учетом того факта, что анатомически и физиологически выделяют три, теперь уже знакомых нам, отдела уха (наружный, средний и внутренний), врачи, в свою очередь, диагностируют три вида отита — опять-таки наружный отит, средний отит и внутренний отит.

Наружные отиты не имеют особой «ушной» специфики — очевидно, что на коже ушной раковины могут возникнуть такие же воспалительные процессы, как и на любом другом участке кожи, — разнообразные прыщи, фурункулы, угри и т. д. Определенную сложность в плане лечения вызывают гнойники (чаще всего фурункулы), расположенные в слуховом проходе, — сложность, что легко объяснимо, связана не с какими-то особыми способами лечения, а именно с локализацией — до этого самого фурункула просто тяжело добраться.

Внутренние отиты (их еще называют лабиринтитами — система каналов — сложный лабиринт), к счастью, явление не очень частое, но всегда очень серьезное. Внутренний отит, как правило, не первичное заболевание, а осложнение среднего отита или тяжелой общей инфекционной болезни.

В подавляющем большинстве случаев любые выделения из слухового прохода, боль в одном или обоих ушах и (или) понижение слуха обусловлены средним отитом.

Именно средний отит является одним из наиболее частых заболеваний, особенно у детей. В 99% случаев, произнося фразу: «У вашего ребенка отит», врачи подразумевают средний отит. Мы, пожалуй, не станем плыть против течения и, употребляя в дальнейшем термин «отит», будем иметь в виду именно воспаление среднего уха.

Среднее ухо, как мы уже знаем, представлено барабанной полостью, внутри которой находятся звуковые косточки. Нормальная работа среднего уха возможна лишь тогда, когда давление в барабанной полости равно атмосферному — только при этом условии имеют место адекватные колебания косточек и барабанной перепонки. Поддержание должного уровня давления достигается благодаря наличию особого канала — евстахиевой трубы, соединяющей глотку и барабанную полость. Во время глотания труба открывается, среднее ухо вентилируется и давление в нем выравнивается.

Воспаление в среднем ухе не возникает ни с того ни с сего. Его первопричина — изменение давления в барабанной полости. Отчего это может произойти? Во-первых, при резких изменениях давления на барабанную перепонку — например при нырянии или при подъеме (спуске) во время авиапутешествий. Во-вторых, и эта причина наиболее частая, — при различных воспалительных заболеваниях в носу и глотке, когда нарушается проходимость евстахиевой трубы.

Короче говоря, если отбросить в сторону всякие редкие причины отитов, станет ясным следующее: отит почти всегда вовсе не является самостоятельным заболеванием и опять-таки почти всегда представляет собой осложнение воспалительных заболеваний носоглотки, прежде всего — острых респираторных вирусных инфекций.

Каждому взрослому человеку прекрасно известно, что при любых простудных заболеваниях носоглотки имеет место повышенное образование слизи. Многократные шмыганья носом, особенно активные шмыганья (неважно при этом, в себя или из себя) способствуют попаданию слизи в просвет евстахиевой трубы; кроме этого, вирусы и бактерии, вызывающие ОРЗ, сами по себе нередко становятся причиной воспаления ее (евстахиевой трубы) слизистой оболочки. Оба указанных фактора вместе или по отдельности вызывают достаточно длительное нарушение вентиляции барабанной полости, и давление в ней становится отрицательным. В этих условиях клетки, выстилающие барабанную полость, начинают выделять воспалительную жидкость. Уже на этом этапе возникают совершенно конкретные симптомы отита — боль в ухе (ушах), нарушение слуха. В дальнейшем (иногда через несколько часов, но чаще через 2—3 суток) бактерии попадают в барабанную полость (все через ту же евстахиеву трубу) и начинают размножаться — отит становится гнойным. Боль нарастает, повышается температура тела, давление в барабанной полости часто возрастает настолько, что происходит разрыв барабанной перепонки и через возникшее отверстие по слуховому проходу начинает выделяться гнойная жидкость.

Приведенная выше теоретическая информация позволяет легко ответить на вопрос: «Почему дети болеют отитом значительно чаще, чем взрослые?» Основные способствующие факторы следующие:

  1. Евстахиева труба ребенка значительно уже, чем у взрослого, следовательно, нарушения ее проходимости возникают легче.
  2. Дети чаще болеют вирусными и простудными заболеваниями.
  3. Дети больше плачут и активно при этом шмыгают носами.
  4. У детей сплошь и рядом имеют место аденоиды[1], которые способны сдавливать евстахиеву трубу.

Основные симптомы отита мы уже назвали — нарушения слуха, боль в ухе и (реже) выделения из уха. А если до этого еще и имела место простуда, то диагноз вообще очевиден. В то же время у детей грудного возраста отит диагностировать заметно сложнее, поскольку ни на боль, ни на понижение слуха ребенок пожаловаться не может. Но забывать про возможность отита ни в коем случае нельзя, поэтому немотивированное на первый взгляд беспокойство, раздражительность, нарушения сна, плач должны подтолкнуть родителей к мыслям об отите.

На ушной раковине, кпереди от отверстия наружного слухового прохода, имеется выступ, который называется козелок. Надавливание на козелок вызывает, при наличии отита, значительное усиление боли, провоцируя у ребенка пронзительный плач. Проверить наличие этого симптома может каждый родитель, а положительная ответная реакция служит поводом для немедленного обращения к врачу.

Профилактика отитов сводится к тому, чтобы не дать густой слизи закупорить евстахиеву трубу — сделать это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Важно помнить, что жидкие выделения из носа не опасны; но как не дать слизи загустеть? Следует всего-навсего знать факторы, способствующие высыханию слизи:

  1. Дефицит жидкости в организме (следовательно, надо побольше пить).
  2. Высокая температура тела (своевременное использование жаропонижающих средств, разумеется, в соответствии с рекомендациями врача).
  3. Сухой и теплый воздух в помещении (теплая одежда, но температура воздуха не выше 18—20 °С, проветривание, частая влажная уборка, удаление из комнаты накопителей пыли).

Еще один важный путь профилактики — умеренность при сморкании (кому не знакома картина — мама, в ее руке платок, под платком детский нос, и все это сопровождается понуканиями типа: «А ну-ка дунь посильнее»).

Точный диагноз отита может установить только врач при осмотре барабанной перепонки (такой осмотр на медицинском языке называется отоскопия). Отоскопия дает возможность определить вид отита, ответить на вопрос, какой он — катаральный (есть воспалительная жидкость, но гноя еще нет) или гнойный, уточнить, много ли жидкости скопилось в барабанной полости. Вся эта информация существенным образом влияет как на выбор лекарственных препаратов, так и на продолжительность лечения.

Как лечат отит? Очень часто используются сосудосуживающие капли в нос (да, да, именно в нос), позволяющие уменьшить отек слизистой оболочки евстахиевой трубы — препараты эти (нафтизин, галазолин, назол и т. п.), противопоказанные при обычном вирусном насморке, становятся просто обязательными при подозрении на возникновение отита. Местно (в слуховой проход) вводят растворы антисептиков. Раньше часто использовали для этой цели раствор борной кислоты, у нас и сейчас используют, хотя на остальной территории земного шара применяют более современные и более активные препараты. Иногда, при сильных болях в ухе, применяют капли, вызывающие анестезию, нередко используют противовоспалительные гормоны. Лекарственных средств для закапывания в ухо имеется сейчас превеликое множество — отинум, софрадекс, отипакс, гаразон и еще десятки препаратов.

Особую роль в лечении отита играют антибактериальные препараты (антибиотики, сульфаниламиды и т. д.). Их использование имеет ряд особенностей — лекарство должно не только действовать на бактерии, вызвавшие отит, но и хорошо проникать в барабанную полость.

Перечисленные способы терапии ни в коем случае нельзя рассматривать как руководство к действию. Следует помнить, что при правильном и своевременном лечении острый средний отит проходит довольно быстро и практически никогда не заканчивается снижением слуха. Опоздание с началом лечения, «народная самодеятельность» (начиная от прикладывания грелок и заканчивая закапываньем в ухо мочи) чреваты тяжелейшими последствиями — в лучшем случае отит становится хроническим, в худшем — возможны тяжелейшие осложнения от полной потери слуха до гнойного менингита.

Не следует очень уж расстраиваться при гноетечении из уха — на месте разрыва барабанной перепонки при правильном лечении довольно быстро образуется небольшой рубчик, который в дальнейшем почти никогда не приводит к ухудшению слуха.

Последовательность действий при первых признаках отита или при подозрении на отит — незамедлительная консультация врача-отоларинголога. Если это невозможно (до врача далеко), можно самостоятельно использовать сосудосуживающие капли в нос, например нафтизин, в ухо оптимально закапать отинум, который, помимо противовоспалительного действия, способен также растворять ушную серу. Весьма желательно, чтобы ухо было в тепле (сухое тепло — вата, полиэтиленовая пленка, косынка или шапочка), но только не надо прикладывать горячие грелки. Эти мероприятия не дадут потерять время, необходимое для того, чтобы добраться до врача.

Пишет Вам мама, которая не знает, что уже и делать с ребенком. У моего сына (4 года), по словам нашего дерматолога, пиодермия. От его назначенного лечения никаких изменений. Я до слез не могу смотреть на ребенка как он мучается, прыщики он расчесывает чуть ли не до мяса. Ни педиатр, ни дерматолог больничный оформлять не стали, сказали, что можно ходить в садик, но по-моему это бред. Помогите пожалуйста, подскажите что нужно делать и как дальше быть? Вся надежда на Вас

опубликовано 12/09/2011 11:48
обновлено 23/07/2015
— Болезни, обследования

Отвечает Комаровский Е. О.

Пиодермия - это гнойники на коже. Пиодермия не чешется, она болит. Прыщики с сильным зудом "до мяса", как правило, дает одна-единственная болезнь, которая называется чесотка. Может быть, вам все-таки следует поискать нормального дерматолога.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Сыпной тиф в произведениях классиков художественной литературы

Болит горло. Тонзиллит, ангина или…?

Сыпь

Комментарии 18

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

REGINA Россия, Владикавказ

Здравствуйте!А моему ребенку 2,5 годика.На изгибах тела и кистях рук сыпь.Чешет до крови..Под глазами красные шершавые круги..Высыпает на все. С 1,5 лет лечимся.Каждый врач лечит аллергический дерматит,а по анализам аллергии нету.Что это может быть.

мамуся Украина, Надворная

Добрий день,мому сину 1,5 місяця!Виписали нас з роддома з висипкою на лиці та тілі,зовсім незначною,назвали алергією і дали клератин!дома наша висипка трохи зникла,але через тиждень почало ставати гірше!На даний момент у моєї дитина на животі,одній нозі на плечах та під руками нема живого місця,недавно вже на голові та за вухами появилися такі прищики з яких витікає рідина і засихає!Я алергик і зараз у мене сильно загострилася екзема(після родів),але наші лікарі лікують мою дитину препаратами від корости,я вже не знаю,що робити,дитина на вечір починає сильно кричати протягом 2-3 годин плаче без перестанку!Аналіз на дизбактеріоз виявив стафілокок,пролікували 3 дні антибіотиком,повторний не здавали ще!Але здогатки про стрептодермію у нашого педіатра не підтвердилися,бо висипка не спала під час лікування!допоможіть будь ласка!

Анастасия Лобас Украина, Днепропетровск

Здравствуйте,доченьке 2,5 года,в возрасте 1,7 появилось не большое пятно под коленом,начало рости,обратились в больницу,врач(и не один. )говорит,алергический дерматит,назначил лечениее,сироп Эриус,мазь Локоид,сначало помагало,пили по мере необходимости,сейчас ребенок полностью укрыт этими пятнами,грудка,плечи,спинка,изгибы ручек,вокруг глаз,на голове,сейчас назначенное лечение совершенно не помогает,сильно чешится(до крови),шелушится,усиливается при контакте с водой.Читала статью Евгения Олеговича о алергическом дерматите,Я СОБЛЮДАЮ ДАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Что делать,не знаю,помогите пожалуйста,на ребенка без слез не глянешь.

Натка Украина, Сумы

добрый день хочу попросить у вас совета ил может быть даже какоето лечение.У меня дочка,ее 1.8 примерно 10 дней назад у нее на ручке в районе большого пальчика и чуть выше появились прыщики я сразу обратила на них внимание мы пошли к дерматологу она поставила диагноз ДЕРМАТИТ выписала нам лечение (2 р.д фенкалор 1/2 таб 2 раза в день мазать цинковой мазьб и на ночь локоид мазь ,но мы пьем уже 4 дня и никаких улутшений даже на второй появились назначила диете мы ее придерживаеся.Что дальше я не знаю я нехочу затягивать подскажите что делать в такой ситуации зараннее благодарна.

chilya Украина, Запорожье

девочке 1 месяц как приехали с роддома началась сыпь прищики белые с покраснением по чучуть на щечках и на подбородке, а потом и на плечиках .кормлю грудью диету соблюдаю незнаю что делать .давали фенистил не помог, может это не алергия?подскажите пожалуйста.

Анастасия Украина, Кировск

Здравствуйте моей дочурке 1,6 появилась сыпь на ножках и на щечках, когда пришла в больницу и показала, мне сначала сказали что похожа на потничьку,нам приписал мазь Бепантен, через пару дней позвонила медсестра и спросила как там наш дерматит, назначила на прием, мы пришли в больницу я не успела показать врачу эту сыпь на ножках он мне говорит что это алергическая реакция на порошок, причем сказала что на детский, подскажите что это может быть и продолжать ли мне пользоваться этой мазью.

ЯНА.С Украина, Мариуполь

ДОБРЫЙ ДЕНЬ. прошу вашей помощи,потому как уже и не знаю что делать..малышке 2 месяца. на 5 день после выписки из роддома начали появляться красные прыщики на щечках,потом на плечах.за ушками прищики мокрели,очень неприятно пахли,а когда подсыхали брались желтой корочкой..кормлю малышку грудью..сама не кушаю ничего что могло бы вызвать аллергию.врач прописал Фенистил,и хилак форте.анализы на дисбактериоз внорме.купаю в череде,стираю вещи детским мылом.Вообщем делаю все что можно,аллергены исключили все ,а прыщики вроде пройдут,а потом опять появляются.((что нам делать.

ВИКТОРИЯ. Украина, Макеевка

Моему старшему сыну 7,5лет,у него очень чешутся локти и коленки,я мазала мазью лоринден Е,сейчаз судокремом.Когда приходит лето и он снимает одежду,у него все проодит,вот как похолодало-опять.Чешет сильно,ччем дальше расчесывает пятно ростет,кожа на этом месте сухая и прыщики похожи как на подкожные,без гнойничков.Уже не знаем,что делать.Помогите.

Ирина Украина, Голованевск

Здраствуйте! У моей дочки (нам 10 месяцев) появились прыщики несколько на лобику и щёчках, один на спинке, один на животику и пару на ножках. Сначала красное пятнышко потом вроди как жидкость чуток есть, маленькие бугорки делаються. Нам местний педиатр сказал что это ветрянка или какой-то вирус, назначил капли протефлазид, вытирать настоем изи лаврового листа и пить вместо воды настой из 3-х цветной фиалки. Подскажите пожалуйста верный ли диагноз или что это может быть? И как лечить?

Светок Украина, Киев

Здраствуйте подскажите что мне делать и к кому обратится у моей дочки (ей 2года и 9 мес)напали чиряки я й прикладываю печеный лук с медем оно помогает но потом вылазит в другом месте. Скажите оно как то лечится или надо обизательно переливание крови делать? Зарание спасибо

Котик Украина, Севастополь

У меня в детстве "крапивница" сильно чесалась,зудела, я расчесывала до крови, ранок
Причина: аллергическая реакция на "красно-желтые фрукты" : абрикосы, персики, помидоры.
Если такое произошло, держать ухо востро

Валентина Украина, Херсон

Здравствуйте! Нашей малышке 1 мес. находиться на искусственном питании, на щечках появились прыщики, буквально 2 недели назад. Сначала на одной, потом и на второй. Что это такое? И что с этим делать?

alina_26 Украина, Артемовск

Здравствуйте!Пишу Вам с таким вопросом.Моей дочери 2.7 года у нее АД(с 2 лет).Я ее водила в наши больници постоянно прописывали разные мази и таблетки,ей не чего не помогало.Поехали в Горловку назначили ЭнтерасГель.Вроде начало проходить,закончили давать опять появилось на ладошках сыпь.Ладошки начинают чисаться перед сном,Пожалуйста подскажите что мне делать?

Машкина мамашка Украина, Дзержинск

ИннаХмельник из города Хмельник,вот интересно,вам -то что? Быть может,холодно,или наоборот? Чего вы ядом капаете?

ИннаХмельник Украина, Хмельник

Настёна Украина, Харьков

Подскажите пожалуйста что это такое? Моему ребёнку 3 месяца, и недавно у него вскочил прыщик на попе (рядом с задним проходом), очень похож на гнойничёк, периодически он лопается и от туда вытикает гной, но дырочка сама не заживает. а сейчас вот совсем большая стала(

Краказябра Россия, Новосибирск

мою сестру лечили от аллергии, где-то полгода, тоже кожа зудится, тоже до крови расчесывала (а ей 30 лет) и тд. Пока этой аллергией не заразилась я (на тот момент беременная), поход к дерматологу - у Вас аллергия и список того что тесть нельзя. Исключили продукты-аллергены, не проходит. Потом нам дермотолог посоветовал ночью насекомых половить))), дом новый только сдали, ну да ладно, повеселились с мужем, половили.
Так вот лечились мы от аллергии, пока этой аллергией не заразился мой муж и дочь. Тут я на всё плюнула и побежала к другому дерматологу, быстрый осмотр - диагноз у вас чесотка. И через 2 дня ничего не чешется, не зудится - красота.
Как резюме, если при лечение у врача возникают вопросы, стоит искать и консультироваться с другим врачом. Мою глубокое убеждение

милая Россия, Омск

купите в аптеке березовый деготь,в отдельной баночке разведите чайную ложечку дегтя и чайную ложку детского крема и смазывайте эти прыщики. и как только начинается покраснение сразу смажьте. у меня у ребенка было такое..ничего не помогло.испробовали все. это единственное спасение. позже они переходят на пяточки. у нас это была реакция на всякие красители и ешки. понаблюдайте после каких продуктов они появляются. исключите их. деготь подсушивает эти мокнутия. снимает воспаление. покраснения исчезают. корочки подсохнут. можно будет ванну принять. и кожа очистится. заживает быстро. попробуйте не пожалеете. выздоравливайте

14543 14435 14362 13994 13719 13667 13659 13435 13261 13149 12791 12745 12600 12465 12250 12052 12023

Атопический дерматит (АД, экзема) — это хроническая болезнь кожи, которая сопровождается сухостью, покраснением и зудом.

В каком возрасте проявляется атопический дерматит?

Атопический дерматит — это наиболее распространенная кожная болезнь, с которой сталкиваются детские дерматологи. У 65 % маленьких пациентов с таким диагнозом симптомы развиваются в возрасте до 1 года, у 90 % — в возрасте до 5 лет. Большинство детей к 4 годам перерастают атопический дерматит, у некоторых он проходит только в подростковом возрасте, но кожа и после остается сухой и чувствительной. В редких случаях атопический дерматит остается на всю жизнь. Родителям следует знать, как можно помочь при экземе и при необходимости облегчить состояние ребенка.

Атопический дерматит обычно встречается у детей, в семьях которых уже есть экзема или другие аллергические заболевания, например сенная лихорадка или астма. Атопический дерматит при этом не заразен.

Симптомы атопического дерматита

Поскольку атопический дерматит — это хроническая болезнь кожи, его симптомы могут исчезать и снова появляться. Периоды обострения (когда симптомы усиливаются) чередуются с периодами ремиссии (когда состояние кожи улучшается или симптомы полностью проходят).

Симптомы атопического дерматита индивидуальны и могут отличаться у каждого ребенка, но к общим относятся сухость, покраснение кожи, зуд и сыпь. Кожа настолько сухая, что иногда на ней могут образовываться даже трещины.

Экзема может появиться на любом участке тела и даже сразу в нескольких местах.

  • У грудничков сыпь обычно бывает на лице и волосистой части головы.
  • У дошкольников и детей младшего школьного возраста — на локтевых и коленных сгибах.
  • У детей среднего и старшего школьного возраста сыпь чаще всего появляется на руках и ногах.

Как избежать обострения болезни?

Чтобы предотвратить обострение атопического дерматита, придерживайтесь приведенных ниже рекомендаций.

  • Используйте эмоленты (увлажняющие кремы или мази). Кожа ребенка должна быть увлажненной, поэтому применение эмолентов должно стать частью ежедневного ухода за ребенком.
  • Выбирайте эмоленты без запаха. При покупке средства учтите, что крем или мазь эффективнее увлажняют кожу, чем лосьон.
  • После ванны аккуратно промокните кожу полотенцем, а затем нанесите эмолент на влажную кожу.
  • Наносите увлажняющий крем хотя бы один раз в день, а при необходимости и чаще.
  • Избегайте раздражающих веществ и тканей. Если вы или ваш ребенок чувствительны к «раздражающим» тканям или химическим веществам в средствах по уходу за кожей, то:
  • выбирайте одежду из мягких натуральных тканей, например 100 %-ного хлопка;
  • используйте только средства по уходу за чувствительной кожей, желательно без запаха;
  • ограничьте время пребывания в душе или в ванной до 5–10 минут, используйте воду комнатной температуры, но ни в коем случае не горячую;
  • выбирайте гипоаллергенные средства для стирки (без красителей и отдушек);
  • избегайте частого применения кондиционеров для белья.
  • Следите за тем, чтобы ребенок не расчёсывал поврежденные места, старайтесь отвлекать его от этого. Царапины могут ухудшить состояние кожи, к тому же велик риск инфицирования ранок. Следите за ногтями вашего ребенка — они должны быть короткими и без острых краев.
  • Аллергия может быть причиной атопического дерматита, так что обсудите с педиатром этот вопрос. Некоторые виды аллергии, например, пищевая, аллергия на шерсть домашних животных, на пыль или на пылевых клещей (тех, которые обитают в подушках, матрацах и одежде), проявляются сыпью и ухудшают состояние кожи. Если причиной атопического дерматита у вашего ребенка признана аллергия, по возможности избегайте контакта с аллергеном.
  • Узнайте у педиатра о других причинах, которые могут спровоцировать обострение экземы (перегрев, стресс и т. п.).

Лечение

Педиатр может назначить лекарства, чтобы помочь вашему ребенку и улучшить состояние его кожи. Выбор лекарства будет зависеть от формы атопического дерматита и от локализации его очагов на теле. При атопическом дерматите есть два способа применения лекарств. Их можно:

  • нанести на кожу (местное применение) в виде крема или мази;
  • принять внутрь (перорально) в таблетках или в виде жидкости.

Перед тем как дать ребенку какие-либо лекарства, убедитесь, что вы знаете, как именно их необходимо применять. Поговорите с педиатром, если у вас возникли вопросы или сомнения по поводу способа применения лекарства.

Безрецептурные лекарства

  • Топические стероиды (к примеру, гидрокортизоновая мазь или крем) могут снять зуд кожи и уменьшить воспаление. Лучше всего они помогают при лёгкой форме атопического дерматита.
  • Местные антигистаминные препараты могут быстро облегчить состояние сухой зудящей кожи с минимальными побочными эффектами. Некоторые из этих препаратов содержат спирт, который может вызвать ощущение жжения.
  • Антигистаминные препараты для приема внутрь могут облегчить зуд (особенно те, которые вызывают сонливость).

Лекарства по рецепту

  • Топические стероиды назначают для уменьшения воспаления (покраснения и отека) и зуда. Эти эффективные и безопасные препараты широко используются для лечения атопического дерматита. Если использовать препарат не по инструкции, иногда могут возникнуть такие побочные эффекты, как истончение кожи, растяжки или акне.
  • Местные иммуномодуляторы (нестероидные препараты) используются для уменьшения воспаления и зуда. Это новый класс препаратов, эффективность применения которых у детей старше 2 лет превышает 80 %.
  • Пероральные антигистаминные средства в некоторых случаях могут быть достаточно эффективными.
  • Пероральные антибиотики назначают при наличии вторичной инфекции.
  • Пероральные стероиды редко назначают детям, т. к. они небезопасны. После отмены подобных препаратов часто возникают обострения.

Помните:

Атопический дерматит — это хроническая болезнь кожи, симптомы которой могут исчезать и снова появляться. Решение этой проблемы зависит от вас, вашего ребенка и вашего педиатра. Если вы соблюдаете данные рекомендации, но состояние кожи вашего ребенка не улучшается, обратитесь за консультацией к врачу.

Комментарии 15

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Виктория Украина, Мелитополь

Хочу тоже поделиться опытом лечения атопического дерматита у ребенка. Началось у нас все в 2 месяца. Ребенок на ИВ, смесей перепробовали и переменяли целую кучу ситуация только усугублялась. Разнообразные схемы лечения которые нам назначали врачи только временно снимали симптомы. Мы начали замечать, что еда не всегда влияет на появление сыпи. Бывало просто не с того не с сего краснеет как "синьор-помидор" в течении 10 минут, а потом в течении дня сыпь сходит но зуд все равно беспокоил постоянно. В возрасте 8 месяцев попали к аллергологу-иммунологу который перевернул наши познания об атопическом дерматите с ног на голову. Он объяснил, что проблема атопического дерматита в первую очередь это проблема сухой кожи, а только потом аллергии. И пока кожа не востановит свой липидный слой ни какое лечение аллергии не поможет, потому как поврежденная кожа (сухая, без защитного жирового слоя) может давать аллегрическую реакцию даже на механическое трение хлобчато-бумажной ткани. Назначил схему лечения Эмолент (ТОПИКРЕМ) первую неделю 4-5 раз в сутки ополаскивания в душе и после этого хороший слой эмолента. Когда кожа достаточно насытится влагой эмолент можно использовать реже 1-2 раза в сутки. И пользоваться им до 14 лет пока не произойдет половое созревание и кожа не станет более жирной. Кортикостероид Локоид липокрем (на основе гидрокартизона) 15дней два раза в день на поврежденные места. После 1раз через день, потом через два и так в течении трех месяцев сойти на нет. Кетотифен по 1/2 таблетке раз в сутки в течении 6месяцев (нам 8мес). Т.к. лечение на пол года я расчитывала что результаты я увижу не раньше чем спустя 2-3месяца. Но на третьи сутки после интенсивного увлажнения у нас полностью пропал зуд и практически исчезли все "сыпучки". Осталась еденичная сыпь под коленками и в области контакта с памперсам. Лечением очень довольна , малышу купаться и мазаться нравиться. Может кому нибудь наш опыт поможет. Желаю всем скорейшего выздоровления.

Света

Вот прям на прошлой неделе столкнулись с этой проблемой. У дочери, 12 лет, на локтях появилась сыпь, и под коленками чуть-чуть. Ходила чесала, сковыривала маленькие корочки. Пошли к врачу, говорит что это дерматит, но вот только на что именно нам только предстоит узнать. Анализы еще не сдавали. А пока нам прописали крем Неотанин, чтобы увлажнять проблемные места и от зуда избавиться.

Гость

Всем кто имеет дело с атопическим дерматитом, хочу посоветовать одну мазь украинского производства, называется "асквама". У моего малыша АТ проявился на певом месяце от роду, а уже в полгода красноватые шелушения покрыли практическу всю волосяную часть головы, а также участки возле ушей. С переменным упехом высыпания то исчезали, то появлялись, но дерматит прогрессировал, и в 2,5 года нас обсыпало практически полностью. Не буду перечислять к каким специалистам мы обращались, но их было много.Мы хорошо ознакомились с медикаментозными способами лечения, которые имели кратковременный эффект, соблюдали диету и т. п. но все старания были безполезными. В конце-концов нашли толкового гастроэнтеролога, который нам прописал противогелминтную терапию и нашли никому неизвестную мазь- бальзам "асквама". На счет этого бальзама у меня сложилось очень хорошее мнение. Во-первых он состоит из натуральных компонентов, в нем нет гормонов; во-вторых реально увлажняет кожу; в-третьих отлично заживляеи трещинки и образует защитный слой. Минус лиш в том, что он не убирает зуд, но для этого он и не предназначен. После назначений гасто в комплексе с этим бальзамом у нас была хорошая ремисия 3 мес. Сейчас начало опять подсыпать опять мажемся - для кожи очень хорошо! P.S. психологи утверждают, что АТ - это классика жанра психосоматических заболеваний, и причину нужно искать не тольно в аллергенах или в неправильной работе органов, но и в психоэмоциональной среде с которой контактирует ребенок.

Танюшечка

Katry_n Россия, Новосибирск

Здравствуйте, у меня большая надежда на вашу помощь. Ребенку 1год и 4мес, на данный момент мы прошли вторичное лечение на фоне золотистого стафилококка, Кандиды и клепсиеллы, это у нас с 3 месяцев. Причину откуда все этому ребенка таким не выяснили, но факт второе лечение и атопический дерматит. Дерматит не проходит. Подскажите как быть? Ребенка он беспокоит когда совсем кожа сухая, вода очень хлористая, мажем каждый день. Кушаем домашний йогурт виво, заметно улучшился кал, хотя после лечения не особо радовал глаз, как будто пища плохо переваренная. Дак еще и диагноз фимоз, хорошо что есть вы, а то мы уже вторую неделю ребенку там все задираем и промываем. Помогите разобраться с выше описанным состояние и что делать дальше?

Ysagi Россия, Москва

Добавлю про Элидел. Причем что радует его нужно не так-то уж и много. В том смысле, что 2 раза в день мажешь поврежденные места и в течении нескольких недель видишь недурственные результаты.

Sunshine Россия, Зеленоград

Наталья Россия, Нальчик

спасибо за статью! информация очень актуальна для многих(( в самой статье опечатки или как их по другому назвать- лишние буквы "о" в первой половине текста в начале предложений.

Marie_Moineau Украина, Никополь

Очень жаль, что у нас часто ищут проблему у таких детей. в кишечнике. Годами пичкают дорогими и ненужными бактериями, фагами, а когда ребенок перерастает - это "ура, наконец то помогло" - а дешевле было бы соблюдать рекомендации из этой статьи.

НинаНина Германия, Bielefeld

Сергей Бойко Украина, Киев

Евгения

Кстати, а у моей дочери атопический дерматит еще и сильно зависит от окружающей среды: малейший перегрев - сухие руки-ноги аж до струпьев, что только стероидная мазь помагает. Из-за этого трудно в зимний период, уже наловчились быстро-быстро раздеватся в подьезде, пока дойдет до дома с улицы, где -12, то уже и перегреется(((

mamaEmila Беларусь, Могилев

Айкануш, у моих сыновей атопический дерматит, и у старшего бронхиальная астма. Диета нужна обязательно, и пробы реально помогают убрать из рациона только то, что нельзя именно вашему ребенку. Если Вы не уверены в списке запрещенных для Вас продуктов, то проба очень помогает. Но делать ее нужно только вне периода обострения и за две недели до анализа убрать капли от аллергии (или таблетки). Мази и крема можно оставить.

Екатерина Россия, Санкт-Петербург

Айкануш Украина, Одесса

спасибо за статью!
а как на счет диеты? нам 4,3 года, атопический дерматит начался с 2,5 лет. и у нас очаги - не на локтевых и коленных сгибах, а на попе. иногда сильно проявляется, иногда не очень. вот недавно пошли к аллергологу взять отвод от манту, так она надавала сдать анализы (аллергопробы) на 840 грн:((( во многих источниках читала, что до 5 лет они не очень информативны. стоит ли сдавать эти анализы?

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 21 год.

Над статьей доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Гаврилова (Уханова) Татьяна Алексеевна, детский невролог - Самара

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование; (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4].

Микрогнатия

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, например менингит , менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11].

Диагноз "задержка речевого развития" не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать "замедление темпов речевого развития". В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз "задержка речевого развития", необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии— ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции(дизартрии)— у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

  • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — "понимает" его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая "формирует" активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

Гидроцефалия

  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

Ретроцеребеллярная киста

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно "разобраться" в разных структурах языков.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

Заячья губа

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это "безречевые дети", которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

УЗДГ

  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

МРТ, гидроцефалия

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза "задержка речевого развития" достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: " Что это? " .
  • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: " Зачем? " и " Почему? " .
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме "Р".

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

Признаки аутизма

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. "ПроБолезни"). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Прогноз. Профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.


Пиодермия у детей — гнойное заболевание кожи, вызываемое проникновением бактерий. Патология встречается не только у малышей, но и у взрослых. Опытные дерматологи и педиатры клиники «СМ-Доктор» в Москве проведут диагностику и назначат лечение при симптомах пиодермии у детей любого возраста, в том числе новорожденных. Мы поможем своевременно распознать болезнь и предупредить развитие осложнений.

Общие сведения

Пиодермия у детей

Термин «пиодермия» с древнегреческого языка означает «гнойная кожа». Это слово полностью характеризует заболевание. На кожном покрове возникают гнойнички, которые сливаются, образуя мокнущие экземы.

Если болезнь развилась впервые и протекает активно, речь идет об острой форме. Когда патология проявляется у ребенка периодически, врачи говорят о хроническом заболевании. Также существует разлитая (поражается 2 и более части тела) и локализованная (сыпь сосредоточена на небольшом участке) формы. В зависимости от глубины проникновения бактерий различают поверхностную и глубинную пиодермию. Каждая из перечисленных форм имеет свои симптомы.

Классификация

Возбудитель заболевания и особенности симптоматики позволяют выделить следующие специфические виды поражения:

  • стафилодермии (провоцируются стафилококками): фурункулез, везикулопустулез, пузырчатка новорожденных, карбункулы и т.п.;
  • стрептодермии: эрозивно-папулезная, интертригинозная, рожа, паронихия, импетиго.

Течение процесса может быть острым или хроническим, а наличие или отсутствие осложнений позволяет выделить осложненную и неосложненную формы, соответственно.

Симптомы пиодермии у ребенка

Внешние признаки детской пиодермии могут быть обманчивы, поскольку они сходны с симптомами многих дерматологических болезней. Еще сложнее идентифицировать возбудителя. Определить вид бактерии по внешнему виду высыпаний сложно: потребуются лабораторные анализы.

Но родители должны знать, как выглядит пиодермия. Эти сведения помогут вовремя заподозрить болезнь и обратиться к врачу. Отличительные особенности:

  • на коже формируется ряд гнойников разного диаметра;
  • сыпь распространяется по телу или остается на одном участке тела;
  • одиночные высыпания или их группы мокнущие, влажные;
  • чаще пиодермия у детей появляется на волосистой части головы.

Иногда по внешнему виду высыпаний можно предположить, какой возбудитель ее вызвал.

  • Стафилококк. Излюбленным местом данных микроорганизмов остаются волосяные фолликулы. Стафилококковая инфекция обычно носит глубокий характер.
  • Стрептококк. Поражает гладкую кожу, формируются наполненные жидкостью пузырьки. Они окружены воспалительной каймой. Пузырь разрывается при прикосновении, на его месте образуется сероватая корочка. Она безболезненно отпадает, не оставляя следов.
  • Простой лишай. Это хроническая болезнь, вызываемая стрептококком. При разлитой форме у малыша поднимается температура до 37,8 градусов. У новорожденных лишай вызывает слабость, капризы, плач.

Чтобы подтвердить предположение, используют лабораторную диагностику кожных образцов.

Осложнения

Если ребенок не получил своевременного и адекватного лечения при первых признаках пиодермии, существенно возрастает риск развития осложнений. Это может быть:

  • лимфаденит и лимфангит – поражение лимфатических узлов и сосудов;
  • пневмония – воспаление легких;
  • сепсис и другие опасные состояния.

Причины пиодермии у детей

Причины пиодермии у детей

Возбудителями заболевания могут быть несколько видов бактерий. В основном это стрептококки и стафилококки, но встречается одновременное заражение обоими видами микроорганизмов.

Пиодермия может возникнуть на здоровой коже. Но для этого требуется наличие факторов риска:

  • перегрев или переохлаждение;
  • повреждения кожи (ожоги, ранки, трещины), через которые проникает инфекция;
  • сопутствующие дерматологические болезни (дерматит, экзема);
  • слабость иммунитета;
  • болезни эндокринной системы, внутренних органов;
  • заболевания нервной системы;
  • склонность к аллергии, в частности гиперчувствительность к гноеродным бактериям и продуктам их жизнедеятельности;
  • гиповитаминоз, неполноценное питание;
  • несоблюдение гигиены.

Заражение происходит посредством контакта с больным человеком и его кожей. Поэтому в группе риска находятся дети, посещающие детский сад и школу.

Диагностика пиодермии

При подозрении на пиодермию родителям малыша нужно обратиться к врачу. Внешнего осмотра недостаточно, чтобы поставить диагноз. Необходимо провести лабораторную диагностику:

    и мочи;
  • бакпосев жидкости из пузырьков;
  • кровь на сифилис (с целью дифференциальной диагностики).

Для неосложненной формы заболевания этого обследования достаточно, чтобы диагностировать пиодермию и назначить курс терапии.

Лечение пиодермии у детей

Лечение пиодермии у детей

Консервативное лечение

Основу терапии при пиодермии составляют антибиотики. Их подбор осуществляется индивидуально на основе результатов бактериологического посева. Обычно рекомендуются антибактериальные медикаменты широкого спектра действия.
Если пиодермия поверхностная и не представляет опасности для ребенка, рекомендуются антибактериальные мази местного действия. Внутрь антибиотики принимают при тяжелой форме болезни. Антибактериальная терапия продолжается в течение недели, реже — 14 суток, если симптомы не исчезают.

Лечение грудничков и детей до 3 лет при глубинной или осложненной форме пиодермии проводится в стационаре под наблюдением врачей. Детям проводят инъекции антибиотиков. Параллельно назначают и другие препараты:

  • метаболические средства
  • гепатопротекторы для защиты печени;
  • витаминные комплексы;
  • антисептическиие растворы (фукорцина, диоксидина, хлоргексидина, борной кислоты) для местной обработки воспалительных очагов.

Протирать спиртовыми растворами пораженные участки не рекомендуется, поскольку эти препараты не уничтожают возбудителей, но при этом раздражают кожу. Мыться мочалкой не разрешается, чтобы не распространять инфекцию по телу.

На время терапии ребенку показана диета, исключающая сладкие, жирные, соленые блюда. Нужно употреблять больше овощей и фруктов.

Хирургическое лечение

При тяжелых формах пиодермии из гнойников образуются фурункулы и карбункулы. Эти образования лечатся только хирургическим путем. Первым делом их вскрывают и санируют. После этого назначается комплексное лечение по вышеприведенной схеме.

Прогноз и профилактика

Если заболевание протекает без осложнений, оно полностью излечивается, если родители выполняют рекомендации врача. При обширном поражении прогноз хуже.

Родителям стоит быть внимательными: при первых симптомах сыпи необходимо обращаться к врачу.

Снизить риск заражения помогут меры профилактики:

  • обрабатывайте антисептиками раны и ссадины на коже малыша;
  • одевайте ребенка по погоде;
  • укрепляйте иммунитет закаливанием и физическими упражнениями;
  • чаще гуляйте на свежем воздухе;
  • следите за питанием ребенка;
  • соблюдайте гигиену.

Важно помнить: пиодермия лечится и не оставляет после себя никакого следа, если вовремя обратиться к врачу. Опытные дерматологи ведут прием в клинике «СМ-Доктор». Записывайтесь на консультацию к врачу при наличии любых подозрительных высыпаний на коже ребенка.

Врачи:


Детская клиника м.Улица 1905 года

Спивакова Маргарита Сергеевна

Сёмина Диана Владимировна

Маврова Ирина Васильевна


Детская клиника м.Войковская (Клары Цеткин)

Терентьева Ирина Владимировна

Морева Наталья Алексеевна

Бевов (Хакуашев) Адам Мухамедович


Детская клиника м.Марьина Роща

Шабунина Эльвира Алексеевна

Савостьянова Татьяна Вячеславовна

Телешева Ирина Вадимовна

Мавиян Ануш Акобовна

Наджафова Камилла Юсифовна


Детская клиника м.Новые Черемушки

Халиф Айгуль Юлаевна

Ручкина Юлия Владимировна

Хлямина Майя Артуровна

Викулова Юлия Вячеславовна

Олейникова Юлия Витальевна


Детская клиника м.Текстильщики

Бозунов Алексей Викторович

Рязанцев Вячеслав Викторович

Чекрыгина Марина Вячеславовна

Детский дерматолог, детский миколог, врач высшей категории. Заместитель главного врача в детском отделении на Волгоградском проспекте

Смолева Мария Борисовна


Детская клиника м.Молодежная

Громов Михаил Сергеевич

Аршинова Дарья Юрьевна

Гаранина Ирина Юрьевна

Догов Альберт Мухамедович

Дидорук Виталий Александрович

Никонова Кристина Александровна


Детская клиника м.Чертановская

Кулешов Андрей Николаевич

Нагорный Денис Владиславович

Зеленцова Ольга Вадимовна

Кулагина (Багрянцева) Мария Евгеньевна

Цуканов Сергей Владимирович


Детская клиника в г.Солнечногорск, ул. Красная

Читайте также: