Как кормит ребенка с заячьей губой и волчьей пастью

Обновлено: 28.04.2024

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных заболеваниям нейрохирургического профиля. Проект подготовлен совместно с МБОО помощи детям с нейрохирургическими заболеваниями «Ты ему нужен». Мы хотим, чтобы эти «страшные» диагнозы не давили на родителей и не отнимали у них надежду. В наших публикациях лучшие специалисты и опытные родители расскажут о путях излечения и преодоления, дадут рекомендации и покажут, что жизнь может продолжаться при любых, даже таких сложных, заболеваниях.

В первой публикации, посвященной лицевым расщелинам, мы осветили типы расщелин и рассказали о современном хирургическом подходе к их лечению. Во второй части мы расскажем о самых простых вещах, связанных с выхаживанием младенца, которые представляют определенную трудность у малышей с расщелинами.

У малыша расщелина. Как его накормить

Подавляющее большинство детей с расщелиной губы и неба рождаются с нормальным весом. Однако из-за трудностей, связанных с кормлением, они не могут в дальнейшем набирать достаточный вес.

Набор веса, предотвращение аспираций и ушных инфекций, являются наиболее важными условиями ухода за новорожденным с расщелиной в первые дни и недели жизни.

Оптимальным источником питания для ребенка первых месяцев жизни является грудное материнское молоко. Важно попытаться сохранить молоко и наладить грудное вскармливание.

«У детей с лицевыми расщелинами легко инфицируются уши, потому что молоко через расщелину по евстахиевым трубам попадает в среднее ухо. Чужеродные белки из смесей раздражают эти проходы. Тот факт, что у детей, сосущих грудь, бывают инфицированы уши, делает грудное молоко лекарственным средством для них». (Глава «Грудное вскармливание особенных детей в особых обстоятельствах» из книги Уильяма и Марты Серз «Ваш ребенок»)

У детей, рожденных с расщелиной, сложности с грудным вскармливанием часто возникают из-за того, что невозможно создать в ротовой полости отрицательное давление, необходимое для всасывания молока.

Если у ребенка сохранена целостность альвеолярного отростка верхней челюсти и твердого неба, то, скорее всего, малыш сможет взять грудь. При грудном вскармливании он будет использовать мышцы рта и лица более активно, чем при кормлении из бутылочки. А чем сильнее будут мышцы мягкого неба и губ, тем проще будет хирургу закрыть расщелину, значит операция будет эффективнее. Кроме того, логопеды рекомендуют грудное вскармливание как терапевтический метод, не требующий дополнительных усилий и затрат.

Американская академия медицины грудного вскармливания в своем протоколе, посвященном вскармливанию детей с лицевыми расщелинами, напоминает о том, что антибактериальный состав грудного молока способствует послеоперационному заживлению и уменьшает раздражение слизистой оболочки. Эксперты академии полагают, что в случае расщелины губы детям относительно легче освоить грудное вскармливание, чем искусственное, поскольку ткань молочной железы может закрыть дефект успешнее, чем искусственная соска.

Для исключения аспирации важно:

– расположить ребенка в полувертикальном положении («сидячее» положение ребенка предотвратит утечку молока через нос и не вызовет захлебывания),

– контролировать доступ воздуха через носовой ход,

– после кормления держать ребенка в вертикальном положении (до получения отрыжки);

– в положении лежа поворачивать головку ребенка набок.

В случае попадания молока в дыхательные пути нужно прекратить кормление и позволить младенцу прокашляться и прочихаться в течение нескольких секунд, когда происходит носовое срыгивание.

При сквозных расщелинах верхней губы и твердого неба грудное вскармливание, как правило, невозможно. В таком случае для кормления ребенка в первые месяцы можно использовать специальные «бутылочки для кормления детей с расщелиной», шприц, ложечки, поильники (знаменитый поильник Хабермана теперь называется «поильник для детей с особыми потребностями»).

Можно организовать кормление таким образом: ребенок сосет мамин палец, закрывающий расщелину неба, в то же время ему в рот из шприца с насадкой для кормления выдавливают сцеженное молоко или смесь. Таким образом, малыш удовлетворит потребность в сосании, будет работать мышцами рта и станет получать жидкость в подходящем для себя темпе.

Особенности ухода за малышом с расщелинами лица

Тщательно проводите туалет носика, используя влажные ватные палочки, смоченные маслом (стерильное оливковое, облепиховое) или настоями трав (ромашка).

При расщелинах губы и неба часть слизистой полости рта оказывается в постоянном контакте с воздухом. Это приводит к образованию трещин и корочек на слизистой верхней губы. Проводите туалет верхней губы, особенно в области расщелины: осторожно убирайте предварительно размоченные корочки и обрабатывайте поверхность стерильным маслом.

Во время прогулок в холодное время года используйте марлевые маски на область широкой расщелины верхней губы, позволяющие согреть поступающий воздух.

Операция позади. Что дальше?

Малышу назначается лечение, направленное на предотвращение возникновения грубых послеоперационных рубцов верхней губы. Рубцы ухудшают эстетику лица, ограничивают подвижность верхней губы, что вызывает нарушение артикуляции и деформацию зубных рядов. Физиотерапия позволит предотвратить такие рубцы.

Если расщелина губы глубокая и уходит в полость носа, то в послеоперационный период ребенок должен носить «носовой вкладыш» (эндоназальный фиксатор). Это приспособление, благодаря которому создается правильная форма ноздри ребенка со стороны расщелины. Фиксатор представляет собой трубочку конической формы, сформированную по наружному краю, по форме здоровой ноздри. Фиксатор изготавливается ортодонтом перед операцией.

Регулярное посещение стоматолога обеспечит своевременную санацию рта. Это важное условие благополучной реабилитации.

Важным этапом реабилитации ребенка с расщелиной являются занятия с логопедом.

Ольга Легостаева, логопед Реабилитационного центра развития речи Института врожденных заболеваний челюстно-лицевой области профессора Гончакова, объясняет, какую именно помощь могут оказать логопеды:

«90% детей с лицевыми расщелинами нуждаются в логопедической помощи. Иногда таким детям ставят диагноз «ринофония» – так называемая «гнусавость», произношение звуков «в нос». Иногда – «ринолалия» (нарушение голоса, назализация плюс специфическое глоточное произношение, часть звуков при этом заменяется выдохом через нос, речь становится совершенно непонятной). Иногда, если расщелина – один из признаков в структуре того или иного синдрома (синдром Пьера Робена и т.д.), возможна задержка речевого развития. Но даже в этом случае прогноз может быть благоприятным.

Важный момент – работа с теми детьми, у которых были лицевые расщелины, отличается от работы с другими нарушениями. Часто к нам приходят дети, родители которых жалуются: «Занимаемся с ребенком два-три года, никакого результата. – А что делаете? – Логопедический массаж». Но как раз массаж в этом случае делать и не обязательно. Если у ребенка не поставлено дыхание, толку от массажа не будет.

Самые эффективные в данном случае дыхательные упражнения и упражнения на формирование небно-глоточного кольца.

Дыхательные упражнения нужны для того, чтобы научить ребенка дышать, используя диафрагму и мышцы живота. Наши дети, с расщелинами, обычно используют для дыхания ключицы и плечи. Если же научить ребенка задействовать мышцы живота, делать глубокий вдох через нос и сильный выдох через рот, правильно открывать рот – сформируется правильное дыхание. Тогда будет легко поставить звуки.

Второй комплекс упражнений необходим для того, чтобы разработать мышцы небно-глоточного кольца. В силу физиологии наши дети не могут сомкнуть глотку, поэтому при фонации воздух у них уходит в нос. Но такие простые упражнения, как покашливание, зевки, глотание жидкости маленькими порциями, выстроенные в определенную систему, помогают разработать небно-глоточное кольцо и сформировать условия для хорошего звука. Отлично развивает небо вокальная фонопедия.

Работа эта небыстрая, это долгий кропотливый труд, требующий постоянного участия родителей. На наших занятиях всегда присутствуют родители, они не просто записывают занятия в тетрадку, но и учатся правильно подавать задания ребенку, следить, чтобы он правильно выполнял.

Начинать занятия следует как можно раньше. У нас нет понятия «слишком рано начали заниматься». Если в два – два с половиной года ребенок после операции не говорит, это повод показаться логопеду. Если ему три года, и он говорит «в нос», это тоже повод показаться логопеду.

Важно только понимать, что реабилитация детей с лицевыми расщелинами должна быть комплексной. Лицевая расщелина – это не только анатомический дефект, это дефект, нарушающий дыхание, слух, речь. Поэтому в работе с такими детьми одного логопеда мало. В нашем центре, например, работает команда, в которую входит логопед, фонопед и психолог».

Фонопед – педагог-дефектолог, восстанавливающий физиологически верное звукоизвлечение.

Наталья Борисовна Силкина – фонопед, в течение трех лет она работала в Реабилитационном центре развития речи Института врожденных заболеваний челюстно- лицевой области профессора Гончакова.

«90% детей с расщелинами лица слышат хуже, чем обычные дети, – утверждает Наталья Борисовна. – Снижение слуха у них происходит из-за того, что они слышат не все частоты. Этот дефект можно устранить с помощью упражнений на развитие фонематического слуха (начиная с двух лет), и с помощью вокала.

Лучше всего, если с малышом поет мама. Всегда. На тренингах мы приучаем мам петь непрерывно, почти круглосуточно. Только в этом случае малыши начинают петь сами. Дело в том, что те песни, которые звучат из электронных носителей, такие дети не способны воспринять. Слишком большая скорость. Для них это фон, шум.

Более того, и разговаривать с ними лучше медленно и громко, четко произнося слова: они недослышат. Поэтому, когда я занимаюсь с ними в центре, я все проговариваю и пропеваю в пять раз медленнее.

Более старших детей можно отвести на занятия в вокальную студию. Вокальные упражнения растягивают ткани, расслабляют аппарат. Небо – это та же мышца, только чувствительность ее снижена из-за шва. Вокальные упражнения позволяют мягко работать с этой мышцей. Но в идеале, вокалом нужно заниматься с фонопедом, знающим особенности ринолалии и ринофонии».

Трое с расщелиной

У Надежды Городецкой двое детей. Третьего она пока ищет. Дело в том, что оба ее приемных ребенка – с двойными лицевыми расщелинами. И она надеется приютить в свою семью третьего с такой же проблемой. Почему? «Потому что мне нравятся такие детки. Я знаю, как им помочь. А в государственном учреждении им не помогут».

Надежда живет в Самаре. Она – кандидат психологических наук, логопед-дефектолог. И когда она увидела в базе месячного Тимофея (имена героев изменены) с двойной лицевой расщелиной, ничуть не испугалась: «Я читала все про лицевые расщелины, знала, что нужно делать».

Посоветовавшись с мужем, Надежда поехала за Тимофеем. Единственное, чего она боялась, – того, что не сможет накормить малыша, которому нечем сосать. Оказалось, достаточно небольшой сноровки и специальных бутылочек, чтобы наладить процесс кормления. «Ребенок сам подсказывал удобное положение. Ну, и миксер надолго стал нашим другом. Размалывать нужно было абсолютно всю еду вплоть до двух лет, пока Тимофею не сделали операцию на небе.

В нашем городе я таких детей не видела. Вероятно, и врачи в поликлиниках их не видели.

Приходилось самой направлять их и подсказывать. Благо, есть фонды, волонтеры, которые делятся информацией, я знала, куда нужно обращаться. Только вот, чтобы получить направление в другой регион на операцию (я знала, что там работают отличные челюстно-лицевые хирурги), пришлось дойти до самой верхней инстанции в нашем городе.

Как логопед-дефектолог, я понимаю, что дети с расщелинами позже начинают говорить. Но это «молчаливое» время тоже нужно использовать для развития. Читать с малышом книжки, рассматривать картинки, много общаться. Если он не может вам ответить, это не значит, что он вас не понимает. Он накапливает свой пассивный словарь, наступит момент – и он с удовольствием им воспользуется. Не надо показывать жестами – общайтесь словами и провоцируйте речь:

– Что ты хочешь? Хлеб? Чай? Скажи «хлеб».

Через год после Тимофея у нас появилась Ангелина, и с ней мне уже совсем было не страшно. Лицевые расщелины – это тот дефект, который просто требует большого труда и участия родителей, но при современных методиках совершенно точно поддается коррекции. При благоприятном течении и отсутствии сопутствующих заболеваний у таких детей даже инвалидность снимают. Здоровые дети».

При подготовке статьи использовались материалы:​

Американской академии медицины грудного вскармливания

Если вам нужна медицинская помощь или консультация, заявку на дистанционную консультацию и госпитализацию в профильные больницы можно подать здесь.

Иллюстрации: Оксана Романова


Процесс вскармливания грудного ребенка

Для детей процесс вскармливания обеспечивает множество необходимых функций, наиболее важной из которых является получение необходимого для роста и развития количества питательных веществ.

Когда молоко выдавливается в ротовую полость ребенка с расщелиной неба, некоторое его количество будет попадать в нос. Кроме того, во время кормления в желудок может попадать воздух в большем, чем у здоровых детей количестве. Это требует частого изменения положения ребенка при кормлении для обеспечения срыгивания воздуха. В первые недели жизни такое заглатывание воздуха может приводить к таким нарушениям как колики, срыгиванию пищей или даже небольшой рвоте. Обычно все эти проблемы ребенок перерастает в течение нескольких месяцев, так как увеличивается тонус мышц — замыкателей желудка и координируется деятельность мышц пищеварительного тракта. Если некоторые из этих симптомов сохраняться длительное время, обратитесь к педиатру.


Кормление детей с расщелиной губы и/или неба

Для детей с расщелиной, как и для остальных новорожденных, существует два наилучших способа вскармливания: грудное и из бутылочки. Вскармливание ребенка из чашки не является методом выбора, и в случае нормального кормления грудью или из бутылочки нет необходимости прибегать к такому способу.


Грудное вскармливание

Существуют различные точки зрения относительно вскармливания грудью детей с расщелинами. Хотя несомненным является то, что грудное молоко является наилучшей пищей для ребенка. Когда ребенка с расщелиной губы или неба впервые прикладывают к груди, могут возникать некоторые трудности, которые автоматически связываются с существованием расщелины. Между тем кормление ребенка требует определенного периода проб и ошибок, необходимого до установления нормального вскармливания.

Ребенок, родившийся только с расщелиной губы, часто имеет не больше трудностей при вскармливании, чем ребенок без расщелины, так как грудь имеет тенденцию заполнять свободное пространство, максимально адаптируя и герметизируя ротовую полость ребенка.

Кормление детей со сквозной расщелиной губы и неба также возможно при отсутствии других проблем. Однако дополнительные терпение и модифицирование техники вскармливания будут необходимы для обеспечения ребенка адекватным поступлением питательных веществ, уменьшения стресса матери и оптимизации ответных реакций ребенка.

Следующие рекомендации могут быть полезны для вас.

  • Массирование груди до кормления способствует рефлекторному отделению молока, что в свою очередь облегчает поступление молока в ротовую полость ребенка.
    Теплые компрессы, прикладываемые на 20 минут до кормления к молочным железам, обеспечивают хороший приток крови к ним.
    Частое прикладывание к груди (каждые 2-3 часа) в первые 2 недели жизни часто рекомендуют для установления нормальной лактации.
    Иногда матерям советуют увеличить количество потребляемой жидкости.
  • Используется прием пальцевого сдавления ареолы (темная область вокруг соска), который помогает увеличить выстояние соска, облегчая его захват и удержание ртом ребенка. Сосок будет увеличиваться в процессе кормления грудью.
    Иногда процесс кормления осложняет появление трещинок на соске. Такое растрескивание может быть следствием инфекции или лекарственной терапии. В таких случаях для облегчения кормления ребенка применяют специальные накладки, обеспечивающие нормальную форму соска и облегчающие состояние матери. В последующем, когда трещины исчезнут, сосок будет нормально выбухать.
  • Если после нескольких попыток ребенок не в состоянии удержать сосок, или у вас создается впечатление неполного насыщения малыша, соберите оставшееся молоко при помощи молокоотсоса и закончите кормление этим молоком из бутылочки. В любом случае, когда вы производите докорм ребенка из бутылочки, вы всегда должны сначала дать ребенку грудь, а затем бутылочку. С постепенной адаптацией, увеличением силы и терпения вашего ребенка процесс грудного вскармливания может стать продолжительнее.


Кормление грудным молоком из бутылочки


Искусственное вскармливание

Мягкие соски обычно лучше, чем твердые. Размягчить соску можно при помощи кипячения. В последующем с усилением жевательной мускулатуры вашего малыша мягкие соски можно заменить на мягкие ортодонтические или более жесткие соски.

У некоторых детей с расщелинами могут возникать трудности, вызванные как очень длинными, так и очень короткими сосками. Короткие соски не могут обеспечить хороший контакт с языком и небом, а длинные способны провоцировать рвотный рефлекс.

Одним из способов, позволяющих регулировать поступление молока в рот ребенка, является крестообразное отверстие на кончике соски. Такие разрезы облегчают поступление жидкости из бутылки. Крестообразные разрезы очень удобны, так как позволяют ребенку регулировать силу и скорость поступления молока при неизменном ритме сосания, предотвращая поперхивание. Простое увеличение отверстия в соске вызывает стабильное увеличение поступления молока в рот ребенка, что приводит к затруднению контроля сосания и нарушению взаимодействия глотания и дыхания. Напротив, крестообразный разрез обеспечивает поступление молока только в момент сдавления соски. Из любой соски можно сделать соску с крестообразным разрезом при помощи обычного бритвенного лезвия. Если требуется нанести разрез на ортодонтической соске, то его лучше выполнить не на самой верхушке, а чуть ближе к язычной поверхности, так как это будет способствовать дозированному поступлению жидкости.

Другим способом облегчения поступления молока при сохранении энергии ребенка является использование мягких бутылочек. Сжатие такой бутылочки должно проводиться ритмично и соответствовать частоте сосания и проглатывания пищи ребенком (примерно через каждые2-3 глотка).Следуя ритму ребенка можно быть уверенным, что не произойдет чрезмерного поступления молока в ротовую полость и его заброса в дыхательные пути. Бутылочка должна быть сжата, а затем отпущена без продолжения сдавления. Кормление обычно легче проводить, если бутылочка направлена под углом к противоположной от расщелины стороне рта, таким образом, что бы соска могла сжиматься между языком и сохранившейся нормальной частью альвеолярного отростка верхней челюсти и твердого неба. Ваш ребенок сам сделает необходимые изменения, приспосабливаясь к положению соски, облегчая себе поступление молока из бутылочки. Для этого необходимо только удерживать бутылочку в одном положении и дать ребенку возможность перекладывать соску из одного угла рта в другой.

Выбирая метод вскармливания, родители должны уяснить для себя некоторые основные преимущества вскармливания ребенка из бутылочки:

  • наиболее адекватное поступление молока в организм ребенка;
  • экономия физической энергии, затрачиваемой на кормление, как ребенком, так и родителем;
  • метод позволяет нормализовать сосание;
  • это самый доступный, недорогой и простой способ кормления.


Другие рекомендации проведения вскармливания

Положение при кормлении ребенка

Очень важно, чтобы родитель, кормящий ребенка, нашел для себя наиболее удобное положение. Иногда для удобства полезно использовать подушку для поддержки ребенка. Так же облегчает поддерживание ребенка подставка для ног, на которую родитель может опираться как одной, так и двумя ногами. Так как кормление ребенка может требовать до 30 мин. несколько раз в день, кормящий ребенка взрослый должен подобрать для себя наиболее удобную и расслабленную позицию.

Ребенок должен хорошо поддерживаться во время кормления, обычно в слегка приподнятом положении, или сидя. Такое положение позволяет предотвратить попадание молока в нос и поперхивание ребенка.

Во время кормления ребенка мать может использовать несколько положений, которые могут значительно облегчить процесс. Первое положение, когда ребенок сидит на матрасике или подушке, спина его поддерживается предплечьем матери, а голова ее кистью. В таком положении сила тяжести помогает соску размещаться в ротовой полости ребенка.

Очень важно отдавливать грудь от носа ребенка, чтобы не мешать адекватному дыханию.

Другое положение, когда ребенок сидит на коленях матери, повернувшись к ней лицом, причем ноги ребенка широко расставлены, охватывая живот матери. Иногда требуется использовать подушку, для того чтобы приподнять ребенка повыше.

Для того чтобы эффективно сосать, нижняя челюсть ребенка должна находиться в стабильном положении. Если мать поддерживает ребенка за нижнюю челюсть или подбородок, то малыш не будет так быстро уставать. Также полезно чтобы во время кормления голова ребенка была повернута сначала в одну сторону, а затем в другую. Такая смена позволяет равномерно работать мышцам приротовой области. При вскармливании из бутылочки важно, чтобы ребенок поддерживался в приподнятом положении. Соска должна помещаться в ту область, где наиболее сохранены все ткани.


Как правильно выбрать момент кормления

Когда ребенок начинает плакать громким голосом и кажется возбужденным, большая вероятность, что он очень голоден, и это может заметно затруднить кормление. Необходимо кормить ребенка до того, как он станет слишком голодным. Ребенок лучше ест, когда он слегка голоден, и не ощущает сильного дискомфорта.

Многие родители считают, что можно изучить режим кормления своего малыша, следя за определенными «сигналами» ребенка во время пробуждения (движения глаз под сомкнутыми веками, движения рта или приближение рук ко рту). Однако необходимо помнить, что ребенок не съедает одно и тоже количество жидкости во время каждого кормления. Это зависит от времени, прошедшего между кормлениями.


Помощь при попадании пищи в нос

Даже когда накормленный ребенок находится в полуприподнятом положении, остается риск попадания молока в нос (назальная регургитация). Иногда такая регургитация может быть связана с резкой переменой положения тела. Родители не должны чрезмерно беспокоиться поэтому поводу, так как попадание пищи в нос довольно часто происходит в первое время. Это не вредит ребенку и постепенно уменьшаться с ростом малыша. Когда происходит регургитация, необходимо временно остановить кормление и дать ребенку некоторое время для того, чтобы он прокашлялся или чихнул. Это позволит ребенку очистить носовые пути, и вы сможете продолжить кормление. Однако если у ребенка имеет место постоянная регургитация, кашель частый и тяжелый, вы должны проконсультироваться у своего врача.


Использование небных обтураторов

Некоторые специалисты, занимающиеся лечением детей с расщелинами губы и неба, считают, что при кормлении детей с расщелинами неба необходимо использовать обтураторы (специальные небные пластинки, повторяющие кривизну неба), так как они разобщают ротовую и носовую полости, что может значительно облегчать кормление. Такие обтураторы имеют тенденцию повреждать слизистую. Более надежный результат получается тогда, когда подгонка обтуратора осуществляется в первые несколько дней жизни. Если вы согласны использовать такое приспособление, то необходимо тесно контактировать со специалистом, который будет изготавливать, примерять и подгонять аппарат, периодически заменяя его на новый.

Большинство детей, родившихся с расщелинами неба и губы, могут адекватно вскармливаться и без использования такого аппарата при использовании родителями комбинаций положений для вскармливания, подходящий вид приема пищи (из бутылочки или во время грудного вскармливания) и подходящую технику.


Введение твердой пищи

Ваш ребенок должен быть готов к приему протертой пищи в том же возрасте, что и другие дети. Протертая пища должна вводиться в 4–6 месяцев. Кормление должно осуществляться ложкой, а не бутылочкой. Это время, когда ребенка начинает интересовать разница вкусов и состояний. Опять же переход из приподнятого положения в положение сидя уменьшает количество эпизодов регургитации. Первоначально ребенок должен получать небольшое количество жидкой (без комочков) каши из злаков, смешанной с искусственной смесью, до тех пор, пока он не научиться ощущать кусочки пищи во рту. Протертая пища должна даваться ребенку, пока он не очень голоден, иначе ребенок будет отказываться от еды. Ребенка необходимо постепенно приучать к более взрослой пище, что требует времени и терпения. В первое время ребенок будет пытаться всасывать новую пищу, что может опять привести к эпизодам попадания пищи в нос. Если это произошло, дайте ребенку немного попить. Как только ребенок научится проглатывать пищу, густоту каши можно увеличивать, производя смешивание ее с меньшим количеством молока. После чего можно добавлять другой прикорм. Если ребенок продолжает долго испытывать трудности с обучением принимать плотную пищу, необходимо обратиться за советом к специалистам, занимающимся лечением детей с расщелинами губы и неба.

Рекомендуемые этапы вскармливания

4–6 мес.введение каши и супов-пюре
8 мес.дают жидкую, пюреобразную пищу, вводят более жесткую или размельченную пищу
12 мес.дают жидкую, более грубую нарубленную пищу, включают легко жующуюся мясную пищу
18 мес.дают жидкую, более грубую нарубленную пищу, увеличивают количество мясной пищи, и увеличивают количество сырых овощей


Общие вопросы

1. Как часто ребенку необходимо отрыгивать воздух?

Частые срыгивания возникают обычно у детей, которые заглатывают во время кормления большое количество воздуха. Ребенок обычно сигнализирует о приближении срыгивания замедлением или остановкой сосания. Это то самое время, когда ребенок может срыгнуть, а не в момент активного сосания.

2. Необходимо ли очищать область расщелины?

Рот ребенка независимо от того имеется или нет расщелина, имеет тенденцию к самоочищению. Некоторые новорожденные с расщелиной губы не нуждаются в дополнительной очистке, но к такому решению вы должны придти вместе со своим педиатром. Удаление небольших количеств створоженного молока в области расщелины можно успешно проводить, если дать ребенку несколько глотков воды. В любом случае может потребоваться небольшое аккуратное протирание влажной салфеткой лица и ротовой области ребенка. Использование ватных тампонов или промывания шприцем не рекомендуется, так как это может повредить нежную слизистую оболочку ребенка.

3. Как осуществлять кормления во время раннего послеоперационного периода?

Хирург, который будет оперировать вашего ребенка, обязательно расскажет об особенностях вскармливания малыша после восстановления губы или неба. Главным образом родители должны изменять способ кормления непосредственно после хирургического вмешательства, а затем будет восстановлен привычный способ кормления. Вы, несомненно, получите рекомендации об ограничениях и введения нового способа кормления за несколько недель до операции, чтобы вы смогли постепенно привыкнуть к такому способу.

4. Когда можно вводить кормление ребенка из чашки?

Опыт вскармливания ребенка является чрезвычайно важным как для родителей, так и для их ребенка. Новорожденные дети легче адаптируются, а грудные быстрее обучаются, если со стороны родителей имеется необходимая поддержка, терпение и любовь. Помните о том, что существует множество опытных профессионалов, готовых оказать вам необходимую поддержку.

Хейлосхизис – аномалия строения верхнего нёба и губ у людей. Заячья губа и волчья пасть встречается у 0,4% новорождённых, на УЗИ плода их диагностируют не всегда, чаще выявляют уже после рождения.

Волчья пасть

Симптомы волчьей пасти и заячьей губы

Волчью пасть и заячью губу объединяют одним понятием – хейлосхизис. Обычно дефекты сочетаются, развиваются во внутриутробном периоде до 8–10 недели беременности. С дефектом рождается 1 новорождённый из 1000, чаще страдают мальчики. Болезнь видна уже после родов, так как характерно выглядит.

Симптомы волчьей пасти:

  • видимые нарушения нёба;
  • нарушение дыхания, процесса кормления;
  • задержка в развитии и росте из-за нехватки кислорода;
  • с возрастом – расстройства речи, психические отклонения.

Признаки заячьей губы:

  • видимая расщелина на верхней (реже – нижней) губе по центру или с двух сторон;
  • нарушение функции сосания у грудничков;
  • с возрастом – дефект прикуса, нарушение функции жевания, речевого развития;
  • отставание в психическом и физическом развитии.

Классификация дефекта

Расщелину верхней губы изолированно диагностируют редко, чаще сопровождается волчьей пастью, деформациями носа.

Односторонняя заячья губа

  • односторонняя – обычно возникает слева от средней линии;
  • двухсторонняя – слева и справа, сформирован выступающий вперёд межчелюстной отросток;
  • полная – расщелина уходит от верхней губы к носу;
  • неполная – углубление, не затрагивающее носовую полость.

Виды волчьей пасти:

  • скрытый тип – расщепление тканей мышц с сохранением целостности слизистых полости рта;
  • неполный – расщелина мягкого и частично твердого нёба;
  • полный – глубокая срединная расщелина до резцового отверстия;
  • сквозной – односторонний или двусторонний раскол твердого и мягкого нёба.

В 75% случаев врожденной патологии встречается одностороннее левое незаращение. Реже диагностируют двухсторонний дефект.

Причины возникновения патологии

Дефект формируется до 10 недели беременности в результате мутирования TBX22-гена, отвечающего за закладку черепа плода. Когда образуется челюстно-лицевой отдел, мягкие ткани губы и нёба не срастаются, появляется отверстие или раскол.

10 неделя беременности

  1. Наследственность. Риск патологии возрастает на 7%, если у близких родственников ребёнка есть аналогичное заболевание.
  2. Вредные привычки. Алкоголь, наркотики, курение, некоторые виды антибиотиков.
  3. Инфекционные болезни у матери в период беременности.
  4. Возраст родителей. Шансы на развитие дефекта выше, если одному или обоим родителям больше 40 лет.

Доказана связь воздействия радиационного излучения с формированием уродства, а также разницы в возрасте между родителями – если она больше 20 лет, на 7–10% увеличивается риски рождения ребёнка с такой патологией.

К какому врачу обратиться?

При выявлении дефекта обращаются к хирургу, который определяет оптимальное время для операции.

Хирург

Учитываются такие особенности:

  • выраженность эффекта;
  • месторасположение;
  • возраст и вес ребенка.

Диагностика

Во внутриутробном периоде дефект у плода можно заметить в 14 недель беременности. Но если лицо закрыто руками или эмбрион повёрнут к датчику спиной, патологию сложно выявить. Диагноз ставят только после рождения при осмотре новорожденного.

Новорождённый с волчьей губой

Для исключения сопутствующих пороков проводят такие мероприятия:

  • поэтапная проверка развития ребенка для выявления проблем со слухом, дыханием;
  • проверка зрения.

Когда в семье есть случаи хейлосхизиса у ближайших родственников ребенка, выполняют прицельное УЗИ – однократное или повторное.

Методы лечения волчьей пасти и заячьей губы

Дефект устраняют при помощи оперативного вмешательства , пластическая хирургия позволяет восстановить нарушенные функции челюсти, улучшить внешность ребенка.

Пластику на мягком нёбе проводят не ранее 3-месячного возраста, на твердом – в 1,5 года.

Лучшие периоды для хирургического вмешательства: 6–8 месяцев, 2–12 лет. Если она проведена в первые недели от рождения, нос и верхняя губа формируются правильно. Но велики риски потери крови во время операции. После 2 лет темпы роста костной ткани снижаются.

При двустороннем дефекте рекомендуют лечение только после 6 месяцев. Костные и хрящевые структуры при волчьей пасти корректируют в возрасте 4–6 лет. Финальную пластику выполняют после 15–16 лет, когда кости перестают расти.

Используют 3 методики:

Однократное хирургическое вмешательство возможно в легких случаях. При выраженной патологии может потребоваться повторная пластика.

Жизнь после операции

В зависимости от тяжести аномалии и наличия сопутствующих пороков может потребоваться до 7 оперативных вмешательств.

Послеоперационный период

В послеоперационном периоде:

  • ребёнок получает антибиотики и анальгетики;
  • швы ежедневно обрабатывают антисептиком;
  • после приема пищи обязательно полоскание рта;
  • в носовые ходы устанавливают специальные трубки или тампоны, чтобы предотвратить растяжение и деформацию тканей;
  • со второй недели после операции проводят массаж нёбной области для усиления кровоснабжения;
  • руки маленьких детей фиксируют шинами или повязками, чтобы исключить повреждение швов.

Если предстоит 2 операция, ее назначают не ранее, чем через 12 месяцев после первой. Из стационара маму с ребёнком выписывают через 2–3 недели в зависимости от состояния пациента.

Прогноз

В целом прогноз патологии благоприятный, особенно, если у человека нет сопутствующих пороков. После проведения операции дефект нёба закрывается, при наличии заячьей губы расщелина сшивается, дополнительная пластика губ улучшает их форму и размер. Через несколько недель после вмешательства восстанавливается пищеварительная и дыхательная функция.

В рамках комплексного лечения ребёнка наблюдают такие специалисты:

  • ортодонт исправляет прикус;
  • логопед корректирует речь;
  • отоларинголог разрабатывает программу для снижения рисков поражения верхних дыхательных путей;
  • детям старшего возраста может потребоваться помощь психолога до и после операции.

Хейлохизис не угрожает жизни, но если не начать своевременное лечение, ребёнок с волчьей пастью будет существенно отставать в развитии как умственном, так и физическом.

Чем опасно заболевание?

У детей с волчьей пастью и заячьей губой могут возникнуть такие трудности:

  1. Питание. Расщелина в нёбе или губе приводит к тому, что еда, особенно жидкая, заливается в нос. В аптеках можно найти специальные соски для кормления таких детей, в тяжелых случаях питание вводят через носовой зонд.
  2. Формирование зубов. В старшем возрасте у детей формируется неправильный прикус, пережевывание пищи нарушено, это грозит проблемами с ЖКТ.
  3. Ушные инфекции. При разрыве или расщелине в верхнем нёбе образуется застой жидкости в среднем ухе. Такие дети часто страдают отитами и даже потерей слуха.
  4. Затрудненная речь. Из-за особенностей строения верхней челюсти речь может быть гнусавой, невнятной.
  5. Стоматологические патологии. Зубы растут неправильно, развивается кариес.
  6. Инфекции дыхательных путей. Полость носа и рта соединена, воздух, попадая сразу в лёгкие, не прогревается, дети подвержены бронхитам, ларингитам, пневмониям.
  7. У взрослых возникают комплексы относительно внешности. Снижается скорость социализации.

Современные методики избавляют детей с заячьей губой от аномалии за одну или несколько операций в зависимости от выраженности дефекта. К возрасту полового созревания ребёнок ничем не отличается от сверстников как в физическом, так и умственном плане.

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 21 год.

Над статьей доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Гаврилова (Уханова) Татьяна Алексеевна, детский невролог - Самара

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование; (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4].

Микрогнатия

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, например менингит , менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11].

Диагноз "задержка речевого развития" не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать "замедление темпов речевого развития". В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз "задержка речевого развития", необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии— ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции(дизартрии)— у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

  • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — "понимает" его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая "формирует" активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

Гидроцефалия

  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

Ретроцеребеллярная киста

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно "разобраться" в разных структурах языков.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

Заячья губа

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это "безречевые дети", которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

УЗДГ

  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

МРТ, гидроцефалия

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза "задержка речевого развития" достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: " Что это? " .
  • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: " Зачем? " и " Почему? " .
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме "Р".

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

Признаки аутизма

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. "ПроБолезни"). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Прогноз. Профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Читайте также: