Как индейцы выделывали кожу

Обновлено: 25.04.2024

Самой древней считается обработка каменными скребками, она применялась как минимум 700 тыс. лет назад! В Древней Индии в 4 тысячелетии до н.э. уже выделывали сафьян, сшивая шкуру в бурдюк и заливая внутрь дубящие вещества. Так же в Древней Персии выделывали и шагрень – конскую или ослиную кожу.

Жители Крайнего Севера вплоть до конца 19 века просто отрезали лапы и потрошили убитых животных, без вычинки. В районах с теплым климатом этот способ не годился, поскольку шкуры сразу же начинали загнивать, а потому люди научились их выделывать, выскабливать и высушивать.

После этого шкуры становились "дубовыми", для размягчения их разбивали камнями и палками, разминали руками. Отсюда пошло особое ремесло – кожемяки, оно требовало немалой физической силы, что послужило поводом для создания образа легендарного героя русских народных сказок – силача Никиты Кожемяки.

Со временем было замечено, что жирные кожи легче размягчались, а потому при разминке начали дополнительно смазывать их жиром. Почти у всех народов жирование стало обязательным при выделки кожи. В "Илиаде" Гомера, например, в описании процесса изготовления щита из кожи упоминается сыромятная кожа, "напоенная туком" (жиром).

Славяне использовали конское сало, кочевники – баранье, в Японии - рапсовое масло, на Кавказе – нефть. Эскимосы для получения знаменитой оленьей замши использовали смесь мозга, жеванной печени (слюна расщепляет белки) и яичного желтка.

Индейцы Северной Америки натирали шкуры смесью буйволовой мочи и глины, а затем обрабатывали мозгом и жиром, кроме того - коптили их над костром. Использование экскрементов при выделке кож было настолько широко распространено, что даже получило особое название – шакшевание.

С помощью навоза и гнилой мочи на Востоке выделывали сафьян, а индейцы Южной Америки с помощью шакшевания получали удивительно тонкую кожу. Известен такой факт: Христофор Колумб вывез индейские кожи в Испанию в качестве трофея. И это при том, что Испания сама славилась сафьяном собственного производства– кордуаном.

При обработке сыромятной телячьей кожи мелом или известью с последующим высушиванием в Древней Греции получали пергамент, который использовался для создания книг.

В России для сгонки с кожи волос пользовались забродившим мучным раствором с солью, т.н. хлебными киселями. Отмачивание производили в чанах или в "мертвых колодцах", где к киселю добавляли несколько ведер крови, чтобы вся эта смесь перебродила.

При применении вместо соли квасцов получалась особенно тонкая, перчаточная кожа – лайка. Впервые лайку начали выделывать на аравийском полуострове. Квасцы применялись и в античных государствах: древнегреческая лайка называлась дефа, а древнеримская – алута.

В первые века нашей эры квасцевание попало в Западную Европу. В России этот метод распространился с реформами Петра 1. До этого исконно русским способом было дубление корой ивы или дуба (дубление).

Угры шили обувь из кожи птиц, причем с оперением, практически все племена украшали свою одежду и обувь из кожи вышивками, росписью, драгоценными камнями. Индейцы использовали цветные полоски из колючих чешуек рыб для того, чтобы закрывать швы на такой одежде.

Народы Севера изготавливали из кожи даже свои жилища – чумы. Для славян кожевничество также было старейшим промыслом. Сохранились неоспоримые свидетельства того, что уже в 6 веке н.э. на Руси применялись разнообразные способы выделки кож.

Обувь вырезали из дерева и шили из тканей, валяли из шерсти и плели из тростника в ход шли кора, солома и даже металлические нити. Но во все времена и у всех народов основным материалом для обуви все же служила кожа. Способы ее выделки были различными и порой довольно оригинальными.

Самым древним материалом для обуви считаются куски шкур животных, обработанные каменными скребками предположительно 700-300 тыс. лет назад. Жители Крайнего Севера вплоть до ХХ века просто отрезали от шкур лапы, потрошили их и надевали на ноги безо всякой обработки. В районах же с теплым климатом шкуры быстро загнивали, портились и их приходилось выделывать. Наряду с выскабливанием шкуры стали высушивать. Но высушенные шкуры становились «дубовыми», поэтому их мягчили, разбивая камнями или палками и разминая руками. Когда заметили, что жирные кожи при разминке становились мягче, шкуры начали дополнительно смазывать жиром или жироподобными веществами. Жирование оказалось настолько эффективной и простой операцией, что стало «составляющей» рецептов выделки кожи почти у всех народов. Гомер, например, описывая изготовление кожи для щита герояАякса в «Илиаде», говорит, что сыромятную кожу, «напоенную туком», растягивали за концы до техпор, пока жир не стечет. Славяне для жирования пользовались конским салом, кочевники Азии – бараньим. В Японии кожи обрабатывали рапсовым маслом. Часто применялись и жироподобные вещества, на Кавказе – нефть, на Севере – печень и яичные желтки. Знаменитая эскимосская оленья замша получалась, например, при такой оригинальной обработке: бахтарму шкуры выскабливали и натирали смесью мозга, яичного желтка и жеваной печени (слюна содержит ферменты, расщепляющие белки). Затем шкуры сворачивали в пакет и держали под головой вместо подушки от недели до двух. После недельной выдержки получали мех, через две недели – замшу. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали мозгом и жиром, выскабливали, мягчили и коптили над костром (дым содержит формальдегиды, способствующие лучшей консервации шкуры).

Использование подгнивших экскрементов для выделки кожи было повсеместно распространено и даже получило специальное название – шакшевание. Любопытно, что именно таким способом в древности получали самые мягкие и тонкие кожи. Например, с использованием гнилой мочи и навоза выделывали на Востоке сафьян, а индейцы Южной Америки шакшеванием получали настолько тонкую кожу, что Христофор Колумб вывез ее в качестве трофея в Испанию, славившуюся собственным сафьяном – кордуаном. Экскременты применялись издревле и для обезволашивания шкур, хотя чаще для этих целей использовались зола или известь. Золкой получали сыромять – жесткую кожу, из которой делали примитивную обувь – поршни, постолы. При обработке сыромяти известью или мелом в Древней Греции получали пергамент. Мелование было широко распространено в Средней Азии. А в России для сгонки волос пользовались хлебными киселями: забродившим мучным раствором и солью. Отмочка производилась в чанах с «гнилым» соленым раствором или в «мертвых колодцах»: к воде подмешивали муку и выливали несколько десятков ведер крови, чтобы смесь перебродила. После такой обработки кожа становилась особенно эластичной.Некоторые народы вместо соли использовали квасцы – так получили лайку – тончайшую перчаточную кожу. Впервые ее начали выделывать жители аравийского полуострова, используя для этого муку, квасцы и яичный желток. Квасцы применяли и в античных государствах: древнегреческая квасцованная кожа называлась дефа, древнеримская – алута. Оттуда квасцевание попало в Западную Европу в первые века нашей эры, а в России распространилось с реформами Петра 1(исконно русским было дубление корой дуба или ивы). Кроме квасцов для дубления использовались растворы цветных земель, одновременно окрашивающие кожи, и отвары коры талнидосодержащих растений. Отдельные исторические источники свидетельствуют, что дубление кож возникло даже раньше появления глиняной посуды. В Древней Индии уже в 4 тысячелетии до н.э.сафьян выделывали, сшивая шкуру в бурдюк или кошель и заливая внутрь воду с дубящими веществами. Таким же образом в Древней Персии выделывали шагрень – ослиную и конскую кожу.Но этотспособ ввиду неэкономичности быстро был вытеснен чанным дублением. В чаны заливали воду, добавляли экстракты коры дуба, ивы, хвойных деревьев, и чем старее (кислее) был раствор, тем более мягкойполучалась кожа. При этом она прокрашивалась в разнообразные цвета: кора дуба давала красноватые оттенки, поэтому кожи, выделанные таким образом, назывались краснодубными. Коричневый цвет кожа приобретала при дублении кожи со скорлупой грецкого ореха, черный – толокнянкой, корой осокоря и ольхи, серый – ивы, желтый – листьями березы и мимозы.

Хорошо продубленной и окрашенной кожа была у всех без исключения народов древности. Особенно преуспели в этом кожевенники Азии. Геродот свидетельствовал, что на торговле дубильными экстрактами специализировалась Финикия. Дубление было длительной операцией, когда его пытались ускорить (горячими) способами, кожа становилась жесткой. Именно «долгими кислыми дубами» получали знаменитую юфть – кожу потрясающей мягкости.Причем им предшествовали «мертвый колодец» и шакшевание с усиленным топтанием. Юфть была настолько мягкой и эластичной, что ее целиком пускали на вытяжку, т.е. вытягивали головку и голенище сапог практически без швов. Бахтарму юфти обязательно мазали дегтем и именно по его наличию определяли, русская это кожа или нет. Параллельно с дублением у всех народов с давних пор было распространено окрашивание кож в различные цвета. Наиболее привилегированными считались пурпурные оттенки, оттого что пурпур добывали из моллюсков, обитавших на большой глубине, а следовательно, труднодоступных и из-за этого очень дорогих. Только особы королевской крови носили обувь из пурпурной кожи. Но с развитием алхимии кожу начинают окрашивать протравкой слоями олова или железа. Например, железный купорос давал вожделенные оттенки от пурпурного до фиолетового. Так, постепенно добывая и пробуя для крашения и дубления соли различных металлов, дошли и до хрома, дубление которым стало новой вехой в развитии кожевенного производства. К началу XX века хромовое дубление становится преобладающим, оно придает коже голубые оттенки, значительно повышает прочность выделываемой кожи, а также ускоряет и удешевляет выделку. Однако самые лучшие кожи продолжают выделывать растительными и комбинированными с хромовым методами дубления. С развитием химии и активным ее внедрением в промышленность делаются попытки заменитьгигроскопичную натуральную кожу на менее промокаемые материалы. Вначале для низа обуви пытаются использовать натуральный каучук – он более устойчив к влаге, но быстро истирается. Его вскоре заменили резиной – вулканизированным каучуком, а позже в обувном производстве наступает эра синтетических и искусственных материалов. Несмотря на то, что начиная с 60-х годов они становится преобладающими материалами для низа для верха обуви специального и сезонного назначения, для натуральнойкожи со всеми ее достоинствами им еще очень далеко. Хотя и делаются попытки создать «настоящую» синтетическую кожу, но широкого распространения они не имеют, очевидно в следствии того, что образцы получаются немного дороже своего «эталона». Что же нас ждет в будущем? Возможно, в XXI веке совершенный аналог натуральной кожи будет все-таки создан, а сама она, содержащая ценный белок, превратится с помощью удивительных технологий в продукт питания. Но пока кожа остается ценнейшим, удобнейшим и по прежнему основным материалом для обуви.

МОЁ ИНДЕЙСКОЕ ДЕТСТВО

© Перевод – Анна Шепелева

Мои родители принадлежали к великому народу равнин, который ныне известен как Cю. Но до прихода белого человека мы называли себя Лакотами. Первый белый человек, явившийся в эту страну, подумал, что он попал в Индию, которую он и искал. Вот почему он назвал местное население «индейцами». Из-за этой ошибки первых белых путешественников нас называют так и по сей день.

Великая река Миссури течёт через земли, которые населял мой народ. Та его часть, что жила на восточном берегу, называла себя Дакотами. А жившие на западном берегу назывались Лакотами. Я родился среди Лакотов.

Позднее, когда множество белых людей прибыло в эту страну, они увидели, что моё племя было очень сильным и независимым. Мы были способны защитить наши земли от любого из соседних народов. Наши воины были очень отважны и постоянно совершенствовались в боевом искусстве. Потому все прочие племена устрашались перед нами, и, увидев это, белые люди тоже стали бояться нас и прозвали нас – Лакотов. В переводе с языка племени Оджибва это слово означает «беспощадные» или «головорезы». Наши люди были гордыми и полными достоинства, женщины – тихими и вежливыми, а мужчины – храбрыми и благородными. Отвага очень ценилась нами, трусость же была непростительна.

Среди нашего народа были такие великие люди как Две Полосы (его также звали Двойная Полоса или Двойной Шлейф), Быстрый Медведь, Чёрный Ворон и Железная Раковина. Сейчас никого из них нет в живых, но я, будучи ещё ребёнком, хорошо запомнил этих воинов. Железная Раковина был отцом моего шурина; его звали Медведь-Полый-Рог. Медведь-Полый-Рог никогда не боялся говорить того, что думал. Ещё был Маленькая Рана, очень храбрый воин, и Одинокий Конь, великий вождь и мой дед. Оба они были известны своей добротой и мудростью суждений. К моему отцу, старшему Стоящему Медведю часто обращались в чрезвычайных ситуациях. Его советы и решения неизменно были верны и справедливы, ведь он думал только о том, что будет лучше для его народа, а не для него самого, и помогал всем нуждающимся. Он всегда будет считаться великим человеком среди Лакотов.

Однако самым бесстрашным и непревзойдённым среди воинов Лакотов остаётся Неистовая Лошадь. Его вера в силу Великой Тайны была поистине безгранична. Она постоянно защищала его, и это было настоящим чудом. Он участвовал во множестве сражений, как с другими племенами, так и с белыми людьми, но ни разу не был даже ранен.

Я считаю, что мой отец был одним из величайших вождей. Он был человеком, который прожил жизнь индейца и жизнь белого. Свои последние годы он жил соответственно христианским традициям и старался стать хорошим гражданином этой страны. Кроме того, отец был прозорливым человеком и заранее предвидел те грандиозные перемены, которые пришлось пережить индейцам. Его очень расстраивало то, что мне предстояло жить совсем иной жизнью, чем он бы желал для меня, – жизнью, противоречащей нашим традициям. Но ему пришлось пожертвовать личными чувствами ради блага всего племени. Он был первым, кто увидел пользу школ в резервациях. Затем он сделал более удобной процедуру получения пайков. Раньше Лакотам приходилось ехать за 50-60 миль, чтобы получить своё продовольствие. Однако отец сделал так, что это расстояние было существенно сокращено. Основными его личными качествами всегда были чистота и справедливость.

Может быть, вы уже обратили внимание на то, что названные мною имена великих людей, как правило, не встречаются в книжках про индейцев, написанных белыми людьми. Те, кто пишет эти книжки, обычно ничего не знают о настоящих индейцах.

Родиной моего племени, западных Лакотов, была территория, которая сейчас называется Северной и Южной Дакотой. Все эти земли когда-то принадлежали моему народу. Это была красивая страна. Весной и в начале лета равнины, насколько было видно глазу, покрывались бархатистой зелёной травой. Даже вершины холмов были покрыты зеленью. И тут, и там текли ручьи. Вокруг холмов бродили бизоны, а в лесу и по берегам ручьёв зрели сочные плоды. Зимой всё засыпалось снегом, но у нас всегда было достаточно пищи, чтобы пережить зиму и дождаться весны. Жизнь моего народа была счастливой. Лакоты жили в этих местах много лет. Никто не знает точно, как долго. Однако существует множество легенд о моём племени в связи с Плохими Землями и Чёрными Холмами, а это означает, что мы жили там с давних времён. Эти легенды основаны на исторических событиях и очень интересны, но о них я расскажу в другой книге.

Типи – мой первый дом, и мои первые детские воспоминания связаны с ним. В младенчестве я качался в индейской колыбели, подвешенной к шестам типи. Я был первым сыном вождя, и должен был стать таким же храбрым как он. Меня назвали Ота Кте, что в переводе с языка Лакотов значит Много Выстрелов.

Когда я немного подрос, отец стал учить меня всем тем вещам, которые должен был знать индейский мальчик. Когда я достаточно вырос для того, чтобы сесть на пони, он стал учить меня ездить верхом. Вначале отец привязывал моего пони к своей лошади, но спустя какое-то время я стал ездить самостоятельно. Когда я научился ездить верхом, он стал брать меня на охоту и показывал, как выслеживать и убивать мелкую дичь. И наконец пришёл день, когда мне было разрешено участвовать в охоте на бизонов. Это был знаменательный день в моей жизни, когда вернувшись домой, я с радостью рассказал матери, что убил моего первого бизона. Она очень гордилась мною, и я был счастлив.

Я изучал повадки диких животных, и как их выслеживать. Я учился охотиться на птиц с помощью лука и стрел, а потом жарить их на костре. Вскоре я узнал много нового о погоде и научился готовить шкуры для тёплой зимней одежды. Благодаря всем этим знаниям мы не боялись Природы, а любили её. Мы считали, что Природа в состоянии дать нам всё необходимое.

В те дни мы жили в согласии с Природой и не знали ничего, кроме неё. Индеец знал, что природа мудра, и мы сможем узнать пути её мудрости, если будем держать глаза открытыми.

К примеру, мы были приучены ложиться спать вместе со всей Природой, когда спускалась темнота и звери и птицы засыпали. Это помогало нам быть сильными и здоровыми.

Нас с детства учили вставать рано утром, ещё до восхода Солнца. Наши родители знали, что для нас полезно рано вставать и потому приучали нас к этому с самых ранних лет. Смотрите, говорили они, все животные и птицы просыпаются ещё до рассвета, и вы должны понимать, что только плохой охотник начинает охоту, когда дичь уже разбежалась. Раньше, когда у нашего племени были враги, нам необходимо было рано вставать, чтобы противник не застал нас врасплох. У белых людей есть поговорка: «Ранняя пташка червячка клюёт», – она означает примерно то же самое.

Конечно, в основном мы старались слушаться своих родителей и вставали по первому требованию. Но не все мальчики были послушными, встречались среди них и лентяи, которые делали вид, что не слышали голоса отца или матери. Но когда родителям требовалось наказать не послушного, они не применяли крутых мер. В самом худшем случае они плескали холодной водой в лицо лентяя. Это быстро будило любителей поспать и не было унизительно. Родители вообще, как правило, не били своих детей и не кричали на них, они не верили в действенность подобных наказаний. Это способствовало формированию прочных связей между родителями и детьми. Чем старше мы становились, тем больше уважали родителей. Когда мы становились взрослыми, то думали о тех днях, когда могли бы отдать свой долг, заботясь о наших добрых родителях в их старости. И мы делали это от чистого сердца, а вовсе не по обязанности.

Что же мы делали утром, после пробуждения, когда наш день только начинался? В те дни у нас не было ни ванных, ни бассейнов. Зато наши типи всегда ставились невдалеке от проточной воды. Первым делом мы бежали к реке, умывались и пили. Вода, свежая и чистая, была очень полезна для нашего здоровья, впрочем, как и для здоровья любого человека. То, что мы всегда пользовались чистой проточной водой и дышали свежим воздухом, делало нас сильными и крепкими телом. Общеизвестно, что Лакоты всегда были очень здоровыми людьми и почти никогда не болели. Большинство из нас умирало от старости или от ран, полученных в бою. Впрочем, бывали случаи, когда человек получал увечье на охоте.

Кожевенное дело возникло в России еще в 6-7 веках, поэтому вправе считаться одним из древнейших ремесел, которыми когда-либо занимался человек. Долговечность и гибкость кожи позволяет использовать ее в различных областях производства: от обуви до переплета книг.

retro001.jpg

Впервые одежду стали носить люди, промышляющие охотой, во время эпохи оледенения. Как вы думаете, из чего она была? Конечно, из шкур животных. После обработки шкуры – выскабливания, они промывали ее и растягивали на каркасе из дерева, чтобы кожа не деформировалась при высыхании, затем кожу делали мягкой и сшивали кожаные полоски между собой. Раньше всего выделывать кожу и Выделывать шкуры на кожу раньше всего научились на Востоке, но вначале, этот процесс был похож на жировое дубление кожи или замшевание. Такая пропитка кожи жиром или иным раствором осуществлялась для предотвращения гниения кожи. Шакша, птичий помет, тоже применялась для обработки кожи, наравне с гнилой мочой и навозом. Благодаря шакшеванию кожа размягчалась и становилась тонкой. Христофор Колумб был так впечатлен тонкостью кожи мастеров Южной Америки, что импортировал ее в Испанию, популярную своим национальным сафьяном – кордуаном. Такое название получила кожа козы, покрашенная в яркий цвет. Между прочим, многие сумки Michael Kors и Prado сделаны именно из этого материала. Индейцы защищали стыки кожаных вещей от проникновения воды с помощью раскрашенных чешуй рыбок.

Обувь у людей тоже была сделана из кожи животных. Технология изготовления была такой же, как и у одежды: ноги обматывали обработанной кожей животного и закрепляли ее тонкими кожаными полосками или жилами. 700-300 тыс. лет назад орудием для выделки шкур были каменные скребки. Методология изготовления сандалий очень проста, наверно, поэтому этот вид обуви появился одним из самых первых. Необходимо взять деревянную основу для подошвы сандалий и привязать ее к ноге с помощью кожаных веревок. Финно-угорский народ, Угры, мастерили обувь из птичьей кожи, без предварительной обработки от перьев.

Для удаления волосяного покрова со шкуры после золения, обезволашивания, использовались экскременты, зола или известь. В зависимости от средства обработки, получали кожу разной жесткости и для разного применения. (см.таблицу)

История кожи и меха

По некоторым археологическим находкам и наскальным рисункам, оставленным первобытными людьми, историки узнали, что первой одеждой человека были шкуры убитых им диких животных. Да и как могло быть иначе, особенно у северных народов, которым приходилось выживать в суровом климате? Поскольку эволюция постепенно лишала человека естественного волосяного покрова, ему приходилось утепляться за счет животных. Так что можно сказать, что история шубы началась в пещерном веке. А чтобы шкуры могли использоваться долго, их необходимо было выделывать.

У северных народов долгое время не было потребности в коже – меховые шкуры шли на изготовление одежды, обуви, сумок и даже фляг для воды. Кожу стали выделывать только с появлением домашних животных и потребностью в более тонких, но прочных видах одежных и обувных материалов.

Как именно разные народы учились секретам выделки и дубления установить уже не получится. Можно судить лишь по некоторым обрывочным сведениям и традициям племен, которые сохраняли свой уклад вплоть до недавнего времени в силу своего удаленного расположения от центров цивилизации.

Древнейшие способы выделки шкур

Cудя по древним находкам, шкуры начали обрабатывать при помощи каменных орудий еще полмиллиона лет назад. Шкуры просто очищали от остатков плоти специальными скребками и высушивали на солнце и ветре. Кстати, еще в 19-м веке северные племена традиционно использовали лапы убитых животных, точнее, шкуру, снятую с них, как обувь. Но чем теплее был климат, тем больше шкуры нуждались в дополнительной обработке.

Первым методом стала сушка, но этот процесс приводил к затвердению шкур. Тогда их стали разбивать камнями и разминать руками для смягчения. Жирные куски кожи оказывались более мягкими, тогда кожу стали смягчать с помощью различных жиров. Именно процесс жирования стал основой выделки у большинства народов. Вот только использовались для этого разные средства.

Наши предки, славяне, использовали конское сало, южные азиаты – баранье, а японцы обрабатывали кожу маслом рапса. В общем, как говорится, у кого что было под рукой, то и использовали. А в результате получалась кожа с оригинальными свойствами. Северные народы применяли смесь из яичных желтков и пережеванной сырой печени, смешанной с мозгом животного. Так обрабатывали оленьи шкуры, которые потом сворачивали и подкладывали под голову как подушки. Если на таких подушках поспать неделю, получалась меховая основа для шуб, а если две – замша.

Американские индейцы использовали шакшевание – обработку кожи подгнившими экскрементами. Да, звучит более чем неаппетитно, зато именно так получалась самая тонкая и мягкая кожа, которая использовалась для пошива красивой одежды, вышитой бисерными узорами. Даже Колумб не смог устоять перед южноамериканским сафьяном и привез его в Испанию как трофей.

Существовала еще одна проблема для получения красивого кожаного материала – удаление волосяного покрова. Необходимо было освободить кожу от фолликул, и для этого тоже придумывали самые разные способы. Используя золу, получали сыромять - кожу для простой обуви, а если продолжали обрабатывать сыромять известью, получался пергамент для письма.

Наши предки использовали для удаления волос хлебные кисели. Для этого мучной раствор сбраживался, в него добавляли соль и заливали шкуры на отмачивание в огромных чанах. Для усиления процесса брожения добавляли сырую кровь. Процесс не только помогал избавиться от волос, но и делал кожу эластичной. А вот чтобы получать самую тонкую кожу для изготовления перчаток – лайку, соль в подобном растворе заменяли квасцами.

Считается, что еще 40 тысяч лет назад древние индийцы владели секретом выделки сафьяна, а персы – шагрени, ослиной и конской кожи. Для этого использовали экстракты веществ коры деревьев, которые не только размягчали, но и окрашивали кожу в разные цвета.

Читайте также: