Что такое ворсистая кожа

Обновлено: 27.04.2024

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительные справочные материалы

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте в разделе "Кожевенное дело".

Надпись на спрее по уходу за обувью гласила: «Предназначен для замши, велюра, нубука». И заставила задуматься. Понятно, конечно, что это всё виды кожи с характерной бархатистой поверхностью, но вот различия же какие-то между ними есть?

Ответ на этот вопрос стоит искать в технологии производства кож.

Для того чтобы шкура животного стала тем материалом, который мы называем «кожа», с ней проделывают ряд операций, важнейшей из которых является дубление. Это обработка шкур различными материалами, в результате чего они приобретают такие свойства, как устойчивость к гниению, пластичность, крепость, мягкость. Дубящими веществами служат соли металлов (хрома, алюминия, железа и др.); растения, содержащие танин (дуб, ива, лиственница); жиры морских животных; формальдегид. В зависимости от типа дубления получают кожи с заметно отличающимися свойствами.

Итак, замша – кожа жирового дубления. Шкуры оленей, лосей, коз, телят с предварительно удалённым верхним слоем (эта операция не делается для очень тонких шкур) несколько суток выдерживают в жире, либо сначала в формальдегиде, затем в жире. Такая пропитка придаёт шкурам необходимую эластичность и те свойства, за которые так ценят замшу: мягкость, тягучесть, устойчивость к воздействию воды (замшу можно даже мыть, и после этого она не потеряет своего привлекательного вида) и высоких температур, воздухопроницаемость. У замши плотный низкий ворс.

замша

Замша

Сырьём для нубука служат шкуры крупного рогатого скота, на которых с лицевой стороны были небольшие изъяны. После дубления (для которого используют соли хрома) шкуры шлифуют, устраняя дефекты, и получают кожу с очень мелким ворсом. Хромовое дубление, как и жировое, даёт кожи с хорошей проницаемостью для воздуха, но и для воды тоже. И если замша просто набухает, но воду пропускает мало, то нубук быстро начинает протекать.

Велюр так же, как и нубук – кожа хромового дубления. И тоже из шкур с дефектами лицевой поверхности. Как правило, эти дефекты настолько выражены, что шлифованием от них нельзя избавиться. Поэтому шлифуют велюр не с лицевой, а с изнаночной стороны (называемой «бахтармой»). Велюр очень быстро теряет привлекательность, если с ним неаккуратно обращаться.

велюр

Велюр

Последний в ряду бархатистых кож, хоть и не упомянутый ранее, – это спилок. Всё потому, что спилком может называться и гладкая кожа. Просто сама технология его производства позволяет получить кожи с разной фактурой. Шкуры подвергают делению на несколько слоёв. Верхний (лицевой) слой – самый прочный, его обычно оставляют без изменений. А вот средний слой либо покрывают синтетическими плёнками, добиваясь сходства с поверхностью гладкой кожи, либо шлифуют, и тогда как раз получается спилок-велюр. Нижний слой тоже используют для производства спилка-велюра. Но чем ближе слой к бахтарме, тем он менее прочный. Спилок-велюр внешне схож с другими бархатистыми кожами, но уступает им именно в прочности.

спилок

Краги из спилка

vinogradova13

Кожа — это прочный и долговечный натуральный материал , который используется в пошиве одежды , изготовлении обуви и аксессуаров , а также в различных видах рукоделия.

BurdaStyle.ru

Выделанную кожу животных, как правило, разделяют на гладкую и ворсовую.

Виды гладкой кожи

Наппа

самый распространенный и ноский тип кожи с гладкой блестящей поверхностью. Эта кожа достаточно влагостойкая, неподверженная загрязнениям.

Анилиновая

всегда матового цвета, так как ее поверхность не покрывается защитным лаком. В эту кожу легко проникают загрязнение и влага и удалить их довольно затруднительно.

Семианилиновая

кожа также относится к гладким видам кож — это нечто среднее между кожей наппа и анилиновой.

Виды ворсовой кожи

Велюр

в зависимости от технологии обработки может быть как мягким и тонким, так и жестким и толстым.

Замша

это мягкий материал, характерной чертой которого является почти незаметный бархатистый ворс.

Наппалан

используется для пошива платьев, рубашек и подобных изделий и представляет собой окрашенный очень тонкий велюр.

Как работать с искусственной замшей: советы, рекомендации

Для качества кожи большое значение имеет процедура обработки кожи.

Свиная кожа

Натуральная кожа: виды и описание

С крохотными щербинками на поверхности (из-за щетины) идеально подходит для одежды, в том числе верхней. Легкая, но не слишком теплая, значительно более доступная по цене, чем другие виды кожи.

Кожа с шершавой поверхностью

Натуральная кожа: виды и описание

Под это определение подходит замша и нубук. Замша является изнаночной стороной обычной кожи, а нубук получают за счёт обрабатки поверхности кожи абразивными материалами, чтобы сделать ее слегка шершавой. Типичным признаком такого вида кожи является бархатистая поверхность. На ощупь она мягкая и теплая.

Кожа с принтом

Натуральная кожа: виды и описание

Более доступной альтернативой драгоценной коже рептилий является принтованная гладкая светлая кожа. Разумеется, на ее поверхность можно нанести любые принты, вплоть до цветочных.

Гладкая кожа

Натуральная кожа: виды и описание


Называется также кожа наппа. Лицевая сторона с крохотными щербинками является верхней стороной шкуры. Пигментированная гладкая кожа подвергается окрашиванию, а также импрегнированию, что делает ее более жесткой. При обработке анилиновыми красителями гладкую кожу не подвергают импрегнированию, поэтому она остается более эластичной, но и одновременно с этим менее прочной.

Тенсел — шёлковая ткань из эвкалипта

Тисненая кожа

Натуральная кожа: виды и описание

В большинстве случаев с помощью валика или штемпеля кожу подвергают тиснению под узор кожи крокодила или страуса. Зачастую даже эксперты не в состоянии невооруженным глазом отличить натуральную кожу, например, крокодила, от ее имитации. В дополнение к тиснению кожа может быть окрашена.

Рыбья кожа

Натуральная кожа: виды и описание

Эксклюзивный тип кожи используется в основном в мире высокой моды. Это кожа полосатой зубатки, акулы, лосося, карпа, трески, осетра или ската. Типичной для такой кожи является тонкая «жемчужная» структура. Рыбья кожа более тонкая, чем любая другая, очень эластичная и чрезвычайно прочная.

Металлизированная кожа, или «металлик»

Натуральная кожа: виды и описание

Это гладкая кожа с блестящей, под металл поверхностью, благодаря покрытию ее металлической пленкой. Возможно также добавление металлической «пыли» при импрегнировании кожи.

Страусиная кожа

Натуральная кожа: виды и описание

Отличается типичными «шишечками» на поверхности. Причем, чем больше расстояние между шишечками, тем старше была птица. Кожа очень мягкая и долговечная. Используется в основном для пошива дорогих сумок и ремней.

Лаковая кожа

Натуральная кожа: виды и описание


Чтобы получить блестящую лаковую кожу, совершенно гладкую кожу покрывают слоем лака либо зеркально-гладкой пленкой. Это великолепный материал для изготовления обуви, кошельков, сумочек, ремней и прочих аксессуаров. Испачкав лаковую кожу, просто протрите ее обычной политурой для мебели.

Советы по уходу за изделиями из натуральной кожи

  • Одежду из нубука, замши и велюра необходимо время от времени отдавать в химчистку с операцией тонирования или восстановления цвета.
  • На замшу и велюр плохо действует влага, поэтому в таких изделиях лучше не попадать под дождь. Но если случилась такая беда, встряхните изделие и просушите его на плечиках без дополнительного теплового воздействия.
  • В местах сильного трения краска на кожаных изделиях стирается, особенно на изделиях из тонкой и мягкой на ощупь кожи (лайковой). Здесь могут помочь специальные кремы по уходу. Однако кремы нельзя применять на ворсовых изделиях и на коже без защитной поверхности.
  • На гладкой коже загрязнения легко можно удалить мыльной пенкой или влажной тканью, не допуская сквозного промокания.
  • Анилиновую кожу нельзя обрабатывать кремом, а после покупки ее следует сразу же обработать предохраняющими средствами. Жирные пятна на такой коже закрашивают мелом, а затем протирают сухой тряпочкой.
  • Наппалан — очень чувствительный материал, требует бережного обращения, поэтому изделия из него носить придётся предельно аккуратно, чтобы избежать химчистки.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 1

Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.

Общая информация

Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.

Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.

Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.

Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.

Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.

Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.

Можно выделить три основных способа выделки кожи:

1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.

2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.

3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.

При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.

Растительное дубление основано на применении дубящих веществ - таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность, водостойкость и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.

Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.

Синтетические дубители - синтаны - придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.

Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.

Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку - белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.

Классификация кожи по видам:

Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 2

Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 3

На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:

а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.

По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.

Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.

Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 4

Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 5

Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 6

Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.

Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 7

Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 8

Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 9

Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.

Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.

Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 10

Напплак – кожа с лаковым покрытием.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 11

Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 12

Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.

Применение кожи

Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.

Для перчаток обычно используют лайку и замшу.

Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.

Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.

А ниже представленны мои личные симпатии - любимые работы на ярмарке. Нет, страстно любимые работы.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 13

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 14

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 15

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 16

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 17

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 18

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 19

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 20

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 21

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 22

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 23

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 24

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 25

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 26

Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:

Нубук, велюр и замша - виды бархатистой кожи. Изделия из такого материала способны подчеркнуть респектабельный элегантный образ, сделать его более женственным и притягательным.








Любителям аксессуаров из приятной на ощупь мягкой кожи нужно знать, что такой материал требует бережного отношения и правильного ухода. Но для начала важно определить вид кожи.









Не секрет, что отличить замшу от нубука сможет не каждый из нас. На самом деле, все просто.

Определить замшу, нубук и велюр можно за пару секунд. Основным отличием между ними является внешний вид.




Если кожа имеет высокий ворс и бархатиста с обеих сторон – это замша.

Ворс у нубука и велюра низкий.

Если бархатной является только лицевая сторона – это нубук, если только изнаночная (бахтарма) – это велюр.






Основные отличия между замшей, нубуком и велюром

Кроме внешнего вида среди основных отличий между видами бархатистой кожи можно выделить:

Для производства замши используется дорогое сырье. Велюр и нубук производят из более доступных материалов. Это влияет на более низкую стоимость изделий из этих материалов.

Уход за замшей проще, она плохо впитывает воду. Для того, чтобы сохранить первозданный вид нубука и велюра потребуется больше внимания и усилий.



Для тех, кто бы хотел закрепить информацию о типах кожи, кратко перечислим особенности каждого из рассматриваемых видов.

Замша

Замша – это дорогой практичный износостойкий материал. Это вид шлифованной кожи с мягким высоким ворсом с обеих сторон. Создается с помощью жирового дубления. Жировое дубление или замшевание осуществляется путем пропитки жирами, благодаря чему кожа становится влагостойкой мягкой пористой и эластичной.

Дубление – это обработка кожи, в процессе которой меняются ее свойства. Это происходит путем вымачивания кожи в специальных растворах. Благодаря дублению кожа становится прочной и эластичной, приобретает способность сохраняться без разложения.









Для производства велюра и нубука используют распространенное хромовое дубление. Для этого используют соли хрома. Это сравнительно быстрый процесс, что определяет доступность данного типа кожи.

Велюр

В отличие от замши ворс велюра ниже и гуще. Для его производства используют плотные шкуры мелкого и крупного рогатого, кожу свиней. Кожа обрабатывается под бархат только с изнаночной стороны путем шлифования.










Велюр промокает и легко теряет форму, на коже легко образуются потертости. Поэтому данный тип кожи требует правильного ухода с использованием специальных средств.

Нубук

При производстве нубука используются шкуры крупного рогатого скота и хромовое дубление. C лицевой стороны нубук обрабатывается под бархат путем шлифования. При неправильном уходе низкий ворс нубука затирается и лоснится.




Рекомендуем носить аксессуары из бархатистой кожи в любое время года в сухую солнечную погоду. Если сумка все-таки намокла от дождя или снега, нужно протереть ее сухой салфеткой, высушить, подвесив за ручки. При этом стоит избегать фена, батарей и прямых солнечных лучей, от чего кожа может выгореть и поменять цвет.

Аксессуары из замши, велюра и нубука прекрасно сочетаются с любым типом одежды. С их помощью образ становится более женственным, подчеркивая схожие свойства кожи и характера самой женщины: мягкости, плавности, изменчивости. Ведь натуральная замшевая кожа не имеет однородного цвета и меняет его при касании.

Подбирайте модели сумок и аксессуаров вместе с «Империей Сумок»! Не забывайте использовать специальные средства для ухода. При должной заботе изделия из бархатистой кожи прослужат долго и сохранят свой привлекательный первозданный вид.

Читайте также: