Что такое карвинг по коже

Обновлено: 07.05.2024

Первая наша статья об этом красивейшем стиле резьбы и тиснения по коже была написана уже давненько. Как же мало мы тогда знали. Прошло время. Мы упорно и безостановочно учились,собирали по крупицам любую доступную информацию.Применяли наши вновь полученные знания на практике.И вот решили,что пришло время поделиться с Вами,дорогие друзья.Потому что тема эта действительно очень интересна.

Иногда по незнанию люди путают термины.Хочу уточнить : Sheridan-это НЕ стиль резьбы.Это стиль РИСУНКА . Путаница происходит часто. Стилей резьбы в принципе не существует.Он один и называется Carving. Карвинг переводится как "резьба", и применяется к чему угодно-бумаге,овощам,дереву. и в нашем случае-к коже. Так как основа техники-прорезание рисунка поворотным ножом,и только потом работа штампами. А вот стилей рисунка тиснения существует множество.У каждого мастера он свой.В Америке в каждом штате,где работают мастера в технике карвинг , существует свой стиль,который назван по имени штата или города.Так же возникло название стиля "Sheridan".

Стиль

Автор этого стиля,получившего признание во всём мире,как один из самых красивых и сложных- Дон Кинг.

Название своему стилю он дал по имени города,в котором жил-Шеридан,штат Вайоминг. Дон Кинг родился в потомственной ковбойской семье и в детстве много переезжал с отцом,который перегонял стада по всей Америке.Во время этих странствий он встречал разных людей,в том числе и мастеров.которые занимались изготовлением ковбойской амуниции-сёдел,чапсов,ремней и многого другого.Все эти вещи каждый мастер старался по-своему украсить,чтобы его изделия отличались от других. Дону это понравилось настолько,что работу с кожей он сделал своей профессией .С 14 лет он уже начал учиться ремеслу изготовления сёдел.Со временем он стал одним из известнейших сэддлмейкеров в мире. Он изобрёл свой стиль и обучил искусству работы с кожей множество мастеров во всём мире.Сёдла его работы есть у таких знаменитостей,как английская королева Елизавета,Роналда Рейгана,наследного принца Саудовской Аравии и многих других.Сейчас в городе Шеридан действует музей его имени,в котором собраны сотни его работ.

В чём же отличие стиля Sheridan от других? Это способ построения флористического рисунка.Sheridan- это взаимосвязанные круги из стеблей и листьев,с заключёнными внутри цветами-диким шиповником,повёрнутыми по оси на 45 градусов.

Стиль


Рисунок очень насышен большим количеством мелких деталей,украшений,резьбы.В исполнении достаточно сложен.Требует применения большого количества инструментов.Кстати,внук Дона- Барри Кинг известен во всём мире,как мастер по изготовлению инструмента по резьбе и тиснению очень высокого качества.Все,для кого карвинг является профессией и образом жизни заказывают свой инструмент у Барри.У него есть целая серия штампов,разработанная специально для тиснения Sheridan мелкого,среднего и крупного масштаба.

Стиль

Как уже говорилось выше,стиль Sheridan очень популярен во всём мире.Этим рисунком украшают свои изделия мастера в Европе,Австралии,конечно же в Америке,где работает множество учеников и последователей Дона Кинга.Очень любят этот стиль в Японии-видимо в силу национальных качеств-усидчивости,терпеливости,скурпулёзности. Sheridan требует от мастера именно этих качеств.

Стиль

В заключении хочется сказать.что существует очень много флористических рисунков тиснения.Они также очень красивы и не менее трудоёмки.Но Sheridan стал классическим примером и основой для дальнейших изысканий художников и мастеров карвинга по коже.Основное отличие-это листья и цветы дикого шиповника.Вот пример флористического рисунка на основе построения Sheridan стиля:

Стиль

В заключении хочется сказать несколько слов о коже,на которой делается тиснение.Это может быть только кожа растительного дубления! Свойства этой кожи обусловлены использованием только натуральных растительных компонентов.Эффект тиснения на такой коже наиболее выразителен.При ударе штампом коллаген этой кожи в месте удара естесственным образом "склеивается".Так путём "опускания фона" ( по принципу чеканки) достигается эффект выпуклости и объёмности рисунка.Со временем объём рисунка не пропадает,как это происходит на коже смешанного дубления или дублёной с применением солей хрома(т.н. "хромового"дубления).Подробнее о коже растительного дубления читайте в следующей публикации.

Карвинг и что это такое. Маленькие заметки личного характера., фото № 2

Это весьма интересная техника,но не могу согласится с тем, что она настолько "современная" как её пиарят в различных СМИ. Всю историю существования человека мы создавали из кожи необходимые изделия для улучшения своего быта и настроения. Будь-то одежда,обувь,украшения или элементы интерьера.

Начну свои рассуждения в порядке очереди =)

В "карвинге" используется натуральная кожа растительного дубления.

В свою очередь Дубле́ние (анг. tanning, фр tannage) в кожевенном производстве — обработка голья дубящими веществами для придания ему пластичности, прочности, износоустойчивости и других свойств, необходимых при выработке к кожаных и меховых изделий; взаимодействие дубящих веществ с функциональными группами линейных аминокислотных полимеров с образованием устойчивых поперечных межмолекулярных связей молекул коллагена между собой. Основные виды дубления — минеральное (хромовое, циркониевое,титановое и др.), жировое, формальдегидное, таннидное, комбинированное.

Наша тема - это альдегидное (растительное) дубление .

Альдегидное дубление является одним из самых старых видов дубления. Оно являлось основой так называемого дымного дубления, упоминание о котором относится к III веку до н. э. Дымное дубление представляет собой копчение голья в дыму, получавшемся от сжигания некоторых трав и камыша. В дыму имеется формальдегид, который поглощается гольем, и производит дубление.

А более простым языком .. В процессе выделки кожи используется дубовая кора (отсюда «дубление») и другие ингредиенты, получаемые из растений, коры деревьев и подобных источников. В результате получается эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка добиваются, варьируя количество и качество применяемых ингредиентов и подбирая цвет сырья.

И так мы разобрались с нашим сырьем. Далее разбираемся с техникой , самое ближайшее значение которой - это тиснение.

Тиснение - это процесс получения изображения путем деформирования материала, в результате которого изменяются фор­ма и гладкость поверхности, а также - это процесс изготовления полых изделий из плоского материала.

Истоки возникновения тиснения, наверное, следует искать еще на заре человеческой цивилизации, когда начали изготавливаться первые печатки-штампы. Такие штампы появлялись одновременно в разных уголках земли. С их помощью оттискивали рисунки, а в последствии тексты на влажной глине или коже. Эти рельефные изображения были знаками, удостоверяющими личность человека или его имущество, собственность.Тиснение использовалось для футляров древнейших рукописных свитков, а затем для книжных переплетов, которые начали появляться в I-II веках нашей эры. Тогда же переплеты стали украшать орнаментальными узорами, которые вырезали на коже. Уже в VIII веке для украшения переплетов начали применять принцип слепого тиснение. (об это подробнее будет расскажем попозже).Позже рельефные тисненые изображения появляются на бумажных деньгах и ассигнациях. В XIX веке эта технология широко используется для украшения визиток в Европе и России. Если до конца XIX - начала XX века тиснение производилось красками и золотом, то в начале XX века в технологии уже применяется фольга.

И так мы добрались до нашей " современной " техники "карвинг".

Само значение слова переводится с английского языка как «вырезание». Чаще всего обращаясь к интернету в поисках точного описания,я натыкалась на такие ответы:

1. искусство вырезания по фруктам и овощам (а также по дереву, льду и камням).

2. техника прохождения поворотов на горных лыжах и сноуборде (резаный поворот).

3. в парикмахерском искусстве долговременная завивка.

Лично по моему мнению,первый вариант наиболее подходит по смыслу, но отнюдь не точен.

В моем представлении ,"карвинг по коже" - это совокупность:

- резьбы ( предварительно мы прорезаем слой кожи по контуру рисунка )

- тиснения (в процессе мы выглаживаем/продавливаем рисунок стеками либо другими специализированными инструментами)

- чеканки (используем различные штампы для создания рисунка,фактуры).

Все вместе это образует особое направление в обработке кожи.

Техника не слишком сложна, но главное - это практика и желание учится,пробовать,ошибаться и не останавливаться. Мастер-классов (на данный момент) огромное множество. Но что бы подытожить обущую последовательность выполнения в работе техники "карвинг", я выделила для себя следующую последовательность:

- Поготавливаем подходящий кусок кожи КРС растительного дубления.

- На кожу кладем лист бумаги (с нашим рисунком), размачиваем его водой и продавливаем линии изображения (я это делаю заостренным стеком для лепки)

- Прорезаем кожу по линиям рисунка. Выполняется это с помощью специальных поворотных ножей. Разнообразные конфигурации лезвий или скальпелей позволяют создавать идеальные "линии и повороты".(в среднем,кожа прорезается на половину своей толщины)

- После прорезания рисунка проводится работа со штампами, требующая огромной аккуратности. В некоторых случаях для создания одного рисунка используются более ста инструментов! Так же необходимо следить за состоянием кожи во время работы. Она должна быть влажной,так что не забывайте протирать её губкой смоченной в воде.

- Когда основа готова,тонируем ее красителями и антик-гелями(для придания большего обьема).

- После того как изделие похностью высохнет,необходимо закончить работу "финишными" средствами. А именно, нужно покрыть кожу 2- 3 слоями финишира по коже,предварительно давая просохнуть каждому слою 5-6 часов.(Лично мне нравится серия химиии по коже "Kenda Farben")

На мой взгляд, я смогла ответить на вопрос,чем является "карвинг" в современности и истории.

Начнем с кожи для тиснения, с которой работают мастера кожевенного дела. Для тиснения применяется только кожа растительного дубления. Эффект тиснения на такой коже наиболее выразителен. На коже растительного дубления со временем объём рисунка не пропадает, как это происходит на коже смешанного дубления или дублёной с применением солей хрома (т.н. "хромового"дубления).

Вообще, термин карвинг (carving) переводится как "резьба" и применяется при работе с бумагой, овощами, деревом, а в нашем случае в работе с кожей. Основа техники заключается в прорезании рисунка поворотным ножом, и только потом работа со штампами.

Купить необходимые поворотные ножи Вы можете тут.


Существует множество стилей рисунка. Один из самых популярных стилей- шеридан, назван в честь города Sheridan, штат Вайоминг.


Его автор- Дон Кинг. Он был рожден в ковбойской семье, в детстве много переезжал с отцом, который перегонял стада по всей Америке. Во время этих странствий Дон встречал многих людей с ковбойской амуницией и постепенно научился ремеслу изготовления сёдел. Он изобрёл свой стиль и обучил искусству работы с кожей множество мастеров во всём мире. Сёдла его работы есть даже у таких знаменитостей, как королева Елизавета.

Чем отличается sheridan от других? Флористический рисунок sheridan- это взаимосвязанные круги из стеблей и листьев с цветами дикого шиповника внутри.


Рисунок имеет большое количество мелких деталей резьбы и достаточно сложен в исполнении, что требует определенной усидчивости. Существует целая серия штампов, разработанная специально для тиснения sheridan мелкого, среднего и крупного масштаба. Sheridan бескрайне популярен во всём мире. Безоговорочно любят этот стиль в Японии, видимо в силу национальных качеств.

В нашем магазине Вы можете купить набор штампов для тиснения в стиле шеридан, а также любом художественном стиле.

Художественное тиснение.
Современные мастера помимо классического шеридан используют свои изображения в художественном тиснении. Для этого необходимо перенести контуры на кожу с помощью кардины или тупого конусного шила с рисунка на бумаге.


Далее контур подрезается поворотным ножом. Прорезать необходимо только верхний слой кожи. Если появились сквозные порезы, это уже брак.


До начала работы со штампом кожу необходимо увлажнить. Штамп прикладывают к необходимому участку рисунка и ударяют по нему киянкой. При ударе о кожу штамп склеивает коллаген внутри кожи, фон при этом несколько запрессовывается и сжимается по принципу чеканки. Достигается эффект выпуклости и объёма рисунка. Края рисунка обычно продавливают штампом бевелером (Beveler).


На 1 см длины линии получается в среднем до 7 ударов молотка. Не каждый может осилить эту монотонную работу, но результат того стоит. Так постепенно создается объем на всех элементах рисунка.

Далее формируется общая структура фона так называемым фоновым штампом.



Вот другой пример оформления фона штампом типа корзинка. Сначала выполняется разметка, т. к. ошибка в геометрии даже в 1 мм уже критична. Далее по разметке тиснение продолжается по всему полю изображения.



Следующим этапом работы является покраска и финиш заготовки.


С разными вариациями рисунка на штампах возможности для тиснения безграничны.

Многие мастера на своих произведениях оставляют авторскую подпись. Для этого Вы можете купить в нашем магазине наборные штампы или алфавит.


Для новичков в кожевенном деле мы специально подготовили => наборы для начинающих.

Карвинг по коже и тиснение очень популярны в США и Японии. Всё началось с мастеров, изготавливающих сёдла для быстрых лошадей ковбоев и кобуры для стальных, не менее быстрых кольтов. Сёдла, кобуры, ножны и прочие аксессуары можно изготовить из кожи растительного дубления и украсить традиционными орнаментами дикого запада, цветами сакуры или произвольным, любым рисунком.

Начинается всё с приобретения кожи растительного дубления и её замачивания. Итак, на кожу нужно наносить обычную воду или воду + специальный размягчитель 50 50 до тех пор, пока кожа не станет влажной и не перестанет впитывать воду так быстро, как в самом начале процесса. Также можно напитать кожу и оставить в герметичном пакете на 30-60 минут.

Тиснение по коже от штампинга до покраски, фото № 1

После того как кожа напитается, нужно приступить к штампингу. Штамп нужно держать перпендикулярно столу. Узор на штампе можно выбрать любой или, как в моём примере — баскетвейв со звездой в центре. Тиснение нужно делать аккуратно, шаг за шагом, ведь испортив часть рисунка, промахнувшись на миллиметр, его будет практически невозможно восстановить.

Тиснение по коже от штампинга до покраски, фото № 2

Шаг за шагом, постепенно, забиваем всё полотно. Можно забить одним рисунком или используя набор штампов сделать что угодно, даже 3D дракона или райский сад. Рисунок будет похож на резьбу по дереву.

Тиснение по коже от штампинга до покраски, фото № 3

Итак, наш квадратик кожи заполнен штампом. В данном примере для наглядности и простоты не использовались штампы-бордюры или штампы-камуфляж. Если интересно — пишите в личку, расскажу и покажу, какие бывает штампы, и порекомендую хорошие книги по карвингу, тиснению по коже.

Тиснение по коже от штампинга до покраски, фото № 4

Для того чтобы в местах, где штамп контактировал с кожей, не было изломов (когда кожа высохнет), надо пропитать её размягчителем. В примере я использую размягчитель на водной основе (чтобы потом положить краску) японского производства.

Тиснение по коже от штампинга до покраски, фото № 5

Потом я наношу антик-гель. Это специальная паста, которая проникает в ниши, оставленные штампом, заполняет их и создаёт 3D эффект. Выпуклые части будут менее тёмные, чем те части рисунка, где был штамп.

Тиснение по коже от штампинга до покраски, фото № 6

Для первого нанесения я развожу антик с водой (если он на водной основе) чуть-чуть, для того чтобы антик не высох быстро и не создал корку. Чтобы успел впитаться в кожу.

Тиснение по коже от штампинга до покраски, фото № 7

Антик нужно втирать в рисунок кистью, пока он не начнёт подсыхать.

Тиснение по коже от штампинга до покраски, фото № 8

Потом можно нанести второй слой, уже не разбавляя водой. Неразбавленный антик нужно втирать губкой или тампоном из овечьей шерсти энергичными круговыми движениями.

Остатки антика нужно удалить с поверхности кожи хб или вискозной мягкой тряпкой, губкой.

После высыхания антик можно закрепить финишем, самополирующимся воском или другим составом с нейтральным, матовым или глянцевым эффектом. Я использую японский финиш, создающий гибкую полиуретановую плёнку на поверхности кожи. Финиш защищает краску и кожу от воды, грязи и других внешних факторов воздействия.

Тиснение по коже от штампинга до покраски, фото № 9

После нанесения финиша остаётся только дать ему высохнуть. Красивый рисунок, который мог быть на кошельке, ремне, кобуре, готов!

Необходимо переработать изложение или добавить информацию, чтобы статья описывала более общий случай.

Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту, исправив текст согласно стилистическим рекомендациям Википедии.





Карвинг (от англ. carving — «вырезание») — искусство художественной резки по овощам и фруктам, а также по дереву, льду и камням.

Содержание

История

Слово «карвинг» происходит от английского слова carving , означающего «вырезание». Карвинг бывает, в первую очередь, по дереву и камню. Конечно, по кости и по льду. В кулинарии применяется карвинг по овощам и фруктам, по шоколаду, по сыру и т. п. В принципе, карвинг (резьба) возможен по любому режущемуся материалу.

Карвинг по овощам и фруктам зародился много лет назад на Востоке, и за тысячи лет стал там частью национальных традиций. Мастера карвинга передавали свои знания по наследству.

Сходятся на мнении, что искусство карвинга пришло к нам из Юго-Восточной Азии, точнее из Таиланда. Однако есть точка зрения, согласно которой карвинг изначально зародился в Китае.

Согласно легенде, впервые произведения искусства из овощей и фруктов предстали перед тайской принцессой во время одной из королевских церемоний. Поскольку приближался таиландский праздник «кратонг» (когда жители страны запускают в воздух особые лампы и пускают по реке свечи в стилизованных под лотос лодочках), принцессе преподнесли «лодочку», украшенную вырезанными из продуктов животными.

С тех пор карвинг объявили национальным искусством и стали организовываться особые курсы, на которых можно было овладеть техникой изготовления подобных шедевров. Распространяясь в Азии, карвинг в каждой стране приобретал особые черты. Где-то (Таиланд) больше любили вырезать цветы и вообще растительные орнаменты, а где-то (Китай, Япония) — иероглифы и животных.

Позже карвинг стал постепенно проникать в Европу. Однако изначально здесь он не получил большой популярности. Предполагают, что причины этого следует искать в отличии «стола» Азии и Европы: азиатский стол нуждался в разнообразии, поскольку в нём преобладала растительная пища и хотелось придать родной кухне «красок»; европейский же стол от этого не страдал, здесь было и мясо, и рыба, и овощи… Еда и сама по себе выглядела вполне аппетитно, и всякие там «излишества» могли бы скорее вызвать недоумение и неодобрение (как же, перевод продукта!), нежели интерес.

Однако несмотря ни на что, с появлением ресторанов появилась потребность в красивой сервировке блюд и оригинальном оформлении помещений. А с появлением интереса к восточной кухне и про карвинг вспомнили и начали его активно внедрять.

В настоящее время во многих ресторанах Европы (да и России) можно увидеть красивые фигуры лебедей, цветов и тому подобные формы, которые призваны украшать интерьер и радовать глаз.

Европейский и азиатский карвинг

Принципиально «европейский» и «азиатский» карвинг отличается материалами. «Европейский карвинг» — это не более, чем карвинг по овощам и фруктам, произрастающим в Европе. «Европейский» карвинг применяют для создания украшений из редьки, редиса, свёклы, моркови, болгарских и острых перцев, кабачков, тыквы, баклажанов, лука, капусты, огурцов, арбузов, дынь.

Мастера азиатского карвинга используют арбузы, дыни, папайю, и корень таро, из которых вырезают цветы и скульптуры.

Весьма схожи между собой техники мастеров Китая и Японии — там принято вырезать изображения иероглифов, людей и животных с использованием трафаретов и выемок. Это могут быть традиционные рисунки с драконами, поздравительные надписи и боевые сцены.

А вот в государственной символике Таиланда повсеместно присутствует орхидея. Поэтому именно тайские мастера предпочитают вырезать из фруктов и овощей разнообразные цветочные композиции. Они используют тонкий и узкий так называемый «тайский» нож в сочетании с резцами разной формы.

Китайской технике карвинга, использующей трафареты, выемки и формочки, обучиться легче, но в ней нет той утонченности и изысканности, которой можно достичь с помощью тайской ручной работы ножом и резцами.

Карвинг в России

Всего несколько лет назад в России о карвинге почти ничего не знали. В СССР овощной карвинг существовал, но так незаметно, что мало кто о нём знал — в том числе в связи с бедным ассортиментом овощей.

То ли дело современные продукты! На сегодняшний день уже изданы книги по карвингу на русском языке, продаются самые разные инструменты для карвинга, и наборы инструментов.

Последние несколько лет искусство карвинга стало доступно в России всем желающим достичь вершин в деле декоративного оформления блюд. В 2004 году в России появилась Академия карвинга и овощной карвинг стал неотъемлемой частью всех кулинарных соревнований.

Карвинг — с чего начать?

Для начала необходимо выбрать материалы для работы. Традиционно для карвинга подходят практически любые овощи: картофель, крупный редис, огурцы с гладкой кожицей, твердая тыква и многие другие. Из фруктов наиболее подходящие для вырезания гладкие яблоки, свежие лимоны и апельсины, арбузы, авокадо, дыня и т. п. Главное правильно подойти к процессу выбора «нужных» овощей и фруктов, чтобы ваши творения могли держать форму и радовать глаза гостей как можно дольше. Также следует учитывать, что некоторые продукты после нарезания могут потемнеть, что сразу же испортит общий вид блюда. Необходимо использовать ножи только из самой качественной стали, которые не затупятся и не испортят ваши кулинарные художества.

Задумайтесь также о том, чтобы продукты сочетались друг с другом по цвету и вкусу. Самое главное — не перестараться с украшательствами. Порой небольшой цветочек на салате или фигурка из апельсина способны создать нужный акцент на блюде, чем перегруженный украшениями стол, в котором теряется вся прелесть каждого шедевра.

Начинать стоит с простых фигурок и цветков, а в дальнейшем, овладев мастерством в достаточном качестве, вы сможете воплощать в жизнь самые смелые фантазии и создавать неповторимые украшения на вашем столе.

Важный плюс карвинга также состоит в том, что им может заниматься любой член семьи, от взрослых до малышей. Дети охотно увлекаются созданием фигурок из еды, и, поверьте, с большей охотой съедят любые овощи, сделанные их руками, что принесет двойную пользу — и организму и настроению.

Советы начинающему «карвингеру»

  1. Не каждый фрукт, овощ подойдет для карвинга. Так, например, редис должен быть крупным и ярким, морковь — ровной и гладкой, апельсин — очень свежим. Яблоки лучше брать с гладкой кожицей, огурцы — ровные и с тёмной кожей, у тыкв с грубой кожицей более плотная и удобная в работе мякоть.
  2. Украшения должны сочетаться с блюдом по цвету, а также по вкусу. Мясные блюда лучше украшать огурцами, помидорами, морковью, морепродукты — лимонами. Фрукты послужат прекрасным украшеием для десерта, так и самостоятельным лакомством.
  3. Выбирая сочетания продуктов, отдавайте предпочтение контрастным цветам — композиции будут более фееричными. Красный, зелёный, жёлтый- фавориты.
  4. Фрукты и овощи для карвинга обязательно должны быть чистыми и сухими.
  5. Во всем должна быть золотая середина. Не следует чрезмерно украшать блюда — во всем важна мера.

Инструменты для карвинга.

Декоративные узоры на овощах и фруктах вырезаются специальными инструментами. Основной инструмент мастера — тайский нож. Существуют также

  • карбовочные ножи (острые, V-образные, квадратные, круглые широкие и узкие),
  • нож нуазетный, или нуазетка (другое название — нож-выемка) круглой и овальной формы,
  • нож для каннелирования (нанесения бороздок — каннелюр),
  • нож гравёрный

Карвинг в Москве

Овладеть мастерством карвинга можно как в домашних условиях при помощи подруг и интернета, так и на курсах или мастер-классах по карвингу, которые обычно устраивают кулинарные школы, но также есть и специализированные студии карвинга.

Сегодня в столице курсы карвинга получают все большее распространение среди женщин — ведь так приятно превратить надоевшее стояние у плиты в удовольствие творчества, и при этом порадовать близких и друзей своими кулинарными шедеврами: розочкой из свеклы, бабочкой из моркови или даже роскошной вазой из тыквы.

Не удивляйтесь, если на курсах карвинга Вы встретите мужчину. Все дело в том, что скоро 8 марта, день рождения любимой или день первой встречи/свадьбы, а вкусные съедобные цветы и животные — отличный и, конечно же, необычный способ выразить свои эмоции и чувства.

Обучение карвингу в Москве возможно как в группах, так и в индивидуальном порядке.

В Москве в последнее время курсы карвинга становятся все более популярны, на данный момент насчитывается около 9 курсов, где преподаются основы карвинга [1]

Примечания

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 августа 2012.

Читайте также: