Что делать если ребенок приходит из школы с синяком

Обновлено: 28.04.2024

Каждый родитель стремится максимально обезопасить своего ребенка от всех жизненных напастей. Однако невозможно подстраховаться от всего. Касается это и школьных разборок.

Мы расскажем, как правильно действовать взрослым в конфликтных ситуациях между несовершеннолетними. Объясним, как не усугубить проблему и оградить ребенка от нападок школьников или учителя.

Что делать в первую очередь, если ребенка избили в школе?

Даже самый хладнокровный родитель, узнав об избиении своего чада, зачастую теряет голову и совершает необдуманные поступки. Готовность защищать любой ценой и выраженная агрессия могут привести к печальным последствиям тех, кто изначально был в статусе потерпевшей стороны.

Первое, что следует сделать, получив информацию об избиении ребенка – успокоиться. Не можете унять эмоции – обращайтесь к юристу, который с холодным разумом возьмется представлять интересы вашей семьи.

Медицинские работники, которые выявили у ребенка гематомы, переломы, колотые или резаные раны, иные серьезные повреждения, обязаны самостоятельно сообщить об этом в полицию.

К кому обратиться за помощью, чтобы привлечь хулиганов к ответственности?

Школа – учреждение, которое отвечает за безопасность детей, находящихся на его территории. Директор школы – то должностное лицо, которое обязано следить за обстановкой в школе и принимать непосредственное участие в разрешении школьных проблем.

Если вы (или ваш юрист) считаете, что проблема не критична, можно попытаться решить ее на уровне класса, через классного руководителя.

Начальное общение с директором по факту избиения желательно закрепить письменным заявлением. Это не позволит руководству школы замолчать ситуацию или отделаться разговорами. Более того, заявителю обязаны будут предоставить письменный ответ по поставленным в заявлении вопросам.

Составлять жалобу директору школы должен юрист. От приведенных аргументов и указанных требований будет зависеть дальнейшее развитие событий.

За помощью можно обратиться в местное подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН). По заявлению сотрудники проверят ситуацию, вызовут на беседу родителей хулигана, при наличии оснований поставят его на учет.

Не исключено обращение в полицию (даже если это обязан был сделать обследовавший ребенка медик). Однако при этом необходимо осознавать: если факт избиения не будет подтвержден, встанет вопрос о ложном доносе, за что предусмотрена уголовная ответственность.

Обращение в надзорные и правоохранительные структуры повлечет необходимость общения вашего ребенка с их сотрудниками.

Разрешение конфликта собственными силами

Разрешение конфликта собственными силами

Не каждый школьный конфликт, даже если он заканчивается синяками, требует вмешательства сотрудников сторонних структур. Особенно когда речь идет о рядовых потасовках мальчиков или единичных гиперэмоциональных стычках девочек. Во многих случаях, достаточно обсудить ситуацию с родителями хулиганов. Сделать это можно двумя способами:

  • путем личной беседы. Такой вариант возможен, когда есть представление о семье хулигана либо родители школьников знакомы. К общению следует подготовиться, ведь вторая сторона наверняка будет оправдывать свое чадо. Необходимо привести доказательства вины обидчика, объяснить, чем грозит плохое поведение. Юридически выверенный разговор обычно приводит к извинениям в адрес пострадавших, предложениям загладить вину;
  • на родительском классном или школьном собрании. Этот вариант хорош в сплоченных родительских коллективах, когда проблемы одноклассников разрешаются общими усилиями внутри самой школы. Коллективное разбирательство проблемы должно курироваться юристом. В противном случае некорректное обсуждение хулигана и его родителей, давление на них могут стать поводом для встречных обвинений, в том числе уголовного плана.

Что грозит школьным хулиганам?

Ошибочно мнение, что несовершеннолетние всегда избегают ответственности. Уголовный кодекс строг к тем, кому уже исполнилось 14 лет, но касается это причинения вреда здоровью средней тяжести и более серьезных преступлений. За побои ответственность по КоАП наступает еще позже – с 16 лет. Судимости у хулиганов помладше не будет. Тем не менее в случае привлечения к разбору ситуации правоохранительных органов, возмездия юным бандитам не избежать. Это, во-первых, будет постановка на учет в подразделении по делам несовершеннолетних, что существенно ограничит свободу хулиганов в настоящем и создаст проблемы в будущем. Во-вторых, семьям такой шпаны обеспечено пристальное внимание органов опеки, что психологически будет давить на родителей и, соответственно, на виновников ситуации. Кроме того, за неисполнение родительских обязанностей возможно наложение штрафа. В-третьих, за вред, причиненный избиением, родители пострадавшего ребенка вправе требовать компенсации морального вреда и возмещения вреда материального.

Школьного дебошира, который избивает учащихся, могут исключить из школы. Насколько это реально в конкретной ситуации, поможет разобраться юрист, после изучения устава и внутренних документов учебного заведения.

Что грозит учителю, ударившему школьника?

Мера ответственности педагога, который ударил ученика, зависит от степени тяжести причиненного вреда. Так, например, легкий вред здоровью может повлечь арест до 4 месяцев, исправительные работы до года или обязательные до 480 часов либо штраф до 40 тыс. руб. (или в размере дохода учителя до 3 месяцев). Существеннее вред – весомее уголовная ответственность.

Если учитель неоднократно бил ребенка, он будет судим за истязание. Мера ответственности по данной статье – от 3 до 7 лет лишения свободы.

Уголовный кодекс предусматривает дополнительные меры ответственности к педагогам. Лица, ненадлежаще исполняющие свои обязанности, когда это сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетними, могут лишиться свободы на срок до 3 лет.

Даже если побои учителя не нанесли вред здоровью ребенка, педагог понесет ответственность. Это будут обязательные работы до 120 часов, административный арест до 15 суток или штраф до 30 тыс. руб. Кроме того, виновный, наверняка, будет уволен из школы.

Резюме

Оценку каждой конкретной ситуации с избиением несовершеннолетнего должен дать юрист. Он же определит направление действий по его защите и предполагаемую меру наказания преступников. Это позволит родителям не наломать дров и максимально быстро разрешить проблему, не меняя школу и не коверкая психику своего ребенка.

Получить профессиональную консультацию в столь щекотливом и непростом деле можно у наших специалистов. Звоните нам или оставляйте свои вопросы в форме чата, и вы гарантированно получите помощь.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Здравствуйте! Мы уже не знаем что делать.

В прошлом году у нас избили ребенка группа детей, школьников. Ребенок пролежал в больнице более двух недель. Но ни уголовного дела ни административной ответственности никто не понес. Ни родители ни дети.

Но мы живем в деревне и дети ходят в туже школу, и там продолжаются периодические избиения.

Прошу помогите, одному из них (тех кто бил) уже есть 14 лет, но на все закрывают все глаза.

Что нам делать? Ребенок стал замкнутым это какой то кошмар, просто бессилие. Что делать, когда ребенка бьют в школе? Какое за это должно быть наказание по статье УК?

Здравствуйте!
Вы обращались в правоохранительные органы или директору школы по данным вопросам?

Обратитесь к представителям органов власти, в полицию, в случае бездействия с жалобой в прокуратуру, в случае дальнейшего произвола, обратитесь к адвокату специализирующемуся по уголовным делам.

Закажите консультацию, многого полагаю не стоит. В последствии, если он увидит в сути дела благоприятный исход (в зависимости от множества обстоятельств), оплатите его труд за участие в процессе, а далее расходы понесенные на оплату услуг адвоката можно будет взыскать с обвиняемых (в последствии осужденных), если вы будете уверены в результате дела.

Моральный вред за побои возмещается только в судебном порядке. К
сожалению, на сегодняшний день критериев оценки размера морального вреда
не существует и решение суда в части компенсации морального вреда
является произвольным.

Если уголовное дело не будет возбуждено (а возбуждается данная категория дел только по заявлению потерпевшего или его представителя), необходимо потребовать письменный отказ в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.
Если у Вас имеется на руках отказ в возбуждении уголовного дела по поводу побоев в прошлом году — Вы можете обратиться в суд сейчас, если имеете письменные доказательства прошлых побоев.

P.S. Пожалуйста, не забывайте ставить оценку за ответ!

Моя дочь посещает первый класс.Перед началом учебного года классный руководитель сообщила что она против наличия у учеников телефонов и попросила родителей детям телефоны в школу не давать.Обещала поддерживать связь родителей с ребенком через нее. Уставом школы мобильные телефоны не запрещены.

Сначала нас это устраивало. Но потом произошло несколько случаев.

Дочь посещает дополнительные занятия на базе школы после уроков. Несколько раз ребенок беспрепятственно вышел из здания школы после доп.занятий, не дождавшись родителей(чуть-чуть задержались). классного руководителя в школе к тому времени уже не было. Так же были ситуации, когда ребенка не было в холле школы после уроков/доп.занятий, а носился по школе. Поиски ребенка занимали 40-60 минут. Классного руководителя опять же не было в школе либо она сама не знала где ребенок.

После вышеизложенного нами(родителями) было решено приобрести ребенку часы-телефон для контроля ребенка после основных уроков.По часам дочь может связываться со мной либо отцом, так же через приложение в моем телефоне я могу видеть местонахождение ребенка и знать,когда ребенок часы с руки снял.

Сегодня был первый день ношения часов. В 9:03 часы были сняты. Я и муж пытались связаться с кл.руководителем во время школьных перемен.Кл.руководитель ответила нам только в 12:55. Она объяснила,что часы увидела и заставила ребенка их снять,т.к. она против телефонов в школе. На наши объяснения, что часы нужны для контроля за ребенком после уроков, отреагировала тем же "связывайтесь через меня".

Насколько правомерны действия учителя?

Имею ли я, как родитель, право связываться с моим ребенком в любое время любым удобным средством связи? на какие статьи я могу ссылаться?

За воспитание и образование ребёнка отвечают семья и школа. Когда у них что-то не получается — в дело вступают органы опеки. Но в России нет чёткого алгоритма, в каких случаях школа и директор должны обращаться в опеку. «Мел» попросил президента фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Елену Альшанскую, директора московской школы № 444 Павла Северинца и Департамент труда и соцзащиты населения Москвы объяснить, как на практике взаимодействуют школы и органы опеки.

Отсутствие чёткой системы межведомственных отношений иногда приводит к трагическим последствиям. Так, девятиклассник из бурятской школы, напавший на одноклассников и учительницу с топором, год общался со школьным психологом, но тот не нашёл у него отклонений в поведении и не сообщил об этом в комиссию по делам несовершеннолетних.

Знакомые девятиклассника из Ивантеевки, устроившего стрельбу в школе, говорили директору о том, что ученик собирается напасть на школу, но руководство школы никак не отреагировало на это обращение.


Даже если администрация школы вовремя отреагирует и обратится в нужные органы — это всё равно не гарантия того, что проблему смогут решить.

Недавно в Москве три сестры убили своего отца за то, что, как они утверждают, он много лет избивал их и «причинял моральные страдания». Директор школы, в которой учились девочки, рассказал, что обращался в органы опеки. Правда, поводом для обращения служили не насильственные действия отца, а систематические прогулы школы.

Если ребёнок длительное время не ходит в школу или регулярно пропускает занятия:

  • сначала ученика ставят на учёт в образовательной организации;
  • затем в течение трёх дней школа направляет информацию об этом в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту жительства ученика).

В теории комбинация «школа плюс опека» должна предотвращать такие случаи, но на практике работает со сбоями. Эксперты говорят, что часто и школа, и опека на многое то ли не обращают внимание, то ли закрывают глаза. Нет чёткого понимания, когда нужно что-то делать в обязательном порядке. Что касается опеки, то она тоже не всегда работает в интересах семьи.

Елена Альшанская: «Наши школы не обращают внимание, если дети приходят с синяками»

Насколько я понимаю, в ситуации с сёстрами Хачатурян школа обратилась в органы опеки не из-за насилия, а из-за того, что девочки периодами пропускали занятия. В этом случае школа практически всегда волнуется и включается в ситуацию. Когда речь идёт о другом, например, были какие-то признаки насилия (девочки приходили с синяками), то, скажу честно, наши школы не очень активно обращают на это внимание.

Хотя на самом деле они действительно обязаны это делать. В рамках закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» все госучреждения должны тут же сообщать в комиссию по делам несовершеннолетних и органы опеки, если, с их точки зрения, происходит какое-то насилие в отношении ребёнка или он находится без надзора родителей. Другое дело, что каких-то чётких протоколов, как именно они должны это сделать и в какой срок, — нет.

Выдержка из закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность:

  • выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
  • выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей».

Если такие сроки и прописаны, то только в региональных регламентах. Например, у Москвы есть такой документ, но там тоже не детально сказано, на что школы должны обращать внимание и как.

Если им кажется, что есть какая-то проблемная ситуация, они могут обратиться в органы опеки. По идее, если ситуация угрожает ребёнку — они обязаны это сделать, но как оценить, угрожает она или не угрожает, — всё на их усмотрение.


Эта ситуация порождает иногда лишние проблемы: у нас было несколько случаев, когда именно прогулы ребёнка-подростка приводили к тому, что школа сообщала о ситуации в органы опеки и в комиссию по делам несовершеннолетних. Ребёнка ставили на учёт, начинали пугать маму тем, что его отберут, чтобы она заставила ребёнка не прогуливать школу. Но это не всегда реально: отношения между родителями и подростком, который вступает в период острой сепарации, бывают сложные, и трудно сделать так, чтобы ребёнок их слушался.

Вместо того, чтобы как-то родителю помогать, органы опеки действительно могут создать ситуацию угрозы. Поэтому сегодня эта система не всегда хорошо работает, особенно в интересах семьи.

Если школа всё-таки решила сообщить в опеку, что что-то не в порядке, после этого органы опеки должны провести проверку. Они проверяют поступившее к ним обращение непосредственно в семье.

Хронология обращений директора школы, в которой учились сестры Хачатурян, в органы опеки:

  • В феврале 2017-го школа первый раз обращается в отдел социальной защиты из-за того, что сёстры Хачатурян долго не ходят в школу. Но разбирательство прекратили, потому что школьницы «вернулись к процессу обучения».
  • В ноябре 2017-го школа повторно сообщает, что сёстры не ходят в школу. К ним в квартиру приходила комиссия, но дверь никто не открыл.

При этом семья Хачатурян не состояла на учёте в отделе социальной защиты населения или в центре социальной помощи семье и детям.

Павел Северинец: «Первое звено — классный руководитель, он устанавливает контакт с семьёй»

В школе всегда есть социальный педагог и классный руководитель. Учитель или классный руководитель передаёт соцпедагогу, что существует такая-то проблема. Поводом может быть травма, полученная ребёнком не в школе, синяки, неопрятный вид. Чёткого списка, на самом деле, нет. Если ребёнок пропускает уроки — это тоже повод обратиться в опеку.


У нас был случай с дошкольником. Мама в раздевалке сорвалась: стала бить и ругать ребёнка. Её остановили и написали письмо в органы опеки с просьбой обратить внимание на семью. После этого опека должна сообщить в школу, как отреагировала.

Чаще всего сотрудники из органов идут в семью или зовут педагога из школы, составляют акт, если необходимо — ставят на учёт, затем школа и опека вместе составляют план работы.

С неблагополучным ребёнком трудно, но важно работать. Первое звено — классный руководитель, он устанавливает контакт с ребёнком и семьей; затем соцпедагог и психолог. Часто таким ребятам просто нечего делать, они слоняются без дела, поэтому кружки и секции (спорт, туризм) могут помочь. При департаменте соцзащиты работают центры, где с такими детьми работают: возят на экскурсии, организуют досуг.

Если ваш ребенок пришел из школы с синяком под глазом, нужно немедленно принимать адекватные меры.

Если вы не отреагируете на этот, как считают многие родители, пустяковый инцидент, завтра вашего ребенка ударят по лицу уже ногой, послезавтра - ударят головой об стену и т.д.

1. Ведете ребенка в районный травмопункт и берете там справку о наличии побоев.

2. С этой справкой направляетесь на следующий день к директору школы и официально передаете ему заявление о том, что вашего ребенка избили в школе и вы требуете принять меры и наказать виновных сотрудников школы, не обеспечивших надлежащий контроль за вверенными им детьми.

3. На словах дополняете, что в случае повторного инцидента, будете обращаться в правоохранительные органы, вышестоящую организацию и т.д.

Разговоры о том, что нужно воспитывать из мальчиков настоящих мужчин, в сегодняшней ситуации, когда отморозки любого возраста окружают нас в повседневной жизни, не актуальны.

Нужно защищать физическое и психическое здоровье своих детей. Кроме вас этого никто не сделает.

Поговорите с ребёнком

Для начала я бы поговорила с ребёнком и попыталась (не настаивая, а подводя к теме) выяснить что случилось. Иной раз, хоть многие родители не хотят признать этот факт, Ваш ребенок может быть "виноват" сам. Например, защитил кого-то, а это достойно похвалы, а не порицания, и в таком случае не нужно будет никому и ни на что жаловаться.В этом случае нужно просто объяснить, что надо действовать дипломатично, желательно избегая драки, т.к. это может нанести вред и даже увечья. Но может быть и другая история: одноклассники или одношкольники побили Вашего ребенка. Тут я бы также не стала сразу принимать меры, опять же выяснила причину - за что? Если , конечно, криминал - идите к учительнице. НО! Трижды подумайте как повести разговор - учитель может на всю школу "растрезвонить", что Ваш ребенок жалуется, таким образом, выставив его же в неприглядном свете. Увы, но наши учителя (знаю о чем говорю - мой ребенок уже год как школу окончил) не совершенны и порой наносят моральный вред ребенку, развивают комплексы, которые могут тянуться вплоть до окончания школы.

Верьте своим детям!

Если пришел с синяком, постарайтесь уменьшить последствия.

Дети учатся жизни во всех её проявлениях

Меры в любом случае нужно принимать,но не нападки и агрессии в сторону обидчика,а попробовать все урегулировать мирным путем.

Для начала выясните причину у сына,если он не виноват в этой ситуации.Если же у него к примеру хотели отобрать его вещь и т.п.,то стоит поговорить с родителями обидчика,обсудить ситуацию.Стоит все решить,чтобы родители объяснили своему ребенку,что хорошо,а что плохо.Если же виноват ваш сын,то в этом случае стоит объяснить вам ему,что так делать нельзя.Нужно сначала поговорить и если не получится(сыну),то уже искать другие пути решения,но не битьем.Никогда не учите своего малыша лезть в драку,это к хорошему не приведет.Нужно решать словами.Но и себя в обиду не давать.

Агрессия порождает агрессию.Дети,как губки все впитывают.И вас,как родителя он должен послушать и прийти к определенному выводу.Психологи советуют не нападать и ругать ребенка,а поговорить по душам.Криками можно только усугубить ситуацию.Поговорите,объясните.Уверена у вас получится.Удачи Вам и вашему малышу!

Оставлять это просто так нельзя, необходимо обязательно разобраться в ситуации. Но и перебарщивать тоже не стоит. У меня как то тоже сын пришел с синяком. Разобрался до упора - мальчика который побил поставили на учет - родителей оштрафовали. Таскатни было не мало. Сейчас прошло уже 10 лет оба мальчика сейчас лучшие друзья окончили школу.

Оставлять это на самотек нельзя

скорей всего выяснить

где его получил.Если в школе.Разобраться там.Если на улице,искать обидчика.и сделайте своими силами.Почему?Дасли не дай бог просто какие то старшеклассники,решили похулиганить.Вы можете просто испортить этим жизнь ребятам . И лучше поговорить с родителями.Потому что ваш малыш может подрасти и тоже похклиганит.Лучше разобраться с родителями.Чем вызывать полицию.

Реагировать надо обязательно.но для первого раза лучше с родителями

Меры принимать нужно обязательно,это же ваш ребенок, и кроме вас его ни кто не защитит.

Вы ребенка отдали учится, а не для того что бы в школе он был боксерской грушей. Для начала нужно поговорить с ребенком и выяснить всю ситуацию. Подойти к классной и поговорить с ней. Ведь она смотрит за детьми и отвечает за них. Если вопрос не решится, то идти дальше до директора. Если и директор не примет меры, то идти в образование.

А еще не забудьте сходить к врачу и проконсультироваться, потому что синяки тоже могут иметь последствия. Когда у меня была такая ситуация я ходила разбиралась. Нам правда пришлось дойти до директора. Ситуацию разрешила директор.

Можно не принимать мер один раз. А если ребенок регулярно приходит в синяках, поясняя, что давал отпор тем, кто нападал на него - как тогда поступать? Учительница мер не принимает, ждать, когда ребенок получит серьезную травму от обидчиков?

Детские падения и ушибы в школе — такое же обычное дело, как снег зимой. Школьники от 7 до 17 лет по всей стране каждый день попадают в передряги. Зачастую и учителя, и администрация школы боятся брать на себя ответственность за травмы ученика, и перебрасывают её друг на друга. А поранившийся ребёнок может оказаться предоставлен сам себе. Мы почитали родительские форумы и постарались ответить на самые важные вопросы, а также составили алгоритм действий, когда травма оказывается серьёзней, чем царапина или синяк.

«Урок физкультуры у четвёртого класса, дети на матах кувыркаются друг за другом. Учитель велит моему сыну остановиться и подождать. Тот останавливается, сидит на мате, сзади на него накатывается мальчик (весом раза в полтора тяжелее моего), падает сыну на руку. Итог — у моего ребёнка трещина кости между локтем и запястьем, носить лонгету две недели. Факт травмы зафиксирован. Кто виноват?».

Кто несёт ответственность


Пока ребёнок находится на территории школы, ответственность за его жизнь и здоровье всегда лежит на школе, это установлено законодательно (статьи 32 и 51 закона «Об образовании в РФ»). Обеспечение безопасности входит в обязанности работников школы как во время занятий, так и во время перерывов между ними (приказ Минобрнауки от 27 марта 2006 г. N69). Семейный кодекс (статья 56) уточняет, что во время уроков за ребёнка отвечает учитель, на переменах, до и после уроков — дежурный педагог.

«Сегодня старший сын вернулся из школы и рассказал, что играл с мальчиком на перемене, тот его сильно толкнул и сын, падая, ударился лицом о стену. Всё происходило на перемене в коридоре, а учительница была в классе. Итог: раскрошены два передних зуба, а они уже не молочные. Теперь нужно восстанавливать зубы, наращивать, а это требует немалых денег, да и самое главное — ребёнку больно, есть не может. Что мне делать в такой ситуации?».

Что должен делать родитель


1. В письменной форме призвать директора провести служебное расследование ситуации и выдать вам акт о несчастном случае, если он имеет место. Также родители вправе попросить администрацию наказать виновных преподавателей, проверить безопасность помещения, и выяснить, соблюдаются ли необходимые правила.

2. Зафиксировать факт травмы. Для этого необходим акт о несчастном случае, выданный директором, либо запись об осмотре ребёнка в травмпункте.

3. Требовать возмещения затрат на лечение и компенсацию морального вреда, причинённого ребёнку. Размер компенсации морального вреда определяет суд, равно как и степень вины того, кто причинил вред.

«Сын из школы пришёл с сильным ушибом мягких тканей окологлазничной области (синяк, отёк, ссадина). Травма была получена на уроке физкультуры. Никто из педсостава вечером, когда я забирала ребёнка из школы, ответить на вопрос „что случилось“, не мог. Со слов сына на уроке физкультуры в него с разбегу врезался одноклассник, в то время как сын стоял на месте. К кому обращать вопрос: что случилось на уроке? В каких случаях сотрудники школы обязаны связываться с родителями ученика?».

Что должен сделать учитель


Во-первых, ообщить о травме школьной администрации. Во-вторых, необходимо позвонить родителям и постараться рассказать о ситуации максимально объективно, избегая оценочных реплик, в том числе фраз вроде «ваш Вася, как обычно, бежал сломя голову». Но избегая и оправдывающегося тона: «Не уберегла я, Мария Ивановна, вашего сына». Постараться успокоить ребёнка, если он напуган, организовать медицинскую помощь и, конечно, не разводить панику.

«Звонит мне учительница около четырёх часов дня и рассказывает, что моя дочь на уроке физкультуры столкнулась с девочкой головами, ударилась носом. Учитель физры отправила мою дочь к медику в сопровождении двух девочек. Пришли они к кабинету медика, а медика нет — работает до полчетвертого. Решили искать свою учительницу. Пока ходили по этажам, у неё пошла кровь из носа. Нашли учителя, оказали моему ребёнку медицинскую помощь: приложили лёд на нос. Позвонили мне на работу. Я пока в такси ехала, вызвала скорую помощь. Нас увезли в травматологическое отделение с подозрением на перелом носа и сотрясение головы. У меня вопросы: а есть ли какой-то утверждённый регламент действий в данной ситуации? Почему ребёнку скорую вызывала я, а не те люди, которые видели, в каком состоянии мой ребёнок? Почему моя дочь ходила по кабинетам и этажам и сама искала, кто бы ей оказал первую медицинскую помощь? И что это такое — отправили ребёнка в сопровождении таких же детей?».

Что должен делать медицинский работник


Первую помощь пострадавшему ребёнку должны оказать школьные врачи. В случае если травма требует более серьёзного вмешательства или если врачей нет на месте, администрация или кто-то из медперсонала обязан вызвать скорую помощь. Врачи должны описать повреждения (тип, характер, степень тяжести) в журнале учёта пациентов и выдать родителям пострадавшего справку с предварительным диагнозом, а также дать рекомендации по уходу. Сообщить о случившемся в полицию.

«На прошлой неделе ребёнок упал (говорит, что на перемене во время дошкольной подготовки), ушиб колено и стал хромать. Так как за сутки боль и хромота не проходили, я с перепугу решила отвезти его в травмпункт. Там врач сказал, что это просто ушиб и что может быть хромота дня три. А сегодня мне почему-то позвонили из полиции по поводу этого ушиба, спрашивали обстоятельства падения. Почему они этим интересуются?».

Что должен делать сотрудник полиции


«Перед праздниками мальчик пришёл из школы с синяком под глазом. Сказал, что подрался с одноклассником. Кто-то кому-то что-то сказал, кто-то кого-то толкнул, завязалась драка. „Бойцы“ обменялись несколькими ударами, потом одноклассники их растащили и уговорили помириться. Мать приложила к синяку холод и посчитала инцидент исчерпанным. Через три дня её вызвали к директору школы. Выяснилось, что родители второго драчуна отвели его в травмпункт, зафиксировали гематому на лице, написали заявление в полицию и директору школы. Мальчика теперь чуть ли не на учёт в детской комнате ставят. Мать в шоке, не знает, что делать, синяк-то у сына прошёл не зафиксированный. Я предложила себя в свидетели. Это нормально? Может быть, теперь стоит с каждой царапиной наперегонки в полицию бежать?»

Если дети подрались


Важно помнить, что даже в этой ситуации ответственность лежит на администрации школы и дежурном учителе. Поэтому алгоритм действий начинается с того же: для начала нужно установить факт учительской вины или её отсутствия. В то же время родителю нужно выяснить подробности. Затем сообщить родителям второго участника о случившемся, не унижая и не оскорбляя ни их, ни их ребёнка. И постараться выяснить причины конфликты и урегулировать его. Если родители второго участника не идут на контакт, попросить о помощи учителя или школьного психолога.

Если выяснится, что один из детей намеренно избил другого, и второй получил травмы средней и тяжкой степени, то обидчик, если он старше 14 лет, может быть привлечён к уголовной ответственности.

К травмам средней и тяжкой степени относятся:

1. Потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа или утрата органом его функций;

2. Прерывание беременности;

3. Психическое расстройство;

4. Обезображивание лица;

5. Утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

6. Полная утрата профессиональной трудоспособности.

Если есть смягчающие обстоятельства и инцидент произошёл впервые, скорее всего, уголовное наказание будет заменено воспитательными мерами. В случаях, когда травма слишком тяжкая, — условным наказанием. Кроме этого, ребёнка поставят на учёт в отделе по делам несовершеннолетних.

На что может претендовать пострадавший

В случае физической или психологической травмы, родители могут предъявить иск к администрации школы, но только после того как докажут, что ребёнок не виноват в случившемся. При этом под виной школы подразумевается недосмотр за детьми в момент причинения вреда. Если ребёнок получает травму во время пребывания в школе, родители могут претендовать на возмещение расходов, связанных с лечением этой травмы (статья 1087 ГК РФ).

Размер компенсации морального вреда определяет суд в зависимости от характера причинённых физических и нравственных страданий, а также степени вины того, кто причинил вред. В случае если вина доказана, суд обяжет школу выплатить семье школьника денежную сумму.

Если при этом установлена вина работника школы, то директор может сделать виновному замечание или выговор, или даже уволить. Когда виноват директор — за него отвечает районное Управление образования. И, разумеется, никакие витрины родители оплачивать не должны.

Учительница средней школы Ирина Николаевна Иванова заметила, что ученик второго класса Сергей Петров часто приходит в школу с синяками на лице и на руках, хотя он – тихий и спокойный ребенок и никогда не участвовал в мальчишеских драках. Иванова вызвала в школу мать мальчика. На вопрос учительницы, откуда у Сергея синяки, мать не смогла дать вразумительного ответа.

Руководство школы обратилось в орган опеки и попечительства с просьбой проинспектировать семью Сергея. В процессе проверки было установлено, что отец Сергея – хронический алкоголик и в состоянии опьянения избивает сына, а также свою жену.

Какие приоритетные семейные интересы и кем нарушены в семье Петровых? Какие меры семейно-правовой ответственности могут быть применены к отцу Сергея и в каком порядке?

В родительских правах ограничат сего родителя

Если оставление ребёнка с родителями по независящим от родителей причинам опасно для ребёнка, суд может принять решение об отобрании ребёнка у родителей (ограничение родительских прав). Такими причинами могут быть — психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжёлых обстоятельств. Не относится к таким обстоятельства хронический алкоголизм или наркомания родителей т. к. это уже основания к лишению родительских прав (ст. 69 СК РФ).

Кроме этого, ограничение родительских прав, возможно, если оставление ребёнка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребёнка, но нет достаточных оснований для лишения родительских прав.

С иском об ограничении родительских прав могут обратиться родственники ребёнка, органы опеки и попечительства, дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, а также прокурор.

Дело об ограничении родительских прав рассматривается с обязательным участием органов опеки и прокурора.

По истечении 6 месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав, если родители не изменили своего поведения и отношение к воспитанию ребёнка, орган опеки обязан предъявить иск о лишении родительских прав.

Принимая решение об ограничение родительских прав, суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребёнка с родителей, ограниченных в правах (п.5 ст.73 СК РФ).

Основания для лишения родительских прав предусмотрены в ст. 69 СК РФ и, как правило, касаются тех родителей, которые уклоняются от выполнения родительских обязанностей, жестоко обращаются с детьми, являются хроническими больными алкоголизмом или наркоманией и т. д.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке (ст. 70 СК РФ).

Обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением может один из родителей либо законный представитель несовершеннолетнего, прокурор и организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (орган опеки, комиссия по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Родители (или один из них), в отношении которых будет решаться вопрос о лишении родительских прав, привлекаются в качестве ответчиков по делу.

В судебном заседании обязательно участвуют прокурор и представитель органа опеки. Поскольку лишение родительских прав не снимает с родителей (одного из них) обязанности по уплате алиментов, то суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав также решает и вопрос о взыскании алиментов на ребенка, независимо от того, подан такой иск или нет (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 27.10.1998 г.)

Суд обязан учитывать, что лишение родительских прав является крайней мерой. В исключительных случаях при доказанности виновного поведения родителя суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств вправе отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей, возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей. Отказывая в иске о лишении родительских прав, суд при наличии указанных выше обстоятельств вправе в соответствии со ст. 73 СК РФ также разрешить вопрос об отобрании ребенка у родителей и передаче его органам опеки и попечительства, если этого требуют интересы ребенка.

Читайте также: