Чем опасна тормозная жидкость для кожи

Обновлено: 28.04.2024

Этиленгликоль (ЭГ)- двухатомный спирт, CH2OHCH2OH, входит в состав различных незамерзающих жидкостей (антифриз), таких как 4О, В-2 4ОП, ГГ-1, и др., применяется также в качестве тормозных жидкостей, например, жидкости ГДТ-22, "Нева", имеющие зеленоватый цвет. Тормозные жидкости красного цвета, как правило, не содержат этиленгликоль. Отравления этиленгликолем особенно важны для военных врачей, поскольку встречаются в войсках достаточно часто, нередко носят групповой характер и сопровождаются высокой (30-50%) летальностью.

Этиленгликоль представляет собой бесцветную или желтоватую сладковатую сиропообразную жидкость. Кипит при температуре +194оС, замерзает при -12оС. Водные растворы этиленгликоля замерзают при более низких температурах. Ингаляционных отравлений этиленгликолем не бывает, так как летучесть его при обычной температуре недостаточна для создания в воздухе токсических его концентраций.

Смертельная доза этиленгликоля составляет около 80-100 мл,. Эфиры этиленгликоля (целлозольвы) также используются в качестве технических жидкостей. Наибольшее распространение имеют монометиловый и моноэтиловый эфиры (метил- и этилцеллозольвы). Применяются в чистом виде или в форме водных растворов. Используются как растворители, антикристаллизационные добавки к моторным топливам, (последние преимущественно в виде жидкости "И", содержащей ЭЦ, а также "ИМ" - равнообъемные смеси этилцеллозольва и метанола). В отличие от этиленгликоля, они обладают достаточно высокой летучестью и способны вызывать не только пероральные, но и ингаляционные отравления. Целлозольвы, особенно метиловый, обладают большей токсичностью, чем ЭГ.

Патогенез отравлений.

Этиленгликоль быстро всасывается в желудочно-кишечном тракте, определяется в крови уже через 5-15 минут после приема внутрь, максимальная концентрация достигается в крови через 2-5 часов. Максимальное удаление этиленгликоля и продуктов его метаболизма происходит в первые двое суток после отравления. Этиленгликоль и продукты его метаболизма являются осмотически активными веществами, проникают в клетки и вызывают их гидропические изменения.

Этиленгликоль подвергается в организме окислению до углекислоты и воды с образованием высокотоксичных промежуточных продуктов - гликолевого альдегида, гликолевой, глиоксиловой, щевелевой и других кислот. Особенно токсичен гликолевый альдегид, вызывающий тяжелые поражения сосудов мозга и почек, а также глиоксиловая кислота, являющаяся мощным агентом, разобщающим окисление и фосфорирование. В то же время ряд авторов считает, что главную роль в токсичности этиленгликоля играет гликолевая кислота - хотя она и менее ядовита, чем другие метаболиты этиленгликоля, но её концентрация в биосредах на порядок выше, чем этих метаболитов. Определенную роль в генезе интоксикации играет щевелевая кислота. Последняя взаимодействует с ионами кальция, при этом образуется плохо растворимый оксалат кальция. До 50% этиленгликоля и продуктов его распада удаляется через почки. Оксалаты осаждаются в стенках капиляров, в лоханках и канальцах почек, действуют непосредственно и рефлекторынм путем, нарушают почечный кровоток и вызывают тяжелую токсическую нефропатию (вплоть до острой почечной недостаточности). Выраженные изменения происходят также в печени, поджелудочной железе, центральной нервной системе, сердечной мышце. Гипокальциемия способствует этим нарушениям.

Этиленгликоль действует как сосудистый и протоплазматический яд, подавляет окислительные процессы, вызывает отек, набухание и некроз мелких сосудов, нарушает тканевое кровообращение, сдвигает кислотно-щелочное состояние в сторону метаболического ацидоза, нарушает водно-электролитный баланс. Патогенез интоксикаций целлозольвами изучен недостаточно. Эти вещества быстро всасываются, распределяются в организме относительно равномерно, в неизменном виде удаляются преимущественно с мочой и с выдыхаемым воздухом. Подвергаются интенсивному метаболизму, преимущественно в печени. Среди двух возможных путей метаболизма - окисление спиртовой группы и разрыв эфирной связи - у человека явно преобладает первый с образованием продуктов (метокси- и этоксиуксусных кислот), более токсичных, чем исходные вещества. Основным ферментом токсификации целлозольвов является, по-видимому, алкогольдегидрогеназа. Развитие интоксикации сопровождается нарушениями обмена пирувата и лактата, кетоацидозом, свидетельствующим о серьезных сдвигах межуточного обмена. Резкий ацидотический сдвиг, характерный для этих интоксикаций, обусловлен, наряду с кетоацидозом, также соответствующими оксиуксусными кислотами - продуктами метаболизма яда.

Клиника острого отравления этиленгликолем также имеет определенные периоды:

- начальный или период опьянения с возбуждением и эйфорией;

- скрытый период или период мнимого благополучия продолжительностью от 1 до 12 часов, иногда дольше;

- период основных проявлений интоксикации:

а) фаза преимущественно мозговых нарушений;

б) фаза преимущественного поражения внутренних органов или гепато-ренальная фаза;

- период обратного развития.

В начальном периоде состояние больных напоминает алкогольное опьянение. В это время этиленгликоль оказывает на организм как бы "спиртное действие" цельной молекулой. В этот период наиболее благоприятно сказывается применение противоядий и методов форсированного удаления яда из организма.

В скрытом периоде наступает улучшение состояния больного.

Затем развивается период основных проявлений интоксикации. В фазу преимущественно мозговых расстройств у больного появляются общая слабость, головокружение, шаткая походка, головная боль, эмоциональная гипертензия, расстройство координации движений, тошнота, рвота (часто многократная), озноб, боли в животе и пояснице. Затем развивается оглушение, депрессия, потеря сознания, нарушения сердечно-сосудистой деятельности и дыхания. Бывает ригидность затылочных мышц, патологические рефлексы. Возможна гемоконцентрация. При приеме высоких доз яда скрытый период может отсутствовать и фаза опьянения непосредственно трансформируется в стадию основных проявлений интоксикации.

Если больной выживает, состояние его улучшается, затем опять ухудшается в связи с нарушением функции почек и печени. Развиваются токсическая гепатопатия, нефропатия, острая почечная или печеночная недостаточность.

Больные жалуются на головные боли, боли в правом подреберье и поясничной области, жажду, отсутствие аппетита, тошноту, повторную рвоту. Одним из ранних и ведущих симптомов ОПН явление снижения количества мочи до уровня олиго- (менее 500 мл/сутки) или анурии (менее 100 мл/сутки), позднее возникают признаки уремической, водной и электролитной интоксикации. Повышается артериальное давление, постепенно прогрессирует анемия. Поражения печени проявляются диспептическими симптомами, гепатомегалией, желтухой, признаками геморрагического синдрома, печеночной энцефалопатией. Подобные больные чаще всего умирают в конце первой - начале второй недели интоксикации вследствие ОПН или почечно-печеночной недостаточности, а также осложнений (дистрофия миокарда, тяжелой пневмонии и др.). Поражения почек при отравлениях этиленгликолем относят к одним из самых серьезных, так как у этих больных нередко развивается двусторонний (тотальный или сегментарный) корковый некроз почек.

Одним из первых признаков улучшения является увеличение диуреза, который в течение нескольких дней не только достигает нормального уровня, но и заметно превосходит его (фаза полиурии ОПН). В этой стадии больному угрожает избыточное выведение жидкости и электролитов. Восстановление происходит медленно. Особенно долго (до года) сохраняются снижение концентрационной способности почек и анемия.

Клиника отравлений целлозольвами в целом напоминает картину интоксикаций этиленгликолем - после приема яда развивается неглубокое опьянение, затем следует латентный период и стадия выраженных проявлений с симптоматикой острого гастрита и энцефалопатии (возбуждение, атаксия, сопор, кома), быстро возникает картина декомпенсированного метаболического ацидоза. Особенно тяжело протекают отравления метилцеллозольвом, нередко сопровождающиеся развитием экзотоксического шока, выраженной гепато- и нефропатии. Тяжесть отравления этилцеллозольвом преимущественно обусловлена метаболическим ацидозом. Шок, серьезные поражения паренхиматозных органов как правило не развиваются. Вожможны неспецифические осложнения - дистрофия миокарда, панкреатит, пневмония и т.д.

Лечение отравлений этиленгликолем, его эфирами строится в соответствии с общими принципами терапии экзотоксикозов. Первостепенное значение имеет удаление невсосавшегося яда из желудочно-кишечного тракта - промывание желудка 2% раствором гидрокарбоната натрия, введение солевого (предпочтительно - сульфата магния) слабительного, очищение кишечника. Активированные угли слабо поглощают этиленгликоль, однако их применение все таки оправдано, особенно с учетом трудности точного нозологического диагноза на догоспитальных этапах.

Антидотными свойствами по отношению к этиленгликолю обладает этанол, который, конкурируя с гликолем за алкогольдегидрогеназу, снижает продукцию токсичных метаболитов. Этанол вводится внутрь в 30% растворе (первая доза - 200 мл, затем через 3-4 часа 50-100 мл этого раствора) или внутривенно (5% на 5% растворе глюкозы из расчета 1,5-2г алкоголя на кг массы тела в сутки). Длительность применения этанола - до 2-3 суток. В последнее время рекомендуются вместо этанола другие ингибиторы алкогольдегидрогеназы (4-метилпиразол, амид изовалериановой кислоты), однако их использование требует дальнейшего клинического изучения. Для уменьшения гипокальциемии показано введение 10-20 мл 10% хлорида или глюконата кальция, а с целью образования растворимого и не повреждающего почки оксалата магния 10 мл 25% раствора сернокислой магнезии.

Одно из ведущих мест в терапии отравлений ЭГ занимают методы выведения всосавшегося яда. В качестве базисного используется форсированный диурез, который, учитывая кислый характер метаболитов яда, должен проводиться с ощелачиванием. Из мочегонных средств предпочтительнее салуретики (лазикс, фуросемид), так как осмодиуретики (мочевина, маннитол) могут способствовать усилению дегенеративных изменений в почках.

Основным методом детоксикации является гемодиализ (ГД) и гемодиафильтрация (при тяжелых отравлениях) с помощью искусственной почки. Оптимальные сроки его применения - первые сутки с момента приема яда, однако ГД следует использовать и на вторые сутки и в начале третьих суток, поскольку ЭГ и его метаболиты могут и в эти сроки присутствовать в организме. Ведущее положение гемодиализа среди методов этиотропной терапии интоксикации диктует необходимость возможно более быстрой доставки пострадавших в соответствующее лечебное учреждение. Другие способы экстренной детоксикации (ОЗК, перитонеальный диализ, гемосорбция) заметно уступают по эффективности гемодиализу.

Выраженные формы отравлений ЭГ закономерно сопровождаются декомпенсированным метаболическим ацидозом, поэтому оправдано раннее назначение гидрокарбоната натрия (внутрь по 3-6г через 3-4 часа или внутривенно 500-1000 мл 4% раствора).

Большое значение в терапии отравлений ЭГ придается патогенетической и симптоматической терапии. При развившемся отеке головного могза уменьшают водную нагрузку, проводят кранио-церебральную гипотермию, дегидратационные мероприятия, по показаниям - люмбальную пункцию (осторожно!). С целью снижения степени повреждения паренхиматозных органов рекомендуются инфузии глюкозо-новокаиновой смеси (500 мл 5% глюкозы + 50 мл 2% новокаина), аллопуринола, плазмозаменителей и антиаггрегантов (реополиглюкина, курантила, трентала), ингибиторов протеолиза (контрикала, гордокса и др.), гепарина (20 тыс.ед.), фраксипарина, эуфиллина, витаминных препаратов (С, В, В6, В12), цитохрома С и др. От рекомендуемой в некоторых руководствах паранефральной блокады следует воздерживаться.

При развитии олиго-анурической стадии ОПН тактика ведения больных существенно изменяется. Устанавливаетя строгий водный режим (500 мл жидкости + 500 мл на каждый градус температуры тел выше 37С), диета N7, рекомендуются резко ограничить продукты, богатые калием, а также калий в лекарственных формах, осуществляются детоксикационные мероприятия, назначаются средства, подавляющие катаболизм (энтеросорбенты, слабительные, очищение кишечника, его деконтаминация, анаболические препараты, ингибиторы протеолиза), при инфекционных осложнениях - антибиотики, не обладающие нефро- и гепатотоксичностью (в дозах соответствующих СКФ). При выраженных формах уремической, водной или электролитной интоксикации - гемодиализ с помощью искусственной почки.

Лечение острых отравлений целлозольвами осуществляется в целом так же, как терапия интоксикаций этиленгликолем. При отравлениях этими ядами особенно важна коррекция метаболического ацидоза, нередко достигающего степени, несовместимой с жизнью. При отравлениях метилцеллозольвом важен также постоянный контроль за гемодинамикой, применение средств профилактики и терапии экзотоксического шока, нефро- и гепатопротекторов.



Для того, чтобы доподлино узнать на сколько каждая автомобильная жидкость опасна для человека, мы обратились к паспортам безопасности, как на моторные масла, на трансмиссионного масла, на тормозные жидкости, на антифризы, так и на другие виды жидкостей. Нам не составило особого труда найти все эти паспорта безопасности, благо в сети-интернет они доступны в поиске в открытом доступе.

Опасность моторного масла


Как вы друзья считаете, опасно ли для человека по сути тоже моторное масло? Не знаете? А на сколько эта жидкость токсична для организма человека? Вам тоже не известно? Чтобы ответить на этот вопрос мы предварительно посмотрели паспорт безопасности нескольких марок моторного масла и установили следующее, что на первый взгляд показалось, что любое из этих моторных масел довольно безобидный автопродукт для человека. Для наглядного примера, вот ссылка на паспорт безопасности моторного масла марки Shell Helix Ultra Extra 5W-30.

В принципе и что характерно, точно такое же примерно описание вы найдете и в других большинстве паспортов безопасности от производителей синтетических моторных масел.

Ознакомившись по-внимательней с паспортом безопасности мы узнали из него следующее, что при вдыхании паров этого масла, при его проглатывании, при попадании его на кожу или в глаза (нового а не отработанного масла), токсичность для организма человека будет минимальной. Вы друзья удивлены? Да, по пасторту это так, даже при попадании моторного масла в пищеварительную систему человека токсичность его минимальная!

Но речь в паспорте безопасности конкретно идет, как вы заметили, именно о новом и неиспользованном еще моторном масле. Обратите ваше внимание друзья на следующее, что, даже при попадании моторного масла на кожу последствия для человека минимальны и не опасны. Вот цитата из описания моторного масла в паспорте безопасности:

Не представляет угрозы для здоровья при обычных условиях применения. Не является опасным по классификации ЕС. Никакой медицинской помощи не требуется при обычных условиях применения.

Единственное, о чем предупреждает производитель масла так это то, что моторное масло при попадании на кожу человека может засорить (забить) поры, что может впоследствии вызвать у него появление угрей на коже, читаем:

Длительный или повторяющийся контакт с кожей без надлежащей очистки может приводить к закупорке пор, вызывая тем самым такие заболевания, как жирная угревая сыпь/фолликулит.

Также производитель масла предупреждает:

Признаки и симптомы жирной угревой сыпи/фолликулита могут включать в себя образование черных гнойничков и пятен на участках кожи, подвергшихся воздействию. Проглатывание может вызывать тошноту, рвоту и/или диарею.

Вот краткое предупреждение производителя масла:

- При вдыхании: Никакой медицинской помощи при обычных условиях применения не требуется. Если симптомы не проходят, обратитесь за медицинской помощью.

- При контакте с кожей: Удалите загрязненную одежду. Промойте подвергшийся воздействию участок поверхности тела струей воды, а затем промойте тщательно водой с мылом, если оно имеется в наличии. В случае продолжительного раздражения, обратитесь за медицинской помощью.

- При попадании в глаза: Промойте глаза большим количеством воды. В случае продолжительного раздражения, обратитесь за медицинской помощью.

- При попадании в желудок: Как правило, не требует лечения, за исключением органов пищеварения в которые случайно путем проглатывания попало большое количество продукта.

Так что стало понятно, что воздействие на человека моторного масла не опасно и в целом все кажется не так уж плохо.(??)


Паспорт безопасности моторного масла марки Shell Helix Ultra Extra 5W-30, который показывает нам, что чистая неиспользуемая жидкость не слишком опасна для человека.

Потом мы просмотрели в паспорте безопасности следующий раздел, посвящённый отработанному моторному маслу, и нам стало все менее приятным. Паспорт безопасности масла Shell прямо указывает на то, что грязная отработанная моторная жидкость содержит опасные для человека канцерогены. Вот пример предупреждения:

Отработанные масла могут содержать опасные примеси, информация накопившиеся в процессе эксплуатации. Концентрация этих примесей зависит от особенностей использования продукта; они могут представлять опасность для здоровья и для окружающей среды при утилизации материала. Со всеми отработанными маслами надо обращаться соблюдая осторожность, максимально избегать их попадания на кожу. Длительный контакт с использованными моторными маслами вызывал рак кожи в исследованиях на животных.

Таким образом более-менее стало понятным, что когда речь заходит о новом не использованном масле, то человеку нет повода опасаться навредить своему здоровью. Но вот уже при сливе старого отработанного масла с двигателя и последующей утилизации данной используемой жидкости, вы должны быть друзья очень осторожны и не допускать попадания масла на кожу, в глаза, в дыхательные пути и конечно же в пищеварительный тракт. Это очень опасно для здоровья. Так что при работе в автомастерской всегда используйте специальную одежду, очки и перчатки, а также при необходимости применяйте средства защиты органов дыхания.

Опасность антифриза


Вероятнее всего, наиболее опаснаой автомобильной жидкостью, которую вы держите у себя дома или в гараже является антифриз, который применяется (используется) в автомобиле для охлаждения двигателя. Эта жидкость содержит в своем составе этиленгликоль, который поднимает температуру кипения жидкости и понижает температуру замерзания воды используемой для охлаждения двигателя. На первый взгляд эта синяя, красная, зеленая, оранжевая, розовая или желтая жидкости выглядят достаточно безобидно. Но помните друзья, что эта жидкость может реально убить любое живое существо, так как опасна для самого человека. Перед вами паспорт жидкости:


Паспорт безопасности антифриза "Газпромнефть" предупреждает, что жидкость опасна для человека.

Вот например, что сказано в паспорте безопасности антифриза (жидкости) в случае попадания его в желудочно-кишечный тракт:

Токсичен при приеме внутрь. Легкое отравление возможно уже при приеме 30-50 мл и даже менее. Прием 100 мл может дать летальный исход, если не будут приняты срочные меры. Признаки отравления могут обнаружиться через 2-13 часов после приема продукта. Отравление протекает с поражением жизненно важных органов (действует на сосуды, почки, нервную систему). Ранние признаки и симптомы отравления могут напоминать признаки алкогольной интоксикации: головную боль, головокружение, расстройство речи, потеря координации, учащенное сердцебиение. Позднее пострадавший может испытывать тошноту, позывы к рвоте, слабость, боли в животе и мышечные боли, затрудненное дыхание и ухудшение мочеиспускания.

А вот описание токсического воздействия антифриза (жидкости) на человека при вдыхании его паров:

При длительном воздействии больших концентраций (пары и аэрозоль) может вызвать раздражение глаз, верхних дыхательных путей, повышенную сонливость, кратковременный наркоз, иногда потерю сознания.

И это еще не все. Вот еще одно грозное предупреждение производителя охлаждающей жидкости:

Компоненты данного продукта могут оказывать вредное воздействие на репродуктивную функцию и вызывать врожденные дефекты (данные получены на животных).

Таким образом вы друзья видите, сам антифриз является очень опасной жидкостью по сравнению с тем же моторным маслом. Как вы уже поняли из прочитанного, при вдыхании охлаждающей жидкости или попадания внутрь организма через желудок, антифриз может повредить организм.

Поэтому друзья запомните, при замене, доливе или утилизации отработанной охлаждающей жидкости надо быть крайне осторожным и соблюдать все меры безопасности, то есть использовать защитные перчатки, специальную одежду и средства защиты органов дыхания и зрения.

Опасность незамерзайки


Теперь давайте мы поговорим о самой известной автомобильной жидкости,- о "незамерзайке". Напомним нашим уважаемым читателям, что в нашей стране несколько лет назад согласно законодательству запретили производить омывающую жидкость с содержанием метилового спирта (метанола). Но не смотря на запрет в стране по-прежнему в продаже на рынке представлено огромное количество "незамерзайки" с метанолом, который является очень опасным ядом для человека.

Кстате, во многих странах мира производство зимней незамерзающей автомобильной жидкости с содержанием метилового спирта разрешено.

В нашей же стране подобная жидкость была запрещена в связи с массовыми случаями отравления. В итоге добились, теперь законопослушные производители "незамерзайки" в нашей стране вместо метанола используют менее токсичные виды спиртов: пропиленгликоль или этиленгликоль, который также входит в состав антифриза.

Тем не менее, не смотря что во многих зимних стеклоомывающих жидкостях сегодня не используется (не применяется) метанол, официально установлено, что разрешенная в стране "незамерзайка" все-равно очень токсична для человека.

Правда в отличие от метаноловой "незамерзайки" жидкость с пропиленгликолем менее опасна.

Например, дешевая "незамерзайка" с метиловым спиртом (часто можно купить на любом шоссе) при попадании в дыхательные пути может даже привести к повреждению зрения, и все из-за воздействия метанола на нервные окончания человека, которые отвечают за обработку информации с органов зрения.

При сильном отравлении эта метаноловая "незамерзайка" может даже привести к полной слепоте.

Обратите друзья свое внимание на следующее, метанол, что содержится в контрафактной "незамерзайке" может впитываться даже через кожу человека, а это также может вызвать поражения нервных клеток отвечающих за зрение.

При попадании в организм человека высоких концентраций метанола, химические вещества метилового спирта могут вызвать сбой работы центральной нервной системы, что приведёт в последующем к головным болям, к головокружению, к тошноте и к помутнению сознания.

Но как мы уже выше сказали, опасна для человека не только метаноловая зимняя жидкость стеклоомывателя. Также токсична и другая "незамерзайка", содержащая в своем составе менее токсичные технические спирты.

Вот например, в случае попадания разрешенной сегодня "незамерзайки" в желудочно-кишечный тракт человека, существует огромный риск повреждения самих внутренних органов.

Таким образом, теперь должно быть понятно для всех читателей, что наверное, разрешенная незамерзающая жидкость стеклоомывателя является не менее опасной, чем антифриз. Если же речь идет о метаноловой "незамерзайке", то она естественно опасней самой охлаждающей жидкости.

Опасность трансмиссионного масла


Паспорт безопасности трансмиссионного масла марки Shell.

Для того чтобы узнать, на сколько трансмиссионное масло опасно для человека, мы изучили паспорта безопасности нескольких производителей этой жидкости, что используется в коробках передач. В итоге мы установили следующее, что большинство представленных на рынке трансмиссионных жидкостей являются относительно безопасными для человека. Опасно трансмиссионное масло только при вдыхании большой концентрации паров уже отработанного масла.

В качестве примера описания давайте вместе посмотрим, что же пишет производитель трансмиссионной жидкости в паспорте безопасности на свою продукцию:

Нет особого риска при условии нормального применения. Отработанное масло может содержать опасные примеси. В маловероятном случае головокружения или тошноты, пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух. Если симптомы не проходят, обратиться к врачу.

Правда есть еще в паспорте безопасности одно предупреждение, которое немного пугает:

Вдыхание может вызвать химическую пневмонию.

Правда судя по описанию в паспорте безопасности, этот риск минимален, так как в обычных условиях в гараже или в автосервисе уровень концентрации паров трансмиссионного масла очень низок и не может нанести вред организму.

Так что мы установили, по сравнению с антифризом и незамерзайкой трансмиссионное масло фактически не опасно для человека.

Опасность жидкостей для автоматических коробок передач


Жидкость для автоматических трансмиссий по сути, это модифицированная трансмиссионная жидкость. Поэтому масло для автоматических коробок передач также не опасно, как и обычное трансмиссионная жидкость.

Опасность жидкости гидроусилителя руля


Жидкость для гидроусилителя руля тоже представляет собой обычное трансмиссионное масло, которое как мы указали выше, не является токсичным для организма человека. Вот пример описания трансмиссионной жидкости марки Shell Spirax S4 G 75W-90, которое дано в паспорте безопасности производителя.

Опасность тормозной жидкости


Тормозная жидкость в своем химическом составе содержит аналогичные ингредиенты, которые можно встретить в антифризе. Поэтому нет ничего удивительного, что в любой тормозной жидкости марки DOT 3/ DOT 4 согласно все тому же паспорту безопасности, содержится ряд предупреждений для человека о токсичности продукта.

Например, все производители тормозной жидкости в паспорте безопасности на продукцию указывают следующее, что жидкость может вызвать повреждение глаз, раздражение кожи и т.п. реакции. При попадании тормозной жидкости внутрь организма человека она может вызвать повреждение почек и печени.

Вот описание из паспорта безопасности на тормозную жидкость марки Shell Brake & Clutch Fluid DOT 4 ESL:

Не представляет угрозы для здоровья при обычных условиях применения.

При вдыхании: Вывести пострадавшего на свежий воздух. Если симптомы не проходят, немедленно доставить пострадавшего в больницу для оказания дополнительной медицинской помощи.

При контакте с кожей: Удалите загрязненную одежду. Промойте подвергшийся воздействию участок поверхности тела струей воды, а затем водой с мылом, если оно имеется в наличии. В случае продолжительного раздражения, обратитесь за медицинской помощью.

При попадании в глаза: Немедленно промойте глаза большими количествами воды в течение, по меньшей мере, 15 минут, удерживая веки в открытом состоянии. Доставьте пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для оказания ему медицинской помощи.

При попадании в органы пищеварения: При проглатывании не вызывайте рвоту: доставьте пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение для оказания ему дальнейшей медицинской помощи. В случае самопроизвольной рвоты удерживайте голову пострадавшего ниже уровня бедер во избежание попадания рвотных масс в дыхательные пути с вдыхаемым воздухом.

Опасность хладагента для кондиционера автомобиля


Если ваш автомобиль оснащен системой кондиционирования воздуха, то он периодически нуждается в дозаправке компрессора хладагентом, который отвечает за охлаждение воздуха в машине. Если вы проводите работы самостоятельно, то будьте очень осторожны, так как этот газ очень опасен для человека.

Помните, что попадание паров хладагента в организм человека может вызвать слабость, тошноту и даже потерю сознания.

Дело тут вот в чем, что данный хладагент, попавший в кровь человека, может нейтрализовать кислород которым дышит человек, что может вызвать удушье.

Будьте осторожны с автомобильными жидкостями!


Жидкости, о которых мы сегодня вам рассказали, применяются в большинстве автомобилей, и в принципе при соблюдении техники безопасности они не представляют для человека серьезной угрозы. Если вы изучите паспорта безопасности на все жидкости, представленные в нашем обзоре, то обнаружите, что опасность для здоровья человека возникает только при их экстремальных воздействиях.

В обычной жизни вряд ли все автомобильные жидкости причинят вам вред. Правда в тех случаях, когда вы будете покупать дешевую "незамерзайку" содержащую в себе метанол, то даже при небольшом попадании метилового спирта в органы дыхания вы рискуете получить для себя тяжелое отравление.


Так что запомните друзья, ни в коем случае не покупайте дешевую незамерзающую жидкость для стеклоомывателя. Так же будьте предельно осторожны при замене в машине антифриза, тормозной жидкости и хладагента, так как эти жидкости очень опасны для человека.

Обратите свое внимание на следующее, при работе с жидкостями в гараже или в любом закрытом помещение вы обязательно должны обеспечить хорошую вентиляцию в данном помещении и герметичность самих емкостей, в которых хранятся автомобильные жидкости, и все это нужно для того, чтобы не допустить увеличения роста уровня концентрации вредных химических веществ в воздухе автомастерской. Удачи Вам друзья!

В любом транспортном средстве есть технические жидкости, обеспечивающие работоспособность двигателя и трансмиссии, а также иных ключевых систем. Они изготавливаются на основе сложных химических веществ, и при их использовании необходимо быть аккуратным и не подвергать себя риску отравления. Какие же жидкости самые токсичные и что за ядовитые вещества они содержат?

Масло

Само по себе моторное масло безвредно для организма. Даже при попадании в пищеварительную систему летального исхода не будет. А вот про «отработку» этого не скажешь. После года работы внутри силового агрегата масло накапливает большой объем канцерогенов, чрезвычайно опасных для человека. Старое масло переполнено продуктами распада топлива, сажей и прочими химическими добавками, которые попадают в него из бензина. Поэтому при сливе старого масла необходимо использовать перчатки и респиратор, а при его контакте с кожей необходимо смыть пятно проточной водой.


Стеклоомывающие жидкости

Есть два основных вида жидкостей для омывания стекол в зимний период. Самые распространенные зимние жидкости изготавливают на основе изопропилового спирта, который считается веществом третьего класса опасности.

Изопропиловый спирт при принятии внутрь оказывает негативное воздействие на нервную и сердечно-сосудистую системы, а также на желудочно-кишечный тракт. Но если человек принял не очень большое его количество, то после промывания желудка наступает выздоровление.

Самыми опасными считаются омывающие жидкости на основе метилового спирта. Они запрещены в России по санитарным соображениям.

Чтобы отравиться, вовсе не обязательно пить этот спирт. Достаточно попадания метанола в глаза или в лицо во время перелива или при неудачном разбрызгивании. К примеру, при проверке форсунок струя может брызнуть в лицо. Опасные последствия, включая потерю зрения, могут наступить, если принять внутрь хотя бы 10 мл.

Метиловый спирт накапливается в организме, усиливая вредное воздействие. Правда, засасывание паров внутрь системы вентиляции автомобиля вряд ли может оказать воздействие на человека. Между тем вполне возможны отравления при транспортировке и при неправильном хранении этого продукта.


Тормозная жидкость

Химическая жидкость, которая изготавливается для работы в гидравлической системе тормозов, тоже токсична. В ее состав входит этиленгликоль или диэтиленгликоль, который невероятно опасен для организма человека. Даже пары этих веществ могут нанести вред здоровью. Банки с тормозной жидкостью необходимо держать в недоступном для детей месте. При попадании вещества в организм необходимо срочно промыть желудок и вызвать скорую помощь.


Бензин

В состав бензина входят сера, азот, щелочи, органические и неорганические кислоты. Поэтому вдыхать пары топлива или даже допускать контакт с ним слизистых — не лучшая мысль. Концентрированные пары бензина вызывают головную боль и жжение в желудке, боли в области печени. При отравлении парами наступает диарея, падает температура и замедляется пульс. У работников нефтеперерабатывающих предприятий при нарушении техники безопасности и вдыхании большого количества испарений бензина нередко встречаются боли в почках и тяжелый кашель, высокая температура и одышка.

Нарушение целостности топливного бака и бензопровода и протечки в подкапотном пространстве приводят к попаданию паров бензина в пассажирский салон.


Антифриз

В системе охлаждения мотора используется ядовитый этиленгликоль. Он необходим для снижения температуры замерзания и увеличения температуры кипения антифриза. Если система охлаждения перегрелась и ее шланги прорвались, то есть риск попадания паров в салон машины. Вдыхать эти пары опасно. Страдают почки, сосуды, нервная система.

Также при переливе антифриза необходимо предотвращать его попадание на слизистые. Отравление проявляется не сразу, а в течение 12 часов после контакта. Если отмечается раздражение в глазах, сонливость или потеря сознания, немедленно обращайтесь к врачу.

Всего 50 миллилитров антифриза, попавших внутрь организма, могут привести к летальному исходу.

Овсянников В.Н. Отравление тормозной жидкостью ГТЖ-22

код для вставки на форум:

Тормозную жидкость ГТЖ-22 применяют в качестве заполнителя гидравлической тормозной системы автомобиля. Она малолетуча; цвет ее зеленоватый, вкус сладковатый. По органолептическим свойствам жидкость ГТЖ-22 напоминает ликер, чем, вероятно, объясняется случайное употребление ее некоторыми лицами в качестве спиртного напитка.

По химическому составу это смесь различных ядовитых спиртов с глицерином. При попадании ее в организм развивается отравление. Соприкосновение с кожей и вдыхание паров безопасно.

В доступной литературе нам встретилась лишь работа В.С. Житкова, в которой сообщается о нескольких случаях отравлений жидкостью ГТЖ-22, в том числе один со смертельным исходом.

Поэтому мы решили сообщить о 2 случаях употребления тормоз ной жидкости со смертельным исходом.

Два молодых человека выпили 0,5 л жидкости ГТЖ-22. Через не которое время они обратились к медицинской сестре с жалобами на боли в животе, заявив, что отравились рыбными консервами. Несмотря на промывание желудка и прием болеутоляющих средств, состояние их не улучшилось. Появилось головокружение, тошнота, рвота. На другой день развилась сонливость, возникли боли в поясничной области, явления уремии. Симптом Пастернацкого оказался положительным. Пострадавшие сознались, что они пили жидкость ГТЖ-22. Проведена общая дезинтоксикационная терапия. Спустя 4 дня после приема тормозной жидкости у больных сознание было заторможенным, периодически отсутствовало. Лицо гиперемировано, склеры желтушны, язык обложен белым налетом, суховат. Печень пальпировалась. Температура нормальная, пульс частый. РОЭ ускоренная. При катетеризации мочу не удалось получить.

Несмотря на неоднократные промывания желудка, заменные гемотрансфузии, введение глюкозы, физиологического раствора и сердечных средств, через 8 суток со дня приема тормозной жидкости наступила смерть при явлениях уремии, нарастающей интоксикации и отека легких.

При судебномедицинском исследовании трупов, проведенном на другой день, обнаружено следующее: кожные покровы, особенно в области конечностей и конъюнктивы, желтушны. Отмечено желтое окрашивание мягких тканей головы, твердой мозговой оболочки, повышенная влажность головного мозга, желтая окраска слизистой оболочки нижнего отдела пищевода. Легкие резко отечны. У одного пострадавшего в задненижних отделах легких неправильной формы кровоизлияния размером 4×3,5 см. Кусочки, вырезанные из этих участков, тонут в воде. В области основания сердца на эндокарде у обоих пострадавших обнаружены круглые кровоизлияния диаметром до 0,3 см. Брюшина гладкая, блестящая, с желтовато-зеленоватым оттенком, без налета. Печень объемистая, поверхность ее коричневато-желтоватая, на разрезе желтая, малокровная. В желудке следы зеленоватой жидкости, слизистая оболочка его желтая с поверхностными мелкими кровоизлияниями. Поджелудочная железа желтоватая. Почки несколько увеличены, капсулы снимаются с небольшой потерей, вещества, под ними мелкие кровоизлияния. Ткань почек желтоватая, корковый и мозговой слои выражены хорошо, границы между ними четкие, темно-красные, почти черные. Слизистые оболочки лоханок бледно-желтые. На слизистой оболочке кишечника немного мелких кровоизлияний, стенка его желтоватая.

При гистологическом исследовании обнаружен отек и полнокровие головного мозга, миокарда, очаговый некроз печени, гиперплазия селе зенки. У одного пострадавшего выявлена очаговая серозно-геморрагическая пневмония, у второго — острый геморрагический отек легких. Отмечены очаговый геморрагический гломерулонефрит, кровь в канальцах, тяжелые дистрофические изменения эпителия извитых канальцев.

Приведенные случаи показывают, что жидкость ГТЖ-22 является сильным протоплазматическим ядом, вызывающим расстройства обмен ного характера, вплоть до тяжелых дистрофических изменений в парен химатозных органах, особенно в печени и почках.

Общая дезинтоксикационная терапия не дала результатов. Практически важно отыскать специфические антидоты этому яду.

похожие статьи

Суицидальное отравление чистящим средством для унитазов / Бушманн К., Хартвиг С., Тсокос М. // Судебная медицина. — 2019. — №3. — С. 39-41.

Случай смерти от отравления этиленгликолем / Збруева Ю.В., Кабакова С.С., Засыпкина Т.В., Лазарева А.Ю., Даниличева Н.В., Богомолов Д.В. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. — Хабаровск, 2019. — №18. — С. 85-87.

Отравление формалином / Устинов А.С. // Судебно-медицинская экспертиза. — М., 1966. — №4. — С. 22-23.

Тормозная жидкость для многих водителей — одна из самых загадочных и непонятных технических жидкостей, применяемых в автомобиле. Каковы её свойства? Как она работает? Опасна ли для вас и для машины? Как быстро портится?


Вся правда о вторичном рынке. Почему дилеры скупают машины по объявлениям

Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ

Что такое тормозная жидкость

Тормозная жидкость — это специальная жидкость, предназначенная для заполнения гидравлической тормозной системы автомобиля и обеспечивающая её работоспособность при любых условиях эксплуатации. Как и все другие жидкости, к примеру, вода, она обладает важнейшим свойством — несжимаемостью. Специально разработанный химический состав позволяет тормозной жидкости не закипать при сильном нагреве и не замерзать на морозе. Главное для этой жидкости — всегда оставаться жидкостью.

На всех современных легковушках тормозная система гидравлического, то есть жидкостного типа устроена одинаково. Именно тормозная жидкость передаёт усилие от ноги водителя на исполнительные тормозные механизмы. В этом кроется вся хитрость.

Как работает тормозная жидкость

В упрощённом виде принцип работы гидравлической тормозной системы выглядит так. Нажимая на педаль тормоза, водитель приводит в действие поршень главного тормозного цилиндра. Поршень давит на тормозную жидкость, которой заполнены контуры тормозной системы. Благодаря несжимаемости, жидкость приводит в действие исполнительные тормозные механизмы: поршни выдвигаются из суппортов и надавливают на тормозные колодки, а те — прижимаются к тормозным дискам или барабанам. Трение между колодками и дисками замедляет машину. Как только водитель отпускает педаль, давление в тормозной системе пропадает — колодки перестают соприкасаться с дисками или барабанами.

Какими свойствами обладает тормозная жидкость

Главное свойство тормозной жидкости мы уже упомянули: она не должна замерзать на морозе и закипать при нагреве как минимум в пару сотен градусов. В теории в тормозную систему можно залить, к примеру, обычную воду, спирт или, скажем, ртуть – сжиматься при нажатии на педаль тормоза они не будут и точно так же смогут передавать усилие на исполнительные тормозные механизмы. Но насколько уместна замена специальной тормозной жидкости на иную?

При торможении исполнительные тормозные механизмы чрезвычайно сильно нагреваются, а вместе с ними греется и тормозная жидкость. Если жидкость начнёт кипеть, то она утратит свойство несжимаемости и не сможет передавать необходимое для замедления тормозное усилие. «Педаль стала ватной» — вот наиболее точное описание этой проблемы.

Изменятся свойства неправильной жидкости и на морозе — она может замёрзнуть и превратиться в лёд. В этом случае передавать усилие она также не сможет. Специальная тормозная жидкость полностью замерзает при минус 60–75 градусах или ниже.

Предъявляются к тормозной жидкости и требования иного плана. Она должна смазывать компоненты тормозной системы, не разъедать трубки, шланги, резиновые уплотнители. Словом, это сложный химический «коктейль» со множеством присадок.

Куда доливать тормозную жидкость

Гидравлическая тормозная система может работать при единственном условии — когда жидкость полностью заполняет её контуры. При появлении в системе воздушных пузырьков педаль при торможении может провалиться. По мере износа тормозных колодок и дисков поршни в суппортах выдвигаются всё дальше и дальше, а значит, системе требуется всё больший объём жидкости. Эта жидкость добавляется автоматически — она поступает из специального расширительного бачка, который есть на любой машине.

Бачок с тормозной жидкостью обычно располагается под капотом в легкодоступном месте. Искать его нужно с водительской стороны. На крышке бачка или его корпусе изображён значок в виде восьмиугольника, внутри которого находится схематическое изображение колеса и двух колодок.


Понять, что перед вами именно бачок для тормозной жидкости, можно по ещё одному признаку — к его крышке подходят провода. В бачке находится датчик низкого уровня жидкости: когда уровень падает ниже критической отметки, система активирует контрольную лампу на приборной панели.

Типы тормозной жидкости

Тормозная жидкость за время своего существования претерпела массу изменений. Важно понимать, жидкость какого типа подходит вашему авто.

Масляно-спиртовые

Первыми в автомобилях начали применяться масляно-спиртовые тормозные жидкости. Они преимущественно состоят из смеси касторового масла и бутилового спирта и в современных машинах уже не применяются. Такие жидкости иногда требуются владельцам автораритетов. Масляно-спиртовые жидкости лояльны к старым тормозным системам — они не разъедают шланги и уплотнительные манжеты, изготовленные из обычной резины. Минус в том, что такие жидкости не переносят высоких температур и рано закипают, а на морозе становятся вязкими. Применение этих составов на современных дисковых тормозах практически невозможно. Масляно-спиртовые составы не впитывают влагу и не портятся десятилетиями. При попадании на краску, они её не разъедают. Попадание такой жидкости на кожу также не наносит серьёзного вреда.

Гликолевые

Гликолевые тормозные жидкости создаются на базе полиэтиленгликолей и полиэфиров борной кислоты. Они — чистый яд. Попадая на лакокрасочное покрытие, такие жидкости буквально впитываются внутрь краски. Они настолько агрессивны, что все уплотнители для тормозной системы приходится изготавливать из специальной химически стойкой резины. Зато гликолевые жидкости кипят при температуре за 250, но лишь когда новые.

Одно из отрицательных их свойств — гигроскопичность, то есть способность впитывать из воздуха влагу. Со временем гликолевая жидкость разбавляется водой настолько, что температура её кипения опускается до 140–150 градусов. А происходит это довольно скоро — буквально за пару-тройку лет, вне зависимости от того, как часто и много вы пользовались автомобилем. Влага в тормозной жидкости не просто ухудшает торможение, она начинает разъедать тормозную систему изнутри, вызывая коррозию.

Если гликолевая тормозная жидкость попала на кожу, нужно немедленно промыть загрязнённый участок струёй воды, а затем водой с мылом. При попадании жидкости в глаза нужно промывать их большим количеством воды в течение как минимум 15 минут, удерживая веки в открытом состоянии, а затем обратиться к врачу для оказания дополнительной помощи.

Силиконовые

Есть и ещё один вид тормозной жидкости — силиконовые. Эти жидкости производятся на основе кремнийорганических соединений. Их можно назвать самыми совершенными. Температура кипения силиконовой жидкости — более 350 градусов. Влагу такая жидкость извне не впитывает. Даже при минус 100 градусах по Цельсию свойства этой жидкости почти не меняются. Но есть большой недостаток — она почти не смазывает компоненты тормозной системы и не может применяться в машинах с ABS. Иными словами, не подходит для большинства представленных на современном рынке авто.

Какую тормозную жидкость предпочесть

Подобрать тормозную жидкость не сложнее, чем моторное масло или антифриз. Главное — не смешивать между собой жидкости разного типа. Пренебрежительное отношение к этому совету может приводить к повреждению компонентов тормозной системы и появлению течей.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Сегодня тормозная жидкость подведена под единые стандарты. Прежде всего надо смотреть спецификацию вашего автомобиля — там всё прописано. Даже не важно, какой производитель. Спецификация означает определённые свойства жидкости. Второй момент: чем выше температура кипения жидкости, тем лучше. Нужно смотреть на эти параметры. А по составу жидкости одной и той же спецификации плюс-минус одинаковые. Если вы не знаете, жидкость какой спецификации нужна вашему автомобилю (хотя в Интернете найти такую информацию легко), смотрите на температуру кипения. Чем выше — тем лучше».

Современные тормозные жидкости принято классифицировать по международному стандарту DOT. Именно эта маркировка указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и нередко наносится на расширительный бачок. Производитель может быть любым, но на маркировку DOT обратить внимание вы обязаны, ведь это — принадлежность жидкости к тому или иному стандарту. За аббревиатурой DOT (Department of Transport) идёт цифра, обозначающая класс жидкости.

DOT 3

К классу DOT 3 относят простейшие гликолевые жидкости. Они закипают не ранее чем на 205 градусах, будучи новыми. При впитывании влаги эта характеристика может падать до плюс 140. Недостаток жидкостей DOT 3 заключается в том, что они не очень хорошо подходят для машин с ABS.


DOT 4, DOT 5.1

Эти стандарты говорят, что перед вами более продвинутые гликолевые составы со специальными присадками. Именно жидкости DOT 4 заливаются в тормозные системы большинства современных машин. Жидкости DOT 4 закипают при 230/155 градусах по Цельсию, а DOT 5.1 — при 260/180. DOT 5.1 предназначены преимущественно для спортивного применения.

DOT 5

Жидкости DOT 5 создаются на базе силиконов. Это дорогостоящие составы, пригодные для применения в специально спроектированных под них тормозных системах — редких и дорогих спорткарах. Спутать их с DOT 5.1 просто, хотя они принципиально иные. Во избежание путаницы на упаковке даётся расшифровка: SBBF — означает жидкость на базе силикона, NSBBF — жидкость, в которой силикона нет.

Как часто менять тормозную жидкость

Главным показанием к замене тормозной жидкости гликолевого типа является её возраст. Однако в ряде случаев озаботиться заменой стоит даже до обозначенных двух–трёх лет. Тормозную жидкость полностью меняют, если:

  • производятся любые действия с тормозной системой, требующие последующей прокачки (замена трубок, шлангов, тормозных цилиндров);
  • при явном ухудшении эффективности тормозов;
  • при обнаружении сильного загрязнения жидкости в расширительном бачке.

Понять, что тормозная жидкость уже состарилась, можно по её цвету. Будучи новой, она имеет слегка желтоватый оттенок. В процессе старения тормозная жидкость становится всё более жёлтой и визуально начинает напоминать моторное масло, затем превращается в коричневую или даже чёрную жижу.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Главное с тормозной жидкостью — это вовремя её менять. Штука это гигроскопичная, она впитывает в себя воду, и температура закипания начинает понижаться. Это опасно. Хотя бы раз в четыре года жидкость нужно менять. Стоит она недорого и операция несложная. Когда в тормозной жидкости растворяется вода, она становится коррозионно-опасной. Прежде всего страдают рабочие и тормозные цилиндры и главный тормозной цилиндр».

Проверить тормозную жидкость можно с помощью специальных тестеров — буквально за одну минуту. Достаточно опустить в расширительный бачок тест-полоску или щупы электронного устройства и оценить результаты замеров.

Стоимость замены тормозной жидкости

Поскольку почти во всех современных автомобилях в роли тормозной жидкости используются составы на базе гликолей, они требуют довольно частой замены — примерно раз в два–три года. Но волноваться не нужно: операция стоит вменяемых денег, равно как и сама тормозная жидкость.

Произвести замену тормозной жидкости можно в любом автосервисе или самостоятельно. Профессионалы возьмут за работу в районе одной тысячи рублей, ещё от 300 до 1 000 рублей придётся отдать за саму тормозную жидкость. Её понадобится не больше литра. Правда в случае непредвиденных проблем, к примеру, поломки штуцеров или обнаружении течи, расходы могут существенно вырасти.

Куда уходит тормозная жидкость

Утечки тормозной жидкости — самое страшное явление, которое оставлять без внимания категорически нельзя. Когда на приборной панели вашего авто загорается и не гаснет пиктограмма стояночного тормоза в сочетании со STOP, нужно срочно остановиться и проверить уровень тормозной жидкости.

При отсутствии утечек в тормозной системе уровень жидкости не просто не снижается, а порой даже растёт (из-за того, что жидкость впитывает влагу). Опускаться ниже минимального уровня жидкость может лишь в двух случаях: при негерметичности и при чрезмерном износе тормозных колодок/дисков. Течь тормозная жидкость может как через прохудившиеся тормозные трубки и шланги, так и через манжеты тормозных цилиндров.

Первое, что нужно сделать при снижении уровня в бачке, — долить жидкость и лишь потом начинать искать возможные проблемы. Это позволит избежать завоздушивания контуров.

Насторожить водителя должен и характерный запах: тормозная жидкость слегка отдаёт уксусом и рыбными блюдами. При утечке этот аромат можно почувствовать.

Читайте также: