Чем можно разрезать кожу человека

Обновлено: 06.05.2024

Раны являются одними из наиболее распространенных видов повреждения, особенно в детском возрасте. Раной называют любое механическое повреждение организма, которое сопровождается нарушением целостности кожи или слизистых оболочек. Очень важно помнить, что при получении раны возможно повреждение и глубжележащих органов и тканей. Поэтому любое повреждение требует от себя пристального внимания.

Основные проявления ран

Боль

В данном случае боль возникает из-за повреждения нервных окончаний, которые находились в месте нанесения повреждения. С течением времени, может усиливаться отек, что также приводит к усилению боли. Выраженность и степень проявления болевого синдрома зависит от таких факторов, как:

  • место дефекта, сопутствующего повреждения крупных нервных стволов;
  • вида оружия или условий нанесения повреждения (асфальт, огород, велосипед, острый предмет и прочее);
  • психологического состояния ребенка.

По сути, боль является приспособительной защитной реакцией организма.

Кровотечение

Любое повреждение кожи или слизистых оболочек так или иначе сопровождается повреждением кровеносных сосудов (капилляров, артерий, вен). Именно от вида поврежденного сосуда зависит характер и степень кровотечения. Чем больше сосуд и выше в нем давление, тем более массивнее кровотечение, и наоборот. Стоит выделить те места на теле, которые сопровождаются более обильными кровотечениями: лицо, голова, шея, кисти . В этих местах ткани лучше кровоснабжаются. Немаловажную роль играет состояние свертывающей системы крови. Если у ребенка имеет место небольшая ссадина или царапина, которая сопровождается длительным и обильным кровотечением, то необходимо проконсультироваться с педиатром и детским гематологом с целью исключения заболевания свертывающей системы крови. На это также может указывать беспричинное появление большого количества синяков.

кровотечение

Если небольшая ссадина сопровождается длительным и обильным кровотечением, то необходимо проконсультироваться с гематологом.

Зияние

Данное явление связано с сокращением эластических волокон кожи. Вследствие чего происходит расхождение кожных краев повреждения. Многие хирурги знают, что такое лангеровские линии. Они указывают ход и направление волокнистых структур кожи. С этой целью разрезы выполняют вдоль этих линий, что приводит к быстрому заживлению разрезов и уменьшению зияния. Соответственно, при возникновении дефекта перпендикулярно указанным линиям, развивается широкое расхождение краев дефекта.

Виды ран

Они могут быть:

  • Операционными: наносятся умышленно с целью проведения операции.
  • Случайными: как правило, это бытовые повреждения.

В зависимости от характера и условий повреждения выделяют раны:

  • резаную;
  • колотую;
  • ушибленную;
  • рваную;
  • размозженную;
  • рубленную;
  • укушенную;
  • смешанную;
  • огнестрельную.

У детей преобладают резаные, колотые, укушенные, смешанные, а также поверхностные (ссадины, царапины и прочее). Особое внимание уделяется укушенным, которые появляются в результате укуса животного или человека (например, другим ребенком), так как они наиболее инфицированные. Это связано с большим количеством вредных бактерий в ротовой полости. Они чаще всего осложняются инфекцией.

По степени инфицированности бывают:

  • Свежеинфицированные. Как правило, это повреждения в течении 3-х дней с момента ее нанесения. Особенно инфицированы дефекты с загрязнением землей.
  • Гнойные. В данных повреждениях развивается инфекционный процесс. Микробы, размножаясь, приводят к усилению воспаления, некрозу, а также способствуют появлению гноя. У детей с гнойными проявлениями появляются симптомы общей интоксикации: тошнота, головная боль, головокружение, слабость, вялость.

Заживление раны и факторы, влияющие на этот процесс

Заживление ран

Процесс заживления ран может нарушать множество факторов.

Заживление представляет собой процесс восстановления поврежденных тканей с восстановлением их целостности. В процессе заживления происходят определенные процессы. Более подробно на них мы останавливаться не будем, а лишь укажем те факторы, которые могут нарушать процесс заживления:

  • Возраст. Как правило, это больше касается людей пожилого возраста. Детский организм обладает большими восстановительными возможностями. Это связано с высоким уровнем анаболических (строительных) процессов организма.
  • Присоединение инфекции.
  • Снижение иммунитета.
  • Нарушение кровообращения в зоне раны.
  • Хронические заболевания (заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем, сахарный диабет, опухоли и другие).

Осложнения заживления

  1. Присоединение инфекции. Чаще всего развивается неспецифическая гнойная инфекция. Угрозу составляют столбняк, бешенство, дифтерия. Поэтому укушенные и загрязненные землей или старыми металлическими предметами повреждения должны немедленно осматриваться хирургом с проведением ряда профилактических мер (введение противостолбнячной сыворотки, антирабической вакцины).
  2. Кровотечение.
  3. Расхождение краев дефекта.
  4. В ряде случаев, заживление может осложниться гипертрофическим рубцом или келоидом. Представляют собой ненормальный рубец, который может распространиться за пределы зоны дефекта, а также способствующий развитию осложнений.

Средства для обработки ран у детей

Ниже перечислим наиболее популярные и доступные средства для обработки поверхностных ран у детей:

  • Йод. Подходит для поверхностных ссадин, но не для более глубоких повреждений.
  • Бриллиантовый зеленый.
  • Перекись водорода. Является препаратом выбора в оказании первой помощи при обработки поверхностных ссадин у детей. Позволяет хорошо очистить ссадины и царапины. Не менее важным свойством является остановка кровотечения.
  • Фурацилин. Для приготовления раствора для местного применения необходимо растворить таблетку в воде.
  • Мирамистин. Также является антисептиком для местного применения. Позволяет профилактировать нагноение. В случае возникновения гнойного процесса, позволяет с ним бороться. Приятным бонусом станет возможность использования данного средства при ОРВИ, ангинах и фарингитах у детей.
  • Хлоргексидин.

мирамистин

Антисептик позволяет профилактировать нагноение.

Для ускорения заживления могут использоваться такие мази и крема, как:

  • Левомеколь;
  • Бетадин;
  • мазь Вишневского;
  • крем Бепантен плюс.

Первая помощь ребенку при поверхностных ранах

При возникновении подобной ситуации родители задаются вопросами: «Чем обработать рану? Как правильно обработать рану? Какое лучшее средство для обработки раны?».

Перед оказанием помощи ребенку, родителям нужно вымыть руки с мылом и обработать антисептиком. Далее в такой последовательности необходимо выполнить ряд указаний и действий:

  1. Оценить степень и характер повреждения. Очень важно понять, глубокая или поверхностная рана у малыша.
  2. Промыть и остановить кровотечение. С этой целью лучше всего подойдет перекись водорода. Можно также использовать раствор фурацилина и хлоргексидина.
  3. Далее можно обработать кожу подсушивающим антисептиком, например, раствором йода или бриллиантовым зеленым.
  4. Наложить асептическую (чистую) повязку.
  5. В дальнейшем важно регулярно менять повязки. Возможно также использование мазей и кремов, рассмотренных ранее, которые позволят ускорить процесс заживления.

В случае возникновения более глубоких дефектов, обильного кровотечения, укушенной и загрязненной землей или старым металлом ран необходимо в срочном порядке обратиться к хирургу.

Раны являются довольно распространенным явлением, особенно у детей раннего возраста. Задачей родителей является своевременное оказание помощи ребенку с целью профилактики инфицирования. В аптечке необходимо иметь минимальный набор для оказания первой помощи. Не занимайтесь самолечением и, при возникновении угрожающих повреждений, обращайтесь к врачу.

От автора: До сегодняшнего дня я обращалась в своих статьях ко взрослым. Родителям, коллегам, учителям. Мне честно не приходило в голову, что подростки, которые уже посещают меня или, собираясь на прием и выбирая вместе с родителями специалиста, тоже просматривают мои публикации. О современных детях и старшеклассниках вообще принято считать, что «они ничего не читают». Оказываются, читают, много думают над прочитанным и внимательно прислушиваются к автору. Поэтому эта статья – для них, простите, то есть для вас – подростков. Я обещаю не быть в ней такой – каких вы терпеть не можете – поучающей, умничающей. Я буду проще, конкретнее и короче – такой, какой вы сами научили меня быть. Саше, Ксюше и Лиде.

Если ты режешь себе руки подростку от психолога

Возвращаюсь к тебе. Я не открою тебе здесь Америку, я и не собираюсь этого делать и рассуждать о том, какая ситуация сложилась у нас с тобой вокруг всех этих порезов. Меня больше как психолога волнует, что у тебя на душе тогда, когда тело – то, что в этой жизни твое, принадлежит только тебе, то, чему ты единственный хозяин – получает от тебя же ссадины и раны.

Я убедилась, что у каждого из подростков, резавшего себя, свое на душе. Вот, например, Маша говорила: «Понимаете, в нашем классе порезы есть у всех девочек. У всех. Я что тупая, чтобы ходить без них?».

Современный тренд, придуманная кем-то явно не по-доброму настроенному к себе или другим подросткам мода…За стремлением следовать которой стоит справедливое желание подростка чувствовать себя заодно с компанией сверстников, быть своим и быть как все. Это в твоем возрасте очень важно и ценно. И очень неприятно и больно, когда тебя не принимают за своего, когда у всех есть то, что делает их похожими, будто одной командой, а у тебя этого нет, и ты остаешься один. И это очень важно и дорого быть своим, и при этом НЕ любой ценой, совсем НЕ любой ценой. И если рядом есть кто-то, кого объединили порезы на руках, то точно есть те, кто вместе по другим интересам и увлечениям – играм, книгам, олимпиадам, спектаклям, молодежным концертам, школьным делам, работе для подростка и прочим, и прочим… И можно пристальнее присмотреться к тому, что еще модно в твоей среде – в ней много привлекательных, стоящих уважения вариантов.


А на следующий день ровесница Маши 7-классница Катя рассказывала: «Да, что вы, никакой такой моды на порезы не существует. В нашей школе она уже…э-э-э…года два как прошла – тогда все ходили с порезами. А сейчас вот только у меня».

Заметно, как Катя в своих словах отстаивает и оберегает очень важное для себя и тебя право – право быть уникальным, неповторимым и выделяющимся. И резать себя это право позволяет заполучить, при этом способом, который для меня как профессионала выглядит жестоким и злым по отношению к себе. Ты уникален как минимум уже потому, что так устроена природа, биология – она не создает одинаковых людей. А психология в свою очередь говорит о том, что сочетания черт твоего характера тоже больше ни у кого нет. И внешность твоя неповторима. И когда тебе важно, чтобы это признали, увидели и заметили, то есть разные способы. Ведение тематической страницы в соцсети или своего канала на Ютуб – по твоим интересам. Мне встречались здесь разные варианты – нанесение макияжа и ремонт мотоциклов, установление программ на компьютер и маникюр для ногтей. И это реально работает. Знакомство с новыми друзьями, обращение к взрослым, которым ты доверяешь, посещение новых мест и мероприятий, поддержка друга, у которого проблемы и личные сложности – это еще способы почувствовать себя выделяющимся, нужным, значимым.


Приходилось слышать и то, что резать себя совсем не больно, и это так – как пальцем в ухе почесать от нечего делать. Это не правда. Я пробовала, это больно, неприятно, пачкает рукав и часто вызывает воспаление кожи вокруг. Кожа на руках тонкая, она труднее заживает и часто оставляет шрамы от ран, полученных совсем-совсем давно. Порезав правую руку в 8 лет осколком стекла, я до сих пор натыкаюсь взглядом на неровную черту на кисти – след от пореза. Мне тогда не зашивали и вообще ничего страшного не произошло, обычный порез. Правда, уже 25 лет прошло, а след остался. А я бы предпочла, чтобы его не было, но никак – руки так устроены, что сохраняют следы.

Помню и слова Никиты, порезавшего себя «на слабо», чтобы доказать, что ему не страшно, и он не слабак. Знаешь, знакомые, которые вынуждают тебя что-то доказывать про себя и этим заслуживать их одобрение и внимание, меня очень настораживают. Хороший, настоящий друг - это тот, которому не нужны с твоей стороны никакие доказательства, он принимает тебя таким, какой ты есть. И, может быть, тебе недостает сейчас именно таких друзей, но быть рядом с теми, кто подталкивает тебя на рискованные поступки, точно не стоит.

И вот видишь, какие разные случаи, и у каждого из твоих ровесников – своя история. При этом есть вещь, которая объединяет парней и девушек, режущих себя

- сильные и неприятные внутренние переживания.


Обещала быть краткой, а получилось изрядно…Порой так много хочется сказать тебе – современному подростку. И хорошо, что у тебя есть возможность услышать.



ФОТО - PLAINPICTURE/PHOTO S.A.

Их возраст — 13, 15, 17 лет… и они режут свою кожу бритвой или жгут сигаретой. Их больше, чем мы думаем, говорят эксперты. И поясняют: таким образом подростки сообщают о своих острых переживаниях и просят о помощи.

«Мне 14 лет. Когда скандалы в школе становятся невыносимыми, я беру перочинный нож и стараюсь сделать себе как можно больнее. Когда под рукой нет ножа, я вонзаю в кожу шариковую ручку или царапаю себя до крови. Не знаю почему, но, когда я так делаю, мне становится легче. Как будто я вытаскиваю из тела занозу. Со мной все в порядке?» На наш сайт приходят и такие тревожные письма от подростков.

Есть письма и от родителей: «Моей дочери 15 лет. Недавно я заметила у нее на руке следы от ожогов. Поговорить об этом не удается, она любое мое слово воспринимает в штыки и отказывается встретиться с психологом. Я чувствую себя совершенно бессильной и не знаю, что теперь делать».

Следы лезвия на предплечье, ожоги от сигарет на теле, изрезанные ноги — почти 38% подростков хотя бы однажды пытались поранить свое тело. Осознание того, что собственный ребенок наносит себе повреждения, приводит родителей в ужас. Автоматическое, на уровне рефлекса, желание избавить его от боли сталкивается с непривычным препятствием — отсутствием врага и внешней угрозы. И остается вопрос: «Почему он это сделал?»

Контакт со своим телом

У взрослеющих детей примерно с 11–12 лет меняются желания, интересы, поведение — их внутренний мир становится другим. Особенно сложно подросткам приспособиться к изменениям своего тела. Вытягиваются руки и ноги, меняется походка, иными становятся пластика движений, голос. Тело вдруг начинает вести себя своевольно: эротические фантазии и предательски спонтанная эрекция у мальчиков; месячные, часто болезненные, у девочек, могут тоже начаться в любой момент — в школе, на тренировке.

«Тело словно становится чем-то отдельным, — говорит семейный психотерапевт Инна Хамитова. — Сделать себе больно — один из способов войти с ним в контакт. Поведение тинейджеров напоминает жест человека, которому снится страшный сон: он хочет его остановить, ущипнуть себя и проснуться».

Пугающий мир

В 37 лет Татьяна ясно помнит те годы, когда она резала себе бедра: «Я росла в семье, где было запрещено жаловаться — мои родители этого не понимали. Став подростком, я не могла подобрать слов, чтобы выразить все то, что мучило меня в тот момент, и я стала резать себя. Сейчас я понимаю, что это был способ не только обмануть взрослых, но и утешить себя: теперь-то я знаю, почему мне так плохо».

В нашей семье было запрещено жаловаться. Став подростком, я не могла подобрать слов, чтобы выразить все, что мучило меня в тот момент, и я стала резать себя.

Многим современным подросткам, как и Татьяне когда-то, трудно выразить свои переживания — они знают себя недостаточно, и их пугает недоверие взрослых к их чувствам. Кроме того, многие просто не умеют открыто и честно говорить о себе. Не имея других средств снять душевное напряжение, подростки заставляют себя испытывать боль.

Обезболивание болью

Парадокс момента в том, что подростки, повреждая свое тело, переживают… младенческое чувство собственного всемогущества. «Тело остается единственной реальностью, которая полностью принадлежит только им, — поясняет Инна Хамитова. — Повреждая его, они могут в любой момент остановиться. Управляя своим телом таким диким (с точки зрения взрослых) образом, они чувствуют, что управляют и своей жизнью. И это примиряет их с действительностью».


Физическая боль всегда приглушает душевную, которую у них не получается контролировать, ведь нельзя заставить полюбить того, кого любишь сам, нельзя изменить родителей… Она может указывать и на пережитое насилие (психическое, физическое или сексуальное).

«Демонстрируя раны, которые подросток нанес себе сам, — считает социолог Давид ле Бретон, — он бессознательно привлекает внимание к тем, что не видны. Жестокость, которую дети проявляют в отношении себя, позволяет им не проявлять ее в отношении других. Она действует на манер кровопускания в стародавние времена: снимает чрезмерное внутреннее напряжение».

Они причиняют себе боль, чтобы больше не испытывать боли. Многие подростки рассказывают о чувстве облегчения, которое наступает после нанесения себе ран. Об этом пишет и 20-летняя Галина: «После порезов наступали моменты абсолютного счастья. Все мрачные чувства словно вытекали из меня вместе с кровью. Я вытягивалась на кровати, и мне наконец становилось легче». Именно такое умиротворение влечет за собой риск попасть в зависимость: разрушать себя, чтобы чувствовать себя лучше. Оно основано на обезболивающем эффекте от действия эндорфинов — гормонов, которые вырабатываются в организме, чтобы заглушить боль.

Семейные рамки

«Я резал себя примерно с 14 до 17 лет, — вспоминает 27-летний Борис. — И остановился лишь когда, став студентом, уехал из дома. Сегодня благодаря психоанализу я пришел к выводу, что так переживал неприязнь моей матери. Она не хотела моего появления на свет и давала мне это понять каждый день. Для нее я был самым никчемным существом, которое никогда ничего не добьется. Я чувствовал за собой ужасную вину и регулярно наказывал себя за то, что недостоин ее любви».

«Ребенок, которому не хватало нежных прикосновений в первые годы жизни, взрослея, может продолжать это болезненно переживать, — поясняет Елена Вроно. — Тело, которое он никогда не воспринимал как источник приятных ощущений, остается отстраненным, внешним по отношению к его личности. Раня себя, он словно разрушает границу между внутренним и внешним».

Порезы и раны на видимых частях тела помогают детям привлечь внимание взрослых к себе. Это сигналы, от которых родители уже не могут отмахнуться, списав их на особенности переходного периода.

Родители могут усиливать страдания подростков. «Из самых лучших побуждений многие из них стараются не хвалить детей, словно те могут от этого испортиться, — рассказывает Инна Хамитова. — Но дети в любом возрасте нуждаются в поддержке и одобрении. Они верят тому, что мы им говорим. Если взрослые постоянно критикуют ребенка, ребенок привыкает к мысли, что он плохой (некрасивый, неповоротливый, трусливый) человек. Самоповреждения могут стать для чувствительного подростка еще и местью себе, наказанием за то, что он настолько плох».

Но, ненавидя себя, подростки не понимают, что на самом деле ненавидят мнение других о себе. Это подтверждает 16-летняя Анна: «Недавно я сильно поругалась со своей лучшей подругой. Она говорила мне ужасные вещи — что я никого не люблю и что меня никто никогда не полюбит. Дома мне стало так плохо, что я расцарапала себе все костяшки пальцев о штукатурку».

В семьях с авторитарным стилем воспитания, когда родители жестко контролируют не только поведение, но и эмоции подростков, самоповреждения, по мнению Инны Хамитовой, «могут стать способом борьбы с властью родителей».

Подросток рассуждает примерно так: «Хотя бы по отношению к себе я буду поступать так, как я хочу». И всегда порезы и раны на видимых частях тела помогают детям привлечь внимание взрослых к себе. Это сигналы, от которых родители уже не могут отмахнуться, списав их на особенности переходного периода.

Граница риска

Важно понимать разницу между единичными проверками на прочность («могу ли я это вытерпеть?»), написанными кровью клятвами в дружбе и повторяющимися самоистязаниями. Первые связаны либо с узнаванием своего «нового» тела и экспериментами с ним, поиском новых ощущений, либо с ритуалами, существующими среди сверстников. Это преходящие признаки поиска себя. Постоянные попытки причинить себе боль — ясный сигнал для родителей, требующий обращения к специалистам. Но в каждом случае, когда подростки проявляют агрессию в отношении себя, необходимо понять, что они хотят сказать. И мы должны их выслушать.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Подростки ищут понимания и в то же время тщательно оберегают свой внутренний мир от назойливых вторжений. Они хотят поговорить — но не могут себя выразить. «И потому, — считают наши эксперты, — возможно, лучшим собеседником в этот момент станут не родители, которым трудно оставаться пассивными слушателями, а кто-то из родственников или знакомых, кто сможет побыть рядом, посочувствовать и не запаниковать».

Иногда, чтобы остановить ребенка, достаточно… хорошей взбучки от родителей. Таким парадоксальным способом они дают понять, что тот зашел слишком далеко, и выражают заботу. Но если подобное поведение становится привычкой или раны представляют угрозу для жизни, лучше не откладывая посоветоваться с психологом. Особенно важно сделать это в том случае, когда подросток замыкается в себе, начинает плохо учиться, ощущает постоянную сонливость, теряет аппетит — подобные симптомы могут оказаться признаком более серьезных психологических проблем.

Ясю никогда не били — ни родители, ни сверстники. Но в пятом классе девочка вдруг решила: нужно быть готовой ко всему.

«Я подумала, что если кто-то будет меня бить, я с этим не справлюсь. Мне стало интересно, что это за чувство. Тогда я стала бить стены, чтобы стесать костяшки. До этого я, в принципе, не знала, что такое боль, — родители меня не били, все было нормально, но я ощущала опасность от окружающего мира. Мне казалось, что надо быть готовой и хотя бы знать, что это такое», — вспоминает она.

Стесанных костяшек со временем стало казаться мало, в дело пошли нож и лезвия.

В юности у Яси была депрессия, но она не могла признаться в этом окружающим. Тогда у девушки появилась мысль, что если кто-нибудь заметил бы ее порезы, появилась бы и помощь.

«В то время меня, скорее, интересовал сам факт заметности. Я довольно долго резала кисти рук. Это стало происходить регулярно, переходить на другие части тела», — рассказывает она.


Коллаж: Анна Сбитнева

По мере взросления Яся открывала для себя новые переживания — возбуждение, бисексуальность, и они тоже находили отражение в самоповреждении.

«Лет в 14, когда появились чувства вроде сексуального возбуждения, я поняла, что это коррелирует немножко, и начала делать это для удовольствия. Например, я резала бедра в том месте, где брюки застегиваешь, чтобы они постоянно давили на порезы и те не заживали. И когда ты садился или вставал, ты вспоминал, что тебе больно», — делится она.

Со временем Яся нашла другой способ выплескивать эмоции — стала причинять боль своим первым сексуальным партнершам. Секс не всегда включал элементы БДСМ, но Яся иногда «уводила в эту сторону».

«Спустя несколько лет я перестала с кем-либо встречаться, потому что поняла, что моей партнерше не нравилась боль. Психологически это было достаточно травматично. То есть я многое предлагала в плане отношений, но в плане секса партнерша просто терпела, и это очень мерзкое чувство», — говорит девушка.

Несмотря на закончившиеся отношения, около четырех лет Ясе удавалось контролировать себя. В качестве альтернативы самоповреждения хватало тату-сеансов — она назвала их «общественно одобряемым селфхармом, который можно легко объяснить».

«А потом я переехала в другой город и начала лечиться от психического заболевания, у меня шизотипическое расстройство (характеризуется чудаковатым поведением, аномалиями мышления и эмоций, недостаточными для диагноза «шизофрения». — Прим. ред.). Мне захотелось снова нанести себе порезы. У меня больше не было отношений, и некому было осудить меня за шрамы. Я изрезала всю ногу от ступни до конца бедра и не могла ходить дня три — нога опухла и жестко болела. Мне это очень сильно понравилось. Особенно то, что я была одна и этого никто не видел, ничье мнение не имело значения», — рассказывает Яся.

После того случая она все же взяла большую паузу. Во-первых, терапия стала давать результат — она включала и борьбу с селфхармом. Во-вторых, девушка нашла иной способ испытывать боль. Яся стала заниматься тяжелой атлетикой: бегала полумарафоны, ходила в походы с тяжелым рюкзаком, а потом пару дней приходила в себя.


Коллаж: Анна Сбитнева

Однако через пару лет, походы в спортзал стали случаться все реже и реже, а затем девушка вовсе забросила спорт. Тогда в ее жизнь вернулся селфхарм.

Последние эпизоды связаны с романтическими отношениями — девушка причиняла себе вред из-за споров с парнем. Но молодой человек, увидев следы самоповреждения, очень переживал за нее и плакал. Его беспокойство заставило ее остановиться.

«В последний раз, когда у меня были очень серьезные порезы — кровь ручьем из бедра текла, — я впервые в жизни подумала, что я делаю что-то не так. Обычно у меня было стойкое убеждение, что я все делаю так, что это правильно. Все остальное неправильно, а это правильно. А полгода назад я подумала: “Блин, я не хочу дальше”», — делится Яся.

Сегодня девушка продолжает работать с психотерапевтом.

«Мы выяснили, что селфхарм происходит от того, что я не умею проживать свои эмоции. Я их отрицаю и не замечаю. И у меня нет никакого способа расслабиться, потому что спортом я уже какое-то время не занимаюсь. Мой психотерапевт сказала, что селфхарм — мой способ расслабиться и что-то прожить. И я могу с ней согласиться, потому что я хочу это сделать, когда сильно напряжена — устала на работе, конфликты», — поясняет Яся.

«Не нашла в себе сил выйти на митинг и воткнула в ногу нож» — Нина

Свой первый эпизод селфхарма Нина помнит очень смутно. В 17 лет у нее появились первые отношения, и они с молодым человеком отправились в другой город. Ночью пара поссорилась. Дождавшись, пока парень заснет, Нина встала с кровати и взяла в руки нож, чтобы нанести себе порезы. Ее воспоминания об этом очень расплывчаты.

«Вообще, у меня сохранилось мало воспоминаний об этом эпизоде. Возможно, психика вытесняет», — рассказывает она.

Но потом были и другие эпизоды селфхарма, и их девушка помнит лучше.

Однажды, например, девушка «наказала» себя селфхармом за потерю айфона. Она тогда принимала препарат, который снизил ее внимательность, и не заметила, как оставила где-то телефон. В другой раз она полоснула себя по ноге из-за ссоры с отчимом — чувствовала себя виноватой. О той размолвке до сих пор напоминает тонкий шрам.


Коллаж: Анна Сбитнева

После университета случаи самоповреждений участились.

«Когда был очередной протестный митинг и я из-за тревожности не нашла в себе сил выйти на него, я воткнула себе в ногу нож — шрам есть до сих пор. Мне было нужно, чтобы пролилась моя кровь. Еще я постоянно резала себя, находясь в сложных отношениях с моим тогдашним молодым человеком — на определенном этапе этих отношений я считала себя хуже земли, хуже грязи по сравнению с ним», — говорит девушка.

Селфхарма Нина всегда стыдилась и старалась особо не афишировать. Ей казалось, что это способ привлечь к себе внимание, а значит — это плохо. «Мой внутренний голос говорил мне, что я не должна привлекать к себе внимание», — поясняет она.

«Я не афишировала это — то есть окружающие никак не реагировали, потому что не знали. Мой молодой человек, кажется, пару раз обнаруживал на мне порезы и ласково журил. Ничего больше. В целом он давал мне понять, что депрессию можно, по его мнению, победить силой воли, что я просто играю в депрессию, а это опасная игра, поэтому так нельзя. Вообще, я бы хотела другой реакции: рассказывать об этом тяжело, потому что тяжело признавать, что да, я хотела внимания. Я хотела невидимое сделать видимым, показать на своем теле, как мне тяжело и больно внутри. Я просто хотела, чтобы люди вокруг это видели. Но я запрещала себе это демонстрировать», — признается Нина.

Девушка — художница, и она пыталась «обыграть» селфхарм художественными методами: например, собиралась провести перформанс, площадкой для которого было бы ее тело, а средством выражения себя — острые предметы.

по теме


Общество

«Ты режешь себя»? Как правильно говорить с близкими о селфхарме

«В моем искусстве очень важным образом является Афина, богиня мудрости и справедливой войны в Древней Греции. У нее было много священных эпитетов, один из них — Сотейра, спасительница. Мне сразу показалось, что это не просто спасительница, а спасительница в тех ситуациях, когда человек опасен сам для себя. В одном из своих проектов, где я вышивала молитвы на белых полотнах, я посвятила ей такое обращение: “О Афина Сотейра, не дай причинить себе зла своей рукой”», — рассказывает Нина.
Сейчас Нина понимает, что просто старалась замаскировать самоповреждение под исследовательские цели. Главной целью в этом проекте было все же не искусство: она хотела, чтобы другие люди причиняли ей боль. «Хорошо, что я его (перфоманс. — Прим. ред.) в итоге не провела», — признается она.

Девушка борется с селфхармом до сих пор — даже начала терапию у специалиста, однако срывы все еще происходят.

«Мне кажется, что я контролирую и что я могу остановить это в любой момент, но на самом деле, в триггерной ситуации сознание сужается до крошечной точки, которая, пульсируя, велит тебе срочно пойти себя порезать», — говорит Нина.

Тем не менее она не сдается и верит в то, что лечение поможет.

«У меня сейчас есть и психолог, и медикаментозная терапия, и еще близкие друзья. Наверное, это все вместе способно помочь», — надеется девушка.

Селфхарм и суицидальные мысли: что делать?

По мнению психиатра Сергея Дивисенко, иногда селфхарм может быть опасным для жизни и здоровья, в таком случае нужно сразу же вызывать скорую. Подробнее о том, как распознать суциидальные мысли и что делать, читайте здесь.

Тату и пирсинг: как «легализовали» селфхарм

По данным ВОЗ, самоповреждениями занимается около 4% населения Земли, это более 300 млн человек. Причем, большая часть из них — подростки.

В России нет официальной статистики, которая демонстрировала бы масштабы селфхарма, говорит психолог и руководитель Центра многопрофильной помощи реабилитационным центрам для людей с аддиктивными расстройствами Софья Шевякова.

«Селфхарм не ограничен порезами или ожогами. Сюда можно отнести тот же пирсинг и татуировки. Если мы говорим об этом, то, безусловно, селфхарма стало больше даже просто визуально», — рассказывает она.

При этом считать селфхарм только современной проблемой в корне не верно, подчеркивает специалист. Он был всегда, просто сегодня больше возможностей для «легального самоповреждения» вроде татуировок и пирсинга.

При этом поход в тату-салон — это не всегда акт самоповреждения, уточняет Шевякова. Рисунок на теле или сережка могут означать желание приобщиться к чему-то, обозначить свой статус. Каждый случай индивидуален, но такая «легализация» селфхарма — не редкость.

Кроме того, существуют неявные проявления самоповреждения — компульсивное выдавливание прыщей или привычка грызть ногти, например, продолжает она.

Самоповреждением могут также оказаться укусы щек с внутренней стороны или отрывание заусенцев, добавляет психотерапевт, председатель Медицинского совета Фонда «Шаги» Екатерина Шурова.

Ссоры с матерью и инфантильность: как возникает селфхарм

«Но бывают моменты, когда человек, например, не рассчитал глубину пореза. У нас был клинический случай, когда пациент после ссоры с матерью стал при ней же наносить себе порезы на шее и случайно перерезал глубокие вены. Кое-как удалось его спасти», — говорит она.

По ее словам, селфхарм обычно используют люди «либо психически незрелые и инфантильные, либо те, у кого есть какой-то основной диагноз». Например, пациенты с пограничным расстройством личности.

Софья Шевякова считает, что самоповреждение может оказаться следствием нарушенного контакта с матерью в раннем детстве или результатом программы «не живи», когда родители дают такую установку ребенку. Обычно это нежеланные дети, которые постоянно слышат фразы вроде «если бы не ты, мне было бы лучше», «чтобы я тебя больше не видел» и т. д.

Осознанность и терапия: как вылечить селфхарм

По словам Шевяковой, бывает, что люди просто перерастают селфхарм, то есть с возрастом желание нанести себе вред проходит. Но для этого в жизни должен появиться иной способ выплеска эмоций.

Например, если селфхарм связан с некорригированной агрессией, напряжением, можно начать заниматься спортом.

Другой способ — отрефлексировать причины самоповреждения. «Первый вопрос, который нужно себе задать, — “зачем?” Нужно докопаться, разобраться, зачем я это делаю, чтобы появился выбор: я могу так, а могу по-другому», — поясняет она.

По словам Екатерины Шуровой, пациентам, которые причиняют себе вред, выписывают медикаменты, параллельно работая с ними психотерапевтически. Это занимает минимум год. Терапия сводится к тому, чтобы научить человека проживать свои чувства и формировать конструктивные формы поведения в ответ на то, что происходит в реальности.

Около 18–30% всех подростков хотя бы раз в жизни пробовали селфхарм. Чаще всего самоповреждение начинается в период 12–15 лет и связано с психологическими проблемами. Настасья Крысько, подростковый психолог, когнитивно- поведенческий терапевт, ведущая телеграм-канала про доброе отношение к себе, рассказала основное, что нужно знать про селфхарм у ребёнка.



У самоповреждающего поведения всегда есть какая-то функция, чаще всего это способ эмоциональной саморегуляции. Например, некоторые подростки описывают селфхарм как способ выразить то, что трудно сформулировать словами; сделать эмоциональную боль физической; избавиться от невыносимых переживаний и мыслей; вернуть ощущение контроля; сбежать от травмирующих воспоминаний; наказать себя — за ужасное поведение, чувства или мысли; прекратить чувствовать себя оцепеневшим; выразить суицидальные мысли и намерения, не совершая их, и др.


Важно понимать, что самоповреждение работает по замкнутому кругу: происходит какая-то ситуация (триггер) — в ней возникает негативная мысль, которая и вызывает негативные эмоции, — эмоции нарастают — вторгается идея о самоповреждении — происходит самоповреждение, которое дает временное облегчение. Но так как сама проблема не решилась, негативно влияющие на человека мысли остались, то человек попадает в «ловушку селфхарма».

Неполезные фразы

Не знать, что говорить, когда вы видите порезы у ребенка — нормально. Чаще всего мы произносим неполезные фразы от бессилия или тревоги и не вкладываем в них ничего плохого, но важно помнить, что эти слова могут совершенно по-другому восприниматься подростком.

  • Все в твоей голове.
  • Не выдумывай проблемы из ничего.
  • Возьми себя в руки.
  • Все же как-то справляются, и ты тоже давай.
  • Просто смотри на вещи оптимистичнее.
  • В твоей жизни так много других вещей, а ты все про одно.
  • Перестань прикидываться сумасшедшим.
  • Да что с тобой такое?
  • Тебе уже давно должно было полегчать.
  • Это подростковой кризис — перетерпи.

Например, подросток получил двойку и у него появились мысли «я тупой, я ни на что не гожусь, мои родители разочарованы во мне». Эти мысли влияют на нарастание интенсивности эмоций — грусти, тревоги, гнева, отчаяния. В какой-то момент подросток думает: «Я не вынесу этого, нужно порезаться», — и режется. Это даёт временное облегчение, но, так как сами мысли остались и не появилось другого способа справляться с сильными негативными эмоциями, то, скорее всего, подросток будет часто резаться и попадать в ловушку селфхарма.


Чтобы снизить у подростка вероятность нанести себе какие-либо повреждения, важно проделать определенную работу: понять механизм самоповреждений и тренировать другие безопасные навыки справляться с сильными эмоциями, решать проблемы. Для поддержки подростка на пути отказа от самоповреждающего поведения поможет составление плана безопасности. В этот план могут входить следующие пункты:

  • Сигналы того, что кризис приближается (ситуации, мысли, ощущения, образы)
  • Способы, техники, практики отвлечься самостоятельно
  • Люди, которые могут отвлечь (список контактов: друзья, родственники, кому можно позвонить и поговорить, пойти погулять)
  • Люди, которых можно попросить о поддержке (список контактов)
  • Места, где можно найти поддержку (куда можно пойти погулять, чтобы помочь себе набраться сил, переключиться, это должно быть какое-то ресурсное и безопасное место)
  • Специалисты и организации, с которыми можно связаться во время кризиса (контакты специалистов, которые работают с вашим подростком)
  • Экстренная помощь (контакты служб экстренной помощи: телефоны доверия, кризисные чаты, скорая медицинская помощь)
  • Профилактика: как я могу сделать окружающую среду безопаснее для себя


Существует миф, что подростки применяют селфхарм, чтобы манипулировать и привлечь к себе внимание. Из-за этого мифа те, кто наносит себе какие-то повреждения, чувствуют, что их осуждают, отвергают и не воспринимают серьезно, оставляя в одиночестве с их страданием. Если ваш подросток применяет селхфарм, не кричите на него, не критикуйте, не игнорируйте, а предложите обсудить, что с ним происходит, и предложите обратиться к специалистам.

Полезные фразы

Поддерживающие фразы чаще всего направлены на то, чтобы передать, что человек не одинок, его не осуждают и готовы помочь:

  • Ты не одинок.
  • Я рядом с тобой.
  • Ты не плохой.
  • Возможно, я не до конца понимаю, что ты чувствуешь, но я волнуюсь о тебе и хочу помочь.
  • Ты для меня много значишь, и мне небезразлична твоя жизнь.
  • Похоже, что у тебя сильные переживания и трудности на пути.
  • Я всегда готов тебя поддержать и помочь.
  • Я бы хотел понять больше про тебя и твое состояние.
  • Если ты захочешь — я могу дать совет.
  • Я верю, что мы разберемся с этими трудностями вместе.


Позаботьтесь о себе, найдите опору, сформулируйте, что бы вы хотели сказать вашему ребенку. Постарайтесь не паниковать и не реагировать слишком сильно. То, как вы будете себя вести, может повлиять на то, насколько он или она будет откровенны с вами. Вот несколько вещей, которые полезно помнить:

  • Постарайтесь не осуждать.
  • Дайте знать, что вы рядом.
  • Помните, что человек гораздо больше, чем его проблема.
  • Постарайтесь проявить сочувствие и понимание причин этих действий.
  • Предложите помощь и поддержку.
  • Напомните подростку о его сильных сторонах и тех вещах, которые у него хорошо получаются.
  • Предложите составить вместе алгоритм того, что важно делать при появлении мыслей о селфхарме.
  • Не обсуждайте с подростком больше, чем одну тему, в этом разговоре. Если вы предложили обсудить селфхарм, то в этом диалоге важно не переключаться на другие проблемы вроде уборки, учебы и так далее.
  • Как родитель заручитесь информацией и поддержкой специалистов. Можно прочитать брошюру о самоповреждающем поведении, например здесь.
  • Не будет помогать в диалоге с подростком, который применяет селфхарм, а лишь усиливать его отчужденность и закрытость: критика, обвинение, стыжение, обесценивание, игнорирование повреждений или, наоборот, слишком сильный фокус на них, применение насилия.


Поддерживать ребенка, применяющего селфхарм, может оказаться непростым и длинным путем, с улучшениями и ухудшениями. Забота родителя о себе становится важным навыком, на который мы будем опираться при поддержке подростка:

  • Напоминайте себе, что изменения нелинейны и требуют времени.
  • Выясните, какие виды помощи и поддержки доступны.
  • Запрашивайте и получайте поддержку и необходимую информацию для себя.
  • Вы также можете обратиться за поддержкой к специалистам.

При самоповреждающем поведении необходима поддерживающая работа, направленная на усиление навыков осознанности, стрессоустойчивости, эмоциональной саморегуляции, заботы о себе, эффективной коммуникации. На данный момент диалектико-поведенческая терапия имеет высокую доказанную эффективность при хроническом суицидальном и самоповреждающем поведении, в том числе у подростков.

14–16 апреля Настасья Крысько участвовала в Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности», где психологи и педагоги обсуждали главные проблемы современных старшеклассников: от телесности и психофизиологии до цифровой социализации и гаджетов.

Читайте также: