Чем легче всего разрезать кожу

Обновлено: 01.05.2024

Раны являются одними из наиболее распространенных видов повреждения, особенно в детском возрасте. Раной называют любое механическое повреждение организма, которое сопровождается нарушением целостности кожи или слизистых оболочек. Очень важно помнить, что при получении раны возможно повреждение и глубжележащих органов и тканей. Поэтому любое повреждение требует от себя пристального внимания.

Основные проявления ран

Боль

В данном случае боль возникает из-за повреждения нервных окончаний, которые находились в месте нанесения повреждения. С течением времени, может усиливаться отек, что также приводит к усилению боли. Выраженность и степень проявления болевого синдрома зависит от таких факторов, как:

  • место дефекта, сопутствующего повреждения крупных нервных стволов;
  • вида оружия или условий нанесения повреждения (асфальт, огород, велосипед, острый предмет и прочее);
  • психологического состояния ребенка.

По сути, боль является приспособительной защитной реакцией организма.

Кровотечение

Любое повреждение кожи или слизистых оболочек так или иначе сопровождается повреждением кровеносных сосудов (капилляров, артерий, вен). Именно от вида поврежденного сосуда зависит характер и степень кровотечения. Чем больше сосуд и выше в нем давление, тем более массивнее кровотечение, и наоборот. Стоит выделить те места на теле, которые сопровождаются более обильными кровотечениями: лицо, голова, шея, кисти . В этих местах ткани лучше кровоснабжаются. Немаловажную роль играет состояние свертывающей системы крови. Если у ребенка имеет место небольшая ссадина или царапина, которая сопровождается длительным и обильным кровотечением, то необходимо проконсультироваться с педиатром и детским гематологом с целью исключения заболевания свертывающей системы крови. На это также может указывать беспричинное появление большого количества синяков.

кровотечение

Если небольшая ссадина сопровождается длительным и обильным кровотечением, то необходимо проконсультироваться с гематологом.

Зияние

Данное явление связано с сокращением эластических волокон кожи. Вследствие чего происходит расхождение кожных краев повреждения. Многие хирурги знают, что такое лангеровские линии. Они указывают ход и направление волокнистых структур кожи. С этой целью разрезы выполняют вдоль этих линий, что приводит к быстрому заживлению разрезов и уменьшению зияния. Соответственно, при возникновении дефекта перпендикулярно указанным линиям, развивается широкое расхождение краев дефекта.

Виды ран

Они могут быть:

  • Операционными: наносятся умышленно с целью проведения операции.
  • Случайными: как правило, это бытовые повреждения.

В зависимости от характера и условий повреждения выделяют раны:

  • резаную;
  • колотую;
  • ушибленную;
  • рваную;
  • размозженную;
  • рубленную;
  • укушенную;
  • смешанную;
  • огнестрельную.

У детей преобладают резаные, колотые, укушенные, смешанные, а также поверхностные (ссадины, царапины и прочее). Особое внимание уделяется укушенным, которые появляются в результате укуса животного или человека (например, другим ребенком), так как они наиболее инфицированные. Это связано с большим количеством вредных бактерий в ротовой полости. Они чаще всего осложняются инфекцией.

По степени инфицированности бывают:

  • Свежеинфицированные. Как правило, это повреждения в течении 3-х дней с момента ее нанесения. Особенно инфицированы дефекты с загрязнением землей.
  • Гнойные. В данных повреждениях развивается инфекционный процесс. Микробы, размножаясь, приводят к усилению воспаления, некрозу, а также способствуют появлению гноя. У детей с гнойными проявлениями появляются симптомы общей интоксикации: тошнота, головная боль, головокружение, слабость, вялость.

Заживление раны и факторы, влияющие на этот процесс

Заживление ран

Процесс заживления ран может нарушать множество факторов.

Заживление представляет собой процесс восстановления поврежденных тканей с восстановлением их целостности. В процессе заживления происходят определенные процессы. Более подробно на них мы останавливаться не будем, а лишь укажем те факторы, которые могут нарушать процесс заживления:

  • Возраст. Как правило, это больше касается людей пожилого возраста. Детский организм обладает большими восстановительными возможностями. Это связано с высоким уровнем анаболических (строительных) процессов организма.
  • Присоединение инфекции.
  • Снижение иммунитета.
  • Нарушение кровообращения в зоне раны.
  • Хронические заболевания (заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем, сахарный диабет, опухоли и другие).

Осложнения заживления

  1. Присоединение инфекции. Чаще всего развивается неспецифическая гнойная инфекция. Угрозу составляют столбняк, бешенство, дифтерия. Поэтому укушенные и загрязненные землей или старыми металлическими предметами повреждения должны немедленно осматриваться хирургом с проведением ряда профилактических мер (введение противостолбнячной сыворотки, антирабической вакцины).
  2. Кровотечение.
  3. Расхождение краев дефекта.
  4. В ряде случаев, заживление может осложниться гипертрофическим рубцом или келоидом. Представляют собой ненормальный рубец, который может распространиться за пределы зоны дефекта, а также способствующий развитию осложнений.

Средства для обработки ран у детей

Ниже перечислим наиболее популярные и доступные средства для обработки поверхностных ран у детей:

  • Йод. Подходит для поверхностных ссадин, но не для более глубоких повреждений.
  • Бриллиантовый зеленый.
  • Перекись водорода. Является препаратом выбора в оказании первой помощи при обработки поверхностных ссадин у детей. Позволяет хорошо очистить ссадины и царапины. Не менее важным свойством является остановка кровотечения.
  • Фурацилин. Для приготовления раствора для местного применения необходимо растворить таблетку в воде.
  • Мирамистин. Также является антисептиком для местного применения. Позволяет профилактировать нагноение. В случае возникновения гнойного процесса, позволяет с ним бороться. Приятным бонусом станет возможность использования данного средства при ОРВИ, ангинах и фарингитах у детей.
  • Хлоргексидин.

мирамистин

Антисептик позволяет профилактировать нагноение.

Для ускорения заживления могут использоваться такие мази и крема, как:

  • Левомеколь;
  • Бетадин;
  • мазь Вишневского;
  • крем Бепантен плюс.

Первая помощь ребенку при поверхностных ранах

При возникновении подобной ситуации родители задаются вопросами: «Чем обработать рану? Как правильно обработать рану? Какое лучшее средство для обработки раны?».

Перед оказанием помощи ребенку, родителям нужно вымыть руки с мылом и обработать антисептиком. Далее в такой последовательности необходимо выполнить ряд указаний и действий:

  1. Оценить степень и характер повреждения. Очень важно понять, глубокая или поверхностная рана у малыша.
  2. Промыть и остановить кровотечение. С этой целью лучше всего подойдет перекись водорода. Можно также использовать раствор фурацилина и хлоргексидина.
  3. Далее можно обработать кожу подсушивающим антисептиком, например, раствором йода или бриллиантовым зеленым.
  4. Наложить асептическую (чистую) повязку.
  5. В дальнейшем важно регулярно менять повязки. Возможно также использование мазей и кремов, рассмотренных ранее, которые позволят ускорить процесс заживления.

В случае возникновения более глубоких дефектов, обильного кровотечения, укушенной и загрязненной землей или старым металлом ран необходимо в срочном порядке обратиться к хирургу.

Раны являются довольно распространенным явлением, особенно у детей раннего возраста. Задачей родителей является своевременное оказание помощи ребенку с целью профилактики инфицирования. В аптечке необходимо иметь минимальный набор для оказания первой помощи. Не занимайтесь самолечением и, при возникновении угрожающих повреждений, обращайтесь к врачу.

От автора: До сегодняшнего дня я обращалась в своих статьях ко взрослым. Родителям, коллегам, учителям. Мне честно не приходило в голову, что подростки, которые уже посещают меня или, собираясь на прием и выбирая вместе с родителями специалиста, тоже просматривают мои публикации. О современных детях и старшеклассниках вообще принято считать, что «они ничего не читают». Оказываются, читают, много думают над прочитанным и внимательно прислушиваются к автору. Поэтому эта статья – для них, простите, то есть для вас – подростков. Я обещаю не быть в ней такой – каких вы терпеть не можете – поучающей, умничающей. Я буду проще, конкретнее и короче – такой, какой вы сами научили меня быть. Саше, Ксюше и Лиде.

Если ты режешь себе руки подростку от психолога

Возвращаюсь к тебе. Я не открою тебе здесь Америку, я и не собираюсь этого делать и рассуждать о том, какая ситуация сложилась у нас с тобой вокруг всех этих порезов. Меня больше как психолога волнует, что у тебя на душе тогда, когда тело – то, что в этой жизни твое, принадлежит только тебе, то, чему ты единственный хозяин – получает от тебя же ссадины и раны.

Я убедилась, что у каждого из подростков, резавшего себя, свое на душе. Вот, например, Маша говорила: «Понимаете, в нашем классе порезы есть у всех девочек. У всех. Я что тупая, чтобы ходить без них?».

Современный тренд, придуманная кем-то явно не по-доброму настроенному к себе или другим подросткам мода…За стремлением следовать которой стоит справедливое желание подростка чувствовать себя заодно с компанией сверстников, быть своим и быть как все. Это в твоем возрасте очень важно и ценно. И очень неприятно и больно, когда тебя не принимают за своего, когда у всех есть то, что делает их похожими, будто одной командой, а у тебя этого нет, и ты остаешься один. И это очень важно и дорого быть своим, и при этом НЕ любой ценой, совсем НЕ любой ценой. И если рядом есть кто-то, кого объединили порезы на руках, то точно есть те, кто вместе по другим интересам и увлечениям – играм, книгам, олимпиадам, спектаклям, молодежным концертам, школьным делам, работе для подростка и прочим, и прочим… И можно пристальнее присмотреться к тому, что еще модно в твоей среде – в ней много привлекательных, стоящих уважения вариантов.


А на следующий день ровесница Маши 7-классница Катя рассказывала: «Да, что вы, никакой такой моды на порезы не существует. В нашей школе она уже…э-э-э…года два как прошла – тогда все ходили с порезами. А сейчас вот только у меня».

Заметно, как Катя в своих словах отстаивает и оберегает очень важное для себя и тебя право – право быть уникальным, неповторимым и выделяющимся. И резать себя это право позволяет заполучить, при этом способом, который для меня как профессионала выглядит жестоким и злым по отношению к себе. Ты уникален как минимум уже потому, что так устроена природа, биология – она не создает одинаковых людей. А психология в свою очередь говорит о том, что сочетания черт твоего характера тоже больше ни у кого нет. И внешность твоя неповторима. И когда тебе важно, чтобы это признали, увидели и заметили, то есть разные способы. Ведение тематической страницы в соцсети или своего канала на Ютуб – по твоим интересам. Мне встречались здесь разные варианты – нанесение макияжа и ремонт мотоциклов, установление программ на компьютер и маникюр для ногтей. И это реально работает. Знакомство с новыми друзьями, обращение к взрослым, которым ты доверяешь, посещение новых мест и мероприятий, поддержка друга, у которого проблемы и личные сложности – это еще способы почувствовать себя выделяющимся, нужным, значимым.


Приходилось слышать и то, что резать себя совсем не больно, и это так – как пальцем в ухе почесать от нечего делать. Это не правда. Я пробовала, это больно, неприятно, пачкает рукав и часто вызывает воспаление кожи вокруг. Кожа на руках тонкая, она труднее заживает и часто оставляет шрамы от ран, полученных совсем-совсем давно. Порезав правую руку в 8 лет осколком стекла, я до сих пор натыкаюсь взглядом на неровную черту на кисти – след от пореза. Мне тогда не зашивали и вообще ничего страшного не произошло, обычный порез. Правда, уже 25 лет прошло, а след остался. А я бы предпочла, чтобы его не было, но никак – руки так устроены, что сохраняют следы.

Помню и слова Никиты, порезавшего себя «на слабо», чтобы доказать, что ему не страшно, и он не слабак. Знаешь, знакомые, которые вынуждают тебя что-то доказывать про себя и этим заслуживать их одобрение и внимание, меня очень настораживают. Хороший, настоящий друг - это тот, которому не нужны с твоей стороны никакие доказательства, он принимает тебя таким, какой ты есть. И, может быть, тебе недостает сейчас именно таких друзей, но быть рядом с теми, кто подталкивает тебя на рискованные поступки, точно не стоит.

И вот видишь, какие разные случаи, и у каждого из твоих ровесников – своя история. При этом есть вещь, которая объединяет парней и девушек, режущих себя

- сильные и неприятные внутренние переживания.


Обещала быть краткой, а получилось изрядно…Порой так много хочется сказать тебе – современному подростку. И хорошо, что у тебя есть возможность услышать.

Около 18–30% всех подростков хотя бы раз в жизни пробовали селфхарм. Чаще всего самоповреждение начинается в период 12–15 лет и связано с психологическими проблемами. Настасья Крысько, подростковый психолог, когнитивно- поведенческий терапевт, ведущая телеграм-канала про доброе отношение к себе, рассказала основное, что нужно знать про селфхарм у ребёнка.



У самоповреждающего поведения всегда есть какая-то функция, чаще всего это способ эмоциональной саморегуляции. Например, некоторые подростки описывают селфхарм как способ выразить то, что трудно сформулировать словами; сделать эмоциональную боль физической; избавиться от невыносимых переживаний и мыслей; вернуть ощущение контроля; сбежать от травмирующих воспоминаний; наказать себя — за ужасное поведение, чувства или мысли; прекратить чувствовать себя оцепеневшим; выразить суицидальные мысли и намерения, не совершая их, и др.


Важно понимать, что самоповреждение работает по замкнутому кругу: происходит какая-то ситуация (триггер) — в ней возникает негативная мысль, которая и вызывает негативные эмоции, — эмоции нарастают — вторгается идея о самоповреждении — происходит самоповреждение, которое дает временное облегчение. Но так как сама проблема не решилась, негативно влияющие на человека мысли остались, то человек попадает в «ловушку селфхарма».

Неполезные фразы

Не знать, что говорить, когда вы видите порезы у ребенка — нормально. Чаще всего мы произносим неполезные фразы от бессилия или тревоги и не вкладываем в них ничего плохого, но важно помнить, что эти слова могут совершенно по-другому восприниматься подростком.

  • Все в твоей голове.
  • Не выдумывай проблемы из ничего.
  • Возьми себя в руки.
  • Все же как-то справляются, и ты тоже давай.
  • Просто смотри на вещи оптимистичнее.
  • В твоей жизни так много других вещей, а ты все про одно.
  • Перестань прикидываться сумасшедшим.
  • Да что с тобой такое?
  • Тебе уже давно должно было полегчать.
  • Это подростковой кризис — перетерпи.

Например, подросток получил двойку и у него появились мысли «я тупой, я ни на что не гожусь, мои родители разочарованы во мне». Эти мысли влияют на нарастание интенсивности эмоций — грусти, тревоги, гнева, отчаяния. В какой-то момент подросток думает: «Я не вынесу этого, нужно порезаться», — и режется. Это даёт временное облегчение, но, так как сами мысли остались и не появилось другого способа справляться с сильными негативными эмоциями, то, скорее всего, подросток будет часто резаться и попадать в ловушку селфхарма.


Чтобы снизить у подростка вероятность нанести себе какие-либо повреждения, важно проделать определенную работу: понять механизм самоповреждений и тренировать другие безопасные навыки справляться с сильными эмоциями, решать проблемы. Для поддержки подростка на пути отказа от самоповреждающего поведения поможет составление плана безопасности. В этот план могут входить следующие пункты:

  • Сигналы того, что кризис приближается (ситуации, мысли, ощущения, образы)
  • Способы, техники, практики отвлечься самостоятельно
  • Люди, которые могут отвлечь (список контактов: друзья, родственники, кому можно позвонить и поговорить, пойти погулять)
  • Люди, которых можно попросить о поддержке (список контактов)
  • Места, где можно найти поддержку (куда можно пойти погулять, чтобы помочь себе набраться сил, переключиться, это должно быть какое-то ресурсное и безопасное место)
  • Специалисты и организации, с которыми можно связаться во время кризиса (контакты специалистов, которые работают с вашим подростком)
  • Экстренная помощь (контакты служб экстренной помощи: телефоны доверия, кризисные чаты, скорая медицинская помощь)
  • Профилактика: как я могу сделать окружающую среду безопаснее для себя


Существует миф, что подростки применяют селфхарм, чтобы манипулировать и привлечь к себе внимание. Из-за этого мифа те, кто наносит себе какие-то повреждения, чувствуют, что их осуждают, отвергают и не воспринимают серьезно, оставляя в одиночестве с их страданием. Если ваш подросток применяет селхфарм, не кричите на него, не критикуйте, не игнорируйте, а предложите обсудить, что с ним происходит, и предложите обратиться к специалистам.

Полезные фразы

Поддерживающие фразы чаще всего направлены на то, чтобы передать, что человек не одинок, его не осуждают и готовы помочь:

  • Ты не одинок.
  • Я рядом с тобой.
  • Ты не плохой.
  • Возможно, я не до конца понимаю, что ты чувствуешь, но я волнуюсь о тебе и хочу помочь.
  • Ты для меня много значишь, и мне небезразлична твоя жизнь.
  • Похоже, что у тебя сильные переживания и трудности на пути.
  • Я всегда готов тебя поддержать и помочь.
  • Я бы хотел понять больше про тебя и твое состояние.
  • Если ты захочешь — я могу дать совет.
  • Я верю, что мы разберемся с этими трудностями вместе.


Позаботьтесь о себе, найдите опору, сформулируйте, что бы вы хотели сказать вашему ребенку. Постарайтесь не паниковать и не реагировать слишком сильно. То, как вы будете себя вести, может повлиять на то, насколько он или она будет откровенны с вами. Вот несколько вещей, которые полезно помнить:

  • Постарайтесь не осуждать.
  • Дайте знать, что вы рядом.
  • Помните, что человек гораздо больше, чем его проблема.
  • Постарайтесь проявить сочувствие и понимание причин этих действий.
  • Предложите помощь и поддержку.
  • Напомните подростку о его сильных сторонах и тех вещах, которые у него хорошо получаются.
  • Предложите составить вместе алгоритм того, что важно делать при появлении мыслей о селфхарме.
  • Не обсуждайте с подростком больше, чем одну тему, в этом разговоре. Если вы предложили обсудить селфхарм, то в этом диалоге важно не переключаться на другие проблемы вроде уборки, учебы и так далее.
  • Как родитель заручитесь информацией и поддержкой специалистов. Можно прочитать брошюру о самоповреждающем поведении, например здесь.
  • Не будет помогать в диалоге с подростком, который применяет селфхарм, а лишь усиливать его отчужденность и закрытость: критика, обвинение, стыжение, обесценивание, игнорирование повреждений или, наоборот, слишком сильный фокус на них, применение насилия.


Поддерживать ребенка, применяющего селфхарм, может оказаться непростым и длинным путем, с улучшениями и ухудшениями. Забота родителя о себе становится важным навыком, на который мы будем опираться при поддержке подростка:

  • Напоминайте себе, что изменения нелинейны и требуют времени.
  • Выясните, какие виды помощи и поддержки доступны.
  • Запрашивайте и получайте поддержку и необходимую информацию для себя.
  • Вы также можете обратиться за поддержкой к специалистам.

При самоповреждающем поведении необходима поддерживающая работа, направленная на усиление навыков осознанности, стрессоустойчивости, эмоциональной саморегуляции, заботы о себе, эффективной коммуникации. На данный момент диалектико-поведенческая терапия имеет высокую доказанную эффективность при хроническом суицидальном и самоповреждающем поведении, в том числе у подростков.

14–16 апреля Настасья Крысько участвовала в Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности», где психологи и педагоги обсуждали главные проблемы современных старшеклассников: от телесности и психофизиологии до цифровой социализации и гаджетов.

Раной называют механическое повреждение тканей организма, чаще всего кожи, иногда слизистых и внутренних органов. Раны можно получить в быту, на работе, особенно часто при физическом труде, во время игр и занятий спортом. Падения, аварии, драки, нападения животных, множество других ситуаций сопровождаются появлением ран. Не случайно они занимают первое место в списке причин для обращения в травмпункт.

Характерные признаки раны:

  • расхождение краев в зоне повреждения (зияние);
  • кровотечение;
  • боль.

Некоторые раны можно вылечить самостоятельно в домашних условиях, но часто требуется квалифицированная медицинская помощь, чтобы избежать гнойных осложнений и обеспечить быстрое заживление.

Виды ран

По степени тяжести раны классифицируют на:

  • поверхностные— травмирована только кожа и/или слизистые оболочки;
  • глубокие— помимо кожи, повреждаются расположенные под ней мягкие ткани, сосуды, нервы, внутренние органы. Существует две разновидности глубоких ран:
    • проникающие— раневой канал заканчивается в полостях организма (брюшной, плевральной, тазовой и др.), могут повреждаться расположенные в них внутренние органы, но не всегда;
    • непроникающие — раневой канал слепо заканчивается в мягких тканях.

    Поверхностные раны можно обработать самостоятельно, при глубоких, особенно проникающих, обязательна консультация хирурга.

    По характеру повреждения раны бывают:

    • Колотые — для них характерна большая глубина при малой площади повреждения кожи. Наносят такие раны острыми длинными предметами, например ножом, шилом, гвоздем. Колотые раны могут показаться обманчиво легкими — внешне они кажутся незначительными, боли несильные, а кровотечения может не быть вовсе. На самом деле они чреваты повреждением глубоко расположенных мягких тканей, внутренними кровотечениями и нагноением — кислород вглубь не поступает, создаются идеальные условия для размножения анаэробных бактерий;
    • Резаные раны отличаются ровными краями и небольшой глубиной; наносят их все виды плоских острых предметов (лезвия, стекло, иногда даже бумага). Опасность резаных ран заключается в повреждении крупных сосудов, нервов, сухожилий, внутренних органов, в остальных случаях они заживают достаточно быстро;
    • Рубленые раны похожи на резаные, но наносят их, ударяя острым предметом (саблей, топором), поэтому порез сопровождается ушибом, могут быть повреждения костей;
    • Ушибленные раны наносят тупым тяжелым предметом, при них образуются гематомы, иногда внутренние. Повреждения кожи обычно небольшие с незначительными кровотечениями;
    • Рваные раны отличаются неровными краями, из-за чего плохо заживают. Появляются они при скольжении и одновременном давлении на кожу ранящего предмета;
    • Огнестрельные раны появляются от пуль, выпущенных из оружия. Из-за сильного давления и ожога значительно повреждаются и плохо заживают кожа, мягкие ткани, кости. При этом область повреждения небольшая, а кровотечение незначительное.

    Важная характеристика раны — наличие в ней инфекции. Чистыми считаются раны, нанесенные в стерильных условиях: это хирургические разрезы, выполняемые врачом при операциях. Инфицированными называют раны с гнойным отделяемым, а все остальные — контаминированными. Это значит, что микробы присутствуют в ране, признаки инфекционного процесса отсутствуют, но риск его развития существует.

    Первая помощь при ранах

    Рану сразу же нужно правильно обработать, чтобы снизить риск инфекционных осложнений и ускорить заживление:

    • С поврежденной поверхности удалить загрязнения, инородные предметы (щепки, осколки, землю и т.п.);
    • Промыть рану антисептическими растворами (хлоргексидином, перекисью водорода, которая не только уничтожает микробов, но и останавливает кровотечение);
    • Если крови много, наложить жгут или давящую повязку, чтобы пережать поврежденные сосуды; в этом случае перекись не поможет;
    • Края раны можно обработать спиртовым раствором йода или бриллиантового зеленого;
    • На очищенную обработанную раневую поверхность нанести антибактериальный заживляющий крем, а сверху — стерильную повязку.

    Когда идти в травмпункт?

    За профессиональной медицинской помощью нужно обращаться в следующих случаях:

    • Глубокие раны, подозрение на повреждение внутренних органов, переломы костей;
    • Сильное кровотечение, которое не получается остановить самостоятельно. Если наложен жгут, тоже нужно ехать в больницу, так как это временная мера;
    • Раны с неровными краями;
    • Сильные загрязнения, особенно землей, ржавчиной (высокая опасность столбняка);
    • Признаки нагноения раны или ухудшение самочувствия пациента (лихорадка, тошнота).

    При обращении в первые сутки врач выполнит первичную хирургическую обработку (ПХО) раны: после обезболивания удалит загрязнения и поврежденные ткани, сгустки крови, при необходимости наложит швы. После этого наступает период заживления, в среднем занимающий 7-10 дней.

    При более поздних обращениях ПХО не проводят, раны заживают через нагноение или под корочкой, что занимает больше времени — около двух недель. Периодически врач обрабатывает рану, при необходимости удаляя гной, а затем делают повязки, чтобы ускорить заживление.

    При тяжелых дефектах самостоятельное заживление может и не наступить. Тогда пациенту назначают пластику перемещенным или свободных кожным лоскутом.

    Аргосульфан ® для лечения ран

    Крем для наружного применения Аргосульфан® обладает двойным действием: противомикробным и ранозаживляющим. Главный компонент препарата — сульфатиазол серебра. При нанесении мази на рану начинается химическая реакция, в результате которой освобождаются ионы серебра и сульфатиазол. Это постепенный процесс, поэтому концентрация активных веществ сохраняется на нужном уровне длительное время.

    • Ионы серебра оказывают бактерицидное действие — они убивают бактерии, разрушая их оболочку.
    • Сульфатиазол оказывает бактериостатическое действие — останавливает образование ДНК в клетках микробов, из-за чего они перестают расти и размножаться.

    Таким образом, Аргосульфан® оказывает одновременно бактерицидный и бактериостатический эффект, действуя на большинство грамположительных и грамотрицательных бактерий.

    Крем Аргосульфан® под повязкой поддерживает умеренный уровень влажности раневой поверхности, благодаря чему перевязки становятся менее болезненными. Стимуляция деления клеток и обменных процессов в них способствует заживлению ран и уменьшению вероятности образования грубых рубцов.

    Когда пациент приближается к смерти, в его теле происходят изменения. Они касаются дыхания, кровообращения, сознания. Мы подробно объясняем, что происходит: если понять смерть, возможно, мы будем меньше ее бояться.


    Автор статьи — в прошлом сотрудник паллиативной службы, которая курирует умирающих на дому. Он был поражен тем, как спокойно многие люди смотрят в лицо собственной смерти.

    Когда начинается умирание? В какой момент человек начинает свой путь к смерти?

    Умирание начинается задолго до того, как мы появимся на свет. Оно закладывается еще в утробе, в скоплении клеток, из которого формируется будущий ребёнок. Некоторые клетки лишние, и они должны освободить место для новых. Только так смогут появиться органы ребенка. Именно за счет этого почек только две, а пальцев на руке — только десять. В геноме каждой клетки уже заложены программы, которые действуют как своеобразная «катапульта». Она включается в тот момент, когда клетка становится ненужной или опасной для организма. В этом случае клетка добровольно уничтожает саму себя.

    Становление человека — это процесс, в котором участвуют как жизнь, так и смерть. По словам доктора паллиативной медицины Жана-Доменико Боразио, смерть — это «необходимое условие для того, чтобы мы в принципе могли появиться на свет как жизнеспособные организмы».

    «Что нам известно доподлинно, так это то, что человек не умирает внезапно, в одночасье» –
    Жан-Доменико Боразио, врач паллиативной помощи

    Смерть вездесуща — но, появившись на свет, мы забываем об этом.
    И, если всё хорошо, то смерть снова появится в нашей жизни только через несколько десятков лет. Нередко это будет заболевание, которое нельзя вылечить: рак, болезнь сердца или заболевание почек, из-за которого они больше не могут очищать кровь. И вот тогда начинается процесс умирания.

    «Что нам известно доподлинно, так это то, что человек не умирает внезапно, в одночасье. Органы человеческого тела прекращают функционировать постепенно, не все одновременно, а затем в какой-то момент их работа прекращается» — рассказывает доктор Боразио.
    В результате цепной реакции перестают работать печень, почки, лёгкие и сердце.

    Заболевания бывают самые различные, однако в конце жизни всё всегда идёт по одной и той же схеме: сердце прекращает биться, останавливается дыхание и в последнюю очередь угасает сознание.
    При этом очень трудно разделить работу сердца и головного мозга. Если сердце перестает качать кровь, насыщенную кислородом, клетки мозга начинают гибнуть уже через несколько секунд. А через несколько минут наступает смерть мозга: на ЭЭГ в этот момент будет видна прямая линия вместо привычных кривых и зубцов. Перестают работать и рефлексы, которыми управляют глубинные отделы мозга, ответственные за дыхание, глотание и сознание. Таким образом, когда сердце останавливается, вслед за ним прекращает свою работу и головной мозг.

    Бывает и наоборот. В головном мозге находятся центры, которые регулируют все жизненно важные функции: кровяное давление, работу сердца, дыхание. Если произойдет повреждение этих центров — дыхание прекратится, сердечный ритм нарушится. Часто такое повреждение наступает, когда в результате автокатастрофы или несчастного случая резко повышается внутричерепное давление. Кости черепа твёрдые, поэтому при сильном ударе мягкие ткани мозга выдавливаются в единственное естественное отверстие, которое есть в черепе, — большое затылочное отверстие. Через него полость черепа сообщается с позвоночным каналом (спинной мозг переходит в ствол головного мозга). Если ствол мозга пережат или повреждён, человек умирает.

    Однозначных признаков нет, но есть общие закономерности

    Последние годы, месяцы и дни жизни умирающие проживают по-разному.
    «Процесс умирания очень индивидуален», — рассказывает Лукас Радбрух, президент Немецкого общества паллиативной медицины и профессор Университетской клиники Бонна.
    Часто он длится месяцы и даже годы.
    Медики разделяют умирание на три стадии: в начале наступает «терминальная» стадия, которая продолжается один-два года. В это время постепенно снижается функционирование отдельных внутренних органов, умирающий всё чаще испытывает усталость. Затем следует «предфинальная» стадия, которая может длиться несколько недель или месяцев. В это время появляются такие симптомы, как одышка и боль. И, наконец, «финальная» стадия — последние дни. Больной перестаёт есть и пить и медленно угасает.
    «Важно помнить, что такое разделение умирания на этапы — не более чем условность» — отмечает Радбрух. Оно важно для обеспечения лечения и ухода, но не даёт точной картины, «не помогает определить, когда больной умрёт».

    «Раньше считалось, что о приближении смерти свидетельствует бледность кожи в области носогубного треугольника» — говорит Радбрух. Но это тоже ненадёжный признак.
    Сейчас исследования, которые позволяют точно определить время смерти, находятся на начальной стадии. Некоторые ученые исследуют пробы крови на наличие маркеров, при помощи которых можно будет рассчитать оставшуюся продолжительность жизни. По словам Радбруха, лучше всего спросить лечащего врача: удивилась бы она, если бы узнала, что больной умер этой ночью или на будущих выходных? Если врач скажет, что не удивлена, — значит, пора готовиться к смерти.

    Часть 2. Предсмертный хрип

    Несмотря на то, что умирание — процесс строго индивидуальный, есть определённые физические изменения, общие для большинства пациентов (Palliative Care Review: Plonk&Arnold, 2005).
    По мере приближения к смерти схожих черт всё больше, хотя причина смерти может быть разной. Умирающие обессилены, дышат с трудом и испытывают боль. Дыхание меняется: сначала оно становится неглубоким, затем — прерывистым, однако через некоторое время умирающий снова может сделать глубокий вдох.

    Врачи предполагают, что к этому моменту центры мозга, отвечающие за дыхание, уже поражены. Они с опозданием реагируют на наличие в крови углекислого газа, позволяя ему накопиться в большом количестве. В некоторых случаях при дыхании возникают шумы, один из них раньше носил название «предсмертного хрипа». Из-за невозможности отхаркивания и откашливания в глотке и бронхах скапливается секрет, который влияет на прохождение воздушного потока при дыхании.

    Предсмертные хрипы — это нередко ужасный звук, однако нет никаких данных о том, что умирающий в этот момент страдает. То же самое касается повышения уровня углекислого газа в крови — предполагается, что это оказывает скорее успокаивающее и усыпляющее действие. Предсмертный хрип (как следует из названия) свидетельствует о том, что смерть близка (American Journal of Hospice and Palliative Medicine: Morita et al, 1998). Когда остаётся совсем немного времени, хрипы могут стать неконтролируемыми.

    Кроме того, в последние дни и часы перед смертью наблюдаются изменения в кровообращении. Организм пытается доставить то небольшое количество кислорода, которое сердце ещё в состоянии прокачать с кровью, к жизненно важным органам. «Пульс слабеет и часто едва прощупывается, руки холодеют, а губы могут посинеть, — объясняет Лукас Радбрух. — Это стрессовая реакция». В некоторых случаях сердце начинает биться быстрее, а давление падает, может даже появиться небольшая лихорадка.

    Когда сознание меркнет

    Радбрух говорит: «Кто-то до последнего вздоха остаётся в сознании. Другой может испытывать беспокойство и даже галлюцинации. А третий просто тихо угасает».

    Причин для таких изменений достаточно. С одной стороны, вследствие неравномерного притока крови и кислорода нарушается метаболизм головного мозга. С другой стороны, некоторые органы перестают работать, и из-за этого в крови накапливаются токсичные вещества. Например, мочевина, которая выводится через почки, может в больших концентрациях повреждать нервные клетки. (Но и от этого умирающий не страдает. Забытье, вызванное высокой концентрацией мочевины в крови, схоже с наркозом — человеку не больно, даже приятно.)

    Кроме мочевины, в крови умирающего в большом количестве накапливаются кетоновые тела, которые тоже воздействуют на сознание человека. Они вырабатываются из жира и в условиях дефицита энергии используются организмом как заменитель глюкозы, необходимой для питания головного мозга и мышц. Именно это и происходит при умирании: человек перестает есть, но не испытывает чувства голода (JAMA: McCann et al., 1994).

    Умирая, многие пациенты тихо угасают или, напротив, возбуждены и что-то взволнованно шепчут. Может сложиться впечатление, что они уже покинули этот мир, однако несмотря на это, «мы должны относиться к умирающим так, как будто они всё понимают», — подчеркивает Лукас Радбрух. «Нам точно не известно, как много они способны воспринять».

    Многие пациенты продолжали воспринимать происходящее даже после остановки сердца. Об этом свидетельствуют результаты крупного исследования. Учёные опросили 140 человек из Великобритании, Австрии и США, переживших остановку сердца. Девять процентов опрошенных сообщили, что испытали околосмертные переживания: чувствовали страх, видели свет или членов семьи.

    Двое из опрошенных помнили процесс собственного реанимирования. Один из них рассказывал о том, что наблюдал за действиями врачей сверху, из угла комнаты. Он помнит, что врачи включили дефибриллятор и пытались «запустить» сердце, заставить его снова биться в нужном ритме. И это совпадало с тем, что происходило в действительности. Интересно, что больной пришёл в сознание только через несколько минут после остановки сердца.

    Когда сердце останавливается и перестаёт снабжать головной мозг кислородом, нервные клетки гибнут не сразу. Напротив, их активность резко возрастает. Об этом сообщают учёные, которые исследовали электрическую активность мозга у лабораторных крыс (мозг крысы во многом схож с мозгом человека). Через несколько минут после того, как у грызунов переставало биться сердце, можно было наблюдать всплеск электрической активности — исключительно сильный. «Это может объяснить, почему воспоминания больных, переживших клиническую смерть, настолько реальные и точные», — пишет один из авторов исследования, анестезиолог Джордж Машур (George Mashour) из Медицинской школы при Мичиганском университете.

    Когда останавливается сердце, в головном мозге происходит настоящий «фейерверк». Нервные клетки выбрасывают колоссальное количество норадреналина, который воздействует на лобные доли мозга и обостряет внимание. Также происходит выброс серотонина, поэтому возможны галлюцинации и мистические озарения. И в самый последний момент из среднего мозга поступает дофамин. Он отвечает за чувство удовлетворения, дарит ощущение тепла и радости. Возможно, даже счастья.

    Оригинал интервью — на ZEIT ONLINE.

    Благодарим волонтёра фонда «Вера» Вениамина Сапожникова за перевод этой статьи.

    Как поддержать пациентов хосписов?

    Поддержать пациентов хосписов очень легко. Можно подписаться на ежемесячные пожертвования (поставив галочку напротив «Хочу жертвовать ежемесячно») или совершить разовое пожертвование:

    Читайте также: