Алгоритм осмотра волосистой части головы при выявлении педикулеза алгоритм

Обновлено: 27.04.2024

Начинается холодный период года. Как правило, на 2 и 3 четверть учебного года приходится рост заболеваемости головным педикулезом среди школьников. Способствует этому обмен учащимися шапочками или их хранение (не в пакете, а на вешалке в гардеробе), пользование одной расческой, селфи-фотографии. Заражение возможно не только в классах, но и в общих раздевалках спортзалов, бассейнов, танцевальных студий, если вещи находятся не в индивидуальных шкафчиках, а на общей вешалке.

К негативной особенности последних лет относится приобретение устойчивости вшей к препаратам, которые были эффективны еще недавно. Это значит, надо менять тактику лечения!

Эпидемиологическое обследование групповой заболеваемости в одной из школ, где недавно было выявлено 6 больных педикулезом, показало, что причинами вспышки явились нерегулярные осмотры на педикулез школьным медиком, а также не проведение в школе месячника по борьбе с педикулезом и чесоткой в этой школе в сентябре. В результате в начале сентября произошел занос педикулеза из домашних очагов и распространение заболеваемости.

Между тем купировать групповую заболеваемость педикулезом очень сложно, ведь теперь надо это делать и в семьях и в школе 30-40 дней (если не будет свежих случаев). А начинать мероприятия надо с общешкольного родительского собрания, где рассказать о мерах профилактики.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай разработана специально лекция для родителей с презентацией слайдов, где доходчиво объясняются алгоритмы действия при регистрации единичных и массовых случаев педикулеза в организованных коллективах, рекомендуются меры оздоровления домашних и школьных очагов.

Медицинским работникам школ

Делать осмотр на педикулез надо правильно: с лупой и мелким гребнем! Школьный медик этими предметами должен быть вооружен согласно Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", где в пункте 11.5. написано: «С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70° раствором спирта».


Правильный осмотр на педикулез – с лупой и гребнем

Родителям

Если в школе выявлен педикулез, работать на профилактику заболевания придется во всех семьях! В течение 30-40 дней нужно осматривать не только своего школьника, но и всех членов семьи, даже если медицинским работником у Вашего чада педикулез не выявлен: в начале заболевания, когда вшей мало, их можно не увидеть.

Кстати, простой способ обнаружить вшей у себя и домочадцев: прочесать волосы мелким гребнем над ванной. Или над столом, где расстелено белое полотенце (простынь). На белом фоне вычесанные паразиты видны хорошо.

Помните, что вошь откладывает свои яйца на самых теплых участках головы – у основания шеи, за ушками, в пучке под резинкой «конского хвостика», на той стороне головы, на которой любит спать ваш ребенок.

Если у ребенка обнаружены вши, то необходимо лечить ВСЮ семью. Отправляемся за препаратами в ближайшую аптеку, где можно купить «Бензилбензоат» и «ФулМаркс» (сейчас эффективны именно эти препараты). Средство наносят в достаточном количестве (поверхность должна выглядеть «густо покрытой кремом») на волосы и кожу (можно втирать в корни волос), оставляют на 10–40 мин, в зависимости от лекарственной формы и инструкции. Голову нужно покрыть косынкой, полиэтиленом. Затем тщательно смывают теплой проточной водой с обычным шампунем.

После этой процедуры нужно прополоскать волосы 5% р-ром уксуса и выдержать 30 минут. Снова вымыть голову шампунем, хорошо прополоскать волосы в проточной воде, а затем гребнем вычесать гниды и мертвых вшей . Всем совет – обзаводитесь специальным частым гребнем (в упаковке «ФулМаркс» гребень есть ). Только вычесывание и личное рукопашное истребление даст результат. При необходимости эту процедуру повторяют через 7 дней. Проявите особое усердие в борьбе с гнидами: одна упущенная – и всё пошло по новой! Кто гнид будет давить, помните: при раздавливании живой гниды ногтями она щёлкает.

Однако никакое лечение не поможет, никакое ручное вычесывание, если мы не проведем полной санации всего, с чем мог соприкасаться пораженный педикулезом ребенок! Поэтому, стираем в горячей воде всю одежду, постельное бельё (то, что нельзя постирать – немедленно в пластиковый мешок и в морозильник, а в зимнее время – на балкон или веранду на 3-4 часа). Моются-стерилизуются все расчески, заколки, щетки, сменяются все головные уборы (или вымораживаются и проглаживаются изнутри), ворсистая мебель проглаживается горячим утюгом, ковры тщательно пылесосятся. Причем, проводите это одномоментно с лечением волос, иначе ни то, и другое не даст результата. И еще – домашние животные не переносят педикулез. У них свои собственные блохи.

Директорам школ и учителям

Вы находитесь в группе профессионального риска заражения педикулезом и больше всех заинтересованы в благополучии школы. Детей со вшами в школе быть не должно! Ответственность за организацию и проведение противопедикулезных мероприятий в организованных коллективах несет медицинский персонал и администрация учреждения. В пункте 4.5. СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" написано: «Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций».

При выявлении медицинскими работниками, педагогами педикулеза у ребенка проводится информирование родителей с рекомендациями по обработке ребенка от педикулеза. Допуск детей в детское дошкольное учреждение или школу осуществляется только после санации от вшей и, главное, от гнид.

Осмотры на педикулез проводит медицинский персонал и ответственные лица (педагоги, воспитатели) ежеквартально в школе и ежемесячно в детском дошкольном коллективе. Однако если в школе (детском саду) выявлены случаи педикулеза, кратность осмотров возрастает (до 1 раза в 7-10 дней).

Прием в коллектив после обработки происходит только при наличии справки о санации ребенка от вшей. Дерматологи дают ее лишь в том случае, если гнид нет вообще, что некоторых родителей возмущает. «Это – перхоть! И лечить ребенка не буду! И за справкой не пойду! Завтра он придет в школу – и попробуйте его не принять!» - возмущалась недавно одна из родительниц. При таком отношении к проблеме педикулез не истребить, ведь если ваш ребенок не пролечится радикально – он может заразить и других детей в классе или группе.


(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173


Эл. почта:

Цель: уничтожение вшей и гнид на волосистой части головы (профилактика сыпного тифа).

Оснащение:

1. Укладка защитной одежды и белья в биксе – медицинский халат, косынка, маска, клеенчатый фартук, перчатки. Полиэтиленовые косынки – 2 шт., клеенчатая пелерина, полотенца – 2 шт., ватные тампоны, стержень, шампунь, 6% р-р уксуса, подогретый до 30°С; клеенчатый мешок, ножницы, частый гребень.

2. Таз для сжигания волос, спички.

3. Один из дезинсектицидных (педикулоцидных) р-ров:

а) 20% р-р эмульсии бензилбензоата или ниттифор;

б) 0,5% р-р метилацетофоса в равных количествах с уксусной 6% кислотой;

в) 0,25% р-р дикрезила.

4. Чистое нательное белье.

5. Историю болезни пациента или амбулаторную карту и журнал осмотра на педикулез.

6. Экстренное извещение об инфекционном заболевании.

Обязательные условия: соблюдать противопоказания.

К ним относятся обработка беременных, рожениц, родильниц и кормящих матерей, детей до пяти лет, пациентов при заболеваниях кожи головы.

Обработку проводить в специальном, хорошо вентилируемом помещении.

Соблюдать права пациента, конфиденциальность, инфекционную безопасность.

Подготовка к процедуре

1. Сообщить пациенту о наличии педикулеза и получить согласие на обработку.

2. Надеть дополнительный халат, косынку, тапочки, перчатки, маску, фартук.

3. Усадить пациента на кушетку, покрытую клеенкой.

4. Укрыть плечи пациента клеенчатой пелериной.

Выполнение процедуры

1. Обработать волосы одним из дезинсектицидных растворов согласно инструкции к дезинсектицидному средству (например, смочить волосы и втереть 20% эмульсию бензилбензоата и оставить на 30 мин или ниттифор на 40 мин). Примечание: следить, чтобы средство не попало в глаза пациента, а волосы были равномерно смочены.

2. Накрыть волосы пациента полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем (20 мин.).

3. Промыть волосы теплой водой, затем с моющим средством, осушить полотенцем.

4. Обработать волосы пациента подогретым 6% р-ром столового уксуса.

5. Накрыть волосы полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем на 20 мин.

6. Промыть волосы теплой проточной водой, высушить полотенцем.

7. Вычесать волосы частым гребнем, наклонив голову над белой бумагой, последовательно, разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь.

Оснащение: перчатки, расчёска, лупа, дезинфицирующий раствор.

Последовательность действий:

1. Посадить пациента на кушетку, надеть перчатки.

2. Если волосы длинные, распустить их.

3. При помощи расчески и лупы осмотреть голову пациента, перебирая пряди волос; особое внимание обратить на затылочную и теменную области и за ушами.

4. Попросить пациента раздеться. Осмотреть нательное бельё.

5. Внимательно осмотреть другие волосистые части тела (подмышечные впадины, лобковую область).

6. При обнаружении вшей заполнить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании» (ф№058/у).

7. Погрузить расчёску в дезинфицирующий раствор на 1 час.

Обработка при педикулёзе.

Цель: профилактика внутрибольничной инфекции

Показания: уничтожение вшей и гнид на волосистой части головы

Противопоказания: крайне тяжёлое состояние пациента

1) Укладка защитной одежды в биксе – медицинский халат, косынка, маска, клеенчатый фартук, перчатки

2) Один из дезинсектицидных растворов: лосьон «Антибит», «Ниттифор»; 20% эмульсия бензил-бензоата, 0.25% раствор декризила, 10% мыльнокерасиновая эмульсия, мыло К, черемычная вода;

3) 6% раствор уксусной кислоты;

5) частый гребень;

6) косынки (клеёнчатая и хлобчатобумажная);

7) ватные тампоны;

8) клеенчатая перелина;

10) ножницы, безопасная бритва;

11) лоток и спички для сжигания волос;

12) чистое бельё;

13) клеёнчатый мешок для сбора вещей пациента;

14) «Медицинская карта стационарного больного», «Журнал осмотра на педикулёз», «Экстренное извещение об инфекционном заболевании»

Обязательные условия: обработку проводить в специальном, хорошо вентили­руемом помещении, соблюдать права пациента, конфиденциальность, ин­фекционную безопасность.

Последовательность действий:

1. Сообщить пациенту о наличии педикулёза, необходимость предстоящей процедуры и получите согласие на обработку.

2. Надеть дополнительный халат, косынку, маску, перчатки, фартук.

3. Усадить пациента (если позволяет его состояние) на кушетку, накрытую клеёнкой.

4. Укрыть плечи пациента клеенчатой перелиной.

5. Обработать волосы одним из дезинсектицидных растворов, согласно прилагаемой к нему инструкции.

6. Покрыть волосы косынками (клеёнчатой и хлопчатобумажной) на 20- 30 минут.

7. Промойте волосы теплой водой и шампунем.

8. Ополоснуть волосы 6% раствором уксусной кислоты.

9. Вычесать волосы частым гребнем в течение 10-15 минут, наклонив голову над белой бумагой.

10. Осмотреть волосы пациента, убедиться что вшей и гнид нет.

11. Сжечь бумагу.

12. Бельё пациента и спецодежду медсестры сложить в мешок для отправки в дезинфекционную камеру.

13. Погрузить гребень в дезинфицирующий раствор на 1 час.

14. Снять перчатки, вымыть руки.

15. На титульном листе медицинской карты стационарного больного сделать отметку о выявленном педикулёзе "Р" (pediculosis).

16. Сделать отметку в «Журнале осмотра на педикулёз»

Примечание: осмотр волосистой части головы провести в лечебном отделении через 3 дня.

Антропометрия.

Антропометрия – это комплекс методов и приёмов измерения морфологических особенностей человеческого тела. К измерительным методам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.

Определение массы тела.

Цель: определение фактической массы тела

Показания: необходимость исследования физического развития и по назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Оснащение: медицинские весы, клеёнка, дезинфицирующий раствор, история болезни.

Обязательные условии: исследование проводится натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника.

Последовательность действий:

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.

2. Открыть затвор на весах и отрегулировать весы.

3. Закрыть затвор на весах и положить клеёнку на площадку весов.

4. Поставить пациента на середину площадки весов на клеёнку (без тапочек).

5. Отрегулировать весы, закрыть затвор.

6. Определить массу тела пациента и сообщить результат пациенту.

7. Обработать клеёнку, вымыть руки.

8. Записать данные в историю болезни.

Измерение роста

Цель: определение роста для коррекции массы тела.

Показания: Необходимость исследования физического развития и по назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Оснащение: ростомер, клеёнка, дезинфицирующий раствор, история болезни.

Последовательность действий:

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.

2. Предложите пациенту снять обувь.

3. Постелить на площадку ростомера клеёнку.

4. Поднять планку ростомера по шкале.

5. Поставить пациента спиной к стойке так, чтобы он имел 4 точки соприкосновения (пятки, ягодицы, лопатки и затылок) с ростомером.

6. Опустить планку ростомера на голову пациента и отметить по шкале количество сантиметров.

7. Записать данные измерения в историю болезни (температурный лист).

8. Продезинфицировать клеёнку.

Транспортировка пациента в лечебное отделение.

Вид транспортировки определяет врач в зависимости от тяжести состояния пациента.

1) взять историю болезни.

2) проводить пациента в отделение.

3) передать историю болезни постовой медицинской сестре.

На каталке, на носилках:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.

2. Подготовьте каталку к транспортировке, проверьте ее исправность, продезинфицируйте.

3. Постелите в каталку простыню, одеяло, положите подушку (при необходимости - клеенку).

4. Поставьте каталку ножным концом под углом к головному концу Кушетки или другим способом, более удобным в данной ситуации,

5. Приподнимите пациента: один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой - под поясницу и бедра.

6. Поднимите пациента, вместе с ним повернитесь на 90 градусов в сторону каталки или носилок и уложите его.

7. Укройте пациента второй половиной одеяла.

8. Встаньте: один медработник спереди каталки спиной к пациенту, другой - сзади каталки, лицом к пациенту.

9. Транспортируйте пациента в отделение с историей болезни.

10. Поставьте каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.

11. Снимите одеяло с кровати.

12. Переложите пациента на кровать, используя безопасную методику.

13. Продезинфицируйте каталку в соответствии с действующими приказами.

1. Вниз по лестнице пациента несут ногами вперед, причем передний конец носилок приподнят, а задний опущен, для того чтобы достигнуть горизонтального положения носилок.

2. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед и также в горизонтальном положении.

3. При транспортировке пациента на носилках надо идти не в ногу, короткими шагами слегка сгибая ногу в коленях и удерживая носилки в горизонтальном положении.

На кресло-каталке:

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Подготовьте кресло-каталку к транспортировке, проверьте ее исправность.

3. Наклоните кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног

4. Попросите пациента встать спиной к креслу на подставку для ног и, поддерживая, усадите его в кресло.

5. Опустите кресло каталку в исходное положение, прикройте одеялом.

6. Транспортируйте пациента так, чтобы его руки не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.

7. Обработайте кресло-каталку в соответствии с действующими приказами.

Примечание:При любом способе транспортировки сопровождающий пациента обязан передать пациента и его историю болезни палатной медицинской сестре.

ТЕМА: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Цельюинфекционного контроля и инфекционной безопасности является предупреждение внутрибольничной инфекции.

Прежде чем начинать санитарно-гигиеническую обработку, сестра приемного отделения тщательно осматривает тело, голову пациента для выявления педикулеза (вшивости).

Основные признаки педикулеза:

- зуд, сопровождающийся расчесами, иногда аллергией;

- огрубление кожи от массовых укусов вшей и воздействия слюны насекомых на дерму;

- меланодермия — пигментация кожи за счет кровоизлияний в ткани и воспалительного процесса, вызываемого воздействием слюны насекомых;

- колтун — довольно редкое явление, образующееся при расчесах головы: волосы запутываются, склеиваются гнойно-серозными выделениями, которые корками засыхают на голове, под ними — мокнущая поверхность.

Расчесы способствуют возникновению вторичных кожных заболеваний: дерматитов, экземы и т. д. При сильной завшивленности появляются субфебрильная (до 37,5 °С) температура и припухлость лимфатических узлов.

На человеке паразитируют три вида вшей — платяная, головная и лобковая.

Противопедикулезные мероприятия:

• профилактические меры, препятствующие распространению вшей в коллективах;

•специфические санации людей, у которых обнаружен педикулез.

При обнаружении вшей в любой стадии развития (яйцо, личинка, взрослое насекомое) дезинсекционные мероприятия проводят комплексно, уничтожая вшей на теле человека, на белье, одежде и других предметах.

Противопедикулицидные средства:

Ниттрифор-лосьон, Педилин- шампунь, Пара-плюс-аэрозоль, Медифокс (супер), Валитен, Сумитрин, Ланцид, Гоинцид, Перфолон, Инсекто-Еста, Флороцид.

Содержимое противопедикулезной укладки

1. Клеенчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей больного.

2. Оцинкованное ведро или лоток для сжигания или обеззараживания волос.

3. Клеенчатая пелерина.

4. Перчатки резиновые.

6. Частый гребень (желательно металлический).

7. Машинка для стрижки волос.

9. Косынки (2 - 3 штуки).

11. Столовый уксус или 5 - 10 процентная уксусная кислота.

12. Средства для уничтожения головных, лобковых, платяных вшей и дезинсекции помещений.

Последовательность действий сестры при выявлении педикулеза

Оснащение: халат, непромокаемый фартук, перчатки, клеенка, полотенце, гребешок, противопедикулицидное средство.

I. Подготовка к процедуре

1. Надеть дополнительный халат, фартук, перчатки.

2. Объяснить пациенту необходимость и последовательность предстоящей процедуры и получить согласие на проведение.

3. Усадить пациента (если позволяет состояние) на стул, накрытый клеенкой

(или постелить клеенку на пол и поставить на нее стул).

4. Дать в руки пациенту (если это возможно) полотенце, чтобы уберечь его глаза от попадания педикулицидного средства. Если пациент не в состоянии держать полотенце, это за него делает помощник, у которого также должны быть дополнительный халат и перчатки.

II. Выполнение процедуры

5. Обработать волосы пациента любым противопедикулицидным средством.

6. Покрыть волосы пациента шапочкой на 20 мин (по некоторым технологиям шапочка не требуется)

7. Промыть волосы теплой водой, вытереть их.

8. Вычесать сухие волосы частым гребнем в течение 15—20 мин, разделяя волосы на пряди и последовательно вычесывая каждую прядь.

III. Завершение процедуры

9. Белье и одежду пациента сложить в мешки для дезинсекции.

10. Снять перчатки, фартук, халат (поместить в мешок для дезинсекции), вымыть руки.

11. На титульном листе «Медицинской карты стационарного больного» сделать отметку о выявленном педикулезе: «Р» (лат. pediculus — вошь).

12. Заполнить экстренное извещение о выявлении инфекционного заболевания и сообщить в учреждение санэпиднадзора (форма № 058у).

13. Осмотреть сухие волосы пациента.

После проведения дезинсекции пациента помещение и предметы, с которыми

он контактировал, необходимо обработать теми же педикулицидными препаратами. Гребень обдают крутым кипятком после каждого осмотра, или протирают 70градусным раствором спирта.

Антропометрические исследования: измерение роста, измерение массы тела.

Антропометрические исследования: измерение роста,

Антропометрия– (от греческих слов – человек и мерить) - один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости

Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят:

Внешние: неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологичесий фактор.

Внутренние: наследственность, наличие заболеваний.

Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

Условия проведения антропометрических исследований

Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.

Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний.

Методы антропометрических измерений:

Измерение роста (длины тела) - производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания. Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.

Алгоритм измерения роста

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.

1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1.4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).

1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.

1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2.2. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.

2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента.

2.4. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь).

2.5. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения.

3.2. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.

Измерение массы тела

Измерение массы тела (веса) - проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого)

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.

1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).

1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.

1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.

2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.

2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.

3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).

3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.

Цель:профилактика сыпного тифа: уничтожение вшей и гнид.

Оснащение:

-клеенчатый мешок (для одежды)

-оцинкованное ведро или лоток (для волос)

-частый гребень, обработанный 70% спиртом

-препараты для дезинфекции вещей

-препараты для дезинфекции помещений

-препараты для уничтожения вещей

-машинка для стрижки волос

Алгоритм действия:

1.Сообщите пациенту о наличии педикулёза, получите согласие на обработку, объясните пациенту ход процедуры.

2.Наденьте дополнительный халат, косынку, тапочки, перчатки, маску, фартук.

3.Усадите пациента на кушетку, покрытую клеенкой.

4.Укройте пациента клеенчатой пелериной.

5.Обработайте волосы одним из дезинсекционных растворов согласно прилагаемой к нему инструкции и оставьте на 30 минут.

6. Накройте волосы пациента полиэтиленовой косынкой, обвязав полотенцем.

7.Промойте волосы теплой водой, затем с моющим раствором, осушите полотенцем.

8. Обработайте волосы пациента подогретым 6% раствором столового уксуса для устранения гнид.

9.Промойте волосы теплой проточной водой, высушите полотенцем.

10.Вычешите волосы частым гребнем, наклонив голову над салфеткой, последовательно, разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь.

11.Осмотрите волосы повторно. Убедитесь, что вшей и гнид нет.

12.Салфетку опустите в емкость с дезсредством.

13.Снимите и отложите белье и одежду пациента, спецодежду медсестры в клеенчатый мешок.

14.Отправьте мешок в дез. камеру.

15.Обработойте гребень протиранием 70 % спиртом или обдайте кипятком.

16.Обработойте помещение дез. средством. Снимите перчатки, вымойте руки.

17.Сделайте отметку на титульном листе истории болезни пациента о выявленном педикулезе.

18.Отправьте экстренное извещение в территориальное ЦГСЭН.

19.Повторите осмотр волосистой части головы пациента в отделении через 3 дня, при выявлении педикулеза повторите обработку.

Глава 2. Инфекционный контроль

2.1 -Социальный уровень обработки рук

2.2 -Гигиенический уровень обработки рук

2.3 -Алгоритм приготовления 10 % основного осветленного раствора

2.4 -Алгоритм приготовления 1% рабочего раствора хлорной извести (10л)

2.5- Алгоритм приготовления 5%рабочего раствора хлорной извести(10л)

2.6 - Алгоритм приготовления хлорамина (1л)

2.7 - Алгоритмы стерилизации медицинских изделий в сухожаровом шкафу

2.8 - Алгоритм укладки стерилизационных коробок

2.9 - Контроль предстерилизационной очистки - азопирамовая проба

2.10 - Контроль предстерилизационной очистки - фенолфталеиновая проба

2.11 -Алгоритм проведения генеральной уборки палат

2.12 -Дезинфекция инструментария медицинского назначения

УРОВНИ ОБРАБОТКИ РУК МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАБОТКИ РУК

Цель: обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала

Оснащение:

-жидкое мыло с дозатором

-часы с секундной стрелкой.

Алгоритм действия:

1. Проверьте целостность кожи (при порезах на руках, ранки заклеить лейкопластырем), снимите часы, украшения с рук и заверните рукава халата.

2. Дважды обильно намыльте руки мылом, тщательно потрите их друг о друга:

- ладонь об ладонь.

- правой ладонью потерите по внешней стороне кисти, затем левой по правой.

- ладонь об ладонь и между пальцами собранными вместе.

- пальцами одной руки об другую ладонь, попеременно.

-вращайте большой палец правой руки в левой ладони в той же последовательности проделайте с большим пальцем левой руки в правой ладони.

-потрите собранными вместе кончиками пальцев левой руки об правую ладонь и наоборот в течение 30 секунд.

3. Держите руки так,чтобы кисти находились выше локтей и не касались раковины.

4. Промойте руки проточной водой до полного удаления мыла.

5. Просушите руки разовым полотенцем, и этим полотенцем закройте кран.

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОБРАБОТКИ РУК

Цель: обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала

обеспечение высокого уровня чистоты.

Показания

-Перед надеванием и после снятия перчаток.

-После контакта с биологическими жидкостями организма и после возможного микробного загрязнения.

-Перед уходом за пациентом с ослабленным иммунитетом.

Оснащение:

-жидкое мыло с дозатором

- спиртосодержащие кожные антисептики

Алгоритм действия:

1. Проверьте целостность кожи, (при порезах на руках, ранки заклеить лейкопластырем) снимите часы, украшения с рук и заверните рукава халата на 2/3 предплечья.

2. Дважды обильно намыльте руки мылом, тщательно потерите их друг о друга:

- ладонь об ладонь.

- правой ладонью потерите по внешней стороне кисти, затем левой по правой.

- ладонь об ладонь и между пальцами собранными вместе.

- пальцами одной руки об другую ладонь, попеременно.

-вращая большой палец правой руки в левой ладони в той же последовательности проделайте с большим пальцем левой руки в правой ладони.

- потерите собранными вместе кончиками пальцев левой руки об правую ладонь и наоборот в течение 10секунд.

3. Опосните руки под проточной водой для удаления мыльной пены и повторите мытье каждой руки до 5-6 раз.

4. Держите руки так, чтобы кисти находились выше локтей и не касались раковины.

5. Просушите руки разовым полотенцем, и этим полотенцем закройте кран.

6. Тщательно обработайте кожу рук в течение 2-3 минут с 3-5 мл антисептика.

Примечание:использованные полотенца выбросить в емкость. Дайте препарату высохнуть на руке.

2.3. 10% РАСТВОР ОСВЕТЛЕННОЙ ХЛОРНОЙ ИЗВЕСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧИХ РАСТВОРОВ

Цель: дезинфекция

Оснащение:

-спецодежда – длинный медицинский халат, клеенчатый фартук, резиновые перчатки, респиратор, защитные очки, сменная обувь

-10-литровая эмалированная емкость с крышкой или бутыль из темного стекла с пробкой

-пакет хлорной извести (1кг)

-мерные емкости для сыпучих веществ и растворов

-документация: журналы приготовления 10% р-ра хлорной извести и контроля сухого препарата по активному хлору

-средства личной гигиены: мыло, индивидуальное полотенце.

Алгоритм действия:

1. Наденьте спецодежду.

2. Подготовьте оснащение.

3. Налейте в емкость 0,5 – 1л воды.

4.Высыпьте 1кг сухой хлорной извести, размешивая деревянной лопаточкой и разминая комочки.

5. Доведите объем воды до 10 литров, перемешивая до однородной массы.

6. Закройте емкость крышкой.

7.Сделайте отметку на бирке о времени приготовления, снимите спецодежду.

8. Перемешивайте раствор несколько раз в течение суток.

9.Через 24 ч слейте и процедите верхнюю часть раствора в бутыль и закройте пробкой.

10. Промаркируйте бирку (дата, подпись медсестры).

11.Снимите перчатки, вымойте руки.

Примечание: хранить раствор 5-7 дней в темном по­мещении в закрытой емкости.

2.4. АЛГОРИТМ ПРИГОТОВЛЕНИЯ 1% РАБОЧЕГО РАСТВОРА ХЛОРНОЙ ИЗВЕСТИ (10 л)

Цель: дезинфекция

Оснащение:

-спецодежда – длинный медицинский халат, клеенчатый фартук, резиновые перчатки, респиратор, защитные очки, сменная обувь

-мерные емкости для растворов

-средства личной гигиены: мыло, индивидуальное полотенце.

Алгоритм действия:

2.Налейте в емкость 1 л 10% раствора осветленной хлорной изве­сти (маточного).

3.Разбавьте водой до 10л, перемешайте и закройте крышкой (промаркируйте).

4.Снимите перчатки, вымойте руки.

Примечание:для дезинфекции предметов, ванн, кушеток для осмотра больного, клеенчатых фартуков, уборочного ин­вентаря, для проведения текущей уборки. Раствор годен в течение суток.

2.5.АЛГОРТИМ ПРИГОТОВЛЕНИЯ 5% РАБОЧЕГО РАСТВОРА ХЛОРНОЙ ИЗВЕСТИ (10 л)

Оснащение:

-спецодежда – длинный медицинский халат, клеенчатый фартук, резиновые перчатки, респиратор, защитные очки, сменная обувь

-мерные емкости для растворов

-средства личной гигиены: мыло, индивидуальное полотенце.

Цель: дезинфекция

Алгоритм действия:

1. Наберите 5 л 10% раствора осветленной хлорной изве­сти и влейте в ведро.

2. Доведите объем воды до 10 л, перемешайте.

Применение: для дезинфекции предметов ухода, контак­тирующих с больными туберкулезом, и для проведения гене­ральной уборки помещений.

Читайте также: