Как сделать на коже разводы

Обновлено: 17.05.2024

Кожаная обувь отличается стильным внешним видом и относительной простотой в уходе, но даже она со временем покрывается пятнами и теряет новизну. Чаще всего это происходит из-за неправильного ухода и соляных смесей, применяемых зимой для посыпки дорог. Соль оказывает на кожу негативное воздействие, она высушивает ее, оставляет пятна и разводы, становится причиной появления трещин. Чтобы убрать разводы с кожаной обуви, можно использовать большой ассортимент средств, выпускаемых производителями специально для подобных случаев.

Как убрать разводы от соли

Способов очистки обуви из натуральной кожи множество. Это регулярный бытовой уход в виде очистки от грязи и воды после возвращения с улицы, специальные крема и бальзамы для питания и восстановления цвета и блеска, водоотталкивающие спреи. Встречаются советы по использованию народных средств, таких как уксус или касторовое масло, но мы категорически против их применения. Любые неспециализированные средства могут сами нанести вред коже, оставить на ней пятна и лишить ее свойств.

Основными способами, как удалить разводы с кожаной обуви, являются следующие:

  1. Регулярная очистка от грязи. Сразу после возвращения с улицы следует очистить поверхность кожи от пыли и жидкой грязи. Для этого используется обычная чистая салфетка или бумажное полотенце, которыми надо аккуратно собрать всю грязь. При необходимости сапоги или ботинки можно аккуратно протереть влажной тканью и оставить сушиться при комнатной температуре.
  2. Кожа подвергается крайне негативным воздействиям солевых смесей в зимнее время. Даже на самой лучшей коже остаются некрасивые белые пятна и разводы, избавиться от которых достаточно сложно. Для борьбы с пятнами иногда используют обычный уксус, который разводят с водой и протирают им загрязненные участки. Не рекомендуем этот способ ни для гладкой, ни для любой другой кожи! Уксус - агрессивное вещество, он способен испортить внешний вид и ухудшить свойства кожи. Ухаживайте за вашей обувью правильно, используя только профессиональные средства.
  3. Еще один миф из советских времен - касторовое масло, которым пытались восстанавливать кожу, сохранять ее оттенок и красивый внешний вид. Мы не рекомендуем использовать касторовое или какое-либо другое неспециализированное масло для очищения и питания гладкой кожи. Применяйте только профессиональные крема и бальзамы для питания кожи и восстановления ее свойств.
  4. Использование водоотталкивающих спреев позволяет исключить необходимость удаления разводов вообще. Это специальные средства в виде аэрозолей, которые регулярно распыляются на поверхность кожи. В итоге грязь и вода просто скатываются с поверхности кожи, не оставляя никаких следов.

При уходе за кожаной обувью в зимнее время большое внимание надо уделить защите от соли. Этой смесью активно посыпают дороги, делая их менее скользкими. Но для обуви соль опасна, она портит кожу, оставляет разводы. Чтобы убрать пятна, можно использовать специальные средства или регулярно предохранять обувь от повреждений при помощи водоотталкивающих аэрозолей.

Секреты работы с кожей

Поскольку с кожей я дружу около двадцати лет, то опыт накопился немалый. Кое-что могу подсказать начинающим кожевникам.
Я не буду расписывать тут, какая бывает кожа и на что идет. Этой информации более чем достаточно в интернете. Расскажу только о том, о чем, как правило, не пишут.

1. Существует мнение, что кожу гладить проблемно.

Тонкая кожа прекрасно гладится. Для этого приобретите бумагу для запекания в любом хозяйственном магазине. Она бывает белая, похожая на пергамент и коричневая. Годится любая.
Как разгладить швы:
Сначала разложите изделие на твердой поверхности, вывернув наизнанку. Все швы слегка отбейте молотком (говорят, лучше деревянным, но я отбиваю обычным металлическим). Эта процедура хорошо прижмет припуски и сделает шов тоньше и изящней (возможно, вам и глажка после этого не потребуется).

Если же необходимо прогладить швы, то гладим с изнанки через бумагу, жар ставим на шерсть. Потом с лица (так же через бумагу), жар чуть уменьшить.

Иногда кожа от долгого лежания становится мятой, бесформенной и неприглядной. Можно ее намочить или погладить. Но проще — намочить и растянуть.

2. Стирка кожи.

Тут в сообществе прочитала, что кожу не стирают. Неправда, стирают. Если кусок кожи большого размера, налейте в ванну немного теплой воды, добавьте чуть-чуть фэйри или другой жидкости для мытья , положите кожу лицом вверх и аккуратно потрите губкой всю или загрязненные места.

Потом отполощите в теплой воде. Желательно, весь этот процесс не затягивать, постарайтесь делать все быстро.

Отжимать кожу не надо, повесьте ее на край ванны, поводите ладошкой по лицевой стороне, сгоняя лишнюю воду. Потом найдите ровную гладкую поверхность (пластиковый стол, линолиум и так далее). Уложите на эту поверхность свою мокрую кожу (лицом вверх) и начинайте расправлять ее ладонями, разглаживая от середины к краям, пока вся кожа не прилипнет. Так оставьте до высыхания. Никаких кнопок и гвоздей не надо. После высыхания кожа станет гладкой и немного твердой. Вид будет почти как новой. Далее ее можно протереть специальными кремами или силиконовой пропиткой (не всякую, надо пробовать на кусочке).

3.Как кроить (если вы хотите заняться пошивом одежды).

Я кроила на полу. И обязательно с полным набором выкроек, то есть, правая и левая полочка, два рукава, спинка и все мелкие детали полностью. Если юбка, то обе части (перед и зад). Рисовать на коже можно мелками или серебряной шариковой ручкой.

4. Ести вам надо немного растянуть кусок кожи.

Намочите разложите на гладкой поверхности, как я писала выше. Разглаживайте ее ладонями с силой от центра, придавая нужную форму. Если необходимо сильно растянуть, переложите на деревянную поверхность и закрепите по краям кнопками.
Еще такой нюанс. У меня от фотопринадлежностей остался валик для глянцевания фотографий. Вот им очень здорово раскатывать мокрую кожу. Она тогда сильно увеличивается в размере.

5. Как сделать красивую и ровную отстрочку.

Для этого используют тефлоновую лапку, она значительно упрощает этот процесс. Но есть и еще одна хитрость: отрежьте полоску шириной 2-3см от шуршащей прозрачной пленки (не той, из чего делают полиэтиленовые пакеты). Это может быть даже обертка для цветочных букетов . Надо пробовать на образце. Положите эту полоску поверх изделия и строчите прямо по ней. Потом просто оторвите ее с обеих сторон строчки. Результат вас порадует.

6. Какими иглами шить.

Я шила самой простой №90. Хотя можно и поизвращаться при желании.

7. Как соединять детали кроя.

Кожаные детали не сметывают. Самое простое — соединить их лентой трансфер. Строчить надо, отступив от ленты на 2-3 мм, так как клей налипает на иголку. После прострочки ленту убирают.

Эта лента также необходима при вшивании молнии.

Можно соединять детали канцелярскими скрепками.

8. Не все, наверное, знают, что с хорошей, как правило итальянской, овчинки можно содрать верхний слой, который идет на сжатки в украшениях.

Как это сделать. С лицевой стороны на уголочке острым ножом слегка, наискосок, сделайте надрез. Подцепите его руками и начинайте отдирать осторожно, не торопясь, этот очень тонкий слой.

Не каждая кожа поддается такому издевательству, надо пробовать разную.

Поделилась - Ирина "Чепрачок".

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Сегодня я бы хотел обсудить такую важную тему, как обработка торца изделия.

Обработка края — важный этап в создании радующего глаз и руки изделия. Как гармонично подобранный цвет краски и аккуратная обработка могут значительно улучшить внешний вид вашей работы, так и небрежно обработанный край может свести на нет все ваши предыдущие старания и испортить общее впечатление от, в общем-то, качественно сделанной вещи.

Невозможно недооценить роль красивого торца, так как именно он, наряду с прошивкой, превращает несколько собранных вместе заготовок в законченное изделие.

В начале пути всегда возникает множество вопросов. Обрабатывать или нет, воск или химия, красить или прозрачный, грунтовать перед покраской или нет, покупать или обойтись подручными средствами?

Попробуем разобраться в этих и других вопросах, связанных с обработкой краёв изделия.

Существует несколько способов обработки края:

• обработка химией. Ledafil, Tokonole и др.;

• обработка подручными средствами. Клей КМЦ, ПВА и др.;

• край без обработки, только наждачка;

• затирание водой. Подходит только для кожи растительного дубления.

Покраска

Перед покраской край необходимо выровнять «в плоскость», чтобы при взгляде на край с торца урез был похож на ровную букву «П» и не было перекосов в одну или другую сторону.

Способы обработки уреза, фото № 1

Добиться этого можно несколькими способами, руками с помощью наждачной бумаги разной зернистости, гравером с насадкой из наждачки, на наждаке, ну или, если вы счастливый обладатель ленточного гриндера, то для вас всё существенно проще)

Я использую гравёр с насадкой, при необходимости подравниваю руками. После выравнивая на торце образуется некрасивый наплыв кожи.

Способы обработки уреза, фото № 2

Его необходимо срезать кромкорезом. Работа кромкорезом происходит двумя руками, поэтому фотографировать и снимать фаску одновременно не получилось, но я думаю, как работать кромкорезом понятно, а если не понятно есть YouTube, примеров много.

Способы обработки уреза, фото № 3

Способы обработки уреза, фото № 4

Урез предварительно нужно загрунтовать. Можно этого не делать, но если вы хотите добиться идеально гладкого торца, то без грунта не обойтись. Для примера я буду красить два торца, один с грунтом, другой без. Грунт будем использовать Orlyss от Kenda Farben, нейтрального цвета (после высыхания становится прозрачным) наносить с помощью ролика для покраски края. Можно использовать специальную ванночку для покраски или подручные средства вроде ватной палочки, но с ванночкой возрастает расход, а ватные палочки быстро приходят в негодность и могут оставлять ворсинки.

Способы обработки уреза, фото № 5

Способы обработки уреза, фото № 6

Способы обработки уреза, фото № 7

Когда грунт высох, шлифуем мелкой наждачкой (P400, можно мельче или крупнее)до идеально гладкого состояния. Если остались ямки и неровности, то можно нанести еще слой и зашлифовать. Продолжать так можно пока не добьётесь необходимого результата. Чаще всего хватает 1-2 слоя. После шлифовки наш торец уже выглядит достаточно аккуратно, Orlyss можно использовать как самостоятельное средство. Помимо нейтрального, есть грунты черного, коричневого и темно-коричневого цветов.

Способы обработки уреза, фото № 8

Но мы будем красить.

Способы обработки уреза, фото № 9

Краска матовая, светло-коричневая. Наносим тем же роликом. Сохнет около 15 минут, но фен неплохо сокращает время ожидания :)

Сначала один слой

Способы обработки уреза, фото № 10

Способы обработки уреза, фото № 11

Способы обработки уреза, фото № 12

Затем, после высыхания первого слоя, наносим второй

Способы обработки уреза, фото № 13

Способы обработки уреза, фото № 14

Способы обработки уреза, фото № 15

Для наглядности, вторую сторону заготовки покрасим также в два слоя, но без грунтовки.

Способы обработки уреза, фото № 16

Способы обработки уреза, фото № 17

На мой взгляд, ответ на вопрос «Грунтовать ли урез?» очевиден.

На этом с покраской всё.

Обработка химией

Обрабатывать край можно с помощью различных средств, таких как Tokonole, Ledafil SUPER или грунт Orlyss из предыдущего примера с покраской.

Tokonole у меня, к сожалению, нет, как выглядит торец обработанный грунтом мы уже видели, будем использовать Ledafil SUPER от Кенды. Это эмульсия из синтетических смол, выравнивает и делает твердыми края изделий

Все как в примере с краской. Выравниваем торец, проходим кромкорезом, зашкуриваем при необходимости.

Все готово к нанесению. Сама эмульсия белого цвета, после высыхания (10-15 мин) становится прозрачной.

Способы обработки уреза, фото № 19

Способы обработки уреза, фото № 20

Можно сушить феном. Наносить будем всё тем же роликом. При необходимости, после высыхания, можно нанести второй слой. Чем мне нравится это средство, что не нужно его шлифовать или тереть сликером. Нанёс, высохло и готово.

Урез получается твердым, относительно ровным

Способы обработки уреза, фото № 21

Способы обработки уреза, фото № 22

Обработка воском

Для обработки края воском понадобятся фен, сликер и, собственно, воск.

Способы обработки уреза, фото № 23

Сначала, кусок воска необходимо немного нагреть феном, затем обильно натереть этим куском край. Дальше берём сликер и начинаем втирать, от трения воск плавится и впитывается в кожу.

Способы обработки уреза, фото № 24

Не забываем про углы, чтобы край не терял форму.

Способы обработки уреза, фото № 25

Остатки воска можно разогреть и удалить чистой мягкой тканью.

Способы обработки уреза, фото № 26

Этой же тканью торец необходимо немного отполировать.

В результате получается матовый, шелковистый на вид, с легким блеском край.

Способы обработки уреза, фото № 27

На мой взгляд, обработка уреза воском больше подходит для кожи растительного дубления, т.к. «растишка» впитывает воск довольно легко. С кожей же хромового дубления придётся повозиться подольше, но результат того стоит

Воск использую обычный пчелиный. Купить можно в любом магазине или на рынке где торгуют мёдом. Куска за 100 рублей хватит на долго.

При работе вкусно пахнет мёдом :)

Обработка подручными средствами. Клей КМЦ(СМС)

Клей КМЦ или клей СМС, как его еще называют, является ничем иным как карбоксиметилцеллюлозой :)

Попросту, обойный клей :)

Представляет собой мелкие белые хлопья.

Способы обработки уреза, фото № 28

Способы обработки уреза, фото № 29

Разводится в пропорции примерно 2-3 чайных ложки на 100 мл теплой воды. Раствор необходимо тщательно перемешать и оставить набухать. Через 1,5-2 часа раствор приобретёт консистенцию густого киселя, может чуть гуще, зависит от пропорций, но это несущественно.

Клей наносим на торец просто пальцем, размазываем по всей площади и начинаем затирать сликером.

Способы обработки уреза, фото № 30

Способы обработки уреза, фото № 31

Сликером затиралось не очень, опытным путем выяснил, что удобнее всего втирать клей небольшим кусочком кожи.

Так урез выглядел после окончания полировки.

Способы обработки уреза, фото № 32

Способы обработки уреза, фото № 33

А так после полного высыхания клея.

Способы обработки уреза, фото № 34

Часто вижу видео, где люди используют клей КМЦ для заглаживания бахтармы (внутренней части кожи). На мой взгляд, затея крайне сомнительная. Совершенно непонятно, как поведет себя бахтарма, обработанная таким способом, при контакте с водой. Так как состав получается на водной основе, смею предположить, что при контакте с водой, внутренняя сторона станет снова липкой, будто только что намазанной клеем. Не исключено, что и урез поведёт себя похожим образом. И если вы сделали сумку таким образом и клиент попал под дождь, положил что-то мокрое в сумку, или случайно открылась бутылка с водой, что ж, поздравляю :)

Я, конечно, тестов не проводил, т.к. способом этим не пользуюсь, но если будет время, обязательно займусь (нет).

Некоторые мастера после высыхания клея, обрабатывают бахтарму финишем, типа Appretto Mild, для дополнительной гладкости и возможно, защиты от влаги. Говорят, что кожа становится похожа на дабл фейс, я считаю, что кожа становится похожа на линолеум и кожу напоминает только отдаленно. Но, всё это лишь моё мнение, способ, конечно, имеет право на существование, на этом мы с ним и закончим.

Край без обработки. Только наждачка

Ничего сложного. Выравниваем край, обрабатываем кромкорезом, и начинаем зашкуривать.

Шкурки использую P100, P240, P480, P800. От меньшего к большему.

Способы обработки уреза, фото № 35

Способы обработки уреза, фото № 37

Из всех вариантов, край обработанный наждачной бумагой, самый приятный на ощупь, по ворсу гладкий и мягкий, против ворса слегка шершавый и все равно мягкий :) По куску сделанному для примера пару минут сидел водил пальцем, такой классный :)

Затирание водой

Способ подходит только для кожи растительного дубления, т.к. кожа хромового дубления воду практически не впитывает

Тут также все просто. На подготовленный урез наносим немного водички и затираем сликером. При необходимости добавляем по чуть-чуть воды.

Результат мне не очень понравился, возможно, если полировать дольше, то внешний вид будет получше, но мы этого не узнаем :)

Способы обработки уреза, фото № 38

Способы обработки уреза, фото № 39

Итоги

Подводя итог, хотелось бы сказать, что все способы обладают своими достоинствами и недостатками. Я считаю, что выбирать способ обработки уреза необходимо исходя из того, какое изделие вы хотите сшить. Где-то уместнее будет смотреться краска, где-то воск, а где-то будет иметь смысл оставить урез открытым, поскольку бахтарма бывает достаточно красивого цвета и после обработки приятна на ощупь.

Мое мнение, что лучше всего смотрятся воск, краска и открытый край.

Для понимания того, какой способ подходит именно вам, проще всего будет самостоятельно поэкспериментировать, благо, все материалы доступны, а химия продается небольшими объемами за копейки.

В следующей статье посвящённой обработке торца, я буду рассматривать как обметать край декоративными швами и парочку нестандартных средств для обработки уреза.

Добрый день дорогие друзья.
Кожаные вещи: обувь, сумки, портмоне, плащи, перчатки - имеются в гардеробе практически каждого человека. Этот традиционный материал веками используется людьми. В процессе носки на любой вещи может появиться царапина или потертость. Как вернуть новизну, прежний облик вещи, заделать повреждение так, чтобы это не бросалось в глаза?




Испытанным средством является жидкая кожа. Но сначала – о качествах самого материала. Особенности натуральной кожи. Этим уникальным природным материалом человечество пользуется в течение многих столетий. Несмотря на надежность, к изделиям нужно крайне бережно относиться. Ниже приведены действия, которых при эксплуатации нежелательно допускать: подвергать механическим воздействиям, так как это влечет потерю изначальной формы и внешнего вида; мочить насквозь и выкручивать – это приведет к деформации и затвердеванию; ускорять высыхание вблизи горячих отопительных приборов, проглаживать утюгом, обдувать феном; подвергать долгосрочному хранению на солнце. От взаимодействия с агрессивными химическими веществами на кожаных вещах появляются пятна и белесые разводы, меняется цвет.

Современная бытовая химия, конечно, предлагает такую вещь как жидкая кожа, которая предназначена именно для ремонта кожаных изделий.
Но могут возникнуть сложности. Во-первых, такое средство ещё надо найти, а потом может оказаться, что в продаже просто нет «жидкой кожи» нужного оттенка. Да и зачем платить за целый флакон, если надо заделать крохотную царапину?

Несколько народных методов восстановления поверхностного слоя. В некоторых случаях требуется устранить последствия случайного повреждения (потертостей, небольших порезов) на поверхности кожаного изделия. Для самостоятельного решения таких проблем существует несколько проверенных средств, среди которых так называемая жидкая кожа. Своими руками можно вполне прилично заделать сбитые носки у ботинок или царапину на куртке.
Способ ремонта во многом зависит от твердости, качества, толщины основы, а также от характера повреждений. Обычные потертости легко закрашиваются нитрокраской из аэрозольного баллончика. Главное здесь – правильно подобрать цвет и аккуратно, тонким слоем распылить состав над истершимися местами. Полную окраску изделия рекомендуется проводить в специализированной мастерской. Заделать тонкую царапину поможет самодельная жидкая кожа.

Проверенный способ, которым пользовались мастерские по ремонту обуви задолго до появления в продаже такого средства, как «жидкая кожа». Это настоящий профессиональный секрет сапожников! Берем на вооружение.
Вам понадобятся:
+ растворитель на ацетоновой основе,
+ пипетка для нанесения растворителя,
+ «донор»- кусочек кожи от кожаного изделия или незаметное место непосредственно на кожаном изделии,
+ острый нож и шпатель (или нож-шпатель).


Как применять
1. Возьмите подходящий по цвету лоскут кожи или отыщите на изделии незаметное место. Это может быть изнаночная часть сапога, изнаночная часть сумки, внутренняя часть отворотов на куртке, спинка на диване. В общем, любое место, которое будет незаметно при носке изделия или его эксплуатации.
2. Капните на кожу растворитель, соскоблите ножом растворившуюся краску и нанесите её на поврежденные места — там, где нужно заделать царапины или потертости.
3. Разровняйте краску шпателем, дайте ей просохнуть и отполируйте изделие мягкой тряпкой.
Минус его в том, что он годится исключительно для восстановления незначительных, маленьких повреждений. Избавиться от сквозных порезов можно только с помощью более сложной процедуры с применением специальных клеев и подложек.
Жидкая кожа своими руками. Какой растворитель использовать для самостоятельного получения нужного средства? Имеющиеся в продаже профессиональные составы изготавливаются на основе спирта, воды и полимерных красителей. Смесь легко впитывается, заполняя поврежденные участки изделия. Без химической лаборатории получить точно такой же состав крайне сложно. Однако вместо него можно использовать акриловые художественные краски соответствующего цвета. Важно помнить, что жидкая кожа не является клеевым составом. Вещество закрашивает и декорирует мелкие дефекты на изделии, заполняя поврежденный участок. При необходимости после высыхания можно нанести повторный слой смеси.


В разных случаях используется жидкая кожа:
- своими руками ремонт обуви (сбитые мыски сапог, поцарапанные каблуки) с ее помощью может провести каждый;
- для реставрации мебели (царапины от когтей кошки);
- с целью восстановления сумок и перчаток (порезы или потертости);
- при заделывании игольных проколов;
- для маскировки других незначительных неприятностей.

Получение рельефной фактуры на тонкой лайкре Для ухода за кожаными изделиями применяется не только жидкая кожа. Своими руками наносят специальные шпатлевки, распылители и замазки. Одной из особенностей всех этих средств является возможность использования только на гладкой поверхности. Для восстановления фактурной лицевой стороны предварительно создают шаблон рисунка. Обычная бумажная салфетка с нанесенным на нее небольшим количеством вещества прикладывается к неповрежденному месту изделия. Полученный трафарет с отпечатанным рельефом убирают на несколько часов для полного высыхания. Работая над реставрацией, шаблон на несколько секунд прижимают к повреждению сразу после нанесения второго красящего слоя. Этот прием сделает место ремонта незаметным. Не нужно ждать чудес: жидкая кожа Своими руками можно приготовить обувные кремы, специальные водоотталкивающие пропитки, смягчающие смеси. Вещество, называемое жидкой кожей, является всего лишь густым полимерным кремом. Эта замазка не склеит крупную «рану» на сумке или куртке. Она поможет заделать мелкие случайные дефекты на лицевой поверхности вещи, являясь восстановителем верхнего пигментированного слоя. Для исправления более серьезных проблем с вещью применяют «Момент» или полиуретановый водорастворимый клей. Сквозные «раны» заделывают с подложкой, в несколько этапов, из которых последний – это окрашивание.

Кожа - один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа - не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении - его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение - уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Средневековая обувь

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовка кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовительный этап

Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Барабаны для дубления

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Додубливание кожи

Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.



Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки - все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) - материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко - в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сырая кожа

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи - в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сыромятная кожа

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Дубленая кожа

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Инструменты

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Роликовый маркер

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Циркуль шорный

Канавкорез (грувер) - позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Канавкорез

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Нож для раскроя

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож - используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Фигурные ножницы

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пробойники

Игла - удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шило для кожи

Штамп - используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина - приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм - также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Молоток для тиснения

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров - он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шнурорез

Минимальный набор для начинающих - нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать - в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления - полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Тиснение

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники - при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Перфорация

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией - получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Плетение

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером - он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пирография

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи - на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Гравировка

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Аппликация

Вторая жизнь кожи

Кожа - благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант - он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет - ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный - проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет
На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Кожаный чехол

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу - от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую - от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Домашние тапки

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде - все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

Читайте также: