Что такое фурнитурная кожа

Обновлено: 17.05.2024

Коротко и информативно о том как быстро узнать какой сорт у натуральной кожи:

Сортность кожи определяется её полезной площадью:

Полезная площадь, определяющая сорт кожи в %

1-ый сорт это от 100% до 90% включительно

2-ой сорт это от 89,9% до 80% включительно

3-ий сорт это от 79,9% до 70% включительно

Берем кожу смотрим какая у нее площадь например 100 дм.кв (1м.кв) Следовательно для первого сорта полезной площади должно быть 90-100 дм.кв для второго сорта 80-89,9дм.кв для третьего 70-79,9дм.кв Считаем пороки, просто , находим порок, считаем его как 1дм.кв, после отнимаем от общей площади , например у вас на листе 100дм.кв было 5 пороков следовательно 100-5=95дм.кв или 95% рабочей площади , значит первый сорт. Либо если уже стоит сортность на коже её очень легко проверить берем площадь листа делим на 100 и умножаем на заявленную сортность по нижней границы полезной площади например: лист 232дм.кв написано 1-ый сорт (90% рабочей площади) Следовательно 232/100=2,32 умножаем на 90 = 208,8 дм.кв полезной площади должно быть на листе, если меньше значит вероятнее всего сорт не соответствует заявленному.

Это наиболее простой, быстрый и эффективный способ определения сортности кожи процентное соотношение полезной площади может незначительно отличаться в зависимости от типа кожи за основу взята кожа шорно-седельная ГОСТ 1904-81, но эта формула так же актуальна с небольшими оговорками для Кожи Галантерейной , Кожи хромовой для верха обуви, юфти и других.

Сортность кожи это великолепное изобретение, благодаря ему можно определять полезную площадь кожи даже не видев саму кожу. Но все таки настоятельно рекомендую, покупая кожу у продавцов или производств , просите фотографии кожи перед отправкой, общего плана порой достаточно.

Есть много нюансов , что то считают за порок , что то не считают, если вы хотите погрузится с головой в кожевенное ремесло для увеличения своего кругозора и даже возможно стать квалифицированным сортировщиком (очень хорошая уважаемая Профессия) предлагаю вам литература к изучению

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 1

Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.

Общая информация

Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.

Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.

Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.

Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.

Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.

Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.

Можно выделить три основных способа выделки кожи:

1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.

2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.

3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.

При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.

Растительное дубление основано на применении дубящих веществ - таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность, водостойкость и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.

Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.

Синтетические дубители - синтаны - придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.

Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.

Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку - белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.

Классификация кожи по видам:

Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 2

Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 3

На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:

а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.

По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.

Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.

Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 4

Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 5

Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 6

Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.

Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 7

Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 8

Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 9

Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.

Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.

Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 10

Напплак – кожа с лаковым покрытием.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 11

Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 12

Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.

Применение кожи

Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.

Для перчаток обычно используют лайку и замшу.

Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.

Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.

А ниже представленны мои личные симпатии - любимые работы на ярмарке. Нет, страстно любимые работы.

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 13

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 14

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 15

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 16

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 17

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 18

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 19

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 20

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 21

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 22

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 23

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 24

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 25

Виды и классификация натуральной кожи, фото № 26

Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:

Галантерейные изделия из натуральной кожи – предметы, которые приобретаются не каждый день. Они демонстрируют вкус владельца, его статус и респектабельность. Выбор кожи для кошелька, сумки, ремня, органайзера – очень важный процесс при создании эксклюзивного изделия. В статье мы расскажем, по каким правилам выбирают материал мастера кожевенного дела.

Натуральная или искусственная?

Для изготовления кожгалантереи мастера отдают предпочтение натуральной коже. На то есть несколько причин.

1. Внешний вид. В этом отношении кожаные изделия — вне конкуренции. Они выглядят не просто красиво, но и респектабельно, благородно, благодаря чему никогда не выходят из моды и всегда в почёте у категории ценителей с развитым вкусом.

Натуральная кожа

2. Способность с лёгкостью принимать требуемую форму — важный плюс, отмечаемый кожевенниками.

рис. 1 Натуральная кожа

3. Гипоалергенность и способность пропускать воздух — качества, особенно важные для комфортного ношения любых предметов, даже если это просто аксессуар.

4. Долговечность — натуральный материал создан для того, чтобы выдерживать различные неблагоприятные факторы при носке. Кожаная галантерея, особенно сделанная вручную, живёт годами, и в итоге такая покупка оказывается даже более экономически оправданной.

5. Практичность — в то время, как более дешёвые изделия рвутся и пачкаются, настоящие кожаные аксессуары и одежда прекрасно эксплуатируются, чистятся и радуют своим отличным состоянием. Простой и лёгкий уход — приятный бонус к таким вещам.

6. Работать с кожей приятно ещё и потому, что она более надёжна. Если на кожзаме можно случайно оставить вмятину, то кожа просто выпрямится и вернёт свою первоначальную форму.

7. Даже если на кожаном изделии появляется потёртость — она лишь становится изюминкой дизайна. В целом, со временем изделие только приобретает налёт винтажности.

Виды кожи для различных изделий

Сумка

В данном случае всё зависит от цели мастера. Для разных частей сумки можно брать разные материалы. Например, для ремешка есть смысл использовать надёжный чепрак, как для ремней, а для остальных элементов — другие части кожи толщиной 3-4 мм. Здесь уместна и средняя пластичность конской кожи, и приятная естественная фактура кожи крупного рогатого скота.

Требуемая эластичность, как и все остальные параметры, зависит от дизайна изделия — для сумки со строго прямыми формами лучше брать более твёрдую кожу, а в других случаях отдают предпочтение мягкой и эластичной (например, оленьей).

Сумка из кожи

Если нужно повысить тягучесть, то перед дублением осуществляют более интенсивную обработку. Для дорогих замшевых аксессуаров подойдёт оленья шкура. В ход может идти экзотическая кожа, вплоть до акулы или страуса, или хотя бы крокодила. Её реально имитировать специальным прессованием более дешёвого сырья (КРС) с нанесением характерного узора и, возможно, лакировкой.

рис. 2 Сумка из кожи

Ремень

Ремень из натуральной кожи

Ремни делаются из чепрака — толстой, плотной кожи с хорошей износоустойчивостью. Серединная часть шкуры крупного рогатого скота — оптимальный материал для этой цели, ведь ремни должны хорошо выдерживать натяжение, а ещё они часто декорируются тиснением или выжиганием. Её толщина может быть равна приблизительно 3-4,5 мм — обычно именно такие параметры обеспечивают нужный результат.

рис. 3 Ремень из натуральной кожи

После обработки изделия из неё будут твердеть, что обеспечивает долговечность. Они не растягиваются и хорошо сохраняют форму. Шорно-седельные кожи могут быть натурального цвета или покрывного крашения.

Например, на этом видео рассказывается об изготовлении ремня из толстой буйволиной кожи:


Кошелек

Для кошельков используют самую разную кожу — от свиной до змеиной и акульей, в том числе и сочетания материалов. Первая обладает сравнительно жёсткой фактурой и довольно грубым рисунком, поэтому выглядит менее привлекательно и дорого.

Кошелек из кожи, украшенный тиснением

Более интересны экзотичные кожи с их прочностью и оригинальными узорами, которые привлекают поклонников экстравагантных образов или сдержанного эксклюзивного дизайна. Рекомендованная толщина может быть в пределах 2-2,5 мм для обложки и до 1,2 для внутреннего слоя.

рис. 4 Кошелек из кожи, украшенный тиснением

Портфель

Как и сумки, портфели могут изготавливаться из разного материала. Воловья шкура (бычья) позволяет делать особо прочные изделия по разумной цене, коровья после обработки достаточно гибка и привлекательна, но стоит дороже, а оленья в наших широтах и вовсе относится к особо дорогой ценовой категории.

Кожаный портфель

Свиная кожа также используется, но она более уместна как подкладочная ввиду своего не особо роскошного вида. Толщина материала может варьироваться, но чем прочнее должно быть изделие, тем толще — обычно до 3,5-4 мм.

рис. 5 Кожаный портфель

Чемодан

Для изготовления чемоданов магазин натуральной кожи предлагает чепрак — наиболее износостойкую спинную часть шкуры. Она меньше всех растягивается и в целом наиболее надёжна, выдерживает эксплуатацию даже в жёстких условиях. Её толщина может также доходить до 4 мм. Для обивки чемоданов может использоваться и достаточно мягкий материал. Чаще всего в роли сырья выступают шкуры крупного рогатого скота, конские и свиные.

рис. 6 Чемоданы из кожи

Какая кожа подходит для тиснения?

Кожгалантерея часто украшается различными способами. Особенно уместно смотрится тиснение, для которого нужно купить натуральную кожу растительного дубления. Её получают благодаря составам, в которых есть натуральные танины — соединениям, получаемым из древесины и содержащим дубильные и связывающие компоненты. Ещё здесь содержатся органические кислоты.

рис. 7 Тиснение на коже

Как правило, в таком случае оставляют природный цвет и в результате получается прочный материал максимально естественного вида. И тиснение, и выжигание на таком фоне смотрятся идеально.
Со временем изделие становится лишь красивее, переходя в категорию винтажа.

Растительное дубление предполагает, что поверхность обрабатывается по минимуму и если какие-либо дополнительные компоненты в состав рабочих веществ и добавляются, то только как вспомогательные. Благодаря этому создаются неповторимые аксессуары приятных роскошных оттенков. Ухаживая, можно лишь полировать их простым хлопчатобумажным платком — и следы от пальцев или ногтей исчезнут.

Процесс тиснения по коже демонстрируется на следующем видео:

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Дубление кожи соединением циркония - сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительные справочные материалы

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте в разделе "Кожевенное дело".

кожа флотар

Натуральная кожа ─ материал вне времени и моды. Выглядит эффектно, носится долго. Мастера кожевенного дела знают, как получать полотна, пользующиеся особой популярностью. Один из них фактурная кожа. Рассмотрим ее особенности, изготовление, сильные стороны, использование на примере разновидности флотар (фото).

Что значит фактурная кожа

Если с гладкой кожей все понятно, то о фактурном ее аналоге даже слышали немногие. Хотя уже само название означает: фактурная кожа ─ это материал с неровной поверхностью.

Описание и свойства флотара

Флотар ─ это, в свою очередь, вид фактурной кожи с качественным рисунком в виде разноразмерных выпуклых ячеек. При этом его лицевая сторона схожа с натуральными перегибами, характерными для животных шкур. Сырьем для флотара служат шкуры КРС. Конечный продукт получается прочным на изгиб, износостойким и долговечным.

Изготовление

Иногда натуральная кожа изначально является фактурной, то есть рельефной, иногда для подобного эффекта ее нужно специальным образом обработать.

Рассмотрим технологии ее изготовления подробнее:

Тиснение под гнетом

Производится на специальном прессе, на который уже нанесен уникальный рисунок. Во время тиснения узор переходит на лицевую поверхность шкуры. Метод механического давления узнают по повторяющемуся рисунку.

Фактура материала чаще декоративная, например, выполненная в виде корзиночного плетения. Возможна стилизация под кожные покровы страуса, крокодила или змеи. Иногда узор может быть уникальным, то есть авторским, выполненным в единичном экземпляре по эскизам или пожеланиям заказчика.

босоножки кожа флотар

Метод барабанной обработки

Суть технологии: материал, помещенный в специальный медленно вращающийся барабан, обретает мятый рисунок, состоящий из ячеек разной формы. В результате обработки даже самое грубое сырье становится мягким и податливым.

Важно: продукт, прошедший барабанную обработку, отличается более явной структурой. Содержит остатки природного жира, поэтому называется натуральным флотаром.

Как результат, фактурный материал флотар сохраняет свои водоотталкивающие свойства. Изделия из него могут использоваться в любую погоду, так как не боятся ни дождя, ни снега. Лишнюю влагу, например, на поверхности сумки, можно убрать сухой салфеткой.

Таблица. Особенности производства натуральной кожи флотар.

Преимущества

Флотар кожа:

Надеюсь, вам нравится моя статья! Если вы нашли недочеты - просто напишите мне об этом! Я всегда готова к беседе и отвечу на любые ваши вопросы, задавайте их! 🙂

  • Мягкая, чем удобна при пошиве одежды и кожгалантереи.
  • Хорошо окрашивается. Благодаря особой структуре полотна возможно глубое проникновение в него красителей, масел, пропиток, лаков и других финишных видов покрытия, результатом чего становится получение насыщенного стойкого оттенка и его сохранность.
  • Устойчивая перед ультрафиолетом.
  • Водонепроницаемая, важно при изготовлении разных изделий, особенно обуви.
  • Эластичная. Фактурная кожа тянется, но не рвется.

Важно: Флотар воздухопроницаем. Он сохраняет свои дышащие свойства даже после обработки. В такой обуви ноги не потеют, в ней не создается эффект парной, а также не развивается среда, благоприятная для размножения болезнетворных грибков и бактерий.

Применение

Фактурный материал флотар используется при пошиве различных изделий, среди основных:

  • портмоне;
  • чехлы для ключей;
  • сумки;
  • рюкзаки;
  • верхняя одежда;
  • аксессуары для гаджетов;
  • обувь;
  • перчатки;
  • ремни.

Заключение

Флотар ─ натуральный фактурный материал, который получают методами тиснения или барабанной обработки. Изделия из флотара популярны и востребованы. Они не намокают, служат долго и выглядят презентабельно.

Мне 34 и я Технолог легкой промышленности. С самого детства увлекаюсь тканями, одеждой, украшениями. На этом сайте делюсь с вами знаниями про различные ткани и их свойства. Задавайте свои вопросы и пишите комментарии!

Читайте также: