Вредны ли для кожи акриловые краски

Обновлено: 01.05.2024

На собственном опыте хочу заметить, что после покраски пола водоэмульсионной краской, испытывал некоторые проблемы со здоровьем, а именно тяжесть дыхания, резь в глазах и носу, першение в горле!

Стоит заметить, что водоэмульсионная краска — это общее название ряда красок, в основе которых вместо растворителя содержится вода. По этой причине нельзя говорить о вреде для здоровья сразу о всех красках этой группы. Хотя и считается, что водоэмульсионные краски безвредны, но на некоторых этапах их физического состояния компоненты краски могут нанести вред организму человека.

Итак вот четыре основные вида краски с названием «водоэмульсионная» по связующим компонентам:

  1. Краска, в которой содержится ПВА, называется Поливинилацетатная, раздражает кожу и слизистые из-за вещества винилацетата, после высыхания становится условно безопасной.
  2. Краска, в которой содержится бутадиенстирол, так и называются Бутадиен-стирольные краски, постоянное воздействие с парами стирола приводит к хроническим заболеваниям, влияет на кровеносную и нервную системы, а также на печень и почки, после высыхания условно безопасный.
  3. Краска, в которой содержатся акриловые смолы, называется Акриловая краска, влияние на организм человека происходит во время выделения в атмосферу вредных частиц, влияет в основном на дыхательную систему, лёгкие человека, побочно на печень, почки и прочие органы. В последнее время появляются статьи о вреде акрила даже в твёрдом состоянии, что якобы он постоянно при воздействии тепла и влаги выделяет вредные вещества, но производители успокаивают, что это происходит только с некачественным продуктом.
  4. Краска, в которой содержится латекс, так и называется Краска на основе латекса, сам компонент латекс в застывшем состоянии считается безвредным и даже одобрен при применении в медицине, как нейтральный материал, но пока находится в жидком состоянии, может нанести вред.

Вывод можно сделать такой, любая водоэмульсионная краска пока не достигнет твёрдого состояния, выделяет вредные вещества в воздух, эти вещества попадают в организм через органы дыхания. Также большинство красок, а именно их компоненты, раздражают слизистые человека.

По крайней мере необходимо соблюдать правила техники безопасности, даже если вы работаете с условно безвредной краской на основе водной эмульсии, а именно одевать респиратор, много пить воды, защищать глаза и оголённые участки тела, проветривать помещение или часто выходить на свежий воздух.

Опасность красителей, красок, туши и отравления ими

Острая — едкая щелочь, раздражение кожи или глаз. Хроническая — хронические респираторные или кожные заболевания; канцерогены.

В таблицах ниже приведен перечень вредных красителей и видов опасности, которую представляют некоторые пигменты. Большая часть красителей небезопасна для домашнего применения. Предостережения, касающиеся применения красок, туши (чернил) и красителей, приведены в отдельной таблице ниже.

После ухода на пенсию многие люди начинают заниматься любым хобби и иногда применяют вредные химические вещества. Вследствие метаболических изменений в организме пожилых людей некоторые из них оказываются менее толерантными к растворителям, формальдегиду и гликолевым эфирам.

Опасность травления. Голландская протрава — это 10 % раствор соляной кислоты в воде с добавленным хлоратом калия. Это взрывоопасный реактив, который вступает в реакцию с органическими соединениями, соединениями серы и с серной кислотой, а также с грязью и одеждой.

Опасность широко распространенных пигментов

Вред травящих веществ и химикатов, входящих в состав красителей:

1. Квасцы (двойная соль сернокислого калия и сернокислого алюминия). У некоторых людей может быть аллергическая реакция на квасцы, но специальных мер предосторожности при их использовании соблюдать не требуется.

2. Аммиак (гидроксид аммония). Избегать концентрированных растворов. Аммиак для домашнего употребления разбавлен и менее опасен. Вдыхание его ларов может вызвать раздражение дыхательных путей и глаз.

3. Алюминиево-аммониевые квасцы (двойная соль сернокислого аммония и сернокислого алюминия. Опасность такая же, как при работе с квасцами (см. выше)

4. Каустическая сода (щелок гидроксид натрия). Очень сильное коррозионное действие на кожу, глаза и дыхательные пути

5. Хлорокс (домашний отбеливатель, 5 % гипохлорит натрия). Коррозионное действие на кожу, глаза, горло и слизистые оболочки. Смешивание с аммиаком приводит к выделению ядовитого газа трех-хлористого азота. При смешивании с кислотами выделяется газообразный хлор, вызывающий очень сильное раздражение.

6. Сульфат меди (медный купорос). Может вызывать аллергию и раздражение кожи, глаз и верхних дыхательных путей. Хроническая экспозиция к порошковому сульфату меди может вызвать изъязвление и перфорацию носовой перегородки.

7. Винный камень (кислый виннокислый калий). Не представляет серьезной опасности.

8. Сульфат железа (железный купорос). Слабое раздражающее действие на кожу, глаза, нос и горло. В особых мерах предосторожности нет необходимости.

9. Муравьиная кислота (метановая кислота). Сильное коррозионное действие на глаза и слизистые оболочки. Может вызывать изъязвления рта, горла и носовой полости.

10. Глауберова соль (сульфат натрия). Слабое раздражающее действие на кожу, глаза, нос и горло.

11. Щавелевая кислота. Контакт с кожей и глазами может вызвать сильную коррозию и изъязвление. Вдыхание может вызвать сильное раздражение и поражение дыхательных путей. Следует надевать перчатки и защитные очки.

12. Дихромат калия (бихромат калия) Контакт с кожей может вызвать аллергию, раздражение и изъязвления. Хроническая экспозиция может вызвать аллергию дыхательных путей. Предположительный канцероген. Следует надевать перчатки и защитные очки.

13. Соль (хлористый натрий). Некоторые красители, применяемые для самых разнообразных целей, содержат соль в количествах, достаточных, чтобы оказывать токсическое действие на детей в случае проглатывания. Не представляет серьезной опасности в других отношениях.

14. Карбонат натрия. Коррозионное действие на кожу, глаза и дыхательные пути.

15. Гидросульфит натрия (дитионит натрия). Раздражающее действие на кожу и дыхательные пути. В процессе хранения растворы разлагаются с образованием газа двуокиси серы, оказывающего раздражающее действие. При смешивании с кислотами выделяются большие количества газообразной двуокиси серы.

16. Серная кислота (олеум). Очень сильное коррозионное действие на кожу и глаза. Пары могут вызвать поражение дыхательной системы. При нагревании образуется раздражающий газ — двуокись серы.

17. Таннин (дубильная кислота). Слабое раздражающее действие на кожу. Вызывает рак у животных. Обращаться с осторожностью.

18. Хлорид олова (двухлористое олово). Раздражающее действие на кожу, глаза и дыхательные пути.

19. Мочевина. Не представляет серьезной опасности.

20. Уксус (разбавленная уксусная кислота). Ледяная (чистая) уксусная кислота оказывает очень сильное коррозионное действие, а пары вызывают раздражение. Уксус (примерно 5 % уксусная кислота) более безопасен. Умеренно раздражающее действие на кожу и глаза.

Характеристика отдельных классов красителей по их опасности:

1. Кислые красители. Обычно применяются для окраски шелка или шерсти. Часто требуется добавление в красители вспомогательных химических веществ и/или протрав. Возможно, это один из наименее токсичных классов, но к нему относятся некоторые канцерогенные пищевые и бензидиновые красители.

2. Азоидные или нафтоловые красители. Обычно применяется на целлюлозных волокнах, ацетатах, триацетатах и полиэфирах. Сообщалось о тяжелых аллергиях и кожных реакциях, в том числе депигментации кожи.

3. Основные красители. Обычно применяются для окраски шерсти, шелка и некоторых синтетических материалов. К этому классу обычно относят флюоресцентные красители. Сообщалось об аллергических реакциях, отдельные красители считаются канцерогенами.

4. Прямые красители. Обычно применяются для хлопка, льна и вискозного волокна, извлекаемых из горячих ванн, которые содержат соль. Обычно мало случаев острой опасности, но к этому классу относится большинство бензидиновых красителей, вызывающих рак.

5. Диспергируемые красители. Обычно применяются для водоотталкивающих волокон, таких как триацетат, нейлон, полиэстер и полиакрилонитрил (Dynel, Orlan и Arlan). В то время как другие красители вызывали дерматит при прямом контакте с кожей, диспергируемые краски обусловливают широко распространяющийся дерматит при контакте с конечным продуктом. С большой осторожностью следует применять для окрашивания материалов, но не для одежды.

6. Красители, реагирующие с волокнами. Их называюттакже "водными красителями для холодного крашения", "батиком" или "Procion". Некоторые виды окрашивают целлюлозные волокна, другие предназначены для шерсти, шелка и нейлона. На контейнерах с большими партиями этих красителей имеются этикетки с предостережениями относительно аллергических респираторных реакций, которые дистрибьюторы иногда не воспроизводят на этикетках более мелких упаковок. При применении следует соблюдать особую осторожность во избежание вдыхания этих красителей или их попадания на кожу.

7. Кубовые красители. Большая часть кубовых красителей применяется для окрашивания целлюлозных волокон, а некоторые из них пригодны для окрашивания шерсти и ацетатных волокон. Процесс окрашивания обычно требует использования щелока или каустической соды или в красильной ванне, или при предварительной обработке красителя. Предварительно обработанные краски оказывают разъедающее действие при работе сними или при вдыхании. Другая потенциальная опасность состоит в том, что кубовые красители должны подвергаться окислению после их нанесения. Некоторые кубовые красители окисляются воздухом, но другие требуют обработки бихроматными солями, которые могут вызывать аллергические реакции. Сообщалось, что отдельные кубовые красители сами по себе тоже вызывают аллергию. При работе с кубовыми красителями необходимо соблюдать особую осторожность; не рекомендуется применять красители, продаваемые как пигменты.

8. Другие красящие продукты. Универсальные или единые красители. Эти широко распространенные бытовые красители представляют собой смесь двух или большего числа классов красителей с добавлением соли. Таким образом, ими можно окрашивать самые разнообразные ткани. Волокном "схватывается" только такой краситель, который специфичен для погружаемой ткани. Очевидно, что с увеличением числа смешиваемых красителей повышается потенциальная опасность, и некоторые продукты содержат бензидиновые компоненты. Если эти продукты все же приходится использовать, следует выбирать жидкие продукты и применять только время от времени и с большой осторожностью.

Правила использования художественных, типографских красок и красителей:
1. Использовать только такие краски и красители, химический состав, названия и номера которых известны и для которых есть спецификации безопасности материалов (СБМ).
2. Следует ознакомиться с СБМ и этикетками продукта, чтобы оценить опасность токсичных растворителей, кислот или других химических веществ, входящих в состав красителей, красок, химических добавок, а также протравливающих веществ.
3. По возможности использовать продукты на водной основе Обычно растворители и красители являются наиболее опасными веществами, с которыми работают художники по тканям.
4. Следует покупать предварительно смешанные краски и красители. Безопасными могут быть также краски, расфасованные в пакеты, которые растворяются при погружении последних в закрытом виде в горячую воду. Весьма опасны и легко вдыхаются пигменты и красители в сухом, порошкообразном состоянии.
5. При взвешивании или смешивании порошковых красок или других токсичных порошков следует использовать местную вытяжную вентиляцию или пользоваться перчаточными боксами.

6. Избегать процедур, вызывающих образование пыли. Применения шлифования сухих красок, пульверизации сухих пигментов или красителей на влажные краски или клей и других методов, вызывающих образование пыли, следует избегать или делать это только при наличии локальной вытяжной вентиляции. Если же такие методы применяются в отсутствие вентиляции, следует выбирать пигменты (а не красители), низкая токсичность которых известна; следует надевать респиратор, защищающий от токсичной пыли, а уборку производить мокрой тряпкой.
7. По возможности выбирать методы окрашивания кистью или погружением вместо пульверизации.
8. Распыление красок или красителей следует производить только при наличии локальной вытяжной вентиляции, например кабины для аэрозолей. Дополнительным средством защиты может стать специально подобранный респиратор (для красок на водной основе — респиратор, защищающий от пыли и тумана; для материалов, содержащих растворители, — респиратор, защищающий от красок, лаков и эмалевого тумана).
9. Для того чтобы не допустить контакта красок и пигментов с кожей, следует носить перчатки или пользоваться защитными кремами; пользоваться перчатками при работе с красителями. Пятна красок нужно удалять детским маслом, затем мылом и водой, мягкими безводными очищающими средствами для рук или просто мылом и водой. Для удаления пятен никогда не следует пользоваться растворителями или отбеливателями.
10. Носить защитную одежду, в том числе длинный рабочий халат, специальную обувь и головной убор (в случае необходимости). Эту одежду нужно оставлять в студии, чтобы не приносить пыль домой. Если применяются едкие красители или коррозионные химические вещества, следует надевать защитные очки.

11. Работать на легко очищаемых поверхностях и немедленно вытирать разлитую краску. Не накрывать рабочие столы газетами, если вы работаете с порошками или красителями, которые при высыхании превращаются в порошок. При скатывании и выбрасывании газет образуется пыль.
12. Протирать полы и поверхности мокрой тряпкой. Не подметать.
13. Во избежание проглатывания химических веществ есть, пить и курить следует вдали от рабочего места. Не прикасаться к кистям губами и не держать ручку кисти в зубах. Никогда нельзя использовать кухонную утварь при крашении. Кастрюля, которая кажется чистой, может быть достаточно пористой, чтобы там были остатки красителя в опасном количестве. Тщательно мойте руки перед едой и курением, особенно после того, как держали в руках свинцовые грузила или другие предметы из свинца, порошковые химикаты или пыльные ткани.

14. Все контейнеры с красками, порошковыми красителями и пигментами, растворителями и т. д. следует держать закрытыми, за исключением того времени, когда вы ими непосредственно пользуетесь.
15. Если применяются материалы, содержащие растворители, необходимо соблюдать все правила противопожарной безопасности. (Существует спецификация "Широко применяемые растворители и их опасность".).
16. Если используются художественные и типографские краски или пигменты, содержащие свинец, необходимо регулярно делать анализ крови на содержание свинца.

Опасность, обусловленная вдыханием готовых смешанных и типографских красок

Перечисляемые ниже виды опасности и предостережения касаются таких методов работы с художественными и типографскими красками, как окрашивание кистью и окрашивание посредством погружения, при которых пигменты и растворы не взвешены в воздухе. Пульверизация, окрашивание с помощью аэрографа и другие подобные методы более опасны и требуют использования локальных вытяжных систем, например кабин для пульверизации:

1. Акриловые краски (на водной основе) при высыхании выделяют небольшое количество формальдегида и аммиака. Могут вызывать раздражение дыхательных путей и аллергию. Формальдегид вызывал рак у животных. Следует обеспечить вентиляцию с небольшим объемом обмена, например оконную вытяжную вентиляцию Акриловые краски (на основе растворителей) содержат растворители, кроме того, растворители применяют для их очистки и разбавления. Обеспечить обменную вентиляцию.

2. Художественные масляные краски не содержат летучих ингредиентов, но разбавляются и очищаются токсичными растворителями, такими как скипидар и разжижитель красок. Применять обменную вентиляцию*, например оконный вытяжной вентилятор. Многие художники часто работают, не пользуясь разбавителями красок, а кисти чистят детским маслом и затем мылом и водой. Если растворители не применяются, в специальной вентиляции нет необходимости

3. Алкидные краски содержат растворители, и их очистка и разбавление должны осуществляться с помощью растворителей. Следует обеспечить обменную вентиляцию.

4. Промышленные масляные эмали и краски содержат самые разнообразные растворители и очищаются и разбавляются растворителями. Следует обеспечить обменную вентиляцию.

5. Промышленные латексные краски. Вопреки распространенному мнению, они обычно содержат от 5 до 15 % растворителей, и некоторые из них очень опасны, например обнаруженные в латексных красках гликолевые эфиры. Обеспечить обменную вентиляцию.

6. Маркировочные ручки. Перманентные маркеры содержат растворители разной степени токсичности. Акварельные маркеры более безопасны и обычно содержат воду или спирт, разбавленный водой. Следует обеспечить обменную вентиляцию при работе с маркерами, содержащими растворитель.

7. Краски для шелкотрафаретной печати на основе растворителей содержат растворители, и трафареты также необходимо чистить растворителями, в результате этого в невентилируемых студиях художники подвергаются очень сильной экспозиции. Обеспечить местную вытяжную вентиляцию для помещений, где происходит печатание (например, щелевые колпаки), стеллажи для высушивания оттисков и помещение для промывания трафаретов.

8. Краски для шелкотрафаретной печати (на водной основе) — часто специально задерживаемые (медленным высушиванием) акриловые краски (см. об их опасности выше). Они служат превосходной альтернативой более опасным краскам, содержащим растворители. Обеспечить некоторую степень обменной вентиляции.

9. Акварельные, казеиновые, темперные, плакатные краски и т. д. часто содержат небольшие количества консервантов, таких как формальдегид, пароформальдегид, фенол и т. д. Обычно это наиболее безопасные типы красок. В вытяжной вентиляции необходимости, как правило, нет.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Опасность увлечения живописью для здоровья

Опасность, связанная с живописью:

1. Токсичные пигменты. Свинец, мышьяк, сурьма, кадмий, хром, кобальт, марганец и ртуть могут быть проглочены вследствие загрязненности рук, ногтей, пищевых продуктов, чашек и сигарет, а также в результате того, что художник может держать кисть с краской во рту. При смешивании красок из сухих порошковых пигментов образуется пыль, взвешенная в воздухе.

Токсичные ингредиенты: свинцовые белила (пигменты, содержащие основной карбонат свинца и кадмий), желтый крон (хромат свинца) и цинковая желтая (хромат цинка) могут вызвать рак легких. Ламповая и газовая сажа могут содержать примеси, вызывающие рак кожи. Хроматные пигменты: желтый крон (хромат свинца) и цинковая желтая (хромат цинка) — могут вызвать изъязвления кожи и аллергические реакции.

Предостережения. Необходимы средства защиты: местная или вытяжная вентиляция, перчаточный бокс или разрешенный к применению респиратор. Художник должен тщательно мыть руки и ногти после смешивания красок и воздерживаться от потребления пищи, питья или курения в студии.

2. Растворители в составе масляных красок, используемые для удаления красок и в составе лаков. Они входят в состав клеев, фиксативов, применяемых для уменьшения вязкости красок, перманентных маркеров, лаков и разбавителей. К растворителям относятся толуол, ксилол, гексан, циклогексан, метанол, мети-лэтилкетон, ацетон, уайт-спирит, метиленхлорид, скипидар, спирты, гликоли, эфиры и др.

а) Предостережения. Применение самых нетоксичных веществ, разбавление веществ и использование местной вытяжной вентиляции, контроль помещений для хранения; удаление тряпок, пропитанных растворителями, в закрытых контейнерах; сведение к минимуму воздействия на кожу, использование респираторов и других средств личной защиты. Контроль за огнеопасными веществами.

б) Краски на водной основе. Токсичные ингредиенты. Акриловые краски — аммиак, формальдегид. Казеиновые краски — гидроксид аммония. Все водные краски — консерванты, например фенилмеркурацетат.

в) Краски на другой основе. Токсичные ингредиенты. Растворители, скипидар, уайт-спирит.

г) Пульверизаторы, аэрозольные баллончики, пистолеты-распылители. Токсичные ингредиенты. Растворители, пигменты, дизельное топливо (изобутаны, пропаны), которое может воспламеняться.

д) Средства для рисования жидкими материалами. Токсичные ингредиенты. Перья и тушь, содержащая растворители; маркеры с фетровым наконечником: ксилол, пропиловый спирт.

Опасности увлечения фотографией и живописью

е) Пигменты, содержащие тяжелые металлы. Художники используют такие краски, как ярко-желтая (мышьяк, кадмий, свинец), красная, белая, зеленая, синяя (главным образом медь, кобальт, алюминий и марганец) и фиолетовая (марганец, кобальт). Кобальтовые краски, применявшиеся художниками в прошлом веке, были часто загрязнены мышьяком.

Земляные краски, такие как желтая и красная охра, красный краситель из марены красильной, оливково-зеленая и коричневая краски, состоят из относительно безвредных соединений железа. Оливково-зеленая краска и красный краситель из марены красильной также в меньшем количестве содержат кремний и алюминий.

Краски состоят также из масла льняного семени, небольших количеств стеарата алюминия и содержат до 80 % пигмента. Примерно за 8000 лет до н.э. египтяне использовали киноварь (сульфид ртути), бриллиантовый голубой и бриллиантовый зеленый (органические соединения меди), ярко-желтые краски (сульфид мышьяка), красную, желтую и коричневую охру (соединения железа) и красный краситель из марены красильной (растительный экстракт).

В период между Римской империей и Ренессансом добавились новые краски: белый карбонат свинца, желтая окись свинца, антимонат и станнат и синие сульфосиликаты алюминия и манганат бария. На протяжении XIX столетия появились новые пигменты, содержащие тяжелые металлы: синие алюминаты кобальта, желтый (сульфид кадмия и окись хрома), красный сульфид кадмия, зеленая окись хрома и фиолетовые (арсенат кобальта и марганец-аммоний фосфат).

Художники часто не мыли руки перед курением и едой, а также облизывали свои кисти. Бедные художники жили, готовили еду и ели у себя в студии. Вода и пища легко загрязнялись тяжелыми металлами из пигментов. Жар из печи, где сжигали одежду, пропитанную старыми красками, и ненужные полотна, был дешевым источником обогрева и мог содержать токсичные пары металлов.

В наши дни художники используют менее токсичные краски, на тюбиках с красками имеются предостерегающие этикетки, и художники знают, что нельзя лизать кисти или сжигать краски в помещении. Сигареты редко скручиваются вручную, питьевая вода поступает по водопроводу, а не берется из ведер, а пищевые продукты хранятся в холодильниках.

ж) Средства для удаления красок:
- Опасность. Раздражение верхних дыхательных путей, дерматит, поражение почек и печени, острая депрессия ЦНС, хроническое поражение мозга — изменения в поведении, потеря памяти, снижение интеллектуальных способностей, спутанность сознания, припадки.
- Токсичные ингредиенты. Метиленхлорид, толуол, метанол, этанол, ацетон, уайт-спирит.

з) Исполнительские виды искусств:
- Виды деятельности. Танцевальные студии, артистические помещения, классные комнаты, ночные клубы, дискотеки, кинотеатры, концертные залы, городские административные центры, арены, хоры, большие и маленькие театры, сооружения для драматических представлений под открытым небом, сцены, гардеробные, костюмерные, гримерные, парки развлечений, ТВ- и киностудии, карнавалы, рок-концерты.
- Экспозиция. Аэрозоли: метил этилкетон, асбест, акриловые материалы, пластики для театральных декораций, костюмы, маски, доспехи, реквизит. Ацетон, красители, фотохимикаты, древесные и металлические опилки, газы, пары, волокна пеньки, пыль, машинное масло.

Токсичные пигменты

I. Высокотоксичные и канцерогенные пигменты:
Сурьмяные белила (трехокись сурьмы) Бариевая желтая (хромат бария)
Жженая или нежженая умбра (окислы железа, силикаты или двуокись марганца)
Красный или оранжевый кадмий (сульфид или селенид кадмия) Желтый кадмий (сульфид кадмия)
Кадмиево-бариевые краски (кадмиевые красители и сульфат бария)
Кадмий-барий желтый (сульфид или селенид кадмия, сульфат бария, сульфид цинка)
Хромовая зелень (берлинская лазурь, хромат свинца) Оранжевый крон (основный карбонат свинца)
Желтый крон (хромат свинца)
Кобальт фиолетовый (арсенат или фосфат кобальта)
Кобальт желтый (кобальт и нитрат калия)
Свинцовые белила (основный карбонат свинца)
Литоль красный (натриевые, бариевые и кальциевые соли растворимого азопигмента)
Марганцевая фиолетовая (пирофосфат марганца и аммония) Молибдат оранжевый (хромат свинца, молибдат свинца, сульфат свинца)
Неаполитанская желтая (сурьмянокислый свинец) Стронций желтый (хромат стронция)
Искусственная киноварь (сульфид ртути) Сульфид цинка
Цинковый желтый (хромат цинка)

II. Умеренно и слабо токсичные пигменты:
Ализарин кармазинный (красочные лаки из 1,2-дигидроксиантрахинона или нерастворимого антрахинонового пигмента)
Газовая сажа (углерод)
Небесно-голубой (лазурный) пигмент (станнат кобальта) Кобальтовый синий (станнат кобальта)
Зелень Ринмана (прокаленные окислы кобальта, цинка и алюминия)
Окись хрома зеленая (окись хрома)
Марганцевая голубая (манганат или сульфат бария)
Берлинская лазурь (ферроцианид железа)
Толуидиновый (ганза) красный (нерастворимый азопигмент)
Толуидиновый (ганза) желтый (нерастворимый азопигмент)
Голубовато-зеленый пигмент (гидратированная окись хрома)
Цинковые белила (окись цинка)

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Всем привет! Насколько реально опасны некоторые масляные, акварельные и акриловые краски, а также сопутствующие художественные материалы? Как художнику позаботиться о своей безопасности и не получать дозы ядовитых веществ, содержащихся в некоторых видах красок? С какими конкретно красками стоит соблюдать особые меры предосторожности. Какие растворители наименее токсичны? Сегодня хотел бы поговорить с вами на тему химической безопасности в творчестве.

Так как этому вопросу большинство живописцев практически не придают никакого значения, не так много информации в сети, я сам для себя решил разобраться. Давайте также в комментариях обсудим данный вопрос. Мне очень интересно узнать ваш опыт и ваше мнение.

Мой студенческий опыт обращения с вредными художественными материалами

В художественном училище примерно со второго или третьего курса мы начинали писать маслом. Никто особо технику масляной живописи нам не объяснял. Просто всему учились на практике. Тем более технику химической безопасности. Финансов у студентов особо не было. Писали тем, что могли найти. В качестве растворителей использовали все что угодно, начиная от уайт-спирита и керосина и заканчивая суровыми строительными растворителями, например писали на растворителе №646. Надо ли говорить, что "аромат" в аудиториях стоял тот еще! После живописи сильно болела голова, а если в закрытом помещении применялся 646 растворитель, то могло и подташнивать, слезились глаза. На тот момент у меня и мыслей не возникало, что живопись может быть опасна для художника. Про опасность пигментов вообще никто и не догадывался. Студенты могли шутки ради и краску съесть. В голове ума то не было. Сам я правда такого не делал, но видел как другие прикалывались таким образом.

Через несколько лет у меня начались бронхиты, которые вполне могли быть связаны с применением токсичных растворителей в замкнутом пространстве. Вдыхать пары тех веществ было не лучшей идеей. После этого я уже задумался о мерах предосторожности в живописи

В начале я хотел бы поговорить о токсичных художественных пигментах. Мы часто не задумываемся об этом во время живописи. Во время творческого процесса мы начинаем буквально откладывать кисти и начинаем писать пальцами или ладонью по холсту, убирать часть краски не тряпкой или салфеткой с холста, а просто рукой. Некоторые даже облизывают кисть с краской во время живописи. Это очень опасно! Без соблюдения мер безопасности вполне можно получить отравление токсичным пигментом.

Опасные и токсичные пигменты в красках

В масляных, акриловых, темперных и даже в акварельных художественных красках, а также в пастели могут быть использованы опасные пигменты. Особенно токсичны сухие, сыпучие пигменты. Давайте кратко рассмотрим их основные составляющие вещества.

1. Кадмий . Достаточно часто в художественной практике применяются краски с содержанием металлов кадмия-кадмий желтый, кадмий оранжевый, кадмий красный. Это большая линейка теплых, желтых и красных цветов. Кадмии обладают хорошей укрывистостью и светостойкостью, но в то же время очень токсичны. Опаснее всего мел или пастель, содержащие кадмий, так как при их использовании может образовываться пыль, которую легко вдохнуть в легкие. Кадмий может накапливаться в почках, печени, костях и щитовидной железе. Практически не выводиться из организма.

2. Кобальт . Соли кобальта используются в производстве синей краски. Токсичность кобальта связывают с инактивацией тиоловых групп (например, липоевой кислоты) в тканях. Так же как и кадмий могут накапливаться в организме. Может воздействовать на легкие, щитовидную железу, нервную систему.

3. Свинец . Этот тяжелый металл используется при производстве белил. До 20 века свинцовые белила были весьма распространены в творчестве художников. Так как они обладают отличными живописными свойствами. Однако с приходом понимания того, что свинец очень токсичен, практически вышли из употребления. Отравление свинцом может привести к повреждению головного мозга. Также свинец накапливается в костях, почках и печени.

4. Сульфид ртути . Используется при производстве киновари. Это краска красного цвета.

5. Хром . Данный металл используется в основном при производстве зеленых красок. Окись хрома, изумрудная зеленая и хромовая зелень. Хром также токсичен и может вызывать ряд заболеваний внутренних органов.

6. Марганец . Используется при производстве марганцевой голубой.

7. Окись цинка . Используется в производстве цинковых белил.

Это лишь небольшая часть веществ, применяющихся в процессе производства художественных красок. Здесь я постарался обозначить основные из них. Так как существуют еще десятки разнообразных опасных и среднеопасных пигментов.

Надо сказать, что данные токсичные вещества встречаются не только в масляной живописи. Они также применяются и в темпере и в акриле и в казалось бы безобидной акварели. Также довольно опасна может быть пастель. Так как может переходить в сыпучую форму и вдыхаться в легкие. В любом случае нужно быть внимательным и аккуратным в вопросе безопасности

Опасность растворителей в масляной живописи

Опасности подстерегают художника не только в работе с красками, но и как я уже писал выше при использовании растворителей. Любой, даже самый очищенный и не имеющий запаха растворитель созданный из продуктов нефтехимии токсичен. Когда мы пишем картину, растворитель испаряется с холста и его пары попадают в воздух.

Используйте в живописи только те растворители, что продаются в художественных магазинах. Лучше всего растворители без запаха с максимальной степенью очистки. На своем опыте я понял, что керосин для живописи это не лучший вариант!

Самый экологически чистый растворитель это конечно же масло. В масляной живописи обычно используют льняное или сафлоровое.

Меры безопасности в живописи при работе с красками

1. Изучите состав красок. Часто в них используют искусственные пигменты, имитацию. На английской языке в таком случае есть указание на тюбике - hue . У российских производителей должно быть указано, что пигмент является имитацией . Имитация не обладает токсичностью оригинальных пигментов.

2. Ни в коем случае не следует облизывать кисти с краской. И тем более есть их. Это может привести к отравлению.

3. Нужно быть крайне осторожным при работе с красками, содержащими токсичные пигменты если у вас есть раны, ссадины на руках. Также, некоторые вещества, в частности свинец, могут проникать в организм через кожу, не стоит рисовать пальцами и вообще нужно уменьшить контакт кожи с краской. В идеале всегда во время занятия живописью надевать латексные перчатки. Если нет возможности использовать перчатки, следует тщательно и часто мыть руки.

4. При работе с сыпучими пигментами, а также мелом и пастелью, содержащими токсичные пигменты необходимо использовать респиратор.

5. Следует хорошо проветривать помещение, в котором вы занимаетесь живописью.

Целью данной статьи не было в принципе отговорить от занятий живописью или испугать читателей. Мне лишь хотелось поговорить о некоторых важных моментах, касающихся безопасности. А также дать советы по работе с на самом деле не совсем безобидными художественными красками

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, здесь будет ещё много всего интересного. Всем творческих успехов!

Решили покрасить стены - какие краски наименее опасны для человека?

Любой человек, делающий ремонт в своем доме, рано или поздно сталкивается с покраской стен, пола и других поверхностей. Этот этап ремонта или строительства просто неизбежен и незаменим. Поэтому нужно выбирать краску, которая будет наиболее безопасной сама по себе в процессе эксплуатации и будет так или иначе препятствовать появлению других негативных для здоровья факторов.

Сразу стоит оговориться, что здесь не идет речь о безопасности той или иной краски во время ее нанесения и высыхания - практически любой ее вид при этом выделяет множество вредных веществ. Поэтому во время покраски нужно обязательно придерживаться правил техники безопасности - проводить этот этап ремонта только в проветриваемом помещении, примерно раз в полчаса покидать его и выходить на свежий воздух хотя бы на десять-пятнадцать минут (это необходимо для того, чтобы все летучие токсические компоненты краски покидали организм через легкие), при нанесении краски пульверизатором необходимо надевать специальный респиратор.

краска и здоровье

Существует множество разновидностей краски, предназначенных для различных целей - для покраски наружных поверхностей, пола, стен, ванной комнаты. Эта классификация создана не только на основе физических свойств и условий окрашиваемой поверхности, но и с точки зрения безопасности той или иной краски для здоровья человека.

Например, наименьшие требования к безвредности краски предъявляются к материалам для наружных работ. Как правило, большинство из них представляют собой металлсодержащие краски, которые устойчивы к влаге, перепадам температуры, не выцветают на солнце. Но, как бы вам не нравился цвет этих материалов, ни в коем случае их нельзя использовать для окраски внутренних поверхностей - рано или поздно тяжелые металлы, входящие в их состав, будут выделяться в воздух, и если снаружи они быстро развеются ветром, то в комнате они попадут через легкие в организм и приведут к нарушению здоровья. Также для внешних работ рекомендуются и прочные силикатные краски, а также известные всем с детства по запаху краски на алкижной основе.

краска и здоровье

Традиционно наиболее безопасными для использования во внутренней отделке считаются водоэмульсионные акриловые краски. Они ложатся практически на любую поверхность, не содержат токсичных растворителей, достаточно водоустойчивы. В процессе их эксплуатации в окружающий воздух не выделяется практически никаких веществ. Именно такой тип краски лучше всего подходит для окраски стен, потолков и других поверхностей жилых помещений - спален, прихожих коридоров, гостиных. Для покрытия полов применяется особая акриловая водно-дисперсионная краска-лак с содержанием латекса - она не имеет запаха (что весьма немаловажно - краски для пола обычно сохнут дольше всего, а у многих людей возможна аллергия и другие неприятные реакции на этот запах), достаточно быстро засыхает и образует прочную полимерную пленку, которая легко моется.

В условиях ванной комнаты и кухни внутренней покрытие подвергается воздействию повышенной влажности. Нередко в этих помещениях создаются условия для накопления влаги на стенах, что влечет за собой размножение на них различных микроорганизмов и плесневых грибков. Это не только портит внешний вид покрашенного покрытия, но и создает опасность для здоровья. Поэтому здесь необходимо использовать особые краски, которые отличаются высокой паропроницаемостью - способностью пропускать водяной пар через себя не задерживая его. Лучшими в этом классе, а соответственно наиболее безопасными, считаются все те же водоэмульсионные краски, только силиконового типа. Нанеся два три слоя такой краски в ванной или в другой части дома с повышенной влажностью вы навсегда забудете что такое грибок на стенах и обезопасите тем самым себя и своих близких.

- Вернуться в оглавление раздела "Профилактика заболеваний"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Читайте также: