Утро когда заря светясь рубцов

Обновлено: 25.04.2024

Николай Рубцов Утро Когда заря, светясь по сосняку, Горит, горит, и лес уже не дремлет, И тени сосен падают в реку, И свет бежит на улицы деревни, Когда, смеясь, на дворике глухом Встречают солнце взрослые и дети,— Воспрянув духом, выбегу на холм И все увижу в самом лучшем свете. Деревья, избы, лошадь на мосту, Цветущий луг — везде о них тоскую. И, разлюбив вот эту красоту, Я не создам, наверное, другую.

ДОРОГИЕ ОДНОГРУППНИКИ ! Мы дорожим каждым из вас и благодарим за то, что читаете и оцениваете нашу работу. Но ! В каждой группе есть свои правила и у нас они тоже существуют. Почитайте, пожалуйста, правила нашей группы. Мы собрали их для вас в одном (обновлённом) варианте. В ГРУППЕ ЗАПРЕЩЕНЫ: - Реклама без согласования с СОЗДАТЕЛЕМ ГРУППЫ. - Пропаганда любой идеологии, наркотиков, порнографии и сексуальных извращений (видео, фото, тексты). - Оскорбления и нецензурные выражения (в т.ч. пере

Михаил Дудин Стареют ясные слова От комнатного климата, А я люблю, когда трава Дождем весенним вымыта. А я люблю хрустящий наст, Когда он лыжей взрежется, Когда всего тебя обдаст Невыдуманной свежестью. А я люблю, как милых рук, Ветров прикосновение, Когда войдет тоска разлук Огнем в стихотворение. А я люблю, когда пути Курятся в снежной замяти, А я один люблю брести По темным тропам памяти. За тем, что выдумать не мог, О чем душа не грезила. И если есть на свете Бог, То это ты - Поэзия.

НЕТ СИЛ ЗАБЫТЬ Зловещий гром с небес непрошеным Качался над клочком земли. Обещан сном мне Бес взъерошенный. Он мчался на авто в пыли. А путь по щебню. Лихач неопытный. Увлёкся и рванул вперёд. Лишь миг…и муж с лицом разорванным, И кровь предсмертная течёт. Седая Смерть, не мать родимая, Прижала примака к груди. - Не дам я , Навь, отнять любимого! Визжала та в ответ: «Уйди!» - Не умирай, живи, хороший мой,- Кричала с ночи до зари. Июньский гром с небес непрошены

*** Ирина Плотникова 3 Шёл казак по степи Да на праведный бой, Вороного коня Взял в дорогу с собой. Будет шашкой махать И вражину крушить, Чтобы им не видать Его отчей земли. И горячая кровь Землю-мать окропит За родительский кров, За детей, чтобы жить. За родные поля, Где пшеница злата. "Помогай, мать-земля, Да во имя Христа! Я в бою не согнусь, Отступать мне не след. Коли бог даст - вернусь, Но сдержу свой обет. " © Copyright: Ирина Плотникова 3, 2022 Свидетельство о публикации №12206260222

Новая песня. Кто не служил. Евгений Лощилов и Игорь Цепляев. ПАРА СЛОВ. Кто не служил, тот не поймёт, Когда ему скажу- Клинкет,заслонка, ЦГБ. На мостик я схожу. Гальюн надводный, трубаки, Отсеки и "Каштан", "Заполнить быструю", "Продуть", Лариски и топчан. Центральный, трюм и ВВД, ЛОХ, ВПЛ, стакан, Крен, "Поднят ВАН" и НГР, Плюс боцман, мореман. Кандейка, сходня, леера, Кувалда и плафон, Цистерна, пресная вода, Компрессор и кингстон. Акустик, трюмный, перископ, ИДА и ПДУ, Аккумулятор

Я ВИДЕЛ: ДАМА В ГОЛУБОМ Я видел: дама в голубом Вошла под призрачной вуалью, Качнулись сад, тропинка, дом И горизонт пустынной дали… В руках бордовый рюкзачок Да сигарет пустая пачка. Луч солнечный обнял плечо, Кольцо сковало правый пальчик. Присела томно за рояль, Всплакнула, тихо заиграла, Мелодий сказочная шаль В ладони облаков упала. Спустился вечер слушать в дол, Цикадки смолкли, птицы в роще, Угрюмый ветер сел за стол И как дитя слезливо ропщет. Склонился топол

Лето Кыш, мозоли. Сбрасывание оков. Время долгожданных отпусков Бег трусцой. Пилатес. Отжимания. Зов природы. Медитация. Купание. Радуют курорты в жарких странах. Фотосессии с ослом и обезьяной. Вина дегустируют гурманы Процветают рестораны и путаны. Буйство красок, экзотические пляжи. Все в экстазе, от элиты до бродяжек. Ночью- романтизм и вакханалия. Утром - головная аномалия. Тропка к морю, полисадники с цветами Лёгкий бриз, скользит фрегат под парусами. Шелест волн. Услада

,,Кулинарное'' А.Смирнов -- Кто то рыбку -,,жарит''. кто жену. Но с годами вижу я у многих. Не хватает масла. на одну. Чтоб ловить плотвиц-не очень строгих. -- И спешат из дома мужики. Под любым предлогам. и причинам. Ибо. жарить''. стало-не с руки. Раз ты не Бандерас с Аль Пачино. -- И торчат они по гаражам. Хоть авто давно уже-продали. Кормят гнус. по топким-берегам. Чтобы-,,жарить''. их-не заставляли. -- Что тут скажешь.

Владислав Артёмов КОМАНДИР Он стоит и стоит на гранитной горе В ожидание погружён, И клочьями ночь с его плеч на заре Облетает, как стая ворон. Он нелеп и смешон, и одет он, как шут В допотопный дурацкий мундир, Но он знает, что скоро его позовут И попросят: «Веди, командир!» Да, ему наперёд известна судьба, Его мысли верны и грубы — Запоёт на заре полковая труба, И сомкнутся и дрогнут ряды. И отдаст он короткий и дикий приказ, А приказ исполнять надлежит! — И пойдут, не сводя с него преданн

Посмотри на небо в высоту. Макарова Наташа Посмотри на небо в высоту. И найди свою заветную звезду. Загадай желанье, улыбнись. Пусть чудесной будет твоя жизнь! Верь, мечтай, надейся и живи, И себя, и мир благослови. Не сердись, не злись, а восхищайся! Людям и природе улыбайся! Полной грудью счастие вдохни, И себя крылатой ощути! Мир нуждается в подобных светлячках, У которых вместо "Ох!" лишь "Ах!" Пусть соткут наши тела лучи любви. И пусть радость нас пронзит до глубины. Только в этом состоянь

Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886) * * * Смотри! Толпа людей нахмурившись стоит: Какой печальный взор! какой здоровый вид! Каким страданием томяся неизвестным, С душой мечтательной и телом полновесным, Они речь умную, но праздную ведут; О жизни мудрствуют, но жизнью не живут И тратят свой досуг лениво и бесплодно, Всему сочувствовать умея благородно! Ужели племя их добра не принесет? Досада тайная меня подчас берет, И хочется мне им, взамен досужей скуки, Дать заступ и соху, топор железный в р

Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936, село Емецк, Северный край — 19 января 1971, Вологда) — русский лирический поэт. Николай Михайлович Рубцов, по словам современников, был блистательной надеждой русской поэзии. Стихи Николая Рубцова построены на лирических напевах и несут любовь к самобытности земли русской.

  • Николай Рубцов ~ Весна на берегу Бии - 14.03.2022
  • Николай Рубцов ~ Осенние этюды - 14.03.2022
  • Николай Рубцов ~ Журавли (+ Анализ) - 20.01.2022

Утро в лесу

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

«Утро»
Николай Рубцов

p, blockquote 2,0,1,0,0 -->

Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети, –
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг – везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую…

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

p, blockquote 4,1,0,0,0 -->

Утро в лесу, сосновый бор утром, солнце

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Анализ стихотворения Рубцова «Утро»

Значительная часть детства и юности Рубцова прошла в селе Никольское Вологодской области. Годы, проведенные в окружении среднерусской природы, оказали огромное влияние на последующее творчество поэта. Кроме того, значительное место в его наследии занимает тема деревни. К ней Николай Михайлович всегда относился с особенной любовью и бесконечной нежностью. Простая деревянная изба нередко в стихотворениях Рубцова становится местом, где герой обретает покой, умиротворение, отдыхает душой и телом. При этом поэт не любил, когда его причисляли к числу деревенских авторов.

p, blockquote 6,0,0,1,0 -->

Стихотворение «Утро», написанное в середине 1960-х годов, представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, не лишенную философских моментов. Перед читателями предстает радостная картина раннего утра – горит заря, очнулся от дремы лес, «тени сосен падают в реку». На землю приходит очередной день, который с восторгом встречают взрослые и дети. Лирический герой также испытывает исключительно позитивные эмоции. Утро помогает ему воспрянуть духом, словно родится заново. Получается, ранее его что-то беспокоило, тревожило, но Рубцов предпочитает оставить это на откуп читательской фантазии. В лучах утреннего солнца герой собирается увидеть все «в самом лучшем свете» – цветущий луг, деревья, лошадь на мосту, избы. Если вечер – время подведения итогов, то начало дня – период надежд. Мир пробуждается, преображается, и вместе с ним меняется человек. В финале стихотворения возникает тема родины, которая часто фигурирует в лирике Николая Михайловича разных лет. Лирический герой признается, что вдали от любимой земли неизменно тоскует по ней, по ее особенной красоте, заключенной в вещах простых и незамысловатых. Деревенская красота, упоминаемая Рубцовым, как правило, скромна, но от этого она не становится хуже. Более того – ей присуще своеобразное обаяние, полюбив ее единожды, человек уже никогда не будет к ней равнодушным.

Николай Михайлович – поэт, умевший чувствовать и передавать непритязательную на первый взгляд красоту русских сел и деревень. Он редко прибегал к излишне мудреным образам, не в последнюю очередь именно благодаря этому его стихотворения до сих пор пользуются широкой популярностью. Часто тексты Рубцова становились основой для песен. Среди положенных на музыку произведений – «Синенький платочек», «В горнице», «Журавли».

Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети, –
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг – везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую…

Анализ стихотворения Рубцова «Утро»

Значительная часть детства и юности Рубцова прошла в селе Никольское Вологодской области. Годы, проведенные в окружении среднерусской природы, оказали огромное влияние на последующее творчество поэта. Кроме того, значительное место в его наследии занимает тема деревни. К ней Николай Михайлович всегда относился с особенной любовью и бесконечной нежностью. Простая деревянная изба нередко в стихотворениях Рубцова становится местом, где герой обретает покой, умиротворение, отдыхает душой и телом. При этом поэт не любил, когда его причисляли к числу деревенских авторов.

Стихотворение «Утро», написанное в середине 1960-х годов, представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, не лишенную философских моментов. Перед читателями предстает радостная картина раннего утра – горит заря, очнулся от дремы лес, «тени сосен падают в реку». На землю приходит очередной день, который с восторгом встречают взрослые и дети. Лирический герой также испытывает исключительно позитивные эмоции. Утро помогает ему воспрянуть духом, словно родится заново. Получается, ранее его что-то беспокоило, тревожило, но Рубцов предпочитает оставить это на откуп читательской фантазии. В лучах утреннего солнца герой собирается увидеть все «в самом лучшем свете» – цветущий луг, деревья, лошадь на мосту, избы. Если вечер – время подведения итогов, то начало дня – период надежд. Мир пробуждается, преображается, и вместе с ним меняется человек. В финале стихотворения возникает тема родины, которая часто фигурирует в лирике Николая Михайловича разных лет. Лирический герой признается, что вдали от любимой земли неизменно тоскует по ней, по ее особенной красоте, заключенной в вещах простых и незамысловатых. Деревенская красота, упоминаемая Рубцовым, как правило, скромна, но от этого она не становится хуже. Более того – ей присуще своеобразное обаяние, полюбив ее единожды, человек уже никогда не будет к ней равнодушным.

Николай Михайлович – поэт, умевший чувствовать и передавать непритязательную на первый взгляд красоту русских сел и деревень. Он редко прибегал к излишне мудреным образам, не в последнюю очередь именно благодаря этому его стихотворения до сих пор пользуются широкой популярностью. Часто тексты Рубцова становились основой для песен. Среди положенных на музыку произведений – «Синенький платочек», «В горнице», «Журавли».

Николай Михайлович Рубцов (3 января 1936, село Емецк, Северный край — 19 января 1971, Вологда) — русский лирический поэт. Николай Михайлович Рубцов, по словам современников, был блистательной надеждой русской поэзии. Стихи Николая Рубцова построены на лирических напевах и несут любовь к самобытности земли русской.

  • Николай Рубцов ~ Весна на берегу Бии - 14.03.2022
  • Николай Рубцов ~ Осенние этюды - 14.03.2022
  • Николай Рубцов ~ Журавли (+ Анализ) - 20.01.2022

Николай Рубцов

«Зимняя песня»
Николай Рубцов

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Светятся тихие, светятся чудные,
Слышится шум полыньи…
Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои?

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Скромная девушка мне улыбается,
Сам я улыбчив и рад!
Трудное, трудное – все забывается,
Светлые звезды горят!

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

– Кто мне сказал, что во мгле заметеленной
Глохнет покинутый луг?
Кто мне сказал, что надежды потеряны?
Кто это выдумал, друг?

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь…

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Дата создания: 1965 г.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Зимняя песня

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Анализ стихотворения Рубцова «Зимняя песня»
1 вариант

Герой рубцовской лирики внимателен к «могучей, печальной музыке» русской природы: проникаясь ее неторопливым ритмом и естественной гармонией, он залечивает душевные раны, достигает спокойствия и насыщается энергией.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Свет и тишина – узнаваемые приметы радостного рубцовского пейзажа, который можно встретить в стихотворениях «Первый снег» , «Звезда полей» . «Светлые звезды» становятся ключевым образом, задающим общий тон лирическому повествованию «Зимней песни».

Образы природы, в которых преобладают светлые тона и господствует безмолвие, приобретают философское звучание. С их помощью автор формирует собственную модель мира. На одном полюсе мироздания расположены свет и звезды, рождающие спокойную радость. Им противостоит мгла, с которой связаны безнадежность и воспоминания о «трудных путях».

p, blockquote 11,1,0,0,0 -->

Интересно, что в «Зимней песне» светлые силы находят поддержку и в мире людей: спасительному действию звезд помогают земные «двойники» – деревенские огни. Поток спокойного света оказывается достаточно мощным, чтобы одержать победу над миром мглы. С темнотой уходят и грустные воспоминания, и духовная истощенность. Свет приносит исцеляющее забвение – этот мотив, типичный для поэтики Рубцова, повторяется в стихотворении «Выпал снег».

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

В жизнеутверждающей атмосфере светлого мира преображается и лирический герой Рубцова, одинокий печальный скиталец. Он находит понимание у людей: улыбка «скромной девушки» и риторическое обращение к «другу» поддерживают это впечатление. Измученная душа насыщается светом, тихой радостью и забвением, как сказочной живой водой. Лирический герой сомневается в самом существовании прошлой «трудной» жизни: ее «выдумали».

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Среди разнообразия стилистических приемов «Зимней песни» стоить выделить анафору. Повторы придают рубцовской лирике напевность и проявляют ее народное начало. Прием охватывает не только отдельную лексику, но и синтаксические конструкции, составляющие основу строфы: «кто мне сказал, что…», «кто это выдумал».

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Музыкальность, проникновенные лирические интонации «Зимней песни» сближают ее с лучшими образцами классического русского романса. По этой причине произведение сегодня живет не только в форме стихотворения, но и песни, самая известная версия которой была написана композитором Александром Лобзовым, автором цикла романсов на стихи Рубцова.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Зимняя песня

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Анализ стихотворения «Зимняя песня» Рубцова
2 вариант

Поэт Николай Рубцов одним из первых в современной литературе поддержал традицию русских классиков, в творчестве которых отражается глубокая любовь и искренняя заинтересованность в русской природе и деревне. Своими стихотворениями он показывает уникальность родных просторов, их атмосферность.

Стихотворение «Зимняя песня» было написано поэтом в 1965 году. Его можно отнести к философской лирике, поскольку здесь мы можем услышать рассуждения лирического героя о своём нелёгком жизненном пути, трудностях, которые ему встречались:

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Были пути мои трудные, трудные.
Где ж вы, печали мои.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Основная тема, присущая философской лирике — это поиск смысла человеческой жизни и места героя в ней. Она и звучит в данном стихотворении.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Свет и тишина являются самыми узнаваемыми приметами, свойственными рубцовскому пейзажу. Здесь общий тон задают «светлые звезды», становятся его ключевым образом. Лирический герой стихотворения — одинокий скиталец, прошедший через многие трудности на своём пути. Однако в созданной атмосфере он преображается, становится другом не только для самого себя, но и для кого-то другого: «скромная девушка» и риторическое обращение к «другу» поддерживают это впечатление. Его душа насыщается светлой радостью, обретает покой. «Где ж вы, печали мои?» — такой вопрос задаёт сам себе герой и не находит на него ответа, поскольку теперь все пройденные сложности не кажутся ему чем-то непосильным.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Как и у любого поэта, воспевающего красоту русской природы, у Рубцова центральное место среди художественно-выразительных средств стихотворения занимают эпитеты. Здесь «светлые звёзды» и «тихая зимняя ночь», «трудные пути» и «покинутый луг», «заметеленная мгла» и «скромная девушка». Эпитеты создают фоновое настроение, демонстрируют, в какой атмосфере развивается действие стихотворения.

p, blockquote 22,0,0,0,0 --> p, blockquote 23,0,0,0,1 -->

Среди стилистических приемов стоить отметить анафору и лексические повторы, которые в рубцовской лирике создают напевность, сближают поэта и народ: «кто мне сказал, что…», «трудное, трудное…», «светятся тихие, светятся чудные…». Первая и последняя строфа также повторяются, создавая кольцевую композицию. В риторических вопросах («Кто это выдумал?», «Кто мне сказал, что надежды потеряны?») концентрируется настроение лирического героя, его отношение к жизни, природе, людям. Произведение является своеобразным перерождением лирического героя. И последняя его строфа указывает на некий положительный настрой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный анализ стихотворения можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Н. М. Рубцова в 6 классе, а также при подготовке к экзамену по литературе в 11 классе. Анализ стихотворения даёт возможность помочь учащимся разобраться в поэтическом мастерстве поэта, увидеть то, что хотел донести до читателя Рубцов.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Николая Рубцова "Утро"»

ЕГЭ 11 класс литература Давыдова Т.М.

Анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Утро»

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,—

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг — везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую.

Николай Рубцов. Стихотворения.
Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 1998.

Давыдова Татьяна Минеевна , учитель русского языка и литературы, г.Сочи

Стихотворение написано в 1965 году в селе Никольское Вологодской области, где прошло трудное детство поэта и куда возвращался он после многих и долгих скитаний.

Перед нами небольшая пейзажная зарисовка, всего 12 строк, заканчивающаяся философским раздумьем. Скромная природа северного края, обычная картина наступающего утра заставляет читателя пережить то, что почувствовал в минуты творческого вдохновения поэт. Единство природы и человека, неразрывная связь с родной землёй, которая даёт человеку силы и дарует надежду. Стихотворение поражает простотой и глубиной, простотой изображаемого и глубиной понимания

Выполнив рефлЕксию стихотворения, мы видим, что в нём преобладает жёлтый (радость, счастье) и розовый (любовь) цвет, что помогает понять сокровенные мысли и чувства лирического героя.

Стихотворение «Утро» - это пейзажная лирика.

Тема – родная северная природа Вологодского края. В заглавии отразилась идея стихотворения.

Главная мысль – утро, свет, свет нового дня и свет надежды.

Композиция стихотворения нулевая, но условно мы можем разделить его на три смысловые части:

1часть-зачин –пробуждение природы (« заря..горит», «лес уже не дремлет», «свет бежит на улицы деревни»)

2 часть – развитие действия – и вот уже солнце (как дорогого гостя ) встречают, смеясь, взрослые и дети

3 часть – состояние лирического героя (до этого он был сторонним наблюдателем), который от увиденной картины наступающего утра воспрянул духом и выбежал на холм. Зачем? Затем, чтобы увидеть в свете наступающего утра ещё раз то, что так близко и дорого сердцу.

4 часть- кульминация – лирический герой признаётся в своей любви к родному деревенскому пейзажу, скромному, незатейливому : «деревья, избы, лошадь на мосту, цветущий луг - везде о них тоскую…».

Пробуждение природы даёт человеку надежду, силы. Ощущение единства с природой приводит лирического героя к философскому раздумью о красоте, пониманию того, что, утратив в душе любовь к родной деревенской природе, ничего другого взамен он не создаст.

Время пробуждения природы , описание летнего утра кажется на первый взгляд обычным и простым, но у Рубцова оно проникновенно-светло. Пространство пронизано светом от неба до земли: светом зари, солнца и светом души лирического героя, который везде тоскует по родной природе. Образ солнца имеет в стихотворениях Рубцова значение «счастье». В стихии света мир и человеческая душа обретают единство.

Лирический герой – это речевой субъект, так как стихотворение представляет собой монолог. Меняется настроение лирического героя. Сначала он наблюдает за происходящим, и вот уже светом наполнилась его душа и он, воспрянув духом выбегает на холм, чтобы лучше разглядеть красоту родной природы, которую разлюбить невозможно.

В стихотворении всего два эпитета: «цветущий луг» и метафорический эпитет «дворике глухом»-помогают понять эмоциональное состояние лирического героя. «На дворике глухом» -инверсия, с помощью которой перед читателем возникает образ тихой вологодской деревушки с деревянными избами и небольшими двориками.

Через метафорическое значение слов «заря горит» «тени сосен падают в реку» автор усиливает зримость и наглядность изображаемого, передаёт неповторимость явления, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления. Здесь метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Олицетворения (разновидность метафоры) «лес уже не дремлет», «свет бежит на улицы деревни» служат для создания ярких выразительных и образных картин, усиливают передаваемые мысли и чувства.

Лексические повторы «горит», «горит» звучат рефреном, играют эмоциональную роль, а корневые повторы «светясь», «свет» играют смысловую роль. Анафорические повторы с временным союзом «когда» выполняют ритмико-мелодическую роль, создают синтаксический параллелизм. (Всё повторяется в мире.)

В стихотворении всего три предложения.

1-е-сложноподчинённое с придаточными времени (их пять!) –повторяющиеся союзы участвуют и в звуковой организации стиха, связывают предложения с целью придания выразительности стихотворной речи.

2-е предложение односоставное определённо-личное, в нём звучит личное отношение лирического героя к родному деревенскому пейзажу.

3-е предложение, осложнённое обособленным обстоятельством и вводным словом, в последней строке имеет личное местоимения Я. И это «Я», с которого начинается последняя строка, относится к лирическому герою, самому поэту Рубцову и каждому из нас-читателей.

В стихотворении живут образы Времени (утро),

Пространства ( лес, река, небо,земля, улицы деревни, дворик, холм, цветущий луг, мост),

образы персонажей (взрослые и дети),

образ зари (света)- мы видим градацию контекстуальных синонимов – заря, свет, солнце.

Есть и абстрактные образы (природа, радость, красота). Все они помогают создать поэтический Образ Природы родного края.

Пространство родины расширяется в сознании лирического героя (изба-самая маленькая частица родной земли) и становится безграничным.

У Рубцова молитвенное отношение к природе –это ощущение слитности, кровного родства (единение) с миром, где картины природы – это гармония и покой. Местоимение «Я» указывает на причастность ко всему происходящему.

Цветопись скромна, как русская северная природа, но всё пространство пронизано светом. Свет-любимый образ Рубцова. Русский пейзаж прост, краски его приглушены,и неярки, неброские, но в нём, будто дремлет великая мощь и сила нашей природы, тишина северной природы располагает к раздумьям о вечном. Вечное – это красота природы.

Деревня- хранительница русских традиций, русского исконного языка в 60-е годы начала умирать, разрушение этих заветных устоев не мог не чувствовать поэт, поэтому столь проникновенно звучат строки «И, разлюбив вот Эту красоту, я не создам, наверное, другую…»

Многоточием заканчивается стихотворение. О чём это говорит? О желании лирического героя сохранить красоту, которой наполнен скромный деревенский пейзаж родной страны.

Удивительна звукопись стихотворения. Ассонанс и аллитерация создают на подсознательном уровне в каждой почти строке звучание слова « У Т Р О»

КОгда заРя, свеТясь пО сОснякУ,

ГОРиТ, гОРиТ, и лес Уже не дРемлеТ,

И Тени сОсен падаЮТ в РекУ,

И свеТ бежиТ на Улицы деРевни,

КОгда, смеясь, на двОРике глУхОм

ВсТРечаЮТ сОлнце взРОслые и деТи,-

ВОспРянув дУхОм, выбегУ на хОлм

И все УвижУ в самОм лУчшем свеТе.

ДеРевья, избы, лОшадь на мОсТУ,

ЦвеТУщий лУг – везде О них ТОскУЮ.

И, РазлЮбив вОТ эТУ кРасОТУ,

Я не сОздам, навеРнОе, дРУгУЮ.

Ритмика стихотворения – это пятистопный ямб, который передаёт поступательное движение, повествует, передаёт различные чувства до задумчиво-философского.

Для Рубцова природа – одушевлённое понятие, он счастлив, когда видит перед собой тот идеальный мир, к которому стремилась его душа. В стихотворении «Утро» слово «Красота» является ключевым, это красота окружающего мира, красота деревенского пейзажа.

План анализа стихотворения
1. Элементы комментария к стихотворению:
- Время (место) написания, история создания;
- Жанровое своеобразие;
- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

- Композиционные решения;
- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

- Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
- Мотивированность и точность использования выразительных средств.
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения
(схема)

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения – переживание, чувство;
Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);
- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая – косвенная);
- определить организацию (композицию) лирического произведения;
- определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное – скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
- определить ритмику (однородная – неоднородная; ритмическое движение);
- определить звуковой рисунок;
- определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

Поэтическая лексика
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов
ЭПИТЕТ – художественное определение;
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
ИРОНИЯ – скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА – художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис
(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)
- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
- Аллитерация – повторение согласных звуков;
- Ассонанс – повторение гласных звуков;
- Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведения
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Читайте также: