Старая дорога рубцов о чем оно

Обновлено: 25.04.2024

Все облака над ней,

В пыли веков мгновенны и незримы,

Идут по ней, как прежде, пилигримы,

И машет им прощальная рука.

Навстречу им июльские деньки

Идут в нетленной синенькой рубашке,

По сторонам - качаются ромашки,

И звон звенит во все свои звонки,

И в тень зовут росистые леса…

Как царь любил богатые чертоги,

Так полюбил я древние дороги

То полусгнивший встретится овин,

То хуторок с позеленевшей крышей,

Где дремлет пыль и обитают мыши

Да нелюдимый филин - властелин.

То по холмам, как три богатыря,

Еще порой проскачут верховые,

И снова - глушь, забывчивость, заря,

Все пыль, все пыль да знаки верстовые…

Здесь каждый славен -

мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит…

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пройдет через века!

И пусть травой покроется дорога,

И пусть над ней, печальные немного,

Плывут, плывут, как мысли, облака…

В этом стихотворении можно выделить несколько пластов. Первый - конкретный и реальный. Это описание дороги, окруженной лесами, с ее пылью и верстовыми знаками, травой и ромашками по обочинам. Вдали видны полусгнивший овин и хуторок с позеленевшей крышей, три холма. Точно указано время - знойный июль.

Второй пласт - человек, лирический герой, шагающий по этой дороге: «так полюбил я древние дороги». Поэт передает внутреннее состояние своего героя: «И оттого, в любви своей не каясь, / Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящей солнечной листвой». Человек шагает по пыльной дороге, но ему хорошо. Он ощущает себя частью окружающего мира, он видит филина, избы вдалеке, может насладиться прохладой леса и красотой ромашек. Ему хорошо, пока он идет. Но ведь он идет один! И куда он идет? И от чего уходит? Не потому ли мысли его все-таки печальны?! И не ему ли махала «прощальная рука»?

Третий пласт - философский, если можно так сказать. Раздвигается пространство и время. Дорожная пыль превращается в пыль веков. Появляются образы пилигримов и скачущих всадников, и русский дух. Интересно, что слово «пилигрим» имеет два значения:

1)странник, путешественник; 2)странствующий богомолец, паломник.

Видимо неслучайно в стихотворении присутствует, пожалуй, только один звук - звон: «и зной звенит во все свои звонки» (прием аллитерация), «душа звенит». У читателя невольно идет ассоциация с колокольным звоном.

Начинается и заканчивается стихотворение одной и той же картинкой - плывущими по небу облаками. Это тоже многозначный образ. Все в нашей жизни призрачно, изменчиво, непостоянно, и вместе с тем легко, прекрасно и проходящее. Облака - символ вечной природы. Как и дорога - «старая дорога» (именно этот образ вынесен в название стихотворения), много повидавшая на своем веку, бесконечная. Да и у июльских деньков «нетленная» синенькая рубашка.

Рубцов в этом стихотворении часто использует прием олицетворения. Создается впечатление движения и смены картинок: июльские деньки идут, ромашки качаются, росистые леса зовут, облака плывут. Все глаголы стоят в настоящем времени, подчеркивая сиюминутность впечатлений.

В одном ряду стоят характеристики природы и состояние человека: глушь, заря и забывчивость; у вечности есть глаза, а филин - «нелюдимый властелин». Много эпитетов: прощальная рука, росистые леса, древние дороги, солнечная листва, печальные облака.

Цветовая гамма напоминает есенинскую: голубой, синий и алый.

Стихотворение написано 5-стопным ямбом с пиррихием. Рифма - парная и опоясывающая, мужская и женская, точная.

Поэт строкой выделил, на наш взгляд, ключевые, главные слова данного стихотворного текста: облака, вечность, мертвый и живой. Пространство замкнулось в единый круг жизни и смерти, «где каждый славен».

Таким образом, в данном стихотворении дорога символизирует целый мир, с его прошлым и настоящим; мир природы и человека; мир, где царит русский дух.

Трудная судьба автора связана с Вологодчиной: там прошло детдомовское детство, туда он возвращался, чтобы навестить свою семью. Отголоски “старинной русской самобытности”, навсегда оставшиеся в памяти Рубцова, тоже имеют вологодские корни.

Стилистика стихотворения основана на анафоре, и автор показывает мастерское владение разнообразными видами излюбленного приема. Перед читателем – целая россыпь вариантов: повторяются целая строфа и синтаксические конструкции, отдельная лексика и сочетания звуков. Последний вид анафоры

приобретает особое значение: повторение гласной “о” вызывает стойкую ассоциацию с характерным вологодским говором.

Рубцов мог оценить эту особенность со стороны: странник в душе, он много путешествовал по стране.

Выделяются и комбинации “о” с согласными, среди которых лидирует сонорный “л”: “колокол”, “волки”, “заволока”. Сходная по структуре анафора встречается в другом рубцовском творении – “Левитане”. В этом же стихотворении появляется знаковый лирический образ колокола-колокольчика, одного

Прекрасная звукопись – несомненная творческая удача поэта. Она не только создает оригинальную музыку стихотворного текста, но обращает читателя к культурной коннотации, связанной со словами “волок” и “Вологда”. Точное происхождение топонима неизвестно, но одна из версий указывает на родство с лексемой “волок”, и эта фонетическая идентичность наглядно продемонстрирована в стихотворении.

“Старый конь” близок к народной традиции по образному и эмоциональному наполнению. Конь, колокольчик над дугой, долгое возвращение в родные места, тоска и ожидание встречи – все эти фольклорные приметы гармонично смотрятся в рубцовском тексте.

Хотя звукопись передает тяготы непростого пути, чувствуется приподнятая эмоциональная настроенность лирического повествования. Позитивное впечатление закрепляется в финале. Радость встречи с родной землей разделяет с героем верный друг и помощник, коник-труженик.

Неброский, но милый сердцу пейзаж придает сил усталым путникам: даже лошадиное ржание звучит “молодо” – энергично и весело.

Как многие рубцовские произведения, “Старый конь” не раз переложен на музыку. Стихотворение продолжает свою жизнь в разнообразных вокальных версиях: как академический вариант а капелла в исполнении мужского хора, как народный – под баян или в форме бардовской песни с гитарным аккомпанементом.

Стихотворение “Старая дорога” было создано Рубцовым во время поездки на Алтай, предпринятой в 1966 году. Там он пробыл несколько месяцев – с мая по сентябрь. Тот период ознаменовался написанием ряда лирических произведений. В их числе – “Шумит Катунь”, “Ось жизни”, “В горной долине”, “Весна на берегу Бии”, “Улетели листья с тополей…”, “В деревне”.

Сочиненные на Алтае стихотворения литературоведы объединили в цикл, дав ему негласное название “Алтайское лето”.

В “Старой дороге” нашли

отражение значимые для творчества Рубцова темы – дороги и родины. В произведении можно с некоторой долей условности выделить два плана. Первый – реальный.

Поэт описывает дорогу, на первый взгляд особо ничем не примечательную. Обычный человек, скорей всего, и вовсе не обратил бы на нее внимание, ведь на просторах необъятной России таких – великое множество. Действие стихотворения происходит в разгар лета. По небу плывут облака, по сторонам качаются ромашки и “в тень зовут росистые леса”.

В тексте вообще немало бытовой конкретики.

Лирический герой шагает по старой дороге, испытывая от этого невероятное счастье. Душа его звенит, перекликаясь “со всей звенящей солнечной листвой”. Ему нравится незатейливый пейзаж вокруг, он умеет искренне радоваться простым вещам. Герой обладает зорким сердцем.

Шагая по обыкновенной дороге, он видит прошлое и настоящее страны, переживает одновременно единственное мгновение и целую вечность. Так появляется второй план стихотворения. В дорожной пыли возникают фрагменты истории и мифологии России с ее царями, богатырями, пилигримами. Расширяются границы времени и пространства.

Дорога становится местом практически мистическим, где “русский дух в веках произошел”. В финальных строках внимание лирического героя переключается с прошлого и настоящего на будущее. Он искренне верит, что вышеупомянутый русский дух пройдет через века. Когда-нибудь травой покроется дорога, но также будут плыть над ней облака.

Анализируемый текст отличается кольцевой композицией – первые и последние строки не повторяют в точности друг друга, но весьма похожи и явно перекликаются. Тем самым Рубцову удается показать непрерывное вращение колеса истории. Меняются времена, но есть на свете кое-что вечное – как русский дух, как облака.

Стихотворение “Зимняя песня” было написано Н. Рубцо­вым в 1965 году. Мы можем отнести его к философской лири­ке. В нем присутствуют элементы пейзажа.

В произведении кольцевая композиция. Оно открывается и завершается нежным ночным пейзажем, в который влива­ется просьба лирического героя:

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена Тихая зимняя ночь…

Далее мы видим размышления героя

о жизни, непростой, драматической судьбе. Однако он счастлив, в душе его нет места печали, потому что окружающий его мир поистине пре­красен. Тихая и нежная русская природа безраздельно завла­девает душой лирического героя, вытесняя из нее все горести и печали:

Светлыми звездами нежно украшена Тихая зимняя ночь.

Светятся, тихие, светятся, чудные,

Слышится шум полыньи…

Были пути мои трудные, трудные.

Где ж вы, печали мои?

Точно таким же прекрасным предстает и мир окружающих его людей. Он также целителен для всех душевных

Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное – все забывается,

Светлые звезды горят!

Образ “светлых звезд” – это ключевой образ стихотворе­ния, проходящий своеобразным рефреном через все произве­дение. Они словно становятся неизменными спутниками ге­роя на его жизненном пути.

И предпоследняя строфа стихотворения звучит оптимис­тично и жизнеутверждающе:

Кто мне сказал, что во мгле заметеленной Глохнет покинутый луг?

Кто мне сказал, что надежды потеряны?

Кто это выдумал, друг?

В этих риторических вопросах концентрируется все настро­ение лирического героя, его отношение к миру, жизни, приро­де, людям.

Стихотворение написано дактилем, катренами, рифмов­ка – перекрестная. Поэт использует различные средства ху­дожественной выразительности: эпитеты (“светлыми звез­дами”, “во мгле заметеленной”), метафору (“Светлыми звез­дами нежно украшена Тихая зимняя ночь”), метафору и рито­рические вопросы (вторая и четвертая строфа), лексический повтор (“Были пути мои трудные, трудные”).

Произведения для сопоставления: А.А. Блок “О, весна без конца и без краю…”, С.А. Есенин “О верю, верю, счастье есть!”.

Скрепа: мироощущение лирического героя, его чувство радости и полноты жизни, любовь его к русской природе, окружающе­му миру.

Всё облака над ней,
всё облака…
В пыли веков мгновенны и незримы,
Идут по ней, как прежде, пилигримы,
И машет им прощальная рука…
Навстречу им – июльские деньки
Идут в нетленной синенькой рубашке,
По сторонам–качаются ромашки,
И зной звенит во все свои звонки,
И в тень зовут росистые леса…
Как царь любил богатые чертоги,
Так полюбил я древние дороги
И голубые
вечности глаза!

То полусгнивший встретится овин,
То хуторок с позеленевшей крышей,
Где дремлет пыль и обитают мыши
Да нелюдимый филин – властелин.
То по холмам, как три богатыря,
Ещё порой проскачут верховые,
И снова–глушь, забывчивость, заря,
Всё пыль, всё пыль, да знаки верстовые…

Здесь каждый славен –
мёртвый и живой!
И оттого, в любви своей не каясь,
Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошёл,
Перекликаясь с теми, кто проходит…
Здесь русский дух в веках произошёл,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пойдёт через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как прежде, облака…

Анализ стихотворения Рубцова «Старая дорога»

Стихотворение «Старая дорога» было создано Рубцовым во время поездки на Алтай, предпринятой в 1966 году. Там он пробыл несколько месяцев – с мая по сентябрь. Тот период ознаменовался написанием ряда лирических произведений. В их числе – «Шумит Катунь», «Ось жизни», «В горной долине», «Весна на берегу Бии», «Улетели листья с тополей…», «В деревне». Сочиненные на Алтае стихотворения литературоведы объединили в цикл, дав ему негласное название «Алтайское лето».

В «Старой дороге» нашли отражение значимые для творчества Рубцова темы – дороги и родины. В произведении можно с некоторой долей условности выделить два плана. Первый – реальный. Поэт описывает дорогу, на первый взгляд особо ничем не примечательную. Обычный человек, скорей всего, и вовсе не обратил бы на нее внимание, ведь на просторах необъятной России таких – великое множество. Действие стихотворения происходит в разгар лета. По небу плывут облака, по сторонам качаются ромашки и «в тень зовут росистые леса». В тексте вообще немало бытовой конкретики. Например, в середине поэт упоминает полусгнивший овин и «хуторок с позеленевшей крышей».

Лирический герой шагает по старой дороге, испытывая от этого невероятное счастье. Душа его звенит, перекликаясь «со всей звенящей солнечной листвой». Ему нравится незатейливый пейзаж вокруг, он умеет искренне радоваться простым вещам. Герой обладает зорким сердцем. Шагая по обыкновенной дороге, он видит прошлое и настоящее страны, переживает одновременно единственное мгновение и целую вечность. Так появляется второй план стихотворения. В дорожной пыли возникают фрагменты истории и мифологии России с ее царями, богатырями, пилигримами. Расширяются границы времени и пространства. Дорога становится местом практически мистическим, где «русский дух в веках произошел». В финальных строках внимание лирического героя переключается с прошлого и настоящего на будущее. Он искренне верит, что вышеупомянутый русский дух пройдет через века. Когда-нибудь травой покроется дорога, но также будут плыть над ней облака. Анализируемый текст отличается кольцевой композицией – первые и последние строки не повторяют в точности друг друга, но весьма похожи и явно перекликаются. Тем самым Рубцову удается показать непрерывное вращение колеса истории. Меняются времена, но есть на свете кое-что вечное – как русский дух, как облака.

Читайте также: