Смуглая сабра что это

Обновлено: 02.05.2024

> > ЮЛИЙ ЗЫСЛИН
> >
> > Булат Шалвович Окуджава родился в Москве в 1924 году и большую часть
> > жизни прожил в этом городе. Его все считали грузином. Он же ощущал
> > себя просто русским поэтом и писателем.
> > И он не был равнодушен к судьбе евреев, сочувствовал их обидам и
> > презирал антисемитов. Об этом он говорил, например, в относительно
> > недавнем интервью русскому радио в Нью-Йорке. Это проявилось в
> > бытность его работы в 50-е годы в издательстве "Молодая гвардия". Он
> > ведал переводами стихов поэтов народов СССР на русский язык. Окуджава
> > ушел из этого молодежного издательства, когда его стали упрекать за
> > то, что в списке переводчиков, которым он давал работу, были и русские
> > поэты-евреи. Теперь их знают все любители поэзии, и не только они. Это
> > Юрий Левитанский, Давид Самойлов, Семен Липкин, Юлий Даниэль, Анатолий
> > Найман. Окуджаве было тогда сказано: "У нас русское издательство.
> > Нужна пропорция. "
> > А история с публикацией в "Литературной газете" стихотворения Евгения
> > Евтушенко "Бабий Яр"? B то время поэзией там ведал как раз Булат
> > Шалвович. После конфликта руководства газеты с партийными властями
> > Окуджава навсегда покинул службу, уйдя на вольные хлеба.
> > Любая нетерпимость, поиски врагов вызывали протест поэта. В одном из
> > стихотворений, например, он, обращаясь к жаждущим враждовать и
> > ненавидеть, предлагал каждому из них осудить прежде всего "себя
> > самого", научиться "сначала себе самому не прощать ни единой промашки"
> > и побеждать врага "не в другом, а в себе".
> > Эмиграция евреев, а по существу, их исход из отечества, не оставила
> > его равнодушным.
> >
> > Под крики толпы угрожающей,
> > Храпящей и стонущей вслед,
> > Последний еврей уезжающий
> > Погасит на станции свет.
> > Потоки проклятий и ругани
> > Худою рукою стряхнет,
> > И медленно профиль испуганный
> > За темным стеклом проплывет.
> > Как будто из недр человечества
> > Глядит на минувшее он.
> > И катится мимо отечества
> > Последний зеленый вагон.
> > Весь мир, наши судьбы тасующий,
> > Гудит средь лесов и морей.
> > Еврей, о России тоскующий,
> > На совести горькой моей.
> > (Стихотворение посвящено
> > О. и Ю. Понаровским)
> >
> > Какие чувства испытывает еврей-эмигрант, приехавший навестить
> > оставшихся на родине родных и друзей, и какова она, эта родина,
> > теперь? Булат Шалвович в конце стихотворения, посвященного Льву
> > Люкимсону, приглашает его пройтись по Безбожному переулку Москвы и
> > вглядеться в знакомые лица. Но сначала он пишет:
> >
> > До сестры на машине дожал.
> > Из окошка такси на Москву поглядел:
> > Холодок по спине пробежал.
> > Нынче лик у Москвы ну не то чтоб жесток
> > Не стреляет, в баранку не гнет.
> > Вдруг возьмет да и спросит:
> > "Боишься, жидок?"
> > И с усмешкою вслед подмигнет. **
> >
> > Проявления антисемитизма многолики. Однажды, еще в начале перестройки,
> > один провинциальный российский дирижер похвастался проверяющей
> > комиссии Министерства культуры, что у него в симфоническом оркестре
> > уже нет ни одного еврея. На что получил ответ: "Это было слышно, когда
> > ваш оркестр играл".
> > Будучи очень музыкальным, Булат Окуджава высоко ценил еврейскую
> > задушевность и музыкальность.
> >
> > Над площадью базарною
> > Вечерний дым разлит.
> > Мелодией азартною
> > Весь город с толку сбит.
> > Еврей скрипит на скрипочке
> > О собственной судьбе,
> > И я тянусь на цыпочки
> > И плачу о себе.
> >
> > Хорошо понимая и чувствуя специфику исполнения хорошим музыкантом,
> > Окуджава добавляет:
> >
> > Какое милосердие
> > Являет каждый звук,
> > А каково усердие
> > Лица, души и рук,
> > Как плавно, по-хорошему
> > Из тьмы исходит свет,
> > Да вот беда от прошлого
> > Никак спасенья нет.
> >
> > Когда-то Есенин сетовал на то, что его стихи читают одни еврейские
> > девушки. Евреи Советского Союза полюбили грузина Окуджаву и разнесли
> > эту любовь по всему миру. Например, в Израиле прошло, по крайней мере,
> > уже три международных фестиваля его памяти. Поэт очень любил эту
> > страну, ездил туда, любил встречаться там с друзьями.
> >
> > Сладкое время, глядишь, обернется копейкою:
> > Кровью и порохом тянет от близких границ.
> > Смуглая сабра с оружием, с тонкою шейкою
> > Юной хозяйкой глядит из-под черных ресниц.
> > Как ты стоишь. как приклада рукою
> > касаешься!
> > В темно-зеленую курточку облачена.
> > Знать, неспроста предо мною возникли,
> > хозяюшка,
> > Те фронтовые, иные, м о и времена.
> > Может быть, наша судьба как расхожие
> > денежки,
> > Что на ладонях чужих обреченно дрожат.
> > Вот и кричу невпопад: до свидания, девочки!
> > Выбора нет! Постарайтесь
> > вернуться назад.
> >
> > Однажды он застал большой снегопад в Иерусалиме, где "небо близко", и
> > написал об этом теплые, проникновенные строки:
> >
> > В Иерусалиме первый снег.
> > Побелели улочки крутые.
> > Зонтики распахнуты у всех
> > Красные и светло-голубые.
> > Наша жизнь разбита пополам,
> > Да напрасно счет вести обидам.
> > Все сполна воздастся по делам
> > Грустным, и счастливым, и забытым.
> > И когда ударит главный час
> > И начнется наших душ поверка,
> > Лишь бы только ни в одном из нас
> > Прожитое нами не померкло.
> >
> > В другой раз он вспомнил своего тель-авивского друга, бывшего
> > москвича, у которого "кипа, с темечка слетая, не приручена пока.
> > Перед ним Земля Святая, а другая далека".
> > Мне не известно, пел ли Окуджава свои "еврейские" стихи, были ли у
> > него написаны соответствующие песни. Я же не мог не подобрать здесь, в
> > Америке, в эмиграции, свои мелодии на почти все приведенные в этом
> > эссе стихи и пою их как бы от его имени.
> > Творчество Булата Окуджавы, его неповторимый голос попали в мою душу
> > еще в 60-е годы ушедшего века и застряли в ней навсегда.
> >
> > Года те уж стали историей,
> > Но вечна с тем голосом связь.
> > Наверное, не по теории
> > Свобода с него началась.
> >
> > По материалам
> > Вашингтонского музея русской поэзии
> > Журнал "Иванов+Рабинович", Санкт-Петерб

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.11.2011. Еврейская тема у Булата Окуджавы
  • 06.11.2011. О Викторе Платоновиче Некрасове. Хулиганское

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Булат Окуджава - стихи об Израиле

Стихотворение, написанное под впечатлением от разговоров с израильскими друзьями во время гастролей Окуджавы в декабре 1992 года. Речь шла об угрозах существованию этой маленькой, окружённой врагами страны, где кровью и порохом пахнет от близких границ, как сказано в другом стихотворении Булата, написанном в Иерусалиме. Как видно, чаще всего упоминался Ливан, где наращивала силу и влияние коварная и агрессивная «Хезболла». С него и начал Булат свой ответ друзьям, вылившийся в стихи.

Вы говорите про Ливан.
Да что уж тот Ливан, ей-богу!
Не дал бы Бог, чтобы Иван
на танке проложил дорогу.

Когда на танке он придёт,
кто знает, что ему приспичит,
куда он дула наведёт
и словно сдуру что накличет.

Когда бы странником – пустяк,
что за вопрос – когда б с любовью,
пусть за деньгой – уж лучше так,
а не с будёнными и с кровью.

Тем более что в сих местах
с глухих столетий и поныне –
и мирный пламень на крестах,
и звон малиновый в пустыне.

Тем более что на Святой
Земле всегда пребудут с нами
и Мандельштам, и Лев Толстой,
и Александр Сергеич сами.

Волшебные строки, которые положены на музыку Ларисы Герштейн, знают многие наизусть. Булат, как и любой другой человек посетивший Израиль в начале 90-х был очень удивлен девушкам в военной форме.

Сладкое бремя, глядишь, обернется копейкою:
кровью и порохом пахнет от близких границ.
Смуглая сабра с оружием, с тоненькой шейкою
юной хозяйкой глядит из‑под черных ресниц.

Как ты стоишь… как приклада рукою касаешься!
В темно‑зеленую курточку облачена…
Знать, неспроста предо мною возникли, хозяюшка,
те фронтовые, иные, мои времена.

Может быть, наша судьба, как расхожие денежки,
что на ладонях чужих обреченно дрожат…
Вот и кричу невпопад: до свидания, девочки!
Выбора нет! Постарайтесь вернуться назад.

Следующее стихотворение о Тель-Авиве. Поэт был в восторге от этого безумного города. Города без перерыва. Города, где люди сидят в кафе круглосуточно.

Тель-авивские харчевни,
забегаловок уют,
где и днем, и в час вечерний
хумус с перцем подают.

Где горячие лепешки
обжигают языки,
где от ложки до бомбежки
расстояния близки.

Там живет мой друг приезжий,
распрощавшийся с Москвой,
и насмешливый, и нежный,
и снедаемый тоской.

Кипа, с темечка слетая,
не приручена пока.
Перед ним - Земля Святая,
а другая далека.

И от той, от отдаленной,
сквозь пустыни льется свет,
и ее, неутоленной,
нет страшней и слаще нет.

. Вы опять спасетесь сами.
Бог не выдаст, черт не съест.
Ну, а боль навеки с вами, -
боль от перемены мест.

Сабра, Цабар. Почему некоторые израильтяне называют себя кактусами?

Интересное получается дело. На территории практически всех континентов представителей еврейской нации знают как просто евреев, израильтян или иудеев. Но вопрос о том, кто такие сабры, практически любого человека ставит в тупик. Для большинства людей подобное слово неизвестно.

На самом деле, Сабра (Цабар) довольно-таки необычное название в Израиле носит завезенная из Мексики разновидность кактуса, именуемая опунцией индийской. Данное растение с жесткой наружной поверхностью, острыми длинными колючками, прекрасно приспособлено для жизни в пустыне. При этом оно имеет мягкую и сладкую на вкус внутреннюю часть. В период Османской империи такой кактус разводили в качестве технического растения. На нем отлично себя чувствует насекомое кошениль, из женских особей которого в былые времена вырабатывали красную краску с одноименным названием. В Израиле доныне разводят опунцию индийскую, но по большей части как исходное сырье для приготовления варений и джемов.


Так что же роднит, кроме использования в пищевой промышленности, этого стойкого обитателя пустынь и евреев? А вот что. С легкой руки журналиста Ури Кейсари сабрами с 1931 года стали именовать евреев, родившихся в Эрец-Исраэль. Этим он противопоставил этих людей сородичам из диаспоры, жившим в других странах, приспосабливавшихся к чужим законам. К данной категории не относились и те евреи, которые репатриировались. Понятно, что до 1948 года сабров насчитывалось крайне незначительное количество, но с образованием Государства Израиль их количество начало увеличиваться в геометрической прогрессии.

Однако здесь возникла определенная проблема. Собственно идея сионизма возникла в конце XIX века, но тогда довольно-таки немногочисленным сторонникам выезда в Эрец-Исраэль противодействовала сплоченная группа еврейских движений, по разным причинам не желавших покидать экономически развитые и благополучные страны. Да, в Европе и других местах временами возникали неприятные моменты, но их можно было пережить.

Но даже когда в европейских странах начало «припекать» по-настоящему и в еврейскую Палестину двинулись потоки переселенцев, единая еврейская нация еще не смогла сложиться – уж слишком ментально разными были эти люди. В большинстве своем они даже иврита не знали, общаясь между собой, кто на идише, кто на ладино, английском, французском и немецком, а кто и вовсе на арабском языке. То есть, какое-то время в Эрец-Исраэль и численно, и политически преобладали носители иных ценностей, порой довольно сильно отличавшихся от ценностей людей, родившихся тут.


И вот, чтобы культура еврейской диаспоры перестала превалировать над культурными традициями истинных евреев, был запущен идеологический проект по основанию новой еврейской нации. По мнению его создателей, настоящий еврей рожден исключительно в Израиле, общается на иврите, имеет израильское мировоззрение, настойчив, вынослив и готов беспрекословно отстаивать интересы своего независимого государства. Учитывая расположение Израиля на карте планеты, сравнение его жителей с жизнестойким пустынным кактусом вполне правомерно.


Израильтяне гордятся, что родились в Израиле и называют себя сабрами (цабар), а на русском кактусами.

В настоящее время, несмотря на большое количество в Израиле выходцев из других стран, культура местных сабров победила. И сейчас ими могут называть себя свыше 75% граждан страны, причем среди молодого поколения израильтян этот процент достигает 96-97%.

В сентябре 1982г. боевики-христиане из "Ливанских фаланг", руководимые просирийской агентурой, вырезали несколько сотен палестинцев, пакистанцев, алжирцев в двух мусульманских районах ливанской столицы Бейрута - Сабре и Шатиле. Эту провокацию арабы использовали для обвинений Израиля в геноциде. Провокация тогда сработала - под мощным международным давлением Израиль вывел свои войска из Бейрута.

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2005-2014
© 2005-2014 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.

Александр Шульман
История одной провокации: Сабра и Шатила

Вся история арабо-израильских войн ясно показывает неспособность арабов противостоять военной мощи Израиля. Ощущение своей слабости глубоко вошло в сознание арабов и потому для достижения своих целей они пытаются использовать международное давление на Израиль, как единственный способ вынудить его пойти на уступки. Для провоцирования давления на Израиль враг зачастую осуществляет массовые убийства своих собственных соотечественников, пытаясь возложить ответственность за эти преступления на Израиль.

Пожалуй, наиболее известной из таких кровавых провокаций стала резня в сентябре 1982 г. в Сабре и Шатиле – двух мусульманских кварталах ливанской столицы Бейрута, населенных палестинцами и гражданами исламских и арабских государств. Массовые убийства осуществили христианские боевики из «Ливанских фаланг», действовавшие под контролем просирийской агентуры, однако этот случай стал поводом для развязывания мощной антиизраильской пропагандистской кампании и давления на Израиль.

Ливанская война.1982

В конце 70-ых гг. север Израиля стал обьектом непрерывных террористических атак палестинцев. Палестинскими террористами, проникшими с территории Ливана, были осуществленны крупномасштабные терракты в Израиле - захват в заложники и убийство 21 школьника в Маалоте, нападение на пассажиров автобуса на шоссе Тель-Авив-Хайфа, приведшее к убийству 38 израильтян.

С территории Ливана палестинцы из полученных от СССР реактивных установок "Катюша" вели непрерывный обстрел северных районов Израиля.

Последним поводом для проведения широкомасштабной войсковой операции против баз террористов стал теракт, осуществленный палестинцами в Лондоне 2 июня 1982г., жертвой которого стал посол Израиля в Великобритании Шломо Аргов.

Израиль не собирался терпеть разгул палестинского террора. «Шлом а-Галиль» (Мир Галилее) – так Генштаб ЦАХАЛа назвал вторжение израильских войск в Ливан, начавшееся 6 июня 1982г.

На ливанской границе Израиль сконцентрировал 11 бронетанковых и мотопехотных дивизий, обьединенных в три армейских корпуса. Каждому корпусу была выделена своя зона ответственности или направление:
Западным направлением командовал генерал-лейтенант Екутиель Адам,
Центральным направлением - генерал-лейтенант Ури Симхони,
Восточным направлением - генерал-лейтенант Януш Бен-Галь.
Кроме того, на Голанских высотах, в непосредственной близости от Дамаска, были развернуты две дивизии под командованием генерал-лейтенанта Моше Бар-Кохба. В составе бронетанковых дивизий было 1200 танков. Общее командование операцией было возложено на начальника Генштаба генерал-полковника Р. Эйтана и командующего Северным военным округом генерал-лейтенанта А.Дрори.

Согласно боевым планам, израильские войска должны были полностью ликвидировать палестинские террористические формирования в южном Ливане, а затем, наступая к столице Ливана – Бейруту, перерезать стратегически важную дорогу Бейрут-Дамаск, окружить части сирийской армии в долине Бекаа и в северном Ливане после чего все эти окруженные группировки сирийских войск и палестинских террористов должны были быть уничтожены одна за другой.

Операции "Мир Галилее" началась 6 июня 1982г. Израильские войска, поддерживаемые мощными ударами с воздуха, вторглись в Южный Ливан и начали продвижение в направлении Бейрута, уничтожая на своем пути палестинские террористические формирования. Наступление шло на фронте в 100 километров. Первоначально на территорию Ливана были введены 4 дивизии, в последующие дни осуществлялся ввод дополнительных дивизий. На морском побережье Ливана с кораблей ВМФ Израиля был высажен морской десант, отрезавший пути бегства палестинских террористов

Уже в первые дни израильские ВВС захватили господство в воздухе: в ходе воздушного сражения 9-11 июня 1982г., крупнейшего после 2-ой Мировой войны, была уничтожена созданная русскими военными система ПВО сирийской армии, в воздушных боях сбито около 100 сирийских МиГов

Уже 13 июня 1982г. израильские танковые и мотопехотные дивизии вошли в в солицу Ливана - Бейрут и взяли в кольцо палестинские и сирийские формирования в западной части города.

Заблокированные районы города подвергались непрерывным авиа- и артиллерийским ударам. Наконец, в полночь 12 августа 1982г. главарь палестинских террористов Арафат капитулировал. По соглашению о капитуляции, Арафату с кучкой приспешников было гарантировано бегство из Ливана, однако масса палестинских террористов рассеялась среди населения мусульманских районов Бейрута.



Взятая в кольцо столица Ливана город Бейрут горит под ударами израильской авиации и артиллерии.1982г

Вторжение Израильской армии в Ливан. Ливанская война, 1982

Для контроля за капитуляцией палестинских бандформирований израильское военное командование разрешило 21 августа 1982г. ввод в Западный Бейрут «многонациональных сил» из США, Франции и Италии (всего – 5,400 человек). Уже в начале сентября изгнание палестинцев и сирийцев завершилось и 3 сентября 1982г. «многонациональные силы» были выведены из Бейрута.

Военная победа Израиля в Ливане открывала перспективы создания в Ливане произраильского христианского государства. Надо сказать, что планы по созданию христианского государства в Ливане обсуждались в Израиле ещё при Бен Гурионе и тайные контакты с руководством христианской общины Ливана имели многолетнюю историю.

Ливан: палестинцы вырезают христиан

Для Ливана характерная многовековая вражда населяющих его общин на этнической и религиозной почве. Особенного размаха столкновения достигли в ходе гражданской войны в Ливане, начавшейся в 1975г. Как принято в арабском мире, противоборствующие стороны – вооруженные формирования местных этнических и религиозных общин - беспощадно вырезали друг-друга. Число жертв гражданской войны в Ливане превысило 100 тысяч человек, особенно тяжелые потери понесли тамошние христиане.

Директор ливанского Фонда в защиту мира христианин Наги Найджар пишет:
" Ясир Арафат и его головорезы совершили в отношении ливанских христиан преступления, которые, кстати, практически не освещались международной прессой.

Десятки мирных жителей, в основном христиан, были подвергнуты пыткам и убиты в городе Чекка на севере Ливана. 20 января 1976 года палестинцы из бригады «Ярмух» вошли в город Дамур, расположенный к югу от Бейрута.

Палестинцы в течение нескольких часов вырезали почти всех христианских жителей этого города. Сотни мирных жителей христианских городов Хадат, Аин Эль-Реммане, Джизр Эль-Басра, Декауне, Бейрут и южный Метн были убиты в ходе ежедневных атак со стороны ООП под предводительством Арафата.

Действия Арафата в Ливане нельзя назвать иначе как варварством. Христианам отрубали головы, юных девушек насиловали, детей и их родителей убивали прямо на улицах. Палестинцы нападали на христиан, не делая различий между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Они считали своими врагами всех христиан и убивали их, невзирая на возраст и пол."

Подробности массовых убийств палестинцами христиан в Ливане приведены в статье Резня Ливанских Христиан в городе Дамур (1976 год)

Впрочем, и ливанские христиане не отличались пацифизмом. Христианские милиции вырезали население палестинских лагерей Карантина (январь 1976) и Тель- Заатар (август 1976).

Надо отметить, что христианский мир спокойно наблюдал за истреблением арабами своих единоверцев в Ливане. Христианские страны и Ватикан , опасаясь реакции арабов, так и не пришли им на помощь, а средства массовой информации просто-напросто замалчивали геноцид ливанских христиан.

За арабами стоял СССР

В то время, когда палестинские боевики вырезали христиан в Ливане, СССР полностью контролировал действия своих палестинских подопечных. Русские взяли на себя вооружение, подготовку кадров и политическое прикрытие террористов.

В Кремле рассчитывали с помощью Арафата расширить свое влияние в арабском мире, сильно пошатнувшееся после тотального разгрома сателлитов СССР - Сирии и Египта в войнах 1967 и 1973гг., и потому не скупились: к палестинцам шел поток русских вооружений: танки, артиллерия, переносные ракеты, стрелковое оружие.

Израильские войска, продвигаясь в Ливане, захватили огромные арсеналы русского оружия, поставленного палестинцам.По данным немецкого журнала «Шпигель» полученного палестинцами русского оружия хватило бы на вооружение 500-тысячной армии.

Подготовка палестинских боевиков проходила в СССР: в 165-ом Учебном центре по подготовке иностранных военнослужащих (УЦ-165) Генштаба в Крыму, на Высших офицерских курсах «Выстрел» в подмосковном Солнечногорске, диверсионных школах КГБ и ГРУ под Москвой (в Балашихе), Николаевым (поселок Привольное), Оренбургом (Тоцкие лагеря), в туркменском городе Мары. Там прошли учебу тысячи палестинских террористов.

За спиной палестинцев стояла сирийская армия, полностью оснащенная русским оружием и управляемая тысячами русских "военных советников", во главе с генерал-полковником Г.Яшкиным. Тысячи русских танков и самолетов
СССР передал сирийцам в соответствии с договором между СССР и Сирией о дружбе и сотрудничестве от 1980г. Сирийские войска под командованием русских "военных советников" оккупировали стратегически важные районы Ливана

В Сирии и Ливане непрерывно находились высокопоставленные русские представители, осуществлявшие непосредственное руководство палестинскими боевиками. Среди них стоит отметить начальника Главного управления, первого заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР генерала В.Варенникова, в недалеком будущем - члена ГКЧП и бессменного депутата от КПРФ в Государственной Думе России.

Наряду с военной подготовкой и вооружением палестинских террористов, СССР осуществлял их дипломатическое прикрытие. В 1975 году, как раз тогда, когда контролируемые русскими палестинцы вырезали ливанских христиан, СССР, опираясь на послушный ему блок афро-азиатских стран, добился принятия Генеральной ассамблеей ООН резолюции с осуждением сионизма (эта позорная резолюция была отменена ООН немедленно после самоликвидации СССР в 1991 году).
Представитель Израиля Хаим Герцог тогда разорвал резолюцию, заявив: «Гитлер почувствовал бы себя как дома. присутствуя на этом заседании».

Израиль спас ливанских христиан от исламского геноцида

Единственной страной, протянувшей руку помощи ливанским христианам, был Израиль.

В декабрь 1975г. к израильским властям обратился майор ливанской армии христианин Саад Хаддад, просивший об оказании помощи христианскому населению юга Ливана и в январе 1976г. через израильско-ливанскую границу хлынул поток израильской военной и гуманитарной помощи ливанским христианам.

В марте 1978г. – в ответ на действия палестинских террористов, израильская армия проводит операцию «Литани» и оккупирует юг Ливана. В июне того же года Израиль вывел свои войска из Ливана, передав контроль над приграничной полосой христианской милиции во главе с майором Саадом Хаддадом. Майор Хаддад и 400 ливанских солдат-христиан составили костяк Армии Южного Ливана (АЮЛ) (до 1980г. называлась Армией Свободного Ливана).

АЮЛ находилась под контролем израильских офицеров, содержание и вооружение этого военного формирования ливанских христиан осуществлялось Израилем. В АЮЛ, наряду с христианами, служило много мусульман-шиитов (2 батальона) и друзов (1 батальон). После смерти Хаддада в 1984г. АЮЛ возглавил генерал ливанской армии христианин Антуан Лахад. И Хаддад, и Лахад были обьявлены просирийским ливанским правительльством «предателями и израильскими агентами».

16,14 КБ


Майор ливанской армии христианин Саад Хаддад, возглавивший контролируемую Израилем "Армию Южного Ливана".

176,92 КБ


Солдаты Армии Южного Ливана - в израильском обмундировании, с трофейным русским оружием, также предоставленным Израилем.

35,33 КБ


Израильский генерал (в красном берете десантника) на базе христианских формирований в Южном Ливане.Слева от него - ливанский майор христианин Саад Хаддад, "командующий Армией Южного Ливана" (начало 80-ых гг.)

У Израиля были налажены тесные контакты с руководством ливанских христиан. Израильские руководители неоднократно тайно посещали христианские районы Ливана. В январе 1982г. Ливан тайно посетил министр обороны Израиля Ариэль Шарон. Он встретился с Камилем Шамуном (бывшим президентом Ливана) и командующим «Ливанскими силами» Баширом Жмайелем. Шарон ясно дал понять, что итогом вторжения израильской армии в Ливан должно стать создание там дружественного Израиля христианского правительства, во главе которого Израиль видит Башира Жмайеля.

Вторжение израильских войск в Ливан в июне 1982г. фактически спасло ливанских христиан от геноцида. Израильские планы по созданию в Ливане дружественного Израилю христианского государства были близки к осуществлению. 23 августа в Ливане прошли выборы президента, на которых победил одобренный Израилем кандидат Башир Жмайель.

Вскоре Башир Жмайель тайно прибыл в Израиль, где в городе Нагария состоялась его встреча с премьер-министром Менахемом Бегиным. Президент Ливана прибыл туда на израильском военном вертолете. На встрече обсуждалось подписание мирного договора между Израилем и Ливаном. Башир Жмайель заявил, что Бегин «великий политический деятель и что христиане Ливана никогда не забудут того, что он, Менахем Бегин, и государство Израиль сделали для них».

Сабра и Шатила

Такое развитие событий вызвало страх и отчаяние среди арабов – арабы не могли принять появления христианского государства в Ливане, однако противостоять планам Израиля на поле боя они были неспособны. Только крупнейшая провокация могла резко изменить статус-кво в Ливане.

Такой провокацией стало убийство 14 сентября 1982 года новоизбранного президента Ливана христианина Башира Жмайеля. Как известно, 14 сентября 1982 года Жмайель и еще 26 человек погибли от взрыва бомбы в штаб-квартире партии "Катаиб". Исполнителем убийства стал член сирийской социал-национальной партии Ливана Хабиб Шартуни, являвшийся агентом сирийских спецслужб

30,45 КБ


Президент Ливана христианин Башир Жмайель. Убит в терракте, организованном просирийской агентурой 14 сентябре 1982г. Наверевался подписать договор о дружбе с Израилем.

После убийства президента события в Ливане приобретают новую динамику. На следующий день, 15 сентября, Израиль ввел свои ввел войска в мусульманскую часть Бейрут. Целью этой акции было поддержание порядка, подавление возможных беспорядков и зачистка территории от множества скрывавшихся там после бегства Арафата палестинских боевиков.

Вооруженные формирования христиан, известные под названием "Ливанские фаланги", занимали восточную часть Бейрута, потому израильское командование разрешило христианским формированиям «Ливанские фаланги» участвовать в этой операции.

Командир 96-ой мотопехотной дивизии израильской армии генерал-майор Амос Ярон, в чьей оперативной зоне находилась территория палестинских лагерей Сабра и Шатила, проинструктировал командиров «Ливанских фаланг» - фалангисты должны были осуществить аресты скрывавшихся террористов и подавить возможные очаги сопротивления, при этом фалангистам запрешалось наносить ущерб мирному населению.

Важно отметить, что "Ливанские фаланги", в отличии от "Армии Южного Ливана", не контролировались израильским военным командованием, в руководстве «Ливанских фаланг» заметную роль играла просирийская агентура.

Командовал фалангистами в Сабре и Шатиле Эли Хобейка, чьи связи с сирийской разведкой считаются доказанными – в последствии он стал министром в просирийском правительстве Ливана. Как рассказал в интервью газете «Едиот Ахронот» Роберт Хатам, бывший в то время начальником контразведки «Ливанских фаланг», для лидера фалангистов Эли Хобейки ввод фалангистов в Сабру и Шатилу имел две цели: - отомстить за смерть Башира Джумайеля, и – подставить израильтян, и прежде всего Шарона лично.

Командир «Ливанских фаланг» Эли Хобейка несет полную ответственность за резню, учиненную христианскими боевиками в Сабре и Шатиле. Через 20 лет, в январе 2002г., Эли Хубейка погиб в результате взрыва собственного автомобиля.

16 сентября 1982 в 6 часов вечера на территорию Сабры и Шатилы вошло до 150 боевиков из организации «Ливанская Фаланга», возглавляемой Эли Хобейка. Христиане-фалангисты были вооружены стрелковым оружием, ножами и топорами. Роберт Хатам утверждает, что расстрелов мирного населения в Сабре и Шатиле не было - был бой, потери были и у фалангистов, но фалангисты с момента входа стреляли во все что шевелится, многие из них наглотались наркотиков и действовали "под кайфом". Кроме того, лагеря состояли в основном из жестяных бараков - пули и осколки могли пробить несколько таких насквозь, поражая на пути находящихся внутри.

В Сабре и Шатиле христианами-фалангистами было убито по разным оценкам от 450 до 2750 человек. Точное число убитых до сих пор неизвестно. Подавляющее число убитых были мужчинами призывного возраста и старше. Среди них были не только палестинцы, но и алжирцы, пакистанцы и выходцы из других стран. По данным ЦРУ в лагерях Сабра , Шатила и Бурж эль-Бурежне находилось 670 офицеров ООП. У большинства убитых и пленных террористов были найдены удостоверения, выданные в советских учебных лагерях.

Как только войсковой разведке 96-ой пехотной дивизии стало известно, что происходит на территории Сабры и Шатилы, туда немедленно были введены израильские воинские подразделения, остановившие бойню и тем самым спасшие жизни тысячам их обитателей

Однако провокация сработала - арабы обвинили не христиан, Израиль в массовых убийствах в Сабре и Шатиле. Мощное международное давление вынудило израильское командование 20 сентября 1982г. вывести войска из Западного Бейрута, туда вновь были введены международные силы (к подразделениям США, Франции и Италии позднее присоединились подразделения Великобритании). Контроль в городе перешел к иностранным войскам

Из серии моих книг "Еврейская балалайка в русском балагане".
Полностью статья будет опубликована в новой книге "В русском балагане".

Двадцать два года назад (12.6.97) в пригороде Парижа Кламаре не стало Дориана-Булата Окуджавы. Дорианом его назвали родители-большевики в честь персонажа известного романа Оскара Уальда.
Армяне считают Булата великим армянином (его мама Ашхен Налбандян), грузины – грузином (его папа Шалва Окуджава), а русские – русским поэтом. Прадед его, возможно, был евреем. Вот что пишет сам Булат: "В середине прошлого века Павел Перемушев, отслужив солдатиком свои двадцать пять лет, появился в Грузии, в Кутаисе, получил участок земли за службу, построил дом и принялся портняжить. Кто он был – то ли исконный русак, то ли мордвин, то ли еврей из кантонистов – сведений не сохранилось, дагеротипов тоже. Зато женился на кроткой Саломее Медзмариашвили и родил трех дочерей: Макрину, Феодосию и Елизавету". Елизавета, бабушка Булата, вышла замуж за Степана Окуджаву.
Еврейское имя его отца, Шалва, на иврите означает «беззаботность, благополучие». Слово «шалва» встречается в книге Теилим (псалмы), Притчах царя Шломо и других святых текстах. Его отца, Шалву Окуджаву, расстреляли в 1937 в Свердловске, а дядю М. Окуджаву в Тбилиси. Дядю Н. Окуджаву расстреляли в 1939 в Москве, тетю О. Окуджаву в 1941 в Орле. У мужа тети Оли, поэта Галактиона Табидзе, в 1937 расстреляли двоюродного брата, поэта Тициана Табидзе. За всеми этими убийствами стоял «горийский поп» Джугашвили. Его мама прошла тюрьмы, лагеря и ссылки. "Я был очень советский молодой человек, добровольно ушёл на фронт, сражался с фашизмом, остался жив, вернулся, многое пересмотрел, вдруг понял, что если отбросить слово “фашизм”, то это были две одинаковые системы, которые вели между собой конкурентный спор. Две тоталитарные системы. Ну, чисто внешняя разница была, конечно. Я стал это понимать, конечно, после войны, значительно позже. Поэтому я считаю, что великой войной эту бойню называть нельзя, это неприлично. Бойня не бывает великой".
Среди многих стихов и песен Окуджавы ненавязчиво, но неоднократно, всплывает еврейская тема.
«Божественная Суббота, или Стихи о том, как нам с Зиновием Гердтом в одну из суббот не было куда торопиться: «Божественной субботы хлебнули мы глоток. От празднеств и работы закрылись на замок. Ни суетная дама, ни улиц мельтешня нас не коснутся, Зяма, до середины дня…» Это строки из стихотворения, написанного Булатом в 1975. Неужели, Залман, сын Эфраима и Рахели Храпинович, еврей из белорусского Себежа, писавший в детстве стихи на идиш, и известный как гвардии старший лейтенант и артист, взявший псевдоним Зиновий Гердт, соблюдал шабат?
В 1996 за два месяца до смерти по случаю 80-летия российские власти расщедрились и наградили Гердта орденом «За заслуги перед Отечеством» третьей степени. «А что третьей степени, – пошутил Зяма, – мои заслуги или отечество?»

А. Фильцер "Окуджава говорил"

«Окуджава говорил:
«Два притопа, три прихлопа».
Гердт на кухне суп варил.
И, наверное, неплохо

было бы поставить чай:
есть бисквитное печенье
и брусничное варенье,
и саднящая печаль –
жизнь проходит невзначай!

Все мы стали стариками
с лысиной и сединой.
Гердт сказал: «Посуду мой!»
А Булат пожал плечами».
31.9.11

Б. Окуджава:
*
Над площадью базарною
Вечерний дым разлит.
Мелодией азартною
Весь город с толку сбит.
Еврей скрипит на скрипочке
О собственной судьбе,
И я тянусь на цыпочки
И плачу о себе.
*
Под крики толпы угрожающей,
Храпящей и стонущей вслед,
Последний еврей уезжающий
Погасит на станции свет…
*
Тель-авивские харчевни,
забегаловок уют,
где и днем, и в час вечерний
хумус с перцем подают.
Где горячие лепешки
обжигают языки,
где от ложки до бомбежки
расстояния близки…
…Кипа, с темечка слетая,
не приручена пока.
Перед ним - Земля Святая,
а другая далека…
*
Сладкое время, глядишь, обернется копейкою:
Кровью и порохом тянет от близких границ.
Смуглая сабра с оружием, с тонкою шейкою
Юной хозяйкой глядит из-под черных ресниц…
Для тех, кто не знает, сабры – это евреи, родившиеся в Эрец Исраэль.
*
В Иерусалиме первый снег.
Побелели улочки крутые.
Зонтики распахнуты у всех
Красные и светло-голубые…
*
Вот Дина Абрамовна с улыбкой Фаины Раневской,
с ее же глазами, которых не спутаешь: не с кем,
еврейская женщина родом от Красных ворот.
. И если вглядеться в его тротуары отсюда,
вы, Дина Абрамовна, словно звезда Голливуда,
плывете спокойно в авто. Мимо них.
Интересно, что он писал о евреях больше, чем Мандельштам, Пастернак и Бродский вместе взятые.

Но главная тема Окуджавы – это, конечно, женщина и любовь.
«Вы пропойте, вы пропойте славу женщине моей!»

«Ваше величество женщина,
да неужели — ко мне.
О, ваш приход — как пожарище.
Дымно, и трудно дышать. »

«И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
А иначе зачем на земле этой вечной живу.
В темно-красном своем будет петь для меня моя дали,
В черно-белом своем преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я и умру от любви и печали.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?»

«Часовые любви на Смоленской стоят.
Часовые любви у Никитских не спят.
Часовые любви по Петровке идут неизменно…»

«Все позабыв - и радости, и муки,
он двери распахнул в свое жилье
и целовал обветренные руки
и старенькие туфельки ее.»

«Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, -
две холодных звезды - голубых моих судьбы.»

«Эта женщина! Увижу и немею.»

«Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!»

«Две вечных дороги - любовь и разлука -
проходят сквозь сердце мое.»

А. Фильцер "ПЕСЕНКА"

…хожу я и песенку слушаю…
Б. Окуджава

Время уходит и мечется свет.
Музыка глохнет, и воздуха нет.
Крикнешь во тьму, и раздастся в ответ:
«Флейта, жалейка, сопелка, кларнет
не умолкали, а нынче – привет.
Небо пустое и воздуха нет».

Пелось, писалось, любилось, жилось.
Что-то ломалось, а что-то сбылось.
Песенка спета.
И проводили теперь навсегда,
и не увидим уже никогда
то, чего нету.

И преклоню перед нею главу,
и прошепчу, что живу и люблю.
Вместо ответа
нам над Москвой прозвучит тишина.
Если услышим, то только едва,
если услышим, то только едва,
голос поэта.

Читайте также: