Шрамы у негров как делают

Обновлено: 28.04.2024

шрамирование в африке скарификация отвратительные мужики disgusting men

Тысячелетия племена субсахарской Африки практиковали шрамирование. От йоруба на западе континента, до масаев на востоке мужчины и женщины, вступающие во взрослую жизнь, еще недавно повсеместно подвергались скарификации. Где-то для нанесения шрамов кожу просто резали, где-то стирали до мяса камнями или веревками, где-то взрезали ее под углом, чтобы она начинала бугриться и давать довольно жуткие наросты.

Если вы посмотрите на современных рэперов, вам станет понятно, почему африканцы предпочитали не татуировки, а именно шрамирование. На темной коже рисунки, в отличие от порезов, практически не видны. А ведь главная задача и татуировок, и шрамов в первобытном обществе — это быть заметными и издалека сигнализировать о статусе и принадлежности тому или иному сообществу.

В чем изначальный смысл шрамирования? Вопрос гораздо сложнее, чем кажется. Судя по всему, это один из самых древних ритуалов, существующих у человечества. Понятно, что его главная задача — сигнальная. Увидев мужчину в искусственно нанесенных шрамах, знающий человек сразу отметит: перед ним воин из племени дагомба, участник общества Леопарда, знатного рода (обладатель более сотни коров), который в юности едва не погиб от оспы, но вылечен знахарем. Шрамы (как и татуировки, и статусная одежда) в архаичной культуре — это паспорт и биография человека, записанная на его теле.

шрамирование в африке скарификация отвратительные мужики disgusting men

При этом у шрамирования может быть больше смысловой нагрузки, чем у татуировок. И то и другое несет информацию о пройденной церемонии инициации, а также о социальном статусе человека. Однако шрамы (по крайней мере у африканских племен) могут говорить о большем. Например, у некоторых народов девушкам наносились большие сложные узоры на живот. Этим обладательница доказывала, что способна вынести сильную боль, а значит способна рожать и давать сильное потомство. Кроме того, шрамы на животе должны защитить плод от злых духов.

Также во время целебных ритуалов знахари наносили порезы на кожу, чтобы ввести туда лекарства. Так что по такому шраму можно определить, что человек не только серьезно болел, но и сумел вылечиться, то есть он достаточно силен физически, а духи на его стороне.

Существует и более любопытная теория, согласно которой шрамирование могло появиться как очень странный феномен полового отбора. В условиях Африки, где существует множество патогенов, многие сталкиваются с болезнями, но люди с сильным иммунитетом выживают. На теле остаются язвы и неровности. Изначально шрамирование могло просто маскировать эти неэстетичные детали (примерно как парики и белила европейских дворян XVIII века могли скрывать следы сифилиса).

Со временем люди со шрамами начали восприниматься как более удачные половые партнеры, ведь если у человека есть зажившие язвы, то, значит, он выжил и переборол болезнь. Значит, он (или она) имеет хорошее здоровье и наследственность. Далее архаичное сознание делает по-своему логичный вывод: если шрамы говорят об удаче и здоровье, то, сделав их самостоятельно, можно привлечь удачу и здоровье (а также больше половых партнеров).

шрамирование в африке скарификация отвратительные мужики disgusting men

шрамирование в африке скарификация отвратительные мужики disgusting men

шрамирование в африке скарификация отвратительные мужики disgusting men

Сейчас практика шрамирования, даже в Западной Африке, где она имела наибольшее распространение, практически изжита. И самую большую роль в этом сыграли не христианские миссионеры и правительственные запреты, а города. Там над теми, кто носит племенные шрамы, смеются, им дают обидные прозвища, вроде «разорванное лицо» или предают остракизму.

Фотограф Джоанна Чоумали из Кот-д’Ивуара сфотографировала несколько своих знакомых, которые подверглись шрамированию в детстве. Серия называется Hââbré, The Last Generation («Хаабре», последнее поколение) и в ней представлены не только лица шрамированных, но и их собственные комментарии по поводу обычая. Все они говорят о том, что ритуал изменил их жизнь в худшую сторону, ведь в современном африканском обществе его считают постыдным и дикарским.

Однако лучше всех об исчезновении обычая высказался 45-летний таксист Будо из племени ко в Буркина-Фасо:

шрамирование в африке скарификация отвратительные мужики disgusting men

«Некогда это считалось в каком-то смысле стильным и модным. Но теперь… Если бы у меня была возможность стереть их, я бы сделал это не раздумывая. В наши дни так тяжело ухлестывать за девчонками, когда у тебя шрамы! Особенно за горожанками с побережья. Мне кажется, я для них не очень-то привлекателен».

Забавно, как искреннее мнение простого таксиста пересекается с теорией о важности полового отбора для ритуала шрамирования.

Сейчас ритуальное шрамирование в Африке фактически не практикуется. Боязнь СПИД-а, разрушение родовых общин и все тот же половой отбор всего за несколько десятилетий уничтожили тысячелетнюю традицию. Какие-то спорадические попытки возродить ее случаются до сих пор, особенно в Бенине и у масаев, но на регулярной основе ритуальную скарификацию перестали практиковать даже самые удаленные от цивилизации общины.

FISHKINET

"Кровь льется, мухи садятся на раны, солнце печет", - так фотограф Эрик Лаффорг описал церемонию ритуального покрытия шрамами 12-летней девочки в эфиопском племени сурма. Кожу девочек здесь полосуют ножами и лезвиями, чтобы добиться заметных шрамов. Это считается очень красивым среди племенных культур Эфиопии. По словам Лафорга, девочка демонстрировала невиданную стойкость и мужество, пока ее мать 10 минут резала ее кожу. "Она не проронила ни звука и ничем не показала, что ей больно, - рассказал Лафорг. - Но когда потом я спросил ее, больно ли ей было, она призналась, что чуть не умерла от боли!"

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

По словам Лафорга, как бы юных девочек ни призывали не уродовать себя, мужчины племени по-прежнему считают гладкую кожу "уродством". Кроме того, готовность девочки переносить боль считается показателем ее эмоциональной зрелости и готовности к материнству. Так что девочки сами стремятся обзавестись шрамами и пройти соответствующую церемонию. "Шрамы в этих племенах - символ красоты, в том числе - у сурма. Девочки терпят процедуру беззвучно, потому что, покажи они, что им больно, - и это навлечет позор на семью".

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

Поскольку шрамы - это признак красоты, представители племени часто сами раз за разом расковыривают свои раны, чтобы шрамы стали заметнее. Для этих же целей они втирают в раны угольную пыль и сок растений. Иногда в рану попадает инфекция, и тогда шрам становится еще больше, что только радует его обладателя.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

Для членов племени сурма шрамы на коже - это форма искусства, способ выразить себя. Одним словом, они играют для них ту же роль, которую играет косметика для их белокожих ровесниц.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

Шрамы - не только форма искусства, но и метод социальной коммуникации. Так, на тело каждого члена племени могут наноситься дополнительные шрамы, символизирующие определенные события или достижения. В каждом племени - свои традиции нанесения узора. Так, в племени боди женщины с помощью кусков металла наносят круговые рисунки вокруг плеч.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

Женщины племени карраиу расцарапывают себе лица таким образом, чтобы оставшиеся шрамы делали их похожими на кошек.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

В эфиопском племени каро шрамы наносят себе и мужчины, и женщины. Мужчины отмечают шрамами число убитых врагов, а женщины просто стремятся таким образом стать красивыми и сексуальными.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

В племени менит женщины полосуют себе кожу острыми камнями, чтобы оставить шрамы поглубже. В племени дассанеш женщины наносят порезы только на плечи. В племени мурси мужские шрамы являются признаком силы. Одним словом, эта традиция широко распространена в разных странах региона.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

В африканских племенах, живущих на территории Эфиопии, шрамы считаются украшением как для мужчин, так и для женщин. Мужчин они делают грозными, женщин - красивыми и сексуальными.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

В племени топоса, живущем на территории Судана, женщины наносят на живот геометрический узор из шрамов, выходя замуж. Мужчины топоса наносят шрамы на грудь - они символизируют убитых врагов. Мужчины из суданского племени нуэр наносят на грудь параллельные линии шрамов, а женщины из племени датога, проживающего на территории Танзании, наносят шрамы вокруг глаз для красоты.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

Однако в последнее время все больше африканцев узнают о том, что традиция наносить шрамы на тело опасна для их здоровья. Во многих племенах процедура проводится с помощью общих ножей и лезвий, которые, разумеется, не стерильны. Это уже привело к ряду вспышек гепатита. Бывают и случаи передачи ВИЧ через орудия для нанесения шрамов.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

Пока опасность процедуры для здоровья мало пугает племена, живущие по заветам и традициям предков. Некоторые особенно продвинутые молодые люди пытаются отказываться от этой практики, но этим навлекают на себя всеобщее осуждение.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

В последнее время африканское искусство украшения тела шрамами приобретает все большую популярность на Западе. Многие тату-салоны, наряду с традиционными, предлагают и такие услуги.

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами

Красота требует жертв: как юных эфиопок украшают шрамами


Один из видов украшения тела, который вызывает у меня двоякое чувство, - это шрамирование или скарификация. С одной стороны - как-то жутковато выглядят эти шрамы, с другой - всё же какая-то красота и притягательность в этих узорах тоже есть. Традиция украшать тело с помощью шрамов - древняя, но до сих пор практикуется среди некоторых племён Австралии, Новой Гвинеи, а больше всего среди племён Западной Африки.
Узоры из шрамов на теле - "говорящие". Они могут рассказать о принадлеждности к той или иной этнической группе, о семье и статусе хозяина шрамов, о его возрасте. Во многих племенах шрамы гарантируют успех у противоположного пола: мужчина или женщина, не украшенные орнаментом из шрамов, считаются некрасивыми, а также трусами, которые боятся боли.




Последовательность появления орнамента на теле и его дизайн регламентируются традицией. В некоторых племенах, как например, в племени Гаанда из Нигерии, шрамы девочкам начинают наносить уже с пяти лет. Сначала рисунок наносится на животе, через определённые промежутки времени добавляются рисунки на лбу, предплечьях, талии, бёдрах. Всего - 8 участков тела, после чего девочка считается готовой к замужеству.
А вот в племени Нуба первые шрамы делают девочкам в возрасте 10 лет. Узор наносится на талии. Затем, когда девочка созревает, украшается область груди. Ну и после, при рождении детей добавляются орнаменты на спину, руки и ноги.




В племени Бетамаррайб, проживающего в Бенине, первые шрамы наносят детям в возрасте трёх лет. Если ребёнок умрёт до того, как ему сделают скарификацию, он даже не сможет быть похоронен на кладбище, так как он не воспринимается как член племени. Наносимый узор определяется по тому, как упадут пять ракушек - считается, что ими управляет душа ребёнка, которая и указывает, какой дизайн подойдёт именно ему.



Представители некоторых племён украшают шрамами не только тела, но и лица. Мужчины племени Шиллук из Судана украшают лоб цепочкой из бусиноподобных шрамов, а мужчин племени Табва из Заира можно узнать по рядам длинных шрамов, пересекающих щёки и лоб.




Техника нанесения шрамов практически одинакова во всех племенах: крючком или колючкой приподнимается кожа и затем или срезается или надрезается. Процесс болезненный и "кровопролитный". Иногда в рану втирается зола или пепел. Надо обладать немалым умением, чтобы зажившие шрамы получались нужного размера и формы. Так что это своего рода искусство.
Читай также
Африканская роспись по телу

5 комментариев:


Оля, тела и лица людей похожи на ажурно вывязанные изделия. Процесс образования таких рубцов, весьма неприятный. Во всяком случае, из моего проф. опыта, раны должны долго гноиться, чтобы получился выпуклый и большой рубец. Не знаю, насколько шрамирование можно считать искусством, но то, что это очень мало приятно - однозначно :(

Это понятно, что и болезненно, и малоприятно. И они ведь специально поддерживают гниение, чтобы добиться более выпуклых шрамов. Потому вот, кто без шрамов считается малохарактерным и не найти ему/ей вторую половину :)

FISHKINET

В молодости актер работал диджеем в пабе. После очередной смены на него напали грабители, и изуродовали лицо, нанеся резаные раны щек ("улыбка Глазго").

Джейсон Момоа

Джейсон Момоа

Момоа получил шрам на брови в 2008 году. В голливудском баре на него напал мужчина, и порезал его разбитым стаканом. Актеру пришлось наложить 140 швов во время реконструктивной операции, - а нападавший был приговорен к 5 годам тюрьмы.

Шон Бин

Шон Бин

Шрам на лице актера появился, когда Харрисон Форд случайно ударил его багром (рыболовным крюком). Это произошло во время съемок сцены смерти Боба в фильме "Игры патриотов" 1992-го.

Seal

Шрамы певца - результат того, что он переболел дискоидной красной волчанкой в детстве. Это кожное заболевание, которое вызывает воспаление, повреждения, рубцы и постоянное выпадение волос.

Тина Фей

Тина Фей

Тонкий шрам под губой появился у актрисы после того, как на нее напал хулиган с ножом - ей было всего 5 лет. Преступника так и не нашли.

Киану Ривз

Киану Ривз

Киану получил шрам на животе, когда разбил свой мотоцикл в каньоне Топанга в Калифорнии. Он ехал без фар ночью, и врезался в склон горы. Он был госпитализирован на неделю с переломом ребер и разрывом селезенки.

Энди Уорхол

Энди Уорхол

В 1968 году на художника напала радикальная феминистка Валери Соланас с пистолетом и ножом. Уорхол был серьезно ранен и едва выжил - у него были повреждены оба легких, которые пришлось экстренно спасать.

Хосе Рене Мартинес

Хосе Рене Мартинес

Мартинес получил серьезные ожоги более 34 процентов тела в 2003 году, когда служил армейским пехотинцем в Ираке. Он ехал на "Хаммере", и наехал передним колесом на самодельное взрывное устройство, которое тут же сработало. Актер перенес 33 пластических операции.

Стив Бушеми

Стив Бушеми

Шрам появился у Бушеми во время съемок фильма "Скрытая угроза" в 2001 году. Отдыхая между съемками, он пошел в бар вместе с другими актерами. Тогда на его коллегу Винса Вона напал 21-летний парень, а Бушеми вступился за друга, получив серьезные травмы в драке.

Харрисон Форд

Харрисон Форд

Форд получил шрам на подбородке в молодости, только перебравшись в Голливуд. Пока он искал ремень безопасности на автомобиле, врезался в телефонный столб. Удар был такой силы, что Форд сильно ударился подбородком о руль.

Джона Хилл

Джона Хилл

В возрасте 15 лет Джона с другом угнали внедорожник, чтобы покататься. Машина скользила по дороге из стороны в сторону, а Джона еще и размахивал высунутой из окна рукой. В итоге автомобиль перевернулся и зажал руку актера. Он проснулся в больнице, "слыша разговоры врачей о том, стоит ли ампутировать его руку".

Майкл К. Уильямс

Майкл К. Уильямс

Актер заработал шрам в свой 25-й день рождения во время драки в баре Нью-Йорка. Он слишком много выпил, вступил в перепалку с другими мужчинами в баре, и они порезали его бритвой от макушки до шеи. В тот день Уильямс едва выжил.

Куин Латифа

Куин Латифа

Когда певице было 3 года, она играла с братом, и случайно споткнулась и ударилась головой об угол ванной. После того, как ей наложили три шва, она упала и снова разорвала рану. Пришлось накладывать швы второй раз.

Принц Уильям

Принц Уильям

Шэрон Стоун

Шэрон Стоун

Актриса получила шрам в детстве, когда верхом на лошади влетела в развешанное во дворе белье, и шеей навалилась на бельевую веревку.

Падма Лакшми

Падма Лакшми

Актриса и телеведущая попала в аварию, в результате которой получила перелом правого бедра и раздробленное правое предплечье. Травма руки требовала хирургического вмешательства, после чего у нее остался глубокий шрам.

Хоакин Феникс

Хоакин Феникс

Вопреки догадкам, шрам над губой у Феникса - с рождения. Актер родился с мягкой формой "заячьей губы", при которой остается небольшой рубец.

Чарли Пут

Чарли Пут

Сандра Буллок

Сандра Буллок

Эд Ширан

Эд Ширан

В 2017 году появился слух, что шрам на лице Ширана поставила принцесса Беатриса Йоркская, которая в шутку посвятила его в рыцари на одном светском мероприятии. Но эта история оказалась фейком. Певец признался, что просто порезался, будучи подшофе.

Майлс Теллер

Майлс Теллер

Кейт Миддлтон

Кейт Миддлтон

Эдриан Пасдар

Эдриан Пасдар

На первом курсе колледжа актер попал в крупную автомобильную аварию, которая оставила шрамы на его щеках и подбородке.

Джо Джонас

Джо Джонас

Певец получил шрам между бровей, врезавшись в стену во время съемок видео для YouTube со своими братьями.

Кайли Дженнер

Кайли Дженнер

Дама из светского семейства Кардашьянов заработала шрам на бедре еще в детстве. Кайли играла в прятки, и забралась на высокий забор. Она оступилась и упала, а ногой приземлилась на торчащий металлический прут.

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире

Хун Цзиньбао, он же Саммо Хун.
Шрам над верхней губой получил в драке из-за девушки в баре. Некто ранил его в лицо «розочкой» от бутылки.

Хун Цзиньбао, он же Саммо Хун. Шрам над верхней губой получил в драке из-за девушки в баре. Некто ранил его в лицо «розочкой» от бутылки.

Многие из представленных настолько обаятельны, что их шрамы не заметны, акцент на глаза делает их не видимыми. А некоторым шрамы только добавляют обаяния.

Боюсь представить сколько шрамов тогда у Джеки Чана (который всю жизнь почти все свои трюки сам выполнял и у него на теле нет ни одной не переломанной кости) и у вообще половины Голливуда и тем более каскадеров. Да у каждого почти есть шрамы. У меня вообще от одного бока до другого огромный шрам из детства, когда меня пополам почему то почти порезали, когда у меня аппендикс взорвался и меня с того света буквально вытащили и вычищали. А так же все лицо в мелких глубоких шрамах от разорвавшейся рядом с домом ракеты. (((

140 швов? 3-4 макс.

140 швов. Да, я тоже прифигела от такого количества. Даже 14 много. Описка или кто то реально лжет. Максимум 4.

Харрисон Форд получил шрам на подбородке за то, что случайно ударил Шона Бина багром (рыболовным крюком). Это произошло во время съемок сцены смерти Боба в фильме "Игры патриотов" 1992-го.

Анекдот вспомнился. Сидят шарпей и, ну пусть, боксер. Боксер показывает бок: -видишь дырки? Это дог покусал. А эти видишь? Это немец. А эти видишь? Это еще кто-то. А вот эти? Это еще кто-то там. Шарпей смотрел-смотрел и начал шкуру с затылка на лоб тянуть. Тянул-тянул, а потом говорит: -видишь дырку? Это у меня жопа.
Так вот. К чему это я. У меня этих шрамов начиная от (сто пудов у всех есть) шрама на большом пальце левой руки и проткнутой пятки ноги (а то и обеих) до шрама на брови и на голове (головой треснулся об тепловоз). А еще пара переломов и вывих. И раньше это считалось как-то нормальным. А нынче - така трагедь, ребятеночек пальчик прищщимил.

ептить. у меня несколько шрамов на затылке,на лбу,бровь,переносица - кулак правый - живого места нет, локти,колени(с детства - ролики\велосипеды,хоккей) и это не считая колотого в левом боку.
это нормальная жизнь, рожденного в советском союзе. ваще пофиг че у них там за шрамы, половина наврало, рассказывая о них.

Жители Эфиопии украшают себя шрамами.


Рассуждая об африканских племенах, не перестаешь удивляться, какие традиции до сих пор сохраняются у отдельных народов. Так у некоторых эфиопов неотъемлемой частью культуры является скарификация. Превозмогая боль, жители «украшают» себя всевозможными пунктирами и рельефами, вырезая их на коже.

Французский фотограф Эрик Лафорг ( Eric Lafforgue ) известен своими снимками с изображением представителей разных культур, начиная от Панамы и заканчивая Северной Кореей. В этот раз он представил серию фотографий под названием Scarifications Ethiopiennes , которая посвящена обряду шрамирования эфиопов.

У представителей таких народностей, как Боди, Сури и Мурси, скарификация считается неотъемлемой частью культуры. У мужской половины племени нанесение шрамов происходит во время обряда инициации, а у женщин такие татуировки считаются признаком красоты.

Несмотря на то, что этот процесс очень болезненный, девочкам не разрешается выражать свои эмоции. Плач считается постыдным. К тому же эфиопы считают, что проявление мужества во время скарификации – это знак того, что такие женщины в будущем смогут выдержать роды.
Для того, чтобы сделать скарификацию, члены племени используют лезвие бритвы и шип. После выполнения надрезов в раны втирается зола или сок растений для того, чтобы образовались рельефы.

К сожалению, при совершении обряда шрамирования существуют и «побочные» эффекты. Так как жители племени пользуются в основном одним и тем же лезвием, среди них стремительно распространяется гепатит и СПИД. К тому же, среди городского населения скарификация считается знаком «примитивизма», поэтому приезжающие члены племен всячески пытаются скрыть свои рельефы.


Несмотря на то, что скарификация считается сугубо африканским способом идентификации, в развитых европейских странах также можно увидеть людей, покрытых подобными шрамами. Подобные эксперименты над телом называются экстремальный бодиарт.

Читайте также: