Шолохов родинка забвению не подлежит

Обновлено: 29.04.2024

История страны, народа, семьи не подлежит забвению. Прошлое важно помнить, так как память является важнейшим свойством бытия, основой нравственности и национального самосознания. Сохраняя память прошлого, мы накапливаем добрый опыт. Только память, в противоположность забвению, позволяет соединить прошлое, настоящее и будущее, преодолеть время и смерть. Пока мы помним ушедших их жизни, они живут в нашем сознании. Нельзя забывать воинские и трудовые подвиги наших предков, боровшихся за светлое будущее, созидавших новый мир, в котором мы сейчас живём. Мы должны хранить память о Великой Отечественной войне, так как забвение подвига предков равносильно измене и предательству.

Не меньшего поклонения достоин и герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. Он воплощает в себе лучшие черты нашего народа, который в годы войны не щадил себя, защищая родную землю. Ровесник века, в мирной жизни простой шофёр, он и в годы войны работал водителем, подвозил на позиции боевые снаряды. Однажды Соколов попал под артналёт, контуженный, потерял сознание и оказался в немецком плену. Тяжёлый физический труд, голод, издевательства вынес простой солдат и не утратил своего человеческого достоинства. Особенно это ярко проявилось в эпизоде допроса. Оказавшись в комендатуре перед начальником концлагеря Мюллером, Соколов готов был мужественно принять смерть. Он отказался пить за победу немецкого оружия. Выпив три стакана водки на голодный желудок за свою погибель, пленный солдат отказался от немецкой закуски, твёрдо решив доказать «фрицам», что и у него, русского солдата, есть своё человеческое достоинство. Побег из плена, страшное известие о гибели жены и двух дочек под бомбёжкой, героическая смерть сына, артиллерийского капитана, в День Победы в Берлине – все это события наполнили душу героя неизбывным страданием. Но после войны он нашёл в себе нравственные силы усыновить сироту Ваню, родители которого погибли.
Рассказ Шолохова можно считать прекрасным памятником советскому солдату, всему народу, который не щадил себя, сражаясь с величайшим злом в мире – фашизмом. Наш долг – помнить о подвиге нашего народа, не забывать тех, «кто уже не придёт никогда».

Нельзя забывать наше великое прошлое, героев нашей страны, которые подарили нам мирное небо. Мы не должны уподобляться тем «беспамятным» людям, которые проявляют неблагодарность по отношению к героям войны, пожертвовавшим своей жизнью ради счастья на земле. Нельзя проявлять безответственность по отношению к своим прадедам. Только память о прошлом позволяет нам совершать добрые поступки.


3. Второй аргумент — анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием». Микротезис. (Период сталинских репрессий показал несостоятельность новой власти, ошибочность идей, основанных на терроре и подавлении гражданской свободы. )

4. Заключение. Горькие уроки прошлого нельзя забывать, чтобы трагические события больше никогда не повторились.

Память — важнейшее свойство человека, проявляющееся в способности помнить прошлое, воспроизводить в сознании его детали. Памятью обладают и отдельные люди, и народ в целом. Мы бережём в душе образ любимого человека, семьи и Родины, так как они тесно связаны между собою и очень важны для нас.



Герои произведения, отец и сын, затянутые в водоворот классовой борьбы, оказались в разных политических лагерях.

Внешний сюжет связан с неузнаванием. Николка Кошевой, командир красного эскадрона, комсомолец, имеет своего антипода. Это атаман банды белых, который семь лет не видал родных куреней, так как был в германском плену, потом служил у Врангеля и, наконец, оказался в банде. Банда – это полсотни кубанских и донских казаков, недовольных советской властью. Внутренний сюжет связан с конфликтом в душе героев и начинается с воспоминания Николки о детстве, об отце и родном доме. Мы узнаем, что у сына, как и у отца, есть родинка. Но близость людей по крови, по родству, а не по политическим убеждениям в 20-е годы не считалась важной. За красных ты или за белых — вот что было важно. Но, несмотря на то что атаман сравнивается с волком, всё же он человек, который ищет не злодейства, а добра, душевного покоя и счастья, хочет вернуться домой, к семье. Вот потому он и пьёт — дня трезвым не бывает. Жизнь готовит встречу в бою для этих двух родных любящих людей. В схватке опытный атаман убивает молодого красного командира. Наступает трагическая развязка — отец по родинке на ноге узнает своего «сынка». Боль, горе, непонимание звучат в его крике, обращённом к убитому им Николке: «Сынок! Николушка. Родной! Кровинушка моя… Как же это, а?». Самоубийство атамана становится закономерным в чудовищном мире, где уничтожены традиционные ценности, где сын идёт на отца, брат на брата, где люди забыли про вечную любовь, связывающую их. Совершается трагедия не только в стране, но и в сознании отдельного человека. Шолохову удаётся показать, что это страшно и больно, это чудовищно. Естественные человеческие чувства должны быть выше классовой борьбы.

Ещё один из трагических периодов в истории России, которому посвящено множество произведений русской литературы, — сталинские репрессии конца 1920-х – начала 1950-х годов. В монументальной поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» через лиро-эпическую форму произведения показано, что период сталинских репрессий обнажил несостоятельность новой власти, ошибочность идей, основанных на терроре и подавлении гражданской свободы. Что же изображается в «Реквиеме»? Во-первых, предметом изображения являются чувства лирической героини. Расстрел мужа, арест и ссылка сына поэтессы — это её женское и материнское личное горе. Связанные с событиями собственной жизни пережитые чувства придают особый, проникновенный лиризм поэме. Во-вторых, создаётся образ конкретного исторического времени — атмосфера ежовщины, чисток в Ленинграде после убийства Кирова — через передачу подробностей: ночные аресты, выстраивание очередей с передачами, шелест колёс «ночных марусь». Легко представить женщину, которая пишет о себе, «как трёхсотая, с передачею», стоит она под Крестами. И представляется эта огромная очередь… И, наконец, есть ещё один сюжетный уровень, выводящий события на общечеловеческую идею страдания. Он связан с образом Богоматери, стоящей молча на Голгофе рядом с умирающим Сыном. Символично название поэмы. Реквием — заупокойная церковная служба по ушедшему из жизни человеку, напоминающая о вечной жизни, о прощении. Также это высокий жанр концертной духовной музыки. И поэма Ахматовой тоже является своеобразным скорбным плачем по безвременно ушедшим из земной жизни жертвам сталинского времени. В произведении звучит тема страдания, народного горя. Это часть истории, и забыть её — значит совершить преступление. Поэтесса призывает не допускать повторения страшной трагедии.

Таким образом, читая произведения о жестоких, тяжёлых страницах истории России, мы понимаем, что они являются частью общечеловеческой летописи страданий. Горькие уроки прошлого нельзя забывать, чтобы трагические события больше никогда не повторились. (656 слов)

Собираем самые различные, НО ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ :) примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Забвению не подлежит» к итоговому сочинению 2020-2021.

Некоторые примеры будут представлены в видео формате, некоторые в формате текста.

Примеры по направлению «Забвению не подлежит»

В чем заключается ценность исторического опыта? Оценка эксперта - ЗАЧЁТ

(Автор сочинения – Шакарян Арина Ашотовна)

В чём же заключается ценность исторического опыта? На мой взгляд, она состоит в том, что опыт наших предков учит нас тому, как правильно жить, дает нам ценные и неисчерпаемые знания, которые каждому пригождаются в жизни. Эти знания необходимо сохранять и передавать последующим поколениям.

Исторический опыт очень важен, он позволяет нам учиться на ошибках наших предков, чтобы в будущем их не совершать. В том числе это касается и войны, война ведь тоже является опытом для нас. Нынешние и будущие поколения должны понимать, что не нужно жить в ссорах и разладах, поскольку они могут привести к самому страшному явлению на земле - войне.

Хочется вспомнить стихотворение Муса Джалиля «Варварство», а именно следующие строки:

«Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Читая эти строки, наворачиваются слезы. Однако данное стихотворение учит нас жить без размолвок, чтобы судьба наших будущей детей была счастливой, чтобы они не голодали.

Таким образом, думаю, мы убедились в том, что исторический опыт важен. Мы не должны забывать те страшные события прошлого, чтобы в будущем они не повторились.

Оценка эксперта

  • Соответствие теме – зачёт
  • Опора на литературу – зачёт
  • Логика и композиция – зачёт (есть логические ошибки)
  • Речь – зачёт (реч.ошибок много, вам следует поработать над этим. На зачёт это не повлияло, однако кто может быть уверен, что то же количество реч.ошибок не затруднит понимание вашего текста в следующий раз? Кроме того, критерий, оценивающий качество речи в сочинении ЕГЭ строгий, стоит уже сейчас учиться не допускать речевые)
  • Грамотность – зачёт
  • Итого – зачет, 5/5
  • Комментарий: Сочинение слабенькое. Перед примерами из литературы пишите тезис (ту мысль, которую собираетесь доказывать в примере).

Разбираем пример сочинения онлайн сразу с экспертом

Тема: В чём заключается ценность исторического опыта? - ЗАЧЕТ

Автор сочинения – Дегтева Мария Ивановна

В чём заключается ценность исторического опыта? Какую пользу мы можем получить от изучения истории? Почему так важно бережно сохранять опыт предыдущих поколений? На эти вопросы я постараюсь ответить, опираясь на произведения русской литературы.

В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на то, что, забывая об ошибках наших предков или намеренно принижая их значимость на фоне достижений, мы обрекаем себя на их поветорение, а значит, снова приходим к тому, от чего страдали наши предшественники. Получается, что уроки, пройденные человечеством ранее, оказываются неусвоенными, а жертвы, принесённые с целью определения верного пути, - напрасными.

Так, в романее «Мастер и Маргарита», соединившем в себе разные эпохи, прослеживается их тесная связь времён. При внимательном прочтении даже начинает казаться, что роман Мастера является пророческим, предвосхищает события далёкого будущего (так, например, тирания Кесаря видится нам прототипом советской диктатуры). Нельзя не

отметить и важность присутствия в романе персонажей-двойников, яркими представителями которых являются Иешуа и Мастер. Оба они – люди неравнодушные, сильные духовно, несущие правду и справедливость, каждый из них чувствует за собой обязанность исполнения высокой цели (Га-Ноцри – проповедник, несущий в мир идеи добра, правды, милосердия, Мастер – творец, чувствующий своим долгом создание истинного, вечного искусства, не теряющего своей значимости через века). Сходны даже сами судьбы героев: оба страдают от предательства, но при этом не винят изменника, оба самоотверженно следуют своему долгу и оказываются обречёнными на жестокие мучения за свою идею. Таким образом, Булгаков в своём произведении подчёркивает невероятную схожесть представителей разных эпох, тем самым подтверждая цикличность истории, а потому роман «Мастер и Маргарита» позволяет утверждать, что внимательное отношение к историческому опыту наших предков позволит нам избежать их ошибок и, соответственно, достичь тех высот, которые оказались недостижимыми для предшественников.

Кроме того, ценность исторического опыта заключается в возможности предположения результатов и последствий тех или иных событий. Так, знакомясь с описанием войны «в крови страданиях и смерти» на страницах романа-эпопеи Толстого «Война и Мир», мы понимаем, насколько разрушительно её влияние на судьбы как отдельных людей (вспомним утрату Ростовыми любимого сына и брата Пети), так и на судьбу человечества в целом. Страшно становится от понимания того, какой невосполнимый ущерб принесл войны всему народу, но именно ощущение этого ужаса перед разрушительным действием «противного человеческому разуму и всей человеческой сущности события» убеждает нас в необходимости применения всех возможных средств ради недопущения этого «сумасшествия» (по меткому замечанию М.Горького) в будущем.

В заключение, мне хотелось бы ещё раз отметить, что описанное мною – это лишь малая часть того, чем может быть полезен нам исторический опыт. Ценность памяти прошлого поистине неоценима, а потому заслуживает внимательнейшего и сколь возможно бережного отношения со стороны потомков.

Что, по вашему мнению, не подлежит забвению? - ЗАЧЕТ

(Автор сочинения - Заглумонин Никита Алексеевич)

Память человечества, так же, как и память одного человека, имеет свойство стирать отдельные фрагменты, воспоминания. Но что-то мы должны помнить. Каждый человек, скажем, должен помнить свое имя, год рождения. А что же должно оставаться в памяти человечества? Другими словами, что же не подлежит забвению?

Я считаю, что забвению не подлежат разрушительные войны, и главная из них на данный момент – это Великая Отечественная война. Можно вспомнить произведение А.Т.Твардовского «Василий Теркин». В этом произведении говорится про быт войны. Вспоминается место, которое показывает, насколько страшна война. «Что ты знал! Кому другому знать бы лучше наперед, что уйдет солдат из дому, А война домой придет.» - вот так говорит про войну её участник в отрывке «О потере». Ведь никто не мог подумать, что война продлится целых 4 года, действительно придет домой, когда солдаты уходят из дома, и это горе объединит множество людей разных национальностей, переплетет судьбы воедино. Великая Отечественная война, бесспорно, является примером события, которое нужно помнить.

Также мы должны помнить не только войны, но и кровавые тоталитарные режимы. Должны их помнить, чтобы в будущем такого не произошло. В произведении А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» описывается жизнь узников сталинских лагерей. Рассказывалось про старика, которому все время увеличивали срок. Да и другие заключенные попали в лагерь практически ни за что. Главный герой, Шухов, попал в лагерь за то, что он был в плену. Еще говорилось про человека, попавшего в лагерь из-за неугодного для правительства фильма. Когда сейчас говорят, насколько хороша жизнь была при Сталине, мы должны помнить, что хороша она была не для всех. Не забывать про нечеловеческие режимы, чтобы они не появлялись, вот цель прочтения данного произведения в наше время.

Многое не подлежит забвению. Наша память должна хранить события, чтобы мы и наши потомки в дальнейшем могли делать выводы. Действительно, мы должны помнить войны и кровавые режимы ради мирного и свободного неба над головой. Мы должны помнить плохое, чтобы оно не повторялось, а хорошее, чтобы оно оставалось с нами.

Комментарий эксперта:

Сочинение на 5 баллов - зачет однозначно!

Как сделать сочинение лучше:

  • Вступление – отлично!
  • В основной части не забывай о тезисах и микровыводах. В качестве примера-иллюстрации используй ту информацию, которая четко подтверждает твой тезис.
  • В выводе не добавляй новые тезисы.
  • Речевые недочеты в итоговом сочинении не учитываются, но на ЕГЭ из-за них снизят баллы по критериям К10 и К6.
  • Поработай с речевым оформлением сочинений уже сейчас, чтобы не переучиваться весной!

В чем заключается ценность исторического опыта? Забвению не подлежит - НЕЗАЧЕТ

(Автор сочинения – Халимова Лина Руслановна)

В чем заключается ценность исторического опыта? Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что ценность исторического опыта заключается в том, что он предоставляет возможность обществу учиться на своих ошибках. «Тот не ошибается, кто ничего не делает» - гласит известная пословица, и я полностью с ней согласна. Человек не может не ошибаться, невозможно с первого раза прийти к идеальному результату. Конечно, история полна удачных и неудачных примеров деятельности человека. Но я считаю, что настоящий мир был бы немыслим, если бы не те неудачи, провалы и поражения, через которые пришлось пройти нам и нашим предкам.
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведению О. Хаксли «О дивный новый мир».

Прошлый опыт помог построить новое общество, в котором были устранены проблемы, существовавшие до этого. К примеру, правители Эры Форда поняли, что чувства людей мешали стабильности общества, поэтому было решено ликвидировать их, оставив только подобие инстинктов. В результате они действительно создали стабильное общество, где отсутствовали социальные катаклизмы и люди были удовлетворены, хоть и не совсем счастливы. Основой для создания такого мира послужили те знания и навыки, которые пришли к людям только со временем. Если бы исторический опыт не был учтен, навряд ли это было бы возможно. Так, ошибки прошлого привели общество к прогрессу.

В заключение хотелось бы сказать, что без знания прошлого нет будущего. Накопленный опыт предков не должен оставаться без нашего внимания, поскольку именно он является «двигателем прогресса», прокладывает путь к счастливой и полной жизни общества. Ценность исторического опыта – высшая ценность для тех, кто хочет достигать новых вершин и двигаться только вперёд.

Комментарий эксперта:

У вас незачет за сочинение :(

  • К1. Дан ответ на вопрос темы. зачет
  • К2. Для аргументирования ответа на вопрос темы приведен пример из одного произведения, в интерпретации этого произведения допущено существенное искажение авторской позиции. НЕЗАЧЕТ
  • К3. В работе прослеживается логика (пример из литературы служит доказательством тезиса). зачет
  • К4. Качество речи (в том числе речевые ошибки) не мешает понять смысл сочинения. зачет
  • К5. 1 ошибка на 254 слова. Допускается не более 5 ошибок на 100 слов. зачет

Что делать?

  1. Постарайся писать хотя бы на 20-30 слов больше: на экзамене будет неприятно не уложиться в объем и получить из-за этого незачёт.
  2. Вступление замечательное! Есть одна логическая ошибка, обрати на нее внимание.
  3. В основной части рассматривай два произведения: в этом случае больше вероятность, что пример зачтут. В выбранном примере можно было использовать более удачный тезис: «Нельзя отказываться от исторического опыта; невозможно построить счастливое будущее, опираясь только на теорию и не учитывая основы существования общества».

В чём заключается ценностей исторического опыта? Забвению не подлежит. ЗАЧЕТ, 4 балла

Автор сочинения – Дегтева Мария Ивановна

В чём заключается ценность исторического опыта? Какую пользу мы можем получить от изучения истории? Почему так важно бережно сохранять опыт предыдущих поколений? На эти вопросы я постараюсь ответить, опираясь на произведения русской литературы.

В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на то, что, забывая об ошибках наших предков или намеренно принижая их значимость на фоне достижений, мы обрекаем себя на их повторение, а значит, снова приходим к тому, от чего страдали наши предшественники. Получается, что уроки, пройденные человечеством ранее, оказываются неусвоенными, а жертвы, принесённые с целью определения верного пути, - напрасными.

Так, в романее «Мастер и Маргарита», соединившем в себе разные эпохи, прослеживается их тесная связь времён. При внимательном прочтении даже начинает казаться, что роман Мастера является пророческим, предвосхищает события далёкого будущего (так, например, тирания Кесаря видится нам прототипом советской диктатуры). Нельзя не отметить и важность присутствия в романе персонажей-двойников, яркими представителями которых являются Иешуа и Мастер. Оба они – люди неравнодушные, сильные духовно, несущие правду и справедливость, каждый из них чувствует за собой обязанность исполнения высокой цели (Га-Ноцри – проповедник, несущий в мир идеи добра, правды, милосердия, Мастер – творец, чувствующий своим долгом создание истинного, вечного искусства, не теряющего своей значимости через века). Сходны даже сами судьбы героев: оба страдают от предательства, но при этом не винят изменника, оба самоотверженно следуют своему долгу и оказываются обречёнными на жестокие мучения за свою идею. Таким образом, Булгаков в своём произведении подчёркивает невероятную схожесть представителей разных эпох, тем самым подтверждая цикличность истории, а потому роман «Мастер и Маргарита» позволяет утверждать, что внимательное отношение к историческому опыту наших предков позволит нам избежать их ошибок и, соответственно, достичь тех высот, которые оказались недостижимыми для предшественников.

Кроме того, ценность исторического опыта заключается в возможности предположения результатов и последствий тех или иных событий. Так, знакомясь с описанием войны «в крови страданиях и смерти» на страницах романа-эпопеи Толстого «Война и Мир», мы понимаем, насколько разрушительно её влияние на судьбы как отдельных людей (вспомним утрату Ростовыми любимого сына и брата Пети), так и на судьбу человечества в целом. Страшно становится от понимания того, какой невосполнимый ущерб принесл войны всему народу, но именно ощущение этого ужаса перед разрушительным действием «противного человеческому разуму и всей человеческой сущности события» убеждает нас в необходимости применения всех возможных средств ради недопущения этого «сумасшествия» (по меткому замечанию М.Горького) в будущем.

В заключение, мне хотелось бы ещё раз отметить, что описанное мною – это лишь малая часть того, чем может быть полезен нам исторический опыт. Ценность памяти прошлого поистине неоценима, а потому заслуживает внимательнейшего и сколь возможно бережного отношения со стороны потомков.

Комментарий эксперта:

  • Соответствие теме – зачёт
  • Опора на литературу – зачёт
  • Логика и композиция – зачёт (нарушение композиции я отметила, но для незачёта его было недостаточно)
  • Речь – зачёт
  • Грамотность – зачёт

Итого: 5/5, незачёт

Вы отлично пишете: у вас хорошая речь, очень мало ошибок. Видно, что в литературе вы неплохо разбираетесь, так что изучите конкретные главы произведений, которые вам может посоветовать учитель. Старайтесь писать менее витиевато, иногда приходится перечитывать предложения, чтобы понять их смысл. У вас обязательно получится получить 5/5 на экзамене!

В чём заключается ценность исторического опыта? ЗАЧЕТ! 5 баллов!

(Автор сочинения – Овсянникова Анастасия Андреевна)

В чём заключается ценность исторического опыта? В истории нашей страны происходили различные события. Одни были положительными, а другие, наоборот, оставили темный след на историческом прошлом нашего государства. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»- так писал русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Действительно, необходимо помнить о случившемся много лет назад, чтобы впредь такое не происходило, только тогда будущее будет в наших руках.

Александр Трифонович Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом…» также как Анна Андреевна Ахматова о том, что нужно помнить об исторических событиях. Стихотворение посвящено событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Повествование ведётся от лица погибшего солдата, у которого нет своей могилы, который уже не узнает, чем закончилась война. Автор призывает помнить о битве подо Ржевом, потому что память об ужасах Великой Отечественной войны поможет последующим поколениям предотвратить её в будущем.

Таким образом, произведения Анны Андреевны Ахматовой и Александра Трифоновича Твардовского показывают, что благодаря ценности исторического опыта мы можем избежать повторения таких печальных событий в истории нашей страны, как период сталинских репрессий (ежовщина) и Великая Отечественная война.

Выражение «Ничто не забыто, никто не забыт» обозначает вечную память тем историческим событиям, которые повлияли на жизнь и судьбу целого народа. Последняя строка написанной О.Ф. Берггольц эпитафии «Никто не забыт и ничто не забыто» стала крылатым выражением, которое, как правило, обозначает память о событиях Великой Отечественной войны и участниках этой войны. Данное выражение обозначает то, что народ никогда не забудет о том подвиге, который совершили советские люди, информация об этом подвиге будет передаваться от поколения к поколению.

Проблема памяти событиям и участникам Великой Отечественной войны поднимается во многих произведениях советских писателей.

Великой Отечественной войне посвящена поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Центральный персонаж Василий Теркин является непосредственным участником военных событий. С помощью собирательного образа Василия Теркина писателю удалось продемонстрировать подвиги всех советских людей, участвующий в войне. Василий Теркин – смелый, храбрый и ответственный человек, который не боится пожертвовать жизнью ради того, чтобы помочь Родине победить врага. Например, рискуя собственной жизнью, Василий Теркин стреляет во вражеский самолет и одерживает над ним победу. А.Т. Твардовский, награждая Василия Теркина лучшими качествами советского народа, показывает, что в подвигах центрального персонажа поэмы отразились подвиги всего народа. То, что поэма выпускалась в ходе войны, говорит о том, что А.Т. Твардовский поддерживал необходимость сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны. Так, поэма является сохранением памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны, она помогает последующим поколениям наглядно увидеть то, с чем пришлось столкнуться нашим предкам.

Та же проблема поднимается и в написанном в 1956 году рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Центральный персонаж Андрей Соколов в беседе с рассказчиком повествует о тех событиях, с которыми ему пришлось столкнуться в жизни, в частности об участии в войне. М.А. Шолохов показывает и героизм Андрея Соколова, который, не побоявшись отдать собственную жизнь, отправился доставлять своим соотечественникам снаряды, и жестокость войны, которая ярко демонстрируется на примере того, что Андрей Соколов долгое время находился в немецком плену. Изображая судьбу Андрея Соколова как судьбу целого поколения, М.А. Шолохов показывает героизм советских людей, которые защищали Отечество ценой своего благополучия и даже ценой собственных жизней. Рассказ «Судьба человека» стал художественным памятником Великой Отечественной войне.

Подводя итог к вышесказанному, следует отметить, что выражение «Ничто не забыто, никто не забыт» обозначает то, что поколения, следующие за поколением участников Великой Отечественной войны, всегда будут знать и помнить о тех явлениях, с которыми пришлось столкнуться советскому народу, о тех героических поступках, которые были совершены в то время.

Согласны ли вы с высказыванием И. Ганди: «История - самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики»?
Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
Стоит ли бояться перемен?
Как найти своё место в жизни?
Какие черты присущи людям XXI века?

Примерно так и будет выглядеть ваш экзаменационный билет. Вам нужно выбрать одну тему

Забвению не подлежит: аспекты направления

«Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы».

Примеры тем

  • Почему нельзя забывать историю родной страны?
  • Почему важно помнить о подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны?
  • Может ли конкретная личность оказать влияние на ход истории?
  • Как ход истории влияет на судьбы людей?
  • Как вы понимаете высказывание В. Ключевского: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»?
  • Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

Забвению не подлежит: что почитать?

Великая Отечественная война

  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • К. Воробьев «Это мы, Господи!»
  • Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
  • Дневник Тани Савичевой (этот дневник и дневниковые записи других детей представлены в сборнике «Детская книга войны»)
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • Р. И. Рождественский «Реквием» (стихотворение)
  • Б. Васильев «Экспонат №…»
  • А.А. Ахматова «Реквием» ( поэма)
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки»
  • М. Шолохов «Родинка»
  • Д. Лавренев «Сорок первый»
  • В. А. Солоухин «Письма из Русского музея»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (письмо 40)
  • С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего»

Я и другие: аспекты направления

«При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам(в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему».

Примеры тем

  • Что лучше: пойти на компромисс с окружением или отстаивать свою позицию, рискуя ранить или обидеть?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
  • В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
  • Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
  • Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
  • Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?

Я и другие: что почитать?

  • В. Комков «Я - немец»
  • И. Полянская «Утюжок и мороженое»
  • В. Астафьев «Людочка»
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • А. Н. Островский «Гроза»
  • Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
  • А. Сапковский «Ведьмак»

Время перемен: аспекты направления

«В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники(художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями».

Примеры тем

  • Как вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Согласны ли вы с высказыванием Франса Анатоля: «Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены — основа жизни»?
  • Что влияет на формирование мировоззрения человека?
  • Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
  • Всякие ли перемены к лучшему?
  • Как вы понимаете слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Жизнь — это непрекращающееся рождение, и себя принимаешь таким, каким становишься»?
  • Почему многие люди боятся перемен?

Время перемен: что почитать?

  • Рэй Брэдбери «Улыбка»
  • Рэй Брэдбери «И грянул гром»
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • Е. И. Замятин «Мы»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце»
  • М.А. Булгаков «Роковые яйца»
  • Г. Яхина «Зулейха открывает глаза»
  • С. Коллинз «Голодные игры»
  • Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Разговор с собой: аспекты направления

«Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике».

Примеры тем

  • Что значит «быть самим собой»?
  • Что такое совесть?
  • Что помогает человеку лучше понять самого себя?
  • Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Смысл жизни только в одном — борьбе»?
  • К чему может привести человека внутренний разлад?
  • Возможно ли достижение счастья без работы над собой?

Разговор с собой: что почитать?

  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • А.П. Чехов «Ионыч»
  • А.П. Чехов «Слёзы крокодила»
  • А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
  • В. Тендряков «Хлеб для собаки»
  • А. Грин «Зелёная лампа»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (4, 6)
  • Дж. Лондон «Мартин Иден»
  • О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Дженни Мэнсон «Что это значит: быть собой?»
  • В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  • Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения: аспекты направления

«Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики».

Примеры тем

  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Почему старшему поколению сейчас трудно понимать молодёжь?
  • Какие произведения современных авторов оказали на вас влияние?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие черты характерны для современного человека?
  • Как вы понимаете слова Н. Талеба: «Ещё одно определение современной цивилизации: разговоры можно всё полнее воссоздавать с помощью кусков других разговоров, одновременно ведущихся на планете»?
  • Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения Что почитать?

  • Игор Лёвшин «Полёт»
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «О книге»
  • Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века»
  • Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс»
  • А. Курпатов «Четвёртая мировая война»
  • Ж. Сарамаго «Слепота»

Структура сочинения

Тип 1 Тип 2 Тип 3
Введение 1. Зачин 1. Зачин 1. Зачин
Основная часть 2. Тезис 2. Аргумент 1 2. Тезис 1
3. Аргумент 1 3. Аргумент 2 3. Аргумент 1
4. Аргумент 2 4. Тезис 4. Тезис 2
5. Аргумент 2
Заключение 5. Повтор тезиса 5. Призыв к читателю 6. Призыв к читателю

Структура сочинения

1. Зачин Я выбрал эту тему для своего сочинения, потому что… // Наверное, каждому из нас знакомо чувство…
2. Тезис (утверждение – ответ на вопрос) + развитие мысли Так что же / как же…? (тут повтор вопроса - темы сочинения) Я думаю, что …
3. Переход + Аргумент 1: пример из литературы + микровывод Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в произведении … Этим рассказом / эпизодом автор доносит до нас следующую мысль: …
4. Переход + Аргумент 2: пример из литературы + микровывод Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе …. На примере жизненного пути этого персонажа мы можем видеть, что …
5. Заключение (повтор тезиса) Итак, как подсказывают нам отечественные и зарубежные литературные произведения, …

Вопрос - ответ

1. Сколько должно быть аргументов?

Одного достаточно. Главное – не количество аргументов, а качество! (минус одного аргумента – сложно набрать 250 слов)

Читайте также: