Школа при кожных заболеваниях

Обновлено: 24.04.2024

В детской дерматологии насчитывается большое количество нозологий, но только некоторые из них являются высококонтагиозными и служат поводом в отказе ребенку посещать дошкольное учреждение.

Опасность заразных кожных заболеваний в том, что они легко распространяются в детском коллективе. Это происходит из-за тесного контакта между малышами, неполноценного соблюдения правил личной гигиены самими детьми, а также из-за того, что многие родители не осведомлены, какие же высыпания являются заразными, а какие нет.

Показатель заболеваемости инфекционными дерматозами среди детей дошкольного возраста в 2019 году составил 474,7 на 100 тысяч населения и вырос на 0,2% в сравнении с 2018 годом. Это свидетельствует о том, что в настоящее время нет достаточного просвещения населения о заразных кожных заболеваниях, в том числе и об их профилактике.

К инфекционным дерматозам, которые легко распространяются среди детей, относятся:

Как передаются гнойничковые кожные инфекции?

Пиодермии или гнойничковые заболевания кожи особенно распространены среди детей. Они часто встречаются в практике врача дерматолога, составляя 30–40% всех обращений.

Частота пиодермий в детском возрасте напрямую связана с недостатком личной гигиены самого ребенка и людей, окружающих его и непосредственно заботящихся о нем.

Пиодермии — это бактериальные инфекции кожи, вызванные различными патогенными бактериями. Основными возбудителями опасных кожных гнойничковых инфекций являются грамположительные кокки: стафило- и стрептококки. Также иногда причиной развития гнойничковых заболеваний кожи могут стать такие возбудители, как вульгарный протей, синегнойная и кишечная палочки и др.

Как передаются такие кожные инфекции? Заражение происходит за счет тесного контакта «кожа к коже», поэтому дети, которые посещают дошкольные учреждения, находятся в группе риска.

Существует ряд факторов, которые увеличивают риск заражения пиодермиями:

переохлаждение и перегревание (потливость);

микротравмы — ссадины, порезы, укусы, расчесы, потертости;

длительное и нерациональное использование антибиотиков;

наличие хронических неинфекционных дерматозов (атопический и себорейный дерматит, экзема, псориаз и др.);

нарушение обмена веществ, особенно углеводного;

нарушение питания, гиповитаминозы, анемии.

Симптомы пиодермий

Внешние признаки пиодермий схожи с симптомами многих дерматологических заболеваний. Самостоятельно поставить диагноз очень сложно, а определить возбудителя по внешнему виду высыпаний практически невозможно. Поэтому чаще всего необходимы лабораторные анализы на определение возбудителя заболевания.

Есть несколько моментов, которые помогут заподозрить пиодермию у ребенка:

на коже визуализируются гнойничковые элементы;

сыпь имеет тенденцию к распространению по телу;

высыпания влажные, мокнущие, с образованием корочек;

самая распространенная локализация пиодермий у детей — волосистая часть головы и кожа лица.

Для стафилодермии (именно так называется пиодермия, вызванная стафилококками) характерен глубокий характер распространения, а излюбленной локализацией является кожа волосистой части головы.

Для стрептодермии (поражение вызванное стрептококками) характерно формирование мелких пузырьков с мутным содержимым, которые окружены воспалительной каймой. Пузырьки могут лопаться при прикосновении, а на их месте образуются корочки серого цвета, которые отпадают совершенно безболезненно и не оставляют следов.

Лечение гнойничковых инфекций кожи:

При лечении пиодермий препаратами первой линии являются антибиотики. Подбираются они индивидуально на основе результатов бактериологического исследования элементов.

Поверхностная пиодермия редко является опасной кожной инфекцией и представляет какую-либо угрозу для ребенка. Обычно достаточно использования антибактериальной мази.

При тяжелой форме болезни или генерализованном процессе назначается антибиотикотерапия внутрь. Детям чаще всего выписывают антибиотики из группы пенициллинов, цефалоспоринов или макролидов. Терапия назначается на одну-две недели, в зависимости от распространенности и тяжести процесса.

При осложненных формах пиодермии, а также при заболевании грудных детей, лечение проводится в условиях стационара.

Какие существуют опасные грибковые кожные инфекции?

Микозы — это инфекционные поражения кожного покрова, вызванные патогенными грибами.

Грибковые заболевания кожи имеют обширную классификацию и включают в себя трихомикозы, кератомикозы, дерматомикозы, кандидоз, а также онихомикозы и др.

Одним из наиболее часто встречающихся заболеваний в дошкольных учреждениях является микроспория (относится к группе трихомикозов). В народе микроспория или, как ее еще принято называть, контагиозная дерматофития, известна под названием «стригущий лишай».

Микроспория является заболеванием, обладающим наиболее высокой контагиозностью из всей группы дерматофитий и вызывается она грибами рода Microsporum.

Заразиться стригущим лишаем можно от больных животных (кошек, собак), боль¬ного трихомикозом человека, чрезвычайно редко от почвы.

Как выглядит микроспория?

На гладкой коже очаги стригущего лишая имеют вид отечных, возвышающихся круглых пятен, которые покрыты чешуйками. Постепенно пятна увеличиваются в диаметре, и по их периферии формируется возвышающийся венчик. Очень часто в инфекционный процесс вовлекаются пушковые волосы, реже брови и ресницы.

Купание больного стригущим лишаем ребенка способствует распространению спор грибка по телу, в результате чего возникают десятки новых очагов.

Микроспория имеет весьма характерные симптомы. При поражении грибком волос они теряют жизнеспособность, ломаются и выглядят как «пеньки» длиной до 1 см. Именно поэтому за ней закрепилось название «стригущий лишай».

Еще одна опасная грибковая кожная инфекция из группы трихомикозов, которая часто встречается в детских коллективах, — трихофития, которая вызывается грибком рода Trichophyton violaceum.

Характерным проявлением трихофитии являются множественные очаги поражения диаметром от 1 до 2 см, расположенные изолированно друг от друга и покрытые чешуйками серо-белого цвета.

Для точной диагностики и дифференцировки грибка врач тщательно осматривает кожу и волосистую часть головы. Обязательно проводит микроскопическое исследование чешуек на грибы, а также осматривает очаги под люминесцентным фильтром (лампой Вуда): при наличии грибкового поражения элементы будут иметь зеленоватое свечение.

Основными лекарственными средствами для лечения трихомикозов и других грибковых заболеваний являются антимикотические препараты. Применяют как системные, так и наружные противогрибковые средства.

Профилактические мероприятия при микозах включают в себя: соблюдение мер личной гигиены, дезинфекционные мероприятия.

При выявлении в детских учреждениях больного с грибковым поражением кожных покровов его немедленно изолируют домой и проводят текущую дезинфекцию, а также осматривают детей, которые находились в контакте с больным.

Как передаются паразитарные кожные инфекции?

К паразитарным дерматозам, с которыми ребенка не пустят в детское дошкольное учреждение, относятся педикулез и чесотка.

Педикулез

Педикулез или вшивость — паразитарное заболевание, вызываемое вшами, которое передаётся контактным путем от человека к человеку. Вши откладывают яйца на волосах, на расстоянии 2–3 см от кожи, где они приклеиваются. Питаются вши кровью, и без хозяина могут прожить не более двух суток.

сильный зуд в области кожи головы (если педикулез вызван головными вшами), лобка (педикулез вызван лобковыми вшами) и по всему телу (педикулез вызван платяными вшами);

мелкие красные точки на коже (укусы вшей);

белые точки на волосах, на вид как перхоть — это гниды, яйца вшей;

плохой сон, постоянное беспокойство и раздражённость, вызванные зудом;

образование ранок и корочек при расчесывании.

Лечение вшивости основано на применении специализированных наружных средств и вычесывании гнид. Необходимо обработать не только голову «заболевшему», но и одежду, постельное белье, мебель.

Важно знать, что у детей до 3 лет местные средства для лечения педикулеза запрещены, в этом возрасте можно только вычесывать паразитов. При выявлении педикулеза у одного из членов семьи обработке подвергаются все, даже те, кто не заразился. Использование народных средств по типу керосина, уксуса и др. небезопасно и неэффективно.

Чесотка

Чесотка — высококонтагиозное заболевание, которое вызвано чесоточным клещом sarcoptes scabie. Заражение чесоточным клещом происходит при тесном контакте с заболевшим, а также при использовании зараженных предметов обихода (мочалки , полотенца и т.д.), при этом инкубационный период составляет 7–14 дней, то есть первые симптомы заражения проявляются не сразу после контакта.

Клинические проявления при чесотке:

интенсивный зуд в вечернее и ночное время (т.к. чесоточный клещ прогрызает ходы именно в ночное время);

иногда при чесотке визуализируются чесоточные ходы — они выглядят как тонкие полосочки телесного цвета на поверхности кожи;

на участках с тонкой кожей видны папулы и везикулы слегка красного цвета.

Если больной не обращается своевременно к врачу, высыпания могут распространиться на всю поверхность туловища и конечностей, а также может присоседиться вторичная бактериальная инфекция.

У взрослого человека чесоточный клещ не поражает область головы и шеи, а вот у ребенка, напротив, основными местами поражения являются голова, шея, ладони и подошвы.

Различают несколько форм чесотки:

Типичная — классическая клиническая картина с зудом, везикулами и характерными локализациями.

Малосимптомная чесотка наблюдается у часто моющихся людей, т.к. они смывают большое количество клещей.

Чесотка без ходов, если первоначальное заражение произошло личинкой клеща.

Норвежская чесотка является редким заболеванием и наблюдается у людей с иммунодефицитом.

Диагностика чесотки основана на грамотном сборе анамнеза, осмотре всего кожного покрова, дерматоскопии (использование дерматоскопа для поиска чесоточных ходов). Применяются лабораторные исследования и микроскопия на наличие чесоточного клеща.

При лечении чесотки терапевтические схемы должны быть направлены не только на лечение заболевшего, но и на профилактику заражения членов семьи.

При этом обязательно полное кипячение одежды, белья и обработка помещения, где был пациент с чесоткой. Клещ может жить при комнатной температуре без хозяина до 4 суток. Кипячение при 100 градусах убивает клеща, а при температуре в 60 градусов клещ умирает только через час.

Лечение заключается в использование местных специализированных средств по определенной схеме. Рекомендовано применение Бензилбензоата, 20% эмульсия для нанесения взрослым и 10% детям.

Какие опасные вирусные кожные инфекции часто встречаются в детских садах?

Помимо ветряной оспы, розеолы, краснухи и некоторых других вирусных заболеваний, встречающихся в детских коллективах, существуют вирусы, которые поражают непосредственно кожные покровы.

К таким заболеваниям относятся контагиозный моллюск и вирусные бородавки.

Контагиозный моллюск

Контагиозный моллюск — это достаточно распространенное у детей вирусное заболевание, которое вызвано поксвирусом.

Моллюск передается вследствие тесного контакта — через банные принадлежности, в бассейнах, спортивных секциях и т.д., а также путем самозаражения (аутоинокуляции), когда зараженный ковыряет элементы на своей коже, а потом трогает здоровые участки кожного покрова. Инкубационный период длится 2–6 недель, но может достигать 6 месяцев.

Для контагиозного моллюска характерны мелкие, плоские узелки 1,5–2 мм в диаметре. Они имеют беловато-жёлтый цвет с перламутровым оттенком. Со временем узелки увеличиваются в размерах и достигают 5–7 мм в диаметре, а также принимают полушаровидную форму с центральным пупкообразным вдавлением. При надавливании на такой узелок выходит творожистая белая масса.

После появления подобных симптомов необходимо показаться врачу-дерматологу для постановки диагноза и подбора тактики лечения.

Что делать, если врач подтвердил контагиозный моллюск? Одна из тактик — выжидательная, у иммунокомпетентных пациентов поражения обычно спонтанно регрессируют в течение 2–3 месяцев и бесследно исчезают в течение года. Чаще всего данная тактика применяется у детей дошкольного возраста и при высыпаниях на лице у более старших лиц.

В случае если врач и пациент склонны к выбору выжидательной тактики, ребенок должен отказаться от посещения детских образовательных учреждений до того момента, пока не пройдут высыпания.

Однако ситуация с саморазрешением контагиозного моллюска неоднозначна и поэтому на данным момент есть несколько методов терапии моллюска:

Криотерапия, использование жидкого азота для удаления элементов. Хороший и быстрый метод, но считается достаточно болезненным, что очень ограничивает его применение у детей при большом количестве элементов.

Подофиллотоксин — антимитотическое средство в виде геля или раствора. Стоит отметить, что безопасность и эффективность подофиллотоксина при применении у детей раннего возраста окончательно не установлены.

Раствор гидроксида калия показал свою эффективность при применении его местно на элементы у детей разного возраста. Однако исследования показали, что спустя 4–5 недель использования раствора есть риск побочного эффекта в виде гипер- или гипопигментации участка кожи, куда наносили средство.

Вирусные бородавки

Вирусные бородавки (verrucae) — доброкачественное пролиферативное заболевание кожи и слизистых оболочек, вызванное вирусом папилломы человека (ВПЧ). Существуют различные типы ВПЧ, которые имеют определённую тканевую специфичность, то есть поражают свойственную именно для них «местность». Как правило, ВПЧ 1, 2 и 4 типов выявляются при подошвенных бородавках; ВПЧ 2, 4, 26, 27, 29, 57 типов — при вульгарных бородавках; ВПЧ 3, 10, 28, 49 типов — при плоских бородавках.

Передача вируса и заражение происходит контактно-бытовым путём, половым и вертикальным (от матери к плоду). Инфицированию при контактно-бытовом пути передачи способствует наличие микротравм и воспалительных процессов кожных покровов.

В клетках базального слоя кожи вирус может находиться длительное время в латентном состоянии, а при наличии благоприятных факторов происходит активное размножение ВПЧ в эпителии, что приводит к изменению тканей.

Бородавки на коже выглядят как зернистые папулы телесного цвета, чаще всего болезненные при надавливании.

Лечение вирусных бородавок заключается в применение деструктивных методов, таких как:

Также существуют методы химической деструкции, например комбинация азотной, уксусной, щавелевой, молочной кислот и тригидрата нитрата меди. Но эти варианты могут иметь токсические побочные реакции, поэтому не являются методом выбора при лечении бородавок у детей!

Стоит отметить, что прижигание бородавок с помощью чистотела, картошки и других народных методов не является эффективным и безопасным. Такие способы могут привести к травматизации здоровой ткани и образованию рубцов.

Резюме: в детском саду ребенок активно контактирует с другими детьми, а значит имеет высокий риск заражения различными инфекционными дерматозами. Среди них есть как описанные выше опасные кожные инфекции, так и относительно безобидные заболевания, такие как герпес или себорейный дерматит.

Следите за гигиеной вашего ребенка и учите его правилам личной гигиены.

Будьте бдительны и во время вечернего купания осматривайте кожные покровы ребенка.

При любых высыпаниях у ребенка необходимо посетить врача-дерматолога для установки верного диагноза и назначения адекватной терапии.

Если у вашего ребенка подтвердилось инфекционное заболевание, следует сообщить об этом в детское образовательное учреждение.

Список литературы

Кубанова А. А., Кубанов А. А., Мелехина Л. Е., Богданова Е. В. Анализ состояния заболеваемости болезнями кожи и подкожной клетчатки в Российской Федерации за период 2003–2016 гг. Вестник дерматологии и венерологии. 2017;(6):22—33. DOI: 10.25208/0042-4609-2017-93-6-22-33

Рукавишникова В.М. Козюкова О.А. О микроспории у взрослых // Успехи медицинской микологии. — Т.8. — М.: Национальная академия микологии, 2006. — С. 210 — 212.

Сергеев А.Ю., Сергеев Ю.В. Грибковые инфекции. Руководство для врачей. — М., ООО «Бином — пресс», 2004. — 440 с.

Кожные и венерические болезни. Руководство для врачей под ред. Ю.К.Скрипкина. — М.: Медицина, 1999, том. 1, с.271-275.

Ginter-Hanselmayer G. ./G Ginter-Ha nselmayer, P Nenoff, W Kurrat, E Propst, U Durrant-Finn, S Uhrlaß, W Weger//Hautarzt. −2016 -Vol.67 -№ 9 -P.689-699.

Федеральные клинические рекомендации. Дерматовенерология 2015: Болезни кожи. Инфекции, передаваемые половым путем. −5-е изд., перераб. и доп. -М.: Деловой экспресс, 2016. −768 с.

Burg, S. Oxford Handbook of Medical Dermatology [Text]/ S. Burg, R. Matin, D. Wallis. — 2d edition. — OXFORD University Press, 2016. — 692 p.

Педикулез Волкова Е., Батырова Г.З. В сборнике: Материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Уфа, 2021.

Почему возникла необходимость создания аллергошкол? Каковы результаты проведения занятий с пациентами? Аллергические заболевания привлекают все более пристальное внимание врачей разных специальностей. В подавляющем большинстве регионов мира неуклонно

Почему возникла необходимость создания аллергошкол?
Каковы результаты проведения занятий с пациентами?

Аллергические заболевания привлекают все более пристальное внимание врачей разных специальностей. В подавляющем большинстве регионов мира неуклонно растет число больных бронхиальной астмой, поллинозом, аллергическим риноконъюнктивитом, крапивницей, отеками Квинке, атопическим дерматитом, пищевой аллергией и другими аллергическими заболеваниями [6, 13, 14, 18, 21].

Ежегодно разрабатываются и внедряются в практику новые препараты, совершенствуются их формы. Все более высокие требования предъявляются к их эффективности и безопасности, удобству применения. Однако, несмотря на это, до сих пор сохраняются высокие показатели частоты обострений аллергических заболеваний, обращений пациентов за скорой медицинской помощью, инвалидности и смертности [3, 5, 16, 20].

Среди причин малой эффективности проводимой терапии можно назвать недостаточную осведомленность пациентов о течении заболевания, профилактике обострений, несоблюдение гипоаллергенного режима и способов уменьшения контакта с причинными аллергенами. У больных нет навыков самоконтроля и оказания себе первой помощи при развитии острых аллергических реакций или обострении хронических заболеваний.

Пациент с аллергией постоянно сталкивается с тем, что его заболевание требует соблюдения определенных правил и ограничений. Пациенту сложно разобраться в обилии информации, источником которой могут быть и врачи, и соседи, и другие больные, и, наконец, средства массовой информации.

Больной обращается к врачам не только в надежде получить облегчение, он ждет ответа на многие вопросы, которые его беспокоят.

С другой стороны, врачи в большинстве своем по разным причинам не уделяют должного внимания тому, насколько четко больные выполняют их рекомендации. Пациент получает четкие указания относительно режима дозирования, кратности применения препаратов; при этом многие другие, не менее важные составляющие курса терапии, в частности техника ингаляций и пикфлоуметрии, подбор индивидуальной диеты с учетом спектра сенсибилизации, возможные перекрестные реакции у больных поллинозом, остаются за рамками беседы.

В отечественных и международных стандартах и рекомендациях по лечению пациентов с аллергическими заболеваниями подчеркивается огромное значение образовательных программ. Формирование партнерских отношений между врачом и пациентом является важной составляющей успешной терапии, и знания, полученные больным на занятиях, дают им возможность контролировать симптомы заболевания и достичь тем самым высокого качества жизни [4, 17].

Образовательные программы для больных аллергией в отличие от программ для пациентов с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, гипертонической болезнью объединяют людей, страдающих разными заболеваниями, в основе которых лежат аллергические реакции первого типа и формирование аллергического воспаления.

Это несколько усложняет задачу. Однако хорошо известно, что для пациентов с аллергией характерно наличие нескольких аллергических заболеваний одновременно. Наиболее часто встречается сочетание бронхиальной астмы и аллергического ринита. По данным многочисленных эпидемиологических исследований, около 75% больных бронхиальной астмой имеют аллергический ринит, а от 20 до 40% пациентов с аллергическим ринитом страдают бронхиальной астмой. Ринит нередко предшествует бронхиальной астме и рассматривается многими исследователями как фактор риска развития астмы [18, 19, 21]. Как показывает педиатрическая практика, первыми клиническими проявлениями атопии могут быть атопический дерматит, аллергические заболевания пищеварительного тракта, пищевая аллергия. С ростом ребенка к ним присоединяются респираторные проявления аллергии [15].

В структуре сопутствующих аллергических заболеваний у детей с бронхиальной астмой, проживающих в Москве, первые места занимают аллергические заболевания ЛОР-органов (54%) и атопический дерматит (17%). Чаще всего встречается сочетание астмы и круглогодичного аллергического ринита. Анализ сопутствующих аллергических заболеваний, проведенный у 200 детей с атопическим дерматитом, показал, что у 80% детей выявляется пищевая аллергия, а у 42% — респираторные проявления аллергии [10].

Совершенно очевидно, что при таком разнообразии клинических проявлений аллергии у одного больного проведение занятий в общих группах отвечает интересам больных и расширяет возможности учебного процесса. Вместе с тем наряду с базовой программой обучения больных с аллергией (аллергошкола) разработаны разделы, предусматривающие более глубокое и детальное изучение некоторых заболеваний. В качестве примера можно привести школы для детей с атопическим дерматитом и респираторные образовательные центры.

Принципы организации и проведения образовательных программ для больных аллергией в аллергошколах изложены в методических рекомендациях [7, 8].

Цель образовательных программ — улучшение результатов лечения больных аллергическими заболеваниями и повышение качества жизни.

Основные задачи образовательных программ:

  • предоставление больному информации о причинах и механизмах развития аллергических заболеваний, клинических проявлениях, принципах диагностики, современных подходах к лечению и профилактике;
  • обучение больных навыкам самоконтроля, принципам оказания самопомощи;
  • формирование партнерских отношений между врачом и больным, осознанного подхода к выполнению врачебных рекомендаций.

В Москве при создании образовательных центров для больных аллергией учитывалось требование проводить наблюдение и обучение больных в одном учреждении, что позволяет достичь определенной преемственности в ведении больного. В то же время больному предоставляется возможность выбора аллергошколы. Обучение больных, как индивидуальное, так и в группах, проводится преимущественно на базе аллергологических кабинетов и аллергологических отделений стационаров города. В образовательном процессе участвуют врачи, медицинские сестры, психологи. Основная нагрузка ложится на преподавателей из числа врачей, поэтому на кафедре клинической иммунологии и аллергологии ФППО ММА им. И. М. Сеченова (заведующий кафедрой проф. А. В. Караулов) в течение нескольких лет проводилась работа по подготовке и оценке эффективности образовательных программ для врачей — преподавателей аллергошкол. В результате образовательный стандарт послевузовской подготовки специалистов аллергологов-иммунологов был дополнен соответствующим разделом [9, 11].

Преподаватели образовательных центров обеспечиваются методическими разработками для каждого занятия. Важное значение имеет иллюстративный материал, включающий наборы памяток для больных: «Я знаю, как жить с аллергией», «Научитесь жить с аллергией», брошюры, слайды, видеофильмы, в которых основные положения занятий представлены в доступной, а иногда и в шутливой форме. Игровые формы преподавания особенно важны, когда речь идет о детских школах, где в качестве иллюстративного материала могут быть использованы специально написанные сказки [1], игрушки.

Занятия в аллергошколах построены по принципу циклов. Цикл состоит из 4 занятий (табл. 1), по 2 занятия в неделю продолжительностью 60 мин (для взрослых). Оптимальное число слушателей в группе — 12-15 человек.

Первое занятие для преподавателя всегда наиболее трудное. На этом занятии слушатели знакомятся друг с другом и с правилами обучения. На первой лекции обычно задают больше всего вопросов, а преподавателю за фиксированное время необходимо познакомить слушателей с основными понятиями, которыми им придется оперировать далее. Причины и механизмы аллергических реакций, основные группы аллергенов, наследственность и аллергия, экология и аллергия — это лишь неполный перечень знаний, которые должны усвоить слушатели. Впечатление от первого занятия определяет дальнейшее отношение больных к обучению, поэтому к нему следует готовиться с особой тщательностью: использовать яркие примеры, привлекать слушателей к обсуждению их собственных проблем.

На втором занятии разбираются симптомы наиболее распространенных аллергических заболеваний. В отдельном разделе рассматриваются возможные причины развития и клинические проявления тяжелых аллергических реакций, в первую очередь наиболее опасного состояния — анафилактического шока. Особое внимание обращается на лекарственную аллергию и аллергию на укусы перепончатокрылых (пчел и ос) как наиболее частые причины развития системных аллергических реакций [2, 5, 16]. Для закрепления навыков по оказанию самопомощи при угрозе развития системных аллергических реакций слушателям предлагается решать ситуационные задачи.

Цель третьего занятия — изучение принципов элиминации причинно-значимых аллергенов как первого и необходимого этапа в комплексном лечении аллергических заболеваний. Проводится объективная оценка различных методов выявления виновных аллергенов. Преподаватель знакомит слушателей с методикой постановки кожных проб, характеризуя их как безопасные и высокоинформативные, а также с показаниями к определению общего и специфических иммуноглобулинов класса Е. Больные должны знать опасные для них аллергены и уделять серьезное внимание соблюдению гипоаллергенного режима. Детально разбираются возможные пути уменьшения контакта с аллергенами домашней пыли, пыльцы, эпидермальными и пищевыми аллергенами. В конце занятия преподаватель подчеркивает важность соблюдения основных правил элиминации аллергенов, так как это может существенно облегчить течение аллергии, снизить потребность в лекарственных препаратах, а в ряде случаев надолго предотвратить симптомы болезни. Во взрослой аудитории на этом занятии также изучаются основы первичной профилактики аллергии.

На последнем занятии слушатели знакомятся с принципами терапии аллергических заболеваний, с основными группами препаратов, использующихся для лечения клинических проявлений аллергии. Подчеркивается необходимость проведения базисной терапии, назначенной аллергологом-иммунологом, обсуждаются преимущества и недостатки отдельных препаратов. Особый акцент делается на специфической иммунотерапии — высокоэффективном методе лечения и профилактики аллергических заболеваний, влияющем на иммунологические механизмы, лежащие в основе аллергической реакции.

Наряду с проведением образовательных программ в аллергошколах Москвы в каждом округе перед сезоном цветения растений организуются Дни больного аллергией, на которые приглашаются не только дети с аллергическими заболеваниями и их родители, но и врачи других специальностей, а также представители органов здравоохранения. В течение 1-1,5 ч врачи ведут беседы о симптомах поллиноза, отличиях аллергического ринита от простудных заболеваний. Освещаются новые современные подходы к терапии аллергических заболеваний и их профилактике. Слушатели имеют возможность задать вопросы аллергологу-иммунологу, представителю органов здравоохранения или любому из присутствующих специалистов. Опыт показывает, что наиболее оживленно проходят встречи с родителями больных детей. Родителей интересует, можно ли вылечиться от аллергии, какие лекарства следует предпочесть, повлияет ли заболевание на обучение ребенка и на дальнейший выбор им специальности, как быть с занятиями спортом и где лучше проводить каникулы. Для детей в фойе в это время организуются выступления артистов, проводятся конкурсы. Проведение Дня больного аллергией дает возможность еще раз привлечь внимание врачей разных специальностей, представителей органов здравоохранения и широкого круга общественности к проблемам аллергии.

Для оценки влияния образовательных программ на регулярность выполнения рекомендаций по соблюдению гипоаллергенного режима, проведение фармакотерапии и, как следствие, на симптомы заболевания и качество жизни было проведено анкетирование слушателей аллергошкол до начала занятий и через 3-6 месяцев после обучения. Анкеты заполнили 50 взрослых с круглогодичным аллергическим ринитом/риноконъюнктивитом (КАР) и 50 родителей детей с КАР.

Клиническая характеристика больных КАР и сопутствующие аллергические заболеваний представлены в табл. 2 и табл. 3.

Спектр препаратов, использующихся больными для снятия симптомов аллергии, после посещения занятий также изменился. Меньше стали применяться сосудосуживающие капли, которые вызывают ряд нежелательных явлений и осложнений; удалось преодолеть стероидофобию.

Родители больных детей оказались более дисциплинированными и исполнительными — по рекомендации аллерголога в 80% семей еще до обучения в аллергошколе старые подушки заменили на синтетические, которые регулярно стирали.

Все 50 детей и 48 взрослых больных отметили за время, прошедшее после обучения в аллергошколе, четкую положительную динамику симптомов КАР. Кроме того, все больные дали положительную оценку работе аллергошколы.

Литература
Роль образовательных программ в лечении больных аллергическими заболеваниями (для взрослых и детей, больных круглогодичным аллергическим ринитом):

1. Выполнили ли вы рекомендации по уменьшению аллергенов?

  • Поменяли перовые подушки.
  • Убрали ковры в комнате, где спит больной.

2. Приведем некоторые наиболее типичные ответы на вопросы, включенные в специальные опросники для больных с круглогодичным аллергическим ринитом:

  • У моего ребенка много мягких игрушек.
  • Я их регулярно стираю или помещаю в холодильник.
  • Я часто покупаю ребенку новые мягкие игрушки и заменяю старые.
  • У моего ребенка синтетическая подушка.
  • Я регулярно стираю подушки и одеяла.
  • У моего ребенка специальное антиаллергенное белье.
  • У моего ребенка ослаблена иммунная система, он часто болеет простудными заболеваниями без температуры.

3. Вопросы, относящиеся к выбору рекомендованных препаратов, разработанные для взрослых больных с круглогодичным аллергическим ринитом с верифицированной аллергией к клещам домашней пыли:

  • Мне трудно общаться с сослуживцами и соседями, потому что у меня постоянно заложен нос.
  • Какой из перечисленных факторов оказывает наибольшее отрицательное влияние на вашу жизнь: отсутствие обоняния; проблемы с общением; необходимость постоянного лечения; необходимость соблюдать правила по элиминации аллергенов.

4. Динамика основных симптомов КАР у детей до и через 3 месяца после обучения в аллергошколе (средние значения в группе): отметить положительную динамику симптомов.

В повседневной практике педиатру часто приходится сталкиваться с различными изменениями на коже пациентов. По статистике, различные поражения кожи являются причиной почти 30% всех обращений к педиатру. Иногда это только дерматологические проблемы, иногда высыпания являются проявлениями аллергической или соматической патологии, но в последнее время существенно вырос процент дерматологических проявлений инфекционных заболеваний. Иными словами, синдром инфекционной экзантемы прочно входит в нашу практику и требует определенной осведомленности, так как порой он является одним из главных диагностических признаков, позволяющих своевременно поставить диагноз и избежать тяжелых последствий.

Экзантемы являются одним из наиболее ярких и значимых в диагностическом и дифференциально-диагностическом отношении симптомов. Они встречаются при многих инфекционных заболеваниях, которые даже получили название экзантематозных (корь, краснуха, скарлатина, брюшной и сыпной тифы, ветряная оспа, герпетические инфекции). При них сыпь - обязательный компонент клинической картины заболевания, вокруг нее как бы разворачивается диагностический процесс, на нее опирается и дифференциальный диагноз. Существует также группа инфекций, при которых сыпь встречается, но она непостоянна и эфемерна. Такого рода экзантемы возможны при многих вирусных инфекциях (энтеро- и аденовирусных, ЦМВ, ЭБВ и др.). В этих случаях диагностическая ценность экзантем невелика.

Экзантема почти всегда сосуществует с энантемой, причем последняя обычно появляется за несколько часов или 1-2 дня до экзантемы. Например, обнаружение розеол или петехий на небе у больного с симптомами ОРВИ позволит доктору заподозрить герпетическую инфекцию, сыпной тиф или лептоспироз, а пятна Филатова - Коплика являются единственным по-настоящему патогномоничным симптомом кори. Это лишний раз доказывает чрезвычайную важность тщательного осмотра не только кожи, но и слизистых оболочек.

Единой классификации инфекционных экзантем в настоящее время не существует. Наиболее удобно их разделять на генерализованные и локализованные. Классическими называют экзантемы потому, что заболевания, относящиеся к данной группе, всегда протекают с синдромом экзантемы. Атипичные же заболевания сопровождаются высыпаниями часто, но не всегда (рис. 1, 2).

В статье речь пойдет о генерализованных вирусных атипичных экзантемах.

Инфекционная эритема
Инфекционная эритема (син.: эритема Чамера, пятая болезнь, болезнь горящих щек) - это острая детская инфекция, вызываемая парвовирусом В19 с характерными клиническими симптомами: красными отечными бляшками на щеках («нашлепанные» щеки) и кружевной красной сыпью на туловище и конечностях [1, 2] (фото 1). Инкубационный период составляет около 2 недель (4-14 суток), продромальный чаще отсутствует, но в 1/3 случаев может начинаться за 2 суток до появления сыпи и проявляется субфебрильной лихорадкой, недомоганием, головной болью, а иногда катаральными явлениями, тошнотой и рвотой 5.

Рис. 1. Классификация экзантем


Фото 1. Симптом «нашлепанных» щек при инфекционной эритеме

Период разгара начинается с появления сыпи. В 1-й день она возникает на лице в виде мелких красных пятен, которые быстро сливаются, образуя яркую эритему на щеках, что придает больному вид получившего пощечину (симптом «нашлепанных щек»). Через 1-4 дня сыпь на лице разрешается, и одновременно с этим на коже шеи, туловища и разгибательных поверхностях конечностей появляются округлые пятна от розового до ярко-красного цвета и папулы. Изредка поражаются ладони и подошвы. Характерно некоторое центральное просветление, придающее сыпи своеобразный сетчатый, похожий на кружево вид (симптом кружевной сыпи). В большинстве случаев высыпания сопровождаются зудом кожи. Важно помнить, что после появления сыпи вирус не определяется в секрете носоглотки и крови, поэтому больные заразны только в период до появления сыпи.

Рис. 2. Генерализованные экзантемы

Экзантема при парвовирусной инфекции постепенно исчезает в течение 5-9 дней, но при воздействии провоцирующих факторов, таких как солнечное облучение, горячая ванна, холод, физическая нагрузка и стресс, могут персистировать недели и даже месяцы. Исчезает сыпь бесследно.

У части больных на фоне сыпи или после ее исчезновения может отмечаться поражение суставов. Характерно симметричное поражение преимущественно коленных, голеностопных, межфаланговых, пястно-фаланговых суставов. Болевой синдром зависит от тяжести заболевания и может быть слабым или сильным, затрудняющим самостоятельное передвижение, суставы опухшие, болезненные, горячие на ощупь. Течение полиартритов доброкачественное.

В анализе крови в высыпной период выявляется легкая анемия, низкое содержание ретикулоцитов, в ряде случаев - нейтропения, тромбоцитопения, повышенная СОЭ [6]. Для более точной диагностики возможно использовать ПЦР (сыворотка, ликвор, пунктат костного мозга, биоптат кожи и т. д.) для определения ДНК парвовируса. Также применяется метод ИФА с определением в сыворотке крови уровня специфических антител: IgM в сыворотке крови пациента обнаруживаются одновременно с появлением симптомов заболевания (на 12-14-й день после заражения), их уровень достигает максимума на 30-й день, затем снижается в течение 2-3 месяцев. Через 5-7 дней от момента клинических проявлений парвовирусной инфекции появляются IgG, которые сохраняются в течение нескольких лет [7].

Специфической этиотропной терапии парвовирусной инфекции не существует. В зависимости от клинической формы проводится посиндромная терапия.

Внезапная экзантема
Внезапная экзантема (син.: розеола детская, шестая болезнь) - это острая детская инфекция, вызывающаяся вирусом герпеса 6-го типа, реже 7-го типа и сопровождающаяся пятнисто-папулезной экзантемой, возникающей после снижения температуры тела. Вирус герпеса типа 6 был впервые выделен и идентифицирован в 1986 году у больных с лимфопролиферативными заболеваниями, а в 1988 году было доказано, что данный тип вируса является этиологическим агентом внезапной экзантемы. Инфекция, вызванная вирусом герпеса человека типа 6, является актуальной проблемой современной педиатрии, что связано с ее широкой распространенностью: почти все дети инфицируются в возрасте до 3 лет и сохраняют иммунитет на всю жизнь [8, 9]. При данном заболевании четко выражена сезонность - чаще внезапная экзантема регистрируется весной и осенью.

Инкубационный период составляет около 14 дней. Заболевание начинается остро с повышения температуры тела. Лихорадка фебрильная, длится 3-5, а порой и 7 дней, сопровождается интоксикацией, увеличением шейных и затылочных лимфоузлов, инъекцией зева и барабанных перепонок. Нередко отмечается гиперемия и отечность конъюнктивы век, придающая ребенку «сонный» вид и разрешающаяся в первый день экзантемы.

После снижения температуры тела, реже за день до или через сутки после, появляется экзантема. Высыпания вначале появляются на туловище и затем уже распространяются на шею, верхние и нижние конечности, редко - лицо. Представлены округлыми пятнами и папулами до 2-5 мм в диаметре, розового цвета, окруженными белым венчиком, бледнеющими при надавливании. Элементы сыпи редко сливаются и не сопровождаются зудом. Продолжительность высыпаний - от нескольких часов до 3-5 дней, после чего они исчезают бесследно [10, 11]. Особенностью заболевания является то, что, несмотря на болезнь, самочувствие ребенка страдает не сильно, может сохраняться аппетит и активность. В клиническом анализе крови отмечаются лейкопения и нейтропения, лимфоцитоз, могут обнаруживаться атипичные мононуклеары и тромбоцитопения. Течение внезапной экзантемы доброкачественное, склонное к саморазрешению.

Диагноз «розеола» в большинстве случаев не вызывает затруднений и устанавливается, как правило, на основе типичной клинической картины. Для подтверждения диагноза можно использовать серологическую диагностику, однако у многих детей с первичной инфекцией не развивается необходимый для определения уровень IgM [12]. Кроме того, у большинства людей старше 2-летнего возраста имеются антитела к вирусу герпеса типа 6 и для верификации необходимы парные сыворотки: выявление четырехкратного нарастания титра IgG к вирусу герпеса типа 6 или переход отрицательного результата в положительный служат подтверждением диагноза. Также возможно применение ПЦР, с помощью которой можно выявить вирус в тканях (в крови, слюне).

Заболевание склонно к саморазрешению и в подавляющем большинстве случаев не требует специфического лечения.

Инфекционный мононуклеоз
Инфекционный мононуклеоз - это острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусами группы герпесов, наиболее часто ЭБВ, и характеризующееся лихорадочным состоянием, ангиной, увеличением лимфатических узлов, печени и селезенки, лимфоцитозом, появлением атипичных мононуклеаров в периферической крови [13].

ЭБВ повсеместно распространен среди человеческой популяции, им поражено 80-100% населения земного шара [14, 15]. Большинство детей инфицируется к 3 годам, а все население - к совершеннолетию. Максимальная заболеваемость отмечается в 4-6 лет и подростковом возрасте. Выражена сезонность -с весенним пиком и незначительным подъемом в октябре. Характерны подъемы заболеваемости каждые 6-7 лет.

Инкубационный период составляет от 2 недель до 2 месяцев. Основной симптомокомплекс включает следующие ведущие симптомы:

Заболевание в большинстве случаев начинается остро, с подъема температуры тела до высоких цифр. Обычно весь симптомокомплекс разворачивается к концу первой недели. Наиболее ранними клиническими проявлениями являются: повышение температуры тела; припухание шейных лимфатических узлов; наложения на миндалинах; затруднение носового дыхания. К концу первой недели от начала заболевания у большинства больных уже пальпируются увеличенная печень и селезенка, в крови появляются атипичные мононуклеары.

Помимо основного симптомокомплекса, при инфекционном мононуклеозе часто отмечаются различные изменения кожи и слизистых оболочек, появляющиеся в разгар заболевания и не связанные с приемом лекарственных препаратов. Практически постоянным симптомом является одутловатость лица и отечность век, что связано с лимфостазом, возникающем при поражении носоглотки и лимфатических узлов. Также нередко на слизистой оболочке полости рта появляются энантема и петехии. В разгар заболевания часто наблюдаются различные высыпания на коже. Сыпь может быть точечной (скарлатиноподобной), пятнисто-папулезной (кореподобной), уртикарной, геморрагической. Сыпь появляется на 3-14-й день заболевания, может держаться до 10 дней и разрешается бесследно. Отличительной чертой является ее большая интенсивность на акральных участках, где она обычно сливается и дольше держится. Экзантема не зудит и проходит бесследно.

Нельзя не упомянуть еще об одном очень характерном проявлении инфекционного мононуклеоза - появлении сыпи после назначения антибиотиков пенициллинового ряда [16]. Сыпь возникает, как правило, на 3-4-й день от начала приема антибиотиков, располагается преимущественно на туловище, представлена пятнисто-папулезной сливающейся экзантемой (кореподобный характер). Некоторые элементы сыпи могут быть более интенсивно окрашены в центре. Сыпь разрешается самостоятельно без шелушения и пигментации. Важным моментом является то, что данная экзантема не является проявлением аллергической реакции на лекарственный препарат: пациенты как до, так и после ЭБВ-инфекции могут хорошо переносить антибактериальные препараты пенициллинового ряда. Эта реакция до конца не изучена и на данный момент рассматривается как взаимодействие вируса и лекарственного препарата. Отличительными чертами такой сыпи являются следующие:

Инфекционный мононуклеоз в большинстве случаев протекает гладко, без осложнений. Заболевание заканчивается через 2-4 недели. В некоторых случаях по истечении этого срока сохраняются остаточные проявления болезни.

Этиотропнаятерапия инфекционногомононуклеоза окончательно не разработана. При среднетяжелой и тяжелой формах можно использовать препараты рекомбинантного интерферона (виферон), индукторы интерферона (циклоферон), иммуномодуляторы с противовирусным эффектом (изопринозин) [17, 18]. В основном применяется патогенетическая и симптоматическая терапия [19, 20].

Энтеровирусная экзантема
Энтеровирусная инфекция - группа заболеваний, вызываемых вирусами рода энтеровирусов, характеризующихся синдромом интоксикации и полиморфизмом клинических проявлений [21]. Выделяют два основных вида поражения кожи при энтеровирусных инфекциях - энтеровирусная экзантема и болезнь «рука-нога-рот» (фото 2).


Фото 2. Болезнь «рук, ног и рта»

Энтеровирусная экзантема может быть вызвана различными типами энтеровирусов, а в зависимости от этиологии различается и симптоматика. Выделяют три вида энтеровирусных экзантем:

Кореподабная экзантема возникает преимущественно у детей раннего возраста. Заболевание начинается остро, с подъема температуры тела, головной боли, мышечных болей. Практически сразу появляются гиперемия ротоглотки, инъекция склер, нередко в начале болезни бывают рвота, боли в животе, возможен жидкий стул. На 2-3-й день от начала лихорадочного периода одномоментно появляется обильная распространенная экзантема на неизмененном фоне кожи. Сыпь располагается всегда на лице и туловище, реже на руках и ногах, может быть пятнистой, пятнисто-папулезной, реже петехиальной, размеры элементов - до 3 мм. Сыпь сохраняется 1-2 дня и исчезает бесследно. Примерно в это же время снижается температура тела.

Розеолоформная экзантема (бостонская болезнь) начинается также остро, с повышения температуры до фебрильных цифр. Лихорадка сопровождается интоксикацией, першением и болью в горле, хотя при осмотре ротоглотки никаких существенных изменений, кроме усиления сосудистого рисунка, нет. В неосложненных случаях лихорадка держится 1-3 дня и резко падает до нормы. Одновременно с нормализацией температуры появляется экзантема. Она имеет вид округлых розовато-красных пятен размером от 0,5 до 1,5 см и может располагаться по всему телу, но наиболее обильной бывает на лице и груди. На конечностях, особенно на открытых участках, сыпь может отсутствовать. Сыпь сохраняется 1-5 дней и бесследно исчезает [22].

Генерализованная герпетиформная экзантема возникает при наличии иммунодефицита и характеризуется наличием мелкой везикулезной сыпи. Отличием от герпетической инфекции является отсутствие сгруппированности везикул и помутнения их содержимого.

Одним из локальных вариантов энтеровирусной экзантемы является заболевание, протекающее с поражением кожи рук и ног, слизистой оболочки полости рта - так называемая болезнь рук, ног и рта (син.: ящуроподобный синдром, вирусная пузырчатка конечностей и полости рта). Наиболее частыми возбудителями данного заболевания служат вирусы Коксаки А5, А10, А11, А16, В3 и энтеровирус типа 71 [23, 24].

Заболевание встречается повсеместно, болеют преимущественно дети до 10 лет, однако отмечаются случаи заболеваний и среди взрослых, особенно молодых мужчин. Так же как и при других энтеровирусных заболеваниях, встречается чаще летом и осенью.

Инкубационный период короткий, от 1 до 6 дней, продромальный - невыразительный или отсутствует вовсе. Заболевание начинается с незначительного повышения температуры тела, умеренной интоксикации. Возможны боли в животе и симптомы поражения респираторного тракта. Практически сразу на языке, слизистой щек, твердом небе и внутренней поверхности губ появляется энантема в виде немногочисленных болезненных красных пятен, которые быстро превращаются в везикулы с эритематозным венчиком. Везикулы быстро вскрываются с формированием эрозий желтого или серого цвета. Ротоглотка не поражается, что отличает заболевание от герпангины [25]. Вскоре после развития энантемы у 2/3 пациентов появляются аналогичные высыпания на коже ладоней, подошв, боковых поверхностей кистей и стоп, реже - ягодиц, гениталий и лице. Так же как и высыпания во рту, они начинаются как красные пятна, которые превращаются в пузырьки овальной, эллиптической или треугольной формы с венчиком гиперемии. Высыпания могут быть единичными или множественными [26].

Заболевание протекает легко и разрешается самостоятельно без осложнений в течение 7-10 дней. Однако необходимо помнить, что вирус выделяется до 6 недель после выздоровления [27, 28].

Диагностика энтеровирусных экзантем носит комплексный характер и предусматривает оценку клинических симптомов заболевания совместно с данными эпидемиологического анамнеза и обязательного лабораторного подтверждения (выделение энтеровируса из биологических материалов, нарастание титра антител) [29].

Лечение носит в большинстве симптоматический характер. Применение рекомбинантных интерферонов (виферон, реаферон), интерфероногенов (циклоферон, неовир), иммуноглобулинов с высоким титром антител может потребоваться только при лечении больных тяжелыми формами энтеровирусного энцефалита [30].

Таким образом, проблема инфекционных заболеваний, сопровождающихся экзантемами, остается актуальной по сей день. Высокая распространенность данной патологии среди населения требует повышенного внимания от врачей любой специальности.


Атопический дерматит — это хроническое воспалительное заболевание кожи, которое проявляется зудящими красными пятнами, сыпью, шелушением и сухостью. Это заболевание диагностируется у 30% детей и у 10% взрослых. Однако, зачастую атопическому дерматиту не уделяется должного внимания, и некорректное лечение этой болезни может замедлять наступление ремиссии и ухудшать общий уровень здоровья. О 5 самых распространенных ошибках в тактике лечения рассказывает дерматолог Анна Трушина.

Ошибка №1. Излишняя диагностика, направленная на выявление «некожных» причин.

Причины развития атопического дерматита кроются в генетически обусловленных особенностях:

1. Со стороны кожи — связаны с нарушением барьерной функции.

2. Со стороны иммунной системы. В ответ на проникновение раздражителей и аллергенов через нарушенный кожный барьер формируется воспаление.

Ошибка №2. Поиск причинного аллергена.

Атопический дерматит не является аллергическим заболеванием по своей природе. Однако, аллергические реакции могут сочетаться с атопическим дерматитом, как сопутствующее заболевание. Так происходит примерно у 20-30% пациентов.

Поэтому сам по себе атопический дерматит не является поводом для сдачи дорогостоящих панелей на специфические аллергены, а анализ должен сдаваться только при подозрении на конкретную аллергическую реакцию у части пациентов.

Ошибка №3. Соблюдение необоснованной диеты.

Часто атопический дерматит становится поводом для назначения строгой “гипоаллергенной” диеты. Детский рацион становится однообразным и скучным. Однако, такие пищевые ограничения не обоснованы с научной точки зрения и не приносят желаемого результата, даже если параллельно есть аллергия.

Помимо отсутствия эффекта, строгая диета способна нанести вред организму. Она приводит к дефициту важных нутриентов, минералов и витаминов, что может негативно сказаться на общем состоянии здоровья ребенка. Поэтому детям с атопическим дерматитом нужно питаться разнообразно и сбалансированно. Из рациона исключаются только те продукты, роль которых четко доказана с обострением патологического процесса. Аналогичные правила применимы и к питанию мамы, если малыш находится на грудном вскармливании.

Ошибка №4. Нерациональный уход за кожей.

Основа лечения атопического дерматита это восстановление барьерной функции кожи и устранение воспаления. Поэтому назначаются такие средства, которые помогают УВЛАЖНИТЬ и смягчить кожный покров и удержать влагу внутри него, и тем самым улучшить защитные свойства кожи. В комплексе используются также мероприятия, которые уменьшают вероятность развития воспалительного процесса, т.е. ограничивается контакт кожи с потенциальными агрессорами из внешней среды.

Чтобы реализовать перечисленные выше цели, требуется тщательный и бережный уход за кожей ребенка-атопика с использованием ЭМОЛЕНТОВ. Это специальные средства, лосьоны, кремы, бальзамы, которые при нанесении на кожу смягчают и увлажняют ее, способствуют заполнению межклеточных пространств в коже, восстанавливая ее барьерные свойства.

Важно понимать, что использования простых детских кремов 1-2 раза в день может быть недостаточно. Для правильного ухода требуется нанесение специальных эмолентов в достаточном объеме. Они распределяются толстым (!) слоем как на проблемные, так и на визуально неизмененные участки кожи. При этом, кратность нанесения напрямую зависит от состояния кожи. Требуется использовать эмоленты столько раз в течение дня, чтобы весь день наощупь кожа оставалось гладкой, мягкой и без шелушения.

Ошибка №5. Отказ от «гормонов».

При атопическом дерматите внутри кожи происходит воспалительный процесс (само слово “дерматит” в дословном переводе на русский означает воспаление кожи). Именно поэтому в период обострения используются противовоспалительные наружные средства, которые позволяют остановить воспаление. К таким средствам относят наружные глюкокортикостероиды. Однако многие родители отказываются от этих «гормонов» из-за стероидофобии (боязни использования стероидов).

Топические (т.е. используемые наружно: лосьоны, эмульсии, мази, кремы) кортикостероиды на протяжении не одного десятилетия используются в лечении атопического дерматита. За это время они продемонстрировали высокую эффективность и высокий профиль безопасности.

Если же родители не используют кортикостероиды в тех случаях, когда к этому есть показания, или делают это нерационально (назначают самостоятельно без учета степени и формы кожного воспаления, самостоятельно отменяют гормон раньше необходимого срока без контроля врача), то это может привести к ухудшению состояния кожи, формированию очагов хронического воспаления и другим местным осложнениям.

Заключение

Читайте также: