Шенгенская кожа что это

Обновлено: 01.05.2024

В конце октября в здание Пале-Рояля вошёл молодой человек — Рафаэль де Валантен, во взгляде которого игроки заметили какую-то страшную тайну, черты лица его выражали бесстрастность самоубийцы и тысячу обманутых надежд. Проигравшийся Валантен просадил последний наполеондор и в оцепенении принялся бродить по улицам Парижа. Его разум поглотила единственная мысль — покончить жизнь самоубийством, бросившись в Сену с Королевского моста. Мысль о том, что днём он станет добычей лодочников, которая будет оценена в пятьдесят франков, вызвала у него омерзение. Он решил умереть ночью, «чтобы оставить обществу, презревшему величие его души, неопознанный труп». Беспечно разгуливая, он стал разглядывать Лувр, Академию, башни Собора Богоматери, башни Дворца правосудия, мост Искусств. Чтобы дождаться ночи, он направился к лавке древностей прицениться к произведениям искусства. Там пред ним предстал худой старик со зловещей насмешкой на тонких губах. Проницательный старец догадался о душевных терзаниях молодого человека и предложил сделать его могущественнее монарха. Он передал ему лоскут шагрени, на которой по-санскритски были выгравированы следующие слова: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне Желай — и желания твои будут исполнены При каждом желании я буду убывать, как твои дни. »

Рафаэль заключил договор со стариком, вся жизнь которого состояла в том, чтобы сберегать нерастраченные в страстях силы, и пожелал, в случае если его судьба не изменится в самый короткий срок, чтобы старик влюбился в танцовщицу. На мосту Искусств Валантен случайно встретил своих друзей, которые, считая его человеком выдающимся, предложили работу в газете, в целях создания оппозиции, «способной удовлетворить неудовлетворённых без особого вреда для национального правительства короля-гражданина» (Луи-Филиппа). Друзья повели Рафаэля на званый обед к основанию газеты в дом богатейшего банкира Тайфера. Публика, собравшаяся в этот вечер в роскошном особняке, была поистине чудовищна: «Молодые писатели без стиля стояли рядом с молодыми писателями без идей, прозаики, жадные до поэтических красот, — рядом с прозаичными поэтами Здесь были два-три учёных, созданных для того, чтобы разбавлять атмосферу беседы азотом, и несколько водевилистов, готовых в любую минуту сверкнуть эфемерными блёстками, которые, подобно искрам алмаза, не светят и не греют». После обильного ужина публике были предложены красивейшие куртизанки, тонкие подделки под «невинных робких дев». Куртизанки Акилина и Евфрасия в беседе с Рафаэлем и Эмилем утверждают, что лучше умереть молодыми, чем быть брошенными, когда их красота померкнет.

Женщина без сердца

Рафаэль рассказывает Эмилю о причинах своих душевных мук и страданий. С детства отец Рафаэля подчинил сына суровой дисциплине. До двадцати одного года тот находился под твёрдой рукой родителя, молодой человек был наивен и жаждал любви. Однажды на балу он решил сыграть на отцовские деньги и выиграл внушительную для него сумму денег, однако, стыдясь своего поступка, скрыл этот факт. Вскоре отец стал давать ему денег на содержание и делиться своими планами. Отец Рафаэля десять лет боролся с прусскими и баварскими дипломатами, добиваясь признания прав на заграничные земельные владения. От этого процесса, к которому активно подключился Рафаэль, зависело его будущее. Когда был обнародован декрет о потере прав, Рафаэль продал земли, оставив только остров, не имеющий ценности, где находилась могила его матери. Началась долгая расплата с кредиторами, которая свела в могилу отца. Молодой человек принял решение растянуть оставшиеся средства на три года, и поселился в дешёвой гостинице, занимаясь научным трудом — «Теорией Воли». Он жил впроголодь, но работа мысли, занятия, казались ему прекраснейшим делом жизни. Хозяйка гостиницы г-жа Годэн, по-матерински заботилась о Рафаэле, а ее дочь Полина оказывала ему множество услуг, отвергнуть которые он не мог. Спустя время он стал давать уроки Полине, девушка оказалась чрезвычайно способной и сообразительной. Уйдя с головой в науку, Рафаэль продолжал мечтать о прекрасной даме, роскошной, знатной и богатой. В Полине он видел воплощение всех своих желаний, но ей недоставало салонного лоска. «. женщина, — будь она привлекательна, как прекрасная Елена, эта Галатея Гомера, — не может покорить моё сердце, если она хоть чуть-чуть замарашка».

Однажды зимой Растиньяк ввёл его в дом, «где бывал весь Париж» и познакомил с очаровательной графиней Феодорой, обладательницей восьмидесяти тысяч ливров дохода. Графиня была дамой лет двадцати двух, пользовалась безупречной репутацией, имела за плечами брак, но не имела любовника, самые предприимчивые волокиты Парижа терпели фиаско в борьбе за право обладать ей. Рафаэль влюбился без памяти в Феодору, она была воплощением тех грёз, которые заставляли трепетать его сердце. Расставаясь с ним, она попросила его бывать у неё. Вернувшись домой и ощутив контраст обстановки Рафаэль проклял свою «честную добропорядочную бедность» и решил соблазнить Феодору, которая была последним лотерейным билетом, от которого зависела его участь. На какие только жертвы не шёл бедный обольститель: ему невероятным образом удавалось добираться до ее дома пешком под дождём и сохранять презентабельный вид; на последние деньги он довозил ее до дома, когда они возвращались из театра. Чтобы обеспечить себе достойный гардероб, ему пришлось заключить договор на написание ложных мемуаров, которые должны были выйти под именем другого человека. Однажды она прислала ему записку с посыльным и просила прийти. Явившись по ее зову, Рафаэль узнал о том, что она нуждается в протекции его влиятельного родственника-герцога де Наваррена. Влюблённый безумец был только средством к реализации таинственного дела, о котором он так и не узнал. Рафаэля терзала мысль о том, что причиной одиночества графини может быть физический недостаток. Чтобы развеять свои сомнения, он решил спрятаться в ее спальне. Покинув гостей, Феодора вошла в свои апартаменты и словно сняла привычную маску учтивости и приветливости. Рафаэль не обнаружил в ней никаких недостатков, и успокоился; засыпая, она произнесла: «Боже мой!». Восхищённый Рафаэль строил массу догадок предполагая, что мог означать подобный возглас: «Ее восклицание, то ли ничего не значащее, то ли глубокое, то ли случайное, то ли знаменательное, могло выражать и счастье, и горе, и телесную боль, и озабоченность». Как оказалось позднее, она всего лишь вспомнила о том, что забыла сказать своему маклеру, чтобы он обменял пятипроцентную ренту на трёхпроцентную. Когда Рафаэль раскрыл перед ней свою бедность и всепоглощающую к ней страсть, она ответила, что не будет принадлежать никому и согласилась бы выйти замуж только за герцога. Рафаэль навсегда оставил графиню и перебрался к Растиньяку.

Растиньяк, сыграв в игорном доме на их совместные деньги, выиграл двадцать семь тысяч франков. С этого дня друзья пустились в разгул. Когда средства были растрачены, Валантен, решил что он «социальный нуль» и принял решение уйти из жизни.

Повествование возвращается к тому моменту, когда Рафаэль находится в особняке Тайфера. Он достаёт из кармана кусок шагреневой кожи и изъявляет желание стать обладателем двухсот тысяч ежегодного дохода. Наутро нотариус Кардо сообщает публике, что Рафаэль стал полноправным наследником майора О’Флаэрти, скончавшегося накануне. Новоиспечённый богатей взглянул на шагрень и заметил, что она уменьшилась в размере. Его обдало призрачным холодком смерти, теперь «он мог все — и не хотел уже ничего».

Агония

В один декабрьский день, в шикарный особняк маркиза де Валантена пришёл старик, под чьим руководством когда-то учился Рафаэль-господин Поррике. Старый преданный слуга Ионафан, рассказывает учителю, что его хозяин ведёт затворническую жизнь и подавляет в себе все желания. Почтенный старец пришёл просить у маркиза, чтобы тот похлопотал у министра о восстановлении его, Поррике, инспектором в провинциальном колледже. Рафаэль, утомлённый долгими излияниями старика, случайно вымолвил, что от души желает, чтобы ему удалось достигнуть восстановления в должности. Осознав сказанное, маркиз пришёл в ярость, когда он посмотрел на шагрень, она заметно уменьшилась. В театре он как-то встретил сухонького старика с молодыми глазами, тогда как в его взгляде нынче читались лишь отголоски отживших страстей. Старик вёл под руку знакомую Рафаэля — танцовщицу Евфрасию. На вопросительный взгляд маркиза старик ответил, что теперь он счастлив как юноша, и что он неверно понимал бытие: «Вся жизнь — в едином часе любви». Разглядывая публику, Рафаэль остановил взор на Феодоре, которая сидела с очередным поклонником, все такая же красивая и холодная. На соседнем кресле с Рафаэлем сидела прекрасная незнакомка, приковывающая восхищённые взгляды всех присутствующих мужчин. Это была Полина. Ее отец, в своё время командовавший эскадроном конных гренадеров императорской гвардии, был взят в плен казаками; по слухам ему удалось бежать и добраться до Индии. Вернувшись, он сделал дочь наследницей миллионного состояния. Они договорились встретиться в гостинице «Сен-Кантен», их прежнем жилище, хранившем воспоминания их бедности, Полина хотела передать бумаги, которые, переезжая, завещал ей Рафаэль.

Очутившись дома, Рафаэль с тоской взглянул на талисман и загадал, чтобы Полина любила его. Наутро его переполняла радость — талисман не уменьшился, значит, договор нарушен.

Встретившись, молодые люди поняли, что всем сердцем любят друг друга и ничто не препятствует их счастью. Когда Рафаэль в очередной раз взглянул на шагрень, он заметил, что она вновь уменьшилась, и в порыве гнева выбросил ее в колодец. Что будет, то будет, — решил измученный Рафаэль и зажил душа в душу с Полиной. В один февральский день садовник принёс маркизу странную находку, «размеры которой не превышали теперь шести квадратных дюймов».

Отныне Рафаэль решил искать средства спасения у учёных, чтобы растянуть шагрень и продлить свою жизнь. Первым к кому он отправился, был господин Лавриль, «жрец зоологии». На вопрос о том, как остановить сужение кожи, Лавриль ответил: «Наука обширна, а жизнь человеческая очень коротка. Поэтому мы не претендуем на то, чтобы познать все явления природы».

Вторым, к кому обратился маркиз, стал профессор механики Планшет. Попытка остановить сужение шагрени путём воздействия на неё гидравлического пресса не увенчалась успехом. Шагрень осталась цела и невредима. Поражённый немец ударил кожу кузнечным молотом, но на ней не осталось и следа повреждений. Подмастерье бросил кожу в каменноугольную топку, но даже из неё шагрень вынули совершенно невредимую.

Химик Жафе сломал бритву, пытаясь надрезать кожу, пробовал рассечь ее электрическим током, подверг действию вольтова столба — все безрезультатно.

Теперь Валантен уже ни во что не верил, стал искать повреждения своего организма и созвал врачей. Уже давно он стал замечать признаки чахотки, теперь это стало очевидно и ему и Полине. Врачи пришли к следующему заключению: «чтобы разбить окно, нужен был удар, а кто же его нанёс?» Они приписали пиявок, диету и перемену климата. Рафаэль в ответ на эти рекомендации саркастически улыбнулся.

Месяц спустя он отправился на воды в Экс. Здесь он столкнулся с грубой холодностью и пренебрежением окружающих. Его избегали и почти в лицо заявляли, что «раз человек так болен, он не должен ездить на воды». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Рафаэль убил своего противника, и кожа вновь сузилась.

Покинув воды, он поселился в сельской хижине Мон-Дора. Люди, у которых он жил, глубоко сочувствовали ему, а жалость — «чувство которое всего труднее выносить от других людей». Вскоре за ним приехал Ионафан и увёз своего хозяина домой. Переданные ему письма Полины, в которых она изливала свою любовь к нему, он бросил в камин. Изготовленный Бьяншоном раствор опия погрузил Рафаэля в искусственный сон на несколько дней. Старик слуга решил последовать совету Бьяншона и развлечь хозяина. Он созвал полный дом друзей, намечалось пышное пиршество, но увидевший это зрелище Валантен пришёл в неистовый гнев. Выпив порцию снотворного, он вновь погрузился в сон. Разбудила его Полина, он стал упрашивать ее покинуть его, показал клочок кожи ставший размером с «лист барвинка», она стала рассматривать талисман, а он, видя, как она прекрасна, не смог совладать с собой. «Полина, иди сюда! Полина!» — выкрикнул он, и талисман в ее руке стал сжиматься. Полина решила растерзать себе грудь, удавить себя шалью, чтобы умереть. Она решила, что если убьёт себя, он будет жив. Рафаэль же, видя все это, опьянел от страсти, бросился к ней и тут же умер.

Эпилог

Что же стало с Полиной?

На пароходе «Город Анжер» молодой человек и красивая женщина любовались фигурой в тумане над Луарой. «Лёгкое это создание то ундиной, то сильфидой парило в воздухе, — так слово, которого тщетно ищешь, витает где-то в памяти, но его нельзя поймать Можно было подумать, что это призрак Дамы, изображённой Антуаном де ла Саль, хочет защитить свою страну от вторжения современности».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Шагреневая кожа
С французского: Le peau chagrin.
Выражение стало популярным после выхода в свет одноименного романа (1830—1831) французского писателя Опоре де Бальзака (1799— 1850). Герой романа становится обладателем куска волшебной шагреневой кожи, которая, подобно волшебной палочке, выполняет любую его волю — дает богатство, молодость, наслаждения и т. д. Но после каждого выполненного желания шагреневая кожа необратимо уменьшается в размерах, соответственно уменьшаются и возможности героя романа.
Шагреневая кожа в прямом смысле слова — хорошо обработанная кожа из козлиной (не козьей) шкуры, которая используется в скорняжном производстве.
Иносказательно: о том, что необратимо и постоянно уменьшается, исчезает (время, ресурсы и пр.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое "Шагреневая кожа" в других словарях:

ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА — «ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА», Россия, СПиЭФ (Ленфильм)/ЛЕНФИЛЬМ, 1992, цв., 39 мин. Экспериментальный игровой фильм. В ролях: Ольга Кондина, Андрей Храмцов, Андрей Славини, Наталья Фиссон (см. ФИССОН Наталья Владимировна), Сергей Щербин. Режиссер: Игорь… … Энциклопедия кино

Шагреневая кожа — У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Название романа не поддаётся точному переводу. По французски chagrin означает и сорт кожи, и печаль . Его можно было бы перевести как … Википедия

Шагреневая кожа (значения) — Шагреневая кожа (фр. Peau de chagrin, chagrin): Шагреневая кожа (материал), или шагрень (фр. chagrin) мягкая шероховатая кожа (козлиная, баранья, конская); также технология тиснения кожи, используется при обработке кож с… … Википедия

Шагреневая кожа (Бальзак) — Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Жанр: Роман Автор: Бальзак, Оноре де Язык оригинала: французский Год написания: 1831 … Википедия

Шагреневая кожа (фильм, 2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La peau de chagrin … Википедия

Шагреневая кость (фильм) — «Шагреневая Кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра Шагреневая Кост … Википедия

Шагреневая Кость — «Шагреневая Кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра Шагреневая Кость Жанр авангард Режиссёр Игорь Безруков Продюсер Алексей Грохотов … Википедия

Шагреневая кость — «Шагреневая кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра … Википедия

КОЖА — КОЖА, кожи, жен. 1. Наружный покров животных (иногда растительных) организмов. От холода потрескалась кожа. Вся кожа сморщилась. Змеи меняют кожу. Счищать кожу с яблока. 2. Выделанная шкура животного, освобожденная от шерсти. Чемодан из свиной… … Толковый словарь Ушакова

«Шагреневая кожа» (фр. La Peau de Chagrin ), 1830—1831) — роман Оноре де Бальзака.

Содержание

История создания

Бальзак называл этот роман «отправным началом» своего творческого пути [1] .

Основные персонажи

  • Рафаэль де Валентен, молодой человек.
  • Эмиль, его друг.
  • Полина, дочь госпожи Годен.
  • Графиня Феодора, светская женщина. , молодой человек, друг Эмиля.
  • Хозяин лавки древностей.
  • Тайфер, владелец газеты.
  • Кардо, юрист.
  • Акилина, куртизанка.
  • Евфрасинья, куртизанка.
  • Госпожа Годен, разорившаяся баронесса.
  • Ионафан, старый слуга Рафаэля.
  • Фино, издатель.
  • Господин Порике, бывший учитель Рафаэля.
  • Господин Лавриль, натуралист.
  • Господин Планшет, механик.
  • Шпиггальтер, механик.
  • Барон Жафе, химик.
  • Орас Бьяншон, молодой врач, друг Рафаэля.
  • Бриссе, врач.
  • Камеристус, врач.
  • Могреди, врач.

Композиция и сюжет

Роман состоит из трёх глав и эпилога:

Талисман

Молодой человек, Рафаэль де Валентен, беден. Образование ничего ему не принесло. Он хочет утопиться и, чтобы скоротать время до ночи, заходит в лавку древностей, где старик-хозяин показывает ему удивительный талисман — шагреневую кожу. На изнанке талисмана выдавлены знаки на санскрите [2] . [источник не указан 683 дня] ; перевод гласит:

Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно Богу. Желай — и желания твои будут исполнены. Однако, соразмеряй свои желания со своею жизнью. Она — здесь. При каждом желании я буду убывать, словно дни твои. Хочешь владеть мною? Бери. Бог тебя услышит. Да будет так!

Таким образом, любое желание Рафаэля исполнится, но за это будет сокращаться и время его жизни. Рафаэль соглашается и загадывает устроить вакханалию.

Он выходит из лавки и встречает друзей. Один из них, журналист Эмиль призывает Рафаэля возглавить одну богатую газету и сообщает, что тот приглашён на празднество по поводу её учреждения. Рафаэль видит в этом лишь совпадение, но не чудо. Пиршество действительно соответствует всем его желаниям. Он признаётся Эмилю, что несколько часов назад был готов броситься в Сену. Эмиль расспрашивает Рафаэля о том, что же заставило его решиться на самоубийство.

Женщина без сердца

Рафаэль рассказывает историю своей жизни.

Его отец был дворянин с юга Франции. В конце правления Людовика XVI приехал в Париж, где быстро сделал состояние. Революция его разорила. Однако, во время Империи он снова добился славы и богатства, благодаря приданому жены. Падение Наполеона стало для него трагедией, ведь он скупал земли на границе империи, отошедшие теперь к другим странам. Долгий судебный процесс, в который он втянул и сына — будущего доктора права — закончился в 1825 году, когда господин де Вилель «откопал» императорский декрет о потере прав. Через десять месяцев отец умер. Рафаэль продал всё имущество и остался с суммой в 1120 франков.

Он решает жить тихой жизнью в мансарде нищенской гостиницы в отдалённом квартале Парижа. У хозяйки гостиницы, госпожи Годен, в России при переправе через Березину пропал без вести муж-барон. Она верит, что когда-нибудь тот вернётся, сказочно богатый. Полина — её дочь — влюбляется в Рафаэля, но он об этом не догадывается. Он полностью посвящает свою жизнь работе над двумя вещами: комедией и научным трактатом «Теория воли».

Однажды он встречает на улице молодого Растиньяка. Тот предлагает ему способ быстро обогатиться посредством женитьбы. В свете есть одна женщина — Феодора — сказочно красивая и богатая. Но она никого не любит и даже слышать о замужестве не желает. Рафаэль влюбляется, начинает тратить все деньги на ухаживания. Феодора же не подозревает о его бедности. Растиньяк знакомит Рафаэля с Фино — человеком, который предлагает написать подложные мемуары своей бабушки, предлагая большие деньги. Рафаэль соглашается. Он начинает вести разбитную жизнь: выезжает из гостиницы, снимает и обставляет дом; каждый день он в обществе… но он всё ещё любит Феодору. По уши в долгах, он идёт в игорный дом, где когда-то посчастливилось Растиньяку выиграть 27000 франков, проигрывает последний наполеондор и хочет утопиться.

На этом история завершается.

Рафаэль вспоминает о шагреневой коже, лежащей в кармане. В шутку, чтобы доказать Эмилю свое могущество, он просит шесть миллионов франков. Попутно снимает мерку — кладёт кожу на салфетку и обводит края чернилами. Все засыпают. Наутро приходит юрист Кардо и объявляет, что у Рафаэля умер в Калькутте богатый дядя, у которого не было других наследников. Рафаэль вскакивает, сверяет кожу с салфеткой. Кожа сжалась! Он в ужасе. Эмиль заявляет, что Рафаэль может исполнить любое желание. Все полусерьёзно, полушутя делают заявки. Рафаэль никого не слушает. Он богат, но в то же время почти мёртв. Талисман действует!

Агония

Начало декабря. Рафаэль живёт в роскошном доме. Всё устроено так, чтобы не произносить слов желаю, хочу и т. п. На стене перед ним всегда висит шагрень в рамке, обведённая чернилами.

К Рафаэлю — влиятельному человеку — приходит бывший учитель, господин Порике. Он просит выхлопотать для него место инспектора в провинциальном колледже. Рафаэль случайно в беседе произносит: «Я от души желаю…». Кожа сжимается, он с яростью кричит на Порике; жизнь его висит на волоске.

Апрель. Рафаэль и Полина живут вместе. Однажды утром приходит садовник, выловивший в колодце шагрень. Она стала совсем маленькой. Рафаэль в отчаянии. Он едет к учёным мужам, но всё бесполезно: натуралист Лавриль читает ему целую лекцию о происхождении ослиной кожи, но растянуть её никак не может; механик Планшет кладёт её в гидравлический пресс, который ломается; химик барон Жафе не может расщепить её никакими веществами.

Полина замечает у Рафаэля признаки чахотки. Он зовёт Ораса Бьяншона — своего друга, молодого врача — тот созывает консилиум. Каждый доктор высказывает свою научную теорию, все они единодушно советуют поехать на воды, ставить на живот пиявок и дышать свежим воздухом. Однако они не могут определить причину его болезни. Рафаэль уезжает в Экс, где с ним плохо обращаются. Его избегают и почти в лицо заявляют, что «раз человек так болен, он не должен ездить на воды». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Рафаэль убил своего противника, и кожа вновь сжалась. Убедившись, что он умирает, он возвращается в Париж, где продолжает скрываться от Полины, вводя себя в состояние искусственного сна, чтобы подольше протянуть, но она его находит. Загоревшись желаниями при виде её, он умирает.

Эпилог

В эпилоге Бальзак даёт понять, что не желает описывать дальнейший земной путь Полины. В символическом описании он называет её то цветком, расцветшим в пламени, то ангелом, приходящим во сне, то призраком Дамы, изображённом Антуаном де ла Саль. Призрак этот как бы желает защитить свою страну от вторжения современности. Говоря о Феодоре, Бальзак отмечает, что она — повсюду, так как олицетворяет собой светское общество.

Экранизации и постановки

  • Шагреневая кожа (1975) — телеспектакль Павла Резникова.
  • Шагреневая кожа (1982) — короткометражный фильм Игоря Апасяна (1992) — короткометражный псевдодокументальный игровой фильм Игоря Безрукова. (La peau de chagrin) (2010) — художественный фильм по роману Оноре де Бальзака, режиссёр Берлинер Ален.
  • Шагреневая кожа (2010) — радиоспектакль Аркадия Абакумова.

Примечания

  1. Бальзак — статья из Большой советской энциклопедии
  2. ↑ на самом деле «знаки» — арабский текст, но в оригинале и в переводах упоминется именно санскрит

Ссылки

Евгения Гранде • Пьеретта • Турский священник • Прославленный Годиссар • Старая дева • Музей древностей • Утраченные иллюзии

История тринадцати • Цезарь Биротто • Банкирский дом Нусингена • Блеск и нищета куртизанок • Фачино Кане • Чиновники

Случай из времен террора • Темное дело • З.Маркас

Шуаны • Страсть в пустыне

Крестьяне • Сельский врач • Сельский священник • Лилия долины

Шагреневая кожа • Прощенный Мельмот • Неведомый шедевр • Поиски абсолюта •

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Романы 1831 года
  • Романы Оноре де Бальзака

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Шагреневая кожа" в других словарях:

Шагреневая кожа — С французского: Le peau chagrin. Выражение стало популярным после выхода в свет одноименного романа (1830 1831) французского писателя Опоре де Бальзака (1799 1850). Герой романа становится обладателем куска волшебной шагреневой кожи, которая,… … Словарь крылатых слов и выражений

ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА — «ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА», Россия, СПиЭФ (Ленфильм)/ЛЕНФИЛЬМ, 1992, цв., 39 мин. Экспериментальный игровой фильм. В ролях: Ольга Кондина, Андрей Храмцов, Андрей Славини, Наталья Фиссон (см. ФИССОН Наталья Владимировна), Сергей Щербин. Режиссер: Игорь… … Энциклопедия кино

Шагреневая кожа (значения) — Шагреневая кожа (фр. Peau de chagrin, chagrin): Шагреневая кожа (материал), или шагрень (фр. chagrin) мягкая шероховатая кожа (козлиная, баранья, конская); также технология тиснения кожи, используется при обработке кож с… … Википедия

Шагреневая кожа (Бальзак) — Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Жанр: Роман Автор: Бальзак, Оноре де Язык оригинала: французский Год написания: 1831 … Википедия

Шагреневая кожа (фильм, 2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La peau de chagrin … Википедия

Шагреневая кость (фильм) — «Шагреневая Кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра Шагреневая Кост … Википедия

Шагреневая Кость — «Шагреневая Кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра Шагреневая Кость Жанр авангард Режиссёр Игорь Безруков Продюсер Алексей Грохотов … Википедия

Шагреневая кость — «Шагреневая кость» Ю.Ханон у дверей Мариинского театра … Википедия

КОЖА — КОЖА, кожи, жен. 1. Наружный покров животных (иногда растительных) организмов. От холода потрескалась кожа. Вся кожа сморщилась. Змеи меняют кожу. Счищать кожу с яблока. 2. Выделанная шкура животного, освобожденная от шерсти. Чемодан из свиной… … Толковый словарь Ушакова

Шагреневая кожа (фр. Peau de chagrin, chagrin ):

  • Шагреневая кожа (материал), или шагрень (фр.chagrin ) — мягкая шероховатая кожа (козлиная, баранья, конская); также технология тиснения кожи, используется при обработке кож с природными дефектами для изготовления обуви и отдельных видов одежды.
  • «Шагреневая кожа» — роман Оноре де Бальзака.
  • «Шагреневая кожа» (1909) — фильм Альбера Капеллани.
  • «Шагреневая кожа» (1923) — американский фильм режиссёра Джорджа Д. Бейкера.
  • «Шагреневая кожа» (1959) — опера немецкого композитора Гизелхера Клебе (англ.) русск. .
  • «Шагреневая кожа» (1975) — телеспектакль Павла Резникова.
  • «Шагреневая кожа» (1980) — французский телефильм режиссёра Мишеля Фавара (фр.) русск.
  • «Шагреневая кожа» (1982) — короткометражный фильм Игоря Апасяна.
  • «Шагреневая кожа» (2003) — короткометражный фильм Стефана Бланке (фр.) русск. .
  • «Шагреневая кожа» (2010) — французский телефильм режиссёра Алена Берлинера (фр.) русск. .
  • «Шагреневая кожа» — музыкальная композиция группы «Умка и Броневик».

См. также

  • «Шагреневая кость» (1992) — авангардная короткометражная кинокартина режиссёра Игоря Безрукова.
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Шагреневая кожа (значения)" в других словарях:

Шагреневая кожа (фильм, 2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La peau de chagrin … Википедия

Шагреневая кожа — У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Название романа не поддаётся точному переводу. По французски chagrin означает и сорт кожи, и печаль . Его можно было бы перевести как … Википедия

Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия

Карре, Мишель (сын) — Мишель Карре Michel Carré Имя при рождении: Michel Carré Дата рождения: 7 июля 1865(1865 07 07) Место рождения … Википедия

Коммунистический интернационал — У этого термина существуют и другие значения, см. Коминтерн (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. III Интернационал (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Третий Интернационал (значения).… … Википедия

Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

Нагорный Карабах — У этого термина существуют и другие значения, см. Нагорный Карабах (значения). Контуры территории, контролируемой НКР на момент подписания соглашения о прекращении огня 1 … Википедия

Полковник Шабер — Эта статья о книге. О фильме см. Полковник Шабер (фильм). У этого термина существуют и другие значения, см. Шабер (значения) … Википедия

Утраченные иллюзии — У этого термина существуют и другие значения, см. Утраченные иллюзии (значения). Утраченные иллюзии Illusions perdues … Википедия

Фантастика — в литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы. Термин Ф.… … Литературная энциклопедия

кожа шагреневая

Как материал, натуральная кожа известна давно, но никогда не теряла своей актуальности. В зависимости от выделки шкур получают различные виды материала. Один из них, шагреневая кожа – мягкая, с шероховатой поверхностью.

Шагрень получают из акульих рыб, выделывают из конских, бараньих, козлиных шкур или изготавливают теснением из шкур с дефектами.

Историческая справка

Корни слова «шагрень» связывают с турецким «сагри» и персидским «сагари» – названиями обработанной особым образом лошадиной кожи с крупа. Материал имеет зернистую мерею – рисунок на поверхности кожи, который формируют тиснением.

В Европу шагрень попала в XVII веке, как экзотика стран Востока. Красивая прочная шагреневая кожа быстро вошла в моду, а к XVIII веку достигла такой популярности, что появилась даже гильдия мастеров шагрени (Голландия).

Во Франции Жан Клод Галюша, придворный кожевник Луи XVI, вместе с сыном Дени Клодом в 1774 году представил изделия, в которых использовалась кожа ската. Шкатулки для ювелирных изделий, рамы для зеркал, вставки на мебели покорили двор, а выделанная под шагрень кожа акульих рыб получила название «галюша».

Из галюша делали переплеты для дорогих книг, футляры для столового серебра, часов, микроскопов и телескопов.

Перфеттини в своей книге "Le Galuchat" утверждал, что шагрень рыб использовалась еще в Древнем Египте при погребальных ритуалах, а в средневековой Японии галюша вознеслась в ранг искусства, ее почитали как дорогой, благородный материал.

Интересно! Изделия из шагреневой кожи эластичны и выглядят настолько красиво, что их часто выдают (вероятно, по незнанию) за змеиную или кожу ящерицы.

Искусственная шагрень

сумка шагреневая кожа

В Персии и Малой Азии, родине шагрени, зернистый эффект получали по следующей технологии:

  • шкуру замачивали до схода волос и сильного набухания (нажора);
  • очищали, затем растягивали на деревянную раму;
  • лицевую часть густо обсыпали семенами лебеды, вдавливая их;
  • оставляли до полного высыхания.

После удаления семян на поверхности оставался тисненый отпечаток, имеющий зернистую фактуру.

Натуральная шагрень

Акулья кожа обладает природной мереей – узором из плакоидной чешуи. Натуральная акулья шагрень красива, долговечна и обладает высокой прочностью (в 2,5 раза крепче воловьей).

Акулья шагрень известна со времен Древней Греции, где использовалась как абразив для твердой древесины. На парусном флоте кожей акулы чистили палубы и оборачивали в нее весла (часть, которая вставляется в уключины), чтобы служили дольше.

Ею обтягивали рукояти мечей, кинжалов, изготавливали щиты, защитные фартуки для кузнецов, книжные переплеты, тамбурины, использовали как абразивный материал для шлифовки металла, дерева и камня. В странах Океании в наше время из кожи акулы делают отличные наждаки и напильники.

В Европе шагрень из акульих рыб получила название галюша.

Надеюсь, вам нравится моя статья! Если вы нашли недочеты - просто напишите мне об этом! Я всегда готова к беседе и отвечу на любые ваши вопросы, задавайте их! 🙂

Свойства материала

Шагрень обладает всеми свойствами натуральной кожи.

Интересно! Прочность на разрыв акульей шагрени превышает 500 кг/см 2 .Для сравнения, прочность воловьей кожи 200 кг/см 2 .

Технология образование эффекта

Для получения зернистой структуры в Персии, Древнем Китае и Японии шкуру посыпали семенами лебеды, их вминали или вколачивали в шкуру молотками, оставляя шкуру сохнуть. После срезали выступающие части, быстро додубливали. Для получения более мелкой фактуры использовали семена проса.

На смену кустарному производству пришла шагреневальная нарезная машина. Тиснение выполнялось медным гравировальным валиком с нанесенным на него рисунком.

сумка из шагреневой кожи

В век пара и электричества нарезную машину сменил шагреневальный прокатный пресс. Ширина – 3, 5 м., производил 170 пар голенищ/час.

Следующим шагом эволюции стала машина с ровными станинами, оснащенными плитами с подогревом вместо валиков. Такое технологическое решение позволило усложнить рисунок теснения, делая его еще красивее.

Современные методы получения шагреневой кожи не претерпели принципиальных изменений, совершенствовалась только техническое выполнение пресса.

Интересно! Оноре Бальзак в своем романе «Шагреневая кожа» ошибся – прочная зернистая фактура физически не способна усохнуть.

Сферы использования

Основные потребители шагреневой кожи – это производители обуви и кожгалантереи. Туфли, сумочки, ремни, футляры, шкатулки – прочная, красивая шагрень не теряет своей популярности.

Портфели, как своеобразный символ чиновников, адвокатов и банковских работников, начиная с XX века, набирает популярность. Их делают черными, темно-зелеными или коричневыми с тиснением.

В станах Юго-Восточной Азии из акульей шагрени делают сумочки, бумажники, портфели и легкие элегантные туфли. Считается, что такие туфли легче потерять, чем сносить.

Среди сокровищ Эрмитажа можно встретить ножны, несессеры, табакерки, рукояти кинжалов из галюша́. В начале XX века ее использовали как отделку аксессуаров – пудрениц, щеток для волос, портсигаров, вечерних сумочек.

Галюша и бриллианты

Основатель мирового ювелирного бренда de Grisogono Фаваз Груози весной 2003 года представил ювелирную коллекцию, в которой шагреневая кожа ската, галюша, сочетается с бриллиантами и цветным золотом.

Центральная фигура коллекции – браслет из галюша, с белым и желтым золотом, инкрустированный «коготками» из черных и белых бриллиантов, парный к часам de Grisogono.

К браслету есть длинные серьги из мягко свисающей галюша и колье-ошейник. Кольца странно закручены и похожи на сушеный инжир.

На фото представлен один из браслетов коллекции, из галюша с серыми бриллиантами круглой огранки, сапфирами кабошонами и белым золотом:

браслет шагреневая кожа

Интересно! Бутики Mercury предлагают коллекция Galuchat от $ 4000.

Хотя шагреневая кожа очень прочная и износостойкая, как любой коже ей противопоказан перегрев, прямые солнечные лучи и вода. Для очистки изделий рекомендуется использовать сухую или чуть влажную мягкую ткань. Масляные пятна с шагрени удаляют кукурузным крахмалом.

Для ухода за тиснеными изделиями не используют крема, их чистят специальной эмульсией, которая помогает сохранять фактуру.

Важно! Для сохранения зернистой структуры изделий из шагрени ее необходимо обрабатывать специальными увлажняющими средствами.

Заключение

Шагреневая кожа – это плотный и прочный материал с характерным зернистым рисунком. В XXI веке сочетание прочности, эластичности и красота мереи, а также новые технологии обработки, вернули шагрени утраченную популярность.

Читайте также: