Родинка в чем драматизм ситуации лежащей в основе сюжета родинка

Обновлено: 28.04.2024

Постижение художественного смысла рассказа М. Шолохова «Родинка» [1]. невозможно без интерпретации отраженного в нем архетипического конфликта отцов и детей, представленного не только в системе персонажей, но и в многочисленных деталях. Внимание к этой стороне человеческой жизни акцентировано названием рассказа. «Родинка - врожденное пятнышко на коже человека» [2, С. 592], пятнышко, которым природа наделяет человека независимо от его желания. В работах, посвященных шолоховскому рассказу, неоднократно указывалось, что «родинка» - однокоренное слово с «родом», «народом», «родиной», «природой», «урожаем», «родником». А значит, родинка - знак влияния на человека неподвластных ему мировых сил и одновременно указание на глубинную связь человека с миром, вселенной.

Уже предложение, начинающее текст, помогает нам создать первичное представление об основном конфликте произведения и порождает в читателе своеобразное «предвосхищение» смысла целого. Этот процесс понимания текста, как справедливо указывают ученые, определяется мифопоэтической моделью мира, которая «предполагает тождество макрокосма и микрокосма» [3, С. 162]. Представленные образы чрезвычайно важны, так как «корректируют» спектр читательских ожиданий: «На столе (здесь и далее выделено нами - Т.Б.) гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Все это на столе. » [1, С. 3]. Лежащие на столе полевая карта и сводка делают главенствующей тему войны. Краюха хлеба, завершающая это описание (не она главная на этом столе), - образ повседневной мирной жизни. Так уже в первом предложении, объединяющем гильзы и хлеб, читатель ощущает драматизм этой обыденности, ее внутреннюю противоречивость, реализующую универсальную антиномию жизни: война - мир. И мир здесь не противопоставлен войне, а втянут в нее.

Но нельзя не увидеть и другого значения образов, представленных в первом предложении. Они призваны выделить важнейшие темы произведения, соединить разрозненные, на первый взгляд, картины жизни. Так, указанные в начале рассказа патронные гильзы, «пахнущие сгоревшим порохом» соотносятся и с опустевшей обоймой Николки, предопределившей исход его поединка с отцом, и с тем выстрелом маузера, которым подвел итог своей жизни сам атаман. Упоминаемая в первом предложении «уздечка наборная с душком лошадиного пота» увязывает в одно целое и смерть загнанной нарочным лошади, и гибель от пули атамана коня Николки.

Среди предметов, расположенных на столе в комнате Николая Кошевого, указана баранья кость как знак сакральной жертвы. В контексте сюжета о сыноубийце, реализованном в рассказе «Родинка», этот образ ассоциируется с библейским героем Авраамом, который готов был принести в жертву Богу единственного своего сына Исаака. По воле Господа в роли жертвы оказался ягненок (Быт. 22:12-13). Готовность Авраама пожертвовать Исааком - доказательство глубокой веры старца и его «самого полного послушания» Господу [4, С. 139]. У атамана же «зачерствела душа. как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной» [1, С. 6]. Ни на мгновение не возникло у него чувства жалости к юному противнику: «Неук, сосун, горяч, через это и смерть его тут налапает». Ассоциации такого рода явно отражает авторскую оценку событий, составивших основу рассказа.

Смерть Николая Кошевого как кульминация внешнего конфликта, конкретно-исторического, воплощающего борьбу 2-х сторон в гражданской войне, является важнейшим событием конфликта внутреннего, воплощающего в самом широком значении взаимодействие человека и природы, мира в целом, представленного в архетипических образах.

При создании картины гибели молодого командира эскадрона М. Шолохов следует традициям фольклора и древнерусской литературы: «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью потерханный, упали плывущие тени» [1, С. 10]. Таково, например, описание природы накануне последней битвы русичей с половцами в «Слове о полку Игореве»: « . черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солн- ца. » [5, С. 60].

Встретились в смертельной схватке не только сын с отцом, но гибнет все, что находится рядом с ними. Это мы видим в сцене смерти загнанного нарочным коня, оставившей равнодушными окружающих людей: Николка же только «глянул на черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей» лошади, и отвернулся. Об этом же говорит нам и эпизод на мельнице, когда члены банды под ноги лошадям сыпали и двор устилали золотистым зерном. Атаман же, сам коренной донской казак, не думал о том, как будет земля весной без сева. Таким образом, война художественно интерпретируется в рассказе как преступление против земли, ее животворящей силы.

Повествование о поединке отца и сына отсылает нас и к известной былине «Бой Ильи Муромца с сыном», где реализуется характерная для мифопоэтической модели мира оппозиция «свой-чужой». Отрицательным персонажем (чужим), надругавшимся над матерью Златыгоркой (землей-матушкой, ее творческой силой), здесь является Сокольник, который вероломно готов убить и спящего безоружного отца, Илью Муромца (своего). В рассказе М. Шолохова отрицательным персонажем (чужим) повествователь является атаман. Подобно Сокольнику, не испытывавшему в былине уважения ни к родине, ни к старым людям, атаман мешает земле проявить жизнетворческую силу: по его приказу на мельнице «ячмень и пшеницу под ноги лошадям сыплют и двор устилают золотистым зер- ном» [1, С. 8]. Сходство с Сокольником, унижающим русских богатырей, проявляется и в насмешке казацкого атамана над мельником Лукичом, который, боясь смерти, «ртом беззубым жует песок из пригоршней» атамана и целует ему сапоги[1, С. 7].

Сближает Сокольника с атаманом стремление хитростью достичь победы. Так, выждав, когда у Николки кончилась обойма, атаман «налетел коршуном» на него [1, С. 10].

В поступках Николая Кошевого проявляются черты защитника русской земли и русского народа, т.е. «своего». Это можно увидеть в том, что он «сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои» [1, С. 3], и в том, что к нему обращаются обиженные люди с просьбой «управу сыскать» [1, С. 9] на банду.

Читателю неизвестно, что стало с телом командира Кошевого, но четко определен финал жизни самоубийцы атамана: вечером. «с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун- стервятник» [1, С. 11]. Этот эпизод заставляет нас также вспомнить финал былины. Илья Муромец бросает убитого Сокольника «да сорокам, воронам да на расклеванье, // Да серым-де волкам да на растарзанье» [6, С. 44].

Таким образом, определение мифопоэтического контекста рассказа «Родинка» позволяет писателю интерпретировать основной конфликт гражданской войны как противоестественный, находящийся в противоречии со всем ходом развития человечества.

Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т. Т. 1 / под ред. А.П. Лопухина. - М.: Терра, 1997.

Слово о полку Игореве / Вступит. статья и подготовка древнерус. текста Д. Лихачева; Сост. и коммент. Л. Дмитриева. - М., 1985.

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.

Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.

Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.

Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.

Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости. Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.

Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.

Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.

Вариант 2

Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.

Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.

Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.

Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.

В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.

Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.

Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.

После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.

Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Родинка

Популярные сегодня темы

Сказка «Либерал» была написана Салтыковым-Щедриным в 1885 году. Конечно, не стоит понимать слово «сказка» как нечто детское, тут скорее совсем наоборот, только взрослый сумеет понять всю суть

Владимир Маяковский – один из известнейших русских поэтов двадцатого века. Помимо поэзии, Маяковский был кинорежиссёром, сценаристом и актёром. Произведения автора всегда удивляли и шокировали читателей

Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «После бала» так как чувства, мировоззрение, отношение к миру главного героя Ивана Васильевича поменялись после одного бала. Ведь все было иначе, если бы не один случай.

Тема любви весьма ярко представлена в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор произведения длительное время писал свой шедевр – он начал его в конце 1920-х годов и продолжал вплоть до своей смерти

Мне известен один пример зависти, который поменял людей местами в жизни. Моя мама дружила с одной девочкой буквально с первого класса

1. Что подчеркивает автор в описании внешности Николки?
2. О чем мечтает Кошевой?
3. Случайно ли в начале рассказа дано описание цветущего жито?
4. Описание атамана. Отчего у него болит душа?
5. Сходство размышлений Кошевого и атамана?
6. Когда началось противостояние отца и сына?
7. Каков философский смысл финала рассказа «Родинка»?
Я не прошу все, хотя бы что-нибудь. Заранее спасибо

1.2.Молодому командиру всего восемнадцать лет.
Его детство – детство обычного ребенка, но он
рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать.
Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть.
Единственное, что связывает героя с прошлым –
воспоминания и такая же, как у отца,
"величиной с голубиное яйцо, на левой ноге,
выше щиколотки" родинка –
символ родства, связи поколений.
С пятнадцати лет ему пришлось воевать,
и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от
жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной.

Его мечте получить образование так и не суждено
было сбыться.

Единственным светлым моментом остались для Николки
воспоминания о спокойной мирной жизни,
когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших.
Эти ностальгические картины дают понять,
насколько противна ему была сама по себе мысль
о необходимости снова идти в бой

4.А описании атамана Шолохов обращается
к ярким фольклорным образам.
Так дважды при описании атамана упоминается волк.
Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с
"набедившимся" вожаком стаи, стремительно
идущим вперед.
Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей
выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит
назад.
По традиции волк символизировал у народа голодного,
обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего
скорее жалость, чем страх.
Именно таким кажется в рассказе старый атаман.
Но и он устал от войны.
Закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

6.Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит
вместе два отряда.
И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг
к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле
они сражаются.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался
атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир.
Николка смело нападает на атамана и падает
под ударом его шашки.
Драматичное противостояние красных и белых
оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына.
Оказываются разрушены самые святые узы семьи.
Вновь появляется символ кровных уз – родинка на
теперь уже мертвой ноге Николки.
Страшный крик увидевшего её атамана: "Сынок. Николушка.
Родной. Кровинушка моя. " - главные слова в рассказе.
Атаман убивает себя.

7.Гражданская война, по Шолохову, страшное явление,
она "расчеловечивает" людей, заставляет их забыть,
что они люди.
Родинка-это не только примета, по которой Атаман
узнает убитого им сына, но и знак былого единства,
родства людей, ставших непримиримыми врагами.
Слово “родинка” своим корнем связано со словами,
означающими все то, что оказалось расколотым,
разрушенным гражданской войной.

1. в чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?
2. Какую роль играет портрет героя, его воспоминания о детстве, размышления перед выступлением эскадрона?

3. Как раскрывается душевное состояние атамана?
4. Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы?

Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? Ответ: рассказ с первой строчки будто дымится кровью. Он словно начинается невидимой смертью – ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло. Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают? Ответ: “баранья кость” - своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого, которое будто бы наваливается на нас с первой строчки рассказа; а “лошадиный пот” - символ загнанности в произведении. Кто чувствует себя загнанным в рассказе? Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды. Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа? Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? Ответ: жизнь Николки Кошевого, эскадронного командира, выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об этом свидетельствует портрет героя. Шолохов подчеркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет) . В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни. О чем думает Николка? Ответ: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”.Какой мотив возникает в размышлениях героя? Ответ: мотив очерствения души. Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки. Как раскрывается душевное состояние Атамана? Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”.

Анализ рассказа

Анализ

В цикле «Донские рассказы» М. Шолохова присутствует и рассказ «Родинка». С этой истории начинается творческий путь автора. Писатель затронул тему, волнующего каждого. Гражданская война. Эта тема в те времена была очень актуальна. Михаил Шолохов показал еще одну грань этого страшного события. Это большая трагедия для всего населения страны. Автор обнажил проблемы, связанные с гражданской войной. Это не только жестокость, но и нелепость, бессмысленность происходивших событий.

Произведение «Родинка» написано своеобразным языком, в котором с первых строк прослеживается стиль Михаила Шолохова. В центре рассказа два основных персонажа. Герои являются полной противоположностью друг другу. У каждого из них есть своя правда. Именно за нее они и сражаются друг с другом. Красный командир и казачий атаман. Почему их ничего не связывает. Писатель рассказывает их жизненные истории, делая акцент на самых значимых событиях. Читатель со страниц книг узнает не только о настоящем персонажей, но и о их прошлой жизни. Изначально автор знакомит со своими героями через бытовые и пейзажные зарисовки. Он обращает внимание на то, что окружает персонажей.

Читатель видит и местность, через которую старый атаман переправляет свою группировку. Зарисовки не вызывают симпатии у читателя. Они отталкивают своей безжизненностью, запустением. Писатель с помощью эпитетов и метафор хочет передать главную мысль произведения «Родинка». Она заключается в том, что эта гражданская война никому не нужна. В ней нет никакой необходимости.

Возраст красного командира составляет всего восемнадцать лет. Его детские годы должны были быть обычными. Без особых потрясений и утрат. Однако судьба распорядилась по-другому. У персонажа пропал отец, вскоре скончалась мать. На протяжении трех лет герой ведет военные действия. Он уже морально устал от этих событий. Но у персонажа есть связь с прошлым. Он бережет в своей душе теплые воспоминания. Есть и еще одно обстоятельство. У персонажа есть своеобразный символ родственных связей — родинка. В рассказе она олицетворяет связь поколений. Именно такая же родинка и на этом же месте была у его отца. У командира еще вся жизнь впереди. Неслучайно автор сравнивает его со свободной молодой птицей.

Противоположный персонаж — старый казачий атаман. Писатель описал его тяжелую долю. Судьба не была благосклонна к персонажу. На протяжении семи лет он воевал. Атаман отвык от родного края, его душа стала черствой. Внутренний мир персонажа опустел, потускнел. Герой пытается заглушить свое чувство одиночества, отрешенности. Он постоянно пьян. Только так он находит себе утешение.

В произведении «Родинка» Михаил Шолохов создал необычные образы животных, каждый из которых играет определенную роль. Эти своеобразные символы призваны передать настроение, эмоции, чувства персонажей. Атаман сравнивается с волком. Читатель понимает, что это животное ассоциируется с голодом, одиночеством, несчастьем. Но у волка есть и другие особенности. Это злое животное, словно озлобленное на весь мир. Именно такой и есть сам атаман.

Война надоела персонажам. Она забрала у них все физические и моральные силы. У героев есть планы на дальнейшую жизнь, но война не отпускает их. Кульминацией произведения «Родинка» Михаила Шолохова является ожесточенный бой. Отец и сын сошлись в непримиримой схватке, не понимая, кем они приходятся друг другу. Отец убивает сына. Происходит разрушение родственных связей. Если бы отец не отправился на фронт, этой трагедии можно было бы избежать.

Читайте также: