Родинка шолохов как гражданская война повлияла на

Обновлено: 02.05.2024

В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.

Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.

Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.

Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.

Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.

Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости. Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.

Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.

Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.

Вариант 2

Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.

Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.

Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.

Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.

В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.

Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.

Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.

После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.

Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Родинка

Популярные сегодня темы

Сказка «Либерал» была написана Салтыковым-Щедриным в 1885 году. Конечно, не стоит понимать слово «сказка» как нечто детское, тут скорее совсем наоборот, только взрослый сумеет понять всю суть

Владимир Маяковский – один из известнейших русских поэтов двадцатого века. Помимо поэзии, Маяковский был кинорежиссёром, сценаристом и актёром. Произведения автора всегда удивляли и шокировали читателей

Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «После бала» так как чувства, мировоззрение, отношение к миру главного героя Ивана Васильевича поменялись после одного бала. Ведь все было иначе, если бы не один случай.

Тема любви весьма ярко представлена в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор произведения длительное время писал свой шедевр – он начал его в конце 1920-х годов и продолжал вплоть до своей смерти

Мне известен один пример зависти, который поменял людей местами в жизни. Моя мама дружила с одной девочкой буквально с первого класса

В рассказе «Родинка» Михаил Шолохов повествует о событиях гражданской войны и рассуждает над проблемой её жестокости.

Автор рассказывает нам об атамане банды, которая выступает против новой власти. В судьбе атамана было много испытаний, в том числе германский плен и лагерь. Из-за этого его душа очерствела. Что наглядно демонстрировал эпизод, в котором банда атамана пришла к старику за зерном, которое он откладывал каждый год: «…да ты не крестись, а землю ешь. Ртом беззубым жует песок из пригоршней дед и слезами его подмачивает». Такой бесчеловечный поступок указывает на жестокость гражданской войны.

Далее автор рассказывает нам как на банду атамана напал отряд красной армии во главе с командиром, восемнадцатилетнем Николкой Кошевым, который потерял отца во время Первой мировой войны. Во время битвы атаман убил командира и, лишь когда он стягивал с трупа сапоги, увидел родинку на ноге, которая была у его сына: «…родинку увидел с голубиное яйцо.

Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову… всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко…». Это показывает насколько беспощадна гражданская война, где люди одной семьи воюют друг против друга.

Оба примера, дополняя друг друга, характеризуют заявленную в тексте проблему и раскрывают безжалостность гражданской войны.

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что гражданская война-это жестокая, кровавая битва, которая разобщает народ и семьи.

Я согласна с позицией автора. Гражданская война разъединяет общество и даже семьи. Например, в другом произведении Михаила Шолохова «Тихий Дон» эта война разъединила братьев Мелеховых. И причиной этого стали разные взгляды на политическую власть. Таким образом, родные люди стали противниками друг другу.

Гражданская война “бессердечна”. Она заставляет бороться брата против брата, отца против сына.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос.

Общество резко разделилось на два враждующих лагеря – “белых” и “красных”, представители одной нации стали непримиримыми врагами.
В это трудное время было написано много произведений, освещавших переломные для страны события. Они писались “по ту и другую сторону” идеологии. Многие годы нам были известны

лишь произведения, восхваляющие пролетарскую революцию. А романы, повести, рассказы, очерки и эссе, написанные с других позиций, открываются нам только в последние годы.

К таким малоизвестным произведениям относится и повесть Б. Лавренева “Сорок первый”.
Писатель довольно отстраненно и объективно описывает своих героев. В красном движении он видит страшную разрушающую силу. Борьба, доходящая до фанатизма, делает человека машиной-убийцей.

Это хорошо раскрывается в образе девушки Марютки, снайпера в отряде красных.
Поразительно, что эта героиня вела счет своим жертвам хладнокровно и равнодушно,

точно машина. Эта девушка обладает противоречивой натурой. С одной стороны, у Марютки тонкая и романтичная душа.

Она пишет стихи, которые из нее так и льются. Они безграмотны, необработанны, но отличаются особой искренностью и любовью к простому люду.
Необразованность Марютки сделала ее фанатиком революции. Она беспрекословно подчиняется приказам командира, не задумываясь об их правоте. Главное – что они служат делу пролетариата.
Эта противоречивость проявляется у девушки и в отношениях с ее сорок первой жертвой – белым офицером Говорухой-Отроком. Сначала Марютка видит в нем лишь врага. Но постепенно она начинает видеть в поручике красивого человека.
В полной мере их взаимоотношения раскрываются на острове. Судно, на котором Марютка доставляла офицера в штаб, потерпело крушение. Двое сопровождающих утонуло, и девушка с поручиком оказались на пустынном острове вдвоем. В разговорах друг с другом раскрывается разница во взглядах и культуре героев.

Она обозначилась еще в пустыне при переходе отряда: “У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом”.
Здесь, на острове, герои, как это ни странно, почувствовали себя по-настоящему счастливыми. Вдали от мирской суеты, от белых и красных герои стали понимать истинный смысл жизни. За ярлыками “враг народа” и “пламенный борец за дело революции” они разглядели человеческую сущность.

Именно поэтому Марютка выхаживает поручика, спасая ему жизнь.
Но в финальном эпизоде повести героиня убивает офицера, к которому начала испытывать очень нежные чувства. В ее голове раздается приказ, и она слепо подчиняется ему. В следующий момент она осознает, что наделала, и с рыданиями падает лицом в окровавленную воду.
Последнее же, что слышал белый офицер, – звук гибнущей планеты. “Внезапно он услыхал за спиной оглушительный, торжественный грохот гибнущей в огне и буре планеты. Не успел понять почему, прыгнул в сторону, спасаясь от катастрофы, и этот грохот гибели мира был последним земным звуком для него”.
В этой цитате также явственно можно увидеть позицию автора. Скорее не сама революция, а те люди, которые устремились к власти, несут гибель России и самим себе. Человек в огне революции и гражданской войны оказывается раздавленным, во многом уничтоженным.

Следуя часто за иллюзорными идеями, он теряет главное – свою душу.
Рассказ Шолохова “Родинка” также показывает всю жестокость и нелепость гражданской войны.
Писатель пытается объективно осветить это событие. В произведении есть два главных героя – очень разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман.

Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть.
Другой главный персонаж в рассказе – атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. “Семь лет не видал атаман родных куреней”, его душа зачерствела.
И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. “У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась”.
Самый “горячий” эпизод произведения – бой один на один. По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки.
Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка – на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего ее атамана “Сынок.

Николушка. Родной. Кровинушка моя…” – главные слова в рассказе.

Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти другая война – германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Таким образом, и Лавренев, и Шолохов стремятся объективно осветить трагедию гражданской войны, показать, что в кровавой бойне нет и не может быть правых и виноватых. Есть лишь страдающие люди, теряющие на этой войне самое дорогое.

Есть войны, которые в истории условно (в оценке Льва Николаевича Толстого) называются справедливыми, освободительными: они, как правило, навязываются внешним агрессором, и тогда происходит небывалое сплочение народа, поднимающегося на борьбу с общим врагом, на защиту отечества. История России знает примеры таких Отечественных войн – 1812 и 1941-1945 годов. Не случайно слово “Отечественная”, как бы в напоминание об исключительной важности этих войн для сохранения народа и государственности, пишется с большой буквы.

И хотя в изображении многих писателей 20-х годов ХХ века это было героическим временем, однако в восприятии других это событие выглядело как трагедия – братоубийственная война, когда брат воевал против брата, а сын против отца. В результате каких-то непостижимых процессов врагами становились люди, разговаривающие на одном языке, порой родные друг другу по крови.

Именно такой предстает война в “Донских рассказах” Михаила

Шолохова. Все произведения этого цикла объединяются не просто общим местом действия – Доном, Кубанью, но схожими идеями. Война в этих рассказах проходит кровавой полосой через семью, сталкивает отца с сыном, и смерть обоих происходит нелепо.

Многие критики даже осуждали Шолохова за слишком кровавые детали гибели и “белых”, и “красных”. При этом писатель не давал каких-то оценок описываемым событиям, а позволял самому читателю разобраться в том, кто прав, кто виноват.

В рассказе “Родинка”, об анализе которого пойдет речь далее, действие разворачивается в двух планах: во внешнем сюжете автор знакомит читателей с молодым командиром эскадрона Красной Армии Николаем Кошевым, которого даже бывалые бойцы ласково зовут Николкой. В свои 18 лет он уже полгода командует эскадроном и за это время разбил две банды. Он сирота, ведь отец сгинул еще в германскую войну, а мать умерла.

До 15 лет парню приходилось перебиваться случайными заработками, а потом он ушел воевать с красными.

Единственное, что осталось от отца, – воспоминания о том, как его, шестилетнего пацана, отец сажал на своего коня, и родимое пятно на ноге величиной с голубиное яйцо: у отца было такое же. За три с лишним года войны Николай устал от такой жизни и сейчас мечтает о том, чтобы закончилась война и он смог учиться. Однако в самом начале рассказа становится известно, что командир получает известие о появлении в округе банды белых, а значит, снова в бой. И Николай невесело размышляет: “А тут банда…

Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все…”

Параллельно с изображением Николая Кошевого читатель узнает о судьбе атамана банды белых казаков. Семь лет не видел он отчего дома – с тех пор, как ушел воевать с немцами: германский плен, служба у Врангеля, “в солнце расплавленный Константинополь”, “камыши кубанские” и, наконец, банда из бывших белогвардейцев, во главе которой он оказался. И теперь на душе у него тоже не спокойно: “чудная и непонятная боль точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”. Атаман устал от войны, руки помнят плуг и косу, а ему приходится воевать, вместо того чтобы заниматься привычным земледелием.

И не забыть эту боль, и “не залить никаким самогоном”.

Остановившись у старого мельника Лукича, члены банды, казаки, “властью Советской недовольные”, обижают его, забрав последнее зерно для своих загнанных лошадей. Кроме того, старый атаман, разочарованный во всех и не верящий никому, заставляет старика есть землю, чтобы доказать, что тот “не за красных стоит”. Лукич незаметно от “лакающих водку в горнице” бандитов убегает к красному командиру, чтобы рассказать, что банда, за которой отряд гонялся уже три дня, скрылась у него на мельнице и “смывалась” над ним.

И вот кульминация рассказа: бой, во время которого Николка во главе эскадрона настигает банду, но остается в итоге один на один с атаманом. Эта схватка напоминает дуэль: с одной стороны матерый волк (не зря в начале этой последней главки из лесу появляется волк), и молодой командир с “безусым лицом, злобой перекошенным, и сузившимися от ветра глазами”. И если пуля атаманская не берет “щенка белогубого”, то решает атаман взять хитростью: налетает только тогда, когда кончилась обойма у Николки.

Налетел он коршуном и шашкой махнул. Не знал только одного старый атаман, что, стягивая хромовые сапоги с “мертвяка”, увидит на ноге, чуть выше щиколотки, родимое пятно размером с голубиное яйцо – как раз как у него самого.

Вот тогда и настал момент истины: оказывается, отец непреднамеренно убивает собственного сына. Узнав в красном командире, зарубленном им, своего сына, он обнимает его, говорит ему ласковые слова, напрасно пытаясь вернуть его к жизни, называя и Николушкой, и “кровинушкой”, и сынком. А убедившись, что сын мертв, “поцеловал атаман стынущие руки своего сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…” Кто же виноват?

Роковое стечение обстоятельств? Какая стоящая над людьми стихийная сила сталкивает их друг с другом помимо их воли?

Михаил Шолохов не дает прямого ответа на эти вопросы, но благодаря силе художественной выразительности на примере частной истории семьи Кошевых показывает крупномасштабную трагедию целого народа.

Казачья жизнь известна Михаилу Шолохову с раннего детства, ведь он родился в одном из хуторов Вешенской станицы, бывшей Донской области.
В 21 год Шолохов выпустил книгу “Донские рассказы”, в которую включил свое первое произведение “Родинка”. Этот рассказ поражает читателя своей трагичностью. Темой этого произведения является борьба казачьих эскадронов принявших советскую власть, против банд, не пожелавших этого сделать.
Рассказ состоит из шести частей. Практически каждая часть начинается с описания природы, что помогает

читателю увидеть красоту Донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.
Главный герой рассказа – Николай Кошевой, командир эскадрона, несмотря на молодой возраст, уже многое повидал в своей жизни: “Мальчишка ведь, пацаненок, нуга зеленая, – говорят, шутя в эскадроне, – а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!” ( Михаил Шолохов использует в рассказе просторечия и диалектные слова, что делает произведение очень жизненным). Внешность главного героя мало соответствует

его возрасту: “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. Тяжелая судьба выпала Николке: отец пропал в германскую войну, мать умерла, и остался он сиротой.

До пятнадцати лет жил Николка случайными заработками, а после уходит воевать за красных. За три года, что служил Николка, получил он звание эскадронного командира.
Завязкой рассказа является приезд человека, который привозит секретный пакет с просьбой председателя выступить Николаю Кошевому вместе со своим эскадроном на подмогу против новой банды. Николай понимает, что сейчас ему надо учиться: “А тут банда… Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все…

В город бы уехать… Учиться б…” – но отказать в помощи он не может.
Три дня отряд Николоки Кошевого преследовал банду, но атаман был очень хитер и умело скрывался вместе с полусотней казаков, “властью Советской недовольных”. “Семь лет не видал родных земель. Плен германский, потом в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанистые, и – банда”. Неспокойно душе атамана: “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить никаким самогоном”.

Осела банда у старого мельника, деда Лукича, скормив перед этим последнее зерно лошадям. Но дед Лукич сумел незаметно сбежать от бандитов и доложить Николке о том, что банда скрывается на его мельнице. Кульминацией рассказа становится описание боя, когда Николка со своим эскадроном настигает банду. Внимание читателя захватывает схватка старого опытного атамана и юного командира.

Опыт побеждает… И вот уже бандит стягивает сапоги со своей жертвы. Страшен момент узнавания.

Мастерство начинающего писателя поражает: он заставляет догадаться о том, что происходит. И вот уже стонет старый казак, увидев родинку на ноге, над убитым сыном: “Сынок. Николушка. Родной.

Кровинушка моя… Да скажи же хоть слово? Как же это, а?”.

Скорый суд вершит над собой герой рассказа. И несмотря на то, что Михаил Шолохов повествует о событиях гражданской войны с позиции советского писателя, читатель скорбит об убитом юноше, которому не дано в жизни ни учиться, ни землю пахать, ни сыновей растить, и о несчастном отце.
В “Донских рассказах” Шолохов часто использует ситуации, где брат идет на брата, отец убивает сына, потому что именно на богатых казачьих землях трудно устанавливалась советская власть. И сегодня литературные произведения ( и в первую очередь, шолоховские ) делают для нас события гражданской войны зримыми, помогая понять трагедию народа.

Читайте также: