Ребенок кусает губы до крови как лечить

Обновлено: 18.04.2024

К детским вредным привычкам относятся : ковыряние в носу, грызение ногтей, сосание пальца (в том числе и перед засыпанием, верхней или нижней губы, кусание губ, наматывание волос на палец (иногда с последующем их выдергиванием, подергивание края уха, бровей и ресниц и т. д. Они нередко остаются «на память» на всю жизнь, и немало взрослых продолжают, как в детстве, грызть ногти, покусывать губу, теребить сережки в ушах и т. д.

Такие привычки даны ребятишкам отнюдь не свыше. Но вот "замена счастью" они превосходная. А все потому, что, по мнению психологов, подобные "странности" восполняют маленькому человечку недостаток положительных эмоций. За неимением лучшего радость жизни ребенок начинает черпать, так сказать, из подручного материала».

Самая распространенная среди привычек — «вредин» — сосание пальца. С ней сталкиваются чуть ли не в каждой семье. Но, строго говоря, назвать ее привычкой трудно. Скорее, это первый в жизни ребенка навык, рефлекс, который дала ему сама природа и который, как ни странно, должен иметь применение. Все дело в способе. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Поскольку эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью, малыш посредством сосания и голод утоляет, и успокаивается. На руках у мамы он вообще вряд ли испытывает другие эмоции. И если в раннем возрасте ребенок не удовлетворил свою потребность в сосании, впоследствии она может «выплыть» как привычка, например в виде пресловутого сосания пальца: при любом дискомфорте, малейшем чувстве тревоги, даже в школе, ребенок тянет палец в рот, грызет ручку или карандаш. Кстати, «гастрономическая» тяга к одеялу, простыням, волосам, краям кофточки и кусание губ — все это того же «поля ягодки». Попытка ослабить накопившееся напряжение или беспокойство может трансформироваться в другие вредные привычки : откусывание и сдирание ногтей, дергание за ушко, носик, брови, реснички и т. д. В любом случае это симптомы, свидетельствующие об одном: ребенок нервничает. И это не недостаток воспитания, а сигнал, на который надо адекватно отреагировать — понять причину проблемы, а после выбрать оптимальное ее решение.

Мир ребенка еще достаточно мал, особенно пока он не пошел в школу. Семья, друзья, группа в детском саду — вот, пожалуй, и все окружение. События в этом мире становятся поводом для радостей или беспокойств дошкольника. Значит, чтобы понять, почему ребенок нервничает, надо выяснить, какие впечатления он получает из своей «малышовой вселенной».

Начните с себя, с семьи. Именно проблема «отцов и детей», а также лицезрение домашних неурядиц чаще всего расстраивают ребенка. Поэтому, чтобы отучить его сосать палец или грызть ногти, прежде всего, восстановите спокойствие в семье.

Беспокоить малыша может и ваше невнимание к нему или слишком сильная опека. Недостаток ласки компенсировать довольно легко. Постарайтесь чаще обнимать своего ребенка, целуйте его, гладьте: по спинке, плечикам, ручкам, по голове. Не бойтесь избаловать детей и не стесняйтесь произнести слова: «Митенька (Машенька, я так тебя люблю, я так рад (а, что ты мой ребенок!». Это довольно просто — попробуйте сделать это один, два, три раза специально. Очень скоро ласка и нежность станут абсолютно естественным выражением ваших чувств. Чаще разговаривайте с ребенком, играйте в его игры.

В то же время слишком опекать ребенка тоже не стоит. Как и перегружать его умственными занятиями (языки, музыка, математика, до которых малыш просто еще не дорос. Они вызывают сильное нервное напряжение, ослабить которое ребенок может лишь вышеупомянутым «нетрадиционным» способом.

Если причина выявлена, можно заняться искоренением привычки. Не надо по совету бабушек мазать пальчик ребенка перцем или горчицей, и тем более бить по рукам. Сосать палец или кусать губы он, может быть, и перестанет, а вот проблема останется и непременно выльется в другую вредную привычку.

Именно поэтому так важно начать с избавления ребенка от раздражающих моментов. Увидев, что он грызет ногти или дергает себя за ушко, надо спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта, лица, забрать тряпочку, которую он сосет. Если малыш опять повторяет жест, повторите и вы свое действие — все так же, с невозмутимым спокойствием. Если ребенок проявляет настойчивость, переключите его внимание: отвлеките лаской, щекотанием, игрой, даже банальным вопросом «Смотри, это что?» — и опять отведите его ручку.

Не задабривайте своего ребенка подарками, конфетами, потаканием его желаниям. И не реагируйте на его поведение агрессивно, с криками и рукоприкладством. Так привычка — «вредина» у него только закрепится. Более того, подобный подход дает сыну или дочке возможность манипулировать родителями. В дошкольные годы малыш изучает мир, в том числе отношение взрослых к своим действиям, определяя, хорошо он поступает или нет. Истерику и негативную реакцию, если ребенок делает это нарочно, не надо замечать. Не говорите ему: «А ну прекрати кричать, немедленно замолчи!» Не подходит также и противоположный вариант: «Не плачь, деточка, на пряничек». В этом случае ребенок зафиксирует : чтобы взрослые сделали мне приятно, надо сделать им неприятно, например, начать грызть ногти. Позднее это может вылиться в полное непослушание, необоснованную жестокость, хулиганство, воровство и т. д.

Если ребенок прилюдно ковыряет в носу, чавкает и, зевая, не закрывает рукой рот — не спешите обвинять в недосмотре няню или сомневаться в собственных педагогических способностях. Да, это невоспитанность, ведь дети во всем копируют родителей, но тратить время на самобичевание не стоит.

Лучше обратить внимание на себя и другие «образцы для подражания», которые регулярно попадают в поле зрения ребенка. Не следует думать, будто дома «все свои», так что церемониться незачем. Ребенок обязательно вынесет дурные манеры за порог, на всеобщее обозрение.

Нередко вредные привычки появляются у детей из-за нарушений в работе ЦНС. Они, как правило, определяются в роддоме или во время осмотров у невропатолога еще на первом году жизни малыша. Избавиться от подобных недугов иногда помогает лишь серьезное лечение. Такому ребенку нужна помощь психолога, да и родителям намного легче решить эту проблему, если ее поддержит опытный специалист.

Однако данный совет не означает, что лишь нервный недуг приводит к возникновению вредных привычек. На их появление у детей с нарушением ЦНС влияет и напряженная обстановка в семье. Общаться с таким малышом нужно спокойно, не повышать голос, не делать рядом с ребенком резких движений. Постарайтесь оградить его от телевизионных потрясений. Обстановка в доме должна быть расслабляющей, а при выборе мебели избегайте как мрачных, так и чересчур ярких красок. Подойдут обои мягких, светлых пастельных тонов — зеленые, бежевые, песочные, горчичные.

Если вы замечаете, что ребенок срывает злость, причиняя себе боль (рвет волосы, грызет ногги, или ведет себя агрессивно по отношению к другим детям, или испытывает ночные страхи (вскрикивает во сне, плохо спит, не может заснуть, снова мочится в постель, то в таких случаях спросите себя: хватает ли ребенку внимания в семье, ощущает ли он себя защищенным, уверен ли в своих силах?

С перечисленными и другими вредными привычками у детей младшего школьного возраста можно успешно бороться, уделяя ребенку больше внимания, проявляя нежность и одновременно развивая самостоятельность малыша так, чтобы он ощутил веру в свои силы. Если ребенок не может расстаться с вредной привычкой, например,продолжает сосать палец, обратите внимание на то, как вы общаетесь с ребенком, какое положение, он занимает в семье. Важно также находиться в постоянном контакте с воспитателями детского учреждения, чтобы быть в курсе того, как малыш ведет себя в группе.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Детские привычки»

Консультация для родителей «Детские привычки» Детские привычки,почему их совершает ваш ребенок,а может быть плохое воспитание и ребенок плохо воспитан?Как надо вести родителям,если.

Консультация для родителей «Долой вредные привычки!»

Консультация для родителей «Долой вредные привычки!» Консультация для родителей. Долой вредные привычки! Мы часто в жизни сталкиваемся с вредными привычками у детей. Что делать, если у вашего.

Консультация для родителей «Привычки, которые сделают ребенка счастливее»

Консультация для родителей «Привычки, которые сделают ребенка счастливее» Чтобы ребенок рос счастливым и легко добивался успеха, попробуйте привить ему полезные привычки. 1. Познавать новое. Мозг ребенка-как губка,.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей: «Вредные привычки детей». Что такое «вредная привычка»? Наверное, каждая мама хоть раз делала своему ребенку замечание по поводу его привычек. «Не грызи ногти», «не.

Консультация для родителей «Вредные привычки детей и как с ними бороться»

Консультация для родителей «Вредные привычки детей и как с ними бороться» Наличие вредных привычек свидетельствует об уровне тревожности у ребёнка. Прежде всего, надо разобраться, что послужило для формирования.

Прикусывание щеки и губ - разновидность самоиндуцированной хронической механической травмы слизистой оболочки щек и губ, возникающей при воздействии зубов и/или протезов вследствие множества причин.


Примечания

Из данной подрубрики исключены:
- Гингивит и болезни пародонта - K05. -


При необходимости для уточнения причины возможно использование следующих кодов:
- Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя - F10.-

- Прочие коды, указывающие на употребление алкоголя, употребление или контакт с табаком (табачным дымом)
- Невротическое расстройство неуточненное - F48.9


Автоматизация клиники: быстро и недорого!

- Подключено 300 клиник из 4 стран

- 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN - 1 рабочее место в месяц


Автоматизация клиники: быстро и недорого!

  • Подключено 300 клиник из 4 стран
  • 1 место - 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN в месяц

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация


Единая классификация отсутствует.
Рекомендуется пользоваться общими клиническими параметрами описания, включающими локализацию, распространенность, количество, размер и форму патоморфологических изменений, а также фазу течения заболевания (обострение, ремиссия) и наличие осложнений.

Этиология и патогенез


Прикусывание щеки
Наиболее частые причины:
- анатомо-морфологические особенности строения зубочелюстной системы (неправильный прикус - зубы, расположенные вне зубного ряда; расширение верхней и нижней зубных дуг, буккальный или лингвальный перекрестный прикус);


Процесс прикусывания аналогичен формированию костной мозоли на коже и относится к так называемым "оральным кератозам". Постоянное механическое раздражение стимулирует выработку чрезмерного количества кератина, с последующим изменением толщины и цвета участка пораженной слизистой оболочки.
Гистология выявляет неравномерную гиперплазию эпителия с очагами разрастания эпителиальных клеток в верхнем слое с фокальным пара- и гиперкератозом и базофильной инфильтрацией поверхностного слоя эпителия.
При микроскопии и бактериологическом исследовании обнаруживают различные микроорганизмы (в основном стафилококк, стрептококк, значительно реже - кандиды).

Эпидемиология

Возраст: преимущественно взрослый

Признак распространенности: Очень распространено

Соотношение полов(м/ж): 0.5

Факторы и группы риска

Группы риска соответствуют этиологии и включают:
- нарушение прикуса;
- протезирование зубов;
- кариес;
- лечение (пломбирование) зубов;
- пирсинг.

Клиническая картина

Клинические критерии диагностики

изменение психологического статуса; нарушение прикуса; наличие пломб; наличие протезов; боль; жжение; дискомфорт; белые пятна; белые полосы; белые чешуйки; симметричное поражение; слущивание слизистой; отек губ; отек щек; шероховатость места поражения; мелкие эрозии слизистой

Cимптомы, течение

Анамнез. При прикусывании щеки и губ в анамнезе имеются данные о соответствующей привычке. Имеется связь с манипуляциями в полости рта, протезированием, для младенцев - с усиленным, затрудненным сосанием.
Прикусывание губ может быть привычкой, облегчающей дискомфорт при височно-челюстном расстройстве или глоссодинии Глоссодиния - парестезия в виде ощущений жжения, пощипывания, зуда в языке и ощущения сухости во рту; наблюдается при болезнях органов желудочно-кишечного тракта, некоторых поражениях нервной системы и др.
Подробно .

Жалобы. Большинство пациентов может не предъявлять никаких жалоб. У пациентов с агрессивной привычкой кусать щеки и губы могут присутствовать жалобы на боль, жжение или отек.
Больные могут отмечать ощущения утолщения или шероховатости места поражения. Слущивание слизистой с пораженных участков заставляет некоторых пациентов часто сплевывать, зубами или языком механически удалять фрагменты измененной слизистой.

При обследовании полости рта выявляется воспаленная слизистая оболочка с неровной поверхностью. Пораженный участок выглядит как пятно или бляшка с рваными, мохнатыми краями. Иногда на слизистой отмечаются мелкие поверхностные эрозии, чередующиеся с белыми чешуйками. Наиболее часто такие изменения характерны для слизистой по линии смыкания зубов (так называемая "linea alba").
Осмотр губ позволяет выявить отечную и гиперемированную слизистую, причем чаще страдает нижняя губа. Очаги поражения, как правило, симметричны.

У ряда пациентов отмечаются изменения психологического статуса.

Прикусывание щеки и губ

Диагностика

Диагноз прикусывания щеки и губ, как правило, ставится клинически.

1. Биопсия показана в нетипичных случаях, а также в случаях, резистентных к проводимой терапии в течение более 1-3 недель.
При обработке биоптата обязательным является использование PAS (с целью выявления грибковых поражений).
Наиболее приемлемым считается забор биоптата с помощью иссечения ткани. Браш-биопсия и эксфолиативная биопсия не являются достаточно подходящими методами.

2. Для дифференциальной диагностики могут применяться некоторые оптические приборы, позволяющие осматривать и фотографировать слизистую с большим увеличением. В данных приборах используются различные принципы предварительной диагностики раковых и иных поражений слизистой оболочки полости рта. Зачастую участок слизистой требует предварительной обработки некоторыми реактивами (например, уксусной кислотой).

Лабораторная диагностика


Не существует никаких специфических тестов, подтверждающих или опровергающих диагноз.
Полезным является бактериологическое исследование слизистой в связи с высокой степенью колонизации поврежденной слизистой стафилококком, стрептококком и кандидой.

Дифференциальный диагноз

Прикусывание щеки и губ дифференцируют со следующими заболеваниями и состояниями:
1. Механические травмы иной этиологии (например, неправильная чистка зубов).
2. Химические и термические ожоги губ.
3. Туберкулез слизистой. Туберкулезная язвы имеют подрытые края, отмечается резкая болезненность при пальпации, а также определяются мелкие желтые точки (зерна Треля).
4. Рак. Язвы, наблюдающиеся при раке, имеют плотное основание и плотные края; элементы поражения могут быть слегка болезненны. Такие язвы не заживают достаточно долго (более 2-3 недель).
5. Контактный стоматит.
6. Лейкоплакия.
7. Кандидозные поражения полости рта.
8. Стоматиты, связанные с курением.
9. Врожденный дискератоз.
10. Красный плоский лишай.

Клинические особенности механического гиперкератоза в сравнении с другими белесыми поражениями слизистой губ:
1. Возникающие пятна и бляшки описываются как "грубые, лохматые, часто шелушащиеся".
2. Поражение губ, как правило, двустороннее. Очаги располагаются в части слизистой, которая может соприкасаться с зубами.
При пролиферативной лейкоплакии также может отмечаться двустороннее поражение (иногда - симметричное), однако лейкоплакия будет часто затрагивать области, которые не имеют контакта с зубами (например, десны).

Осложнения

Лечение

Диета. Никакой специальной диеты не требуется, если состояние зубов и отсутствие боли позволяет пережевывать достаточно грубую пищу. Разумные ограничения включают в себя отказ от раздражающих компонентов и чрезмерно грубых видов пищи, которые способны усилить болевые ощущения и/или дискомфорт во время жевания.

Самым главным мероприятием терапии является установление и ликвидация травматического фактора:
- исправление прикуса;
- коррекция новых зубных протезов или замена старых;
- замена пломб;
- пришлифовка режущих краев зубов, травмирующих слизистую.

Определенное значение имеет изготовление и установка акриловых протезов (каппы), которые покрывают зубы и защищают слизистую щек от травмы. Как минимум их ношение показано во время сна, когда пациент не контролирует движение челюстей.

Не существует однозначных доказательств эффективности методов психологической коррекции в лечении прикусывания щек и губ, однако несколько работ показывают их эффективность в течение 3 месяцев при лечении подобных состояний.

В случае бактериологического подтверждения колонизации поврежденных участков показаны местные антисептики.

Прогноз


Прогноз благоприятный. Изменения исчезают или уменьшаются в течение 1-3 недель от начала полноценной терапии. В случае отсутствия динамики показан комплекс мероприятий по исключению злокачественного новообразования (биопсия) или других причин паракератоза Паракератоз - нарушение процесса ороговения клеток эпидермиса, характеризующееся наличием в роговом слое клеток, содержащих ядра, и отсутствием зернистого слоя
и изъязвления (например, инфекция, СПИД).

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Что в поведении ребенка должно насторожить взрослых?

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Мнительные родители могут выискивать у детей признаки отклонений в развитии. Но иногда малыши своими жестами и действиями сигнализируют о том, что с их душевным состоянием не все в порядке. Что в поведении ребенка должно насторожить взрослых?

Кроха постоянно трогает волосы или сосет палец

Если малыш регулярно накручивает прядь волос на руку, грызет ногти, сосет палец, это говорит о том, что он находится в эмоциональном напряжении. Неосознанное действие, которое он повторяет раз за разом, дарит крохе ощущение спокойствия и стабильности. Часто дети прибегают к подобному методу, когда боятся разочаровать маму с папой.

Если родители предъявляют завышенные требования к ребенку, ждут только лучших результатов, малышу жизненно необходимо успокоиться. Он боится не оправдать надежд, которые на него возлагают взрослые. Помощи просить не у кого, ведь родители будут отчитывать и говорить: «Ты уже взрослый. Решай проблемы сам», «Нам надоело все делать за тебя», «Сколько можно повторять: мы заняты!». Если вы говорите такое ребенку, задумайтесь, каково ему слышать подобные фразы от самого близкого человека.

«В детстве я сосала палец. Продолжалось это до 6 лет. Родители с трех лет отдали меня в секцию фигурного катания, мама дополнительно занималась со мной английским языком, папа учил играть в шахматы. Детства, как такового, у меня не было. Уже потом я поняла, что успокаивалась, только когда палец был во рту. Родители ругали меня за эту привычку, мазали палец горчицей, забинтовывали. Лучше бы, конечно, они отвели меня к детскому психологу, но в то время это было не принято. Да и не согласились бы мои авторитарные мама с папой обращаться к врачу. Им казалось, что они стараются ради меня, а мне это было не нужно. В 6 лет кожа на пальце от постоянно сосания лопнула, мне было очень больно, но родители ни разу не пожалели. Наоборот, говорили, что я сама виновата. Сейчас я ненавижу шахматы и коньки, и своих детей никогда не буду заставлять делать то, чего они не хотят».

Хлюпает носом, кряхтит, покашливает

Малыши с раннего детства понимают, что во время болезни родители забывают о своих важных, взрослых делах и все время посвящают больному ребенку. Когда дети становятся старше, они могут нарочно громко сморкаться, кашлять, вздыхать, прижимая руку ко лбу. При этом маленькие симулянты чувствуют себя хорошо, просто они хотят привлечь внимание родителей. Деткам хочется, чтобы их пожалели, проявили заботу, обнимали и поили теплым молоком. Происходит это, как правило, в семьях, где родители заняты своими делами и не хотят проводить время с детьми.

Иногда мальчики и девочки «заболевают», чтобы не идти в детский сад/школу. Существует ряд причин, по которым они так себя ведут.

  1. В группе или классе ребенку некомфортно. Возможно, у него проблемы с кем-то из воспитанников или одноклассников, а также конфликт с педагогом. Если с родителями нет доверительных отношений, кроха не может честно признаться, почему он не хочет идти в образовательное учреждение. Ему проще симулировать болезнь и остаться дома.
  2. Родители предъявляют завышенные требования. Несмотря на то, что дети полны энергии и сил, они тоже могут уставать. Им также необходим отдых. Если мама с папой этого не понимают, приходится прибегать к хитрости.
  3. Ребенку не хватает родительского внимания. Малышам нужно, чтобы родители проводили с ними время: читали, играли, лепили, рисовали. Иногда деткам хочется побыть дома с мамой или папой, вместо того, чтобы идти в сад/школу.

Больной ребенок получает необходимую дозу любви и душевного тепла. Если вы заподозрили, что сын или дочь притворяются больными, разберитесь в ситуации, вместо того, чтобы сразу же ругать ребенка.

Ксения, мама 6-летней Даши:

«Дочка у меня болеет редко, по пальцам можно пересчитать ее недомогания. Но в последний год я стала замечать, что Даша по вечерам начинала кашлять, чихать и шмыгать носом. Сначала я неслась с градусником, даже несколько раз вызывали педиатра, хотя явных причин простуды не было. Врач говорил, что с девочкой все в порядке. Мы прошли полное обследование в медицинском центре, но все анализы и показатели были в норме. Я не связывала состояние Даши с тем обстоятельством, что мы переехали, и дочка пошла в новый садик.

Оказалось, в группе с ней никто не играл, новых друзей она не нашла, поэтому ходить туда не хотела. Но боялась признаться, ведь мы с мужем работаем, и она не хотела нас огорчать. Я виню себя за то, что не поговорила с Дашей откровенно, не выяснила причины, почему дочка придумывала болезни. Мы много работаем, но никакая работа не стоит того, чтобы забывать о проблемах детей. Сейчас Даша ходит в частный детский сад. В группе у нее сразу же появились подружки, и теперь каждое утро дочка бежит в садик с радостью».

Ребенок кусает губы

Если вы разговариваете с малышом, а он при этом постоянно кусает губы, возможно, кроха боится сказать что-то лишнее или запретное. Возможно, ребенок изо всех сил сдерживается, чтобы не выдать какой-то секрет. Или он не хочет вступать в спор с оппонентом, даже если не согласен с его точкой зрения.

Важно! Если кроха закусывает губу в момент какого-то занятия (например, рисует картину или лепит из пластилина поделку), скорее всего, он просто сосредоточен и полностью вовлечен в процесс.

Дети кусают губы, как правило, в том случае, когда родители постоянно одергивают, не дают высказываться, не считаются с мнением младших членов семьи. На что нужно обратить внимание взрослым?

  1. Старайтесь контролировать, что вы говорите сыну (дочери) даже в те моменты, когда вы сильно рассержены или разозлились.
  2. Постоянно говорите ребенку, что любите и гордитесь его достижениями. Старайтесь избегать критики и разрушающих теплые отношения реплик.
  3. Давайте детям больше свободы. Пускай они проявляют самостоятельность, используют воображение и творчество. Если вы будете делать все за ребенка, он не получит бесценный жизненный опыт. А бесконечные советы родителей только мешают развитию креативного мышления.

«Родители воспитывали меня в строгости. Мне не разрешалось высказывать свои мысли, желания, моя жизнь была четко распланирована мамой и папой. «Не спорь со старшими», «Ты должна хорошо учиться», «У тебя никто не спрашивал» – примерно так со мной разговаривали с самого детства. Потом у меня появилась привычка кусать губы. Они покрывались коркой, лопались, вокруг образовывалась зудящая сыпь. Дерматолог прописывал какие-то мази, настойки, но все повторялось снова. Когда я уехала от родителей и обратилась к психологу, мы нашли причину моей привычки, которая, кстати, осталась до сих пор. С родителями я почти не общаюсь, у нас не сложилось добрых отношений, но в этом нет моей вины».

Ребенок кривляется и паясничает

Когда малыш корчит рожицы и кривляется, тем самым он старается привлечь к себе внимание окружающих. Обычно дети так себя ведут, потому что чувствуют в себе неуверенность. Им кажется, что они хуже остальных девочек и мальчиков, поэтому паясничают и всячески обращают на себя внимание взрослых и детей. Если родители делают замечание, дети только радуются, ведь цель достигнута, и их заметили. Как правило, такое поведение сигнализирует о том, что родители регулярно критикуют ребенка: «Какой ты неуклюжий», «У тебя никогда ничего нормально не получается сделать», «Ты совсем глупый? Сколько раз тебе объяснять одно и то же?».

На заметку! Ребенок может кривляться и паясничать, когда у него появляется младший братик или сестричка. Так он привлекает внимание мамы, которая сутками занята новорожденным.

Елена, мама 6-летнего Руслана и 3-месячной Евы:

«Руслан всегда был спокойным, вежливым мальчиком. Но еще когда я была беременная Евой, он стал вести себя очень странно. Мог на улице начать кривляться, показывать языки прохожим, бегать и дико кричать в магазине. А после рождения Евы поведение Руслана стало еще хуже. Хорошо, что на форуме опытные мамы двоих и троих детей подсказали, что старшему сыну необходимо мое внимание. Я думала, что он уже взрослый и сам в состоянии себя занять. Но, оказывается, я ошибалась».

Малыш кричит, скандалит, обижает окружающих

Если кроха регулярно устраивает скандалы, это может говорить о том, что малыш скрывает какую-то серьезную проблему. Маленький человек в постоянном стрессе должен выплескивать негативные эмоции, и он это делает так, как умеет: швыряет игрушки, бьет и кусает маму, отбирает у соседского мальчика машинку. Часто такое поведение характерно для детей, которых воспитывает один родитель или бабушки с дедушками.

Самое удивительное, что агрессивные дети могут слышать от взрослых ободряющие слова: «Ты – мой самый лучший ребенок», «Я тебя обожаю», «Ты – моя единственная надежда в жизни». Кроха чувствует серьезный груз ответственности, ведь родители считают его идеальным, поэтому нужно соответствовать. Нервное напряжение, которое растет с каждым днем внутри, не дает ребенку покоя, и приходится с помощью агрессии освобождаться от негативных эмоций.

Когда необходимо обратиться к неврологу и психологу

Что в поведении ребенка должно насторожить родителей:

  • неосознанное подергивание плеча, дергание глаза (нервный тик);
  • приступы истерик в 4-5 лет;
  • заикание;
  • отказ от еды;
  • энурез в дошкольном возрасте.

Чуткие и внимательные родители сразу же обратят внимание на то, что их ребенок странно себя ведет. Чтобы не упустить момент и вовремя решить проблему, нужно разобраться в ситуации или обратиться к специалистам, которые помогут найти выход.

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Ребенок начал грызть ногти, совершать странные движения руками или головой, часто моргать или щуриться без причины.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Ребенок начал грызть ногти, совершать странные движения руками или головой, часто моргать или щуриться без причины. Все эти признаки могут являться проявлениями синдрома навязчивых движений. О том, что это такое и что с этим делать, мы расскажем в этом материале.

Что это такое
Невроз навязчивых движений является довольно распространенным именно в детском возрасте. Чаще всего монотонные повторяющиеся движения или серии таких движений появляются у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Это не отдельная болезнь, а целый комплекс нарушений как на психическом, так и на эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок, немотивированны, их очень сложно взять под контроль.

Медицина относит такое явление к проявлениям обессивно-компульсивного расстройства. Неврозы навязчивых состояний включены в классификацию болезней. Несмотря на это, детский синдром довольно мало изучен, и об истинных его причинах и механизмах можно только догадываться.

Чтобы не пугать родителей, сразу следует отметить, что психически больным ребенок с навязчивыми движениями не считается. Он не инвалид, не нуждается в изоляции и не представляет никакой опасности для окружающих. Единственный человек, которому он способен навредить, это — он сам. Да и то, только в тех случаях, когда навязчивые движения являются травмоопасными.

Чаще всего, по имеющейся на сегодняшний день педиатрической практике, родители идут к врачу с жалобами на то, что ребенок начал обкусывать себе губы, грызть ноги и кожу на руках, кусать сам себя за руки, вырывать у себя волосы или практически постоянно накручивать их на палец, взмахивать руками и трясти кистями, качаться корпусом из стороны в сторону. Примечательно, что малыш начинает повторять такие движения именно тогда, когда попадает в неудобную или некомфортную, с психологической точки зрения, ситуацию. Если он боится, если он растерян, огорчен, раздражен, обижен, он начинает компенсировать дискомфорт привычным и успокаивающим его движением или целой серией таковых.

Не всегда у проявлений синдрома имеются патологические неврологические или психиатрические причины. Ввиду малой изученности, порой бывает очень сложно установить, что стало «пусковым механизмом». Но этот диагноз, если его поставили ребенку, не является приговором и в большинстве случаев даже не требует классического лечения.

Причины возникновения
Считается, что основной причиной возникновения дурной привычки совершать навязчивые движения, является сильный стресс, глубокое эмоциональное потрясение, которое пережил ребенок. В силу того, что малыш не может словами выразить одолевающих его чувств, эмоции находят выход на физическом уровне. Такое расстройство обычно носит временный характер, и как только малыш оправится от переживаний, он сможет избавиться от ненужных ему движений и действий.

К психологическим причинам также относят:

ошибки в воспитании малыша (строгость, физические наказания, попустительство и вседозволенность)
тяжелый психологический климат в семье (развод родителей, скандалы и ссоры взрослых при ребенке, физическое насилие);
резкая смена привычной среды обитания (внезапный переезд, переход в другую школу, другой детский сад, передача на воспитание бабушке и др.);
конфликты ребенка с ровесниками.

К физическим причинам, которые могут привести к расстройству или способствуют его развитию при неблагоприятных внешних условиях относятся:

черепно-мозговые травмы в анамнезе;
неблагоприятная наследственность (имеются близкие родственники с психическими нарушениями, заболеваниями центральной нервной системы, а также злоупотребляющие алкоголем или наркотиками);
сопутствующие неврологические диагнозы (синдром гиперактивности);
врожденные психические заболевания (аутизм, шизофрения);
врожденные патологии головного мозга и ЦНС.
Иногда у детей наблюдается целый комплекс причин, который объединяет и физические, и психологические факторы, способствующие развитию состояния навязчивых движений. Установление истинной причины — задача невероятно сложная даже для опытного врача, но сделать это обязательно нужно, чтобы знать, в какой конкретно помощи нуждается ребенок. Часть причин легко решается доверительной беседой с малышом или посещением кабинета детского психолога, а часть придется лечить с применением медикаментов.

Симптомы
Синдром навязчивых движений имеет великое множество проявлений. Все зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей физического развития, возраста. Наиболее часто в детском возрасте до шести лет встречаются тики. Они всегда носят физиологический характер, являются непроизвольными и часто проходят столь же внезапно, как и появились.

Все подобные движения не представляют ровным счетом никакой опасности, если они единичны или происходят редко.

Синдрому навязчивых состояний свойственна цикличность, регулярность, монотонность и постоянность повторений вполне определенных движений.

Часто родители пытаются просто пресекать такие проявления. При патологическом их происхождении ребенок не воспринимает критику и требования прекратить адекватно, движения усиливаются, а при настойчивости взрослых у малыша может начаться истерика.

Диагностика
Ни один в мире доктор при обращении к нему родителей с жалобами на навязчивые движения ребенка не сможет точно сказать, с чем связано такое поведение малыша. Потому маме и папе нужно очень внимательно присмотреться к чаду, проанализировать события последнего времени и только после этого отправляться на прием к врачу.

Начать диагностику лучше с посещения невролога. Этому специалисту родители должны будут подробно рассказать, в каких ситуациях и как часто повторяются серии движений, какой характер они носят, а также – не было ли у ребенка в последнее время стресса или потрясений.

Кроме того, следует записать на бумагу и принести врачу список всех лекарств, которые ребенок употреблял за последние пару месяцев. Некоторые медикаментозные средства могут оказывать такое действие на нервную систему.

Если после этого внятной причины не обозначится, доктор посоветует пройти МРТ головного мозга (чтобы исключить патологии мозга), а также нанести визит к детскому психиатру, который осмотрит ребенка на предмет психических отклонений. Полезно будет сдать анализы крови и мочи, которые помогут определить, нет ли в организме крохи какого-либо воспалительного процесса, а также нет ли у него дефицита витаминов и некоторых минералов (в частности, кальция). Их нехватка тоже может приводить к нарушениям нервной системы.

На этом доступный перечень диагностических мер заканчивается. В медицине на сегодняшний день нет единого стандарта оценки такого состояния, как невроз навязчивых движений, а потому ставить диагноз врачи будут, опираясь в основном на рассказы родителей.

Лечение
Если психиатр и невролог посчитали, что ребенок здоров, а анализы не показали никаких существенных отклонений от нормы, то родители могут не волноваться, и не спешить пичкать чадо таблетками и уколами. Тут требуется другой подход. Терапия будет заключаться в устранении всех травмирующих психику малыша явлений и событий.

С ребенком нужно общаться, разговаривать, гулять, вместе заниматься рисованием, просмотром фильмов, чтением. И обязательно все обсуждать.

Рано или поздно кроха обязательно сообщит о том, что его так взволновало, и родители смогут понять, из-за чего возникли навязчивые движения.

Ни в коем случае нельзя настоятельно пресекать попытки ребенка совершать движения, не стоит лишний раз заострять на них свое внимание и обращать внимание ребенка. Если движения ребенка представляют опасность для него самого (он кусает себя, царапает лицо), нужно обязательно посетить с ним занятия у детского психолога, а если понадобится, то и у психотерапевта. За малышом нужно более внимательно следить.

Медикаментозное и сопутствующее лечение при неврозе навязчивых движений назначается в основном тогда, когда врачи-специалисты находят обоснованные медицинские причины для появления расстройства..

Сами по себе медикаментозные средства не способны вылечить невроз. Они только временно облегчают состояние, снимают часть симптоматики. И только комплексное лечение, благоприятные перемены в жизни малыша смогут помочь ему избавиться от навязчивых движений полностью.

Детям показана спокойная развивающая и обучающая программа, частые прогулки на свежем воздухе. Если возраст чада позволяет, ему можно дать в руки покрутить модный и популярный среди детей и подростков спиннер — он полностью удовлетворяет потребность в совершении простых движений во время эмоциональной нестабильности. Собственно, для этого эта игрушка и создавалась.

Хороший результат, по отзывам родителей, которые занимались лечением синдрома навязчивых движений у своих детей, дает общение с домашними животными.

Ребенку в качестве вспомогательной терапии можно подарить щенка или котенка, конечно, если у малыша нет на шерсть аллергии, и возраст позволяет ему осознанно общаться и заботиться о питомце.

Читайте также: