Психология с чем связано желание снять кожу как царевна-лягушка

Обновлено: 24.04.2024

Любая сказка — отражение глубинной психологической жизни народа.

Как патриархальное воспитание проращивает в девочке "синдром лягушки", о выборе своего пути, об ошибках на нем, о возможности превращения из Лягушки обратно в Царевну, о ресурсах, заложенных в сказке "Царевна-лягушка", в передаче "Известные сказки глазами психолога" рассказывает психолог Светлана Шарко.

  • Что такое быть младшим в русской сказке?
  • Стрелы как символ — что означают?
  • Почему Иван-царевич принёс Лягушку домой, хоть и не хотел?
  • Кто такая Царевна-лягушка, почему она свою истинную сущность показывает только по ночам?
  • Образ Кащея как образ отца — как мы можем расшифровать в сказке и в реальной жизни?
  • Как в реальности можно из Царевны сделать Лягушку и как превратиться обратно?

Эти и другие вопросы задаёт эксперту ведущая программы Маргарита Кичерова.

В судебную систему независимого государства никто не имеет права вмешиваться.

В Госдуме РФ резко ответил на угрозы Британии о войне в случае казни наёмников

Кортеж с Путиным ночью спешно прибыл в Кремль: Намекнули. Да, кое-что произошло

Сухомлин: по военным объектам Житомира были выпущены 24 ракеты с Белоруссии

Антиопечатка

Copyright © 1999 -2022, технология и дизайн принадлежат ООО «Правда.Ру» .

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+).

Экстремистские и террористические организации, запрещенные в РФ: «АУЕ», «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия», «ИГИЛ» (ИГ, Исламское государство), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы». Полный перечень организаций, находящихся под судебным запретом в России, находится на сайте Минюста РФ

Психолог: когда женщина главная в доме, она чувствует себя в безопасности

Каждому жениху — своя невеста

— Светлана, как вы думаете, "Царевна-лягушка" — это "Красавица и Чудовище" на русский лад?

— Нет. Хотя, конечно, и там, и там мужчины зачарованные, но магии на них действуют разные.

— В сказке "Царевна-лягушка" мама отсутствует. У отца было три сына.

— В различных интерпретациях этой сказки папой может оказаться Кощей Бессмертный, а мамой чуть ли не Баба Яга.

— Давайте сначала о стрелах царя-батюшки, что они означают как символы?

— Стрелы — это всегда направление к цели. Отец им сказал: женитесь. Каждый брат стрелу в чистом поле запускал, но каждый нашел себе избранницу, возможно, по своему внутреннему состоянию. Кому нужна власть и слава, тому боярыня. Кому деньги, тому купчиха. А Иван, как всегда, наш Иван-дурак.

Ивану нужно было пройти путь души, поэтому ему попалась лягушка, которая стала для него большой инициацией.

— Почему он лягушку принес домой, она же ему не понравилась?

— Но лягушка-то говорящая. Иван больше открыт миру. Он из тех дурачков, которые удивляются говорящим лягушкам. Есть в этом:

  • смирение,
  • открытость,
  • принятие.

Мне кажется, что старший и средний брат лягушку бы не взяли. Я не хочу сказать, что они раздавили, но не взяли бы.

— Есть в этом что-то инфантильно-детское, открытость миру в хорошем смысле.

— Открытость не всегда черта инфантильности. Иваны очень часто те, которые доверяют во всех сказках. Они могут впустить даже не магию, а лягушку в свою жизнь. Он смирился со своей судьбой. Если делаешь что-то только по воле батюшки или матушки, то зачастую можно встретить лягушку.

— Он не хотел, но почему-то взял. Он зависимый человек или его легко убедить?

— Он и зависимый, и она его смогла убедить. Она ему сказала: "Возьми меня, Иван, не пожалеешь". Она с ним поговорила, и он пожалел ее.

— Не опасна ли эта жалость в реальности? Очень многие жалеют лягушечек бедных: вдруг превратятся потом во что-то хорошее.

— Это свойственно и мужчинам, и женщинам. Но это не лягушечек жалеют, а человек, скорее, себя считает внутренне лягушкой. И тогда выбирает себе лягушонку в коробчонке, то есть не очень привлекательного человека, который кажется ему ниже него, чтобы не чувствовать свою ничтожность рядом с прекрасной Василисой. Но Иван ее по-хорошему пожалел, проявил сострадание.

Два героя — два превращения

— А кто такая Царевна-лягушка?

— Это Василиса Премудрая, которая еще пока не может быть полностью собой. Она наказана и должна какое-то время побыть в лягушачьей коже. И она что-то может делать только тайно, открыто быть собой она пока не может.

— А она какая? "Волшебная" — это что значит? Есть в ней внутренняя магия?

— Когда женщина проявлена внутри женщины, магия, конечно, есть. Это магия:

  • любви,
  • принятия себя,
  • соединения с жизнью,
  • хорошей уверенности в себе.

Одна из главных ее магий, пусть и ночных: она легко берет ответственность на себя за то, что происходит. Она говорит мужу: "Не горюй, не печалься, Иван, ложись спать". И, заметьте, Иван ложился спать, ожидая, что утро вечера мудренее, и тогда она была активна, мудра, креативна. Она много чего делала, поддерживала его. А он радуется, что жена молодец и все проблемы решает.

— Проведу аналогию: пришел муж, лег на диван, а все остальное решает жена. В реальности сказка "Царевна-лягушка"?

— Когда женщина управляет всем в доме, она становится главной. А позиция главной — это власть, поиск безопасности. Если я все стягиваю на себя, веду себя, как ночная Василиса Прекрасная, то бишь преображенная лягушка, тогда я всем управляю, я в позиции силы, тогда мне кажется, что я в безопасности. И все встраиваются, муж лежит на диване, это максимально удобный домашний хомяк. Он, может, злится, но его всегда можно покормить сеном или бросить ему огурчик, чтобы он похрумкал и не создавал проблем.

— То есть это стопроцентно не Иван-царевич?

— Это не Иван-царевич, потому что Иван-царевич все-таки сжег кожу.

— Что такое эта кожа?

— Мы говорим об огне как о некоем преображении и для Ивана, и для всего. То есть сгорела маска, в которой могла эта женщина прятаться. То есть мы не можем быть все время лягушками.

— Иван, получается, боролся не с женщиной, а ради нее, чтобы она снова стала той, которую он видел по ночам. Это была ее тайна. Он же просто подсмотрел.

— Это была ее тайна, при этом она вышла замуж за него. Он поступил логично.

Если мы смотрим на всю сказку, то очень неплохо, что Иван сжег лягушачью кожу. И один, и другой герой проходят определенную трансформацию.

Из Ивана, который смирился с тем, что можно жить с лягушкой. И Василиса тоже, которой нужно было преобразовать свою тайную сущность. Наконец Иван стал царевичем, а не дурачком. Они могли так и жить в иллюзии. Иван мог смириться с тем, что у него чудесная ночная жена. Но нет, они оба выросли из лягушачьей кожи.

— По крайней мере, возмужавший Иван никогда не скажет жене Василисе Премудрой: "Да ты вспомни, откуда я тебя взял — из болота".

— Потому что она ему может сказать: "Да ты вспомни, каким ты был, и никто, кроме лягушки, тебе не попался". Получается, рядом с тобой я из лягушки смогла стать Василисой Прекрасной, а ты из Ивана-дурачка превратился в Ивана-царевича. Ведь эти два человека как две наших части.

Наша мужская часть, если мы говорим о женщине, окрепла, научилась проходить препятствия, получать помощь, верить в мудрость. А женская часть сняла кожу, стала проявленной женщиной.

Психолог Светлана Шарко: “лягушачью кожу” создаёт наша психика

— Он эмоционально жесток, и девочке рядом с ним трудно опереться на него. Она является фигурой зависимой, которая не может преодолеть влияние жестокого отца.

Он ей может с самого начала, когда она растет, говорить: ты плохая. Он может быть соблазняющим. Или он может пугаться того, что она растет и становится красивой и привлекательной. Многие девочки под взглядом матери, отца могут прятаться от того, какие они красивые. Мама говорит: ты мерзавка, надела короткую юбку. Папа говорит: куда ты идешь, гадкая.

Тогда девочки надевают кожу лягушачью: покрываются прыщами, странными одеждами. Им проще быть гадкими, потому что это не так страшно.

У меня была интересная встреча на фитнесе, я плаваю. В раздевалке девушка рыдала просто невозможно. У меня опыт профессиональный: не трогать. Но она так плакала, я говорю: "Я могу вам помочь?" Она посмотрела на меня и сказала: "Вы не можете. Вы старше моей матери, и у вас есть талия. Вы ничего не можете знать о моей беде". Она уже поставила на себе печать и оплакивает свою неэффектность. Талия это прекрасно, но это не самое главное в женской судьбе. "Лягушки" ограничивают себя, они не знает, что можно выйти из этой кожи.

Огромное количество запретов и у мальчиков: не всем мальчикам папы-цари дадут вырасти, не каждому дадут стрелу в руки.

— А что делать тогда?

— Невозможно изменить папу-царя или Кощея, но можно победить его. Иван много чего делал, он прошел путь героя. Во-первых, он решился двинуться в путь. Он хочет быть счастливым. Он хочет жить именно с этой женщиной. Он не отказывается от себя. Хороший вопрос: что я хочу сейчас для себя, что сделает меня счастливым, мое благополучие в чем?

Иван идет не просто помочь — он идет за своим счастьем, с каждым шагом он становится все более сильным. Он берет на себя ответственность и при этом добр к другим. Он не шагает по головам, он становится мудрее.

Нас делают взрослыми способность приводить себя в спокойное и безопасное состояние, забота о благополучии. Не было, чтобы сел Иван и сказал: какой же дурак я, погубил лягушку, кожу сжег, как стыдно, никогда мне такой лягушки больше не достанется. То есть он не осуждает ни себя, ни Василису. Он просто поднимается и идет в путь. Мы обретаем счастье:

  • в покое,
  • мудрости,
  • преданности себе и другим,
  • смелости действовать.

Добраться до яйца с иголкой

— Много веков яйцо была символом чего? Зарождения?

— Да. Нужно добраться до чего-то, что является стержнем, что мешает. Иван добрался, сломал иглу. В яйце-то должна быть жизнь, а не игла, правда? Поэтому он сломал то, что разрушает, он сломал неживое. Яйцо — это жизнь, поэтому разрушились чары неживого; и Василиса, и он смогли уже соединиться.

Иван тоже это яичко проклюнул изнутри. Он свое право быть мужем и царем пробил.

— А как в реальности можно превратиться из лягушки в царевну?

— Нужно посмотреть, почему кожа такая. Мне проще говорить о женщинах, потому что я не проживала путь мужчины. Я просто вижу сейчас, как сыновья, мальчики двигаются, это другое что-то.

А девочке надо понять, почему она до сих пор в лягушачьей коже. И смотреть на кожу лягушачью не с отвращением и ненавистью к себе, а с любовью, потому что эта кожа была создана нашей психикой, чтобы мы сохранились. С сочувствием, любовью, пониманием, что сжечь кожу — это не просто "сжег, и всё изменилось", а после сжигания нужно пройти путь, добраться до яйца с иголкой.

— Василиса превратилась в птицу и улетела. Это можно тоже интерпретировать?

— Интерпретировать можно всё. Эта свобода мнимая. Она не птица, а замужняя дама. Она улетела из этих отношений. Когда мы говорим о реальной жизни, в небесах птицы прекрасны, но это не жизнь человека. Это вечные невесты, которые превращаются в птицу, если к ним прикоснется мужчина. Может быть, у них проблемы разного рода, как и у мужчин, кстати. Некоторые мужчины тоже не выдерживают соединения с женским, они превращаются в чудовищ или в диванных хомяков.

— Но она не оказалась вечной невестой, а благословила Ивана на то, чтобы он прошел этот путь ради нее. То есть Царевна-лягушка, чтобы превратиться в Василису Прекрасную, должна благословить своего внутреннего Ивана на этот путь?

— Да, то есть мы идем в поход за своей женской сутью. И там мы можем быть бабой-ягой, медведицей, уткой, зайчиком. Можно быть птицей, которая вечно улетает из отношений. Таких много, они не могут остаться женой, потому что жена — это:

  • отношения,
  • готовка,
  • уборка,
  • сексуальность,
  • рождение детей,
  • зачатие,
  • материнская суть.

Некоторым это трудно, и они могут быть птицами.

— Светлана, ведь сказка — это отражение жизни народа, его глубинная психология, наше наследие. Так не является ли эта сказка благословением рода нашей страны (потому что это русская сказка) на свершение, изменение?

— В этом много мудрости. Я очень верю, что внутри нас живет память многих поколений. Зачастую память может быть травмирована, но мы можем надеть лягушачью кожу в память о том, что было. Но если мы на стороне жизни, хотим быть живыми, проявленными, наполненными тайной и потоками жизни, то мы имеем право снять эту кожу, быть смелыми и изменяться. Мое одно из образований — это семейная система терапии. Так вот, когда ставишь человека, а сзади него ставишь предка, то, если постоять на роли предков, они всегда хотят, чтобы потомок двигался. Они говорят: то, что было с нами, это наше, ты двигайся, живи, ты есть ты. И, конечно, это позволение трансформироваться, позволение быть другим, собой.

От автора: Как много мудрости заключено в народных сказках! Сюжет одной такой сказки помог мне наглядно проиллюстрировать тему сложностей в отношениях мужчины и женщины, и предложить путь выхода из затруднений.

Все, безусловно, помнят сюжет Русской народной волшебной сказки «Царевна — лягушка». Нет-нет, я вовсе не собираюсь рассматривать архетипы и рассуждать — в чём мораль этого замечательного произведения. Мне хочется заострить ваше внимание, лишь на одном элементе этой сказки, а именно — "лягушачьей шкурке" и рассмотреть её метафорический смысл, возможно, с неожиданной стороны.

Меня, как консультирующего психолога, очень интересует тема взаимоотношений мужчины и женщины. И, поскольку, за помощью часто обращаются с неудовлетворённостью именно в этом плане, у меня на основании достаточно большого опыта, сформировалось более глубокое понимание данной проблематики.

Любой человек, вступая в пору юности, непременно соприкасается с состоянием влюблённости. Естественно, каждый проживает это по-своему. Одними этот опыт воспринят, как позитивный и ресурсный, для других — как драматический или болезненный. Последствия этого жизненного опыта во многом формируют наше представление о себе, как о партнёре в парных отношениях.

Следует отметить, что первая любовь, даже взаимная, редко перерастает в союз людей на всю жизнь. Такова реальность. Дальше случаются новые симпатии и романы, один из которых, в конце концов, приводит к длительным отношениям и законному браку. Я бы не стала утверждать, что в наше время, люди легковесно относятся к браку и семье в целом. Для любого человека, в независимости от времени, развод — психологическая травма, поскольку семья это — самое важное в нашей жизни.

Именно накопившийся негативный опыт, непонимание себя и своего партнёра в отношениях, лишает человека сил, приводит к разочарованию, на фоне которого теряется сам смысл отношений со своим избранником. Печально, но в наше время чаще отношения утрачиваются, то есть, семья прерывает своё существование.

Без отношений человеку крайне тяжело и он снова старается их обрести, но с каждым последующим разом, их продолжительность уменьшается и может наступить момент, когда сама возможность отношений становится, как будто, невозможной. Это приводит человека в состояние потерянности, разочарования и пугает своей безысходностью в будущем.

Любой опыт оставляет в нас свой след, а негативный, травмирующий — в тот или иной момент может активироваться в виде состояния, мешающего удовлетворению желаний и потребностей. Это происходит непременно, поскольку в результате пережитого кардинально поменялось не только отношение к другим, но прежде всего, собственное представление о себе.

Про мужчину женщину и лягушачью шкурку

Так происходит своего рода «заколдовывание» и появляется та самая «лягушачья шкурка». То есть активируется состояние с выраженной защитной реакцией. Его можно рассмотреть, как комплексное, содержащее в себе:

  • недоверие своим чувствам;
  • сомнения в себе, своей ценности для другого;
  • недоверие к чувствам другого.

Искаженное восприятие происходящего активирует внутренний конфликт между умом и сердцем, что обязательно приводит к формированию негативных убеждений. Именно мысли, пугающие и навязчивые, изматывают человека, поскольку потребность в близости есть, а реализации желаемого не происходит и выхода не видится.

Именно с подобным состоянием перенапряжения чаще обращаются за помощью. Следует отметить, что как женщины, так и мужчины могут оказаться в таком положении. Однако за помощью преимущественно обращаются женщины.

В своём стремлении выйти из не удовлетворяющего состояния, женщина задаётся вопросами: «Как измениться самой? Как влиять на ситуацию?» То есть, она всячески старается избавиться от «лягушачьей шкурки». Но, тут следует вспомнить сюжет сказки:

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне. Василиса Прекрасная возвращается домой, хватилась — нет лягушачьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал? Если бы ты еще только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве.

В своём стремлении женщина часто находит тех, кто укрепляет её в этой позиции. Начиная с использования прямых советов родных и друзей и заканчивая помощью специалистов, женщина чаще всего лишь усугубляет состояние внутреннего конфликта. Очень многие программы, тренинги, часто направлены на повышение уверенности в себе. Это принесёт плоды но, не в плане отношений в паре. Для отношений — это сомнительный путь.

Глубинное понимание себя, своего индивидуального опыта и ответы на вопросы: «Почему?» и «Зачем?» позволят выйти из внутреннего конфликта, что поможет женщине стать самой собой, уже без «лягушачьей шкурки»! То есть она, наконец-то, сможет находиться в своём естественном, гармоничном состоянии. Именно в таком ключе работаю я, оказывая психологическую помощь в виде личной психотерапии. Это, на мой взгляд, более эффективный путь к обретению новых отношений, либо к улучшению уже имеющихся.

main_img

Многие очень успешные женщины вспоминают, что в детстве отец игнорировал их, редко хвалил, мало уделял внимания, а иногда – так хотел мальчика, что и от девочки ждал «мальчишеских» игр и занятий.

В результате потребность получить внимание и признание отца стала реализовываться уже во взрослой жизни через социальный успех или через замужество с социально успешным мужчиной.

Все победы и достижения бессознательно адресуются внутренней фигуре отца: «Смотри, какая я! Гордись мной! Обрати внимание на меня!».

В конечном итоге все, что нам нужно – это любовь. Желание произвести впечатление, быть принятой кем-то, оцененной по заслугам как будто бы приближают на один шаг к любви.
Жажда любви, которой не хватило в детстве, может обернуться желанием «завоевать весь мир», чтобы доказать: «Я достойна любви».

Недаром в сказке отец Василисы Премудрой – Кощей Бессмертный. Вряд ли этот сказочный персонаж способен был на любовь, внимание и ласку. Злые волшебники - они другими делами заняты… Им нет дела до всех этих глупостей…

Вот и выросла Василиса и была наказана отцом, превращена в царевну-лягушку.
Попав в царский дворец, Василиса изо всех сил старается угодить царю – отцу Ивана.
И каравай испечь, и ковер выткать, и на пиру себя показать.
Бессознательное стремление быть лучше всех, победить других невесток в борьбе за любовь отца Ивана, позволяет ей показать свои таланты и умения во всей красе.

Любовь отца-Кощея Василисе уже не завоевать, но еще можно попытаться завоевать любовь отца-Ивана и так найти свое место в мире и в новом доме.

Потребность в любви никуда не исчезает. Фигура, к которой Василиса обращается с этой потребностью изменилась. Способы привлечь внимания стали другими.

Так на пути взросления потребность в любви создала Василису Премудрую из никому не известной девчонки Кощеева замка.

Сказка показывает этот путь – возможность принять себя и свой успех, развивать свою самодостаточность и уверенность в себе, признать свою потребность в любви.

«Защитная шкурка» от обид и отвержения – «Лучше быть одной»

Василиса Прекрасная зачарована Кощеем и стала лягушкой.
Шкурка лягушачья скрывает ее истинную женственность, красоту, ум.

Эта метафора превращения Василисы в лягушку на символическом уровне может отражать возврат к первичным инстинктам самосохранения, к бессознательному желанию спрятать себя, не показать что-то такое, за что могут отвергнуть или уничтожить.

Лягушка живет на болоте в одиночестве (если не в изоляции от своего привычного мира). И только появление Ивана Царевича позволяет ей вернуться из болота в мир людей.

Но и тут она не сразу готова снять лягушачью шкурку. А лишь постепенно – по ночам, когда никто ее не видит – она превращается в Василису, чтобы наутро снова предстать перед людьми невзрачной лягушкой.

Очевидно, что лягушачья шкурка выполняет защитную функцию, прячет НАСТОЯЩУЮ Василису от глаз людей. И на то, чтобы полностью освободиться от чар, требуется время.

Она должна быть к этому готова – открыться, проявить себя, стать собой. Это период становления. Поспешные действия Ивана приводят к тому, то сожженная раньше срока лягушачья шкурка вынуждает Василису превратиться в птицу и улететь в царство Кощея.

И только после того, как Иван совершил подвиги, поумнел и набрался мудрости у Яги-Ягини, Василиса может вернуться к нему в своем истинном обличье.

В повседневной жизни часто бывает так, что женщина надевает на себя символически «защитную шкурку», чтобы не показать свою ранимость, уязвимость.

Иногда бывает легче «стать лягушкой», как будто бы заранее предполагая определенное отношение (и, возможно, отвержение), чем надеяться на принятие и потом остаться с разбитыми надеждами. Или напротив – внешне непривлекательный вид «отпугнет» нежелательные контакты, позволит остаться в одиночестве.

Такой процесс превращения может быть очень болезненным, если в его основе амбивалентные чувства – хочется нравиться, быть привлекательной, но внутренняя неуверенность заставляет ждать и бояться отвержения.

Уж лучше быть «одинокой лягушонкой на болоте», чем снова столкнуться с болью отвержения. Лягушачья шкурка, как броня, прикрывает от стрел обид и разочарований.

Сказка учит нас тому, что лягушачью шкурку можно сбросить, когда появится внутренняя готовность к этому. Уязвимость можно трансформировать во внутреннюю уверенность в себе, силу и самодостаточность. Тогда потребность в "шкурке" исчезнет сама собой.

Принятие себя и своего тела, становление женственности

Лягушачья шкурка не всегда становится защитной броней, которая спасает.
Иногда она может стать и тем, что ограничивает.

Непринятие себя, болезненная стыдливость, отвращение к своему телу тоже заставляют бессознательно «надевать лягушачью шкурку», и тогда она сковывает, придает неловкость, неуклюжесть, обостряет чувствительность и ранимость.

Кажется, что никто и никогда не разглядит в этом обличье истинную Василису…

В жизни ситуации непринятия тела, отвращения, стыда, чувство унижения, «грязи» может быть связано с тяжелыми эмоциональными травмами. И чтобы в реальной жизни произошло превращение, важна глубинная работа с травмой, которая освободит от прошлых ран и позволит снова стать собой.

Когда стягивает лягушачья шкурка непринятия себя, легко забыть, что внутри каждой из нас живет Василиса Премудрая и что каждая из нас так много всего умеет делать. А самое главное – представляет настоящую подлинную ценность – для себя, своих близких и для мира.

Вот в такие моменты – утраты своей подлинности и ценности – и бывает горше всего. В такие моменты другие люди отвергают. Из бессознательного страха «заразиться отвержением».

Недаром в психологии сказки стали инструментом для самопознания и внутренней трансформации. Именно эта сказка прекрасно работает на принятие себя и своей женственности.

Я предлагаю вам простое упражнение по мотивам этой сказки, которое Вы можете выполнить самостоятельно.

  1. Вспомните фразы, слова нелюбви, отвержения, которые Вы думаете или говорите по отношению к себе.
    Выпишите их на отдельный листок. Не пора ли их сжечь как лягушачью шкурку?
  1. Напишите 21 фразу – за что Вы любите себя и за что благодарите.
    Готовы ли Вы позволить расцвести лучшему внутри Вас?

Развитие Анимы и Анимуса во внутреннем мире мужчины и женщины

Красота сказок в том, что каждая сказка содержит много слоев смыслов, много символических уровней. Итак, сказка о Царевне-Лягушке вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. Она служит прекрасной метафорой ранимой женственности, процесса самораскрытия женщины и принятия себя.

Каждая сказка многомерна. И в этой сказке тоже есть как минимум еще один уровень.

Взаимодействие Лягушки и Ивана-Царевича символически отражает развитие и гармоничный баланс Анимы и Анимуса во внутреннем мире женщины.

  • Анимус – это мужская энергия, роли и функции, которые развиваются внутрипсихически, а потом проявляют себя во внешнем мире и в отношениях с мужчинами.
  • Анима – женская энергия во внутреннем мире личности.

Внутренний баланс Анимы и Анимуса позволяет женщине создавать гармоничные отношения с мужчиной.

Если проследить, как шаг за шагом меняются восприятие себя и действия Лягушки-Царевны и Ивана-Царевича, можно увидеть определенные этапы развития Анимы и Анимуса.

В самом начале – Лягушка на болоте, в слиянии с Матерью-Землей. Это образ девочки в женском мире. Она постепенно взрослеет, начинает проявлять интерес к «большому миру».

И тут на болото прилетает стрела Ивана Царевича – символ маскулинности, мужественности. Поймав такую стрелу, Лягушка отправляется в большой мир, как будто бы символически переходит из мира матери и ее дома в мир мужчины и его дома.

И это следующий этап развития женственности. Юной девушке хочется нравиться, но она не полностью в себе уверена, она не раскрывает всех своих качеств, боится отвержения, ей нужна лягушачья шкурка, которая защищает от опасностей отвержения. Вместе с тем она готова побороться за свое место в новом мире, показать, чего она стоит.

В жизни юные девушки стараются соответствовать требованиям моды, своего круга, ожиданиям молодых людей. Важно быть принятыми и оцененными по достоинству.

Как в сказке поспешные действия Ивана–Царевича спугнули Василису, которая еще не была готова проявить свою силу – так и в жизни случается, что раны сердца закрывают дверь в будущие отношения.

Может случиться так, что первый опыт отношений будет не очень удачным. Бессознательно женщина откажется взаимодействовать с мужчинами, закроется от отношений («возвращается в замок Кощея»). Зрелость и опыт говорят: «Даже не пробуй, если не хочешь новой боли».

Параллельно образ Ивана тоже претерпевает изменения. И можно увидеть, как из инфантильного мальчика он становится взрослым, зрелым мужчиной, который понимает, что всему свое время что важно учитывать чужие желания и потребности, а не только следовать своему «хочу».

Детское стремление «похвастаться» Василисой перерастает в глубокое чувство и принятие ее особенностей. Ведь только повзрослевший Иван Царевич смог вернуть себе истинную Василису, сжечь ее шкурку навсегда.

В сказке он проходит длинный путь к Замку Кощея. Перед тем, как освободить Василису навсегда, он учится справляться со своими страхами, учится расставлять приоритеты и не следовать первому желанию, учится видеть чувства других, учится состраданию и мудрости.

Во внутреннем мире человека Анима и Анимус проходят все этапы развития и интеграции ПРЕЖДЕ ТОГО, как в реальной жизни женщина будет готова к отношениям.

И в этом смысле сказка может быть тем самым целительным средством, которое позволит пройти путь интеграции быстрее и легче. Стыдливость, ранимость, чувство уязвимости, страх отвержения растворяются в сказке, трансформируются в принятие себя…

Для того, чтобы вовсе не в сказочном, а в реальном мире женщина могла могла принять себя, открыться для новых отношений и создать гармоничную семью.

Читайте также: