Психологическая помощь ребенку при ожоге

Обновлено: 24.04.2024

Считается, что от ожога в быту не застрахован никто. Можно ли избежать беды? Что родителям надо знать об ожогах у детей? И какими средствами сегодня располагает столичная медицина для того, чтобы избавить маленького пациента от тяжелых последствий такой травмы?

Лечение ожогов у детей

Случайность или безответственность?

Ожог относится к травмам, представляющим угрозу жизни для человека. По статистике Департамента здравоохранения Москвы, каждое 3-е ожоговое поражение диагностируют у ребенка, чей возраст не достиг 3 лет.

  • Ожоги делятся на типы:
  • 1. Термические (воздействие высокой температуры).
  • 2. Химические (контакт с агрессивным химическим веществом).
  • 3. Лучевые (поражение радиацией).
  • 4. Электрические (удар электротоком).

Чаще всего встречаются термические ожоги у детей: это горячий чай, который мама оставила на столе, а малыш перевернул на себя, или первое «знакомство» с плитой, на которой готовится еда. Когда речь идет об ожогах у детей, в 90% случаев в них виноваты родители: не досмотрели.

Какие наиболее опасные последствия ожогов для ребенка можно выделить?

Главная опасность ожоговой раны — большой риск нагноения после попадания частичек грязной одежды и т.п. К тому же стоит помнить, что при ожоге страдает не только кожный покров: нарушается его барьерная функция, что влечет за собой сбой в работе всего организма. Чем младше ребенок, тем серьезнее будут последствия. Особенно, если имело место термоингаляционное поражение: ожог слизистых верхних дыхательных путей может привести к асфиксии.

Что касается видимых косметических дефектов после ожога, то это контрактуры и рубцы, которые потребуют длительного лечения. И еще хочу обратить внимание: любой ожог — огромная боль и стресс для ребенка. Поэтому мамы и папы должны помнить, что профессия «родитель» — это работа 24 часа 7 дней в неделю. Если вы собираетесь вместе с ребенком на дачу, на пикник, к морю, то не расслабляйтесь: следите за тем, чтобы малыш был максимально дистанцирован от опасных предметов, могущих стать причиной ожога.

Внимание! Быстро и правильно оценить степень ожога и риск потенциальных осложнений может только врач!

Л.И. Будкевич, д.м.н., профессор, руководитель ожогового центра ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

Степени ожогов у детей

Степень тяжести ожога у ребенка определяется тем, насколько глубоко пострадали ткани. Различают три. При этом ожоги 1 – 2 степени считаются поверхностными, а 3-й — глубокими.

1 степень

Характеризуется поражением верхнего слоя кожи — эпидермиса. Проявляется болезненностью в конкретной точке, покраснением и чувством жжения. В течение 5 дней проходит самостоятельно, не оставляя следа, либо легкую пигментацию.

2 степень

Отмирание эпидермиса и повреждение верхнего слоя дермы. Боль и покраснение выражены сильно. Появляются пузыри с прозрачным содержимым, которое загустевает через пару дней. Заживление занимает не менее 2-х недель.

3 степень

Глубокое поражение кожи с образованием струпа бурого или черного цвета без выраженного болевого синдрома из-за повреждений нервных окончаний. При таком сильном ожоге у ребенка страдает не только кожа, но и подкожная жировая клетчатка, иногда мышцы и кости. Самостоятельное заживление — около 2-х месяцев с возникновением на местах ожога грубых рубцов.

Степени ожогов у детей

Как помочь ребенку при ожоге?

Если несчастье все же произошло, какой должна быть тактика родителей? Прежде всего, никакой паники: ребенок и так испуган, поэтому ваш страх и слезы только ухудшат его эмоциональное состояние. Важно помнить, что категорически нельзя делать при ожогах:

  • - прикасаться руками к зоне поражения;
  • - трывать одежду, если она прилипла к ожоговой ране;
  • - вскрывать пузыри;
  • обрабатывать рану растительным маслом, содой, кисломолочными продуктами, спиртом, любыми кремами и мазями.

Как оказать первую помощь ребенку при ожоге?

Мы регулярно становимся свидетелями того, что подавляющее большинство родителей, столкнувшись с ожогом у своего ребенка, не могут оказать ему адекватную первую помощь. Что необходимо сделать? Во-первых, обезболить обожженное место под струей прохладной воды в течение 5 – 7 минут. Во-вторых, изолировать поврежденную поверхность от потенциальных микробов, накрыв чем-то чистым (полотенцем, простыней и т.д.). В-третьих, вызвать скорую или самостоятельно привезти ребенка в ближайшую больницу. И все! Убедительная просьба к родителям: забудьте о «целебных» свойствах уринотерапии и «проверенных» народных рецептах. Ваша задача — как можно скорее передать пострадавшего в руки профессионалов.

Л.И. Будкевич, д.м.н., профессор, руководитель ожогового центра ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

Как помочь ребенку при ожоге?

Методы лечения ожогов у детей

Если ребенок вовремя доставлен в ожоговый стационар, за его здоровье можно не волноваться. Современная отечественная медицина располагает всеми средствами* для быстрого и эффективного лечения ожогов разной степени тяжести. Например, в ДГКБ им. Г.Н. Сперанского с этой целью применяют следующее:

«Умные повязки»

Перевязочный материал с ионами серебра, обладающий антибактериальными свойствами, который не нуждается в смене чаще, чем раз в неделю.

Противоожоговая кровать

Не доставляет боли ребенку, благодаря флуодизирующей подушке. Он находится как бы в «подвешенном» состоянии, не ощущая веса собственного тела.

Скальпели нового поколения

Вместо традиционных скальпелей используются гидрохирургический и электрический, которые позволяют удалить обожженные ткани с малой потерей крови.

Терапия отрицательным давлением

Благодаря вакуум-эффекту рана в месте ожога быстрее очищается от мертвых тканей, что ускоряет заживление в зоне ожога.

Пластические операции

Если у пациента не хватает донорской кожи, то для того чтобы восстановить утраченный кожный покров, используют последние достижения комбустиологии (отрасли медицины, изучающей ожоги) — современные биологические и синтетические материалы.

Фармафорез

Адресная доставка лекарств в рубцово-измененную ткань на месте «бывшего» ожога без поступления в кровоток. По сравнению с классическими физиотерапевтическими методами, эффективнее улучшает косметические и функциональные результаты.

В чем особенность Ожогового центра при ДГКБ им. Г.Н. Сперанского?

Центр существует более 50-ти лет и остается на сегодняшний день единственным в России, где оказывают специализированную помощь детям при различных ожоговых травмах абсолютно бесплатно, по системе ОМС.

Помимо высокотехнологичной медицины, мы гордимся своим коллективом настоящих профессионалов: все врачи с высшей квалификационной категорией и большим стажем работы. Среди наших специалистов преобладают те, кто успешно защитил докторские и кандидатские диссертации. Также у нас работают воистину героические люди — те, кто приобрел уникальный опыт оказания медицинской помощи детям с термической травмой, пострадавшим в природных и техногенных катастрофах.

Медицинский персонал больницы регулярно повышает свою квалификацию. Группа врачей и медсестер специализировалась в ведущих ожоговых центрах Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Мы готовы к потенциальному «часу Х» 24 часа в сутки.

А.А. Корсунский, д.м.н., профессор, главный врач ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

Последствия ожогов у детей

Лечение ожогов у детей не заканчивается выпиской из стационара. Важно, чтобы ребенок как можно скорее смог вернуться к привычному образу жизни. Если пострадали конечности, надо заново научить его ходить, бегать, прыгать. Если в результате ожога пострадало лицо, главное — преодоление психологических комплексов, связанных с изменением внешнего вида ребенка, чтобы свести к нулю насмешки сверстников и полностью социализироваться. Это длительный кропотливый процесс, в котором вместе с пациентом должны участвовать, как родственники, так и врачи. Ребенка нельзя оставлять один на один со своей проблемой: он должен знать, что на этой травме, какой бы тяжелой она не была, жизнь не заканчивается!

Какими возможностями для реабилитации располагает Ожоговый центр при детской городской клинической больнице имени Сперанского?

В этом отношении нам повезло. Для детей, перенесших тяжелую ожоговую травму, 2 раза в год (зимой и летом) организовываются поездки в реабилитационные лагеря, где они могут отдохнуть и набраться сил под контролем лучших специалистов. Это стало возможно благодаря тому, что в 2001 году мы создали благотворительный Фонд «Детская больница» при ДГКБ имени Сперанского. Его задача — не только помощь семьям в приобретении дорогостоящих лекарственных средств, но и социально-психологическая реабилитация детей. Этим занимаются квалифицированные педагоги и психологи. При Фонде успешно функционирует детский клуб, в рамках которого для ребят проводят познавательные экскурсии и различные спортивно-развлекательные мероприятия. Все это в комплексе помогает ребенку вернуться к обычной жизни, не чувствуя себя неполноценным.

А.А. Корсунский, д.м.н., профессор, главный врач ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

*Обращаем внимание на то, что решение о выборе того или иного метода лечения принимается врачами, в зависимости от индивидуальных показаний и противопоказаний конкретного пациента.

Услуги проекта по информированию граждан, как и медицинская помощь пациентам в больнице предоставляются бесплатно.

Людмилой Иасоновной Будкевич, д.м.н., профессором,
руководителем ожогового центра ДГКБ им. Г.Н. Сперанского

Источник: информационный проект
«Москва — столица здоровья»


Большинство людей сталкиваются с различными травматическими жизненными ситуациями: потеря близкого человека, смерть, тяжелые болезни, аварии, операции. Серьезные психологические травмы нам могут своим поведением оставлять и другие люди. Например, жертвами насилия, травли часто становятся маленькие, беззащитные дети, которые не в силах за себя постоять и, как правило, боятся обратиться за помощью. Как помочь ребенку пережить болезненный опыт, разобраться, что такое психологическая травма и какие последствия она несет, рассказывает психолог филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям Светлана Алёхина.

Психологическая травма (сильный эмоциональный стресс) — реакция человека на определенное событие, которое нанесло вред его психическому здоровью.

Травма формируется в момент, когда внешние события в жизни человека становятся настолько сильными, что начинают превышать его адаптивные возможности. «Ребенок начинает чувствовать сильнейший страх за свою жизнь, беспомощность. Теряется чувство безопасности и контроля. Те события, которые затрагивают значимые стороны жизни малыша и сопровождаются интенсивными переживаниями, приводят к психологической травме, часто ее классифицируют как шоковую», — отмечает психолог.

Замороженные чувства

В сильной стрессовой ситуации из-за выброса гормонов — адреналина, норадреналина и кортизола у человека естественным образом возникает желание выплеснуть сильную внутреннюю энергию. Это происходит через активные действия — бег, прыжки, драку или через проявление чувств агрессии, гнева, недовольства.

Если в стрессовой ситуации ребенок подавляет свои естественные реакции, он препятствует высвобождению энергии, которая блокируется и остается внутри. Незавершенное событие, подавленные чувства и замороженная в моменте энергия порождают психологическую травму.

Осторожней с критикой!

Для детей даже незначительные на первый взгляд события могут стать травмирующими — к примеру, угроза, сказанная в шутку или в воспитательных целях. Проявление насилия по отношению к ребенку или другим людям, насмешки, издевки могут причинить сильную боль и травмировать уязвимую личность.

Возрастных ограничений для формирования травмы нет. Она может произойти в три года, в школьный период или в подростковом возрасте. Если ребенку не будет хватать собственных сил это преодолеть и ему не помогут преодолеть это состояние близкие, произойдет болезненная фиксация на травме.

Неприятные последствия

Последствия шоковых травм бывают очень серьезными. Они могут вызвать нарушения в психике, что, в свою очередь, провоцирует развитие психических расстройств. «У одного психологическая травма может вызвать временное чувство дискомфорта, с которым человек постепенно самостоятельно справится. А у другого она станет пусковым механизмом к устойчивому состоянию страха с наличием фрустрации, которое будет сильно ослаблять иммунитет, работоспособность. Может привести к замкнутости, уходу от соблюдения социальных норм, неврозам и реактивным состояниям», — отмечает Светлана.

Зафиксированная травма в дальнейшем мешает человеку управлять своей личностью. Она подрывает веру в себя, собственные силы, вызывая чувство беспомощности. Коварство заключается в том, что при повторении стрессовой ситуации человек проваливается в тот возраст и те состояния, когда произошла травма. Так образуется замкнутый круг из стресса, тревоги, подавленных чувств, эмоций и невозможности проявить себя. В итоге человек привыкает к тяжелой и угнетенной жизни, ведь он не знает, как может быть иначе. Постепенно будет снижаться уровень и качество жизни. «Не проработав травму, повзрослевший ребенок во взрослом возрасте будет на бессознательном уровне притягивать к себе людей и события, которые предоставят ему привычную гамму негативных эмоций и ощущений в виде унижений и хронического стресса. Прямые последствия фиксированных травм во взрослом возрасте — хронические депрессии, алкогольная, наркотическая и игровая зависимость», — рассказывает специалист.

Как выявить травму в детском возрасте

Все дети по-разному проживают психологическую травму. Это зависит от множества критериев — возраста ребенка, его психического развития и влияния, которое оказало данное событие. Предпринимать меры стоит, если вы заметили:

  • Зацикленность— повторяющиеся действия, где ребенок пытается заново проживать стрессовые события. Они могут проявляться в игре, рисунках. Или вызывать пристальное внимание при просмотре фильмов, телепередач или чтении книг, комиксов.
  • Уход в себя— проявляется в виде нежелания выходить на контакт, в потере или стойкости интересов, длительном негативном настроении, инфантильном поведении.
  • Тревожные состояния— проявляются как излишняя раздражительность, повышенная возбудимость, боязливость, плаксивость, повышенная настороженность. Могут возникать проблемы с концентрацией внимания, нарушения сна с повторяющимися кошмарами.
  • Физиологические симптомы — возможны изменения кожных покровов: излишняя бледность или покраснения, высыпания. Обильное потоотделение ладоней, ступней. Мышечное перенапряжение, невозможность расслабиться. Головные боли, боли в животе. Быстрая утомляемость. Частые простудные и иммунные заболевания. Задержки реакций.
  • Реакция избегания— ребенок может достаточно резко отказаться посещать определенные места или встречаться с определенными людьми. Всячески будет увиливать от волнующей темы, связанной с болезненными чувствами и переживаниями.

Как помочь ребенку

  • В первую очередь необходимо создать теплые, доверительные отношения и безопасную атмосферу, где ребенок сможет чувствовать себя в комфорте, безопасности, будет ощущать искреннее принятие, любовь, поддержку и заботу. Для этого может потребоваться некоторое время. Не торопите события.
  • Уделяйте ребенку дополнительное время и внимание. Проявляйте искренний интерес к его жизни, настроению, занятиям, самочувствию. Спросите ребенка, есть ли что-то, что его тревожит. Возможно, он будет готов поделиться.
  • Ориентируйтесь на переживания ребенка, а не следуйте за своими чувствами и желаниями.
  • Если ребенок продолжает быть закрытым, можно аккуратно и тактично поделиться своими наблюдениями. Вы можете сказать, что заметили некие изменения в его поведении, спросить, не случилось ли чего неприятного. В этот момент важно быть открытым, не проявлять агрессии, недовольства и не форсировать события. Ребенок очень быстро может почувствовать фальшь, давление и закроется еще сильнее.
  • Поговорите с ребенком о том, что произошло. Подготовьтесь заранее к диалогу так, чтобы вы могли ответить на самые разные вопросы. Старайтесь ничего не скрывать, а поясняйте в доступной для ребенка форме.
  • Предложите обсудить проблему в кругу семьи, где ребенок сможет почувствовать поддержку и принятие со стороны близких.
  • Убедитесь, что ребенок не испытывает чувства вины. Иногда дети независимо от контекста ситуации чувствуют себя виноватыми, хотя их действие или присутствие никак бы не повлияло на исход событий.
  • Расскажите ребенку о чувствах, реакциях, которые могут испытывать люди на подобного рода события. Донесите мысль о том, что испытывать такие чувства в данный момент нормально и естественно. А со временем это постепенно пройдет, и будет гораздо лучше.
  • Работайте над своими страхами и травмами. Родитель является примером для ребенка и во многом подает ему пример. То, как вы справляетесь с трудными ситуациями и стрессом, ваше поведение и реакции будут иметь основное влияние на способность ребенка к преодолению и проживанию травмирующих событий. Если вы чувствуете, что сами морально истощены и у вас нет ресурсов оказывать помощь ребенку, попробуйте обратиться за помощью к психологу. Порой для ребенка травматичным является реакция родителя на определенное событие.
  • Постарайтесь организовать комфортный и стабильный распорядок дня. В слаженной системе, где все структурированно и понятно, гораздо легче восстанавливать ресурсы организма.
  • Если события были очень сильными, предоставьте ребенку возможность некоторое время побыть дома, отдохнуть и набраться сил. Детский сад, школу, дополнительные кружки на время можно ограничить.
  • Старайтесь не слишком сильно оберегать ребенка и не потакайте всем его прихотям. Важно соблюдать баланс: с одной стороны, давать заботу и поддержку — и одновременно предоставлять возможность ребенку самостоятельно переживать травматичные события.
  • Помните: страхи боятся смеха. Создание позитивной, доброй атмосферы в доме будет лучшей профилактикой тревоги.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин. К сожалению, однажды в радостное и безмятежное существование может вторгнуться травма. Страшная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, травма несёт с собой физические потери, которые на фоне пережитой угрозы для жизни часто сопровождаются травмой психологической.


В ряде случаев, особенно если ребёнок непосредственно участвовал в трагическом событии, у него нередко развивается посттравматический стресс. При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности.

Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, сниженным настроением, страхами, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм. Последствия психологических травм проявляются также и в игровой деятельности ребёнка с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией (игра в дом с элементами смерти одного из членов кукольной семьи, игра в «друзей» при их отсутствии и т.д.). При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, что характеризуется такими высказываниями: «Я больше не играю в подвижные игры, так как мне и так не повезло». Впоследствии появляются отчуждённость и стремление к одиночеству. Всё это в конечном счёте приводит к замедлению в психическом развитии ребёнка, что часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.


Многие родители, чей ребенок перенес травму, не понимают смысла и необходимости в психологической помощи. Они думают и говорят примерно следующее: «Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас!». Не говорить и не вспоминать о трагическом происшествии, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что «необработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда! Это объясняется особенностями восприятия маленьких детей. Взрослым свойственно считать, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Данная ситуация в психологии получила название «завуалированной» проблемы. При этом проблемы, возникшие у ребёнка, тщательно от него же скрываются, вуалируются родителями, что в свою очередь накладывает неизгладимый отпечаток на формирование его личности и картины поведенческих проявлений. Такой ребёнок не готов к борьбе за своё место под солнцем, со своей возникшей травмой, а, наоборот, ожидает чуда, как в сказке. В дальнейшем такая ситуация скажется и на поведении взрослого сформировавшегося человека, который будет везде и всюду искать более лёгких путей для решения тех или иных проблем.

Психотравмирующий опыт, полученный в детстве и оставшийся непроработанным, во взрослом возрасте может стать причиной различных психологических или даже психиатрических проблем. Травмирующее событие и непроработанные тревожные чувства могут жить в подсознании людей на протяжении многих лет, а когда другие события, происходящие уже во взрослой жизни, опять разбередят старые раны, вызванные негативным детским опытом. В этом случае для восстановления психологического равновесия приходится прилагать большие усилия и обращаться за профессиональной психотерапевтической помощью.

Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но в силу особой привязанности к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги. Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна. Во многом ситуация преодоления физической травмы зависит от особенностей поведения самих родителей. Очень часто родителям трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической, поэтому многие из них долгое время после травмы не обращаются за помощью к психологу. Они очень эмоционально и тяжело принимают физическую травму ребёнка, глубоко сопереживая ему, и даже идентифицируют себя с ним, или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние. В силу этого родители оказываются не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние собственного ребёнка. Они лишь фиксируют изменения в его эмоциональном состоянии, но не связывают их с произошедшей травмой; часто скрывают от психологов историю травмы, не придавая ей особого значения или же из-за чувства собственной вины, вследствие этого теряя дорогое время, необходимое для восстановления психики ребёнка. Когда ломается внешняя защита в лице родителей, ребёнок вынужден защищать себя сам. Если же он не справляется с этим, то посылает сигнал SOS, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание. И тогда он начинает либо заикаться, либо становится очень агрессивным, либо начинает плохо кушать или спать.


Рекомендация для родителей ребёнка, перенесшего травму сводятся к следующему. Если в Вашей семье произошёл несчастный случай или вы заметили резкое изменение в поведении ребёнка (проявление агрессивности или, наоборот, подавленности, расстройств сна и питания и т. д.), то помимо обычной врачебной помощи необходимо обратиться к психологу или психиатру для оказания первой психологической помощи.
Своевременная психологическая помощь может стать пусковым механизмом для развития полноценной личности, способной в дальнейшем самостоятельно преодолевать различные трудные жизненные ситуации.

Психолог
Центра здоровья подростков и молодёжи
УЗ «Вилейская ЦРБ»
Шляпо Олеся Владимировна

Ожоги у детей – разновидность травмы, возникающей при поражении тканей физическими и химическими факторами (тепловой энергией, электричеством, ионизирующим излучением, химикатами и др.). Клиника ожогов у детей зависит от воздействовавшего фактора, локализации, глубины, обширности повреждения тканей и включает местные (боль, гиперемию, отек, образование пузырей) и общие проявления (шок). Главными задачами диагностики ожогов у детей является определение характера ожоговой травмы, глубины и площади повреждения, для чего используются инфракрасная термография, измерительные методики. Лечение ожогов у детей требует проведения противошоковой терапии, туалета ожоговой поверхности, наложения повязок.

Ожоги у детей

Общие сведения

Ожоги у детей – термическое, химическое, электрическое, лучевое повреждение кожных покровов, слизистых оболочек и подлежащих тканей. Среди общего числа лиц с ожоговой травмой дети составляют 20–30%; при этом почти половина из них – это дети до 3-х лет. Уровень летальности в связи с ожогами среди детей достигает 2-4%, кроме этого около 35% детей ежегодно остаются инвалидами. Высокая распространенность ожогов в детской популяции, склонность к развитию ожоговой болезни и тяжелых послеожоговых расстройств ставят вопросы предупреждения и лечения ожоговой травмы у детей в число приоритетных в детской хирургии и травматологии.

Особенности детской анатомии и физиологии таковы, что кожа у детей тоньше и нежнее, чем у взрослых, имеет развитую кровеносную и лимфатическую сеть и, следовательно, обладает большей теплопроводностью. Эта особенность способствует тому, что воздействие химического или физического агента, который у взрослого вызывает лишь поверхностное поражение кожи, у ребенка приводит к глубокому ожогу. Беспомощность детей во время травмы обусловливает более длительную экспозицию поражающего фактора, что также способствует глубине повреждения тканей.

Кроме этого, несовершенство компенсаторных и регуляторных механизмов у детей может привести к развитию ожоговой болезни даже при поражении 5-10%, а в грудном возрасте или при глубоком ожоге – всего 3-5% поверхности тела. Таким образом, любые ожоги у детей протекают тяжелее, чем у взрослых, поскольку в детском возрасте быстрее наступают расстройства кровообращения, обмена, функционирования жизненно важных органов и систем.

Ожоги у детей

Причины и классификация ожогов у детей

В зависимости от повреждающего агента ожоги у детей делятся на термические, химические, электрические и лучевые.

Возникновение термических ожогов у детей в большинстве случаев обусловлено контактом кожи с кипятком, паром, открытым огнем, расплавленным жиром, раскаленными металлическими предметами. Дети раннего возраста чаще всего обвариваются горячими жидкостями (водой, молоком, чаем, супом). Нередко ожоги у детей возникают вследствие небрежности родителей, когда они погружают ребенка в слишком горячую ванну или надолго оставляют согреваться грелками.

В школьном возрасте особую опасность для детей представляют различные пиротехнические забавы, разжигание костров, «эксперименты» с горючими смесями и т. д. Подобные шалости с огнем, как правило, заканчиваются плачевно, поскольку нередко приводят к обширным термическим ожогам. При термических ожогах у детей обычно поражаются покровные ткани, однако также могут отмечаться, ожоги глаз, дыхательных путей и пищеварительного тракта.

Химические ожоги встречаются реже и обычно случаются при неправильном хранении бытовых химических средств в доступном для детей месте. Маленькие дети могут нечаянно пролить на себя кислоту или щелочь, просыпать порошкообразное вещество, распылить аэрозоль с опасным химикатом, по ошибке выпить едкую жидкость. При приеме агрессивных химических веществ внутрь ожог пищевода у детей сочетается с ожогом полости рта и дыхательных путей.

Причинами электрических ожогов у маленьких детей становятся неисправность электроприборов, их неправильное хранение и эксплуатация, наличие в доме доступных для ребенка электророзеток, торчащих оголенных проводов. Более старшие дети обычно получают электрические ожоги, играя рядом с высоковольтными линиями, катаясь на крышах электричек, прячась в трансформаторных будках.

Лучевые ожоги у детей чаще всего связаны с попаданием на кожу прямых солнечных лучей в течение длительного периода времени. В целом на термические ожоги у детей приходится около 65-80% случаев, на электрические – 11%, на остальные виды – 10-15%.

В рамках данной темы будут рассмотрены особенности термических ожогов у детей.

Симптомы термических ожогов у детей

В зависимости от глубины поражения тканей термические ожоги у детей могут быть четырех степеней.

  • Ожог I степени (эпидермальный ожог) характеризуется поверхностным повреждением кожи вследствие кратковременного или слабого по интенсивности воздействия. У детей отмечается локальная болезненность, гиперемия, отек и чувство жжения. В месте ожога может наблюдаться небольшое шелушение эпидермиса; поверхностные ожоги у детей заживают через 3-5 дней самостоятельно совершенно бесследно или с образованием небольшой пигментации.
  • Ожог II степени (поверхностный дермальный ожог) протекает с полным омертвением эпидермиса, под которым скапливается прозрач­ная жидкость, образующая пузыри. Припухлость, боль и покраснение кожи выражены сильнее. Спустя 2–3 дня содержимое пузырей становится густым и желеобразным. Заживление и восстановление кожного покрова длится около 2-х недель. При ожогах II степени у детей возрастает риск инфицирования ожоговой раны.
  • Ожог III степени (глубокий дермальный ожог) может быть двух видов: IIIа степени – с сохранением базального слоя кожи и IIIб степени – с некрозом всей толщи кожи и частично подкожного слоя. Ожоги III степени у детей протекают с образованием сухого или влажного некроза. Сухой некроз представляет собой плотный струп бурого или черного цвета, нечувствительный к прикосновениям. Влажный некроз имеет вид желтовато серого струпа с резким отеком клетчатки в зоне ожога. Через 7-14 дней начинается отторжение струпа, а полный процесс заживления затягивается на 1-2 месяца. Эпителизация кожи происходит за счет сохранившегося росткового слоя. Ожоги IIIб степени у детей заживают с образованием грубых, неэластичных рубцов.
  • Ожог IV степени (субфасциальный ожог) характеризуется поражением и обнажением тканей, залегающих глубже апоневроза (мышц, сухожилий, сосудов, нервов, костей и хрящей). Визуально при ожогах IV степени виден темно коричневый или черный струп, через трещины которого проглядывают пораженные глубокие ткани. При таких поражениях ожоговый процесс у детей (очищение раны, образование грануляций) протекает медленно, часто развиваются местные, прежде всего гнойные, осложнения – абсцессы, флегмоны, артриты. Ожоги IV степени сопровождаются быстрым нарастанием вторичных изменений в тканях, прогрессирующего тромбоза, повреждением внутренних органов и может закончиться гибелью ребенка.

Ожоги I, II и IIIа степени у детей расцениваются как поверхностные, ожоги IIIб и IV степени – как глубокие. В педиатрии, как правило, встречается сочетание ожогов различных степеней.

Ожоговая болезнь у детей

Кроме местных явлений, при ожогах у детей нередко развиваются тяжелые системные реакции, которые характеризуются как ожоговая болезнь. В течении ожоговой болезни выделяют 4 периода - ожогового шока, острой ожоговой токсемии, ожоговой септикопиемии и выздоровления.

Ожоговый шок длится 1-3 суток. В первые часы после получения ожога дети возбуждены, остро реагируют на боль, кричат (эректильная фаза шока). Отмечается озноб, повышение АД, учащение дыхания, тахикардия. При тяжелом шоке температура тела может понижаться. Через 2–6 часа после ожога у детей наступает торпидная фаза шока: ребенок адинамичен, заторможен, не предъявляет жалоб и практически не реагирует на окружающую обстановку. Для торпидной фазы характерна артериальная гипотония, частый нитевидный пульс, выраженная бледность кожных покровов, сильная жажда, олигурия либо анурия, в тяжелых случаях – рвота «кофейной гущей» из-за желудочно-кишечного кровотечения. Ожоговый шок I степени развивается у детей при поверхностном поражении 15-20% площади тела; II степени – при ожогах 20-60% поверхности тела; III степени - более 60% площади тела. Быстро прогрессирующий ожоговый шок приводит к гибели ребенка в первые сутки.

При дальнейшем развитии период ожогового шока сменяется фазой ожоговой токсемией, проявления которой обусловлены поступлением продуктов распада из поврежденных тканей в общий кровоток. В это время у детей, получивших ожоги, возможна лихорадка, бред, судороги, тахикардия, аритмия; в отдельных случаях коматозное состояние. На фоне токсемии может развиться токсический миокардит, гепатит, острый эрозивно-язвенный гастрит, вторичная анемия, нефрит, иногда - острая почечная недостаточность. Длительность периода ожоговой токсемии составляет до 10 дней, после чего при глубоких или обширных ожогах у детей наступает фаза септикотоксемии.

Ожоговая септикотоксемия характеризуется присоединением вторичной инфекции и нагноением ожоговой раны. Общее состояние детей с ожогами остается тяжелым; возможны осложнения в виде отита, язвенного стоматита, лимфаденита, пневмонии, бактериемии, ожогового сепсиса и ожогового истощения. В фазу выздоровления преобладают процессы восстановления всех жизненных функций и рубцевания ожоговой поверхности.

Диагностика ожогов у детей

Диагностика ожогов у детей производится на основании анамнеза и визуального осмотра. Для определения площади ожога у детей младшего возраста используются таблицы Лунда-Браудера, учитывающие изменение площади различных частей тела с возрастом. У детей старше 15 лет пользуются правилом «девятки», а при ограниченных ожогах - правилом ладони.

Детям с ожогами необходимо исследовать гемоглобин и гематокрит крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови (электролиты, общий белок, альбумин, мочевину, креатинин и др.). В случае нагноения ожоговой раны производится забор и бактериологический посев раневого отделяемого на микрофлору.

Обязательно (в особенности при электротравме у детей) выполняется и повторяется в динамике ЭКГ. В случае химического ожога пищевода у детей необходимо проведение эзофагоскопии (ФГДС). При поражении дыхательных путей требуется выполнение бронхоскопии, рентгенографии легких.

Лечение ожогов у детей

Первая помощь при ожоге у детей предполагает прекращение действия термического агента, освобождении пораженного участка кожи от одежды и его охлаждении (с помощью обмывания водой, пузыря со льдом). Для профилактики шокового состояния на догоспитальном этапе ребенку можно ввести анальгетики.

В медицинском учреждении проводится первичная обработка ожоговой поверхности, удаление инородных тел и обрывков эпидермиса. Противошоковые мероприятия при ожогах у детей включают адекватное обезболивание и седацию, проведение инфузионной терапии, антибиотикотерапии, оксигенотерапии. Детям, не получавшим соответствующих профилактических прививок, проводится экстренная иммунизация против столбняка.

Местное лечение ожогов у детей осуществляется закрытым, открытым, смешанным или хирургическим путем. При закрытом способе ожоговая рана закрывается асептической повязкой. Для перевязок используют антисептики (хлоргексидин, фурацилин), пленкообразующие аэрозоли, мази (офлоксацин+лидокаин, хлорамфеникол+метилурацил и др.), ферментные препараты (химотрипсин, стрептокиназа). Открытый способ лечения ожогов у детей предполагает отказ от наложения повязок и ведение больного в условиях строгой асептики. Возможен переход от закрытого метода к открытому для ускорения восстановительного процесса либо от открытого к закрытому – при развитии инфекции.

При глубоких, но небольших по площади ожогах у детей выполняется иссечение некротизированных тканей с последующей аутодермопластикой. В случае образования шрамов производится иссечение рубца с наложением косметического шва. Способ лечения ожогов у детей определяется комбустиологом или детским травматологом.

Прогноз и профилактика

При ожогах I-II степени практически всегда исход бывает благоприятным. При обширных и глубоких ожогах у детей прогноз всегда серьезен. Для детей раннего возраста критическими являются ожоги более 30 % поверхности тела; для более старших детей - 40% площади тела и более. Причиной гибели детей в большинстве случаев становится вторичная инфекция.

Профилактика ожогов у детей, прежде всего, требует повышенной ответственности со стороны взрослых. Нельзя допускать контакта ребенка с огнем, горячими жидкостями, химическими веществами, электричеством и пр. Для этого в доме, где есть маленькие дети, должны быть предусмотрены меры безопасности (хранение бытовой химии в недоступном месте, специальные заглушки в розетках, скрытая электропроводка и т. д.). Необходим постоянный присмотр за детьми, наложение строгого запрета на прикосновение к опасным предметам.

Demidova O N

Все ожоги у детей, независимо от их получения, представляют собой травму, характеризующуюся повреждениями кожи и тканей, сильным болевым шоком и стрессом. Статистика неутешительна: 95% ожогов у детей происходят по вине их родителей. Конечно, лучшим вариантом в таких ситуациях было бы недопущение ожога. Но, если инцидент все же произошел и травма получена, следует немедленно начать лечение!

Чтобы несчастный случай не имел тяжелых последствий, родителям важно уметь определять, ожог какой степени получил ребенок, и знать правила оказания первой помощи при ожогах. На наши вопросы ответила заведующая ожоговым отделением ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска», главный внештатный комбустиолог Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, заслуженный работник здравоохранения Ольга Николаевна Демидова.

Как определить степень ожога?

Если при ожоге покраснела кожа, значит, у ребенка ожог первой степени. При таких ожогах ребенок может ощущать боль, появляется чувство жжения, стягивания. Чаще всего ожоги первой степени заживают в течение двух-трех дней. Вторая степень характеризуется появлением на коже волдырей, наполненных прозрачной светлой жидкостью. Пузырьки могут увеличиваться в размере, возможно постепенное появление новых волдырей. Восстановление кожного слоя при ожогах второй степени обычно растягивается на несколько дней, а след от ожога остается на всю жизнь – после заживления кожа на месте повреждения имеет более светлый тон. Термический ожог при контакте с сухим раскаленным предметом проявляется в виде толстой корки, покрывающей обожженный участок – это тоже ожог второй степени. Глубокое поражение кожи, сухожилий, мышечной, иногда даже костной ткани происходит при ожоге третьей степени. На коже появляются крупные пузыри, наполненные желеобразным содержимым с примесью крови. Глубокие ожоги вызывают омертвение клеток кожи, мышц, нейронов в месте поражения – поврежденный участок выглядит как обугленная рана. При ожогах третьей степени может развиться ожоговый шок, причем тяжелое состояние не всегда наступает сразу после ожога – шок может начаться спустя несколько часов. Ожоговый шок проявляется ознобом, может начаться рвота, возможны судороги и потеря сознания.

Когда нужно вызывать «скорую помощь»?

Ожоги первой степени можно вылечить дома, для этого важно иметь в домашней аптечке средства против ожогов. Ожог второй степени более опасен и требует немедленного обращения к врачу. При ожогах третьей и четвертой степени необходимо вызвать «скорую помощь». Попытка самостоятельного лечения глубоких ожогов может иметь тяжелые последствия. Например, после ожогового шока при отсутствии необходимой терапии может развиться ожоговая токсемия – токсические вещества из обожженного участка попадают в кровь и распространяются по всем тканям и органам пострадавшего. У маленьких детей ожоговая болезнь может вызвать острую почечную недостаточность, пневмонию, сепсис, отек легких и головного мозга.

Чего делать нельзя

При ожогах второй степени с образованием на коже волдырей ни в коем случае не вскрывайте их самостоятельно – доверьтесь врачу. Если к месту ожога прилипла одежда, не пытайтесь отделить ее от обожженной кожи – вы можете повредить рану и замедлить процесс заживления. Обрежьте ножницами ткань вокруг пораженного участка. Не используйте для обработки раны подсолнечное, оливковое масла, содовый раствор и другие народные средства – они не стерильны и могут вызвать инфицирование раны. Ожоги обрабатывают только специальными аптечными составами. Обработка обожженных участков йодом и другими спиртовыми растворами не только не помогает, но и может ухудшить состояние ребенка. Накладывая на место ожога повязку, вы должны быть уверены, что она стерильна – нестерильную вату, бинты для обработки и перевязки ран использовать нельзя.

Если ребенок обжегся

Определите степень ожога. При ожоге первой степени обработайте пораженное место спреем, мазью или кремом от ожогов из домашней аптечки. Затем наложите сухую повязку из стерильного бинта. Хорошо, если средства от ожогов хранятся в холодильнике. При ожоге второй степени освободите место ожога от одежды, накройте пораженный участок стерильным бинтом, смоченным в чистой холодной воде, и доставьте ребенка в поликлинику по месту жительства или травматологический пункт. При ожогах третьей и четвертой степени немедленно вызовите «скорую помощь».

Лечение солнечных ожогов

Краснота в месте ожога может проявиться не сразу, поэтому во время пребывания на солнце нужно следить за состоянием ребенка. Вялость, повышенная возбудимость, жалобы на жжение и зуд могут быть признаками солнечного ожога. В этом случае нужно увести ребенка в тень или помещение и действовать в зависимости от степени ожога. При ожогах первой степени обработать поверхность кожи противоожоговым средством, при ожогах второй степени обратиться к врачу. Находясь на солнце, обязательно нужно иметь при себе бутылку с чистой водой. Во время лечения ожогов ребенку необходимо обильное питье – вода, компоты, морсы из натуральных ягод.

Ожоги представляют немалую опасность для здоровья – и эта опасность тем серьезнее, чем младше по возрасту ребенок. Лечение ожогов проводится в строгом соответствии с предписаниями врача. В домашней аптечке всегда должны быть средства для лечения ожогов и стерильный перевязочный материал.

Читайте также: