При скрещивании гомозиготных растений гороха с желтыми круглыми семенами и с зелеными морщинистыми семенами

Обновлено: 24.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Тест по теме «Генетика»

A1.У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках –

1) 12 2) 10 3) 8 4) 4

A2. Парные гены гомологичных хромосом называют

1) аллельными 2) сцепленными

3) рецессивными 4) доминантными

A3. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?

1) единообразия 2) расщепления

3) сцепленного наследования 4) независимого наследования

A4. Какое соотношение признаков по фенотипу наблюдается в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей будет AaBb (признаки наследуются независимо друг от друга)?

1) 1:1 2) 3:1 3) 1:2:1 4) 1:1:1:1

A5. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве?

1) мутантными 2) гетерозисными

3) гетерозиготными 4) гомозиготными

A6. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?

1) BbBb × AaAa 2) AaBb × AaBb

3) AaAA × BbBb 4) AAaa × BBbb

A7. Все листья одного растения имеют одинаковый генотип, но могут различаться по

1) числу хромосом 2) фенотипу

3) генофонду 4) генетическому коду

A8. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении

1) 9:3:3:1 2) 1:1:1:1 3) 3:1 4) 1:1

А9. Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют 1) генеалогическим 2) близнецовым 3) гибридологическим 4) цитогенетическим

А10. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)? 1) один 2) два 3) три 4) четыре

А11. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью со­ставили 25%. Каковы генотипы родителей? 1) АА х аа; 2) Аа х АА; 3) Аа х Аа; 4) АА х АА.

А12. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа

1) пар гомологичных хромосом 2) аллельных генов

3) доминантных генов 4) молекул ДНК в ядре клетки

А13. Чистая линия растений – это потомство

1) гетерозисных форм 2) одной самоопыляющейся особи

3) межсортового гибрида 3) двух гетерозиготных особей

А14. У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног ( b ). Выберите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.

1) АА Bb 2) А abb 3) AaBb 4) AABB

А15. Хроматиды – это

1) две субъединицы хромосомы делящейся клетки

2) участки хромосомы в неделящейся клетке

3) кольцевые молекулы ДНК

4) две цепи одной молекулы ДНК

А16. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

1) скрещивают особей двух чистых линий

2) скрещивают родителей с их потомками

3) кратно увеличивают набор хромосом

4) увеличивают число гомозиготных особей

А17. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

1) 25% 2) 50% 3) 75% 4) 100%

А18. Набор хромосом в соматических клетках человека равен

1) 48 2) 46 3) 44 4) 23

А19. С помощью какого метода была изучена хромосомная болезнь человека – синдром Дауна?

1) генеалогического 2) близнецового

3) цитогенетического 4) биохимического

А20. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика.

1) АаХ H Y или ААХ H Y 2) АаХ H Х H или АА Х H Х H

3) ааХ h Y 4) ааХ h Х h

А21. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

1) аллельные 2) доминантные 3) рецессивные 4) сцепленные

А22. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное
поколение единообразно. Чем это объясняется?

1) все особи имеют одинаковый генотип

2) все особи имеют одинаковый фенотип

3) все особи имеют сходство с одним из родителей

4) все особи живут в одинаковых условиях

А23. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей?

1) АА х аа 2) Аа х АА 3) АА х АА 4) Аа х аа

А24. Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?

1) гибридологическим 2) цитогенетическим

3) близнецовым 4) биохимическим

А25. От гибридов первого поколения во втором поколении рождается 1/4 особей с рецессивными признаками, что свидетельствует о проявлении закона

1) сцепленного наследования 2) расщепления

3) независимого наследования 4) промежуточного наследования

А26. Какую функцию выполняет в клетке хромосома?

1) фотосинтеза 2) биосинтеза белка

3) фагоцитоза 4) носителя наследственной информации

А27. С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?

1) генеалогического 2) близнецового

3) цитогенетического 4) гибридологического

А28. Рождение от гибридов первого поколения во втором поколении половины потомства с промежуточным признаком свидетельствует о проявлении

1) сцепленного наследования 2) независимого наследования

3) связанного с полом наследования 4) неполного доминирования

А29. Причина расщепления особей с доминантными признаками в F 2, полученных от гибридов первого поколения, состоит в их

1) наследственной неоднородности 2) широкой норме реакции

3) узкой норме реакции 4) генетическом однообразии

А30.Сущность гибридологического метода заключается в

1) скрещивании организмов и анализе потомства

2) определении генотипа родителей

3) исследовании генеалогического древа

4) получении модификаций.

А31. Схема ААВВ х аа bb иллюстрирует скрещивание

1) моногибридное 2) полигибридное

3) анализирующее дигибридное 4) анализирующее моногибридное

А32. Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют

1) рецессивными 2) доминантными

3) гетерозиготным 4) гомозиготным

А33. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

1) гетерозиготными 2) гомозиготными

3) рецессивными 4) доминантными

А34. Совокупность генов, которую организм получает от ро­дителей, называют

генофондом 2) наследственность 3) фенотипом 4) генотипом

А35. В клетке пара аллельных генов расположена в хромосо­мах

1) негомологичных 2) отцовских 3) материнских 4) гомологичных

А36. Укажите генотип человека, если по фенотипу он свет­ловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки).

1) ААВВ 2) АаВв 3) aabb 4) Aabb

А37. Гибридные особи по своей генетической природе разно­родны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют

гетерозиготными 2) гомозиготными 3) рецессивными 4) доминантными

А38. Особи, образующие один сорт гамет и не дающие рас­щепления признаков в потомстве,

мутантные 2) гетерозисные 3) гетерозиготные 4) гомозиготные

А39. Ребенок, как и его родители, имеет 46 хромосом, из ко­торых

44 отцовских и 2 материнских

45 материнских и одна Y -хромосома отцовская

23 материнских и 23 отцовских

44 материнских и 2 отцовских

А40. Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы

1) 44 аутосомы + XY 2) 23 аутосомы + X

3) 44 аутосомы + XX 4) 23 аутосомы + Y

А41.Новые сочетания родительских генов в зиготе являются причиной

нарушения последовательности нуклеотидов в ДНК

А42. Какие гаметы образуются у особи с генотипом Аа bb ?
1) Ab , bb 2) Ab , ab 3) Аа, АА 4) Аа, bb

А43. Наличие в гамете одного гена из каждой пары аллелей - это цитологическая основа

хромосомной теории наследственности

закона сцепленного наследования

закона независимого наследования

гипотезы чистоты гамет

А44. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании? 1)В b В b х АаАа 2)АаАА х В b В b 3) АаВ b х АаВ b 4) Аааа х В b В b

А45. В результате какого процесса формируется генотип потомства?

онтогенеза 2) овогенеза

3) сперматогенеза 4) оплодотворения

А46. Определите генотип особи желтой фигурной тыквы, если при её самоопылении в F 1 расщепление признаков по фенотипу соот­ветствовало 9:3:3:1

1) ААВВ 2) АаВВ 3) АаВ b 4) ААВ b

А47. При самоопылении гетерозиготного высокорослого расте­ния гороха (высокий стебель -А) доля карликовых форм равна

1) 25% 2)50% 3)75% 4) 0%

А48. Какой фенотип молено ожидать у потомства двух мор­ских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?

25 % белых особей и 75 % черных

50 % белых особей и 50 % черных

75 % белых особей и 25 % черных

А49. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

А50. Определите генотипы родителей, имеющих карие глаза, если в их потомстве три кареглазых и один голубоглазый ребенок (А - карие глаза доминируют над голубыми).

1) аа х АА 2) АА х Аа 3) АА х АА 4) Аа х Аа

А51. Если при моногибридном скрещивании во втором поколе­нии гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1:2:1, то это следствие

неполного доминирования 2) полного доминирования

3) взаимодействия генов 4) сцепленного наследования

А52. Преемственность в строении и жизнедеятельности орга­низмов в ряду поколений обеспечивается

изменчивостью 2) приспособленностью 3) саморегуляцией 4) наследственностью

А53. Ген дальтонизма - рецессивный, сцепленный с полом. Укажите генотип мужчины с нормальным цветовым зрением.

l ) X d X d 2) X D X d 3) X d Y 4) X D Y

А54. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроли­ком (Аа) в поколении F 1 получится кроликов

100% черных 2) 75% черных, 25% белых

3) 50% черных, 50% белых 4) 25% черных, 75% белых

А55. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желты­ми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак) 1) ААхаа 2) Аа х Аа 3) ААхАа 4) Аа х аа

А56. Какова вероятность рождения высоких детей у гетеро­зиготных родителей с низким ростом (низкорослость доминиру­ет над высоким ростом)?

1) 0% 2) 25% 3) 50% 4) 75%

А57. Если соотношение генотипов и фенотипов в результате моногибридного скрещивания равно 1:2:1, то исходные роди­тельские особи

гомозиготные . 3) дигомозиготные 2) гетерозиготные 4) дигетерозиготные

А58. При скрещивании гомозиготных растений томатов с красными (А) круглыми (В) плодами и растений с желтыми (а) грушевидными ( b ) плодами в F 2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов рас­положены в разных парах хромосом)

1) 1 : 1 2)3 : 1 3) 1 : 2 : 1 4) 9 : 3 : 3 : 1

А59. При скрещивании мух дрозофил с длинными и короткими крыльями получено равное число длиннокрылых и короткокрылых потомков (длинные крылья В доминируют над короткими b ). Каковы генотипы родителей?

l ) bb x Bb 2) BBxbb 3) BbxBb 4)ВВхВВ

А60. При скрещивании гомозиготных растений гороха с жел­тыми круглыми семенами и с зелеными морщинистыми семенами (А - желтые, В - круглые) в F 2 соотношение особей с разными фе­нотипами, равное 9:3:3:1, свидетельствует о проявлении закона

доминирования 2) сцепленного наследования

3) расщепления 4) промежуточного наследования

А61. При скрещивании мух дрозофил с серым телом и нор­мальными крыльями с темным телом и зачаточными крыльями проявляется закон сцепленного наследования, так как гены расположены в

разных хромосомах и сцеплены 2) одной хромосоме и сцеплены

3) одной хромосоме и не сцеплены 4) разных хромосомах и не сцеплены

А62. При скрещивании гетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами с зелеными (а) морщинистыми ( b ) семенами число фенотипов в потомстве будет равно

1) одному 2) двум 3)трем 4) четырем

А63. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В - доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВ b , ааВ b , Аа bb , аа bb в соотношении

1)3:1 2)9:3:3:1 3)1:1:1:1 4)1:2:1

А64. Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, а даль­тонизм - рецессивный, сцепленный с полом ген. Определите гено­тип кареглазой женщины с нормальным цветовым зрением, отец
которой - дальтоник (кареглазостъ доминирует над голубоглазостью).

1) ААХ В Х В 2) AaX b X b 3) AaX B X b 4) aaX B X b

А65. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (ВВ) и белой ( bb ) масти при неполном доминировании?

1) 25% 2) 50% 3) 75% 4) 100%

А66. В результате скрещивания растений ночной красавицы с белыми и красными цветками получили потомство с розовыми цветками, так как наблюдается

множественное действие генов 2) промежуточное наследование

3) явление полного доминирования 4) сцепленное наследование признаков

А67. Если гены, отвечающие за развитие нескольких призна­ков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон

расщепления 2) сцепленного наследования

3) неполного доминирования 4) независимого наследования

А68. При скрещивании кроликов с мохнатой и гладкой шер­стью все крольчата в потомстве имели мохнатую шерсть. Ка­кая закономерность наследования проявилась при этом?

независимое распределение признаков 2) неполное доминирование

3) единообразие первого поколения 4) расщепление признаков

А69. При дигибридном скрещивании и независимом наследо­вании признаков у родителей с генотипами ААВ b и аа в по­томстве наблюдается расщепление в соотношении

1) 9:3:3:1 2) 1:1:1:1 3) 3:1 4) 1:1

А70. Определите соотношение фенотипов у гибридов первого поколения при скрещивании двух гетерозиготных растений садовой земляники (Аа -розовая окраска плодов, промежуточное наследование)

100% розовых плодов

50% розовых : 50% красных

25% красных : 25% розовых : 50% белых

25%) красных : 50% розовых : 25% белых

А71. Гемофилия у детей чаще проявляется от брака -

неродственного 2) близкородственного

3) людей разных национальностей 4) людей разных рас

А72. Женщина со светлыми (а) прямыми ( b ) волосами вступи­ла в брак с мужчиной, имеющим темные кудрявые волосы (неполное доминирование). Определите генотип мужчины, если у их ребенка светлые и волнистые волосы.

1)АаВ b 2)ааВ b 3) ААВВ 4) АаВВ

А73. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия - рецессивным сцепленным с полом геном, укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика.

1)АаХ Н У или ААХХ Н У 2) АаХ Н Х Н или ААХ Н Х Н

3) aaH h Y 4) aaX h X h

А74. Сколько типов гамет образуется у гетерозиготного бы­ка, имеющего черный цвет шерсти (черный цвет доминирует над красным)?

1)один 2) два 3)три 4) четыре

С1. Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот?

C2. У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивен (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

С3. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

С4. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией?

С 5 . По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.


Задания Д6 № 2415

При скрещивании гомозиготных растений гороха с желтыми круглыми семенами и с зелеными морщинистыми семенами (А — желтые, В — круглые) в F2 соотношение особей с разными фенотипами, равное 9:3:3:1, свидетельствует о проявлении закона

По 3 закону Менделя при скрещивании дигетерозигот (F1) образуется 16 потомков, которые дают расщепление по фенотипу 9:3:3:1


Задания Д22 C2 № 22181

Анализа результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С — 11%, между генами С и В — 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами?

2) за единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера, эта величина названа морганидой.


Задания Д22 C2 № 43136

Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 7%, а между генами В и С — 13%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней возможное взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Достаточно ли приведённой информации для определения точного взаимного расположения генов А, В и С относительно друг друга на хромосоме? Ответ поясните.


Задания Д6 № 2207

Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и генотипом, но отличающегося от фенотипа родительских форм, свидетельствует о проявлении закона

Поскольку потомство единообразно, проявляется закон доминирования. Но раз оно отличается от родительских форм, значит, это неполное доминирование.


Задания Д6 № 2209

Если гены, ответственные за окраску и форму семян гороха, расположены в разных хромосомах, то во втором поколении проявляется закон

Если гены находятся в разных хромосомах, они не сцеплены, а значит наследуются независимо.

Так как, речь идет о законе во втором поколении, то я считаю, что это второй закон Менделя - закон расщепления у гибридов 2 поколения. А независимое наследование- это характер наследования признаков.

Третий закон, или закон независимого комбинирования, утверждает, что при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по двум и более парам альтернативных признаков, каждая из таких пар (и пар аллельных генов) ведёт себя независимо от других пар, т. е. и гены, и соответствующие им признаки наследуются в потомстве независимо и свободно комбинируются во всех возможных сочетаниях. Он основан на законе расщепления и выполняется в том случае, если пары аллельных генов расположены в разных гомологичных хромосомах.


Задания Д6 № 2221

Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон

Гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцеплено по закону Моргана.


Задания Д6 № 2224

Какой закон проявляется при скрещивании дигетерозиготных организмов, у которых гены, например А и В, расположены в негомологичных хромосомах?

Поскольку гены находятся в негомологичных хромосомах, они не сцеплены, т. е. наследуются независимо друг от друга.


Задания Д6 № 2326

В результате скрещивания растений ночной красавицы с белыми и красными цветками получили потомство с розовыми цветками, так как наблюдается

При неполном доминирования гетерозиготы имеют промежуточный признак.


Задания Д8 № 8234

Возможность подбора родительских пар для скрещивания и получения потомства с нужными селекционеру признаками возросла благодаря открытию Н. И. Вавиловым

Вавилов открыл центры многообразия и происхождения культурных растений, что расширило знания для селекционеров.

Мне кажется, что не совсем корректна формулировка вопроса, поскольку закон гомологических рядов был также открыт Вавиловым, и по этому закону мы можем предвидеть мутации и соответствующие признаки будущего организма.

Вот именно, по закону гомологических рядов мы предсказываем результаты искусственного мутагенеза, а не подбираем родительские пары для скрещивания


Задания Д21 № 9101

Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза отражает закон

Биогенетический закон. Онтогенез – есть краткое и быстрое повторение филогенеза.


Задания Д6 № 2201

Соотношением в потомстве признаков по фенотипу 3 : 1 иллюстрируется

Согласно этому закону, при скрещивании двух гетерозигот три части потомства имеют признак родителей, а одна часть отличается от них, т. е. в фенотипе происходит расщепление 3:1.

Почему не правило доминирования? Ведь тут представлено расщепление по фенотипу 3:1, а не генотип 1:2:1.

Правило доминирования - это Закон единообразия гибридов первого поколения, или первый закон Менделя, утверждает, что потомство первого поколения от скрещивания устойчивых форм, различающихся по одному признаку, имеет одинаковый фенотип по этому признаку.

Поэтому ответ 2


Задания Д6 № 2215

Определите, какую закономерность иллюстрирует данная схема Р Аа х Аа F1 АА, Аа, Аа, аа

Закон расщепления гласит, что при моногибридном скрещивании гетерозиготных особей в потомстве идет расщепление по генотипу в отношении 1:2:1.


Задания Д6 № 2220

Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1 : 2 : 1, то это следствие

Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1 : 2 : 1, то это следствие неполного доминирования.

Т. к. появляется новая форма признака. Гетерозиготне формы при этом имеют промежуточный признак и расщепление по фенотипу такое же как расщепление по генотипу 1:2:1.


Задания Д6 № 2322

Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1 : 2 : 1, то это следствие

При неполном доминировании гетерозиготные особи проявляют промежуточный признак, поэтому расщепление 1:2:1, при полном доминировании идет расщепление по фенотипу 1:3.


Задания Д6 № 2329

«В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, четверть особей имеет рецессивный признак, три четверти — доминантный» — это закон

По второму закону Менделя (закону расщепления), при скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 1:3.


Задания Д2 № 11453

Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

Клеточная теория — одно из общепризнанных биологических обобщений, утверждающих единство принципа строения и развития мира растений, животных и остальных живых организмов с клеточным строением, в котором клетка рассматривается в качестве общего структурного элемента живых организмов.


Задания Д6 № 11509

Среди растений, полученных от скрещивания особей с розовыми цветками, 25% растений было с красной окраской цветка, 50% с розовой и 25% с белой. Это пример

Неполное доминирование, в генетике — ситуация, в которой ни один ген не является доминирующим. В результате в организме наблюдается влияние обоих генов. Например, растение, полученное в результате скрещивания растений с генами красных и белых цветков, цветет розовыми. А при самоопылении дает расщепление 1:2:1 как по генотипу, так и по фенотипу.


Задания Д22 C2 № 23051

Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Как связаны понятия «частота кроссинговера» и «расстояние между генами»? Какое значение имеет изучение генетических карт различных объектов для эволюционных исследований?

1. Частота (процент) перекреста между двумя генами, расположенными в одной хромосоме, пропорциональна расстоянию между ними. Кроссинговер между двумя генами происходит тем реже, чем ближе друг к другу они расположены. По мере увеличения расстояния между генами все более возрастает вероятность того, что кроссинговер разведет их по двум разным гомологичным хромосомам.

На основании линейного расположения генов в хромосоме и частоты кроссинговера как показателя расстояния между генами можно построить карты хромосом.

2. В исследованиях эволюционного процесса сравнивают генетические карты разных видов живых организмов.

Подобно тому, как анализ ДНК позволяет установить степень родства между двумя людьми, тот же самый анализ ДНК (сравнение отдельных генов или целых геномов) позволяет выяснить степень родства между видами, а зная количество накопленных различий, исследователи определяют время расхождения двух видов, то есть время, когда жил их последний общий предок.

С развитием молекулярной генетики было показано, что процессы эволюции оставляют следы в геномах в виде мутаций. Например, геномы шимпанзе и человека одинаковы на 96%, а те немногие области, которые различаются, позволяют определить время существования их общего предка.

Подобно тому, как анализ ДНК позволяет установить степень родства между двумя людьми, тот же самый анализ ДНК (сравнение отдельных генов или целых геномов) позволяет выяснить степень родства между видами, а зная количество накопленных различий, исследователи определяют время расхождения двух видов, то есть время, когда жил их последний общий предок. Например, согласно данным палеонтологии, общий предок человека и шимпанзе жил примерно 6 миллионов лет назад (такой возраст имеют, например, ископаемые находки оррорина и сахелантропа - форм, морфологически близких к общему предку человека и шимпанзе). Для того, чтобы получилось наблюдаемое число различий между геномами, на каждый миллиард нуклеотидов должно было приходиться в среднем 20 изменений за одно поколение.

ДНК человека оказывается гомологичной ДНК макаки на 78%, быка – на 28%, крысы - на 17%, лосося – на 8%, кишечной палочки – на 2%.

Для того, чтобы построить филогенетическое дерево, достаточно рассмотреть несколько генов, присутствующих у всех организмов, которые мы хотим включить в это дерево (обычно чем больше генов, тем статистически достовернее получаются элементы дерева - порядок ветвления и длины ветвей).

Можно, пользуясь генетическими приемами (исследованием строения хромосом, сопоставлением генетических карт, установлением аллельности генов), с достаточной точностью выяснить филогению нескольких родственных видов на протяжении отрезка времени, в течение которого они дивергировали от общего порядка. Но этот подход применим только к весьма близким формам, хорошо генетически изученным и, желательно, скрещиваемым друг с другом, т. е. к очень немногим и весьма узким систематическим группам, возникшим относительно недавно.

Мендель скрестил чистую линию желтого гладкого гороха с чистой линией зеленого морщинистого (это дигибридное скрещивание, т.к. родители отличаются по двум признакам). Все потомство получилось желтым гладким (AaBb).

Мендель дал ему самоопылиться. Во втором поколении получилось расщепление 9:3:3:1.
9 A_B_ желтые гладкие
3 A_bb желтые морщинистые
3 aaB_ зеленые гладкие
1 aabb зеленые морщинистые

Общее количество желтых горошин составило 9+3=12, общее количество зеленых 3+1=4; 12:4 – это 3:1; с гладкими/морщиныстыми горошинами получилось то же самое. Как будто два моногибридных скрещивания произошли независимо друг от друга, а затем их результаты совместились.

Третий закон Менделя (закон независимого наследования): расщепление по каждой паре признаков происходит независимо от других пар признаков.

Основываясь на третьем законе, можно рассмотреть дигибридное скрещивание AaBb x AaBb как два независимых моногибридных скрещивания Aa x Aa и Bb x Bb, а затем перемножить вероятности. Например, 3/4 желтых умножить на 3/4 гладких получится 9/16 желтых гладких.

Тесты

1. При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми жёлтыми плодами и с грушевидными красными плодами (красный цвет А доминирует над жёлтым а, круглая форма В над грушевидной b), получится потомство с генотипом
А) BbAa
Б) bbAa
В) Bbaa
Г) BBAA

2. Соотношение расщепления в F2 по фенотипу 9:3:3:1 характерно для скрещивания
А) анализирующего
Б) моногибридного
В) дигибридного
Г) отдаленного

3. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании
А) AABB х BbBb
Б) AaBb x aabb
В) AABB х AABB
Г) Bb х Aa

4. Правило единообразия первого поколения проявится, если генотип одного из родителей aabb, а другого
А) AABb
Б) AaBB
В) AABB
Г) AaBb

5. При дигибридном расщеплении признаков проявляется закон
А) независимого распределения генов
Б) взаимодействия генов
В) сцепленного с полом наследования
Г) промежуточного наследования

6. Скрещивание морских свинок, у одной из которых белая короткая шерсть, а у другой – черная длинная, называют
А) отдаленным
Б) дигибридным
В) моногибридным
Г) близкородственным

7. Схема AABB х aabb иллюстрирует скрещивание
А) моногибридное
Б) полигибридное
В) анализирующее дигибридное
Г) анализирующее моногибридное

8. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании
А) ВbВb х АаАа
Б) АаВb х АаВb
В) АаАА х ВbВb
Г) Аааа х ВbВb

9. При скрещивании гомозиготных растений гороха с желтыми круглыми семенами и с зелеными морщинистыми семенами (А - желтые, В - круглые) в F2 соотношение особей с разными фенотипами, равное 9:3:3:1, свидетельствует о проявлении закона
А) доминирования
Б) сцепленного наследования
В) расщепления
Г) промежуточного наследования

10. При дигибридном скрещивании (несцепленное наследование) особей с доминантными и рецессивными признаками в F1 происходит расщепление по фенотипу в соотношении
А) 9:3:3:1
Б) 1:2:1
В) 3:1
Г) 1:1:1:1

11. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В - доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВb, ааВb, Ааbb, ааbb в соотношении
А) 3:1
Б) 9:3:3:1
В) 1:1:1:1
Г) 1:2:1

12. Определите соотношение расщепления признаков по фенотипу у потомства, полученного от скрещивания дигетерозиготных растений гороха
А) 1:1
Б) 1:2:1
В) 1:2:2:1
Г) 9:3:3:1

13. Генотип одного из родителей будет АaBb, если при анализирующем дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков наблюдается расщепление по фенотипу в потомстве в соотношении
А) 1:1
Б) 3:1
В) 1:2:1
Г) 1:1:1:1

14. Определите генотип особи желтой фигурной тыквы, если при ее самоопылении в F1 расщепление признаков по фенотипу соответствовало 9:3:3:1
А) AABB
Б) AaBB
В) AaBb
Г) AABb

15. Скрестили два дигетерозиготных растения тыквы с желтыми круглыми плодами. Определите соотношение фенотипов гибридов первого поколения при полном доминировании.
А) 1:1
Б) 1:2:1
В) 3:1
Г) 9:3:3:1

16. У крупного рогатого скота черный цвет (А) доминирует над красным (а), комолость (В) – над рогатостью (b). При скрещивании черных комолых коров с красным рогатым быком все потомство оказалось черным комолым. Укажите генотипы потомства.
А) aaBB
Б) Aabb
В) AaBb
Г) AaBB

17. У морскиз свинок черная шерсть доминирует над белой, а длинная – над короткой. Определите генотип дигетерозиготной особи.
А) AABb
Б) AaBB
В) Aabb
Г) AaBb

18. Женщина со светлыми (a) прямыми (b) волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные кудрявые волосы. Определите генотип их ребенка, имеющего темные прямые волосы.
А) Aabb
Б) AaBb
В) AABB
Г) AaBB

При моногибридном скрещивании изучается
- один признак;
- один ген;
- одна пара альтернативных генов;
- одна пара альтернативных признаков (все это одно и то же).

Моногибридные расщепления

1) Расщепления нет (все дети одинаковые) – скрещивали двух гомозигот АА х аа (первый закон Менделя).

2) Расщепление 3:1 (75% / 25%) – скрещивали двух гетерозигот Аа х Аа (второй закон Менделя).

3) Расщепление 1:2:1 (25% / 50% / 25%) – скрещивали двух гетерозигот Аа х Аа при неполном доминировании.

4) Расщепление 1:1 (50% / 50%) – скрещивали гетерозиготу и рецессивную гомозиготу Аа х аа (анализирующее скрещивание).

Первый закон Менделя
(закон единообразия, закон доминирования)

При скрещивании чистых линий (гомозигот) все потомство получается одинаковое (единообразие первого поколения, расщепления нет).

У всех потомков первого поколения (F1) проявляется доминантный признак (желтый горох), а рецессивный признак (зеленый горох) находится в скрытом состоянии.

Второй закон Менделя (закон расщепления)

При самоопылении гибридов первого поколения (при скрещивании двух гетерозигот) в потомстве получается расщепление 3:1 (75% доминантного признака, 25% рецессивного признака).

Анализирующее скрещивание

При скрещивании гетерозиготы Aa с рецессивной гомозиготой aa получается расщепление 1:1 (50% / 50%).

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак)
1) АА х аа
2) Аа х Аа
3) АА х Аа
4) Аа х аа

Выберите один, наиболее правильный вариант. При скрещивании мух дрозофил с длинными и короткими крыльями получено равное число длиннокрылых и короткокрылых потомков (длинные крылья В доминируют над короткими b). Каковы генотипы родителей
1) bb х Bb
2) BB x bb
3) Bb x Bb
4) BB x BB

Выберите один, наиболее правильный вариант. Каков генотип родителей, если при анализирующем скрещивании наблюдалось соотношение фенотипов 1:1?
1) Аа и аа
2) Аа и Аа
3) АА и аа
4) Аа и АА

Выберите один, наиболее правильный вариант. От гибридов первого поколения во втором поколении рождается 1/4 особей с рецессивными признаками, что свидетельствует о проявлении закона
1) сцепленного наследования
2) расщепления
3) независимого наследования
4) промежуточного наследования

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какое число фенотипов образуется в потомстве при скрещивании Aa x Aa в случае полного доминирования?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4

Выберите один, наиболее правильный вариант. «При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей». Это формулировка
1) закона расщепления
2) гипотезы чистоты гамет
3) правила доминирования
4) закона независимого распределения генов

Выберите один, наиболее правильный вариант. По закону расщепления соотношение фенотипов в F2 (при полном доминировании) равно
1) 1:1
2) 3:1
3) 1:2:1
4) 1:1:1:1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Определите, какие генотипы могут иметь дети, если у гетерозиготной матери волнистые волосы, а у отца прямые (полное доминирование признака).
1) BB, Bb, bb
2) Bb, bb
3) BB, Bb
4) BB, bb

Выберите один, наиболее правильный вариант. При самоопылении гетерозиготного растения гороха с желтой окраской семян расщепление по фенотипу составит
1) 1:1
2) 3:1
3) 1:2:1
4) 9:3:3:1

Выберите один, наиболее правильный вариант. При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении
1) 3:1
2) 9:3:3:1
3) 1:1
4) 1:2:1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Если при скрещивании двух гомозиготных организмов во втором поколении у 1/4 потомства обнаружится рецессивный признак, значит проявился закон
1) сцепленного наследования
2) независимого наследования
3) промежуточного характера наследования
4) расщепления признаков

Выберите один, наиболее правильный вариант. Расщепление по фенотипу во втором поколении в отношении 3:1 характерно для скрещивания
1) дигибридного
2) анализирующего
3) моногибридного
4) полигибридного

АА х аа: ВЕРОЯТНОСТЬ ГФ, СООТНОШЕНИЕ ГФ, КОЛИЧЕСТВО ГФ
КОЛИЧЕСТВО ГЕНОТИПОВ АА х аа
Сколько генотипов получится в анализирующем скрещивании гомозиготного по доминантному признаку организма? Ответ запишите в виде числа.

Аа х Аа: ВЕРОЯТНОСТЬ ГФ, СООТНОШЕНИЕ ГФ, КОЛИЧЕСТВО ГФ
ВЕРОЯТНОСТЬ ГЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х Аа
1. Определите вероятность в процентах появления рецессивной гомозиготы в потомстве от скрещивания гетерозиготных растений при полном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

2. Какое количество гетерозигот (%) возможно в потомстве при моногибридном скрещивании двух гетерозигот? В ответе запишите только соответствующее число.

ВЕРОЯТНОСТЬ ДОМИНАНТНОГО ФЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х Аа
1. Определите вероятность (%) получения потомков с доминантным проявлением признака в моногибридном скрещивании гетерозиготных гибридов между собой при полном доминировании этого признака. Ответ запишите в виде числа.

2. Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность рождения здоровых детей у гетерозиготных по этому признаку родителей. Ответ запишите в %.

3. Определите вероятность (%) рождения правши в семье, где оба родителя праворукие гетерозиготы. Ответ запишите в виде числа.

ВЕРОЯТНОСТЬ РЕЦЕССИВНОГО ФЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х Аа
1. Какова процентная доля карликовых форм при самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель – А)? В ответе запишите только число процентов.

2. Какова вероятность рождения у темноволосых родителей (Аа) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)? Ответ запишите в виде только числа.

3. У кур наличие гребня (С) доминирует над его отсутствием (с). При скрещивании гетерозиготных петуха и курицы, имеющих гребни, какой процент цыплят будет без гребня? В ответе укажите только число.

4. Какова вероятность (в %) появления потомства с рецессивным признаком при самоопылении гетерозиготных растений? В ответе запишите только соответствующее число.

СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ Аа х Аа

1. Какое соотношение генотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при полном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.


2. Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании Аа х Аа. В ответе запишите последовательность цифр в порядке уменьшения.

3. Определите соотношение генотипов у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке уменьшения.

4. Определите соотношение по генотипу в потомстве при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

5. Какое соотношение генотипов у потомков может получиться при самоопылении растения томата, гетерозиготного по признаку формы плодов? Ответ запишите в виде последовательности чисел, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

6. Какое соотношение генотипов у потомков может получиться при самоопылении растения томата, гетерозиготного по признаку формы плодов? Ответ запишите в виде последовательности чисел, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ Аа х Аа
1. Определите соотношение фенотипов у гибридов, полученных в результате скрещивания родительских форм с генотипами Аа х Аа. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

2. Определите соотношение фенотипов у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов, в порядке их убывания.

3. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

4. Определите соотношение фенотипов у потомков при самоопылении гетерозиготы при моногибридном скрещивании и полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

КОЛИЧЕСТВО ГЕНОТИПОВ Аа х Аа
Сколько разных генотипов может получиться у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных черных кроликов. Ответ запишите в виде числа.

КОЛИЧЕСТВО ФЕНОТИПОВ Аа х Аа
1. Какое число фенотипов образуется в потомстве при скрещивании Aa x Aa в случае полного доминирования? В ответе укажите только число.

2. Сколько фенотипов у потомков может получиться при самоопылении растения душистого горошка, гетерозиготного по признаку окраски плодов, при полном доминировании этого признака? Ответ запишите в виде числа.

Аа х аа: ВЕРОЯТНОСТЬ ГФ, СООТНОШЕНИЕ ГФ, КОЛИЧЕСТВО ГФ
ВЕРОЯТНОСТЬ ГЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х аа
1. Какова вероятность (в %) рождения гомозиготного потомства при скрещивании гомозиготного и гетерозиготного организмов? В ответе запишите только целое число.

2. Определите вероятность (%) получения гомозиготного по рецессивному аллелю потомства в моногибридном анализирующем скрещивании гетерозиготных растений флокса с белыми цветками. Ответ запишите в виде числа.

ВЕРОЯТНОСТЬ ФЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х аа
1. С какой вероятностью у потомков может проявиться патологический ген, если скрещивается организм, гетерозиготный по данному признаку (гены не сцеплены), с организмом, имеющим рецессивный генотип по данному признаку? Ответ запишите в виде числа (в %), показывающего искомую вероятность.

2. Исследуемая особь имеет темный цвет волос и является гомозиготной по данному признаку. При проведении анализирующего скрещивания, какова вероятность рождения потомства со светлым цветом волос (А - темный цвет волос, а - светлый цвет волос)? В ответе укажите только число.

3. Какова вероятность (%) получения коричневых щенков в моногибридном анализирующем скрещивании гетерозиготной чёрной собаки при полном доминировании признака? Ответ запишите в виде числа.

4. Миоплегия (приступы паралича конечностей) передается по наследству как доминантный признак. Определите (в %) вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией. В ответе запишите только соответствующее число.

СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ Аа х аа
1. Определите соотношение генотипов у потомков при скрещивании гетерозиготного и гомозиготного по рецессивному аллелю организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

2. Определите соотношение генотипов при скрещивании гетерозиготного растения гороха с гладкими семенами и растения с морщинистыми семенами. Ответ запишите в виде цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, расположенных в порядке уменьшения.

3. Определите соотношение генотипов у потомков при моногибридном скрещивании гомо- и гетерозиготного организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов.

СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ Аа х аа
1. У морских свинок ген черной окраски доминирует над геном белой окраски. Определите соотношение фенотипов у потомков, полученных в результате скрещивания гетерозиготной самки и белого самца. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.

2. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной особью, имеющей фенотипическое проявление рецессивного признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных по убыванию.

КОЛИЧЕСТВО ФЕНОТИПОВ Аа х аа
1. Сколько фенотипов получится у потомства при анализирующем моногибридном скрещивании гетерозиготного организма? В ответе запишите только соответствующее число.

2. Сколько разных фенотипов получится при скрещивании черной гетерозиготной самки и белого самца кролика? В ответе запишите только соответствующее число.

3. Сколько фенотипов может получиться в потомстве у овса при моногибридном скрещивании, если скрестить рецессивное (раннеспелое) растение с гетерозиготной (позднеспелой) особью? Ответ запишите в виде числа.

4. Сколько разных фенотипов потомков образуется в анализирующем скрещивании гетерозиготного растения гороха с желтыми семенами? В ответе запишите только количество фенотипов.

СЛОЖНО
Скрестили растения чистых линий томата с округлыми и грушевидными плодами (А – округлая форма плодов). Получившихся потомков в F1 скрестили между собой. Определите соотношение потомков по фенотипу во втором (F2) поколении при полном доминировании признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

От скрещивания чёрных кроликов в потомстве появились семь чёрных и два белых кролика. Какая вероятность получения белых кроликов от последующих скрещиваний этих же родителей? Ответ запишите в виде числа, показывающего вероятность получения белых кроликов в последующих поколениях в %.

Определите соотношение фенотипов у гибридов второго поколения при моногибридном скрещивании (полное доминирование). В ответе запишите последовательность цифр, показывающую соотношение полученных фенотипов, в порядке убывания.

Определите вероятность (в %) рождения ребенка со II группой крови, если родители имеют IV группу крови. В ответе запишите только соответствующее число.

Определите вероятность в процентах рождения ребёнка с I группой крови у гетерозиготных родителей со II и III группами. Ответ запишите в виде числа.

Какое количество различных групп крови может быть у детей в браке гетерозиготных мужчины и женщины со второй и третьей группами крови? В ответе запишите число вариантов.

Ген группы крови человека имеет три аллеля: i 0 , I A , I B . Аллели I A и I B кодоминантны (в гетерозиготе проявляются оба), и они оба доминантны по отношению к аллелю i 0 . Определите фенотипическое расщепление в потомстве от брака людей с первой и четвертой группами крови. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке убывания.

Скрещивание мышей


Рассмотрите схемы скрещиваний, представленных на рисунке, и определите соотношение фенотипов в F2. В ответе запишите последовательность цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке убывания.

МЕНДЕЛЬ
Установите последовательность этапов работы, проведенной Г. Менделем при постановке эксперимента по моногибридному скрещиванию. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) формулирование закона расщепления признаков
2) расщепление признаков у гибридов второго поколения
3) скрещивание родительских растений с альтернативным признаком
4) скрещивание гибридов первого поколения
5) подбор чистых линий родительских особей

МОНОГИБРИДНОЕ КРОМЕ
1. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания моногибридного скрещивания гетерозигот при полном доминировании. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) потомство является фенотипически однообразным
2) наблюдается расщепление по генотипу 1 : 2 : 1
3) родительские особи образуют по два типа гамет
4) в потомстве 25% имеют гетерозиготный генотип
5) в потомстве 75% имеют доминантный фенотип

2. Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания методов моногибридного скрещивания. Определите два метода, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отбирают особей, отличающихся по двум и более признакам.
2) Отбирают особей, отличающихся по двум разным признакам.
3) Отбирают особей, отличающихся по одному признаку.
4) Для получения гибридов первого поколения отбирают чистые линии растений.
5) Для получения гибридов первого поколения проводится перекрёстное опыление растений.

Аа х Аа
Приведенные ниже утверждения, кроме двух, используются для описания результатов скрещивания особей с генотипами Аа х Аа при полном доминировании. Определите эти два утверждения, выпадающие из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) 75% потомков имеют в фенотипе рецессивный признак
2) соотношение фенотипов составило 3:1
3) проявляется закон расщепления признаков
4) расщепление по генотипу составило 1:2:1
5) 25% потомков имеют доминантный признак в фенотипе

АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ
1. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания результатов анализирующего скрещивания особи с генотипом Аа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) число потомков с рецессивным генотипом составляет 75%
2) соотношение фенотипов составило 1 : 1
3) проявляется сцепление генов
4) вторая родительская особь имеет генотип - аа
5) среди потомков 50% имеют доминантный признак в фенотипе

2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания анализирующего скрещивания. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) скрещивание проводится с рецессивными особями по всем генам
2) наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1
3) исследуются генотипы особей с доминантными признаками
4) если исследуемая особь гетерозиготна, то наблюдается расщепление
5) проявление признаков обусловлено несколькими генами

Публикую диалог с молодой учительницей Светланой и мой ответ на очень необычный вопрос Марины. Диалог, хотя и небольшой, но, надеюсь, поучительный и может оказаться полезным для многих, желающих разобраться в сути основных положений генетики.

1. Светлана : Борис Фагимович, разъясните, пожалуйста: Закон чистоты гамет применим к моногибридному скрещиванию, или к дигибридному тоже (при дигибридном скрещивании ведь гаметы АВ, например, вроде как не «чистые»)?

Б.Ф.: Гаметы всегда чистые с точки зрения нахождения в них аллельных генов (каждый ген из аллельной пары встречается единожды)., так как в гаметах находится гаплоидный набор хромосом.

Если геном гороха имеет 1000 признаков, то гамета всегда чистая по всем этим 1000 признакам. Если геном человека имеет 20000 признаков, то любая гамета человека всегда чистая по всем этим 20000 признаков. Это в конкретных заданиях по генетике мы изучаем наследование всего одного, двух и редко трех признаков.

Запись АВ, как и запись АbcDEkF… — это конечно записи генома гамет, показывающие их чистоту (вот если бы мы в одну гамету «засунули» АА или Вb, то есть два аллеля какого-либо признака, тогда бы они стали не чистыми).

2. Светлана : Когда в задаче требуется найти соотношение генотипов или фенотипов нужно писать в % или долях (например: 3:1 или 75% и 25%)?

Б.Ф . : Если не сказано в чем выражать, то это все равно.

3. Светлана : При решении задач на дигибридное скрещивание и получении расщепления 50% одних особей и 50% других особей, проявляется закон расщепления или закон доминирования?

Б.Ф . : Есть Менделевские законы: 1) единообразия гибридов первого поколения; 2) закон расщепления; 3) закон независимого наследования признаков. А есть типы взаимодействия аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, множественный аллелизм) и неаллельных генов (комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия). Как видите, нет закона доминирования, но доминирование и обеспечивает единообразие гибридов в первом поколении и расщепление признака во втором поколении.

4. Светлана : .Встречаются задачи на дигибридное и анализирующее скрещивание вместе, в пояснениях так и писать, что задача на дигибридное и анализирующее скрещивание?

Б.Ф . : Можно так и писать.

5. Светлана : Относится ли отдалённая гибридизация к аутбридингу?

Б.Ф . : Аутбридинг и обеспечивается отдаленной гибридизацией.

6. Светлана: Всё поняла! В 3 вопросе я ошиблась, поэтому в нём не разобралась. Перефразирую: если при решении задач на дигибридное скрещивание получается расщепление 50% одних особей и 50% других, то проявляется закон расщепления или независимого наследования?

Б.Ф . : Напишите, пожалуйста, условие конкретной задачи на дигибридное скрещивание с расщеплением 1:1.

При дигибридном скрещивании, от скрещивания дигетерозигот во втором поколении обнаруживается расщепление по каждому изучаемому признаку (если рассматривать их по отдельности) 3:1 как и при моногибридном скрещивании, когда они изучались по отдельности.

Поэтому Мендель и сделал вывод о независимом наследовании признаков друг от друга. Но мы то теперь знаем, что это возможно лишь для тех изучаемых пар признаков, гены которых расположены в разных парах гомологичных хромосом. А для генов, расположенных в одной паре гомологичных хромосом «работает» Моргановский закон сцепленного (а не независимого) наследования.

Светлана: Вот условие задачи.

Скрестили растение кунжута, у которого развиваются одинарные плоды и гладкие листья, с растением дающим тройные плоды и морщинистые листья. Одна половина потомства имела одинарные плоды и морщинистые листья, другая половина имела одинарные плоды гладкие листья. При скрещивании растения кунжута с тройными плодами и морщинистыми листьями с растением, имеющим одинарные плоды и гладкие листья, половина потомства имела одинарные плоды и гладкие листья, половина тройные плоды и гладкие листья.

Составьте схемы, определите генотипы. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Часть решения задачи: генотипы исходных особей в первом случае: ААВb и ааbb; во втором случае: АаВВ и ааbb. Проявляется закон независимого расщепления.

Б.Ф .: Да, хотя в этой задаче изучается наследование двух признаков, но в ней демонстрируется пример анализирующего скрещивания. Раз в обоих случаях и от скрещивания AABb х aabb, и AaBB х aabb наблюдается расщепление 1: 1, значит изучаемые признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом и наследуются независимо друг от друга.

В этом задании проявляется закон независимого наследования (нет закона с формулировкой «независимое расщепление», хотя суть одна).

Светлана : Спасибо, Борис Фагимович! Конечно, закон независимого наследования! Я это поняла, я невнимательна!

7. Светлана : Вопрос из ОБЗ заданий ФИПИ. При скрещивании гомозиготных растений гороха с жёлтыми круглыми семенами и зелёными морщинистыми в F2 соотношение 9:3:3:1 особей с разным фенотипом свидетельствует о проявлении закона: 1. Доминирования; 2. Сцепленного наследования; 3. Расщепления; 4. Промежуточного наследования (Раздел Организм как биологическая система 26 страница). Я ответила 3, а выходит здесь нет правильного ответа?

Б.Ф . : Почему же нет правильного? Вы и ответили правильно. При моногибридном скрещивании расщепление во втором поколении по фенотипу 3:1, а при дигибридном скрещивании расщепление по фенотипу будет 9:3:3:1.

8. Светлана : Вот ещё вопрос. Выберите случаи наследования признаков, при которых потомки указанных родителей будут давать расщепление по генотипам: 1. скрещиваются две гетерозиготные особи; 2. скрещиваются доминантная гомозигота и гетерозигота; 3. скрещиваются две рецессивные гомозиготы; 4. размножается усами новый сорт земляники садовой; 5. скрещиваются доминантная гомозигота и рецессивная гомозигота; 6. клонируется потомство гетерозиготной по двум исследуемым признакам особи. Мои ответы: 1 и 2, но нужно выбрать три верных ответа.

Б.Ф. : Этот вопрос был впервые опубликован в сборнике заданий Лернера стр.55, В2. Сборник в целом очень хороший , но переиздается уже на протяжении 9-ти лет без исправления некоторых ошибок и некорректных вопросов (я их насчитал не меньше 20).

9. Светлана: Нет ли здесь противоречия? Говорим «ге­те­ро­зи­гот­ность — со­дер­жа­ние в клет­ках тела РАЗНЫХ генов (до­ми­нант­но­го и ре­цес­сив­но­го) дан­ной ал­лель­ной пары (Аа)». Получается, что аллели — это разные гены, отвечающие за проявление одного признака. Но как тогда понимать фразу из учебника: «Аллели — это различные или одинаковые СОСТОЯНИЯ одного гена…»

Б.Ф.: Да, пара аллельных генов — это физически разные гены (но отвечающие за проявление одного признака). Они «сидят» в идентичных участках двух гомологичных хромосом. В соматических клетках (то есть в клетках с диплоидным набором хромосом, в отличие от гамет), каждый ген имеет себе пару (один «сидит» в одной хромосоме, доставшейся организму от матери, другой — точно в таком же месте второй парной ей хромосомы, доставшейся от отца). И вот эти аллельные (относительно друг друга) гены могут быть как в одинаковом или гомозиготном СОСТОЯНИИ А и А или а и а, так и в гетерозиготном СОСТОЯНИИ А и а.

10. Светлана: В ЕГЭ есть задания, где нужно определить, какое количество разнообразных гамет будет давать тот или иной генотип (например такой АаBbCcDd и т.п). Как решать такие задания? Есть формула 2 в степени n, а как ею пользоваться?

Б.Ф.: Да, есть такая формула: чтобы определить какое количество разнообразных гамет может дать тот или иной генотип надо 2 возвести в степень n, где n — это количество аллельных генов в гетерозиготном состоянии.

Если ваш генотип АаBbCcDd тетрагетерозиготен, то есть все 4-ре пары аллельных генов находятся в гетерозиготном состоянии, то n=4. Тогда 2 в степени 4 будет 16 типов гамет. Легко увидеть, что если бы генотип был таким АаBbCСDD, то n равнялось бы двум (это дигетерозигота как и генотип АаBb) и такие генотипы дадут всего 2 в квадрате = 4 сорта гамет. Таким образом, какое бы количество разнообразных пар генов не указывалось в генотипе, разнообразие гамет определяется только количеством тех генов, аллели которых находятся в гетерозиготном состоянии.

11. Светлана: Появление разных аллелей одного гена происходит в результате: 1) непрямого деления клетки; 2) модификационной изменчивости; 3) мутационного процесса; 4) комбинативной изменчивости. Я ответила 4.

Б.Ф.: Светлана, понятно, почему Вы спрашиваете. Вопрос можно понять двояко. Если речь идет о появлении разных аллелей одного гена у какого-либо организма в результате проведения направленных скрещиваний (от скрещивания, например, двух чистых гомозиготных линий АА * аа в потомстве объединятся оба аллельных гена), то правильный ответ 4). Но под термином «разные» аллели можно понимать и слово «новые» аллели, тогда правильный ответ 3).

12. Светлана: Вопрос из селекции. В чистой линии культурных растений отбор неэффективен так как особи: 1) имеют широкую норму реакции; 2) гомозиготны по большинству генов; 3) гетерозиготны по многим генам; 4) насыщены мутациями. Я ответила 2.

Б.Ф.: Да, здесь ответ однозначный 2).

13. Светлана: При каком скрещивании расщепление по фенотипу в первом поколении отсутствует: 1) ааВВ х ААbb; 2) Aa х Aa; 3) Aa х aa; 4) Aabb х aabb. Объясните решение этого вопроса.

Б.Ф.: Расщепление признака в потомстве может быть только тогда, когда генотип хотя бы одного из родителей (и хотя бы по одному признаку) был гетерозиготен. Значит в данном случае расщепления не произойдет только в варианте 1), так как скрещиваются дигомозиготы и каждый из организмов образует только по одной гамете (aB и Ab).

14. Марина: Скажите, пожалуйста, когда по условию задачи требуется в ответе написать генетические законы, можно ли указать закон (гипотезу) чистоты гамет? Прочитала в одном источнике на просторах Интернета, что это будет ошибкой…

Б.Ф.: Может быть авторы источника имеют в виду, что поскольку в каждом задании (то есть в задании любого типа) мы ВСЕГДА применяем этот закон (когда расписываем второй строкой геном гамет), то не стоит его записывать в ответе. В ответе обычно указывают: либо какие-то из законов Менделя для аллельных генов или по независимому наследованию неаллельных генов при дигибридном скрещивании, либо закон Моргана по сцепленному наследованию, или о закономерностях наследованию признаков, сцепленных с полом, либо о закономерностях наследования неаллельных генов при комплементарии, эпистазе, полимерии, либо о применении закона Харди-Вайнберга в задачах по популяционной генетике.

Марина: Значит, если указать — не будет ошибкой?

Б.Ф.: Всё зависит от проверяющих. Закон чистоты гамет есть, но указывать в ответе его НЕ СЛЕДУЕТ, так как это само собой разумеется. Это всё равно что при решении любой генетической задачи писать: половые клетки (гаметы) образуются путем мейоза, поэтому они гаплоидные.

15. Надежда: Борис Фагимович, помогите, пожалуйста, ответить на вопрос: сколько аллельных генов содержит сперматозоид человека?

Б.Ф .: Любой сперматозоид, и любая яйцеклетка (не только человека) — это гаметы, или половые клетки, то есть клетки с половинным или гаплоидным набором хромосом. Это клетки, в которых каждая хромосома уникальная и не имеет себе парную хромосому. Поэтому в гаметах каждый признак представлен лишь одним аллелем (А или а, В или b и т.д.). Это отражено в законе (гипотезе) чистоты гамет: гаметы всегда чистые, несут лишь по одному аллелю каждого признака. Если мы, например, решаем задачу по генетике на моногибридное скрещивание, то в первой строке пишем генотипы родителей (содержимое диплоидных соматических клеток) АА или аа для гомозигот, или Аа — для гетерозигот. То есть пишем два аллеля каждого признака. А во второй строчке пишем геномы гамет: у гомозигот будет по одному сорту гамет с аллелем А-большое или с аллелем а-малое. Гетерозиготы Аа будут образовывать два сорта гамет: гаметы с аллельным геном А и гаметы с аллельным геном а-малое. Таким образом,решая любую самую простую задачу на моногибридное скрещивание, мы каждый раз подтверждаем гипотезу чистоты гамет, обозначая в гамете лишь один аллель. Извините, что вынужден был написать всё так подробно, потому что ответ на Ваш вопрос настолько очевиден, что, кажется, что и спрашивать то не о чем. Однако, отчего-то такой вопрос возник?

16. Даша : Подскажите, пожалуйста про кроссинговер. В учебниках школьных написано, что он происходит только в мейозе. А в других источниках мне попадалась информация о том, что кроссинговер может быть и в митозе. Кроссинговер — обмен участками гомологичных хромосом, и из-за этого происходят различные генотипические изменения? Или я все же что-то недопонимаю?

Б.Ф. : В норме кроссинговер происходит только при мейозе. Убедительная просьба: а) читайте школьные учебники (разные, но именно школьные, справочники для поступающих в ВУЗы тоже можно читать), но «не лезьте» за информацией из школьной биологии в интернет. Вот Вы где-то нашли, что кроссинговер бывает и при митозе (жизнь полна исключений из правил). Но экзаменационные тесты по ЕГЭ составляются именно по школьным учебникам (другое дело, что их тоже очень много и бывает, особенно в последнее время, что тестовое задание основывается уж очень на узко специфическом факте, вошедшем лишь в один из учебников; б) не решайте «абы-какие» тестовые задания. Прорешайте все тесты Открытого Банка Заданий ФИПИ, которые были на реальных экзаменах по ЕГЭ за все прошедшие годы (около 5 тысяч вопросов). Вам на полгода подготовки этого хватит. Даже в них, хоть редко, но тоже встречается несуразица.

17. Даша: Не могу определиться с тестом. Нужно выбрать 3 правильных ответа, а у меня получается больше. Кроссинговер хромосом: 1) происходит только в процессе мейоза и митоза 2) характеризуется наследованием возникших изменений 3) является источником генотипической изменчивости 4) осуществляется при конъюгации гомологичных хромосом 5) связан с обменом участками хромосом 6) характеризуется обменом участками гомологичных хромосом.

18. Никита: Здравствуйте. Совсем запутался с митозом и мейозом у растений. Подскажите, пожалуйста: 1) Каким путём делятся соматические клетки растений? 2) У папоротников при прорастании из споры формируется заросток, митозом или мейозом делились клетки его тела? 3) Если заросток проросший из гаплоидной споры тоже гаплоиден, значит его сперматозоиды и яйцеклетки тоже должны быть гаплоидны? 4) Но тогда получается, что они должны нести идентичные наборы хромосом и быть одинаковыми? 5) В чём тогда смысл чередования поколений, ведь если произойдёт оплодотворение яйцеклеток такого заростка своими же сперматозоидами, то зигота получит два идентичных набора генов?

Б.Ф. : 1) Всегда митозом: клетки тканей спорофита — диплоидны (из материнских клеток 2n в результате митозов будут образовываться по две дочерние клетки с таким же набором хромосом 2n). 2) В спорангиях спорофита образуются сначала диплоидные, как и весь спорофит, споры. Но, при из созревании, перед тем как высыпаться на землю и образовать заросток, споры претерпевают мейотические деления и становятся 1n. Такие мейотические споры, делясь митозами образуют клетки заростка 1n. 3) Конечно, половые клетки и у животных, и у растений всегда гаплоидны 1n, но образуются они у растений митозами, а не мейозами, так как образуются из клеток не 2n, а 1n (иначе они стали бы 0,5n). 4) Да, это так: сперматозоиды и яйцеклетки, сформированные на одном заростке несут одни и те же признаки (как и гермафродитные кишечнополостные и черви, но, у которых, как правило, свои яйцеклетки должны оплодотворяться сперматозоидами другой особи и, соответственно, их сперматозоиды должны оплодотворять яйцеклетки другой особи — перекрестное оплодотворение). 5) Да, эволюционного «смысла» в таком чередовании поколений (без перекрестного оплодотворения) вроде бы и нет. Но, как и у гермафродитных животных, возможно, происходит оплодотворение яйцеклеток сперматозоидами с заростка другого папоротника (хотя это и менее вероятностный процесс).

Никита: Спасибо большое! Ещё раз хотел бы уточнить, что правильно понял: 1. Получается, что у растений митозом образуются и половые клетки гаплоидного гаметофита и соматические клетки диплоидного спорофита? 2. Мейозом образуются только споры? 3. То есть можно считать, что размножение спорами в некотором смысле это такой «аналог» партеногенеза у животных с той лишь разницей, что там используется половая клетка и другие способы восстановления диплоидности?

Б.Ф.: 1. Да, это так. 2. Да. 3. Вовсе нет. Плохая аналогия именно потому, «что там используется половая клетка».

У кого будут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, обращайтесь в комментарии.

У меня на блоге вы можете приобрести книги по генетике и ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов по ЕГЭ и ОГЭ (ГИА).

Читайте также: