Почему у осириса зеленая кожа

Обновлено: 24.04.2024

Осирис считался владыкой загробного мира и богом плодородия. Изображался Осирис как человек с зеленой кожей (по некоторым сказаниям с черной) и длинной фараоновской бородкой, его ноги и грудь были обернуты льняными полотнами, подобно мумии, в руках он держал атрибуты власти (цеп и посох), на голове бог носил примечательную высокую корону с двумя страусиными перьями по бокам.

Осирис – один из великих божеств гелиопольской энеады, сын бога Геба и богини Нут, брат Исиды, Сэта и Нефтиды. Исида, кроме того, была его верной супругой, которая после его смерти зачала и родила от него сына Гора.

Египтяне называли Осириса «Хенти-Аменти», что трактуется как «первый обитатель Запада», то есть первый в мире мертвых. Осирис был одним из самых почитаемых божеств, что объясняется верой египтян в жизнь после смерти, о чем свидетельствует способ погребения умерших (к слову, первым, кого мумифицировали, считается сам Осирис), воздвижения гробниц, в которых сохраняли все самые нужные и любимые вещи умершего. Таким образом ему обеспечивали хорошую жизнь в загробном мире.

Перерождение Осириса

Изначально Осирис, подобно фараону, властвовал в Египте со своей женой Исидой. Он был мудрым, справедливым правителям, научившим людей возделывать землю и получать урожай зерновых культур, привил уважение к законам и добился поклонения богам. Всеобщая любовь египтян к Осирису, его мудрое правление очень не нравились Сэту, его родному брату. Движимый ненавистью и ревностью, Сэт задумал расправу. Он сделал саркофаг по меркам Осириса и коварно заманил в него брата. Крышка саркофага захлопнулась, а Сэт со своей свитой закрыли и залили его свинцом, после чего бросили в стремительные воды Нила. Любящая Исида, отыскав саркофаг, вернула его обратно в Египет.

Душа каждого умершего попадала на суд Осириса, который проводил он сам вместе с 42 богами. Умерший, желая показать свою благочестивость, произносил «клятву отрицания», началом которой был предлог «не» («не совершал…», «не нарушал…» и т.д.). После клятвы боги проводили взвешивание души человека с помощью весов истины. На одну чашу помещали перо богини Маат, принципами которой были честь, справедливость и правда, на другую – человеческое сердце. Когда перевешивало перо, тогда прегрешения умершего считались незначительными, и он становился обитателем мира мертвых. В случае же, когда человек при жизни был грешен, чаша с сердцем под тяжестью грехов перевешивала. Тогда надежды на жизнь после смерти и воскрешение не оставалось, а человек был обречен на вечные скитания и муки. Ужасное и безжалостное чудовище Аммут (оно имело голову крокодила, львиную гриву, переднюю часть тела леопарда, а заднюю часть бегемота) пожирало сердце человека.

Таким образом Осирис все также оставался справедливым и честным владыкой, а его суд давал надежду каждому египтянину на загробную жизнь, независимо от происхождения и положения в обществе.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды.

Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.

Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу.

Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.



Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.


Я прям глазам своим не верю, я три дня сидела ковырялась по всяким википедиям и такого подробного описания нигде не видела. Лика спасибо большущее. и даже с картинкой , выше всех похвал!

Лика* Высший разум (259400) Спасибо, помнила, что Осирис как раз и был с зелёной кожей. Только уточнила в инете и подтвердила ссылкой.)

Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И растительная жизнь связана с Воскресением. С весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека, ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с рождением и надеждой. Согласно де Боно, зеленый цвет как знак плодородия, как растение, пробивающее путь к свету сквозь толщу земли, символизирует создание ситуаций, пробуждающих сознание, или (как наделяет психология личности преимущественно мужской интеллект) «Я-концепцию».

Да и зеленый змий, или зелье, или тоска зеленая – это тоже скорее мужские признаки, чем женские. А Л. Витгенштейн советовал: «Всегда спускайся с голых вершин рассудительности в зеленые долины глупости».

В Древнем Египте зеленый – строго канонизированный цвет Осириса («произрастающего»). Так, в статье, посвященной семантическому анализу символики цвета, Л. Н. Миронова утверждает, что зеленый не символизирует Осириса, а является им самим. Вместе с тем немного далее в этом же исследовании зеленый рассматривается автором и как женский, поскольку демонстрирует пассивные свойства по отношению к мужскому красному и связан с землей как принципом женского начала.


В мифе об Осирисе очень ясно выражены черты культа бога производительных сил природы.

Однако, во-первых, в Древнем Египте существовали матрилинейные отношения, то есть женское начало в некотором роде доминировало над мужским – хотя бы при передаче власти. И во-вторых, с учетом того, что Осирис – муж Исиды и отец Гора, несложно понять, почему практически во всех интерпретациях принято считать, что Осирис (его сублимат – зеленый) символизирует мужское начало, или, как отмечалось ранее, самосознание. Так, например, Ева Геллер уверена, что зеленый цвет Осириса символизирует мужской принцип.

Подобно этому казусу иногда встречается и смешение совершенно различных мифологических принципов, из-за которого путаются функции различных божеств и, соответственно, их цвета. Так, в главе о зеленом цвете авторы коллективной монографии Lacouleur утверждают, что Осирис был богом произрастания и смерти. На мой взгляд, это положение не доказано, так как Осирис – прежде всего бог производительных сил природы и царь (но никак не бог!) загробного мира. То есть он мог лишь судить покойных, но никак не умерщвлять живых. Об этом говорит и цветовая, и мифологическая семантика: зеленый Осирис всегда противостоял оранжевому Сету.


День Святого Патрика

В Ирландии 17 марта не только одеваются в изумрудные цвета, но даже домашнее печенье покрывают зеленой глазурью, красят воду в реках и пьют зеленое пиво.

Конфуцианская традиция наделила зеленый цвет свойством гуманности. Так, например, в традиционном Китае всегда существовала четкая связь между мужественным принципом Ян и нефритом, при этом последний, согласно «поэту камня» А. Е. Ферсману, всегда характеризуется зеленым цветом. Практически эти же качества ауры ярко-зеленого цвета усматривают экстрасенсы: терпимость к мнениям и верованиям других, умение легко приспосабливаться к меняющимся условиям: такт, вежливость, житейскую мудрость и т. п. То есть те качества, которые иногда могут трактоваться как «тонкий обман».

По преданиям, зеленый хризопраз дает носящему его прекрасную память. В Индии считалось, что зеленый цвет укрепляет не только память, но и собственно знания. В Бангкоке же, столице Таиланда, находится знаменитый Храм Изумрудного Будды со статуей Будды, сотворенной из цельной глыбы жадеита (минерала яблочно-зеленого цвета). Аналогично этому в буддистских верованиях ярко-зеленый олицетворял цвет отца и сыновей и являлся символом жизни.

В зеленом энергетическом центре тантрическое учение находит прежде всего обретение власти над своим «Я», ощущение внутренней силы, контроль над речью и чувствами, преодоление препятствий и трудностей. Так, одежды Робин Гуда всегда были зелеными. Так, в день Святого Патрика принято одеваться в зеленое. Так, Ирландию называют Изумрудным островом и, по словам популярной ирландской песни, облачение в зеленое выражает проирландские симпатии. Так, Н. Гумилёв усматривает в зеленом цвете явные признаки мужественности:

Земля забудет обиды

Всех воинов, всех купцов,

И будут, как встарь, друиды

Учить с зеленых холмов.

Аналогичная семантика выявляется и в других культурах. Этим, возможно, объясняется и шпенглеровское соотнесение зеленого цвета с цветом одиночества, с фаустовским, монотеистическим цветом судьбы как имманентного вселенной стечения обстоятельств. Наряду с синим Шпенглер определяет зеленый цвет развоплощающим действительность и созидающим дали силой.

Смарагд (изумруд) был любимым камнем Соломона. Иначе говоря, зеленый – мужской цвет. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя» (Быт. 1, 11), и стали «сыны человеческие… – как трава» (Пс. 89, 4–6). «Злодеи же и делающие беззаконие [мужчины] как трава… как зеленеющий злак, увянут» (Псалт. 36.1–2).

Как в Древнем Египте зелень олицетворяла Осириса, так в Древней Греции Вакх – античный образец мужской творческой и оргиастической потенции – поверх алого плаща был традиционно увит зеленым плющом и зелеными виноградными лозами.

Одними из живых знаков праздника Шавуот до сих пор являются зелень и цветы, которыми украшают жилые дома и синагоги. По преданиям, это связано с тем, что мать прятала Моисея в зеленых зарослях тростника на берегу Нила. Или с зеленой (тогда еще) горой Синаем, где была вручена Тора. Христианская традиция на Пятидесятницу обязательно украшает зеленью дома и церкви.

В Риме же мы находим любопытное сочетание слов vir (мужчина), viridis (зеленый, могучий) и virilis (мужской) со словами virgo (девушка) и virga (ветка, побег), которое может указывать на гендерную обоеполость зеленого цвета в нормальных для мужчин и экстремальных для женщин условиях существования. Так, император Нерон имел обыкновение смотреть на мир сквозь изумрудные стекла и любил как мужчин, так и женщин. Так, зеленые мужчины создают свой мужской язык «арго», который во Франции традиционно называют именно «зеленым».


Андрей Рублев. Троица, 1411

Как образ молодости и полноты сил звучит зеленый цвет в одеждах правого ангела рублевской «Троицы». Этот персонаж символизировал Духа Святого, и его зеленые одежды как нельзя более точно передают свойства все обновляющего.

В Византии, по Псевдо-Дионисию, зеленый цвет символизировал юность и цветение. Это типично земной цвет, он противостоит в изображениях небесным и «царственным» цветам – пурпурному, золотому, голубому. Поэтому в иконописи зеленый цвет зачастую применяли и в одеждах святых. По христианским канонам Иоанн Предтеча обычно изображается в одеждах светло-зеленых тонов, апостол Павел – в зеленых и/или красных, Святая Троица – в красных, синих и зеленых. Замечательно, что этот типично земной цвет наряду с белым доминировал в изображениях райского сада с его причудливыми травами и деревьями.

В иконографии нередко зеленый цвет одеяний Христа оказывается связанным с земной жизнью Спасителя и такими символическими представлениями, как триумф жизни, надежда на воскресение, духовное посвящение в тайну. Ибо цвет травы, листвы, деревьев – зеленый цвет – предельно материален и близок человеку своей неназойливой повсеместностью. Как подчеркивает Л. Н. Миронова, имеет значение и то, что культ Христа воспринял многие черты древнейших культов Осириса, Атиса, Думузи и других богов, символом которых был зеленый цвет воскресения и периодического обновления.

Зеленый – жизнь, возрождение, справедливость, юность по аналогии с недоспелым плодом. С этими значениями, по-видимому, и были связаны представления ранних христиан о том, что в зеленом цвете традиционно заключен символ земной жизни Христа. В православии изображения первых русских святых Бориса и Глеба с XII века не только наделялись зеленым нимбом, но и украшались зелеными побегами и ростками, практически так же, как в Древнем Египте изображения Осириса. Одежды святого Иоанна – зеленые, что великолепно согласуется с обожествлением им Слова и, вообще говоря, процесса вербализации.

Особенный характер этого цвета подчеркивается исламом, где зеленый – святой цвет. Райские сады – зелены. Как зелены и священные знамена пророка Магомета. Некогда использование зеленого цвета в коврах было категорически запрещено: нельзя топтать ногами священный цвет Магомета. Поэтому зеленый присвоен одеяниям высшего духовенства ислама, а для большинства правоверных является праздничным цветом.

В семантическом цветоведении зеленый цвет ислама обычно интерпретируется как долгожданный зеленый оазис на желто-сером фоне песков пустыни. В хроматизме одной из взаимосвязанных областей изучения является гендерная проблема. С позиций ее модельного разрешения ислам оказывается восточным религиозным направлением, в котором патриархальность общества доведена до своего логического предела. То есть того предела, когда «высшая цель религии не правильная вера, а правильное действие», – как заметил Э. Фромм после исследования рабской любви к отцовскому божеству.

Как указывает В. В. Похлебкин, политическая символика цвета в последнее время развивалась в основном в Европе и поэтому, выходя за национальные границы отдельных европейских стран, могла не совпадать с трактовкой определенного цвета в странах Азии, Африки, на Ближнем Востоке. Так, например, зеленый цвет в Греции исторически, с времен Византийской империи, трактовался как цвет жизни, развития, роста, свободы, позднее он стал партийным цветом партии ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение).

В то же время «зеленая линия» на Кипре и в Бейруте по терминологии 60–90-х годов XX века означала нейтральную полосу, то есть то, что в Западной Европе в аналогичной ситуации считалось бы «белой линией», ибо она отделяла разные «миры»: в одном случае – греческий Кипр от турецкого, а во втором случае – Западный Бейрут от Восточного, то есть два противоборствующих района, – и считалась священной, неприкосновенной.

Это связано с тем, что в Восточном Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в бывшем эллинском мире зеленое означает и неприкосновенное (священное), и свободное, развивающееся, в то время как в исламском мире, в Азии и Африке, зеленое – религиозный цвет ислама, причем принятый как священный и общий независимо от политической принадлежности.


Зеленый солдатский мундир петровских времен

Предполагается, что один из указов Петра I повелевал пришивать пуговицы на внешнюю сторону рукавов солдатского мундира, дабы отучить солдат вытирать рот рукавом.

С середины XX века зелеными на Западе называют себя представители экологических движений и партий, то есть зеленый толкуется как цвет жизни, гармоничного развития. В нашей стране, где имеется и многомиллионное мусульманское население, и широкое, хотя и рыхлое, экологическое движение со своей партией зеленых, по данным В. В. Похлебкина, находят применение оба толкования зеленого цвета. Тем не менее всегда следует помнить, что в исламе зеленый цвет представляет собой сублимированное значение маскулинного самосознания, тогда как в обозначении партии зеленых – предметный цвет окружающей зелени.

В Каббале зеленый цвет олицетворяет победу. Белое знамя с зеленым крестом Великого Командора масонов XVIII века украшал девиз Dieu le veut («Этого хочет Бог»). В геральдической радуге зеленый цвет трактовался как надежда на божественное великодушие. Однако на море флаг зеленого цвета международная символика приняла как знак кораблекрушения. У алхимиков Зеленый Лев или Зеленый Дракон – начало Великого Опыта, юный бог зерна, рост, надежда.

Зеленый цвет мундиров ввел Петр I в России и Наполеон во Франции. Зеленый цвет доллара ввел также мужчина, для которого до сих пор «нажива – цель жизни».

Кандинский соотносил «пассивное зеленое» с самодовольностью буржуазии, с ее ограниченностью. В самом деле, карточный стол, как и столы банкиров, покрыт зеленым сукном. И там и там нужно считать. И там и там нужно осознавать свои действия. Быть может, зеленый – самосознание мужчин? Ведь женщины-банкиры, как и настоящие буржуа, – исключение из правил. Зеленые цвета пиджаков «новых русских» лицезрела Россия начала 90-х годов прошлого века. И все это может означать, что приходящая с новым сознанием власть утверждается в своем зеленом самосознании.

Эти свойства зеленого цвета отмечал еще Гёте: «Наш глаз находит в нем действительное удовлетворение… глаз и душа отдыхают… Не хочется и нельзя идти дальше». Согласно наблюдениям Кандинского, зеленый представляет собой полную неподвижность и покой. Впрочем, этот покой вполне можно сравнить с сознанием человека, который достиг каких-то высот и совершенно не желает идти дальше.

Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление. Так, в Новое время на Западе гадали на картах, каждая масть которых имела иной цвет и соответствующее символическое значение, причем зеленая масть означала печаль, горе, досаду. Да и в России не случайно тоску называют зеленой, а человек от зависти зеленеет). Или, как говорят итальянцы, «В зеленом пропадает самое прекрасное». Все это с позиций хроматизма объясняется сугубой приземленностью возвышенного, идеального в рационально зеленом самосознании человека.

Зеленые тона при фокусировке хрусталиком глаза располагаются практически в плоскости сетчатки, что вызывает комфортное состояние покоя и отдыха, укрепляет нервную систему. Психологи считают, что отвержение зеленого цвета указывает на неуравновешенность личности. Действительно, дети, предпочитающие зеленый цвет, обычно более уравновешенны, самостоятельны и не проявляют излишних эмоций.

А как женщины реагируют на зеленое? Любопытные данные приводит Э. Бремон: у женщин зеленый цвет ассоциируется с «мужественным» запахом, и в частности с запахом дезодорантов для мужчин. Эксперты моды утверждают, что платья зеленого цвета продаются намного хуже, чем женская одежда других цветов. С этим же согласуется и мнение Т. Козловой, которая чисто по-женски рассуждает о цвете платьев: «желтый цвет, говорят, утоньшает, а зеленый, даже темный, – толстит». А вот Екатерина Медичи и Елизавета Петровна любили зеленые тона одежд – и правили не хуже мужчин!


Луи Каравакк. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1750

Как традиции являются почвой для самосознания человечества или как мужчина является опорой для женщины, так и зеленый цвет лугов и полей олицетворяет надежность и твердость жизненных устоев. Вспомним, к примеру, творчество Чехова, о котором говорит Паустовский: «Чехов писал за простым письменным столом, светила лампа с зеленым абажуром».

Наверное, каждый, кто наблюдал закат или восход солнца с борта самолета, летящего выше облаков, мог заметить отсутствие зеленого между голубыми и желтыми тонами спектра, возникающего на горизонте. Аналогичные данные постоянно констатировались и космонавтами. Эти данные позволяют полагать возможным возникновение и существование зеленого цвета как чисто человеческого феномена, связанного с развитием на Земле. Об этом, как мне кажется, говорил еще Дарвин.

Как показывают эксперименты, зеленый по самому существу своему – здоровый для человека цвет. Он нормализует кровяное и внутриглазное давление, увеличивает остроту зрения, сужает величину слепого пятна сетчатки, приводит к нормализации дыхания и пульса, увеличивает длительность выдыхания (по сравнению с теплыми цветами), уменьшает величины мускульной реакции, создает несильный, но прочный подъем умственной работоспособности и благоприятствует концентрации внимания. После привыкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10 % при сокращении числа ошибок на 20 %. При этом наблюдается небольшое замедление реакции «счет чисел», поскольку возникает определенная недооценка времени.

Зеленый наиболее показан людям, которые страдают невралгиями и мигренями, вызванными повышенным кровяным давлением. Ибо – как никакой другой – зеленый цвет способствует нормальному наполнению кровеносных сосудов, поднимает жизненный тонус и создает реальное ощущение отдыха при нервной раздражительности, истерии или бессоннице.

Принято считать, что зеленые стекла очков имеют уравновешивающий и успокаивающий характер, поэтому могут быть рекомендованы при нервных срывах и переутомлениях. Психоаналитики находят в нем «довольный собой цвет, ограниченный в духовном пространстве. Или законсервированную продолжительность саморегуляции и самооценок».

В заключение обобщим полученные данные. В межконфессиональном круге цветов зеленый цвет является хроматическим архетипом ислама. В хроматической модели интеллекта зеленый сублимирует черты мужского самосознания при нормальных условиях и женского – при экстремальных.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Суд Осириса

Суд Осириса Глава 125 «Книги мертвых» посвящена суду Осириса. Во вступительной части усопший, стоящий перед входом в зал суда, который охраняет бог мертвых Анубис, описывает богу путь, который он проделал, и святилища, которые посетил. После того как он называет имена богов

Основным занятием населения Древнего Египта было земледелие, отсюда и множество мифов, посвященных Осирису (рис. 13), считавшемуся божеством природных производительных сил. Так, в «Текстах пирамид» его называют богом виноградной лозы, а в «Книге мертвых» – зерном. Легенды об Осирисе связаны с периодами умирания и возрождения растительности. Например, сев – это похороны зерна (Осириса), а появление первых зеленых всходов воспринималось как воскрешение умершего бога. Жатва, когда крестьяне срезали своими острыми серпами колосья, соответствовала умерщвлению божества. Все эти моменты отражены в широко распространенном на территории Египта мифе, рассказывающем о смерти Осириса, царя Кемета, от рук злого бога Сета – младшего брата Осириса. Сестры Осириса, Нефтида и Исида (последняя была также и его женой), долго искали его тело, а найдя, горько оплакивали. Зачав от мертвого мужа, Исида родила сына, которого назвала Гором. Он сумел отомстить за отца и воскресить его. Но Осирис не захотел оставаться земным царем. Вернувшись в подземное царство, он стал его правителем и судьей над душами умерших. А его трон в Египте унаследовал Гор.


Рис. 13. Осирис на троне

В некоторых мифах воскрешение Осириса связано с происходящими каждый год нильскими разливами. Египтяне объясняли их тем, что оплакивающая своего мужа Исида заливает слезами реку, которая выходит из берегов и заполняет водой долину.

Во времена Древнего царства фараоны считались служителями Гора, сына Осириса. Умершие фараоны должны были, подобно Осирису, оживать, но для этого следовало по всем правилам произвести погребальную церемонию, имевшую магическое значение.

Позднее, в эпоху Среднего царства, с Осирисом стали отождествлять не только покойных фараонов, но и всех умерших, вне зависимости от их социального положения. Так, в тексты заупокойного характера обязательно следовало включать имя Осириса, ставя его перед именем умершего. Подобное стало возможно благодаря ослаблению власти фараона и усилению знати, а также появлению в конце III тысячелетия богатых горожан низкого происхождения. Египтяне считали, что стоит лишь следовать всем требованиям по проведению погребального обряда, и их покойники, подобно Осирису, непременно оживут.

Осирис очень много значил в жизни египтян. Посвященные ему легенды нашли воплощение не только в заупокойной службе, но и в других обрядах. Так, в конце зимы – начале весны египтяне устраивали мистерии Осириса. В драматических постановках разыгрывались основные эпизоды легенды. Жрицы, изображавшие Исиду и Нефтиду, искали тело бога, а затем оплакивали его, а Гор и Сет представляли зрителям битву, в результате которой победу одерживал Гор. В конце мистерии водружался джед – столб, посвященный Осирису, символ воскрешения бога и весеннего возрождения растительности (считается, что первоначально Осирис являлся главным божеством города Джеду, находившегося в дельте Нила).

На начальном этапе истории Древнего Египта празднование завершалось борьбой двух групп, первую составляли сторонники зимы, вторую – лета. Естественно, победителями всегда были приверженцы летнего времени. В дальнейшем, после подчинения Нижнего Египта Верхнему, участниками битвы стали группы людей, облаченных в одежды этих двух областей государства.

В мистерии, посвященные Осирису, включали также обряды коронаций новых фараонов. В таких представлениях молодой правитель исполнял роль Гора, а умершего изображала фигура восседающего на троне Осириса.

О том, как понимали египтяне значение этого бога, говорит еще один обряд. В одной из комнат храма помещалось глиняное подобие Осириса, которое жрецы заранее засевали зерном. К началу праздника Осириса семена давали всходы (рис. 14). Археологи обнаружили множество рисунков с изображением тела бога с поднявшимися из него зелеными ростками.


Рис. 14. Жрец поливает всходы, проросшие из глиняного изображения Осириса

Роль Осириса во время празднеств нередко исполнял фараон, воспринимавшийся как символ плодородия египетской земли. Фараон совершал ритуальные действия, связанные с земледелием. Например, в первые дни разлива Нила он опускал в реку свиток, содержащий указ о наступлении этого долгожданного момента. Царь первым начинал рыхлить землю перед посевом, а на празднике жатвы ему предоставлялось право срезать первый сноп (рис. 15). А когда полевые работы завершались, от лица всего египетского народа фараон приносил жертву богине Рененутет в благодарность за собранный урожай, а также статуям умерших фараонов.


Рис. 15. Фараон, срезающий сноп на празднике жатвы

Осирис был связан с Аписом, считавшимся быком этого бога. Росписи и рельефы на стенах гробниц и саркофагов часто изображали Аписа бегущим с мумией на спине. В эпоху эллинизма произошло полное слияние Аписа и Осириса в единое божество, называемое Сераписом (первоначально произносилось «Осарапис»). Египтяне верили, что Осирис, желая представить людям свой видимый образ, воплощается в быка Аписа. Бытовало поверье, что ритуальный бег Аписа по полям увеличивает их плодородие.

Но не всякий бык считался Аписом. Это могло быть лишь животное черного цвета с белыми пятнами. Когда в священных коровниках Мемфиса рождался такой теленок, жрецы объявляли о воплощении Осириса, и эта весть вызывала у людей радость и веселье. Почитали и корову – мать Аписа. Самого же Аписа содержали при храме, а когда он умирал, начинался траур, длившийся до тех пор, пока жрецы не находили нового быка. Тело умершего быка бальзамировали и торжественно хоронили в подземельях храма Серапеума около Мемфиса.


Рис. 16. Исида. Статуя времен эллинизма

Важная роль в культе Осириса отводилась Исиде (рис. 16). Эта богиня наделялась несколькими функциями. Сестра Осириса и его любящая жена, нежная мать своего маленького сына Гора и в то же время коварная волшебница (миф об ужаленном змеей Ра) в поздний, греко-римский период стала почитаемой богиней-матерью не только в Египте, но и в соседних странах.

Большой интерес представляет история культа Сета, который в ранние периоды не считался отрицательным божеством. Но с распространением мифа о добром боге Осирисе, павшем от рук своего брата, Сет стал воплощением злого начала. В XVII веке до н. э., когда Египет находился под властью иноземных кочевых племен, называемых гиксосами (в буквальном переводе гиксос – «царь-чужеземец»), Сет стал у захватчиков главным божеством, его почитали не только сами гиксосы, но и египтяне, считавшие бога жестоким и злым, но в то же время могущественным и сильным. После освобождения Египта от иноземцев Сета возненавидели еще больше, чем прежде.

В различных египетских номах мифы о Сете представляли его совершенно по-разному. В одних легендах Сет изображался самым настоящим злодеем и негодяем, властителем сил мрака, которые воплощались в образах крокодилов или бегемотов. Иногда Сета даже отождествляли со страшным змеем Апопом. В других мифах Сет, напротив, боролся с Апопом, сопровождая бога Солнца Ра во время путешествия по Нилу в ладье. В XIV–XIII веках до н. э., когда Египтом правила XIX династия, Сет являлся покровителем фараонов, и многие из царей, вступая на престол, брали себе его имя (Сети I, Сети II). В ряде египетских городов существовали святилища Сета и его оракулы. И все же более привычным было понимание Сета как бога зла. Самое удивительное, что два Сета, один добрый, другой злой, могли сосуществовать в одной и той же легенде.

Осирис – главный правитель царства мертвых в мифологии древнего Египта. Его уважали и боялись, пытались умилостивить и ждали встречи с ними. Именно бог Египта Осирис решал, чья душа после смерти получит вечную жизнь, а чья окажется в забвении. Все самые интересные факты об этом великом и могучем божестве собраны в данной статье.

Как узнать бога Осириса: описание внешнего облика

Изображения этого бога сохранились до наших дней на фресках. Египтяне боялись загробной жизни и своей участи после смерти, поэтому готовились к ней заранее. Поэтому особо почитаем был Осирис как владыка царства мертвых.

Бог Египта Осирис: происхождение, внешний облик и современные интерпретации

Характерные черты изображения бога Осириса:

  • Белая корона из папируса «атеф» с красными перьями страуса.
  • Руки и лицо зеленого или темного цвета, что символизировало плодородие почвы Нила.
  • Ноги замотаны в специальную ткань – мумию.
  • Самый высокий среди всех остальных богов.

Осирис считается покровителем земледельцев и виноградарей, всех тех, кто работает на земле.

Происхождение Осириса

По легенде, бог Осирис был сыном Геба, бога земли, и богини неба Нут. Стал мужем Исиды, известной богини плодородия. Во времена, когда Египтом правили боги, он был великим царем. Считалось, что именно он принес египтянам знания о садоводстве, земледелии и виноделии, врачебном деле, строительстве.

Но младший брат Осириса Сет хитростью заманил его в ларец, закрыл крышку, чтобы тот не смог никогда выбраться, и бросил в воды Нила. Богиня Исида, узнав об этом, спрятала тело умершего мужа в дельте реки. Сет, когда обнаружил это, разорвал труп брата на 14 частей, но с помощью богов верная жена собрала останки и создала мумию. Тогда Исида чудесным образом родила от мужа сына Гора, которому было суждено воскресить отца. Но Осирис не пожелал вернуться на землю, оставшись царем в мире мертвых.

Происхождение Осириса

Судья умерших

В представлении древних египтян смерти нет, есть лишь глубокий сон. Поэтому людей погребали со всем необходимым для полноценной жизни в загробном мире. Первое, что ожидало покойника, - была встреча с богом Осирисом. Именно он вместе со своими подчиненными (42 божественными судьями) совершал посмертное правосудие, которое проходило в несколько этапов:

  1. Исповедь. Строилась она на отрицании своих грехов: «я не украл, не убивал и т.д.».
  2. Взвешивание души. На одну чашу весов помещалась душа, а на другую – перо богини истины, которое было очень легкое. Считалось, что чем больше дурных дел совершил человек при жизни, тем больше будет весить душа, отягощенная этими деяниями.
  3. Осирис решал судьбу страдальца, и в случае оправдания тот получал вечную жизнь в райских кущах богини Иару. Те, кто был проклят богами за свою грешную жизнь, подлежал полному забвению и небытию. Ада, огненного котла не существовало в представлении древних египтян.

Культ Осириса и его влияние на мировую культуру

Осирис, или как его называют на родине Усури, был одним из самых почитаемых богов Египта. Поэтому неудивительно, что его образ в полной мере и в мельчайших подробностях сохранился до наших дней.

Культ Осириса и его влияние на мировую культуру

В Древнем Египте существовало много центров, где служители культа богу Осириса проводили ритуалы и жертвоприношения. Всего было около 14 святилищ.

Столь большая популярность вышла за пределы страны, в Древнем Риме и Древней Греции об Осирисе не только знали, но и упоминали в своих произведениях. Среди них были Тибулл, Диодор, мыслитель Плутарх и Геродот. Последний связал античного бога земледелия и виноделия Диониса с Осирисом, найдя в них много общего.

Именно с легенды об Осирисе в Египте появилась тенденция к мумифицированию и бальзамированию тела после смерти.

В культуре египтян и всех народов планеты бог Египта Осирис остался как «благодетель», мудрый, таинственный и талантливый, который не просто строг и справедлив, но и милостив к людям. До сих пор сохранился культ этого бога, потому как он олицетворяет собою силу, возрождение и тайну вечной жизни, которая навсегда останется притягательной загадкой для многих поколений людей.

Читайте также: