Почему у индейцев красная кожа

Обновлено: 28.04.2024

С подачи первых американских колонистов индейцев принято называть краснокожими. Однако индейцы никогда таковыми не являлись по той простой причине, что кожного пигмента, окрашивающего тело в красный цвет, вообще не существует в природе. Некоторые группы индейцев имеют бронзовый цвет кожи, некоторые – коричнево-желтый.

Почему же все-таки индейцев стали называть краснокожими? Этим оттенком индейцы обязаны племени апачей. Именно боди-арт апачей, любивших раскрашиваться как можно ярче, первые белые приняли за их цвет кожи. Тем более что предпочтение индейцы отдавали охре. Эта краска, смешанная с жиром, одновременно заменяла им и одежду, которую апачи носили совсем не часто.

К заблуждениям можно отнести и представление об индейцах как об очень неразговорчивых людях, молчание которых прерывается лишь изредка короткими фразами. Этот миф об индейцах родился потому, что при общении с белыми они и по сей день действительно не слишком разговорчивы и предпочитают держать язык за зубами. Но при контактах с соплеменниками индейцы не только разговорчивы, но и подчас болтливы. Умение красиво говорить очень ценится среди них и считается большим искусством.

Во многих романах об индейцах отмечается, что стрелками они были неважными. Как отмечал Фенимор Купер, «не было у них таланта к этому оружию». На самом же деле талант тут ни при чем. Стрельба из ружей во времена освоения Дикого Запада была делом довольно-таки хлопотным.

Хорошим стрелком был тот, кто:

1) не подмочил порох;

2) не забыл проверить кремень;

3) насыпал порох в меру, а не по принципу «чем больше, тем лучше»;

4) не забыл вставить пыжи, при этом зная куда и в каком порядке их вставлять;

5) не сломал шомпол;

6) не забыл прочистить ствол, запальное отверстие и замок.

Для того чтобы помнить обо всем этом, нужна была тренировка. Но индейцы не могли себе позволить много упражняться по той простой причине, что порох и пули стоили очень дорого. Именно отсутствие тренировки, а не отсутствие таланта было главной причиной того, что из ружей они стреляли намного хуже, чем из луков.

Авторы фильмов на индейскую тему вводят в заблуждение зрителей и когда показывают, как коренные жители Америки ведут боевые действия, не снимая плюмажей из перьев. Характерно это было только для племен прерий, в частности апачей. Огромные плюмажи из орлиных перьев, которые носили вожди, заменяли апачам знамена и позволяли рядовым воинам видеть своих командиров. Но, к примеру, ирокезы использовали эти головные уборы только, как теперь говорят, в представительских целях. На тропе войны, которая у них шла лесом, эти плюмажи только бы мешали, цепляясь за ветки и демаскируя.

Малопривлекательный ритуал скальпирования поверженного врага также издавна считают занятием, присущим коренным жителям Америки. Об индейском происхождении этого обычая писали многие, и в частности знаменитый Фенимор Купер. В одной из своих книг он утверждает (цитируем): «Белый человек цивилизован, а краснокожий приспособлен к тому, чтобы жить в пустыне. Так, например, белый считает преступлением снимать скальп с мертвеца, а для индейца – это подвиг».

Позволим себе не согласиться с автором «Зверобоя» и «Последнего из могикан». Он заблуждался сам и вводил в заблуждение множество своих поклонников. До появления европейцев в Северной и в Южной Америке скальпирование осуществлялось лишь в исключительных случаях и только из религиозных соображений. К тому же этот ритуал практиковался далеко не всеми племенами.

В то же время белому человеку обычай снимать кожу с головы врага в качестве трофея был присущ с незапамятных времен. О том, что скифы срезали кожу с голов убиенных, сообщал еще Геродот. К подобной процедуре частенько прибегали и древние персы, и народы Западной Сибири.

Что же касается краснокожих, то их к этому занятию приобщили именно бледнолицые. Начали процесс голландские колонисты в XVI веке, а в XVIII его продолжили англичане, подстрекавшие своих союзников из числа индейцев к нападению на французских колонистов, а также к ведению межплеменных войн. Кстати, у американских аборигенов в вопросе того, что сделать боевым трофеем, был широчайший выбор. Например, испанец, убивший врага, брал себе на память его левое ухо, француз – кисть правой руки, а англичанин и голландец – скальп. Индейцы предпочли скальпирование. Не в последнюю очередь потому, что скальп и места занимал мало и, при соблюдении определенных правил, довольно долго не портился…

Первое время скальпирование было известно индейцам только на востоке Северной Америки и в Гран-Чако в Южной Америке, и уже оттуда это явление распространилось на Центральную и Северо-Западную Америку.

За каждый скальп белые союзники платили индейцам твердо установленную цену. Чаще всего рассчитывались «огненной водой», что, кроме всего прочего, способствовало и развитию среди индейцев хронического алкоголизма. Давно известно, что в организме ряда народов, к которым относятся и североамериканские индейцы, отсутствуют ферменты, расщепляющие алкоголь, что и приводит к их слабости перед «зеленым змием». Спаивание индейцев – это геноцид, проводимый белыми покорителями Америки.

Вопреки искусственно сформированному мнению, самыми жестокими и алчными собирателями скальпов были не «дикие» индейцы, а вполне цивилизованные белые поселенцы. Особенно в этом отношении прославились мародерские банды майора Квантрилла времен войны Севера и Юга, которые убивали не только мужчин, но и женщин и детей. В литературе упоминается один из главарей бандитов, Кровавый Билл, хваставшийся тем, что за один день смог заполучить шестьдесят скальпов, причем принадлежавших не индейцам, а белым.

Отметим и то, что даже в 2000 году нашей эры в канадской провинции Новая Шотландия еще можно было получить награду за скальп индейца. Согласно одному из указов властей от 1756 года, белым поселенцам полагалась награда за каждого убиенного краснокожего. О том, сколько денег было выплачено за 244 года, статистика умалчивает.

Распространено мнение, что у индейцев никогда не кружится голова. Якобы поэтому они монтировали стальные скелеты небоскребов в начале ХХ века. И действительно, многие американские небоскребы сооружены индейскими рабочими, прежде всего ирокезами, точнее говоря, мохавками из резервата Канаваке. Да и сегодня среди строителей высотных зданий довольно много молодых индейцев. Но дело вовсе не в особом строении их голов. Как показал опрос индейцев-высотников, они точно так же, как и другие люди, испытывают страх падения, и у них точно так же может закружиться голова. Тренировка и личное мужество – вот главные факторы успешной работы индейцев на высоте. У индейцев сохранились многовековые традиции преодоления страха, и в данном случае работают именно они.

И еще об одном мифе. Согласно общепринятой версии, первые люди пришли на Американский континент из Азии через Берингов пролив 12 тысяч лет назад. Однако не так давно были обнаружены гораздо более древние следы материальной культуры на этом континенте.

Неподалеку от городка Клоувис в штате Нью-Мексико ученые обнаружили четырех мамонтов, убитых, как показал анализ, уже 13 тысяч лет назад. А чуть позже профессор Хиббен открыл в горах, в районе Сандии, пещерную стоянку первобытного человека. Помимо грубых каменных орудий в пещере было несколько десятков костей вымерших животных, возраст которых колебался в пределах от 20 до 25 тысяч лет.

Но на этом открытия ученых не закончились. Подобные находки были сделаны не только в штате Нью-Мексико, но и за Полярным кругом Аляски, в Канаде, Южной Аризоне, Вайоминге. А в калифорнийской пустыне Юта, неподалеку от границы с Мексикой, археолог Чайлдерс обнаружил древнейшее из известных в Западном полушарии захоронений: возраст скелета в нем, по заключению экспертов, превышал 21 тысячу лет.

Эти открытия привели к тому, что была пересмотрена сама теория заселения Северной Америки. Большинство современных ученых считают, что она заселялась последовательно несколькими волнами примерно 30–35 тысяч лет назад через Берингов пролив (в то время на месте Берингова пролива существовал естественный перешеек) и Аляску.

Есть и более экстравагантные гипотезы. Например, бывший директор отдела антропологии Смитсоновского института (Вашингтон) археолог Деннис Стенфорд считает, что первыми ступили на землю Америки, переплыв океан, европейцы эпохи неолита, пришедшие с территории современных Испании и юга Франции за 18 тысяч лет до Христофора Колумба. По мнению ученого, Американский континент заселялся волнообразно племенами самого разного происхождения. Некоторые пришли по суше, другие же – морским путем через Атлантический или Тихий океаны.

Надо сказать, что теория Стенфорда не такая уж и голословная. Одно из ее доказательств – находка древнего человека из Кенновика, одного из старейших американских скелетов, которому более 9 тысяч лет. Его обнаружили в 1996 году на берегу реки Колумбия в штате Вашингтон. При исследованиях черепа этого древнего жителя Америки было замечено, что он вовсе не обладает теми характерными морфологическими чертами, которые свойственны современным индейцам. По мнению ученых, этот человек не являлся потомком монголоидных племен (которые, как принято считать, и были предками индейцев), а скорее был выходцем с юго-востока Азии, полинезийцем или японским аборигеном с острова Хоккайдо.

Подлили масло в огонь и генетики. Если ранее они утверждали, что в Америке существует четыре типа людей, происходящих от одного «корня» из Центральной Азии, то недавно были открыты две новые генетические метки, которые не содержат черт, присущих «азиатским» генам. Деннис Стенфорд комментирует открытия генетиков: «Одна из них (генетических меток. – С. М.), названная «U», появляется только в скелетах доисторического времени. Другая, окрещенная «X», присутствует у некоторых индейцев Новой Мексики, но также и в Европе, в останках доисторических людей солютрейской культуры. Они были обнаружены на Иберийском полуострове и на юге Франции. Техника обработки камня, свойственная этой культуре, странным образом похожа на ту, что отмечена учеными на наконечниках стрел, найденных на самых древних американских стоянках, таких как Кактус-Хилл. Моя гипотеза следующая: эти инструменты, не имеющие ничего общего с культурой Clovis, были произведены людьми того же генетического типа «X», относящегося к солютрейской культуре».

Он же объясняет, как 20 тысяч лет назад европейцы могли попасть в Америку: «В то время большая часть Северного полушария была покрыта льдами. И уровень моря был гораздо более низким, чем сегодня: расстояние между берегами Ирландии (где были найдены останки солютрейских людей) и берегами Американского континента составляло тогда всего лишь две с половиной тысячи километров! Участки земли и пакового льда, в которых жили многочисленные морские животные, располагались тогда на севере современного Атлантического океана. Охотникам было относительно легко плавать с места на место вдоль этой линии, становясь лагерем прямо на льду. Многим моим коллегам не нравится эта идея, потому что до сих пор в Америке не обнаружены следы каких-нибудь доисторических лодок. Но, возможно, речь идет о пирогах, и шкуры, которыми они были обтянуты, давным-давно сгнили. Известно также, что те, кто заселил Австралию 50 тысяч лет тому назад, пришли туда морским путем. Но никаких материальных следов, доказывающих это, не обнаружено».

Глава 7 «Краснокожие» и частные армии на тропе войны

Глава 7 «Краснокожие» и частные армии на тропе войны В составе британских вооруженных сил, высадившихся во Французской Северной Африке в ноябре 1942 г. в ходе операции «Факел» находилось новое подразделение, впервые участвовавшее в столь крупной кампании – 30-й

Глава 26 Высоцкий, евреи, «Пахтакор» и… индейцы

Глава 26 Высоцкий, евреи, «Пахтакор» и… индейцы Тем временем в начале 70-х Узбекистан считался одной из самых стабильных и развитых в экономическом отношении республик СССР. Так, среднемесячная зарплата рабочих и служащих в 1972 году там составила 121,2 руб. (рост за год на 3 %).

ИНДЕЙЦЫ…

ИНДЕЙЦЫ… Были времена, когда очередная книга о жизни индейцев заставляла меня замирать в ожидании чуда. Я говорю не о Фениморе Купере, не о Майн Риде и не о Карле Мае, а об авторах, по-настоящему знавших жизнь туземцев и с удовольствием писавших о ней. Употребляя слово



Что первое приходит на ум, когда заходит разговор об индейцах? Обычно — это молчаливый краснокожий дикарь со связкой скальпов на поясе. В действительности коренные жители Америки были совсем не такими, какими их показывают в голливудских фильмах.

1. Прозвище «краснокожие» индейцы получили из-за цвета кожи

Прозвище «краснокожие» индейцы получили из-за цвета кожи. | Фото: LiveJournal.


С подачи первых американских колонистов индейцев стали называть «краснокожими». Но это вовсе не означает, что цвет кожи аборигенов был красным, хотя бы потому, что подобного пигмента в природе просто не существует. Дело в том, что индейцы любили окрашивать лицо и грудь в красный цвет. Для этого они применяли специальную краску из охры и жира. Особенно любили подобный боди-арт воинственные племена апачи. Раскраска тел служила некой магической защитой для воина и показывала его статус. На самом деле цвет кожи индейцев в зависимости от регионов варьировался от желто-коричневого до бронзового.

2. Снимание скальпов было индейским обычаем

Скальпирование как бизнес. | Фото: Pikabu.


Со скальпированием среди североамериканских индейцев связано немало заблуждений. Самым распространенным является то, что индейцы коллекционировали скальпы своих врагов. Конечно, эти случаи имели место, но в целом это не было всеобщей традицией. Часто индейцы снимали скальпы только в ответ на подобное оскорбление со стороны врага. Более того, колонисты платили индейцам за снятые скальпы «огненной водой». Еще существует ошибочное мнение, что все скальпированные люди обязательно погибали. Известно немало случаев, когда после этого жестокого обряда люди не только выживали, но и продолжали вести нормальную жизнь.

3. Последний из могикан

Последний из магикан. | Фото: LiveJournal.

4. Томагавки — это метательные топорики

Томагавки — это метательные топорики. | Фото: Википедия.


Томагавк — верное оружие индейца. В фильмах и книгах показываются удивительные способности аборигенов метать эти топоры во врагов с приличного расстояния. В действительности, об этом «факт» не упоминается ни в одном достоверном источнике, что свидетельствует об отсутствии такой практики у индейцев. Более того, к рукояткам топоров обычно привязывалась петля, которая одевалась на руку. Да и если подумать рационально — какой смысл кидать свое основное оружие во врага и остаться после этого беззащитным. Скорее всего, это не более чем выдуманный киноштамп, от которого любая сцена сражения будет выглядеть намного эффектнее.

5. Индейцы — хорошие, а белые — плохие

Индейцы — хорошие, а белые — плохие. | Фото: portretsphoto.ru.

Образ коренного североамериканского народа сильно романтизировала художественная литература и кинематограф. Практически всегда индеец представляется благородным дикарем, защищавшим свои земли. На самом деле «краснокожие» были жестокие. Существовали как мирные племена, так и воинствующие. Последние не щадили никого. Они убивали мужчин и брали в плен детей и женщин, вырезали весь скот и сжигали дома. Войны среди индейцев были обычным явлением. На Диком Западе действовал только один закон — кот сильнее, тот и прав.

Североамериканских аборигенов прозвали так не за их естественный цвет кожи, а за то, что они красили лица в красный цвет, используя охру, которую смешивали с жиром. Иногда для этого выщипывали и брови. В разных племенах для раскраски использовались различные цвета, в том числе чёрный — он считался цветом победы. Но красный был наиболее распространённым и популярным.

Боевых коней индейцы тоже раскрашивали — в красный, белый и чёрный цвета.

Раскраска людей и коней служила для магической защиты и показывала их статус.

2. Ункас — последний из могикан

Фенимор Купер в своём романе «Последний из могикан» изобразил драматическую картину жизни и гибели последнего из племени могикан — Ункаса. События, описанные в книге, происходят в Америке в середине XVIII века.

Вообще Ункас — реальный исторический персонаж, только жил он в конце XVI — начале XVII веков. А могикане не вымерли до сих пор.

В романах Фенимора Купера делавары показаны «хорошими парнями», а ирокезы — «плохими». Причина банальная. Первые были союзниками правительства США, а ирокезы — Великобритании.

3. Битва при Литтл Бигхорн — крупнейшее поражение армии США в войнах с индейцами

3. Битва при Литтл Бигхорн — крупнейшее поражение армии США в войнах с индейцами

Разгром американской кавалерии при Литтл Бигхорн в 1876 году стал шоком для Америки. Виновник торжества Джордж Кастер попал в несколько кинофильмов и сериалов.

Но крупнейшим поражением США в войне с индейцами стал разгром армии генерала Сент-Клера 4 ноября 1791 года. В бою были убиты 632 из 920 участвовавших в битве американских солдат и офицеров. Многие были ранены и захвачены в плен, невредимыми остались лишь 24 человека. Погибло также около двухсот гражданских лиц, сопровождавших американскую армию. Потери индейцев были небольшими — менее ста человек убитыми и ранеными.

4. Томагавки — это метательные топорики

4. Томагавки — это метательные топорики

В вестернах индейцы лихо метают свои томагавки, разя ими врагов с приличного расстояния. Но было ли это на самом деле?

Скорее всего, это киноштамп. Разумно ли бросать во врагов дорогой импортный инструмент? Разве что в исключительных ситуациях.

И этот штамп не единственный. Например, в вестернах индейцев часто показывают в штанах. В действительности они, как правило, носили не штаны, а набедренную повязку и ноговицы — длинные гетры, которые закрепляли на поясе при помощи подвязок. Первоначально кожаные, затем их стали делать из ткани. Даже когда в 60-е годы XIX века скаутам-пауни выдали военную форму, они из армейских штанов сделали неуставные ноговицы.

5. Все скальпированные умирали

Со скальпами связан целый ряд заблуждений. Так, скальпирование врагов не было всеобщей традицией североамериканских индейцев. Юрий Стукалин отмечает, что апачи «вообще практически не снимали скальпы, а редкие случаи скальпирования объясняли равнозначным ответом на подобные оскорбления со стороны врагов. Это было связано с апачским страхом перед порчей, которую несли мертвецы живым существам».

В тех племенах, где скальпирование было распространённым явлением, в целом не имело значения, как скальп добыли. Он необязательно был военным трофеем.

Однако и там имелись свои табу. Индейцы не скальпировали людей, покончивших жизнь самоубийством. Они также не снимали скальпов с чернокожих солдат, поскольку считали, что скальп негра — это «слишком дурное колдовство». Нет ли тут расизма?

Есть много свидетельств о людях, выживших после скальпирования врагом. И у разных племён к таким людям отношение сильно отличалось. У полуоседлых арикара и пауни это считалось позором. Там скальпированный воин жил отшельником, избегая контактов с людьми. А вот скальпированный шайен, сиу или юта, если оставался в живых, жил как обычный человек.

6. Индеец — это благородный краснокожий дикарь

6. Индеец — это благородный краснокожий дикарь

Индейцев сильно романтизировала и облагородила художественная литература и кинематограф. Их показывают обычно как «хороших парней», благородных первобытных рыцарей. В реальности индейцы были жестоки.

Они вырезали целые деревни других племён (в плен они, как правило, забирали лишь детей в возрасте от пяти до 12 лет и молодых женщин). Забивали скот, который не могли угнать.

Впрочем, белые американцы в своих карательных акциях поступали ненамного лучше. Разве что над военнопленными и трупами павших врагов так не издевались.

К востоку от Суэца десять заповедей не действуют. Эти же заповеди не работали и на Диком Западе. Там царил закон силы — только её уважали и ей подчинялись.

7. «Песнь о Гайавате» — это эпос индейских племён

«Песнь о Гайавате» написал американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло и издал в 1855 году. Сам автор назвал её индейской «Эддой». К настоящим легендам индейцев «Песнь» имеет очень отдалённое отношение.

8. Конные индейцы были только в Северной Америке

Похожая культура совершенно независимо возникла на самом юге Южной Америки. И проблем тамошние индейцы тоже создавали немало. Испанцы в течение трёх веков не могли ничего поделать с племенами арауканов (мапуче). Их смогли завоевать лишь Чили и Аргентина в конце XIX века.

9. Самые серьёзные соперники белых — апачи и команчи

9. Самые серьёзные соперники белых — апачи и команчи

Да, самые известные — это апачи и команчи, которые длительное время, более ста лет, доставляли массу проблем сначала испанским колониям, затем Мексике, Техасу и США. А если мерять в других попугаях?

Самое известное поражение на Великих равнинах — при Литтл Бигхорн — американцам нанесли сиу и шайены.

А племена «черноногих» претендуют на то, что убили больше всех белых. Просто у них не оказалось хороших пиарщиков — и они не столь известны широкой публике.

Нельзя обойти ещё два малоизвестных конфликта в северной Америке.

Во-первых, война с племенем не-персе (название происходит от французского «проколотый нос»). Это небольшое племя, испытывая проблемы с властями США, в 1877 году попыталось уйти в Канаду. Племя (не отряд, а всё племя, с семьями и имуществом) с боями прошло около двух тысяч километров, и было блокировано лишь недалеко от границы. Часть не-персе всё же добрались до Канады, однако несколько сотен человек сдались американским солдатам — их отправили в резервацию, где многие погибли.

Генерал Уильям Шерман так писал об этой войне: «Одна из наиболее выдающихся индейских войн в анналах. На всём её протяжении индейцы демонстрировали храбрость и искусство, заслужившие всеобщее восхищение. Они не скальпировали, освобождали захваченных женщин, не убивали по своему обыкновению мирные семьи и сражались с почти научным искусством, используя авангард, арьергард, боевое охранение и фортификацию».

Во-вторых, война с небольшим племенем модоков. Она шла в 1872–1873 годах на территории современных штатов Орегон и Калифорния. Как часто случалась, причиной войны стала неуклюжая попытка властей США загнать индейцев в резервацию. У модоков было только 53 воина, но они в нескольких сражениях «с превосходящими силами противника» смогли убить 67 американских солдат, потеряв лишь 13 человек. В итоге модоки всё же сдались. Троих предводителей повесили, а все прочие стали военнопленными.

10. В ходе индейских войн в США все племена подчинились властям

10. В ходе индейских войн в США все племена подчинились властям

В книге Майн Рида «Оцеола — вождь семинолов» рассказывается о второй семинольской войне, которая шла во Флориде в 1835–1842 годы. Оцеола — это реальный исторический персонаж, который возглавлял сопротивление армии США. Правда, он не был вождём племени.

Оцеолу американцы схватили во время переговоров, и он умер в заточении. После нескольких лет войны большинство членов племени согласились на переселение из Флориды на запад. Но несколько сотен индейцев остались партизанить во флоридских болотах. Они оказались не по зубам американским солдатам даже позже — в 50-е и 80-е годы XIX века. Эта фратрия (часть племени) семинолов так и не сдалась властям.

Флоридские семинолы — единственное индейское племя, не подписавшее мирного договора с США к 1890 году, когда индейские войны официально закончились. Формально замирились они лишь в XX веке.

Все заблуждения обязательно будут развеяны! А если вы сомневаетесь в каких-то фактах, читайте наш сайт. Мы точно расскажем, что же было на самом деле.

МИХАИЛ ПОЛИКАРПОВ
__________________________
Комментарии эксперта читайте в первоисточнике


1. Алеуты
2. Колоши
3, 4. Инуиты (эскимосы, женщина и мужчина)
5. Ковичины (район Ванкувера)
6. Кроу
7. Черноногие
8. Оджибвеи
9, 10. Па-юты (женщина и мужчина)
11. Шошоны
12. Сиу
13. Пауни
14. Манданы
15. Апачи
16. Пуэбло
17. Мешика (Мексика)
18. Майпуре
19. Камбеба
20. 21. Ботокуды (мужчина и женщина)
22. 23. Тукуна (мужчина и женщина)
24. Миранья
25. Перуанец из Серро-де-Паско
26. Перуанец-креол из района Чилоэ
27. Кечуа
28. Абипоны
29. Моксос (Боливия)
30. Пуэльче (Аргентина)
31. Патагонец
32. Арауканец
33. Огнеземельцы

Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. Общая приблизительная численность индейцев в Америке — свыше 30 млн чел. (оценка на середину 1960-х гг.).

Содержание

История

Согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Северо-Восточной Азии через так называемый «Берингийский мост» — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива, исчезнувший более 12 тыс. лет назад. [1] [2] Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до н. э. и 12 тыс. лет до н.э и имела несколько независимых друг от друга волн. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.

До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.

«Краснокожие»

Термин «краснокожие», распространённый как обозначение индейцев в европейской массовой культуре, не имеет ничего общего с естественным цветом кожи индейцев (от белой до смуглой). Он происходит от обычая беотуков — племени о. Ньюфаундленд, первым вступившим в контакт с европейцами (в 11 в с викингами, затем в 16 в. с англичанами) — раскрашивать охрой как лицо, так и одежду. Беотуки полностью исчезли в 19 в.

Культура


В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и не имели письменности. Однако в 1826 вождь племени чероки — Секвойя (Джордж Гесс) создал слоговую азбуку чероки, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки. Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом. Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасавов — «мобиле». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы, которые служили им при необходимости как деньги.

Хозяйство индейцев диктовалось условиями климата и местности, где они проживали, а также уровнем их развития. Индейцы занимались охотой, собирательством, а осёдлые племена к тому же занимались земледелием. В северных районах индейцы охотились на морского зверя. С появлением европейцев на континенте у индейцев появились лошади и огнестрельное оружие, которые сделали охоту на бизонов более лёгкой и быстрой. Весьма распространенным продуктом питания являлся пеммикан, приготовлением которого занимались исключительно женщины.

Индейцы выращивали селькохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).

Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдаленных и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.

Языки

На индейских языках в википедии существуют:
3 статьи на языке Крик
14 статей на Шайенском языке
15 статей на Чоктавском языке
125 статей на языке Кри
206 статей на языке Чероки
227 статей на языке Навахо
302 статьи на языке Инуктитут
9559 статей на языке Кечуа

Индейские языки чрезвычайно раздроблены, количество известных языковых семей достигает 200. Из предлагавшихся лингвистами в различные годы макросемей индейских языков лишь немногие получили надёжную фактологическую поддержку (например, пенутийская гипотеза). Языки на-дене стоят особняком от других индейских языков по своей грамматике и фонетике, и в то же время обнаруживают сходство с енисейскими языками.

Искусство

В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика, Гватемала, Гондурас, Панама, Колумбия, Перу, Боливия, Ацтеки, Инки, Майя, Миштеки, Ольмекская культура, Сапотеки, Тольтеки).

Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.


Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев прерий Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.

Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейцев прерий на типи, бубнах, щитах, шкурах бизонов). Самобытное искусство индейцев в ряде стран (США, Канада, Уругвай, Аргентина и др.) практически угасло; в других странах (Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Эквадор и др.) оно стало основой народного искусства колониального периода и нового времени.


Вклад индейцев в мировую цивилизацию

Народы мира восприняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, бобовых, кабачков, и других культур.

Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод (включая регионы, где погодные условия нестабильны или земледелие затруднено, в том числе Камчатка и Гималаи), в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота.

Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка. Среди птиц, одомашненных индейцами — мускусная утка. Они приручали попугаев ара, использовали в качестве вьючных животных и для шерсти лам и альпак (ныне разводятся в первую очередь ради шерсти), а также разводили нескольких пород собак, некоторые из которых прекратили существование, тогда как другие продолжают культивироваться в разных странах.

Некоторые традиционные индейские культуры были вытеснены культурами Старого света, например, ангурия — огурцом.

Культурно-исторические области

К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей:

  1. Арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты).
  2. Северо-западное побережье Северной Америки — область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда, тлинкиты, вакаши, салиши и др.).
  3. В Калифорнии — область собирателей желудей, охотников и рыболовов.
  4. Север Канады и внутренняя часть Аляски — область расселения алгонкинских и атапаскских племен, основной источник существования которых — охота на оленя-карибу и рыболовство.
  5. В восточной части нынешней территории США жили племена оседлых земледельцев (восточные алгонкины, ирокезы, мускоги).
  6. После открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу-лакота, оседжи, манданы, арапахо, шайенны, пауни, каддо, вичита).
  7. Юго-запад Северной Америки (современные штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) — область развитого земледельческого хозяйства с применением искусственного орошения (пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла скотоводческая культура навахо, заимствовавших многое у соседних земледельческих племён.
  8. Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) и до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Древнее Перу); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андах — картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческиегорода-государства.
  9. В тропических частях Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье) обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же).
  10. Много общего с культурой индейцев североамериканских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, ставшие в XVII-XVIII веках конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола).
  11. На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Колонизация


Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады. Так, в 1830 году, согласно Закону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2 — 4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX в. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест-Индии, Уругвая, Аргентины). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно-бытовой уклад (в глухих районах бассейна р. Амазонка). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским (кечуа — в Перу, Боливии, Эквадоре, гуарани — в Парагвае, где он является вторым официальным языком).

 В выборке из 6300 уроженцев разных стран Латинской Америки самыми темнокожими оказались мексиканцы. На фото: мексиканка продаёт кукол ручной работы.

В выборке из 6300 уроженцев разных стран Латинской Америки самыми темнокожими оказались мексиканцы. На фото: мексиканка продаёт кукол ручной работы.

Мы снова говорим о популяциях, возникших в результате смешения представителей разных рас. Такие группы представляют большой интерес для генетиков, потому что генетическому разнообразию в них соответствует разнообразие внешних признаков, а это — возможность изучать вклад тех или иных генетических вариантов в человеческий фенотип.

В очередном исследовании анализу подверглись геномы более 6300 латиноамериканцев — жителей Бразилии, Колумбии, Чили, Мексики и Перу, для каждого из которых известны цвет кожи, волос и глаз, а также наличие сильной «индейской» примеси (среднестатистическое происхождение участника этой выборки на 48 % европейское, на 46 % — американское, и на 6 % — африканское).

Исследователей интересовало, какие гены управляют пигментацией этих людей. Известны уже сотни генов, влияющие на расцветку млекопитающих. Десятки таких генов выявлены и у человека (часто — благодаря нарушениям пигментации, связанным с мутациями в этих генах).

Ранее в нескольких исследованиях генетики показали, что европеоиды и монголоиды посветлели независимо друг от друга, благодаря разным мутациям (например, в генах OCA2 и MC1R). Поскольку коренные американцы родственны жителям Восточной Азии, следовало ожидать, что и генетика пигментации у них сходна.

Интересно, что при описании глаз исследователи использовали два варианта — по категориям (черные, коричневые, зелёные и т. д.) и количественные, по трём характеристикам: яркость, насыщенность и тон, которые определялись по цифровым фотографиям. Выявленные снипы показали более сильные ассоциации с количественными характеристиками глаз. Исследователи делают резонный вывод, что количественный подход эффективнее.

Несколько снипов обнаружены на участках 11 и 15 хромосом, включающих гены GRM5/TYR и OCA2/HERC2, уже известных своим влиянием на пигментацию у людей. Раньше два из этих снипов уже выявлялись при аналогичном исследовании африкано-европейской метисной популяции архипелага Кабо-Верде.

Всего исследователи обнаружили 18 снипов, многие из которых встречаются на разных континентах с сильно различающейся частотой. У латиноамериканцев частота промежуточная — это логично, учитывая смешанное происхождение этих людей.

Интересно, что для 15 из 18 снипов их продвинутые варианты (отличающиеся от предковых) ассоциируются со сниженной пигментацией.

Новый участок генома, ассоциированный с цветом кожи, находится на 10 хромосоме и содержит снипы на участке в 100 килобаз. Продвинутый вариант одного из снипов (rs11198112), в отличие от большинства других, связан с тёмной кожей и встречается с очень высокой частотой (более 50 %) у амазонских индейцев и у меланезийцев.

Для многих выявленных участков генома исследователи обнаружили признаки сильного естественного отбора — например, благодаря отбору продвинутые варианты MFSD12 распространились в Восточной Азии. Правда, сила отбора не слишком велика — видимо, это связано с тем, что внешний эффект от работы гена не слишком велик, по сравнению с другими известными генами пигментации, такими, как SLC45A2 или MC1R. Но в чём причина отбора?

Считается, что посветление кожи у людей происходило на территориях, где ниже уровень ультрафиолета. Чтобы проверить, верно ли это в данном случае, исследователи включили в анализ 64 человеческие популяции из разных точек мира. Частоты четырёх генетических вариантов показали хорошую корреляцию с интенсивностью солнечного излучения, в том числе — снип в MFSD12.

Учёные прикинули, что отбор на этот вариант гена начался около 11 тыс. лет назад. От себя добавлю: интересно, что вариант распространён и в Америке, и в Азии, хотя миграция предков индейцев в Америку произошла раньше (не менее 15 тыс. лет назад). Значит, либо отбор происходил независимо на двух материках, либо дату начала отбора надо сдвинуть в прошлое. Впрочем, 11 тыс. — это среднее, диапазон дат простирается до 35 тыс. лет.

Исследование подтвердило, что генетика пигментации у коренных американцев сходна с азиатской. Любопытно, что исследователям не удалось найти ни одного генетического варианта, специфического для Америки, несмотря на то, что благодаря протяжённости Нового Света с севера на юг древние американцы при миграциях попадали в условия с радикально различающимся климатом. Да, это известная загадка — почему в Америке не возникло такого разнообразия типов пигментации, как в старом свете (сравните норвега с каким-нибудь масаем, а потом посмотрите на индейца севера США и на индейца из Амазонской низменности). Авторы статьи перечисляют вероятные причины: возможно, заселявшие Новый Свет люди адаптировались к новым условиям в большей степени культурно, а не биологически. Возможно, тип адаптации был другой — например, не постоянная пигментация, а способность сильно загорать. Или просто дело в том, что 15 тыс. лет недостаточный срок для того, чтобы возникли и распространились новые генетические варианты.

В свете недавних научных данных последнее объяснение уже не кажется столь убедительным. Благодаря работе палеогенетиков мы знаем, что в Европе варианты генов, связанные со светлой кожей, распространились только в неолите, около 7—8 тыс. лет назад. Правда, по пигментации древних азиатов данных пока что недостаточно. Будем ждать результатов исследования останков доисторических жителей Азии и Америки.

Читайте также: