Почему у египтян пятно на лбу

Обновлено: 23.04.2024

Пигментация лба линейная

Синонимы: темная линия.

Определение. Дерматоз, характеризующийся своеобразной полосовидной пигментацией кожи лица.

Историческая справка. Данную патологию впервые описали в 1930 г. A. Andersen и Т. В. Wernoe, а в 1932 г. независимо от них Н. R. Haxthausen.

Этиология и патогенез. Может являться первым клиническим симптомом тяжелых заболеваний ЦНС и нервно-эндокринных нарушений (опухоли мозга, сирингомиелия, нейросифилис, болезнь Паркинсона, постэнцефалитный паркинсонизм и другие).

Возраст и пол. Встречается дерматоз чаще у женщин, реже у девушек, крайне редко у мужчин.

Клиника. Проявляется полосовидной пигментацией кожи лба, доходящей до висков, иногда захватывающей кожу щек и симметрично спускающейся на боковые поверхности шеи. Часто бывают как бы прерванные, мелкие пигментные пятна. Между гиперпигментированной линией и волосистой частью головы остается полоса нормальной кожи.
Ширина полос редко превышает 1 см, реже достигает 2 см. Иногда дерматоз сочетается с веснушками.

Гистология. Выявляется повышенное отложение меланина в базальных клетках эпидермиса и сосочковом слое дермы.
Дифференцируют с хлоазмой, пеллагрой, болезнями Кушинга и Аддисона, гемохроматозом, поздней кожной порфирией.

Течение и прогноз. Пигментация держится многие годы, иногда разрешается спонтанно.

Лечение. Необходимо обследование больного для выявления и лечения основного заболевания. Наружно можно использовать различные отбеливающие составы (10—20% мазь с пергидролем, 5% белая ртутная мазь и другие) и светозащитные средства.

Линейная пигментация лба

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Все, кто путешествовали по странам ислама, в особенности по арабским государствам, не могли не заметить значительное число мужчин с пятнами на лбу. У большинства пятнышко едва заметное, у некоторых - прямо настоящая рана, иногда с коростой от запекшейся крови. Лично я всегда считал, что это мозоль от молитв, ведь хороший мусульманин должен пять раз в день делать намаз, опускаясь на колени и затем поклоняясь Аллаху, касаясь при этом пола. Умножим 5 на 365 и получаем 1825, умножим это на, скажем, 75 лет и имеем 136 865 ударов лбом об пол. Логично предположить, что от такого количества ударов у вас на лбу возникнет не только мозоль, но дай бог если не сотрясение мозга. Например, профессиональные боксеры, на протяжении спортивной карьеры многократно получают удары в голову - тоже имеют специфические внешние признаки. С другой стороны, заметьте, что у мусульман Средней Азии и северного Кавказа мозолей на лбу нет. Нет их и у иранцев, нет у турок. Как нет их и у российских татар и башкир. Я решил разобраться, в чем дело и узнал поразительную вещь -


Прежде всего, данное явление носит название "забиба" (prayer bump) и многократно описано в литературе. Подробно можете почитать в Википедии.

Несколько лет назад я общался с муфтием крупнейшей ташкенской мечети и он мне рассказал, что мозоль - безусловно признак истинной веры, но с другой стороны это и признак. глупости. Да, пояснил узбекский богослов, наша вера (ислам) вовсе не требует разбивать лоб об пол, поскольку вера она в душе и сердце человека. По его версии, узбеки или те же иранцы - куда более древняя и культурная нация с богатыми традициями, чем кочевники-арабы где-то в Египте, или даже в Саудовской Аравии.

Кстати, про Египет. Неделю назад как вернулся оттуда и будучи в Каире общался с коптами-христианами. Они мне рассказали, что чем ниже культурный и образовательный уровень человека, тем усерднее он бьется головой об пол и чем более обширная мозоль на его лбу - тем более он уважаем в среде себе подобных. А как же президент Сиси, на чьем лбу красуется мозоль, но разве же он безграмотный человек? Нет! Но среди египтян очень много людей реально безграмотных и недалеких, для которых пятно на лбу это необходимая идентификация "свой - чужой". Вообще говоря, образованные египтяне убеждены, что Сиси достаточно светский человек, вынужденный соблюдать статус-кво, а мозоль на лбу это грим -


А простые люди - они да, не просто разбивают лбы, но и считают разбитый лоб большой честью -


Бывший президент Ирана Ахмадинеджад тоже имеет метку на лбу -


У лидера Хамаса в Секторе Газа уже не просто мозоль, а нарыв -


У большинства международных террористов от радикального ислама практически без исключения будет мозоль на лбу -


Но есть и еще одна версия общирных пятен на лбу верующих мусульман.

Пятно на лбу - признак кожной болезни

Те, кто бывали на хадже в Мекке не дадут мне соврать - там есть список гигиенических рекомендаций верующим. Один из пунктов гласит, что НЕ следует при молитве касаться лбом пола мечети. Дело в том, что во время Хаджа там проходят миллионы самых разных людей. Проходят босиком: афганцы, нигерийцы, бангладешцы. У многих на ногах и ногтях ног кожные грибки, порой весьма заразные. Вы же по сути касаетесь лицом коврового покрытия, где просто зоопарк разного рода инфекций. Нередко, вдобавок к уже имеющейся мозоли, верующий человек заполучает грибок на лбу, возвращается домой и не понимает что происходит: лоб чешется, зона покраснения разрастается. Он беспрерывно чешет лоб, от чего покраснение превращается в рану.

В Каире я как-то общался со знакомым египтянином, медиком по образованию и практикующим дерматологом. Мы шли по улице и он мог сходу сказать, что ". тот мужчина с черных брюках имеет грибок на лбу и скорее всего даже не знает об этом". Он пояснил, что людей с грибком на лбу от молитв не так много, ну, максимум пара процентов населения, но они есть и встречаются. Он старается избегать пожимать им руку, поскольку те чешут лоб ногтями и нередко грибок может быть еще и на руках.

Очень важно для врачей-дерматологов уметь распознавать кожные изменения, связанные с выполнением религиозных обрядов. На поклонников христианства и ислама в совокупности приходится более половины мирового населения. Анатомическое расположение кожных поражений, связанных с трением при выполнении молитв зависит от религиозной практики. При этом возможны аллергические контактные дерматиты от продуктов и веществ, часто используемых в религиозном поклонении, что также зависит от вида религии. Некоторые религиозные практики могут вызывать кожные инфекции. На теле верующих могут иметься соответствующие татуировки. На теле у верующих, как следствие выполнения религиозных ритуалов могут наблюдаться крапивница, феномен Кёбнера, лейкодерма.

У мусульман наиболее распространенным проявлением является гиперпигментация лба. Кожные изменения локализуются в части лба, касающейся во время молитвы ковра. Пятна, как правило, локализуются на верхней центральной части лба ближе к линии роста волос и/или над медиальными концами бровей. Иногда в этой области могут присутствовать 3 или 4 очага с вовлечением носа.

В Саудовской Аравии, где преобладает ислам суннитского толка, мусульмане молятся 5 раз в день. При этом мозоли наблюдаются на трущихся во время молитвы участках кожи. Чаще это мозоли на одном или обоих коленях и лодыжках. Со временем они могут трансформироваться в узлы. В арабском языке эти мозоли называются zabiba.

У последователей Шиитского ислама, который преобладает в Иране, могут наблюдаться мелкие узелки на лбу, вызванные во время ежедневной молитвы трением лба о ровную поверхность молитвенного камня, называемого mohr. Узелки, как правило, бессимптомные, но у некоторых отмечается небольшая болезненность при давлении на них. Изъязвление узелков наблюдается редко.

Локализованная алопеция может возникнуть на лбу у лиц с низкой или выступающей линией роста волос. Гиперпигментация костяшек пальцев может быть у лиц, которые используют при вставании после молитвы кисти, закрытые в кулаки. Гиперпигментация в виде изолированных пятен или полос на коже была описана у еврейских мужчин в связи с практикой чтения Писания, которое включает в себя движения в виде раскачиваний, известные как daven, что вызывает трение кожи в области костных выступов грудных и поясничных позвонков. Аллергический контактный дерматит наблюдается у некоторых иудеев из-за воздействия разнообразных агентов во время религиозных практик, например таких, как бихромат калия, который используется в изготовлении тфилин - коробочки, содержащей Писание, которая закрепляется на лбу ремешками, а во время молитвы привязывается к левой руке. Дерматит при этом отмечается в некоторых или во всех местах соприкосновения, в т. ч. на лбу, волосистой части головы, шее, левом запястье и туловище.

Обычно православные, еврейские и мусульманские женщины используют закрытую одежду, которая предрасполагает их к дефициту витамина D, но также защищает их от развития меланомы. Описаны случаи генитальной герпетической инфекции у новорожденных, связанные с древней практикой отсасывания крови из раны до остановки кровотечения после обрезания, выполняемой человеком, производящим обряд обрезания. В индуизме используют оберегающие знаки, как правило, размещаемые на лбу или других участках тела. Наиболее часто используемые иудеями сандаловая паста, а также порошки вибхути и кумкум из святой золы с сушенным коровьим навозом шелухой риса и топленого масла могут вызывать аллергический контактный дерматит. Оба порошка вызывают дерматит на местах нанесения - на лбу, а также на шее и руках. Сандаловый дерматит, как правило, локализуется в центре лба, как круговая или вертикальная отметка или часто в центре левой ладони, которая используется для смешивания порошка сандалового дерева с водой, чтобы сделать пасту, в то время как контактный дерматит от вибхути, как правило, представлен в виде широкой горизонтальной полосы на лбу, потому что порошок наносится с середины 3-го пальца. Описаны контактные дерматиты, вызванные бисером колье, изготовленного из ствола растения Ocimum sanctum (святой базилик) и семян вечнозеленого дерева Elaeocarpus ganitrus. У людей, медитирующих в течение долгих часов, сидя в кресле, скрестив ноги, могут возникать мозоли ниже латеральной лодыжки правой стопы.

Передают со слов Ну‘ейма ибн ‘Абдуллаха, что однажды он увидел, как Абу Хурейра совершал омовение. Он умыл лицо и помыл руки чуть ли не до плеч. Затем он помыл ноги и часть голени, а затем сообщил, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения мои последователи придут со светлыми пятнами на лбу и светлыми кольцами на руках и ногах, [сияющими] от следов омовения. Если кто-либо из вас может увеличить это сияние, пусть сделает это». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

КОММЕНТАРИЙ

Арабское слово “гурра” означает “белое пятно на лбу лошади”. Другое арабское слово “тахджил” означает “белые кольца на копытах лошадей”. Из этого хадиса следует, что в День воскресения лица, руки и ноги мусульман будут светиться благодаря тому, что они совершали омовение. А увеличить это сияние можно благодаря мытью передней части головы, рук выше локтей и ног выше щиколоток. Мусульманские богословы по-разному относились к предписанию мыть руки выше локтей и ноги выше щиколоток. Некоторые богословы считали, что мыть руки выше локтей и ноги выше щиколоток не следует, потому что один из рассказчиков хадиса Ну‘ейм ибн ‘Абдуллах сказал: «Я не помню, принадлежат ли слова “Если кто-либо из вас может увеличить свое светлое пятно, пусть сделает это” Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, или Абу Хурейре». Об этом говорится в версии Ахмада, рассказанной Фулейхом ибн Сулейманом со слов Ну‘ейма ибн ‘Абдуллаха. Однако в версии аль-Бухари и Муслима, рассказанной Са‘идом ибн Абу Хилялем со слов Ну‘ейма ибн ‘Абдуллаха, такой оговорки нет. Остается неизвестным, услышал ли Са‘ид ибн Абу Хиляль этот хадис от Ну‘ейма ибн ‘Абдуллаха до того, как последний запутался. Ибн аль-Кайим писал: «Эти слова являются интерполяцией и принадлежат Абу Хурейре, о чем говорили многие знатоки хадисов. Шейх-уль-ислам считал, что эти слова не могут принадлежать Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что “гурра” не бывает на руках, а бывает только на лице, сияние которого невозможно увеличить, поскольку передняя часть головы уже не называется таким образом». См. “Ирва аль-Галиль”, т. 1, стр. 132-133.

Но большинство богословов считало, что мыть руки выше локтей и ноги выше щиколоток желательно. Имам ан-Навави писал, что арабское слово “гурра” означает “белая звездочка на лбу лошади”, а слово “тахджиль” означает “белые кольца но ногах лошади”. Имам аш-Шаукани писал, что эти слова означают “передняя часть головы, которая граничит с лицом” и “мытье предплечья вместе с плечом, а также стопы вместе с голенью” соответственно. А поскольку именно этими качествами будут отличаться мусульмане от всех остальных людей в день воскресения, то мытье рук выше локтей и ног выше щиколоток является желательным. Помимо Абу Хурейры таким образом также поступал ‘Абдуллах ибн ‘Умар. Ибн Абу Шейба передал хороший хадис со слов Нафи‘а, в котором сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар при омовении мыл руки чуть ли не до подмышек. Похожий хадис передал Абу ‘Убейд с еще более достоверной цепочкой рассказчиков. В хадисе, рассказанном со слов Абу Зур‘ы, говорится, что однажды Абу Хурейра попросил принести ему воды для омовения. Затем он совершил омовение и помыл руки выше локтей и ноги выше щиколоток. Когда же его спросили, зачем он поступает так, он ответил: «Досюда должна доходить одежда». Этот хадис передал Ахмад, причем цепочка его рассказчиков является достоверной в соответствие с требованиями аль-Бухари и Муслима. Богословы, которые опирались на эти хадисы, высказывали разные мнения по поводу границ омовения. Одни считали, что определенной границы нет. Другие считали, что желательно мыть руки до середины плечевой кости, а ноги – до середины голени. Третьи считали, что желательно мыть руки до подмышек, а ноги – до коленей. Ан-Навави писал, что ни одно из этих мнений не противоречит хадисам. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 1, стр. 145-147.

Красная точка на лбу – яркий атрибут индийской культуры и одна из визитных карточек Индии. Этот знак – спиритуальный (то есть религиозный) символ, который называется бинди. В Европе и США он распространился вместе с интересом хиппи к Индии и постепенно утратил в массовом сознании религиозное значение, превратившись в модный экзотический атрибут. Когда-то знак бинди многое мог рассказать о женщине, носившей его, причем в разные времена актуализировались разные значения символа. Сегодня только некоторые индусы, строго придерживающиеся религиозных традиций, действительно придают значение бинди. В других же странах символ стал просто частью макияжа.


Что такое бинди?

Бинди в переводе с языка хинди означает «капля» или «точка». В индуистской культуре символ считается «знаком правды» и является одной из разновидностей тилаки – священных знаков. Рисуется знак на лбу между бровей в том месте, где, согласно индуизму, находится третий глаз. Традиционно символ наносится при помощи специального порошка красного цвета – синдура, который получают из киновари или свинцового сурика (минеральные пигменты).

Бинди – традиционный «атрибут» женщины, причем именно замужней. Также замужняя индуска должна покрывать синдуром и пробор в волосах. Впервые нанесение этого порошка происходит во время свадебной церемонии и называется «синдурадана»: в присутствии гостей жених «красит» голову невесты синдуром и произносит слова благословения.

Доподлинно неизвестно, откуда берет начало эта традиция, но существует мифологическое объяснение бинди. В культуре индуизма красный цвет является символом власти и силы, а порошок синдур олицетворяет покровительство двух индийских богинь – Сати и Парвати. Сати представляет собой эталон любящей замужней женщины, а Парвати дарит счастье и благословение всем женщинам, носящим на своей голове синдур.

Какие еще бывают тилаки?

В индуизме тилака, или тилак, – священный знак, который последователи этой религии наносят на лицо и другие части тела глиной, пеплом, сандаловой пастой или другими веществами в зависимости от самого знака. Видов тилаки множество, их значения могут отличаться в разных направлениях индуизма, а сами символы помогают распознать последователей той или иной религиозной традиции.

Также некоторые тилаки могут наноситься в особых случаях, например при победе в войне, приеме важных гостей или коронации. Так, в двух последних случаях используется так называемая раджа-тилака, которая представляет собой красную вертикальную линию на лбу.


Что может означать бинди?

Помимо главного – признак замужества женщины – в разные времена знак бинди мог обладать разными значениями. Так, в соответствии с тантрическими учениями, бинди символизирует скрытую мудрость, поскольку на этой области лба расположен «глаз» Шивы, известный как «третий глаз».

По другой версии, бинди помогает сохранить энергию и накопить мудрость, которые вырабатываются во время мыслительных процессов и переходят от позвоночника к голове через шестую чакру Аджна, которая тоже находится в центре лба. Также считается, что такой знак защищает женщину от злых духов и дурного глаза. Еще одно значение бинди – принадлежность к той или иной касте. Когда-то это можно было понять по цвету символа. Так, женщины из касты кшатриев рисовали на лбу точки черного цвета, а из касты брахманов – красные.

Иногда можно встретить женщину с бинди желтого цвета. Такой знак может иметь два значения: либо обладательница бинди овдовела, либо ее семья пребывает в трауре. Также цветная точка может встречаться и у детей, однако в этом случае она черного цвета и означает защиту от дурного глаза.

Сегодня знак бинди практически полностью утратил свое религиозное значение и широко известен как экзотический «аксессуар». Разноцветные точки в центре лба можно увидеть не только на замужних индусках, но и на европейских женщинах, а цвет знаков может быть любым. Помимо традиционного синдура сегодня для бинди используют хну, блестки, декоративные камни, стразы и даже наклейки.

Читайте также: