Почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими

Обновлено: 01.05.2024

Эти задания направлены на оценку компетенций, характеризующих ЕНГ, и основываются на реальных жизненных ситуациях.

1.Из каких умений состоят эти компетенции? 2. Как эти умения оцениваются? Приведены примеры заданий разного уровня

ВложениеРазмер
razvitie_funktsionalnoy_estestvennonauchnoy_gramotnosti_uchashchihsya_v_ramkah.pptx 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» Сысоева Н.И. Учитель биологии и химии МБОУ « Повалихинская сош » 2022год

Естественнонаучная грамотность согласно PISA – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание основных особенностей естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Требования к заданиям по формированию и оцениванию естественнонаучной грамотности Эти задания направлены на оценку компетенций, характеризующих ЕНГ, и основываются на реальных жизненных ситуациях. 1.Из каких умений состоят эти компетенции? 2. Как эти умения оцениваются?

Классификация категорий Задания, как правило, основаны на проблемном материале, включающем текст, графики, таблицы и связанные с ними вопросы. В свою очередь, каждый из вопросов в составе этих заданий классифицируется по следующим категориям: • компетенция, на оценивание которой направлен вопрос; • тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в вопросе; • контекст; • познавательный уровень (или степень трудности) вопроса.

компетенции Три основные компетенции, характеризующие естественнонаучную грамотность • Объяснение или описание естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний, а также прогнозирование изменений. • Понимание особенностей естественнонаучного исследования. • Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ И ТИПЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Содержательное знание – знание научного содержания, относящегося к физическим системам (физика и химия), живым системам (биология) и наукам о Земле и Вселенной (география, геология, астрономия). 2. Процедурное знание – знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а также стандартных исследовательских процедур

КОНТЕКСТЫ Контекст – тематическая область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация. Контексты в PISA: здоровье; природные ресурсы; окружающая среда; опасности и риски; связь науки и технологий. При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней: личностном (связанном с самим учащимся, его семьей, друзьями), местном/национальном или глобальном (в котором рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира).

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ - Низкий. Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице. - Средний. Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков. - Высокий. Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.

Инструкция по выполнению тестовых заданий. 1.Задание с простым множественным выбором. Такие задания предполагают: - выбор одного ответа из четырёх вариантов - выбор «горячей точки», т.е. ответа который является элементом выбора в рисунке или тексте 2. Задание со сложным множественным выбором: - ответы на серию вопросов «да/нет», которые представляют отдельные задания - выбор более одного ответа из предложенных - заполнение пробелов в предложенных вариантах - упорядочение, или распределение по категориям 3. Задание с полным свободно-формулируемым ответом: - письменный ответ - построение чертежа

При выполнении заданий внимательно читай текст. Содержание текста поможет тебе ответить на вопросы. Обрати внимание на то, что для выполнения некоторых заданий потребуется не только знание биологии, но и других предметов ( химия,экология , астрономия, математика , физика, география).

Задание 1.1 тест (выбери 1 правильный ответ) 1. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находится: А) меланин В) рецепторы С) сальные железы Д) эпидермис 2. Сальные железы: А) охлаждают поверхность тела В) выделяют смазку – кожное сало С) уничтожают бактерии Д) частично выполняют функцию почек. 3. У взрослого человека за сутки выделяется пота: А) 70л В) 7л С) 700мл Д) 70мл 4. Какую форму имеет потовая железа? А) трубочка В) шар С) звезда Д) квадрат

5. Волосы и ногти – производные: А) рогового слоя эпидермиса В) дермы С) подкожной жировой клетчатки Д) ороговевшего слоя эпидермиса 6. Что влияет на скорость испарения пота? А) повышенная влажность В) повышение температуры воздуха С) увеличение ветра Д)уменьшение освещенности Задание 1.2 Закончите предложение: различие в интенсивности загара у двух людей, проводящих на солнце одинаковое время, заключается в содержании А) кератина В) меланина С) витамина Д Д) нервных окончаний

Задание 1.3 Установите соответствие: Жировые клетки Роговой слой Сальные железы Эпидермис Дерма Подкожная жировая клетчатка Задание 1.4 1. Рассмотреть под лупой тыльную поверхность руки, она разделена, на узлах которых находятся поры, стержни волос. Поры ведут в волосяные луковицы, куда впадают протоки сальных желез . Вопрос: Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими?

2 . Рассмотрите под лупой кожу ладони . Вопрос: Почему при волнении ладонной поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет? Обратите внимание на узоры и подушечки пальцев, они индивидуальны для каждого человека . Вопрос: объясните почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев?

Задание 1.5 запишите цифры, которые соответствуют I и II вариантам I вариант – Почки. II вариант – Кожа. 1. Состоит из 3х слоёв. 2. Орган мочевыделительной системы. 3. Синтез витамина Д. 4. Содержится пигмент меланин. 4 . Содержится пигмент меланин. 5. Синтезируется аммиак. 6. В состоянии покоя за сутки в среднем выделяется 500 см жидкости. 7. В сутки в среднем выделяется 1,5 л. жидкости. 8. Играет роль терморегуляции

Выберите все цифры, которые обозначают камеры сердца и сосуды, содержащие артериальную кровь. Запишите в ответе цифры, расположив их в порядке возрастания При пересадке органов и тканей человека врачи в первую очередь учитывают совместимость тканей донора и больного. Какой из вариантов переливания недопустим в медицинской практике? 1) донор с I, а реципиент с IV 2) донор с Rh +, а реципиент с Rh – 3) донор с III, а реципиент с IV 4) донор с Rh –, а реципиент с Rh + Ответ: .

Выберите три верных ответа. Как вам необходимо поступить в случае артериального кровотечения на предплечье ? 1.наложить на рану давящую повязку 2.обмотать конечность тканью выше места ранения 3.наложить жгут выше места ранения 4.наложить жгут ниже места ранения 5.прикрыть рану лейкопластырем 6.прикрепить к жгуту записку с указанием времени наложения 1.Традиционно кровь для анализа на сахар берут из пальца руки. Оказалось, что если взять кровь у того же самого человека из пальца ноги, то результат анализа окажется таким же. Приведите одно из возможных объяснений схожести результата . Ответ:

В процедурном кабинете поликлиники у одного из пациентов в 8.00 был сделан анализ крови натощак, показавший уровень глюкозы в крови 5,5 ммоль /л. Каким, вероятнее всего, будет показатель сахара, если подобную процедуру повторить в этот же день через 2 часа по- прежнему натощак? 1. 5,0 ммоль /л 2. 5,5 ммоль /л 3. 6,0 ммоль /л 4. 6,5 ммоль /л

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения Международного исследования PISA

Тест PISA – это тест, выявляющий жизненность образовательных результатов по отношению к запросам времени и ожиданиям заказчиков. Особый интерес на этапе окончания обязательного образования предст.

Развитие и оценка функциональной грамотности школьников на основе международных исследований PISA, PIRLS.

Развитие и оценка функциональной грамотности школьников на основе международных исследований PISA, PIRLS.

Компетентностный подход в образовании и результаты школьников в Международном исследовании PISA.

Выступление по материалам Центра оценки качества образования института содержания и методов обучения Российской Академии образования.

Компетентностный подход в образовании и результаты школьников в Международном исследовании PISA.

По материалам Центра оценки качества образования института содержания и методов обучения Российской Академии образования.

Статья "Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA "

одной из задач модернизации образования является формирование функциональной грамотности.

Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и во.


Подготовка к международному исследованию PISA. Диагностическая работа (5 класс)

Подготовка к международному исследованию PISA. Диагностическая работа (5 класс).

Кожа защищает внутренние органы и ткани от перегрева и механических повреждений, препятствует проникновению в организм бактерий и потере воды. Это защитная функция.

Сальные железы, расположенные на коже, выделяют секрет, который смягчает кожный покров, смазывает волосы. Через поры с потом удаляется большое количество вредных веществ и бактерий. В этом заключается выделительная функция кожи.

Через потовые железы на коже поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Это дыхательная функция.

2. Почему образуется загар?

Загар – это изменение (потемнение) цвета кожи в результате накопления в нижних слоях меланина – специфического пигмента под воздействием ультрафиолетовых лучей. Развивается постепенно после повторных облучений умеренной интенсивности.

3. Какова роль кожи в обменных процессах и теплорегуляции?

Участвуя в обменных процессах, кожа выполняет дыхательную, запасающую и выделительную функции. Через кожу происходит газообмен, выделяется углекислый газ, а поглощается кислород. Через кожу происходит и отдача лишнего тепла. Усиливается процесс теплоотдачи потоотделением в результате рефлекторного изменения просвета кровеносных сосудов вследствие реакции на изменение температуры окружающей среды.

4. В чём проявляется рецепторная функция кожи?

На поверхности кожи расположено множество рецепторов, которые реагируют на прикосновения, давление, тепло и холод, боль и т.д. Благодаря этим рецепторам человек может определять форму и плотность предметов, их размеры и температуру.

5. У человека участие кожи в дыхании невелико. Вспомните, у каких организмов на кожное дыхание приходится основная доля общего газообмена.

На кожное дыхание приходится основная доля общего газообмена у земноводных и пресмыкающихся.

Стр. 255

1. Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки. Она как бы разделена на ромбики и треугольники, на углах которых находятся поры, из них выходят стержни волос. Поры ведут в волосяные фолликулы, куда впадают протоки сальных желёз. Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими (это лучше заметно при большом увеличении).

Ромбики и треугольники на коже тыльной поверхности руки кажутся блестящими, так как сальные железы на них выделяют кожный жир.

2. Рассмотрите под лупой кожу ладонной поверхности кисти. Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желёз. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?

Потение тыльной поверхности кисти – это особенность организма, которая досталась современному человеку от его далеких предков – приматов. Для них это было важно, так как влажными ладонями легче было держать палку или удерживаться за ветки деревьев, преодолевая разные расстояния. Сегодня в этом нет необходимости. Стимулируется потоотделение на ладонных поверхностях благодаря симпатической нервной системе, которая отвечает за реакции на стресс и страх, испуг и волнение.

3. Обратите внимание на узоры подушечек пальцев. Они индивидуальны для каждого человека и потому используются в криминалистике. Как вы считаете, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев?

Потому что на подушечках пальцев в углублениях между капиллярными линиями имеются осязательные рецепторы.

4. Расскажите о строении кожи. Как вы думаете, везде ли толщина кожи одинакова? Если нет, то почему? Объясните свою точку зрения.

Состоит кожа из трех слоев. Первый слой – эпидермис. Он объединяет пять слоев клеток, содержит пигмент меланин. Второй слой – дерма. Состоит из сетчатого и сосочкового слоя и содержит большое количество нервных окончаний, кровеносных и лимфатических сосудов, различных желёз и волосяных мешочков. Третий слой – подкожно-жировая клетчатка. Это индивидуально выраженный слой кожи, который необходимо для дополнительной защиты внутренних органов и терморегуляции.

Я думаю, что толщина кожи везде не одинакова, ведь это зависит от того, насколько развита ее подкожно-жировая клетчатка. Например, в области лопаток или около крупных кровеносных сосудов она будет толще. А вот на ладонях толщина подкожно-жировой клетчатки минимальна. Соответственно, и толщина кожи будет меньше.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 383 человека из 67 регионов


Курс повышения квалификации

Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок на тему : « Строение и функции кожи».


Подготовила учитель биологии:
Бондарева Алла Валентиновна
Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №119 города Донецка»

– Этот орган является показателем здоровья и
состояния внутренних органов.
- Этот орган в подростковом возрасте
важно содержать в чистоте.
- Это самый тяжёлый
орган человеческого тела.
Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет,
от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.
о каком органе идёт речь?

Работа в парах
Оборудование :
лупа

Задание для 1 группы
Рассмотрите под лупой кожу ладоней поверхности кисти. Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желез.

Почему при волнении ладонные поверхности оказываются влажными, а тыльные нет?

Задание для 2 группы
Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки. Она как бы разделена на ромбики и треугольники, на уголках которых находятся поры, из них выходят стержни волос. Поры ведут в волосяные фолликулы, куда впадают протоки сальных желез.
Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими.

Задание для 3 группы
Обратите внимание на узоры подушечек пальцев. Они индивидуальны для каждого человека и поэтому используются в криминалистике. Под эпидермисом, в углублениях между бороздками особенно много осязательных рецепторов.

Объясните, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев?

Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните: почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека?

Бороздки на подушечках пальцев - папиллярные узоры- являются индивидуальными для каждого человека. Эта особенность кожи используется в криминалистике для определения личности человека. Метод определения отпечатков пальцев называется дактилоскопия.

образован многослойным эпителием.
верхний слой – роговой, состоит из мертвых клеток.
нижний – из живых клеток, способных к делению.

Живые клетки
Мертвые клетки
Наружный слой- эпидермис

1% людей из 10000 не имеют клеток меланоцитов, такое заболевание называется – альбинизмом.

образована соединительной тканью.

В ней расположены
рецепторы,
сальные железы,
потовые железы,
кровеносные и
лимфатические
сосуды,
волосяные
фолликулы.

Средний слой –собственно кожа или дерма

Производные кожи: сальные и потовые железы

В коже много рецепторов, воспринимающих тепло, холод, прикосновение, давление, боль.

Прикосновение и вибрацию.
Деформацию волоса.
Тепло.
Холод.
Прикосновение и перемещение предмета.
Боль.
Рецепторы кожи реагируют на:
Рецепторная функция кожи

- роговое производное кожи. На голове у человека в среднем от 80 до 200 тысяч волос. Количество зависит от цвета волос : у рыжих их меньше всего (около 80 тыс.); у черноволосых – 100 тыс. Больше всего волос у блондинов – около 140 тыс., но они тоньше. Волосы растут с разной скоростью, примерно 1 см в месяц. Несколько лет подряд волос растет, после чего фолликул «отдыхает» 2-3 месяца. После «отдыха» старый волос выпадает, и начинается новый цикл. Каждый день у нас выпадает 50-100 волосков, это количество считается нормой. Важно правильно определить тип, к которому относятся ваши волосы и кожа головы, и применять соответствующие средства для ухода за волосами, чтобы сохранить их здоровыми. Существует специальная наука, изучающая волосы – трихология.

У рыжих волосы самые густые, но их меньше, чем у брюнетов. Больше всего волос у блондинов _ приблизительно 150 000. Волосы у чернокожих самые крупные из всех, могут быть в 3 раза толще, чем светлые.

Строение ногтя
(Роговые производные кожи)


Эпидермис
Дерма
Подкожная
жировая
клетчатка
(гиподерма)

Подкожная жировая клетчатка.

Выполняет функцию изолирующего слоя, препятствующего охлаждению тела.

Амортизатор при ушибах.

Функции кожи
- защитная (барьерная);
- терморегуляторная;
- участие в водно-солевом обмене;
- депонирование крови;
- эндокринная и метаболическая;
- рецепторная;
- участие в дыхании.

Защитная – кожа защищает организм от вредных воздействий, неповрежденная кожа препятствует проникновению микробов и ядовитых веществ внутрь организма. Пигмент меланин защищает от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей.
Дыхательная – через кожу в организм поступает кислород и выделяется углекислый газ. Кожа проницаема и для других газов. Усиленная жировая смазка на поверхности эпидермиса снижает дыхание через кожу.
Выделительная – за сутки кожей выделяется 0,5 – 0,6 литров воды, кроме того выделяются различные соли, молочная кислота и продукты азотистого обмена.
Терморегуляционная - 80-82% всех теплопотерь организма происходит через кожу за счет испарения, теплоизлучения. Организм может увеличить или снизить теплоотдачу. Для повышения теплоотдачи расширяются сосуды кожи. Для уменьшения теплоотдачи суживаются сосуды.

Рецепторная – кожа обладает тактильной, болевой и температурной чувствительностью. Считается, что тактильная чувствительность воспринимается осязательными тельцами, давление – пластинчатыми, ощущение тепла – тельцами Руффини, холода – колбами Краузе, боль – свободными нервными окончаниями в эпидермисе и дерме.

Обменная – это особо важная функция кожи – способность накапливать и удерживать различные вещества, а при необходимости использовать их в общих обменных процессах. Например, кожа является депо для воды, крови, углеводов (40-50% от уровня их в крови) 1% от массы кожи составляют минеральные вещества – натрий, хлор, калий, фосфор, цинк, медь, железо, кобальт, сера. Имеется запас жира, белков, ферментов и витаминов А, С. В коже происходит синтез витамина Д.

Иммунная – клетки эпидермиса, базальная мембрана играют важную роль в изменении общих иммунных реакций в организме.


§ 39. Покровы тела. Строение и функции кожи

1. В чём состоит барьерная функция кожи?

2. Какие ткани определяют функцию эпидермиса, дермы и гиподермы?

3. Какое строение имеют волосы и ногти?

4. В осуществлении каких функций организма участвует кожа?

Наружные покровы тела человека — это кожа и её производные (волосы и ногти), а также слизистые оболочки, которые выстилают внутренние полости (например, эпителий дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта).

Клетки внутренних органов находятся в жидкой среде, через которую они получают питательные вещества и кислород и в которую отдают продукты своей жизнедеятельности. Покровные ткани служат границей, отделяющей внутреннюю среду организма от внешней среды.

Строение и функции кожи. В коже человека выделяют три слоя: наружный — эпидермис, средний — дерму (собственно кожу), внутренний — гиподерму (подкожную клетчатку) (рис. 106).


Рис. 106. Кожа: 1 — ороговевший эпидермис; 2 — живые клетки эпидермиса; 3 — собственно кожа (дерма); 4 — подкожная жировая клетчатка (микрофотография)

Эпидермис образован многослойным эпителием. Клетки его внутреннего слоя активно делятся, а клетки слоёв, оттесняемых наружу, стареют, становясь всё более плоскими и ороговевшими, а затем отмирают и слущиваются. Получается, что во внешнюю среду обращён слой мёртвых клеток, выполняющих защитную функцию, а во внутреннюю — живых, активно размножающихся. Клетки нижних слоёв эпидермиса содержат пигмент, от которого зависит цвет кожи. Пигмент задерживает избыточное ультрафиолетовое излучение, защищая от него организм. Под влиянием солнечного света количество пигмента в коже увеличивается — кожа приобретает загар.

Дерма (собственно кожа) образована соединительной тканью, содержащей множество упругих волокон, которые придают ей эластичность — способность растягиваться и возвращаться в прежнее состояние. В этом слое кожи находятся рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные фолликулы, кровеносные и лимфатические сосуды (рис. 107).


Рис. 107. Строение кожи: I — эпидермис; II — собственно кожа (дерма); III — подкожная клетчатка (гиподерма); 1 — жировая ткань; 2 и 8 — рецепторы кожи; 3 — потовая железа; 4 — мышца, поднимающая волос; 5 — выходные отверстия потовых желёз; 6 — стержни волос; 7 — сальные железы; 9 — корень волоса, волосяная луковица; 10 — волосяной фолликул; 11 — волосяной сосочек

Рецепторы кожи воспринимают прикосновение, боль, температуру. Сальные железы выделяют секрет, который смазывает эпидермис и волосы, смягчая их. Потовые железы выделяют на поверхность кожи пот — жидкость, в которой содержится некоторое количество поваренной соли, мочевины и других веществ, придающих поту солёный вкус и специфический запах. Испаряясь, пот охлаждает тело.

Во ло сы и ногти — кожные роговые образования. Корни волос — волосяные луковицы — находятся в волосяных фолликулах (волосяных сумках) (рис. 108). Клетки волосяных луковиц непрерывно размножаются, что обеспечивает рост волос. Снизу в волосяную луковицу входит волосяной сосочек, содержащий кровеносные сосуды и нервные окончания. К волосяному фолликулу прикрепляется косо расположенное мышечное волокно. Его сокращение увеличивает угол наклона волоса по отношению к поверхности кожи. При понижении температуры окружающей среды происходит рефлекторное сокращение этих мышц, и на поверхности кожи появляются бугорки («гусиная кожа»). Аналогичное явление наблюдается при испуге: волосы «встают дыбом».


Рис. 108. Корень волоса (микрофотография)

Плотная соединительная ткань дермы служит опорой не только для волос, но и для ногтей. Ногтевое ложе находится на конечной фаланге пальца. Покрывающая его ногтевая пластинка прозрачна, за исключением корня ногтя, где заметна белая луночка. Она состоит из более плотной ткани. В ногтевой пластинке нет нервных окончаний и кровеносных сосудов, но ногтевое ложе богато ими. Растёт ноготь с основания. Здесь и с боковых сторон края ногтя покрыты кожным валиком (рис. 109).


Рис. 109. Строение ногтей: А — ноготь человека; Б — ноготь обезьяны; В — коготь кошки: 1 — кость концевой фаланги; 2 — подушечка пальца; 3 — ногтевое ложе; 4 — ногтевая пластинка; 5 — ногтевой валик; 6 — корень ногтя

Гиподерма ( подкожная клетчатка ) предохраняет организм от охлаждения, играет роль амортизатора при ушибах, а также в ней откладываются запасные питательные вещества.

Функции кожи. Кожа обладает большой механической прочностью, поэтому она защищает ткани и органы от повреждений. Благодаря работе находящихся в коже рецепторов организм получает сигналы о нежелательных для него воздействиях, что позволяет избегать ранений, ожогов и обморожений.

Возбудители большинства заболеваний не могут проникнуть через здоровую кожу и слизистые оболочки во внутреннюю среду организма.

Кожа не пропускает воду, поэтому тканевая жидкость сохраняется в организме. Избыток воды, солей, продуктов обмена и различных шлаков выделяется наружу через потовые железы.

Этот процесс, как и другие, строго регулируется нервной и гуморальной системами и зависит от активности других органов. Например, при нарушении деятельности почек концентрация солей натрия и калия в поту значительно возрастает. Через потовые железы происходит и газообмен: поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Правда, в сравнении с лёгкими дыхательная функция кожи не имеет большого значения, но для самой кожи она полезна.

В коже сохраняются и при необходимости используются запасы питательных веществ и воды. Здесь же синтезируются вещества, необходимые для организма, в частности витамин D. По состоянию кожи можно судить о возможных нарушениях обмена веществ.

В коже много рецепторов, воспринимающих тепло и холод, прикосновение, давление, боль. Благодаря рецепторам, находящимся в коже, человек определяет размеры, плотность, форму предметов. Особенно много рецепторов на кончиках пальцев (рис. 110).


Рис. 110. Рецепторы кожи, реагирующие на: 1 — прикосновения и вибрацию; 2 — деформацию волоса; 3 — тепло; 4 — холод; 5 — прикосновение и перемещение предмета; 6 — боль

Благодаря потообразованию и изменению просвета кровеносных сосудов происходит увеличение или уменьшение теплоотдачи. Например, при высокой температуре окружающей среды сосуды кожи расширяются, теплоотдача возрастает, а при низкой — сужаются, следовательно, теплоотдача уменьшается.

Эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти.

1. В чём проявляются защитная, выделительная и дыхательная функции кожи?

2. Почему образуется загар?

3 . Какова роль кожи в обменных процессах и теплорегуляции?

4. В чём проявляется рецепторная функция кожи?

5. У человека участие кожи в дыхании невелико. Вспомните, у каких организмов на кожное дыхание приходится основная доля общего газообмена.

1. Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки. Она как бы разделена на ромбики и треугольники, на углах которых находятся поры, из них выходят стержни волос. Поры ведут в волосяные фолликулы, куда впадают протоки сальных желёз. Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими (это лучше заметно при большом увеличении).

2. Рассмотрите под лупой кожу ладонной поверхности кисти. Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желёз. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?

3. Обратите внимание на узоры подушечек пальцев. Они индивидуальны для каждого человека и потому используются в криминалистике. Как вы считаете, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев?

4. Расскажите о строении кожи. Как вы думаете, везде ли толщина кожи одинакова? Если нет, то почему? Объясните свою точку зрения.

Защитная функция кожи. Кожа обладает большой механической прочностью. Благодаря рецепторам кожи организм получает сигналы о нежелательных для него воздействиях. Возбудители большинства заболеваний не могут проникнуть через здоровую кожу.

Выделительная функция кожи. Избыток воды, солей, продуктов обмена и различных шлаков выделяется через потовые железы. Кожа не пропускает воду.

Дыхательная функция кожи. В коже происходит газообмен: поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Выделительная функция кожи полезна для самой кожи, а не для организма в целом.

Рецепторная функция кожи. В коже много рецепторов, воспринимающих тепло, холод, прикосновение, давление, боль. Прикосновение и вибрацию. Деформацию волоса. Тепло. Холод. Прикосновение и перемещение предмета. Боль. Рецепторы кожи реагируют на:

Теплорегуляторная функция кожи. Благодаря потообразованию и изменению просвета кровеносных сосудов происходит увеличение или уменьшение теплоотдачи.

Кожа- наружный покровный орган. Цель: познакомить учащихся со строением и функциями кожи, выработать навыки установления связи между макро- и микроструктурами.

1. Актуализация знаний. Кожа земноводных состоит из одного слоя эпителиальной ткани.

Кожа пресмыкающихся двухслойная: снаружи ороговевший эпителий, под ним собственно кожа из соединительной ткани.

У млекопитающих появляется не только шерстный покров, но и развивается внутренний слой- подкожная жировая клетчатка.

2. Изучение нового материала. Эпидермис Дерма Гиподерма

Эпидермис. Образован многослойным эпителием. Состоит из: Наружного слоя мертвых ороговевших клеток, выполняющих защитную функцию. Внутреннего слоя живых активно размножающихся клеток, содержащих пигменты.

Дерма. Образована соединительной тканью, с эластичными волокнами. Находятся рецепторы, кожные железы, волосяные фолликулы, кровеносные и лимфатические сосуды.

Производные дермы- волосы, ногти. Концевая фаланга. Подушечка пальца. Ногтевое ложе. Ногтевая пластинка. Ногтевой валик. Корень ногтя.

Гиподерма. Подкожная жировая клетчатка. Выполняет функцию изолирующего слоя, препятствующего охлаждению тела. Амортизатор при ушибах. Энергетический резерв.

Функции кожи. Защитная. Выделительная. Дыхательная. Рецепторная. Теплорегуляторная.

3. Закрепление знаний. Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки. Она как бы разделена на ромбики и треугольники, на уголках которых находятся поры, из них выходят стержни волос. Поры ведут в волосяные фолликулы, куда впадают протоки сальных желез. Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими.

Рассмотрите под лупой кожу ладоней поверхности кисти. Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желез. Почему при волнении ладонные поверхности оказываются влажными, а тыльные нет?

Обратите внимание на узоры подушечек пальцев. Они индивидуальны для каждого человека и поэтому используются в криминалистике. Под эпидермисом, в углублениях между бороздками особенно много осязательных рецепторов. Объясните, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев?

4. Задание на дом. Изучить параграф № 39. Ответить на вопросы перед параграфом на странице 200.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Урок по биологии на тему "Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи". Задачи:1.раскрыть гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения.


Урок биологии в 8 классе.Тема:Кожа, ее строение и функции. Гигиена кожи.

Модульный урок в 8 классе "Кожа,ее строение и функции.Гигиена кожи." ориентирован прежде всего на активную рабочую деятельность детей. Освоение приемов модульного обучения способствует быст.


Кожа. Значение и строение кожи.

урок биологии в 8 классе.


Изделия из кожи. Кожаная пластика.Художественная обработка кожи.

Цели урока; 1. Образовательная - знакомство с видом декоративно - прикладного творчества - кожаная пластика, материалы и приспособления для работы с кожей. 2.Воспитательная - заинтересовать учащихся.

Роль косметических средств в уходе за кожей. Средства по уходу за кожей и декоративная косметика.

Выбор косметических средств по уходу за кожей. Изучение вредных веществ в составе косметических средств. Их воздействие на организм.


Урок "Строение и функции кожи. Гигиена кожи".

Подробная технологическая карта к уроку "Строение и функции кожи. Гигиена кожи" (биология 8 класс).

8 класс "Уход за кожей. Гигиена кожи и обуви. Кожные болезни"

Разработка урока в 8 классе, проведённого на муниципальном уровне конкурса профессионального мастерства "Учитель года Тоджинского кожууна - 2019".

Читайте также: