Почему ребенок обдирает кожу на пальцах причина

Обновлено: 28.03.2024

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В науке есть два термина для определения данной проблемы.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Родители, чей ребёнок грызёт ногти, по-разному воспринимают данный факт. Кто-то — как возрастную закономерность, на которую не стоит обращать внимание, так как она пройдёт сама собой. А кто-то — как вредную привычку. Для третьих это и вовсе серьёзное заболевание, которое требует немедленного и профессионального лечения. Кто из них прав?

В науке есть два термина для определения данной проблемы. Онихофагия — психическое расстройство, проявляющееся в неконтролируемом обкусывании ногтей. Дерматофагия — привычка грызть собственную кожу на пальцах (кутикулу). Большинство специалистов считает, что это одна из форм психического расстройства, которую нельзя пускать на самотёк.

Причины

  • проблемы с ЦНС: наследственная склонность к неврозам, чрезмерная возбудимость;
  • авитаминоз;
  • несбалансированное питание, строгий запрет на сладкое, диеты, элементарное недоедание, плохой аппетит;
  • заболевания ССС;
  • патологии кутикулы (она постоянно топорщится и мешает);
  • гельминтоз;
  • раннее или неправильное отлучение от груди (как вариант — от соски);
  • несоблюдение гигиены: ногти вовремя не обстригаются, не чистятся.
  • смена обстановки, адаптация к детскому саду, школе, новому месту;
  • смерть близкого человека;
  • сильный испуг;
  • неблагоприятный психологический климат в семье;
  • чрезмерные нагрузки (психологические, эмоциональные, физические);
  • скука, отсутствие нагрузок;
  • подражание — взрослым, друзьям;
  • раздражительность из-за недосыпания и слишком длительного времянахождения за гаджетами, компьютерами, телевизором;
  • заниженная самооценка, боязнь не оправдать надежды.

Научная гипотеза. Психотерапевты считают, что, грызя ногти, ребёнок активизирует болевые точки, заглушающие стресс.

Сопровождающие симптомы

Есть дети, которые грызут ногти только в исключительных случаях, когда сильно переживают за что-нибудь. Это может быть ожидание наказания за какой-либо проступок, решающая контрольная работа, выставление итоговых оценок, у подростков — важный разговор и т. д. Такие ситуации в норме не должны возникать слишком часто (2-3 раза в месяц).

Отклонением считается, когда ребёнок грызёт ногти сначала — в момент сильнейшего стресса, а затем начинает это делать из-за любых переживаний по несколько раз на день. Когда паттерн поведения становится устойчивым, пальцы во рту оказываются даже в состоянии покоя: когда пишет, читает, рисует, просто стоит и чего-то ждёт.

Признаком онихофагии являются не только обкусанные, неровные, неопрятные ногти с выгрызенной кожей вокруг них. Наблюдательные родители увидят и другие сопровождающие симптомы расстройства:

  • нервозность, раздражительность;
  • резкие перепады настроения;
  • плаксивость, капризность;
  • плохой аппетит;
  • проблемы со сном;
  • социальная дезадаптация;
  • закрытость.

Нередко привычка грызть пальцы сопровождается зудом кожных покровов, из-за которого ребёнок до крови расчёсывает себя.

Это интересно. Девочки страдают этой привычкой реже, чем мальчики, так как являются более стрессоустойчивыми.

Возрастные особенности

Чтобы избавиться от вредной привычки (или психического расстройства), полезно учитывать возрастные особенности данного явления.

2-3 года

  • возрастной кризис 3 лет;
  • первые попытки самостоятельности, которую со всех сторон ограничивают взрослые;
  • адаптация к детскому саду.
  • постепенно и грамотно приучать к самостоятельности;
  • установить чёткие запреты;
  • помочь адаптироваться к садику.

4-5 лет

  • психотравма;
  • проблемы в общении с воспитателем или сверстниками в детском саду;
  • плохой аппетит.
  • в случае с психотравмой — обратиться к профильному специалисту;
  • способствовать более активному общению с другими детьми;
  • привлечь к решению проблемы воспитателя;
  • следить за качеством и регулярностью питания.

6-7 лет

  • возрастной кризис 7 лет;
  • адаптация к школе;
  • чрезмерные нагрузки;
  • первое осознание себя как психической личности («я чувствую»).
  • помочь адаптироваться к школе;
  • следить за балансом нагрузок;
  • чаще спрашивать, о чём он думает, какие чувства испытывает;
  • не оставлять наедине с самим собой.
  • неуспеваемость, девиантное поведение;
  • не сложившиеся отношения с учителем или одноклассниками;
  • низкая самооценка, страх не оправдать ожиданий взрослых.
  • нанять репетитора, ежедневно следить за выполнением домашних заданий, приобщать к чтению;
  • способствовать социальной адаптации;
  • открыто и постоянно демонстрировать свою любовь и поддержку.

Как показывает практика, в 9 лет наблюдается пик: почти каждый второй ребёнок грызёт ногти и кожу вокруг них. Родители должны быть особенно внимательными. Побороть вредную привычку в данном возрасте просто необходимо, иначе она потянется и в подростковый период.

После 10 лет

  • возрастной подростковый кризис;
  • психотравма;
  • продолжение вредной привычки, приобретённой ещё в детстве.
  • не оставлять подростка наедине со своими проблемами;
  • чаще беседовать, проводить больше времени вместе;
  • по поводу психотравмы проконсультироваться со специалистом;
  • показывать фотографии и видеоролики, демонстрирующие последствия данной привычки.

Это факт. По статистике, в возрасте от 6 до 10 лет этой привычкой страдает почти каждый третий ребёнок.

Советы психолога

Не следует ждать, пока привычка приобретёт масштаб катастрофы и приведёт к развитию воспалительных процессов. Её нужно пресекать на корню, но не так, как это делают некоторые родители: бьют по рукам или используют физические наказания. Это, наоборот, ещё больше усугубляет ситуацию.

Что делать, чтобы ребёнок не грыз ногти:

  1. Выяснить и устранить причину.
  2. Обеспечить комфортную психологическую обстановку в семье.
  3. Научить выражать эмоции — и отрицательные в том числе, не держать в себе негатив.
  4. Приобщить к ЗОЖ: соблюдать режим дня, правильно питаться, быть физически активным.
  5. Найти занятие, которое бы развивало мелкую моторику рук (для любого возраста): лепку, рисование, бисероплетение, конструктор, игру на музыкальных инструментах.
  6. Следить за гигиеной рук: регулярно стричь и чистить ногти. Девочкам можно сделать красивый детский маникюр.
  • ругать за то, что он грызёт ногти;
  • бить по рукам;
  • мазать пальцы чем-то острым или горьким.

К сожалению, в последнее время на форумах даются некомпетентные советы, как родителям быстро и навсегда отучить ребёнка грызть ногти. Например, намазать горчицей, йодом, соком алоэ, концентрированным солевым раствором, зелёнкой, пеной из-под хозяйственного мыла. Умные родители никогда так не поступят по ряду причин:

  • это не устранит причину;
  • можно нарушить работу вкусовых рецепторов;
  • среди последствий — ожоги слизистой рта и кишечные расстройства;
  • отсутствие возможности делать это постоянно.

Для такого «лечения» чаще всего используются агрессивные вещества. Ребёнок может почесать намазанными пальцами глаза, взять в руки что-то съедобное. Это приведёт к печальным последствиям. Но грызть ногти он так и не перестанет.

Если ничего не помогает, не нужно стесняться — обратитесь за помощью к психотерапевту.

Лайфхак. Те родители, которые проводят много времени со своими детьми, могут попытаться выработать у них отрицательный рефлекс. Нужно надеть на детскую ручку резиновый браслет. Как только пальцы оказываются во рту — украшение слегка оттягивается, отпускается и с характерным щелчком шлёпает по коже. Это не больно, но неприятно и напоминает о запрете.

Лечение

Психотерапевтическая помощь необходима, если ребёнок грызёт ногти слишком долго и часто и не реагирует на все действия, предпринимаемые родителями. После сбора данных специалист будет заниматься выяснением причины и её последовательным устранением. Самые эффективные в этом плане направления:

  • арт-терапия: изо- или пескотерапия;
  • поведенческая психотерапия;
  • психоанализ;
  • телесно-ориентированная терапия и др.

Попутно специалист может порекомендовать и другие способы лечения, доступные в домашних условиях.

Можно приобрести специальный лак с незначительными вкусовыми добавками. Во-первых, он делает детские ноготки ухоженными. Во-вторых, не содержит вредных веществ. В-третьих, оставляет неприятное послевкусие во рту и на языке. Именно оно и отбивает охоту грызть пальцы. Краткий обзор таких средств:

Горький лак для ногтей для детей

Специально для детей также выпускается горький лак «Некусайка» (No bite pro growth) от компании Clever Company.

Упражнения

Ребёнок начинает грызть ногти, когда нервничает и состояние стресса достигает своей максимальной точки. Специалисты советуют научить его самоконтролю. Как только захочется потянуть пальцы в рот, нужно выполнить любое несложное упражнение для снятия напряжения. Самые простые:

  • частое сжимание и разжимание кулачков;
  • кувырки вперёд;
  • стойка на голове (если умеет выполнять);
  • прыжки вверх (можно из приседа, имитируя движения лягушки);
  • поза из йоги «Собака мордой вниз» (могут освоить даже малыши).

Подобные упражнения позволяют снять напряжение в короткий срок и избавляют от необходимости грызть ногти.

Другие методики

В минуту стресса не всегда может оказаться возможность выполнить упражнение. Например, если переживания застали на уроке или в магазине, нельзя нарушать дисциплину — прыгать или вставать на голову. Поэтому всегда должны быть запасные варианты. Что может стать альтернативой:

  • простейшие дыхательные упражнения;
  • методика визуализации (закрыть глаза и представить себя в тихом, уютном местечке);
  • выпить стакан воды небольшими глотками;
  • нарисовать что-нибудь;
  • досчитать до 100 и обратно (про себя);
  • дышать животом;
  • обнять кого-нибудь из родителей (на улице или в магазине);
  • попробовать сдвинуть стену.

Если психическое состояние ребёнка оставляет желать лучшего (психотравма слишком глубокая или депрессия затянулась), психотерапевт может назначить успокаивающие лекарства в соответствии с возрастом. Но они идут лишь как вспомогательная часть основного курса лечения.

Последствия

Родители должны знать, чем опасно данное явление, чтобы лишний раз убедиться в том, что на самотёк его пускать нельзя. Если ребёнок регулярно грызёт ногти, это чревато самыми серьёзными проблемами. Среди последствий:

  • деформация ногтевой пластины: утолщение, расслоение;
  • инфекции, возникновение местных воспалительных очагов в окружающих тканях;
  • повреждения кутикулы;
  • прекращение роста ногтей;
  • абсцесс ногтевого валика;
  • повреждение и инфицирование дёсен из-за неровно обкусанных краёв ногтевых пластин;
  • кишечные расстройства из-за попадания в ЖКТ микробов и вирусов (содержатся в грязи под ногтями);
  • возникновение психических проблем: замкнутость, социальная дезадаптация;
  • неэстетичный внешний вид.

Самым опасным последствием является занесение в ранки инфекции, которая становится причиной развития воспаления. Оно может быть гнойным, вызывать сильную боль и чувство дискомфорта. Если своевременно не предпринять меры, абсцесс может распространиться на весь палец. В результате есть риск лишиться ногтя, придётся проходить лечение антибиотиками.

Так что родители должны регулярно отслеживать состояние ногтевых пластин и пальцев, если у ребёнка есть привычка их грызть. При малейшем подозрении на воспалительный процесс необходимо отправляться к детскому хирургу или дерматологу.

Профилактика

Чтобы никогда не увидеть, как ребёнок, нервничая, грызёт ногти, родители должны своевременно предпринимать профилактические меры. Начинать можно с 3 лет — потом может быть поздно. Во-первых, нужно тщательно следить за его физическим здоровьем и развитием:

  • своевременно пролечивать любые заболевания, придерживаться врачебных рекомендаций;
  • обеспечить сбалансированное, правильное питание;
  • дважды в год пропаивать курсом поливитаминов;
  • правильно и в рекомендуемые сроки отучать от груди;
  • обеспечить физическую активность (прогулки на свежем воздухе, командные игры, спорт);
  • следить за тем, чтобы он высыпался;
  • держать руки ухоженными.

Во-вторых, предпринять всё необходимое, чтобы психологически он чувствовал себя комфортно:

  • исключить дома повышенные тона;
  • родителям не ругаться друг с другом;
  • ослабить нагрузки, если они непосильные;
  • и наоборот — найти занятие по душе, если он страдает от того, что ему нечего делать;
  • не подавать дурного примера;
  • контролировать время, проведённое за компьютерами и гаджетами;
  • поощрять за каждый хороший поступок;
  • ежедневно беседовать о том, как прошёл день, какие эмоции его переполняют.

Чтобы ребёнок наконец перестал грызть ногти, родителям придётся набраться терпения и провести немалую работу. Главное, что от них требуется, — внимание и забота. Не нужно при этом заниматься самолечением и заглушать детский стресс успокоительными. Они дадут лишь временный эффект, тогда как в данной ситуации нужно найти и вырубить её корень.

Онихофагия – навязчивое действие, проявляющееся обкусыванием ногтей и прилегающих к ним мягких тканей. Основным симптомом является реализующееся влечение обгрызать ногтевую пластину, заусенцы, кутикулу на пальцах рук. Ногти слабые, хрупкие, деформированные, области вокруг них повреждены, воспалены, часто имеются признаки бактериальных, грибковых инфекций. Навязчивость сопровождается неуверенностью, тревожностью, эмоциональной скованностью, сниженной самооценкой. Онихофагия диагностируется по результатам осмотра рук ребенка, беседы с ним и его родителями. Лечение предполагает специальный уход за ногтями, сеансы психотерапии для устранения причины расстройства.

Онихофагия

Общие сведения

Онихофагия

Причины онихофагии

Навязчивое обгрызание ногтей формируется на базе определенных психологических черт, запускается воздействием стрессовых факторов. К причинам данной невротической стереотипии относят:

  • Тревожность. Откусывание ногтей позволяет временно снять напряжение детям с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой.
  • Чувство вины. Ритуал сопровождается нанесением вреда самому себе, является формой самонаказания.
  • Особенности воспитания. Развитию онихофагии способствуют частые упреки, замечания, завышенные требования взрослых, негативные оценки поведения, внешности.
  • Неблагополучная семейная обстановка. Спровоцировать появление навязчивостей способны частые ссоры между членами семьи, домашнее насилие, развод родителей, смерть одного из них.
  • Проблемы социального взаимодействия. Плохие отношения с одноклассниками, учителями, стремление получить признание и одобрение повышают уровень тревоги, запускают навязчивые действия.
  • Чрезмерные нагрузки. Интенсивное и продолжительное физическое, эмоциональное, умственное напряжение может находить выход через обкусывание ногтей.
  • Копирование привычек. В семьях, где один из родителей имеет привычку грызть ногти, дети страдают онихофагией чаще. Предположение о наследственном факторе не нашло подтверждения. Вероятнее всего, происходит перенос опыта от взрослого к ребенку.

Патогенез

Симптомы онихофагии

Основной внешний признак – короткие, деформированные ногтевые пластины пальцев рук. Отросших ногтей нет, краевая часть неровная, расслаивается. Расположенные рядом мягкие ткани повреждены: области заусенцев и ногтевого валика с гнойными нарывами, кутикула воспалена, кровоточит, покрыта струпьями. Длительное течение онихофагии приводит к утолщению роговых пластин – к платонихии. Деформация ногтей сопровождается образованием бугорков, борозд, продольных и поперечных полос. Постоянное травмирование связано с высоким риском инфицирования, которое проявляется сильной болью, зудом, повышением местной температуры. При грибковых поражениях изменяется цвет ногтей.

Поведение детей с онихофагией отличается неуверенностью, робостью поступков, ориентацией на оценку окружающих. Старание соответствовать требованиям, ожиданиям взрослых проявляется навязчивым обкусыванием ногтей, заусениц, кутикулы, проглатыванием фрагментов роговых пластинок, мягкой ткани. Эмоциональная сфера детей характеризуется повышенной напряженностью, тревожностью, мнительностью. Часто выявляются вторичные депрессивные расстройства, нарушения засыпания, сна, аппетита.

Осложнения

При отсутствии грамотного лечения онихофагия осложняется невротическими расстройствами: усиливаются обсессивно-компульсивные проявления, к обкусыванию ногтей добавляются другие ритуалы (мытье рук, выдергивание волос), акцентуируются тревожно-мнительные черты характера, развивается депрессия, нарушается социальная адаптация. Обгрызание грязных ногтей становится причиной бактериальных инфекций, глистных инвазий. При длительном течении онихофагии пластины ногтей деформируются навсегда, изменяют цвет, перестают расти. Травмируются передние зубы ребенка, десны начинают кровоточить, воспаляются, прикус становится неправильным.

Диагностика

Онихофагия развивается в рамках неврозов, неврозоподобных расстройств, как отдельный диагноз не выделяется. В процессе диагностики задействованы врачи различных специальностей – педиатр, дерматолог, психиатр, психолог. Обследование ребенка состоит из ряда процедур:

  • Осмотр. Физикальный метод применяется врачом-педиатром, дерматологом. Специалист отмечает локализацию, характер и глубину поражений, оценивает вероятность наличия бактериальной, грибковой инфекции.
  • Опрос. Врачи соматического профиля выясняют факт, продолжительность и частоту обкусывания ногтей. Уточняют наличие/отсутствие жалоб на работу желудочно-кишечного тракта, состояние зубов и десен.
  • Лабораторные анализы. При признаках воспалительного процесса проводятся лабораторные тесты (кожные пробы, анализ экссудата), подтверждающие наличие инфекции.
  • Клиническая беседа, наблюдение. Психолог, психиатр, обследуют ребенка с целью выявления причин онихофагии. Выясняют время начала симптомов, их связь со стрессовыми ситуациями, психотравмирующими событиями. Оценивают особенности детско-родительских отношений, поведенческих и эмоциональных реакций ребенка.
  • Психодиагностика. Психолог проводит тесты, ориентированные на выявление особенностей эмоциональной и личностной сферы, уровень невротизации. По итогам определяются наиболее дисгармоничные свойства, требующие коррекции (тревожность, низкая самооценка и др.).

Лечение онихофагии

Лечение проводится в двух направлениях: восстановление целостности ногтевых пластин и кожи, устранение причин навязчивых действий. Процесс терапии включает:

  • Применение препаратов. В зависимости от величины и глубины поражения тканей, наличия/отсутствия инфекции назначаются местные средства (кремы, мази, гели) с противовоспалительным, антибактериальным, антигрибковым эффектом. При выраженных эмоциональных нарушениях – тревожности, напряженности, депрессии – показаны седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты.
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Обкусывание ногтей является патологической привычкой, базирующейся на подавленных эмоциях, напряжении, т ревоге. На сеансах психотерапии проводится работа с эмоциями: ребенок учится выражать их, обсуждать, принимать. Параллельно он обучается навыкам релаксации, самоконтроля. На заключительном этапе патологическое стереотипное действие купируется путем разделения его с эмоциональным состоянием.
  • Психологическая консультация родителей. Психолог, психотерапевт рассказывают о причинах онихофагии, влиянии определенных методов воспитания на развитие расстройства. Через обсуждение разрабатываются схемы взаимодействия с ребенком, подчеркивается важность одобрения, поддержки, правильной критики.

Прогноз и профилактика

Прогноз онихофагии при правильном лечении благоприятный: на восстановление ногтей, верхнего слоя кожи требуется 2-6 недель, на устранение психологической основы – 3-6 месяцев. В дальнейшем соблюдение рекомендаций психотерапевта позволяет избежать рецидивов. Основное условие профилактики онихофагии – принятие любых эмоциональных состояний ребенка. Гнев, злость, агрессия должны быть пережиты, обсуждены без подавления и критики. Возможность быть честным, открытым, искренним снижает риск развития невротических расстройств, навязчивостей. Для предупреждения рецидива онихофагии рекомендуется выполнять процедуры, снимающие эмоциональное напряжение – теплые ванны, массаж, гимнастику перед сном. При выявлении единичных случаев обгрызания ногтей не стоит ругать ребенка, акцентировать внимание на этом действии.

Почему ребенок грызет ногти, выдергивает волосы, чешется или совершает другие навязчивые действия — рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.

Почему ребенок грызет ногти и совершает другие навязчивые действия

Грызет ногти до крови, выдергивает волосы на голове, расчесывает кожу, совершает какие-то непонятные ритуалы, без которых не ложится спать. Что стоит за навязчивыми действиями у детей с точки зрения психологии?

Проще всего понять смысл этих действий на примере ритуала. Ребенку нужно пять раз помыть руки с мылом, чтобы пойти играть или обедать. А что будет, если он этого не сделает? Если ребенок помоет руки недостаточно тщательно, останутся микробы, которые попадут в рот, из-за чего будет болеть живот. Знакомая страшилка? Мытье рук в гипертрофированной форме защищает ребенка от больного живота и от тревоги, что живот может заболеть.

Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги. Если я совершу определенное действие, то не наступят нежелательные последствия.

Наружу выходит основная функция невротических навязчивых действий — защитная. Но защита от чего? Получается, что от тревоги.

Школьник старается сделать все по пять раз, чтобы получить пятерку. Этот ритуал снижает тревогу получить плохую отметку.

Контролировать получается не все, даже взрослым. Тогда желание контроля смещается на навязчивые действия, никак не связанные с желанием. Я могу мыть руки пять раз, и тогда я получу пятерку. Я могу целовать маму на ночь непременно три раза, и тогда она будет жить долго и счастливо. Я могу создать иллюзию контроля того, чего по сути контролировать не могу. И тогда моя тревога снижается. Снижается страх неудачи, страх смерти.

Ребенок грызет ногти на руках, выдергивает волосы — благодаря им ребенок справляется с тревогой, с аффектами, которые его переполняют. И хорошо, что психика справляется хотя бы таким образом.

Задача родителей и психолога — понять, что скрывает за собой навязчивое действие, и как можно выразить это чувство, эту эмоцию, это желание более рациональным способом.

Расссмотрим основные причины, почему ребенок грызет ногти.

Различные симптомы часто возникают у детей, родители которых регулярно ссорятся и выясняют отношения. Ребенок как бы перетягивает внимание на себя и заставляет больше думать о нем, нежели ругаться между собой.

Будет ошибкой думать, что если ребенок не видит конфликтов между родителями, то он растет в комфортной и благополучной обстановке. Ребенок чувствует все, даже если ему об этом не говорить. Его тревога только усиливается тем, что с ним не говорят, ему не объясняют, что происходит.

Ребенок злится на родителей и на себя. Он думает, что виноват в том, что мама и папа ругаются. Он испытывает огромный ком смешанных неназванных эмоций. А значит и не знает, как с ними справляться. Вот и реагирует, как умеет. Когда ребенок грызет ногти, ему удается хоть немного сбросить напряжение.

Что делать родителям. Нужно честно признаться себе, если в семье есть конфликты, недоговоренности, тайны. Важно дать ребенку понять, что даже если родители ссорятся, они все равно его любят. Что он не виноват в ссорах взрослых. Полезно сходить к семейному психологу, который поможет паре разобраться в отношениях.

2 Борется с тревогой из-за неизвестности и семейных тайн

Ребенку уже больше года не говорят, что умер дедушка. Говорят, что он уехал в командировку на север и вернется очень нескоро. Ребенок даже в игре разыгрывает смерть. Он знает об этом, однако с ним никто об этом не говорит. Одна из жалоб родителей такого ребенка — навязчивые действия.

Что делать родителям. Не надо бояться говорить с ребенком, куда делась прабабушка и откуда появился братик. Важно на уровне понимания ребенка донести ему такие важные темы, показать ему, что их можно обсуждать с близкими людьми.

3 Боится остаться без родителей

Здесь можно объединить ситуации из ряда «если я буду вызывать у мамы тревогу, то она не уйдет» и «если я буду выполнять ритуал, то мама не умрет».

На первом году жизни ребенок чувствует, что обладает всемогуществом. Все его желания моментально исполняются, а потребности удовлетворяются. Ему кажется, что это он управляет мамой, которая приходит, кормит, переодевает, успокаивает.

Со временем он понимает, что он и мама — отдельные люди. Его желания и желания мамы могут не совпадать. Хочется вернуть младенческое блаженство. Однако при отзывчивой, чувствительной матери ребенок справляется со своими чувствами.

Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом.

Но если мама резко бросила кормить грудью в полгода, родился братик или сестричка, или ребенку пришлось разлучиться с матерью на длительное время, малыш начинает бояться, что маму можно потерять. Ребенок замечает, что если он делает что-то, что тревожит маму, тогда она приходит и какое-то время находится рядом. Тогда у ребенка закрепляется связь: выдернул волос — пришла мама. Со временем эта связь становится бессознательной, остается только симптом.

Что делать родителям, если это — причина, почему ребенок грызет ногти. Почаще говорить ему, как его любят, как он значим и важен для семьи. Подмечать его успехи и помогать справляться с неприятностями. Важно, чтобы он чувствовал: что бы ни случилось мама и папа рядом, на его стороне.

4 Не может предсказать поведение родителей

Если родители ведут себя непредсказуемо и по-разному в одинаковых ситуациях, это нарушает чувство безопасности у ребенка.

Мама может уходить без предупреждения. Неверно, что маленькие дети этого не замечают. Даже самый маленький младенец чувствует и знает, что мама куда-то делась. А вот куда — непонятно. Ребенок не знает, куда она ушла и когда вернется. И почему когда засыпал — была мама, а проснулся — бабушка или няня. Он переживает, что мама ушла навсегда, бросила его. Начинает думать, что это он виноват во всем.

Сегодня мама за мокрые штанишки наругала, завтра не обратила на них внимание, послезавтра посмеялась, а через неделю и вовсе побила. Непонятно, как мама поступит в тот или иной момент. На одни и те же действия она реагирует по-разному.

Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать. Он не может предполагать, предугадывать последствия своих поступков и поведения. Он не может чувствовать себя спокойно и безопасно.

Мама запрещает смотреть мультики больше получаса в день, а папа разрешает. Ребенку непонятно, как себя вести, какие правила соблюдать.

Что делать родителям, если ребенок грызет ногти? Совет психолога — б ыть последовательными в правилах и запретах. Если телевизор после десяти вечера смотреть нельзя, то нельзя и сегодня, и завтра, и через неделю. И не разрешит ни папа, ни мама. Если перед мальчиком, которого ударил ребенок, нужно извиниться, то это нужно делать в любых случаях, когда ребенок обидел кого-то из сверстников. И ни папа, ни бабушка от этой участи не избавят.

5 Чувствует себя непринятым

С детства в ребенке могут видеть черты лица деспотичного деда. Ребенок только родился, а у него уже «такой же хитрый взгляд как у отца». Или он родился в день рождения прабабушки — значит такая же тяжелая судьба будет. В этих примерах ребенку с рождения приписываются качества и черты других родственников, которые не имеют ничего общего с ним самим. Самого ребенка не видят и, следовательно, не принимают.

Ребенку с детства могут пророчить карьеру переводчика или математика и требуют от него блестящих знаний соответствующих предметов. А у него талант к рисованию или танцам. Ребенок вынужден подавлять природные способности и следовать ожиданиям родителей, что создает сильное напряжение.

Что делать родителям. Обратить внимание на интересы ребенка, его способности. В школе приходится изучать все предметы, но если вместо кружка по математике ребенок, любящий рисовать, пойдет в художественную школу, то он будет чувствовать себя гораздо лучше. Он будет знать, что его заметили, что его талант может развиваться, он значим, увиден и принят. У ребенка появится хобби, которое потом может перерасти и во что-то более серьезное.

6 Страдает от своей «неидеальности» и строгого воспитания

Ребенка ругают за не отличные оценки, требуют первых мест во всех конкурсах, идеальной внешности, идеальной чистоты в комнате. За любое несоответствие ожиданиям ребенок подвергается наказанию, порицанию, осуждению. Тогда малыш все время находится в постоянном напряжении, не может расслабиться даже на секунду.

Если ребенок растет в страхе перед родителями, перед наказанием, перед неудачей, напряжение и тревожность возрастают в разы. Это как плотина, которая под огромным напором воды когда-нибудь обязательно прорвется.

Что делать родителям. По возможности создать ребенку условия, в которых он почувствует себя понятым и принятым. Важно любить ребенка просто за то, что он есть. Вне зависимости от его внешности, чистоты комнаты и отметок в школе.

Невроз и неврологические реакции, к которым в том числе относятся навязчивые действия, — это компетенция невролога, психиатра и психиатра-психотерапевта. Лучше, чтобы ребенка осмотрел врач и, если нужно, прописал медикаменты.

Если рекомендации не работают или их сложно выполнять последовательно, спокойно и регулярно, стоит обратиться к детскому психологу. Психолог поможет найти причину навязчивых действия у ребенка и поможет грамотно выстроить поведение родителей.

Накручивание волос на палец, заедание стресса шоколадкой, курение, чрезмерное употребление ругательных слов и еще масса других примеров – все это привычки взрослых, на которые уже почти никто не обращает внимание. Другое дело, если четырехлетний малыш сосет соску или палец: здесь общественность не может устоять перед возможностью сделать замечание и ребенку, и родителям. Хотя, если разобраться, что у детей, что у взрослых суть вредных привычек одна.

Что такое вредные привычки и почему они возникают у детей?

К вредным привычкам можно отнести действия и поступки, которые выполняются часто и в большинстве случаев неосознанно.
Чаще всего они носят либо психологический характер, либо изначально преследуют цель подражать кому-то (взрослым или сверстникам).


ребенок грызет ногти 1.jpg

К вредным привычкам в детском возрасте можно отнести:

  • грызть ногти;
  • сосать палец или соску после 3х лет;
  • ковыряться в носу или пупке;
  • перебирать в руках волосы или край одежды;
  • кусать губу;
  • чавкать;
  • ябедничать;
  • использовать слова-паразиты («короче», «ну, «вот») или нецензурную лексику и др.

Чаще всего к возникновению вредных привычек приводит стресс, который может быть связан с:

  • отсутствием доверительных отношений между ребенком и родителями;
  • неблагоприятный микроклимат в семье, конфликты между взрослыми;
  • недостаток внимания;
  • острый стресс (смерть близкого человека или питомца, развод родителей, несчастный случай, в котором пострадал сам ребенок, или же все произошло на его глазах, др.);
  • эмоциональные переживания, связанные с взаимоотношениями в детском коллективе (конфликты с ровесниками, буллинг) или с учителями.

Зачем дети это делают?

вредные привычски.jpg

Поскольку большинство привычек связано с психологическими причинами, то выполнение этих простых помогает ребенку успокоиться, снять стресс и напряжение.
Например, сосание пальца или соски берет начало в младенчестве, когда сосательный рефлекс, являясь базовым, помогал ребенку ощущать себя в безопасности. Удовлетворяя его, малыш успокаивался, переставал плакать. Позднее, когда у него стали «отнимать» возможность таким образом чувствовать себя комфортно и под защитой (отучили от груди, перестал сосать бутылочку, стали забирать соску), а альтернативу для получения этого чувства не предложили (нет тесного контакта с мамой, например) или существует перманентная стрессовая ситуация (мама с папой постоянно ругаются), ребенок подсознательно ищет способ, как помочь себе: он понимает, что можно сосать палец или просто не расставаться с соской.

Это важно!

Цель любой вредной привычки – создать знакомое для человека поведение, которое помогает снизить уровень тревоги и напряжения путем выполнения знакомых и безопасных для него действий.

Становится очевидным, что между курением у взрослых и ковырянием в носу нет никакой разницы: оба этих действия несут один и тот же смысл.
Привычки, связанные с подражанием кому-либо, также нацелены на создание условий, помогающих детям почувствовать себя в безопасности. Повторяя за взрослыми, которые рядом, или за сверстниками ребенок пытается приблизиться к «образцу» и показать свою схожесть с ним, продемонстрировать то, что он «из того же племени», а также привлечь внимание.

вредные привычки 2.jpg

Нет универсальных советов, которые избавят малыша от вредной привычки. Это процесс долгий и непростой. Но есть советы, которые помогут преодолеть трудности!

Читайте также: